1 неделя великого поста молитвы

Подробное и точное описание: 1 неделя великого поста молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Великий пост – важнейший и самый древний из постов. Он символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост подводит православных людей к Страстной неделе (седмице) и, далее, к Празднику праздников — Светлому Христову Воскресению. Во время Великого Поста молитвой и покаянием каждый из православных может испросить у Господа, говением и исповедью, прощение своих грехов и причаститься.
Продолжительность Великого Поста установленная Святыми Апостолами, составляет десятую часть года — Святую Четыредесятницу . Эту десятину года необходимо посвящать Богу, чтобы мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.
Таким образом Великий Пост — Святая Четыредесятница — есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу — на спасение своей души.

Седьмая , последняя неделя перед Пасхою называется Страстною Седмицею . Эта неделя посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Его страданиям, смерти на кресте и погребению. Все дни Страстной Недели называются Великими. И это связано с величием воспоминаемых событий. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.
Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. ( Диакон Андрей Кураев) Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
Понедельник , вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров , с чтением Евангелия . Евангелие читается и на утренях.

Служба Великого Четверга посвящена воспоминаниям об умовении Иисусом Христом ног ученикам, о Тайной Вечери, о молитвах Иисуса Христа в саду Гефсиманском и о предания Его Иудою.
Служится Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения.

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминаниях о страданиях Иисуса Христа на кресте, о Его мучительной смерти и о Его погребении. В Великую Пятницу Литургии не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое«. священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Великий пост — особое время, когда каждый христианин может очиститься от грехов, возрасти духовно и встать на путь праведный. Пост следует начинать с молитв, которые помогут стать ближе к Господу.

Молитва — важная составляющая в жизни православного человека. Она не только приближает к Господу, но и очищает духовно, помогая справиться с трудностями и покаяться. Великий пост необходим, чтобы очистить свои мысли, душу и тело от негативного влияния и понять, что плоть никогда не сможет возвыситься над душой. В день начала Великого поста каждому необходимо молиться, чтобы открыть свое сердце перед Богом.

Первый день поста, как и всю следующую неделю, необходимо тщательно и усердно молиться, обращаясь к Господу. Только так можно преодолеть все тяготы жизни, встать на путь очищения и отказаться от земных искушений на период Великого поста.

Молитва первая: «Господь, молю, будь милостив ко мне! Услышь слова мои да помоги мне встать на путь праведный. Очисть душу мою от всего дурного, подари свое благословение, да будь рядом в минуты тягот, да не позволяй поддаться искушениям. Прости мне все грехи мои, дай сил выдержать все испытания, не покидай меня никогда, мой Отец Небесный. Во веки веков. Аминь».

Не забудьте помолиться, обратившись не только к Господу, но и к Богородице. Дева Мария испытала немало бремени, заслужив любовь и почтение людей за свою крепкую веру и любовь к Господу. Божия Матерь может помочь справиться со всеми трудностями, отпустив и простив грехи.

Молитва вторая: «О Пресвятая Богородица! Умоляю, услышь меня и прости за все проступки грешные, ибо каюсь я. Я к Тебе взываю за помощью, помоги мне очистить свою душу, прожить жизнь в праведности. Не позволяй мне потерять веру и уклониться от пути к Господу нашему. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Необходимо не только начинать день с молитвы, но и завершать его, обращаясь в молебне к Богу:

Читайте так же:  Молитва на покров день на замужество

Молитва третья: «Господь мой Бог, прошу у Тебя прощения за все грехи и дурные мысли. Прости меня и не позволяй демонам завладеть душой моей. Я верю в Тебя и в могущество Твое. Ты всегда в сердце моем, да не оставь меня без защиты Твоей! Во веки веков. Аминь».

Великий пост — особое время, когда каждый христианин может очиститься от грехов, возрасти духовно и встать на путь праведный. Пост следует начинать с молитв, которые помогут стать ближе к Господу.

Молитва — важная составляющая в жизни православного человека. Она не только приближает к Господу, но и очищает духовно, помогая справиться с трудностями и покаяться.

Великий пост необходим, чтобы очистить свои мысли, душу и тело от негативного влияния и понять, что плоть никогда не сможет возвыситься над душой. В день начала Великого поста каждому необходимо молиться, чтобы открыть свое сердце перед Богом.

Первый день поста, как и всю следующую неделю, необходимо тщательно и усердно молиться, обращаясь к Господу. Только так можно преодолеть все тяготы жизни, встать на путь очищения и отказаться от земных искушений на период Великого поста.

Молитва первая

  • «Господь, молю, будь милостив ко мне! Услышь слова мои да помоги мне встать на путь праведный. Очисть душу мою от всего дурного, подари свое благословение, да будь рядом в минуты тягот, да не позволяй поддаться искушениям. Прости мне все грехи мои, дай сил выдержать все испытания, не покидай меня никогда, мой Отец Небесный. Во веки веков. Аминь».

Не забудьте помолиться, обратившись не только к Господу, но и к Богородице. Дева Мария испытала немало бремени, заслужив любовь и почтение людей за свою крепкую веру и любовь к Господу. Божия Матерь может помочь справиться со всеми трудностями, отпустив и простив грехи.

Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы

Молитва вторая

  • «О Пресвятая Богородица! Умоляю, услышь меня и прости за все проступки грешные, ибо каюсь я. Я к Тебе взываю за помощью, помоги мне очистить свою душу, прожить жизнь в праведности. Не позволяй мне потерять веру и уклониться от пути к Господу нашему. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Необходимо не только начинать день с молитвы, но и завершать его, обращаясь в молебне к Богу:

Молитва третья

  • «Господь мой Бог, прошу у Тебя прощения за все грехи и дурные мысли. Прости меня и не позволяй демонам завладеть душой моей. Я верю в Тебя и в могущество Твое. Ты всегда в сердце моем, да не оставь меня без защиты Твоей! Во веки веков. Аминь».

Молитва Ефрема Сирина считается одной из сильнейших во время поста. Ее произносят и на богослужениях, и дома перед иконами. Преподобный Ефрем совершил в своей жизни неблагочестивый поступок, о котором никто не знал. Однако всевидящий Господь преподнес урок справедливости, и Ефрем понес наказание позже. В молодости ради дурачества он открыл сарай, в котором находилась корова — единственное богатство бедного человека. Ее растерзали хищные звери.

Позже Ефрем Сирин был вынужден заночевать в лесу, и прибился к пастуху, охраняющему стадо овец. Ночью их растащили звери, а люди не поверили словам пастуха и Ефрема. Он был заточен в темницу, где во сне ему привиделся святой муж, который попросил вспомнить и проанализировать свою жизнь и дурные дела. Так будущий святой понял, что ничего не укроется от взора Господа, а наказание за свои деяния несет каждый. После разбирательств Ефрема и еще нескольких невиновных выпустили.

Это событие помогло Ефрему встать на путь покаяния и обратиться к искренней вере. Он удалился в отшельничество, где воспитывал душу в праведных молитвах, уповая на милость Высших сил. Со временем он прослыл благочестивым проповедником и писателем, составив толкование на Пятикнижие Моисея.

  • «Боже, Владыка моей жизни! Вразуми меня, не дай жить в праздности и лени. Избавь меня от пустословия, греховных мыслей и слабости духа. Тебе вверяю живот свой, в благочестии склоняю голову пред всевидящим взором Твоим. Покажи мне, Всевышний, все грехи мои, за которые я в ответе. Накажи справедливым судом и дай возможность исправиться, встав на путь единственно верный. Освети тьму вокруг меня, да ниспошли благость свою, чтобы словом Твоим мог защититься от несправедливости и происков лукавого. Дай мне силы избавиться от алчности, зависти и осуждения. Только Ты можешь наказывать неправедных. Во веки вечные благословен Ты. Даруй мне целомудрие и смирение. Глас Твой в веках разносится, не покидая ни Землю грешную, ни души наши. Аминь».

Эта молитва читается в будние дни, с понедельника по пятницу. В ней собраны основные моменты покаяния и просьбы о наставлении Божьем. С помощью этих слов, идущих от самого сердца, каждый верующий просит покаяния за свои действия.

После каждой молитвы православные кланяются. В этом жесте заключена целостность души и тела. Таким образом мы смиренно признаем свои ошибки, искренне раскаиваемся и молим простить нас, даровать исправление и шанс начать жизнь с чистого листа.

С 11 марта 2019 года православные христиане приступают к самому долгому посту. Длится Великий Пост 48 дней, начинаясь с чистого понедельника и заканчиваясь в канун Светлой Пасхи в Великую Субботу.

Церковь установила семи недельный пост в память о том, как Иисус Христос провел 40 дней в пустыне. Все это время он ничего не ел и постоянно противостоял искушениям дьявола. Он выдержал испытание одиночеством и голодом, не поддался на соблазны Диавола, заставил отступить его.

Читайте так же:  Молитва чтобы мужа найти

Верующий человек, приступая к многодневному посту, стремится очистить свою душу, борясь с внешними и внутренними соблазнами. Такое поведение помогает понять, какой подвиг совершил Спаситель, 40 дней борясь со страстями человеческой природы, ощутить на себе тяжесть сопротивления искушениям.

К 40 дням Постничества Христова в пустыне Церковь добавила Страстную Седмицу, в память входа Господа в Иерусалим, где Спаситель принял на себя страдания и мученическую смерть. В Великую Седмицу верующие вспоминают и переживают мучения Иисуса, скорбят в день его смерти, чтобы искренне возрадоваться в Светлое Христово Воскресенье.

Великий Пост является не только самым длинным, но и самым строгим и з всех постов годового круга. Он предполагает полный отказ от мясомолочной продукции. Рыбу и растительное масло разрешено употреблять несколько раз за 48 дней. В последнюю Страстную неделю правила поста приближены к полному отказу от еды. Подробно ежедневный рацион постящегося человека церковь представляет на ежегодных православных календарях. Такие календари можно приобрести в любой церковной лавке.

Для того чтобы людям легче было перенести Великий Пост, ему предшествует Масленичная неделя. Это время праздничных застолий с обилием скоромных блюд. Организм запасается необходимым количеством животных белков, и воздержание от мяса и молочных продуктов переносится намного легче.

Новичкам выдержать многодневный пост бывает очень не просто. Священнослужители говорят, что не стоит изнурять себя постом в дороге, в болезни и в материнстве. Кормящим мамам, болеющим людям, а так же тем, кто в пути нужно больше питательных веществ для поддержания организма, поэтому в такие периоды не просто можно, а необходимо отступать от постничества.

Тем, кто только ступил на путь христианства, прежде всего, нужно понять, что время поста – это не только отказ от определенных блюд, это воздержание от всякого греха, в том числе от алкоголя, интимных отношений и злословия.

Святые апостолы и священнослужители однозначно говорят о том, что время поста это время воспитания духа. «Не то грех, что в рот, а то грех, что изо рта» гласит библейский афоризм. В этой фразе заключен глубокий смысл постничества. Отступаясь от правил приема постной пищи человек не согрешает в глазах Господа, но когда злословит и сквернословит, обижает ближних словом и делом – тогда душа его очерняется тяжким грехом.

Выдержать великий пост по всем церковным канонам тяжело. Укрепить себя в вере помогает молитва. Во время поста в храмах ежедневно ведутся службы, помогающие прихожанам молиться. Именно поэтому во время поста нужно стремиться как можно чаще приходить в храм. Священнослужители подскажут и направят верующего принявшего постничество. Во время службы человек не только приобщается к божественным песнопениям, но имеет возможность пообщаться с единомышленниками, почувствовать, что он не одинок в своей вере. Общение с другими верующими усиливает желание выдержать пост до конца по всем правилам.

Миряне, не имеющие возможности посещать церковь, могут молиться дома самостоятельно или всей семьей. Во время поста читаются ежедневные утренние и вечерние молитвы, к которым присоединяется известная универсальная молитва Ефрема Сирина.

При выборе ежедневных молитв, постящийся должен помнить, что просить Господа в эти дни нужно только об очищении души от пороков и укреплении в вере. Прошения о любви и благосостоянии лучше оставить для праздничных дней.

Молитвы нужно читать ежедневно, и несколько раз в день, особенно когда наступают моменты соблазна. Отвлечься от дурных мыслей помогает чтение Евангелия. Если у вас есть дети, устраивайте каждый вечер «библейские чтения». Приобщая ребенка к вере, родители сами становятся на ступень ближе к Богу, радуя его своими поступками.

Как бы долог ни был Великий Пост, к Пасхе он заканчивается. Верующие, которые смогли его выдержать по православным законам, в праздничную ночь Воскресения Господня получают непередаваемую словами награду – Божью Благодать. Да пребудет с вами Бог.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого православного поста. Молитва читается ежедневно, кроме выходных и до среды Страстной Седмицы включительно.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Понедельник, среда, пятница — сухоядение, то есть разрешено есть хлеб, фрукты, овощи; вторник, четверг — можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла; суббота, воскресенье (кроме заключительной недели поста) — разрешается пища растительного происхождения с постным маслом.

Читайте так же:  Молитва чтобы ученики слушались учителя

Великий пост у православных в 2019 начинается 11 марта и продлится до 27 апреля включительно. Это самый долгий и строгий из многодневных постов, который направлен на духовное и физическое очищение и оздоровление человека.

Великий пост — особое время, когда каждый христианин может очиститься от грехов, возрасти духовно и встать на путь праведный. Пост следует начинать с молитв, которые помогут стать ближе к Господу.

Молитва — важная составляющая в жизни православного человека. Она не только приближает к Господу, но и очищает духовно, помогая справиться с трудностями и покаяться. Великий пост необходим, чтобы очистить свои мысли, душу и тело от негативного влияния и понять, что плоть никогда не сможет возвыситься над душой. В день начала Великого поста каждому необходимо молиться, чтобы открыть свое сердце перед Богом.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Первый день поста, как и всю следующую неделю, необходимо тщательно и усердно молиться, обращаясь к Господу. Только так можно преодолеть все тяготы жизни, встать на путь очищения и отказаться от земных искушений на период Великого поста.

Молитва первая: «Господь, молю, будь милостив ко мне! Услышь слова мои да помоги мне встать на путь праведный. Очисть душу мою от всего дурного, подари свое благословение, да будь рядом в минуты тягот, да не позволяй поддаться искушениям. Прости мне все грехи мои, дай сил выдержать все испытания, не покидай меня никогда, мой Отец Небесный. Во веки веков. Аминь».

Не забудьте помолиться, обратившись не только к Господу, но и к Богородице. Дева Мария испытала немало бремени, заслужив любовь и почтение людей за свою крепкую веру и любовь к Господу. Божия Матерь может помочь справиться со всеми трудностями, отпустив и простив грехи.

Молитва вторая: «О Пресвятая Богородица! Умоляю, услышь меня и прости за все проступки грешные, ибо каюсь я. Я к Тебе взываю за помощью, помоги мне очистить свою душу, прожить жизнь в праведности. Не позволяй мне потерять веру и уклониться от пути к Господу нашему. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Необходимо не только начинать день с молитвы, но и завершать его, обращаясь в молебне к Богу:

Молитва третья: «Господь мой Бог, прошу у Тебя прощения за все грехи и дурные мысли. Прости меня и не позволяй демонам завладеть душой моей. Я верю в Тебя и в могущество Твое. Ты всегда в сердце моем, да не оставь меня без защиты Твоей! Во веки веков. Аминь».

В 2019 году пост будет длиться с 11 марта по 27 апреля включительно. За эти более чем сорок дней нужно стараться выполнять все главные правила и предписания.

Необходимо перестать веселиться. Многие неверно воспринимают такое правило, думая, что период православного поста — это время скорби. Радость — это всегда хорошо, и сам Господь говорил, что нужно жить в радости. Но во время поста нужно стараться избегать чрезмерного веселья, например, просмотра увеселительных передач, беспричинных вечеринок и бравады. Разрешается легкое веселье, если у вас, например, день рождения, годовщина свадьбы или другое торжество. Если удалось совершить какую-то важную сделку на работе, тоже есть повод порадоваться. Нужно лишь знать меру.

Нужно чаще молиться. Христос молился каждодневно, обращаясь к Отцу Своему, чтобы тот даровал ему силы и веру в себя, терпение и смелость. Бог может дать вам все это, если вы искренне попросите его об этом. Можно молиться о здравии, о семейном благополучии. Совсем не обязательно читать молитвы в одно и то же время. Главное, чтобы было желание. Если его нет, нужно постараться обрести его, найти причину для обращения к Богу.

Посещение храма. Можно не делать это каждый день. Стоит тщательно распланировать свой день, чтобы найти время для причащения и исповеди. Согласно советам священнослужителей, причащаться стоит как минимум дважды в год. Великий пост для этого подойдет как нельзя лучше. Стоит сделать это в любое свободное время, чтобы встретить Светлую Пасху в духовной чистоте.

Воздержание от животной пищи. Это одна из самых простых сторон воздержания в пост, но нужно также настраивать себя на это заранее. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца, масло и так далее. Животная пища в период поста запрещена. Иисус терпел голод сорок дней, поэтому и верующие ограничивают себя в еде. Церковь разрешает не поститься таким образом тем, кто плохо себя чувствует, а также пожилым людям и детям.

Читайте так же:  Когда поможет молитва

Отказ от вредных привычек . Речь идет о любых губительных пристрастиях и излишествах. Это может быть курение или любовь к горячительным напиткам. Нужно постараться избавить себя от какой-то вредной привычки, которая мешает вам и вашим близким.

Священнослужители рекомендуют совершать больше добрых дел в этот период . Речь идет о простых поступках, внимании к окружающим людям. Нужно прощать и просить прощения, делать что-то хорошее для родственников и друзей.

  • На Бога следует настроиться, и молитвенная книга станет лучшим помощником в этом. Не запрещается обращаться к молитве несколько раз на день, уделяя в свободное время по нескольку минут. В случае недостатка времени, когда для полноценной молитвы не найдется минутки, о Господе вспоминают, не прибегая к чтению священной книги либо к перекрещиванию.
  • Тяжко на душе? Тогда говорят: “Господи, помоги мне, ибо мне плохо” или “Господи, спасибо за то, что ты дал мне этот день и благослови на то, чтобы я дожил его до конца”.
  • Вечером вспоминают все хорошее, произошедшее за день, каются за бесславные поступки, совершенные грехи. Благодарят за мир и покой в своем доме.
  • Многие ленятся вспоминать о Господе, потому что считают, что они слишком заняты для этого. Человек, не обучившийся молиться систематически, не сможет прожить насыщенную жизнь.
  • Грешник тоже нуждается в покаянии, именно за это воссылают молитвы верующие, так как все люди нуждаются в спасении. От прощения вытекает вся суть веры в Бога. И речь звучит примерно так: “Господи, прости раба божьего (имя) ибо он не ведает, что делает”.
  • При болезни позволяется молиться лежа или сидя на кровати.
  • Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
  • Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого постаГермоген Шиманский
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Почему Великий пост начинается с понедельника?Юрий Ру­бан
  • Как проводить 1-ю седмицу Великого постаархим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Первая седмица Великого постапрот. Григорий Дебольский
  • Суббота 1-й седмицы Великого постаЮрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца от­ли­ча­ет­ся осо­бой стро­го­стью по­ста, ибо при­лич­нее все­го иметь наи­боль­шую рев­ность к по­дви­гам бла­го­че­стия при на­ча­ле по­дви­гов. Со­об­раз­но это­му, Цер­ковь на пер­вой сед­ми­це со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ние про­дол­жи­тель­нее, чем в сле­ду­ю­щие дни. В пер­вые два дня Че­ты­ре­де­сят­ни­цы для тех, кто мо­жет, со­всем не по­став­ля­ет­ся тра­пе­за [1] .

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

Читайте так же:  Молитва Иоанну Богослову текст

Служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во в кон­це мо­леб­на. Мо­ле­бен [2] со­сто­ит из чте­ния 142 псал­ма, пе­ния «Бог Гос­подь», тро­па­рей, за­тем чи­та­ет­ся ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (Апо­стол и Еван­ге­лие не чи­та­ют­ся) [3] .

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

Чин Пра­во­сла­вия [4] , ко­то­рый со­сто­ит, в ос­нов­ном, из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в Пат­ри­ар­шем со­бо­ре и в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии, на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По­сле обыч­но­го на­ча­ла чи­та­ет­ся пса­лом 74, про­из­но­сит­ся мир­ная ек­те­ния. По­сле «Бог Гос­подь» и пе­ния тро­па­рей «Бла­го­дар­ни су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди» чи­та­ют­ся Апо­стол (Рим., за­ча­ло 121) и Еван­ге­лие (Мф., за­ча­ло 75), про­из­но­сит­ся су­гу­бая ек­те­ния и чи­та­ет­ся мо­лит­ва об укреп­ле­нии вер­ных в пра­вой ве­ре. По про­чте­нии Сим­во­ла ве­ры про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет: «Сия ве­ра апо­столь­ская, сия ве­ра оте­че­ская, сия ве­ра Пра­во­слав­ная, сия ве­ра все­лен­ную утвер­ди». За­тем про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет 12 ана­фе­мат­ство­ва­ний (от­ри­ца­ю­щим бы­тие Бо­жие, рав­но­чест­ность Сы­на Бо­жия и Свя­то­го Ду­ха Бо­гу От­цу, не при­ем­лю­щим бла­го­да­ти ис­куп­ле­ния и др.). По­сле каж­до­го воз­гла­ше­ния про­то­ди­а­ко­на три­жды про­воз­гла­ша­ет­ся «Ана­фе­ма» (т.е. «Да бу­дет от­лу­чен» от Церк­ви). За­тем по­ет­ся «Веч­ная па­мять» всем под­ви­зав­шим­ся в Пра­во­сла­вии и воз­гла­ша­ет­ся мно­го­ле­тие. Тор­же­ство за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ни­ем «Те­бе Бо­га хва­лим» и це­ло­ва­ни­ем икон [5] .

[1] См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

[2] Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

[3] В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

[4] «Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[5] На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

1 неделя великого поста молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here