Апостол фома икона молитва

Подробное и точное описание: Апостол фома икона молитва - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Молитва первая

О, преславный апостоле Фомо, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2-й

Мученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4-й

Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Господню ученику и великому тайноповедателю, Фоме Богоглаголивому, Петр возопи: видехом Господа. Рече же той: аще не вижду аз язвы рук Его, не уверую, вопияше близнец. Тогда Владыка всех, якоже раб, прииде, хотя спасти вся, и глаголет Фоме: осяжи руки Моя и ребра и не не веруй: Аз бо есмь Господь и Бог твой. Он же с покаянием возопи: Ты мой еси Бог же и Господь.

Христос, Великое Солнце, лучу тя многосветлую во Индию посылает, мрачную лесть, таинниче, вскоре разгоняюща, Фомо премудре апостоле, и люди просвещающа Троицу почитати Божественную, Еюже вси сохраняемся.

Все молитвы .

Память святого апостола Фомы празднуется в Православной Церкви три раза в год: 3 июля, 13 июля в день памяти всех двенадцати апостолов и 19 октября.

Предание о проповеди и кончине апостола Фомы
О дальнейшей жизни апостола Фомы мы узнаем из церковного предания, согласно которому он проповедовал христианство в Индии, где принял мученическую кончину около 68 года. О мощах святого, находившихся долгое время в этой стране, писал Марко Поло и другие путешественники и миссионеры.
Существует также предание, связанное с Успением Пресвятой Богородицы, по которому апостол Фома не смог проститься с Божией Матерью перед Ее кончиной и, когда пришел спустя три дня, то для него была открыта гробница, чтобы он смог поклониться Богоматери, но Ее тело не было там найдено.

Иконография апостола Фомы
На иконах святой Фома изображается со свитком в руках, как принято писать всех апостолов. Этот символ напоминает о том, что их жизненный подвиг состоял в проповеди слова Божьего, потому на свитке нередко написаны какие-либо изречения из Священного Писания.
В раннехристианском искусстве был широко распространен иконографический тип, именуемый «Уверение Фомы», повествующий о явлении воскресшего Господа апостолам. В центре композиции изображен Христос, окруженный ближайшими учениками, в тот момент, когда апостол Фома прикасается к Его ранам, чтобы удостовериться в подлинности Воскресения. Изображения такого типа нередко использовали в раннехристианских гробницах, но наиболее часто иконы с этим сюжетом встречались в византийском искусстве IV-V веков. Эта иконописная композиция была широко распространена и в русской иконописи. В византийских миниатюрах также часто изображалась мученическая кончина апостола.

Тропарь, глас 2:
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4:
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Фомо / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

У чени́к Христо́в быв, Боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в,/ и того́ пречи́стую страсть осяза́нием уве́рив, Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.

П рему́дрости благода́ти испо́лнен/ Христо́в апо́стол, и служи́тель и́стинный,/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:// Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.

О святы́й апо́столе Христо́в Фомо́! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя неве́рия, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Молитва чтобы уснул пьяный

О святы́й уго́дниче Бо́жий, апо́столе Фомо́! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В раздел ТЕКСТЫ СЛУЖБ добавлены общие службы новомученикам и исповедникам Российским ХХ века.

Пресвятая Богородица явилась апостолу Фоме в небесной славе и утешая его, оставила в дар и благословение свой Поясок, который упал на этот камень.

Рассказ инока Амвросия, Гефсимания 2006:

После вознесения Господня Пресвятая Богородица часто посещала св. Елеонскую гору, где любила молиться. Однажды во время молитвы Ей явился св. Арх. Гавриил и возвестил радостную весть о том, что через три дня Пресвятая Богородица будет взята на небо. Пресвятая Дева просила исполнить три желания: чтобы все апостолы, которые к тому времени разошлись во все концы земли с проповедью Евангельскою, собрались на Ее погребение, чтобы Сам Господь Иисус Христос пришел и принял Ее святую душу в Свои руки и чтобы Ее погребли в Гефсимании около могилы родителей св. Иоакима и Анны. Как о том поется в светильне праздника Успения «Апостолы от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое и Ты, Сыне и Боже, Мой приими дух Мой».

Пресвятая Богородица жила на Сионе в доме св. Иоанна Богослова.

Св. Апостолы были восхищены силою Божию и предстали пред одром Богородицы, удивляясь столь внезапной чудесной встрече. Увидев Пресвятую Деву, они поняли, что Господь собрал их проститься с Нею. Пресвятая Богородица мирно уснула, преподав всем ученикам Христовым благословение. Лишь один апостол Промыслом Божиим не был на погребении — св. Фома. Он прибыл на третий день после Успения из Индии и очень скорбел, что не попрощался с Божией Материю.

Он просил, чтобы ему открыли гробницу, и вот, когда отвалили камень от гроба, увидели, что он пуст, так же как опустел Гроб Господень в пасхальную ночь. Апостолы недоумевали. Поднимаясь на Елеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в небесной славе. Она явилась апостолам, дабы рассеять их сомнение и утешить скорбящего Фому. Господь прославил Свою Матерь и взял Ее на Небо с телом. Пообещав всегда быть с апостолами, Царица Небесная оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал из Ее рук на этот камень.

Позднее святой пояс оказался на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес. А мы чтим это святое место, на котором явилась Пресвятая Богородица, и в праздник Ее Успения после чина Панагии совершаем крестный ход от храма к камню с пением тропаря:

В рождестве девство сохранила еси,

во успении мира не оставила еси, Богородице:

преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,

и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Недавно над святым камнем в Гефсимании, трудами сестер Гефсиманской Обители выполнена мозаичная икона Явления Божией Матери, сбрасывающей поясок апостолу Фоме.

Свя­той апо­стол Фо­ма был ро­дом из га­ли­лей­ско­го го­ро­да Па­не­ады и за­ни­мал­ся ры­бо­лов­ством.

Услы­шав бла­го­ве­стие Иису­са Хри­ста, он всё оста­вил и по­сле­до­вал за Ним. Апо­стол Фо­ма вхо­дит в чис­ло Дво­е­на­де­ся­ти­цы свя­тых апо­сто­лов, 12 уче­ни­ков Спа­си­те­ля.

По сви­де­тель­ству Свя­щен­но­го Пи­са­ния, свя­той апо­стол не по­ве­рил рас­ска­зам дру­гих уче­ни­ков о Вос­кре­се­нии Иису­са Хри­ста: «Аще не ви­жу на ру­ку Его яз­вы гвоз­дин­ныя, и вло­жу пер­ста мо­е­го в яз­вы гвоз­дин­ныя, и вло­жу ру­ку мою в реб­ра Его, не иму ве­ры» (Ин.20:25). На вось­мой день по­сле Вос­кре­се­ния Гос­подь явил­ся апо­сто­лу Фо­ме и по­ка­зал Свои ра­ны. «Гос­подь мой и Бог мой!» – вос­клик­нул свя­той апо­стол (Ин.20:28). «Фо­ма, быв­ший неко­гда сла­бее дру­гих апо­сто­лов в ве­ре, – го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, – сде­лал­ся по бла­го­да­ти Бо­жи­ей му­же­ствен­нее, рев­ност­нее и неуто­ми­мее всех их, так что обо­шел со сво­ей про­по­ве­дью по­чти всю зем­лю, не убо­яв­шись воз­ве­щать Сло­во Бо­жие на­ро­дам ди­ким». По Цер­ков­но­му Пре­да­нию, свя­той апо­стол Фо­ма ос­но­вал хри­сти­ан­ские Церк­ви в Па­ле­стине, Ме­со­по­та­мии, Пар­фии, Эфи­о­пии и Ин­дии. Про­по­ведь Еван­ге­лия апо­стол за­пе­чат­лел му­че­ни­че­ской смер­тью. За об­ра­ще­ние ко Хри­сту сы­на и су­пру­ги пра­ви­те­ля ин­дий­ско­го го­ро­да Ме­лиа­по­ра (Ме­ли­пу­ра) свя­той апо­стол был за­клю­чен в тем­ни­цу, пре­тер­пел пыт­ки, и, на­ко­нец, прон­зен­ный пя­тью ко­пья­ми, ото­шел ко Гос­по­ду. Ча­сти мо­щей свя­то­го апо­сто­ла Фо­мы есть в Ин­дии, Вен­грии и на Афоне. С име­нем апо­сто­ла Фо­мы свя­за­на Ара­вий­ская (или Ара­пет­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (6 сен­тяб­ря).

Апо­сто­лу Фо­ме мо­лят­ся при бес­по­ко­я­щем ду­шу неве­рии, как са­мо­му про­шед­ше­му это тяж­кое со­сто­я­ние.

Тропарь апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу), глас 2

Учени́к Христо́в быв, Боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в,/ и Того́ пречи́стую страсть осяза́нием уве́рив, Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу), глас 4

Прему́дрости благода́ти испо́лнен/ Христо́в апо́стол, и служи́тель и́стинный,/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:// Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.

Величание апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)

Читайте так же:  Молитва чтоб найти мужчину

Велича́ем тя, апо́столе Христо́в Фомо́, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)

О, святы́й апо́столе Христо́в Фомо́! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя неве́рия, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, апо́столе Фомо́! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Самый горячий из Апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? И, тем не менее, это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так поражен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя ревность молодого человека, призывает того следовать за Ним. Так рыбак становится Апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».
На кого он был похож как две капли воды? На Иисуса, на кого-то из Апостолов, а, может, на какого-то известного политика или деятеля того времени? Нам это неизвестно, но зато нам известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его искали схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!
… Но не безрассудный, а трезвый и осмотрительный.
Незадолго до смерти Иисус беседовал с учениками. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я…» Слушая эти слова, Фома воскликнул: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 1-5).
И вот мы опять видим Фому в его искреннем порыве сопровождать Учителя, куда бы Тот ни пошел.

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя.
Но вот к нему прибегают другие Апостолы. И, перебивая друг друга, рассказывают: «Мы видели Господа!» Но этот трезвый галилеянин не склонен доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… «Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И отныне этот Апостол становится вечным символом того, что есть в жизни вещи, которые нельзя пощупать и проверить, а которым нужно только верить.


Пока не коснусь – не уверую.

После Вознесения Христова Апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю Апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно. Так, среди прочего, рассказывают о ловушке, которую придумал один языческий жрец, желая остановить проповедь Ап. Фомы. Жрец убил своего сына и обвинял в этом святого Фому, говоря:
– Фома убил моего сына.
В народе поднялось волнение, и собравшаяся толпа схватила святого Фому как убийцу и требовала, чтобы суд вынес ему приговор. Когда же не находилось никого, кто мог бы засвидетельствовать, что Фома непричастен к тому убийству, то Апостол Христов стал просить судью и людей:
– Отпустите меня, и я, во имя Бога моего, попрошу убитого, чтобы он сам сказал, кто убил его.
Пораженные такой просьбой люди повели Фому к телу убитого юноши. Возведя очи к небесам, Фома помолился Богу и потом сказал мертвецу:
– Во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, – скажи нам, кто убил тебя?
И тотчас мертвец сказал:
– Мой отец убил меня.
Тогда все воскликнули:
– Велик Бог, Коего проповедует Фома!

Читайте так же:  Что означает слово молитва

В индийском городе Мелипура проповедь Фомы все же окончилась. Апостол был пронзен копьями.

Воспоминая жизнь и сомнения Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи. И сегодня многие колеблются: А есть ли Бог? А верно ли, что Иисус воскрес? А правда ли, что Церковь приобщает нас к Живому Господу. На все эти и на другие вопросы Церковь отвечает словами Христа, обращенными некогда к Фоме: Вложи руки в раны…
Прикосновенье к жизни Церкви, к ее жизнодательным благодатным дарам – есть самый истинный ответ на этот вопрос.


Сад, в котором, по преданию, Ап. Фоме явилась Божия Матерь, возносящаяся на Небеса. (Сад Гефсиманской обители – Монастыря св. Марии Магдалины.)


Богоматерь отдала ему часть Своей одежды – Святой Пояс, который и доныне хранится в Православной Церкви как святыня. Вот то самое место, на котором Ап. Фоме был передан Пояс. Об этом повествует мозаика, которую мы видим на снимке.

Что же нам известно об апостоле Фоме? Фома (по прозванию Близнец) был одним из двенадцати ближайших учеников Христовых, повсюду следовавших за ним и называвшихся апостолами, то есть посланниками Божиими.

Евангелие от Иоанна дает нам возможность оценить то мужество, с которым нес святой Фома свое апостольство. Когда Спаситель, Которого искали уже враги, чтобы убить, направился в Иудею, другие апостолы отговаривали Его: Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин. 11, 8). И тогда Фома первым вызвался везде сопровождать Учителя и разделить Его страдания: Пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16).

Вместе с тем, после смерти на Кресте и Воскресения Господня, Фома оказался в числе тех, кто никак не мог поверить, что Христос действительно воскрес из мертвых: …Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю, — говорил он другим апостолам (Ин. 20,. 25).

Видео (кликните для воспроизведения).

И произошло чудо: Господь явился апостолу Фоме. Главным событием в его жизни оказалось это явление, описанное в Евангелие от Иоанна: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 26-27).

Так Фома окончательно уверовал в Христово Воскресение. И это уверение Фомы дало великие плоды. Апостол Фома, исполняя слова Спасителя: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19), совершил немыслимо далекий по тем временам путь и принес семена христианства даже в Индийскую землю, столь далекую от его родной Палестины! И до сих пор память о пребывании святого апостола сохранилась среди индусов.

Он шел дальше многих, проповедовал безбоязненно и с тою верою, которая способна сдвинуть горы. И так же без страха принял он венец мученичества за Христа. Так почему сейчас мы обращаемся к святому апостоле Фоме? Какого ходатайства и заступничества перед Господом мы у него просим?

Прежде всего, мы обращаемся к нему с молитвой о тех многочисленных наших ближних, которые еще не уверовали во Христа. О тех, в ком времена атеизма (а теперь еще неоязычества и религиозной всеядности) посеяли недоверие и сомнение. О каждом «фоме-неверующем», который повторяет: «Не поверю, пока не увижу…» О тех, кому кажется, что невозможно верить, не требуя чудес и знамений.

Мы также обращаемся к нему, чтобы и нам, православным христианам, помог он укрепиться в вере – в моменты, когда нас самих посещают сомнения. Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие, — говорит Господь апостолу Фоме (Ин. 20, 29). Потому и молим мы апостола, ищем у него поддержки. Кто, как не он, испытавший сомнения вновь обретший веру, может помочь всем нам?

Обращаются к святому апостолу Фоме и те православные христиане, кому Господь назначил сегодня продолжать дело христианской миссии. Ведь святой апостол Фома был одним из самых ревностных проповедников Слова Божия. И сегодняшним миссионерам, продолжателям дела апостолов, особенно необходимы обретенная им твердость в вере, преданность Христу и готовность в самом деле идти и научить «все народы».

Потому мы все сегодня молитвенно обращаемся к святому апостолу Фоме со словами:

Отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не пожрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Избранный самовидче Слова и свидетелю Его славный, даже до последних земли благовестивый веру твою: Егоже раны аз осязах, Сей есть Господь и Бог; обаче, яко и ныне созерцаяй нам незримая, за взыскующия веры молися, да зовем ти: радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Ангелом неведомое таинство познал еси, Плоть Бога жива дерзновенною десницею осязая, темже, ужасающеся и дивящеся, зовем ти:

Читайте так же:  Молитва о заключенном сыне

Радуйся, яко дерзновение твое Бог предуведе, радуйся, яко на служение Свое тя предустави; Радуйся, яко неверие твое не осуди; радуйся, яко веру твою утверди; Радуйся, яко в лик апостольский тя избра; радуйся, яко стопы твоя во след Себе направи; Радуйся, яко веща ти уста ко устом; радуйся, яко смирися пред любопытным перстом;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Словеса ваша о явлении Воскресшаго неудобоприятельна ми являются, вопияше Фома иным учеником, аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и не вложу перста моего в язвы гвоздинные, и вложу руку мою в ребра Его, не дерзну взывати Сему: Аллилуиа.

Разум недоразумеваемый догматов веры разумети ищуще, вопрошает в смятении: во двою естеству едино Лицо како Церковь мудрствует и воспевает? Обаче неверием твоим уверяеми в сем, взываем:

Радуйся, яко Христос един хлеб с тобою вкуси; радуйся, яко едино солнце над вами возсия; Радуйся, яко хлебом истины многи насытил еси; радуйся, яко Солнце правды возлюбил еси; Радуйся, яко един источник вы напои; радуйся, яко едина смоковница вама сень даде; Радуйся, яко реки благодати источил еси; радуйся, яко не безплодная смоковница показался еси;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Силе Вышняго вся возможна суть, вопияше Фома, может бо и умершия воскрешати, обаче како смерти приобщися Сей, Емуже подобает воспевати: Аллилуиа.

Богоприятну Деву прозре младенец, во чреве Елисаветином сый, мы же, очи имуще, не зрим благая дела Господня, обаче слово Христово, апостолу реченное: блажени не видевшии и веровавшии, поминаем с надеждой, и тако сему взываем:

Радуйся, яко спасения возжелавый; радуйся, яко пророки чаянная узрел еси; Радуйся, яко Адамом утраченная взыскавый; радуйся, яко Спасителя обрел еси; Радуйся, Светом мира просвещенный; радуйся, яко Небо отверзеся ти; Радуйся, яко Словом Отчим умудренный; радуйся, яко тайны Царствия открышася ти;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Бурю внутрь имею помышлений сумнительных, вопияше Фома, како бо во гроб положен бысть по водам Ходивый и Лазаря Воскресивый, Емуже аз желаю воспети : Аллилуиа.

Слышаше пастырие Ангелов, поющих Младенца Спаса, и, шедше убо, поклонишася Ему; мы же, уши имуще, не внемлем гласу Господню, обаче на твое предстательство, апостоле, уповаем и зовем ти:

Радуйся, в корабли со Христом ходивый; радуйся, по волнам Ходящу поклонивыйся; Радуйся, мрежею Христовою уловленный; радуйся, на ковчег спасения ступивый; Радуйся, яко воды неверствия не поглотиша ти; радуйся, яко буря сомнений тя не потопи; Радуйся, яко Христос над бездною тя удержа; радуйся, яко десницу с язвою ти простре;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Боготечной звезде последоваша волсви, вопияше Фома, тако и аз вожделею следовати Тебе, Господи и Боже мой, даждь ми токмо прикоснутися Ти, да и аз воспою: Аллилуиа.

Принесоша отроцы халдейстии дары седящу на руку Девичу Создателю твари, мы же, руце имуще праздны от дел благих, како приступим к Сему, веры просяще, разве токмо апостола Фому поминающе и тако ему зовуще:

Радуйся, яко Господин жатвы призва тя; радуйся, яко в вертограде Того добре потрудился еси; Радуйся, яко делатель и нива явился еси; радуйся, яко плод сторицею принесл еси; Радуйся, яко со Владыкою дней утреневал еси; радуйся, яко чашу Христову испил еси; Радуйся, яко и нощь просвещение ти бысть; радуйся, яко Господу Славы спрославился еси;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Проповедницы богоноснии бывше волсви, вопияше Фома, исповедаша Тя, Христе, яко Спаса всех; аще убо не уверую в Воскресение Твое, не явлюся ли убо и аз яко Ирод, не ведый пети: Аллилуиа.

Возсиявый во Египте Свет истины да разсеет, яко дым, вся сомнения наша: веруем бо, Господи, помози неверию нашему; ты же, апостоле, укрепи свидетельством твоим зовущия ти:

Радуйся, в сладость Христа послушавый; радуйся, во славу Его поживый; Радуйся, с терпением Тому послуживый; радуйся, с веселием за Него умерый; Радуйся, рану Прободеннаго осязавый; радуйся, Кровию Христовою искупленный; Радуйся, копием мучительским прободенный; радуйся, кровь за Христа пролиявый;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Хотящу Симеону праведному умрети, вопияше Фома, вдался еси яко Младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный; сотвори убо, Господи, и мне тако, да абие воззову Ти: Аллилуиа.

Новое показа Творец снизхождение нам, на безсмертнем Теле смертныя язвы явити изволивый апостолу Своему, емуже с любовию взываем:

Радуйся, от Премудрости мудрость приявый; радуйся, от Любве любви научивыйся; Радуйся, у Смирения смирению навыкший; радуйся, Благом во блазе утвержденный; Радуйся, Терпением в терпении наставленный; радуйся, Кротости в кротости подражавый; Радуйся, Послушанием к послушанию приведенный; радуйся, Сыном Отцу усыновленный;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Странное чудо вижу, вопияше Фома: дверем затворенным, яко дух, входит Христос, осязаю обаче раны и язвы Его, и что убо реку, токмо: Господь мой и Бог мой; что убо воспою, токмо: Аллилуиа.

Вси есмы в нижних и вышних никакоже достигаем, обаче веруем, яко оба соедини в Себе Господь, якоже яви сие апостолу Своему, от нас воспеваему сице:

Радуйся, с четверодневным Лазарем вечерявый; радуйся, любовию к неверию подвигнутый; Радуйся, “осанна в вышних” вопиявый; радуйся, любовию уверение получивый; Радуйся, воплощение Слова уведевый; радуйся, миром гонимый; Радуйся, безсловесная плоти поправый; радуйся, мир от Христа приемый;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Всякое естество тварное вместити Божественное никакоже возмогает, вопияше Фома, Ты Единый оба неслитно и нераздельно в Себе сочетал еси, Тебе пою: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии ничесоже приложити дерзают, апостоле, доброму исповеданию твоему: Господь мой и Бог мой; за сие и от нас приими сицевая:

Радуйся, яко нозе ко умовению Христу простерл еси; радуйся, яко дома на земли не имел еси; Радуйся, яко нозе на путь мирен направил еси; радуйся, яко обитель в дому Отчи снискал еси; Радуйся, яко строитель царский нареклся еси; радуйся, яко архитектон премудрый обрелся еси; Радуйся, яко злато нищим раздал еси; радуйся, яко чертог Небесный царю воздвиг еси;

Читайте так же:  Последование ко Святому причастию молитва

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Спасти хотя мир, вопияше Фома, животворящею Кровию из прободенных ребр, Господи Боже мой, напоил еси вся, яже осязав, Тебе пою: Аллилуиа.

Стены Иерусалима Небеснаго на дванадесяти основаниих утвердишася, якоже едино от сих тя почитаем, апостоле славне, и тако ти восписуем:

Радуйся, яко язык огнен на тебе почи; радуйся, яко слава Христова тя осия; Радуйся, яко языки многи просветил еси; радуйся, яко имя Христово прославил еси; Радуйся, яко недужных исцелял еси; радуйся, яко мертвых восставлял еси; Радуйся, яко и дуси повинувахуся ти; радуйся, яко имя твое написася на Небеси;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Пение всякое побеждается, вопияше Фома, тщащееся воспети славу Воскресения Твоего, Господи, обаче сие возвещу до последних земли, да всяк язык Истинному Богу зовет: Аллилуиа.

Светоприемную свещу зрим тя, апостоле славный, прикосновением к обоженной Плоти возжженную, темже приносим ти сицевая:

Радуйся, бисере ризы церковныя; радуйся, вертоградарю Истины; Радуйся, кореню богословия; радуйся, цвете благочестия; Радуйся, рождие лозы божественныя; радуйся, благоухание, приятно Богови; Радуйся, златице, огнем очищенная; радуйся, весно целомудрия;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

Благодать и жизнь пришедый дати всякой плоти, вопияше Фома иным учеником, не воздаст ли сия Подавшей Ему плоть? Обаче укажите мне гроб Ея, да со слезами воззову Богови: Аллилуиа.

Поюще Успение Богородицы, апостоли проводиша тя ко гробу Ея, и, вшед и обрет сей пуст, воздал еси хвалу Господу; темже зовем ти:

Радуйся, Божиею Материею возлюбленный; радуйся, ко прощанию Тою призванный; Радуйся, яко матерь, Ю возлюбивый; радуйся, Божиим Промыслом удержанный; Радуйся, на гроб Ея плакати пришедый; радуйся, камень от него отваливый; Радуйся, радость велию людем открывый; радуйся, восстание Пречистой возвестивый;

Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый.

О преславный апостоле Христов Фомо, малое сие приими от нас приношение и умоли за ны Господа Славы, да утвердившеся помощию твоею, обрящем и мы веры плоды благия, Творцу всяческих поюще: Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздинныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не пожрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Апостол Фома проповедовал в Парфии, Мидии и Индии. Предание сохранило повествование о том, при каких обстоятельствах пошел св. Фома на дело благовествования в Индию. Тамошний царь пожелал выстроить себе дворец. По внушению Господа, св. Фома назвался архитектором и отправился на зов царя. По прибытии, св. Фома начал ревностно проповедовать веру Христову, многих крестил, а золото, полученное на постройку, раздавал нуждающимся. Он знал, что Бог поможет ему обратить к истине призвавшего его государя, он помнил учение Христа о сокровище на небе (Матф. VI, 19–20).

И в самом деле, все больше распространялось слово Божие, но были и недовольные. Они-то и донесли царю, что назвавшийся архитектором и не начинал постройки роскошного дворца, а проповедует нового Бога, творит чудеса и раздает царское золото нищим. Разгневался царь и велел заключить св. Фому в темницу. Тем временем любимый брат царя сильно занемог. Во время болезни вознеслась душа недугующего в небесные селения и, волею Господа, в видении ему были показаны жилища, приготовленные для святых, и предложено было избрать одно из них. Когда же он выбрал лучшее, то ангел Божий сказал ему: «Это жилище ты не можешь занять, потому что Фома соорудил его на золото брата твоего, и оно принадлежит твоему брату – царю».

Придя в себя, больной рассказал о видении. Уразумел тогда царь смысл этого видения, поспешил освободить св. Фому и просветился от апостола светом христианского учения, а св. Фома возблагодарил Бога за все происшедшее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проповедию своею, знамениями и чудесами апостол приводил многих ко Христу до самой мученической своей кончины от рук язычников. Он был проколот копьями. Один христианин тайно взял честные мощи св. Фомы и отнес их в Месопотамию в город Эдессу. Здесь была построена во имя его великолепная церковь, и верующие из отдаленных стран стекались туда и получали исцеления.

Апостол фома икона молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here