75 действий Иисусовой молитвы на старца василиска

Подробное и точное описание: 75 действий Иисусовой молитвы на старца василиска - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Родился в семье экономических крестьян Тверской губернии. Рано потерял мать, отец привёл в дом мачеху для Василия и трёх его старших братьев. Семья жила бедно и ребёнком Василия отправляли просить милостыню. На молодого Василия произвели впечатления проповеди тверского епископа Гавриила (Петрова), которые он слышал в Макариевом калязинском монастыре. Склонный к аскетизму Василиск, хотя и женился, но под предлогом ухода на заработки трудился в различных монастырях, а около 1777 года он оставил семью и пришёл в Островскую пустынь к ученику Паисия Величковского иеромонаху Клеопе, который благословил его на пустынножительство.

Вначале Василий жил вместе со своим старшим братом Косьмой, который также имел склонность к аскетизму (носил власяницу из конского волоса и вериги), а затем с двумя пустынниками Павлом и Иоанном ушёл в леса Чувашии. После их смерти пришёл к старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому), жившему пустынником в Брянских лесах. Адриан постриг Василия в монахи и нарёк ему имя Василиск. Вокруг Адриана была небольшая община пустынников, там Василиск познакомился со своим учеником и преподобным Зосимой (Верховским). В 1788 году Адриан перешёл в Коневецкий монастырь, следом за ним пришли на Коневец Василиск и Зосима, поселившиеся в трёх верстах от монастыря.

В 1799 году наставник Василиска и Зосимы старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и для этого уехал из Коневецкого монастыря в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками он благословил Василиска и Зосиму на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось. Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь. Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал Василиску и Зосиме разрешение поселиться на территории его епархии. Около года они странствовали по сибирским уездам, выбирая место для будущей пустыни, и в 1802 году поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревне они выкопали землянку, договорившись с одним из крестьян, что тот будет приносить им еду. Весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

Выйдя из тайги, они решили остаться в Кузнецком уезде и выбрали себе место у реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка. Местные крестьяне срубили им две кельи, монахи разбили огород, занимались рукоделием. Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский.

В 1818 году по просьбе кузнецкой мещанки Анисьи Котоховой Василиск стал духовником образованной ею монашеской общины в одной из деревень на реке Томь. Видя неудобство существования монашеской общины в миру, Василиск в 1821 году направил Зосиму к тобольскому архиепископу Амвросию (Келембету) с просьбой разрешить открыть женский монастырь в Туринске на месте упразднённого в 1764 году мужского монастыря. Разрешение было получено и в 1822 году был открыт туринский Свято-Николаевский монастырь, где Василиск нёс до своей смерти послушание старца.

Скончался Василиск 29 декабря 1824 года, 4 января 1825 года был погребён у алтаря Вознесенского собора, основанного им монастыря. В 1913 году над могилой бала возведена часовня. После революции 1917 года монастырь был закрыт, а его постройки разрушены. Мощи Василиска были обретены в 2000 году. 11 января 2004 года состоялось его канонизация в лике преподобных местночтимых святых Екатеринбургской епархии,[1], а 4 октября того же года Архиерейским собором Русской православной церкви было утверждено всецерковное прославление преподобных старцев Зосимы и Василиска.

В Туринском краеведческом музее хранится посмертный портрет преподобного Василиска.

В составленное прп. Зосимой Верховским житие преподобного включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» — описание 75 действий Иисусовой молитвы, о которых прп. Василиск поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт его является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Исихия Иерусалимского, прп. Симеона Студита, митр. Филадельфийского Феолипта. О значимости духовного опыта преподобного старца свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов), Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков).

Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын. С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин). В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь.

В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» — описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Исихия Иерусалимского, прп. Симеона Студита, митр. Филадельфийского Феолипта. О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов), Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков).

Читайте так же:  Еврейская молитва защитная

11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее.

Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию.

Были некогда в мою бытность на Коневском острову два инока пустынножителя – одного звали Василиска, а другого – Зосимой. Василиска был постарее как летами, так и в добродетели – Зосима младше и был ему учеником.

Иногда якобы нечто хорошее яст, и иногда подобно кипит в сердце его от чрезмерныя сладости. (2, 4)

Иногда же яко на воздухе летает – утешаясь овогда будто что изливается из сердца его вон со сладостию. (5)

Иногда ум свой видит – яко облако, восходящее на небо, и тогда уж в сердце его молитвы несть. Дóндеже паки ум возвратится в его сердце, бывает точию едина сладость и радость. (6)

Иногда же размышляя о жене Самаряныне, со Христом разглагольствующую при кладезе, и от того размышления бываше великая в сердце его сладость. Овогда и от иных теплых размышлений подобным образом действовала в сердце его сладость. (7, 8)

Некогда седя надолзе – яко часа четыре и более, и абие внезапу почуствует безмерную радость и сладость, толикую, что уже и молитва прекратится; и только безмерною любовию ко Христу пламенеет и услаждается. (10)

Иногда бывает яко весь находится в молитве тощь, во всех членах его сама творится молитва и, от сего удивляем, утешается. (9)

Овогда же видит во сне, яко Христа носит младенствующаго и повелевающаго ему едино сие дело имети, то есть носити всегда Христа, Дóндеже возрастет, и абие возбудясь от радости, многия слезы излия. (28. II)

Иногда бывает, что от великия радости и сладости и любви к Богу недомышляется, коими бы словесы или глаголы наименовати Господа нашего Иисуса Христа, ибо сею молитвою Иисусовою, мнит, мало Его имяновати и, о сем жалея, что не знает, како Его нарещи, бывает без молитвы, но только едина сладость кипит и преливается из его сердца аки источник. Егда понудится некогда вообразити Христа в своем сердце яко Младенца, исполняется неизреченною сладостию. (11, 12)

Иногда от великаго утешения и сладости – сидит в молитве часов шесть и более и от чрезмерныя ко Христу любви и от помышления своего недостоинства слезы сами из очей изливаются. (13, 14)

Бывает иногда, что не стерпевая в сердце своем сладости и радости, так же слезами весь орошается. (15)

Овогда же нападает на него сладость не токмо в его сердце, но и во все члены и составы, и во всей мнит быти крови и якобы не было таковаго уже в нем места, идеже бы не страдало чрезмерно от сладости, так что бывает трепет. (16)

Иногда бывает трепет не токмо в его сердце от великия сладости, радости и любви к Богу, но и все тело трепещет подобием трясавицы; но токмо безболезненно и сладостно, так что едва сидеть возможно. (17)

Случается иногда с ним, что при великом утешении и трепете уже не имеет молитвы ниже силы молитися или нечто помыслити, и бывает тогда уже без действия, но токмо единою всей сладостию аки облиян. (18)

Иногда случается ему с кем беседовати или ходити или за трапезою сидеть, ясти и пити; и молитва не прерывается со сладостию твориться. Случается, утрудившись, сидя дремлет, а молитва в сердце его сладит и будто чуственно сама о себе гласит, и почти никогда молитва в нем не умолкает. (20, 19)

Толико ему от Бога сей великий дар, молитва глаголю, даровался – яко единожды пребысть в ней беспрестанно до 12 часов. (22)

Иногда толикая радость и сладость впадает в его сердце, яко не знает, киими словесы изъявити или к чему уподобить, а потому от него о сем и умолчано. (23)

Иногда с великою сладостию и любовию яко Самаго Христа во образе младенствующаго разумеет быти в своем сердце. (24)

Иногда же от великия любви и утешения, якобы Христа объемлет яко друга в своем сердце. (25)

Бывает и сие, якобы из всех жил и составов его и костей – яко некия реки текут в его сердце безмерныя сладости со извещением, яко сие от Божия благодати ему ниспослася. (26)

Иногда сидя во время молитвы – уснет и бывает в различных духовных видениях, из них же быша многия достопамятныя. (28)

Иногда зрит страшныя места, иногда же видит Рай, то есть утешительныя места и, возбудясь от сна, много по сем плачет. (28)

Зрит часто откровения, некоторыя от них имут еще збытися, другия же от них тако уже исполнились. (28)

Иногда от долгаго сидения и понуждения возболит его сердце и сим весь и уже не надеясь получити обычнаго действия, и абие нечаянно нападает действо молитвы с неизреченным утешением – и ту абие болезнь его вся погибает и бывает весь здрав. (29)

Иногда желает и тщится обрести действо молитвы, но не может; и чрез то извещается яко Божие с ним есть милосердие. (30)

Иногда яко свет разноцветный осенял над главою его и простирался к небеси, и невозможно тогда уже́ было ему молитвы производить от чрезмерной радости, кипящей в его сердце и во всем теле; но был аки изумлен и ожидая, что по сем последует, и абие по утишии сего видения наподобие аки во время мраза не стерпевая от великия сладости, нападшей на все тело его. (31)

Седя иногда надолзе и внимая усердно молитвы, абие нача вельми услаждатся его сердце и аки бы разпространилось и наполнилось пламенем огненным, чему он весьма тогда удивляясь и недоумеваяся, что творити – приложил к сердцу правыя руки перстом и абие аки опалився перст, того ради и отняв руку прочь, и размышляя в себе, что будет далее.

Читайте так же:  Молитвы перед исповедью и Святым причастием

Потом нача аки облако мрачное вокруг пламени находить, и подумал он, видно уже́ более мне от милости Божия дано не будет. И более нача темности умножаться, и потом все вдруг исчезло и молитва потом долго не творилась; но паки пошла по обычаю своему. (31)

Во время услаждения бывает всегда некое благовоние, хотя и тупое по естеству имеет обоняние, однако во время молитвы ощущает наподобие как бы благовонных цветов или ладана. (32)

Толико ему дадеся от Бога сея в сердце молитва, что почти все сутки в ней сидение имеет и всякое рукоделие того ради оставил. (33)

Иногда некоторыя ради потребы востает и хощет окончить обычным малым чтением, и тщится внимати чтению, но не может, понеже молитва сама по себе говорится в сердце со услаждением. (34)

Иногда такой бывает трепет от великаго кипения со сладостию сердца и во всем теле, что едва от трясения и колебания усидеть может и толико улучит сладость, радость и любовь с прочими неизглаголанными чуствительностями; а наипаче от необычного толикого движения и трепета, что уже и голову аки бесчуственную и наподобие привязанную, опущенную и качающуюся имеет, равно также руце и нозе (37)

Единожды пожелав от любви быти за Христа мучен и абие во время молитвы уснул, и видит и слышит, что довлеет ему сего, аще будет всегда плакать. (36)

Иногда, будучи привзят чрезмерною сладостию и любовию ко Христу, и аки чувственно Самого Христа в подобии человечестем в сердце своем зрит и аки Его лобызанием утешает и прохлаждает страждущее его сердце от неизреченныя сладости. (38)

Текст по изданию «Преподобный старец Зосима (Верховский). Творения» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 г.).

1. Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским

Житие монаха и пустынножителя Василиска.

Господь Бог, с высоты величия престола Своего призирая на смиренных, призрел и на смиренного раба Своего старца Василиска, позволив тому с юности и до старости через всю жизнь пребывать в смирении. Так о нем Господь устрояя и якобы особенным промыслом убеждая его, еще в юности от невольной нищеты смиренным отроком пребывал, чтобы научиться посредством нищеты сделать свое сердце естественно смиренномудрым и кротким, чтобы потом наполненное богатством благодати, не сов­ратилось на сторону мнения, возносящего до небес и низвергающего в бездну. Поэтому всю жизнь свою, страшась, убегал и охранял себя от всех случаев и вещей возносящих, и до такой степени смирение вкоренилось в его сердце, что вконец ему возношение было несвойственно, но однако всегда помышлял, что не возможно ему своим охранением устоять в постоянном смирении и чтобы не впасть в возношение. Поэтому всегда молил Господа Бога, чтобы Сам его от диавольского действия уберег.

Сторона отеческая его была в Тверской губернии, Кашинского округа, Калязинского уезда, деревне Иваниш. Родитель его был экономический крестьянин (крестьяне, состоящие в ведении коллегии экономии духовных имений) Гавриил; велик ростом и могуществен телом, и добронравен душою; подобна ему в добродетелях была и мать его Стефанида, которые праведными своими разными крестьян­скими промыслами нажили полный кувшин серебряников; и так живши исправно в своем крестьянском звании, и за добронравие были от всех соседей и знакомых любимы и уважаемы; к тому же и детей своих воспитывали богоуго­дно, внушая им страх Божий и добродетельную жизнь, а наиболее сносить обиды и отнюдь не ссорится, и бранные слова возбраняли и жестко за это наказывали. И так родители его, живя с надеянием на силу и промыслы свои, также и нажитые серебряники свои нажитые деньги, за верное полагали в стрости спокойно с детьми жить при всяком довольстве.

Подросши, отдал его отец внаймы пасти скот, тогда много он претерпевал от хлада и зноя, и от дождей и слякоти, и тщательно оберегал скот, дабы не зашел в хлев или в сенокосные луга и чтобы как-нибудь не утратилась и не потерялась какая-нибудь скотина. Одежду имел не­достаточную и ветхую, пища — только один хлеб сухой, но и пригнавши скот в дома, не смел у хозяев просить, чтобы чем-нибудь лучшим накормили, но которые добрые хозяева, те сами, видя его таким старательным и смиренным, из жалости представляли ему пищу добрейшую.

Око­ло 10 лет про­ве­ли отец Ва­си­лиск и отец Зо­си­ма по бла­го­сло­ве­нию от­ца Адри­а­на близ Ко­нев­ской оби­те­ли, упраж­ня­ясь в мо­на­ше­ских по­дви­гах и осо­бен­но в мо­лит­ве Иису­со­вой. Мно­гим по­мо­га­ли они муд­ры­ми со­ве­та­ми: де­сят­ки бо­го­моль­цев по­се­ща­ли по­движ­ни­ков, и все на­хо­ди­ли у них доб­рое уте­ше­ние и ду­хов­ную под­держ­ку. Неред­ко отец Ва­си­лиск пре­дузна­вал и пе­ре­ме­ны, гря­ду­щие в жиз­ни его или дру­гих лю­дей, ко­то­рые со вре­ме­нем и ис­пол­ня­лись.

Вся жизнь стар­ца Ва­си­лис­ка яв­ля­ет нам со­бой при­мер пол­но­го са­мо­от­ре­че­ния и рев­ност­но­го сле­до­ва­ния за Гос­по­дом, под­лин­но­го ис­пол­не­ния еван­гель­ских за­по­ве­дей о люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Не об­ла­дая ни­ка­кой мир­ской муд­ро­стью, он был удо­сто­ен от Гос­по­да пре­муд­ро­сти свы­ше. Со­зна­вая и по­чи­тая се­бя ма­лей­шим в ми­ре сем, он спо­до­бил­ся стать ве­ли­ким о Гос­по­де и за­сви­де­тель­ство­вал сво­им при­ме­ром ис­тин­ность еван­гель­ских слов: «Бла­же­ни чи­стии серд­цем, яко тии Бо­га узрят!»

Мо­щи свя­то­го Ва­си­лис­ка на­хо­дят­ся в ека­те­рин­бург­ском по­сел­ке Ели­за­вет, в хра­ме в честь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са.

Тропарь преподобному Василиску Сибирскому, глас 4

Я ко издетска Христа возлюбив, преподобне, Тому любовию чрез все житие последовал еси. В пустыню Сибирскую вселився, непрестанную молитву Христу возлюбленному приносил еси. Поминай нас, чад твоих, преподобне Василисче, с любовию притекающих к тебе и чтущих святую память твою.

Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским

Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским

От составителя

Составитель данного сборника считает своим долгом сделать особое предупреждение для тех, кто хотел бы ознакомиться с «Повествованием о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска». Записано оно со слов самого старца его ближайшим учеником и сотаинником преподобным Зосимой (Верховским), основателем Троице-Одигитриевой пустыни под Москвой (о схимонахе Зосиме (Верховском) см. книгу «Старец Зосима Верховский. Житие и подвиги». М.,1994; прославлен в 2000 г. в лике местночтимых святых Московской епархии), и является описанием возвышеннейших молитвенных состояний, которых сподобляем был старец от Господа. Истинность и непрелестность делания монаха Василиска засвидетельствовал великий аскетический писатель нашего времени святитель Игнатий Брянчанинов. В своем труде «Слово о смерти» он пишет, что, насколько ему известно, только два инока в его столетие сподобились зреть свою душу исшедшею из тела во время молитвы. Одним из них и был пустынник Василиск, с ближайшими учениками которого «составитель Слова удостоился сожительства и о Господе дружбы» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М.,1991. С. 75).

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Николай Угодник

Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что знакомиться с рукописью схимонаха Зосимы подобает с особенной осмотрительностью и благоразумием, постоянно помня слова великого наставника иночествующих преподобного Иоанна Лествичника, что «удивляться трудам святых — дело похвальное, ревновать им — спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное» (Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 4, 46. С.39). Тем, кто еще новоначален, не следует стремиться сразу же стяжать подобную благодать, а нужно лишь с благоговением взирать на подвиг монаха-пустынножителя, еще более смиряясь и осознавая свою духовную немощь. «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают свою нищету, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренною в мыслях своих», — пишет святой Иоанн (Там же. Слово 26, 211. С.212).

Предлагаемая вниманию читателей адаптация к современному русскому языку «Повествования о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска» осуществлена сестрами переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря по рукописи из собрания Оптиной пустыни (РО РГБ ф.214, №409).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О молитве Иисусовой. Беседы старца с учеником [26] Ученик. Можно ли всем братиям в монастыре заниматься молитвою Иисусовою?Старец. Не только можно, но и должно. При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным,

Книга о действиях во время молитвы Глава 476: Какие слова запрещается произносить во время молитвы. 590 (1199). Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Сначала,) когда мы приветствовали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, занятого молитвой,

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником [406]

Непрерывность молитвы Старца ГОСПОДЬ пред Своим приходом сказал: «Грядет князь мира сего, и во Мне не обретает ничего» (Иоан. 14, 30). Кто когда-либо пытался действительно хранить заповеди Христа в своей жизни, тот в какой-то степени может уразуметь безмерность

О молитве Иисусовой (беседа старца с учеником)

1. Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою

Житие монаха и пустынножителя Василиска. Господь Бог, с высоты величия престола Своего призирая на смиренных, призрел и на смиренного раба Своего старца Василиска, позволив тому с юности и до старости через всю жизнь пребывать в смирении. Так о нем Господь устрояя и

Повествование о действиях сердечной молитвы. Благоволением и милостию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сподобился я, грешный и недостойный, из уст старца моего слышать то, что он, не утаивая, ради любви моей к нему, открывал мне в беседах о действиях, бывающих с

Наставление старца Василиска, пустынножителя, из его многих поучений В некое время в богоспасаемом монастыре один инок написал бумагу и послал отшельнику, живущему в пустыне, пользы ради впадшего таким образом в уныние и отчаяние надежды своего спасения, испросить

Слово старца Василиска о спокойствии душевном и житии монашеском В Евангелии, когда говорил Христос к спросившему о первой заповеди, какая есть важнее всех, и опять сказал Христос: «Первая и большая всех заповедь: Возлюби Господа Бога твоего более всего» (Мф.22,36-38). И

1. БЕСЕДА СТАРЦА С УЧЕНИКОМ Один брат спросил старца: «Прошу тебя, отче, скажи мне, какая цель вочеловечения Господня?» Старец сказал ему в ответ: «Удивляюся, брат, что, каждый день слушая Символ веры, ты спрашиваешь еще о сем. Впрочем, скажу тебе, что цель вочеловечения

I. О сущности сердечной молитвы. 1. Чего ищет молящийся? Что есть молитва? В чем состоит ее суть? Как можно ее изучить? Что переживает молящийся? — все эти вопросы, естественно, волнуют сердце и ум каждого ищущего, ибо в молитве человек беседует с глазу на глаз с Богом,

1. БЕСЕДА СТАРЦА С УЧЕНИКОМ Один брат спросил старца: «Прошу тебя, отче, скажи мне, какая цель вочеловечения Господня?» Старец сказал ему в ответ: «Удивляюся, брат, что, каждый день слушая Символ веры, ты спрашиваешь еще о сем. Впрочем, скажу тебе, что цель вочеловечения

Поучение 2-е. Св. правед. Анна, матерь пророка Самуила (О важности молитвы духовной, сердечной) I. Как сильна пред Богом внутренняя, сердечная молитва, это мы видим из жития праведной Анны, матери пророка Самуила, память коей совершается ныне. У отца пророка Самуила, по имени

256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы. Книги руководствующие к жизни по

256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы.

339. О приобретении сердечной теплоты к Богу Значение в сем деле молитвы Иисусовой Милость Божия буди с вами! Добре, что причастились св. Христовых Таин. Буди сие во спасение! Если сердце ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к

Око­ло 10 лет про­ве­ли отец Ва­си­лиск и отец Зо­си­ма по бла­го­сло­ве­нию от­ца Адри­а­на близ Ко­нев­ской оби­те­ли, упраж­ня­ясь в мо­на­ше­ских по­дви­гах и осо­бен­но в мо­лит­ве Иису­со­вой. Мно­гим по­мо­га­ли они муд­ры­ми со­ве­та­ми: де­сят­ки бо­го­моль­цев по­се­ща­ли по­движ­ни­ков, и все на­хо­ди­ли у них доб­рое уте­ше­ние и ду­хов­ную под­держ­ку. Неред­ко отец Ва­си­лиск пре­дузна­вал и пе­ре­ме­ны, гря­ду­щие в жиз­ни его или дру­гих лю­дей, ко­то­рые со вре­ме­нем и ис­пол­ня­лись.

Вся жизнь стар­ца Ва­си­лис­ка яв­ля­ет нам со­бой при­мер пол­но­го са­мо­от­ре­че­ния и рев­ност­но­го сле­до­ва­ния за Гос­по­дом, под­лин­но­го ис­пол­не­ния еван­гель­ских за­по­ве­дей о люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Не об­ла­дая ни­ка­кой мир­ской муд­ро­стью, он был удо­сто­ен от Гос­по­да пре­муд­ро­сти свы­ше. Со­зна­вая и по­чи­тая се­бя ма­лей­шим в ми­ре сем, он спо­до­бил­ся стать ве­ли­ким о Гос­по­де и за­сви­де­тель­ство­вал сво­им при­ме­ром ис­тин­ность еван­гель­ских слов: «Бла­же­ни чи­стии серд­цем, яко тии Бо­га узрят!»

Читайте так же:  Молитва об изменении судьбы в лучшую сторону

Мо­щи свя­то­го Ва­си­лис­ка на­хо­дят­ся в ека­те­рин­бург­ском по­сел­ке Ели­за­вет, в хра­ме в честь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са.

Тропарь преподобному Василиску Сибирскому, глас 4

Я ко издетска Христа возлюбив, преподобне, Тому любовию чрез все житие последовал еси. В пустыню Сибирскую вселився, непрестанную молитву Христу возлюбленному приносил еси. Поминай нас, чад твоих, преподобне Василисче, с любовию притекающих к тебе и чтущих святую память твою.

Ин тропарь преподобному Василиску Сибирскому, глас 8

I. О сущности сердечной молитвы.

Что есть молитва? В чем состоит ее суть? Как можно ее изучить? Что переживает молящийся? — все эти вопросы, естественно, волнуют сердце и ум каждого ищущего, ибо в молитве человек беседует с глазу на глаз с Богом, вступает с Ним в духовное общение и живет в Нем. Отцы Церкви дают на эти вопросы ответы, опирающиеся на опыт духовно–просветительной молитвы и пригодные как для неведующего, так и для мудрого. Они обращаются к каждому человеку, ищущему Бога, и вводят в искусство молитвы.

Жизнь души зависит от ее реальной связи с Богом. Он–Творец, средоточие и конечная цель человеческой души. Ему обязана она своей жизнью и своей внутренней природой. Ибо все земное, что почитается достойным приобретения (как то семья и дети, имение и достояние, честь и слава) не принадлежит душе; все это временно и преходяще. Душа же, по своей природе вечная, находит покой лишь в Боге, Который вечен и дарует неизмеримую благодать Духа. Он содержит то высшее благо человеческой души, теневым отражением которого является вся красота, мудрость и любовь этого мира. В Нем родина души и та естественно присущая ей область, откуда она пришла и куда она возвращается, как и тело изошло из земли и в землю возвращается. Как земное тело не может жить само из себя, но живет лишь тем, что дает ему земля, так же и душа не может жить из себя самой, но только получая пищу Духа (Св. Макарий Великий).

Итак, важнейшей жизненной задачей является ревностное стремление к соединению с Христом для того, чтобы вечно жить с Ним. Только внутреннейшая сердечная любовь может соединить тебя с Богом, само существо Которого есть любовь. Как достичь ее?

Слово о молитве умной, сердечной и душевной Кто с постоянством и благоговением занимается внимательною молитвою, произнося слова ее громко или шепотом, смотря по надобности, и заключая ум в слова, кто при молитвенном подвиге постоянно отвергает все помыслы и мечтания, не

Цепляние за выражение сердечной заботливости и боязнь выражения сердечной заботливости Часто люди цепляются за естественную сердечную заботливость ума ради чувства безопасности. В основном это происходит в комбинации с цеплянием за одно из трех предыдущих качеств.

Выражение сердечной заботливости (1) Чтобы преодолеть компульсивное выражение привязанности, мы вспоминаем, как смотрели на своего супруга или ребенка и чувствовали, что мы просто обязаны сказать о своей любви. Делая это в присутствии его или ее друзей, мы смущали и

Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским

Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским От составителя Составитель данного сборника считает своим долгом сделать особое предупреждение для тех, кто хотел бы ознакомиться с

Повествование о действиях сердечной молитвы. Благоволением и милостию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сподобился я, грешный и недостойный, из уст старца моего слышать то, что он, не утаивая, ради любви моей к нему, открывал мне в беседах о действиях, бывающих с

13. Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14. рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.

13. Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14. рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от

Об умно–сердечной молитве «Нерассеянным вниманием сердце согревается для восприятия содержания молитвы. То, что до сих пор было мыслительным содержанием, становится сердечным содержанием» Третья ступень — есть умная сердечная молитва. Потрясающее слово становится

II. Наставление к сердечной молитве «Для искусства молитвы имеет значение то же, что для всякого искусства: его не постигают только теоретическими знаниями, но лишь пожизненным упражнением» Многие не знают, в чем состоит внутренняя деятельность молящегося, и не понимают

Настоятельный призыв к сердечной молитве Достаточно просмотреть указатель к Добротолюбию[1474] или к Беседам о молитве Иисусовой[1475], чтобы понять, в какой степени сердечная молитва поощряется и практикуется среди русских монахов. Молитва не может быть совершенной, если

Слово 21. О чистоте сердечной и душевной По многотрудной жизни, чрез душевные подвиги свои мы входим в сердечную, умную и душевную чистоту, ибо от скорбей, претрудных духовных и телесных добродетелей: алчбы, жажды, бдения и прочих очищается сердце… От скверных страстных

Мир и счастье — в чистоте сердечной Сенека (Люций Анний) обращался к любимцу своему Лукуллу с такими пожеланиями: «желаю тебе быть постоянно веселым, да будет всегда радость в доме твоем; и не удалится она из него, если только будет она пребывать внутри тебя самого.»Всякая

От сердечной склонности – к брачным узам В брак вступают однажды и навсегда! Такова истина, высказываемая в «Панчатантре», которая становится благословением или проклятием для тех, кто решил связать свои судьбы воедино. Современному человеку трудно смириться с подобной

Читайте так же:  Молитва на воровском жаргоне

Поучение 2-е. Св. правед. Анна, матерь пророка Самуила (О важности молитвы духовной, сердечной) I. Как сильна пред Богом внутренняя, сердечная молитва, это мы видим из жития праведной Анны, матери пророка Самуила, память коей совершается ныне. У отца пророка Самуила, по имени

256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы. Книги руководствующие к жизни по

256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы.

339. О приобретении сердечной теплоты к Богу Значение в сем деле молитвы Иисусовой Милость Божия буди с вами! Добре, что причастились св. Христовых Таин. Буди сие во спасение! Если сердце ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к

937. О молитве устной, умной и сердечной О молитве Иисусовой словесно, умно и сердечно совершаемой 1. Об устной. В сокращенном слове она говорится так: Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго, а в полном — так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя

Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание старца Харалампия ученика старца Иосифа Исихаста. Монах Иосиф Дионисиатис.

К сожалению, данный товар временно отсутствует на складе.

Старец Харалампий, как и я, был чадом блаженного Старца Иосифа Пещерника. По его молитвам приснопамятный отец Харалампий сподобился многих дарований Святого Духа. За свое искреннее и чистое послушание он, человек простой, сподобился великой благодати. Великий наш Старец отец Иосиф очень любил отца. Харалампия за эту простоту, незлобие и искренность его души. Он даровал ему всеохватывающую духовную силу и умную молитву. Смотря на него, я, наималейший в духовной жизни и самый младший по возрасту в нашем братстве, поражался его столь стремительному восхождению по ступеням духовной жизни. За это я его чрезвычайно любил. Душа отца Харалампия сияла от преисполняющей ее благодати.
Верю, что молитвами Старца Иосифа, нашего великого святого, Господь милости и щедрот сопричтет почившего к Своим избранным рабам.
Возлюбленный мой брате, отче Харалампие, поминай и нас, оставшихся твоих братьев — возлюбленного нашего Старца Иосифа (Ватопедского) и меня, окаянного. Моли Творца и Бога нашего, дабы не остаться нам вне братства небесного. Аминь.
Архимандрит Ефрем, монастырь святого Антония, Аризона, США

Вместо предисловия
Вступление

Часть первая
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Глава первая
Молодые годы. Божественное призвание

Родина Харалампия
Геноцид в Понте
Свадьба Леонида
Спасение Леонида от кораблекрушения
Пример великого целомудрия
О вере и милосердии
«Окрест трапезы Твоея»
Возвращение на землю отцов
Харалампий
Образец целомудрия юного Харалампия
Занятия в свободное время
Сторонник старого стиля. Благочестивый простец Илья
Духовные трудности Харалампия
История с участниками националистического движения. Болгарский плен (1941)
Чудесная помощь святого великомученика Георгия
Возвращение домой. Леонид на коленях перед иконами
Обеты
После плена
Праведная смерть Леонида. Харалампий — кормилец семейства
Харалампий подражает святому Дионисию Эгинскому
Новые препятствия

Глава вторая
Первые брани — монах — иеромонах

Святая Гора. Пещеры Малой Святой Анны, 7 июля 1950 года
Новое впечатление, обратное первому
Первые испытания
Первые уроки
Первые перемены в послушнике Харалампий
Горячая любовь к Богу угашает любовь к родителям
Ад мрачной пещеры прелагается в рай
Монашеский постриг и священство
Ежедневный распорядок братства
Ежедневная брань папы-Харалампия
Возвращение к первым браням. Переменный успех
Неподъемная бочка. Чудо послушания
Плод послушания. Вступление во святилище умной молитвы
Пример еще одного делателя послушания
Божественное таинство веры в Старца-восприемника
Отец Харалампий, каким он был
Литургическая практика пещер Малой Святой Анны

Глава третья
Новый скит — Блаженная кончина Старца Иосифа

В Новый Скит, 1953-1967
Рыбак дедушка Лнис и его лодочка
Блаженная кончина Старца Иосифа (1959)
Самостоятельность членов братства и их взаимопомощь
Старец-духовник
Старец-учитель
Наставления Старца о непрестанной умной молитве
«Брось свои хлопоты». Прекрасные плоды
Наглядные примеры самоотречения
Я демон уныния
Отец Харалампий в тонком сне видит своего почившего Старца
Мое первое знакомство. Первые члены братства
Простой и бесхитростный Петр
Формирование братства
Переживание таинства Божественной Евхаристии. Уроки Старцев Нового Скита
Молитва за ближних
Старец — духовник клириков и монахов
Несчастный монах, не желавший жить в послушании

Глава четвертая
Буразери. В монастыри

В большие кельи
Отец Феоклит. Его книга «Афонские беседы»
Губернатор Святой Горы
Церковная школа «Афониада»
Еще одно удивительное происшествие
С горящим пламенем молитвы
Благодать Старца ощутимо передается и его чадам
Прельщенный подвижник
Лекция о Святой Горе. Пополнение святых обителей
Из хиландарской кельи Буразери — в монастыри
Переселение в монастырь Ксенофонт (1975)

Глава пятая
Игумен монастыря Дионисиат. Блаженная кончина

Переезд в монастырь Дионисиат
Монастырский распорядок
Ежедневные Божественные литургии
Деятельность Старца по управлению монастырем Дионисиат
Последний «экзамен»
На подворье Моноксилит
Блаженная кончина
Перенос тела почившего в храм святителя Нектария
Последнее пристанище

Часть вторая
УЧЕНИЕ

Глава первая
Об умной молитве

Беседы об умной молитве
О молитве вообще. Свидетельства духовных чад Старца
Письма об умной молитве
Письмо родственнику
Победитель уныния

Глава вторая
О Божественной Евхаристии

Таинство Божественной Евхаристии
Условия приобщения Святых Тайн
Беседа о частом причащении
Глава третья
О милостыне

Часть третья
ВОСПОМИНАНИЯ — СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ЧАД

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Слово Преосвященнейшего Христофора, епископа Андидского
Праведного величание — отрада и утешение души
Кем был для нас папа-Харалампий

75 действий Иисусовой молитвы на старца василиска
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here