Апокалипсис и молитвы

Подробное и точное описание: Апокалипсис и молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

— Почему современному христианину нужно читать Апокалипсис? Чего должны мы искать в этой книге?

— Читать Откровение Иоанна Богослова нужно потому, что само слово Божие побуждает нас к этому — Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко (Откр. 1, 3). И Церковь своим Преданием свидетельствует: книга Откровения на протяжении столетий изучалась ею, хотя и не читалась непосредственно за богослужением. В Апокалипсисе Господь через Ангела Своего открыл апостолу Иоанну судьбы мира, показал особенности той брани, которую Церковь Агнца ведет с древним змием — «багряным драконом». Читая Откровение, мы получаем представление о том, как лукавый воюет с чадами Матери-Церкви и о том, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в этой брани устоять и победить.

— Обывательское, иначе говоря, дилетантское восприятие Апокалипсиса таково: предсказание нашего будущего и, главное, конца света. Во все времена люди искали буквальных совпадений апокалиптического пророчества и современных им событий. В год Чернобыльской катастрофы вспомнили звезду Полынь (Откр. 8, 10), поскольку чернобыльник — это именно полынь, а в минувшее лето с его аномальной жарой и засухой — чашу, вылитую ангелом на солнце (Откр. 16, 8). Стоит ли заниматься такими поисками? Как разместить события Апокалипсиса в земном времени, как ответить себе на вопрос: что уже произошло, что происходит, что произойдет?

Святой апостол Иоанн Богослов, сын Зеведеев, брат Иакова, был любимым учеником Христа. Читая Евангелие, мы все время видим его рядом со Спасителем: на горе Фавор; в доме, где лежала умершая и воскрешенная Господом дочь Иаира; на Тайной Вечере — припавшим к груди Учителя — и, наконец — единственного из учеников! — у Креста. Именно Иоанну умирающий Иисус доверил свою Мать, и Она жила при нем до Своего Успения. От Иоанна изошло Четвертое Евангелие и три включенных в новозаветный канон Послания, в первом из которых с подлинно апостольской силой утверждается, что Бог есть любовь (Ин. 4, 8); именно поэтому Иоанна Богослова называют апостолом любви.

После евангельских событий Иоанн прожил долгую жизнь, неустанно проповедуя и именем Господним творя чудеса. Житие повествует, что император Домициан пытался казнить апостола, но, после того, как чаша с ядом не принесла Иоанну никакого вреда, отправил его в ссылку на Патмос — маленький скалистый островок в Эгейском море, традиционное место ссылки. Пещера, в которой апостол уединился для молитвы и в которой ему было дано Откровение, сразу записанное с его слов учеником Прохором, сохранилась и до сего дня посещаема многочисленными паломниками.

Первые известные науке списки Апокалипсиса датируются II веком после Рождества Христова.

— Размышляя о судьбах Церкви в современном мире и о самих себе в лоне Церкви, должно ли вспоминать Апокалипсис?

— Образ Церкви — Жены, облеченной в солнце,— как и все другие величественные образы Апокалипсиса, должен врасти в сознание каждого христианина, дабы мы черпали в них силы для несения жизненного креста. Читаешь, что эта апокалиптическая Жена облечена в солнце — разумей, что Церковь водима кормчим — Духом Святым, и Христос — Солнце правды — всегда с нею. Слышишь о том, что Жена кричит от болезней рождения — вспоминай слова апостола Павла: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19). Понимай, что Мать-Церковь носит нас в своем лоне и ожидает, покуда каждый из нас обретет нравственную свободу и подлинное достоинство во Христе, который соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (см.: Откр. 1, 6). Разумей, что Церковь в этом мире продолжает миссию Христа-Искупителя, всегда согревает своим благодатным теплом и поддерживает путников, идущих узкой стезей спасения. Не думай, что ты один на один с этим страшным чудовищем — миром, лежащим во зле, но почитай себя птенцом, согреваемым под крыльями великой птицы.

— Вы сказали уже о том, что Откровение выше и глубже истории ческой конкретики и несводимо к ней. Но коль скоро Апокалипсис — неотъемлемая часть нашего христианского сознания, мы не можем не воспринимать исторические события и через эту призму тоже. Страшные катастрофы ХХ века, звериный оскал двух мировых и неисчислимых локальных войн — не повод ли сказать, что антихрист явился, мы его видим?

— Связание сатаны на тысячу лет и предоставление ему затем недолгой свободы — как это понимать? Как соотнести с земным временем и земной историей? Или вовсе не надо соотносить?

— Связывание падшего Денницы золотой цепью есть не что иное как последствие боговоплощения и искупительного подвига Христова, завершившегося сошествием Святого Духа на апостолов. Это тысячелетнее заключение сатаны тождественно тысячелетнему Царствию Христову на земле; срок его не должен отождествляться с тысячей наших календарных лет. Священное Писание никогда не настаивает на буквальном понимании чисел, но всегда представляет нам их в символическом значении. Тысяча лет Царствия Христова — это время Церкви воинствующей, это время спасения человеческого рода в лоне Матери-Церкви — вплоть до лет последних, когда дьяволу будет дозволено с великой наглостью и дерзостью вести обольщение народов вследствие их добровольного отчуждения от Церкви. Интуитивно все мы чувствуем, какую силу каждодневно набирает мировое зло из-за отступничества некогда христианских народов и добровольной сдачи ими позиций в пользу антихристианского духа.

— Однако первые читатели Апокалипсиса воспринимали его очень непосредственно, соотносили со словами Спасителя о скором Втором Пришествии и ждали конца времен буквально со дня на день.

— Можно догадаться, что под влиянием Откровения формируются представления о посмертной судьбе человека, о вечной гибели или спасении, о конце времен и Страшном Суде. Именно здесь люди чаще всего задают вопросы, кажущиеся наивными: сразу ли после смерти душа человека попадает в ад или в рай, наступит ли конец света в конкретный, календарно определяемый день или как? Или об этом лучше не задумываться?

Читайте так же:  Молитва на финансы в семье

— Как отражается Апокалипсис в православном богослужении, в частности, в Божественной литургии? Почему он, в отличие от Евангелий и апостольских посланий, никогда не читается за богослужением?

— Апокалипсис — очень сложная для нас книга, язык ее символов нуждается в переводе. Как нам ее читать, какими толкованиями пользоваться?

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал «Православие и современность» № 17 (33)

[1] Сказанное, разумеется, не отрицает, что слова Ангела были обращены к конкретным христианским церквам-общинам Малой Азии

Апокалипсис — (греч. άποκάλυψις — откровение, открытие, существительное апокалипсис и однокоренной глагол апокалипто (άποκάλύπτω) используются в Новом Завете в значении «раскрытие сокровенной тайны»: напр. (Мф. 10:26, 11:27, 16:17) – пророческая книга св. Иоанна Богослова, символически излагающая грядущие судьбы мира до Второго Пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда над всем человечеством.

Слово «Откровение» (греч. ἀποκάλυψις) входит в заглавие книги св. Иоанна Богослова: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1).

Откровение дано семи малоазийским церквям и всей Церкви, современной св. Иоанну и будущей.

Что именуют малыми апокалипсисами?

Наряду с Новозаветной Книгой Откровения Иоанна Богослова, замыкающей Священный Канон и именуемой Апокалипсисом в строгом значении, существуют и так называемые малые апокалипсисы — особые фрагменты Писания, повествующие о событиях последних времен.

Из числа Книг Ветхого завета к таким фрагментам, в частности, относят:

— Стихи глав 24-27 Книги пророка Исаии. Часть из этих стихов представляют собой яркое образное описание грядущих войн и катастроф, как то: «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена» (Ис.24:29). Другие сообщают о преображении мира, о поглощении смерти: «Поглощена будет смерть навеки…» (Ис.25:8).

— Главы 38-я и 39-я Книги пророка Иезекииля. Эти главы содержат грозное предсказание о грандиозном нашествии армии Гога на Палестину и её поражении. Так Господь явит Своё всемогущество, накажет нечестивцев, вразумит богоотступников: «и узнают, что Я Господь!» (Иез.38:23).

— 7-я глава Книги пророка Даниила. Здесь рассказывается о последних временах существования мира, в частности Римского царства, о воцарении антихриста, о брани его со святыми, о Втором Славном Пришествии Сына Божьего и Страшном Суде.

— Несколько фрагментов 3-й Книги Ездры. Одним из наиболее напряженных является фрагмент, повествующий о масштабном сражении с участием «порождений» аравийских драконов, «исполненных свирепости» облаков. Результатом баталии станет гибель огромного количества людей: «и будет кровь от меча до чрева» (3Ездр.15:28-36).

Автор а называет себя Иоанном (От. 1:1, 4 и 9; 22:8). По общему мнению святых отцов Церкви это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Боге-Слове отличительное имя «Богослов». Его авторство подтверждается как данными в самом е, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу апостола Иоанна Богослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор а говорит, что он был на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только святой Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.

Доказательством авторства а апостола Иоанна Богослова служит сходство этой книги с его Евангелием и посланиями не только по духу, но и по слогу, и, особенно, по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством» (От. 1:2, 9; 20:4; см.: Иоан. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Иоан. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется «Словом» (От. 19:13; см.: Иоан. 1:1, 14 и 1 Иоан. 1:1) и «Агнцем» (От. 5:6 и 17:14; см.: Иоан. 1:36). Пророческие слова Захарии: «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (12:10) и в Евангелии, и в е приводятся одинаково по греческому переводу «Семидесяти толковников» (От. 1:7 и Иоан. 19:37). Некоторые различия между языком а и другими книгами апостола Иоанна объясняются как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний святого Апостола. Святой Иоанн, иудей по рождению, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении вдали от живого разговорного греческого языка, естественно наложил на печать влияния своего родного языка. Для непредубежденного читателя а очевидно, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания.

Этим летом, когда кроваво-красный глаз солнца хмуро глядел на нас сквозь дымку пожаров, снова невольно подумалось о конце света … Сколько раз мы уже вздрагивали, узнавая из средств массовой информации о начале очередного вооруженного конфликта, землетрясения, наводнения и т.д. и т.п.: «Господи, неужели началось?!» Но мир существует, и мы на некоторое время опять забываем о том, что рано или поздно всему этому придет конец. Эта статья для тех, кто боится конца света.

Первые христиане были уверены, что уже при своей жизни станут свидетелями Пришествия Христа (заметьте, не Антихриста) – так сильны были гонения на христиан.

А «цивилизованный» XX век в России дал больше мучеников за Христа, чем за все первые века нашей эры. Двадцатое столетие во всем мире было наполнено такими потрясениями, что многие люди прочно утвердились в мысли о скором наступлении конца света.

Впрочем, так было всегда: стихийные бедствия, эпидемии, войны, крушение империй, круглые даты, приход к власти некоторых правителей, крупные социальные потрясения – все это наводило людей на мысль о приближающемся конце света. Человечество знает, что рано или поздно мир придет к концу, и подтверждение этому находит в самой главной книге – Евангелии.

В 24 главе Евангелия от Матфея Христос говорит о конце света. Некоторые люди смущаются тем, что Господь обещает ученикам скорое осуществление своих слов:

«Не прейдет род сей, как все сие будет», но мир с тех пор прожил уже двадцать веков. На самом деле Господь говорит апостолам сразу о двух событиях: разрушении Иерусалимского храма (в 70 году н.э.), и о глобальном конце света. «Род сей» — это и иудеи, которые стали очевидцами разрушения Иерусалима и христиане вообще.

«О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32). Господь подчеркивает, что человеческим разумением невозможно предугадать наступление конца света, и в любом случае Его Пришествие станет для людей неожиданным: « Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» ( Мф.24:44). Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время (Мк.13: 33). Слова Христа являются для нас хорошим стимулом жить так, чтобы в любой момент быть готовыми к встрече с Ним, духовно бодрствовать, не расслабляться. Переполненные кладбища – это показатель того, что нужно готовиться не к глобальным катаклизмам (я слышала о том, что некоторые «товарищи» запасаются лекарствами и продуктами на времена Антихриста), а к личному концу.

Читайте так же:  Молитва о семье ПреСвятой Богородице

Для чего «нужен» конец света?

Конец света — логическое завершение истории грехопадения. То, что мир заражен грехом, в нем есть войны, болезни, стихийные бедствия, техногенные катастрофы – не следствие действий каких-то абстрактных «грешников» или серийных маньяков-убийц. Каждый из нас планомерно пополняет «запасы» греха в мире. Кому-то из нас больше, кому-то меньше, Христос мешает жить так, как нам хочется. И общество постепенно будет стремиться к тому, чтобы забыть о Боге. Тогда, когда «по причине умножения беззакония… охладеет любовь» (Мф. 24,12), Бог перестанет удерживать действие зла в мире, оно обрушится на человечество, чтобы хотя бы в последний момент люди испытали потребность в покаянии. Наступление конца света зависит и от жизни каждого из нас: своими грехами мы приближаем этот День, а покаянием и исправлением жизни – отдаляем.

В 24 главе Евангелия от Матфея есть очень важные слова Иисуса Христа. Конец придет только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле, всем народам (см.: Мф. 24:14). Это означает, что пока на земле есть люди, которые готовы услышать Евангелие и принять его, но еще не имеют такой реальной возможности, второго пришествия не будет.

И хотя точная дата конца света от нас сокрыта, Господь в Евангелии указал нам на признаки, по которым можно сделать вывод о приближении последних времен. Основываясь на словах Христа (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21), апостола Павла (2 Фее. 2) и Иоанна Богослова (Апокалипсис), можно в качестве этих признаков (заметим – глобальных. ) указать следующее:

— проповедь Евангелия по всему миру;

— появление многочисленных лжепророков, творящих разнообразные «чудеса» для прельщения людей, и лжехристов — тех, кто выдает себя за Христа;

— упадок общественной нравственности через умножение в мире беззаконий;

— эпидемии страшных болезней, землетрясения по местам;

— раздор и церковные смуты, появление наглых ругателей Церкви;

— всеобщее изнеможение людей от страха грядущих бедствий;

— оскудение любви друг ко другу.

В завершение бедствий, перед Вторым Пришествием появится Антихрист *- враг Христа и полная Его противоположность (греч. «анти» — «вместо», «против»). Он будет вознесен на вершину власти и объединит под свое владычество на три с половиной года все страны и религии. Подготовку появления Антихриста, совершаемую в мире силами тьмы, апостол Павел называет «тайной беззакония». Владычество Антихриста будет временем великих скорбей, невиданных доселе гонений на Церковь.

Лука Синьорелли (ок. 1445/1450-1523). «Антихрист и Дьявол»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Но ради избранных, которых Он (Бог) избрал, сократит те дни» (Мк. 13 :20). Конец царству Антихриста положит Сам Господь, Который со славою придет на землю, «как молния, видимая от востока до запада» (Мф. 24, 27). Перед Вторым Пришествием на небе появится Крест — знамение Божие, видимое всем. Тогда исполнятся сроки существования нашего мира, и настанет вечное Царство Славы Божией.

Есть такой анекдот. В воскресенье, перед литургией, в православный храм врывается неизвестный в маске и с автоматом наперевес: «Православные – остаются, остальные – на выход!» Когда через минуту в храме остается человек пять, неизвестный снимает маску и оказывается батюшкой, который говорит: «Ну вот, теперь можно и литургию начинать!» Несмотря на явный расцвет православия в нашей стране, очень много людей приходят в храмы не для того, чтобы там найти Христа. Для кого-то это — дань традиции (я — русский = православный), для кого-то — место тусовки или клуба по «благочестивым» интересам. Кто-то преследует вполне жизненные интересы – поправить здоровье, улучшить материальное положение или успокоить собственную совесть. Такие номинальные христиане, для которых важно лишь внешнее, с легкостью узнают в Антихристе «Христа» и последуют за ним, потому что настоящий Бог их в принципе не интересовал. Конец света лишь «поможет» людям определиться, на чьей они стороне.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».

В моей жизни был период, когда я очень боялась наступления конца света. Тогда я уже была матушкой, у меня было двое детей и от осознания этого факта мне становилось еще страшнее. Однажды мы разговаривали об Антихристе с сестрой моего мужа, монахиней. На все мои вопросы и недоумения она отвечала, как мне показалось, равнодушно, без внутреннего трепета. «Как, ты НЕ БОИШЬСЯ ?» — искренне удивилась я. «Нет. Я знаю, что Господь не даст мне испытания выше сил. Не даст Он его и тебе!»

В тот момент у меня отлегло от сердца. Теперь я и своим детям, и ученикам в воскресной школе напоминаю о том, что Христос ради них умер на кресте. Он сделал это, чтобы спасти человеческие души, а не погубить их. Тот, Кто нас так любит, не будет «устраивать подлянку», «подставлять», бросая в лапы Антихриста. Не будем забывать о том, что христианине должны доверять Богу. Хотя по-человечески мне тоже страшно: на самом ли деле я люблю Христа, или только говорю и пишу об этом…

Глядя на самих себя, мы с горечью признаем, что никакие мы не подвижники, не молитвенники, не аскеты. Что же тогда сможет противопоставить Антихристу последнее поколение христиан? Преподобные отцы говорили о том, что в последние времена уже не будет былых подвижников, но те, кто проявят твердость, останутся верными Христу и Церкви – то есть пребудут в церковной ограде — не только спасутся, но и получат в Царствии Небесном большие венцы, чем святые предшествующих времен

Читайте так же:  Молитва томаса мертона

Вот что говорит об исповедании веры протодиакон Андрей Кураев: «От христиан в «эру Водолея» прежде всего требуется просто выстоять. Вопреки всему не отречься от Христа словом, делом, мыслью и не участвовать в оккультных играх. Мученик — это не только тот, кто идет на плаху. Если у христианина рак и врачи бессильны, но родственники уговаривают его сходить к «потрясающей целительнице» — в случае отказа он приимет поистине мученический венец. Если директор завода увлекся сайентологией и заставляет медитировать по утрам всех подчиненных, уход с работы — это тоже исповедание Христа. Когда по всем каналам Евровидения будут показывать «пришельцев», низводящих огонь с неба и трактующих Евангелие с точки зрения «космической философии», а христианин будет упрямо повторять в своем сердце «Символ веры» — это тоже будет исповедничеством.

Для христиан крайне важно прислушиваться к голосу Церкви, и не трактовать события современной нам жизни**человеческим (а значит, пораженным грехом) разумением. При Петре I сбривание бород расценивалось ревнителями как поклонение Антихристу. В наше время некоторые люди дерзают осуждать священноначалие, которое, по их мнению, не прониклось апокалиптическими настроениями. Нынешние «ревнители» забывают о реальном действии Святого Духа в Церкви (см. определение первого апостольского собора «Изволися Святому Духу и нам»). Понятно, что мир готовится к встрече Антихриста во всех направлениях, но Церковь, водимая Духом Святым, предупредит своих чад об истинных, пагубных для души, а не мнимых опасностях. Верное стадо узнает голос истинного Пастыря.

Во времена Антихриста Церковь вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако «…врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам апостола Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто «…не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2, 10).

Призывом «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20) завершается Апокалипсис и вся Библия. Несколько раз в день мы читаем молитву «Отче наш», в которой просим Бога о конце этого света и начале Царствия Божия: «Да придет Царствие Твое». К этим словам мы уже привыкли, не замечаем их, а потом молимся еще и о том, чтобы конец света при нас не наступил. За катастрофами и страшилками Апокалипсиса мы не видим главного – встречи со Христом, в Которого мы верим. Грядущие бедствия и страхи кратковременны (тут как в родах: чем хуже, тем быстрее все закончится, а о скорби потом и не вспомнишь). Все, пораженное грехом, должно отмереть, и кто сказал, что этот процесс должен быть безболезненным?! Христос говорит нам «Когда начнет сбываться все это, восклонитесь, ибо близко избавление ваше» (Лк. 21, 28). «Вос-клонитесь, воспряньте, подымитесь – Христос уже рядом.

* Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение… кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем».

**К сведению: принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

Все верующие христиане в обязательном порядке читают Библию и стараются следовать всем ее предписаниям. Однако в Священном Писании есть одна книга, которая очень сложна для понимания и наполнена символизмом. Речь идет о книге Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. О чем же говорит нам эта самая загадочная часть Библии?

Вся Библия является духовной книгой, наполненной символами и сравнениями. Но больше всего аллегорий, примеров и образов скрывает Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис нельзя читать и толковать сам по себе, в отрыве от всего христианского учения в целом.

Важно! Обычным верующим людям желательно приступать к чтению Апокалипсиса только после того, как они хорошо изучат Ветхий и Новый Завет, а также Предание святых отцов.

Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве. Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима — места будущей жизни всех верующих.

Важное место в повествовании занимает описание земной Церкви и различных бед и казней, постигающих этот мир. С одной стороны, эти несчастья — фон для того, чтобы была видна святость Церкви Христовой. С другой — способ призвать людей к покаянию.

Апокалипсис предостерегает христиан от опасностей жизни в мире, где правит язычество. Настоящий христианин должен пренебрегать комфортом мира ради Христа, несмотря на большое количество опасностей. Во все времена христиане подвергались гонениям, если не официально, так идейно. Во времена Иоанна Богослова за отказ поклониться языческому римскому императору мог закончиться казнью, и множество первых христиан приняли подобную мученическую смерть.

Другая опасность — начать приспосабливаться к изменчивому миру и потерять в нем веру во Христа. Большое количество искушений может привести к тому, что человек устанет бороться за свою веру и захочет жить как все — с комфортом и в богатстве. Так, Откровение говорит нам о том, что настанут времена, когда верные дети Христовы не смогут ничего покупать и продавать, т.е. вести привычную повседневную жизнь, как все.

Читайте так же:  Молитвы против зубной боли

В данном контексте мы видим образ Вавилонской блудницы, который отождествлен с самим городом Вавилоном. Проводятся параллели и с современным миром — большие города, где доступны все возможные утехи и радости, что легко сбивает христианина с пути истинного. И вот Апокалипсис в 18 главе показывает нам результат такой жизни — суд над блудницей и ее казнь. Именно это и ожидает греховный мир, если люди не будут каяться.

Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге — это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.

Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом в раю. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни. Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света.

Большое количество символов придает книге особую таинственность и позволяет обобщенно смотреть на события в мире. К примеру, Иоанн Богослов говорит, что глаза обозначают видение чего-либо, а большое количество глаз — абсолютное видение. Иерусалим и весь Израиль ассоциируются с Церковью Христовой. Белый цвет — символ невинности, чистоты и святости.

Большое значение придается и числам. Так, число три означает Святую Троицу, четыре — мирской порядок. Семь — благословенное число гармонии. Двенадцать — Церковь.

Отдельного внимания заслуживает число 666, которое считается магическим «числом зверя» и порой пугает даже опытных христиан. Однозначная трактовка этого числа до сих пор неясна и остается неразгаданной. Видимо, точное его значение придет тогда, когда для этого наступят подходящие условия.

Существует теория, согласно которой 666 это уменьшение от 777. Три семерки символизируют собой Божью благодать, тогда как уменьшение ее означает дьявольский мрак. В любом случае, число 666 остается «числом зверя» и наступят времена, когда человечество точно узнает его смысл.

Многие христиане боятся начертания этого числа на себе, как символе отвержения от Бога. Действительно, Апокалипсис говорит нам о том, что наступят времена, когда на челе или руке будет ставиться знак зверя, и тогда такой человек будет терять спасение и вечную жизнь.

Однако мы не можем понимать эти строки буквально. Ни одно начертание само по себе не способно лишить человека веры в Бога. Поэтому нужно понимать это место в переносном смысле — что настанет такое время, когда каждый человек станет перед выбором. Царство антихриста будет повсеместно распространяться по всей земле, и людям придется выбирать — жить в комфорте земной жизни и терять спасение вечной души, или же претерпеть притеснения сейчас, но зато вкусить вечное блаженство.

Важно! Собственно, в этом и заключается главный и основной смысл книги Апокалипсис — показать человеку два пути жизни, мирской и духовный.

Иоанн Богослов ясно дает понять, что участь людей, которые выбрали путь богатой и комфортной, но безбожной, жизни на земле — незавидна. И, напротив, те из людей, которые претерпят до конца все лишения и притеснения, в большом количестве постигнувшие христиан в последние времена, получат большую награду за свое долготерпение.

Помимо особенных числовых значений, Откровение богато и другими образами. Так, начинается книга с Посланий семи церквям, которые можно рассматривать как схему жизни Церкви от начала христианства и до конца мира.

Еще одним интересным богословским моментом данной книги является видение четырех всадников. Символически они говорят обо всех исторических этапах развития человечества. Изначально жизнь в раю первых людей (символ белого коня), последующее познание греха и отпадение от Бога (рыжий конь). Как следствие греха — смертность и беды всех последующих поколений (бледный и вороной конь).

Перед появлением каждого из всадников, Божий Ангел снимает одну из семи печатей с Книги Жизни. Каждая из этих печатей символизирует определенную эпоху борьбы зла и добра, которую можно проследить и в масштабах всей Церкви, и в масштабах жизни отдельно взятого человека. Снятие последней печати ознаменовало видение Божиих Ангелов — следующий образ Апокалипсиса.

Для предвозвещения различных бедствий и гонений, Ангелы Божии трубят в одну из семи труб. Звук каждой из них означает какую-либо беду. Сначала погибает часть растительного мира, потом рыбы и животные, следом отравляются реки и вся вода. Таким образом, пришествию антихриста будет предшествовать катастрофа экологии всей Земли. Люди настолько забудут о Боге, что перестанут ценить и беречь созданный Им мир.

Читайте так же:  На любовь любимого человека молитва

После предвозвещение бедствий, Откровение говорит нам о видении семи чаш, которые детально описывают всеобщий нравственный упадок и расцвет порока. Эта часть книги повествует от будущем Божьем Суде над гонителями Церкви христовой.

Следующий образ, который рисует данная книга — это два пророка Апокалипсиса. Они появятся незадолго до конца мира, чтобы возвестить всему человечеству о грядущем приходе антихриста и последующим за ним Вторым Пришествием Христа. Эти пророки будут убиты зверем, но Господь воскресит своих верных слуг.

Самое большое и последнее нападение на Христову Церковь показано в образе Жены, облеченной в солнце. Сияние означает свет правды, а мучения — боль о каждом человеке, кто своими грехами удалил себя от Бога.

Важно! Таким образом, вся символика Апокалипсиса показывает нам некий путь, который проходит как Церковь в целом, так и каждый человек лично. Это путь начала и конца, рождения и смерти, развития и упадка. Человек не может не пройти этим путем, но он волен выбирать, как именно его пройти и какой в результате будет его вечная участь.

Несмотря на то, что все Откровение полностью состоит из образов и сравнений, понять до конца их смысл мы не можем. Многие значения этой книги открываются по мере наступления описанных в ней событий. Поэтому не следует пытаться толковать все написанное — для этого наступит подходящее время.

И з книг Нового Завета в православном храме во время богослужения не читается только книга Откровения (греч. «Апокалипсис») св. ап. Иоанна Богослова. Эта книга наполнена устрашающими видениями конца земной истории грешного человечества и впечатляющими откровениями будущей славы праведников на обновленной земле. Повествование насыщено различными образами, сравнениями и символами. Целый ряд диковинных зверей¬чудовищ напоминает пророческие видения из книг Даниила и Иезекииля. Присутствует также и символика чисел. Например, 7 указывает на полноту, совершенство, а 12 — число колен израилевых — на избранный народ Божий. Книга представляет собой послание семи малоазийским церквям с пророческим указанием об имеющих прийти скоро событиях конца, чтобы христиане были тверды в своем исповедании и ожидали скорой славы Господа Иисуса.

М ожно встретить утверждение, что круг литургических чтений сформировался раньше разрешения сомнений в подлинности Апокалипсиса, поэтому его чтение якобы и не нашло себе места в церковном году. Однако порядок апостольских и евангельских чтений формировался на протяжении столетий. Если распределение воскресных и праздничных зачал в течение года можно отнести в Восточной Церкви к IV¬V в., то порядок чтений для будних дней был утвержден позднее, по преданию, св. Софронием Иерусалимским (†641). Затем в системе чтений долгое время происходили изменения и перестановки, пока в X¬XI в. в Константинополе они не приобрели свой окончательный вид, который стал известен и на славянских землях. За такой большой период времени на Востоке не проявляется особого интереса к Апокалипсису. Известно только одно авторитетное его толкование, принадлежащее св. Андрею Кесарийскому (VI¬VII вв.). Если посмотреть на количество греческих рукописей Откровения и других книг Нового Завета, то заметно такое соотношение: рукописей Евангелия известно почти в 10 раз, а Деяний и апостольских посланий в 2 раза больше чем рукописей Апокалипсиса.

И ное отношение видно на Западе. Здесь Апокалипсис упоминается в числе канонических книг на Иппонском соборе 393 г. и Карфагенском соборе 419 г. (33 пр.). С этого времени, вероятно, начинается и богослужебное употребление Откровения. Но чтение не сразу стало здесь повсеместным и общепринятым. В этом отношении показательно 17 правило Толедского собора (Испания) 633 г.: «Решением многих соборов и синодальных декретов римских предстоятелей книга Апокалипсис приписывается евангелисту Иоанну, а также определяется, что она должна быть принята в состав божественных Писаний. Но поскольку есть многие, которые не признают ее авторитет и пренебрегают ее чтением в церкви, впредь да будет отлучаться всякий, кто ее не признает или не читает от Пасхи до Пятидесятницы во время Литургии». С этого времени чтение Апокалипсиса точно фиксируется и сохраняется до сих пор в Католической Церкви и некоторых протестантских конфессиях.

С овременные православные библеисты отмечают, что в самом тексте Откровения заметно его литургическое употребление. Здесь есть и обращение чтеца (1, 1¬2), и благословение предстоятеля (1,3), и возглашение адресата (1, 4¬5), и славословие (1, 5¬6), и различные песнопения (напр. 4, 8.11; 5, 12.13). Указывают также, что понимание Апокалипсиса не будет адекватным без изучения его исторического фона. Книга была написана, вероятнее всего, во время гонения при Домициане в 90¬95 г., в ее символике отражаются исторические реалии, как например пресловутые три шестерки, указывающие на гонителя христиан императора Нерона. Наконец, признается необходимым сравнение Откровения св. Иоанна Богослова с иудейскими апокалипсисами, которых сохранилось до нашего времени около 15. Это сравнение показывает сходство и различия, помогает уяснить образы и символику, обусловленную историческими обстоятельствами форму выражения и непреходящий смысл Откровения. Он заключается в том, что беззаконие конечно, что терпение временных страданий будет вознаграждено вечным блаженством, и, что самое главное, как учат нас «малые апокалипсисы» в Евангелиях (напр. Мк. 13), нужно всегда бодрствовать душой, чтобы с надеждой встретить грядущее явление Христа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым

Апокалипсис и молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here