Азкары после молитвы

Подробное и точное описание: Азкары после молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.

Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.

Так же и с другими азкарами и молитвами..

Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.

Приведём несколько примеров.

На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно. Это небрежность по отношению к молитвам.

В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.

Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:

1. Не следует читать азкары напоказ.. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.

2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв. Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.

3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны. Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!

Шейх уль-Ислам Ибн Таймия, (да помилует его Аллаh) сказал: «Зикр для сердца — то же, что вода для рыбы. каково же будет рыбе, если оставить её без воды ?».

Аллаh, Свят Он и Велик, сказал в Коране:

Поминай Аллаhа с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд (Коран 7:205).

Азкары (от слова «зикр») — это слова поминания Аллаhа, утвержденные Им в Коране и практикуемые Пророком (да благословит его Аллаh и приветствует) и всеми последовавшими за ним.

Примеры и формулировки зикра, уместность его практики, частота, определенная ситуация или место, находясь в котором, возникает необходимость его произношения — все это разъяснено, объяснено и дано примером в деяниях Посланнике Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует).

Зикр — один из примеров поклонения, совершаемых языком, ибо вера должна пребывать на нем постоянно, как должна пребывать в убеждениях сердца и деяниях тела. Есть азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т.д. В вышеприведенном аяте имеются ввиду те или иные формулировки зикров, которые необходимо произносить в установленное для них время, а именно — утром и вечером.

Время для вечерних азкаров начинается после того, как солнце проходит зенит (время после молитвы ‘аср) и заканчивается, когда солнце садится, в начале ночи. «Перед закатом» означает время после ‘аср молитвы и до захода солнца. Правильнее будет с асра, до магриба.

Время для утренних азкаров начинается с рассветом и заканчивается, когда солнце проходит зенит. Время подходящим мнением является то, что человеку следует стараться читать утренние зикры от рассвета до восхода, и если он пропускает их, то будет от него принят зикр, который он читает до полудня, незадолго до начала полуденной молитвы. Лучше и правильнее будет, если читать после утреннего намаза и до рассвета.

Читайте так же:  Молитва матушки Матронушки о семье

Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин (да помилует его Аллаh) сказал: «в отношении восполнения того, что он забыл, то я надеюсь, что он получит награду за это».

  1. Поминание Аллаhа гонит шайтана.
  2. Посредством зикра достигается довольство Милостивого, Велик Он и Славен.
  3. Утоляет печаль и душевные беспокойства.
  4. Радует сердце и веселит его.
  5. Укрепляет душу и тело.
  6. Озаряет нуром лицо и сердце.
  7. Увеличивает жизненный удел.
  8. Облачает поминающего в одеяния благоговения и почёт, придает ему приятный, свежий вид.
  9. Поминание Всевышнего порождает любовь к Нему, а это – дух Ислама, стержень религии, основа счастья и спасения.

По замыслу Всевышнего Аллаhа, у всего есть своя причина. Любовь возникает из-за постоянного поминания. Желающий любви к Аллаhу, должен пребывать в постоянном поминании Его, как например, учеба и повторение – врата знаний, так же зикр– входные двери любви, её главнейшая улица, самая прямая дорога.

По окончании намаза желательно (сунна), оставаясь в положении сидя, поминать Аллаха (зикр, мн. ч. – азкар), читая молитвы.

Приведем некоторые из молитв (азкаров), читаемых после намаза.
1.

اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْدُ

«Аллаhу акбар ва лилляhиль-хамд»
(Аллах превелик, и Аллаху вся хвала).

«Астагфируллаh» – 3 раза
(Прошу прощения у Аллаха).

Произнеся «Астагфируллаh», ладонью правой руки проводят по лбу.

أَسْتَغْفِرُ اللهَ الْعَظيمَ الَّذي لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

«Астагфируллаhаль-‘азыма-ллязи ля иляhа илля hуваль-хаййяль-каййюма ва атубу иляйhи» — 3 раза.
(Прошу прощения у Аллаха Великого, нет ничего достойного поклонения кроме Него, Живого, Вечного, и к Нему я обращаюсь с покаянием).

اَللّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ تَبارَكْتَ وَتَعالَيْتَ يا ذَا الْجَلالِ وَالْإِكْرامِ

«Аллаhумма анта-ссаляму ва минка-ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль-джаляли валь-икрам».

(О Аллах! Ты есть Салам (Салам – Наделяющий Свои творения миром и благополучием; Тот, сущности которого не присущи недостатки, временность, исчезновение), и от Тебя исходит салам (благополучие, мир, сохранность от невзгод). Умножилась Твоя благодать, о Обладатель величия и почета).

اَللّهُمَّ أَعِنّي عَلى دَوامِ ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ

«Аллаhумма а‘инни ‘аля давами зикрика ва щукрика ва хусни ‘ибадатик».
(О Аллах, помоги мне постоянно поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо служить Тебе).

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ

«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир».

(Нет бога кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит царствие (все владения, все сущее), и Ему хвала, и Он всемогущ).

После утреннего и вечернего намаза эту молитву произносят по 10 раз в следующей форме:

«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ля-hуль-мульку ва ляhуль-хамду юхйи ва юмиту ва hува ‘аля кулли шайъин кадир», — то есть с добавлением:

«…юхйи ва юмиту…», что означает: «Аллах оживляет и умерщвляет».

اَللّهُمَّ لا مانِعَ لِمآ أَعْطَيْتَ وَلا مُعْطِيَ لِما مَنَعْتَ وَلا رآدَّ لِما قَضَيْتَ وَلا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ

«Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима казайта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля хавля ва ля куввата илля билляh».

(О Аллах, никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет возврата тому, что Ты решил, и нет пользы от стараний, (ибо) старания только от Тебя, нет силы и могущества, чтобы удержаться от ослушания Богу и совершать богослужение, кроме как от Аллаха).

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
اَلْحَمْدُ لِلهِ رَبّ الْعالَمينَ * الرَّحْمنِ الرَّحيمِ * مالِكِ يَوْمِ الدّينِ * إِيّاكَ نَعْبُدُ وَإِيّاكَ نَسْتَعينُ * اِهْدِنَا الصّراطَ الْمُسْتَقيمَ * صِراطَ الَّذينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضّآلّينَ *

اَللهُ لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلا نَوْمٌ لَهُ ما فِي السَّماواتِ وَما فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاّ بِإِذْنِه يَعْلَمُ ما بَيْنَ أَيْديهِمْ وَما خَلْفَهُمْ وَلا يُحيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِه إِلاّ بِما شآءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّماواتِ وَالْأَرْضَ وَلا يَؤُدُهُ حِفْظُهُما وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظيمُ

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ * اَللهُ الصَّمَدُ * لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ * وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ *

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ * مِنْ شَرِّ ما خَلَقَ * وَمِنْ شَرِّ غاسِقٍ إِذا وَقَب * وَمِنْ شَرِّ النَّفّاثاتِ فِي الْعُقَدِ * وَمِنْ شَرِّ حاسِدٍ إِذا حَسَدَ *

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النّاسِ * مَلِكِ النّاسِ * إِلهِ النّاسِ * مِنْ شَرِّ الْوَسْواسِ الْخَنّاسِ * الَّذي يُوَسْوِسُ في صُدُورِ النّاسِ * مِنَ الْجِنَّةِ وَالنّاسِ *

«Субханаллаh»
(Пречист Аллах от всяких недостатков).

«Альхамду лилляh»
(Хвала Аллаху).

«Аллаhу акбар»
(Аллах велик).

16. Далее еще раз читают молитву, приведенную в пункте 6.

«Ля иляhа илляллаh»
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).

اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля али саййидина Мухаммадив-ва-саллим».
(О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и семью нашего господина Мухаммада).

И после азкаров, вытянув руки вперед, читают дуа (мольба, обращенная к Аллаху) о принятии намазов, молитв, других форм богослужения, о прощении грехов, о милости Аллаха для себя, своих родных и близких и всех уверовавших – для живых и для покойных, ибо после обязательного намаза увеличивается шанс принятия Всевышним нашей мольбы.

Есть и другие варианты славословий, читаемых после намаза.

В статье дана транскрипция арабских звуков с использованием знаков транскрипции, принятых в востоковедении, кроме четырех букв: هه обозначена знаком «h»; ض обозначена знаком «з»; و обозначена знаком «в»; ء обозначена знаком «ъ».

ث — с ض — з غ — г
ج — дж و — в ق — к
ح — х ط — т هـ — h
ذ — з ظ — з ء — ъ
ص — с ع — ‘

Из книги «Намаз — опора религии».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Шейх уль-Ислам Ибн Таймия, (да помилует его Аллаh) сказал: «Зикр для сердца — то же, что вода для рыбы. каково же будет рыбе, если оставить её без воды ?».

Аллаh, Свят Он и Велик, сказал в Коране:

Поминай Аллаhа с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд (Коран 7:205).

Азкары (от слова «зикр») — это слова поминания Аллаhа, утвержденные Им в Коране и практикуемые Пророком (да благословит его Аллаh и приветствует) и всеми последовавшими за ним.

Читайте так же:  В путь дорогу иду молитва

Примеры и формулировки зикра, уместность его практики, частота, определенная ситуация или место, находясь в котором, возникает необходимость его произношения — все это разъяснено, объяснено и дано примером в деяниях Посланнике Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует).

Зикр — один из примеров поклонения, совершаемых языком, ибо вера должна пребывать на нем постоянно, как должна пребывать в убеждениях сердца и деяниях тела. Есть азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т.д. В вышеприведенном аяте имеются ввиду те или иные формулировки зикров, которые необходимо произносить в установленное для них время, а именно — утром и вечером.

Время для вечерних азкаров начинается после того, как солнце проходит зенит (время после молитвы ‘аср) и заканчивается, когда солнце садится, в начале ночи. «Перед закатом» означает время после ‘аср молитвы и до захода солнца. Правильнее будет с асра, до магриба.

Время для утренних азкаров начинается с рассветом и заканчивается, когда солнце проходит зенит. Время подходящим мнением является то, что человеку следует стараться читать утренние зикры от рассвета до восхода, и если он пропускает их, то будет от него принят зикр, который он читает до полудня, незадолго до начала полуденной молитвы. Лучше и правильнее будет, если читать после утреннего намаза и до рассвета.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин (да помилует его Аллаh) сказал: «в отношении восполнения того, что он забыл, то я надеюсь, что он получит награду за это».

  1. Поминание Аллаhа гонит шайтана.
  2. Посредством зикра достигается довольство Милостивого, Велик Он и Славен.
  3. Утоляет печаль и душевные беспокойства.
  4. Радует сердце и веселит его.
  5. Укрепляет душу и тело.
  6. Озаряет нуром лицо и сердце.
  7. Увеличивает жизненный удел.
  8. Облачает поминающего в одеяния благоговения и почёт, придает ему приятный, свежий вид.
  9. Поминание Всевышнего порождает любовь к Нему, а это – дух Ислама, стержень религии, основа счастья и спасения.

По замыслу Всевышнего Аллаhа, у всего есть своя причина. Любовь возникает из-за постоянного поминания. Желающий любви к Аллаhу, должен пребывать в постоянном поминании Его, как например, учеба и повторение – врата знаний, так же зикр– входные двери любви, её главнейшая улица, самая прямая дорога.

В некоторых мечетях возникают разногласия насчёт чтения азкаров после намаза. Особенно это проявляется, когда кто-то опаздывает на основной джамаат и решает самостоятельно совершить второй джамаат. Вопрос, конечно, можно решить мирно, если обе стороны будут читать с умеренной громкостью, не мешая друг другу. Но когда кто-то переходить грань, конфликт неизбежен, особенно когда по разным сторонам баррикад оказываются прихожане разного возраста. Из-за этого появляется третий тип людей, которые вообще игнорируют громкое чтение азкаров намаза, особенно в мечети.

Ибну Хаджар аль-Хайтами в своей книге Тухфат-уль-мухтадж пишет об этом следующее:

Совершающему намаз или другому человеку не следует читать вслух, если это мешает спящему или человеку, совершающему намаз. Следовательно, это является нежелательным (караха), как об этом приводится в Мзаджму’е имама Ан-Навави и в его книге фетв – Аль-Фатава.

А в своей книге Аль-Фатава аль-кубрах Ибну Хаджар более детально разбирает это вопрос:

Спросили [Ибну Хаджра], да будут полезными для нас его знания:

1. Как будет предпочтительнее, читать Азкары и ду’а вслух или про себя?

2. Как читал пророк (мир ему и благословение)?

3. Когда читают вслух в мечети и там присутствуют люди, совершающие намаз, которым это мешает, запрещается ли в таком случае читать вслух или нет?

На это он ответил следующими словами:

1. Сунной в чтении большинства ду’а и азкаров является чтение про себя. В своей книге Шарх-уль-‘Убаб я об этом написал следующее:

«Желательно читать ду’а и Азкары про себя, а Азкары намаза читают вслух после салама имама, чтобы маъмумов научить этим азкарам, а когда они все выучат эти Азкары, их тоже читают про себя».

В своей книге ар-Равза имам Ан-Навави пишет, что желательно однозначно читать азкары вслух. Но это не берется во внимание, потому что в Маджму’е (автор: Ан-Навави) и в других книгах больших ученых мазхаба приводится мнение, что в основе сунной является читать про себя. Исходя из этого, сказал Аз-Заркаши: «Сунной во всех азкарах является читать про себя, кроме тальбията, кунута (дуа Аллагьуммагьдина), такбира обоих ‘идов, слов, которые говорит человек, когда увидел ни’мат, и такбира, который читают после чтения сур, начиная с суры Аз-Зуха до конца Курана. Также исключением являются слова, которые читают на рынке, то есть Ла иляhа илля Ллаh ваhдаhу, а также чтение азкаров когда поднимаются на возвышенность и спускаются с нее».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также Аль-Азру’и говорит: «Имам Аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) считал, что решение хадисов о громком чтении относится именно, к тому человеку, который хочет этим чтением научить других».

2. По мнению Аль-Мутавали и других ученых, при чтении зикра для джамаата всегда желательно повышать голос, как того требует ясный (захир) смысл хадисов.

То есть, согласно этим хадисам, громкое чтение зикра, когда люди заканчивали фарз-намазы, практиковалось во времена пророка, (мир ему и благословение). Далее он сказал: «На самом деле в применении этого решения к тому, что указал Имам Аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах) (решение хадисов о громком чтении относится именно, к тому человеку, который хочет этим чтением научить других) имеется определенное исключение, то есть то, что указал Имам Аш-Шафи’и относится к ограниченному джамаату. А что касается мечети, которая расположена, например, на улице, то её это указание не касается. Потому что в такую мечеть может зайти любой человек, который там раньше не присутствовал, подобно мечети пророка (мир ему и благословение), в которую заходили и местные и бедуины. В таком случае становится ясным, что в таких мечетях желательно читать азкары все время вслух, чтобы научить и тех, кто там раньше не присутствовал.

А в своей книге Аль-Умм доводом на желательность чтения про себя Имам Аш-Шафии приводит аят: «Не читай свой салят громко». Однако этот аят был ниспослан о чтении ду’а, как это приводится в сборниках хадисов обоих Имамов – Бухари и Муслима. В большинстве версий тех хадисов, которые указывают на чтение вслух, не упоминаются тахлил и такбир после намаза, а те хадисы, которые указывают на это, отнесли к тому случаю, когда это делается с целью научить маъмумов.

Читайте так же:  Что означает слово молитва

А что касается слов Аль-Азру’и, то они тоже входят в то же самое указание Имама Аш-Шафи’и на громкое чтение с целью научить маъмумов. Однако из того, что сказал Аль-Азру’и, также вытекает, что достаточно даже предположения о присутствии того, кого можно научить. А вот от Имама Аш-Шафи’и передается, что необходимо точно знать о присутствии. А имам Аз-Заркаши ясно указывает на то, что первое мнение (достаточно даже предположения) – это и есть мнение му’тамад, то есть, мнение на которое опираются. Более того, он (Аз-Заркаши) считает, что условием, требующим желательности чтения вслух, является желание получить таъмин на свой ду’а, следовательно, он будет читать вслух, пока не будет знать, что никто не говорит амин на его ду’а (конец текста из Шарх-уль-‘убаб).

3. А громкое чтение в присутствии, например, человека совершающего намаз или спящего — нежелательно (караха), как об этом приводится в Маджму’е и в других книгах. Может быть, это и считается нежелательным в случае отсутствия большого вреда, а в противном случае это будет запрещенным (харам).

А Аллах, пречист Он и Всевышен, лучше знает истину.

В итоге, основой в чтении азкаров и ду’а является чтение про себя, кроме случаев, перечисленных выше.

Во времена пророка (мир ему и благословение) практиковалось громкое чтение Азкаров после намаза;

Читать Азкары, ду’а и Коран вслух, если это мешает совершающему намаз или спящему человеку, — является нежелательным (караха), а если из-за этого будет большой вред (например, молящемуся из-за этого приходиться повторять чтение некоторых молитв и т.п.), тогда это следует считать харамом — запрещенным.

По окончании намаза желательно (сунна), оставаясь в положении сидя, поминать Аллаха (зикр, мн. ч. – азкар), читая молитвы.

Приведем некоторые из молитв (азкаров), читаемых после намаза.

اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْدُ

«Аллаhу акбар ва лилляhиль-хамд» (Аллах превелик, и Аллаху вся хвала).

«Астагфируллаh» – 3 раза (Прошу прощения у Аллаха).

أَسْتَغْفِرُ اللهَ الْعَظيمَ الَّذي لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

«Астагфируллаhаль-‘азыма-ллязи ля иляhа илля hуваль-хаййяль-каййюма ва атубу иляйhи» — 3 раза (Прошу прощения у Аллаха Великого, нет ничего достойного поклонения кроме Него, Живого, Вечного, и к Нему я обращаюсь с покаянием).

اَللّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ تَبارَكْتَ وَتَعالَيْتَ يا ذَا الْجَلالِ وَالْإِكْرامِ

«Аллаhумма анта-ссаляму ва минка-ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль-джаляли валь-икрам» (О Аллах! Ты есть Салам (Салам – Наделяющий Свои творения миром и благополучием; Тот, сущности которого не присущи недостатки, временность, исчезновение), и от Тебя исходит салам (благополучие, мир, сохранность от невзгод). Умножилась Твоя благодать, о Обладатель величия и почета).

اَللّهُمَّ أَعِنّي عَلى دَوامِ ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ

«Аллаhумма а‘инни ‘аля давами зикрика ва щукрика ва хусни ‘ибадатик» (О Аллах, помоги мне постоянно поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо служить Тебе).

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ

«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир» (Нет бога кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит царствие (все владения, все сущее), и Ему хвала, и Он всемогущ).

После утреннего и вечернего намаза эту молитву произносят по 10 раз в следующей форме: «Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ля-hуль-мульку ва ляhуль-хамду юхйи ва юмиту ва hува ‘аля кулли шайъин кадир», — то есть с добавлением:

يُحْيي وَيُميتُ

«…юхйи ва юмиту…», что означает: «Аллах оживляет и умерщвляет».

اَللّهُمَّ لا مانِعَ لِمآ أَعْطَيْتَ وَلا مُعْطِيَ لِما مَنَعْتَ وَلا رآدَّ لِما قَضَيْتَ وَلا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ

«Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима казайта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля хавля ва ля куввата илля билляh» (О Аллах, никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет возврата тому, что Ты решил, и нет пользы от стараний, (ибо) старания только от Тебя, нет силы и могущества, чтобы удержаться от ослушания Богу и совершать богослужение, кроме как от Аллаха).

اَللهُ لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلا نَوْمٌ لَهُ ما فِي السَّماواتِ وَما فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاّ بِإِذْنِه يَعْلَمُ ما بَيْنَ أَيْديهِمْ وَما خَلْفَهُمْ وَلا يُحيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِه إِلاّ بِما شآءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّماواتِ وَالْأَرْضَ وَلا يَؤُدُهُ حِفْظُهُما وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظيمُ

«Аллаху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та — хузуху синатув-валяя навм, ляхумаафис-самааваати вамаафиль-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа бэйнэ айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илля би маа шаа‘а, васи‘а курсийюху ссамаавати валь-ард, ва ляя яудуху хифзухумаа ва хуваль- ‘алийюль-‘азыим» («Аллах (Бог, Господь). Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит всё, что в небесах и на Земле. Кто заступится пред Ним, иначе как по воле Его!? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицыиз знания Его, кроме как по воле Его. Небеса и Землю объемлет курсий (Великий Трон) Его, и не утруждает Его забота о них [Обо всемтом, что находится в нашей галактической системе]. Он — Всевышний [по всем характеристикам выше всего и вся], Великий [величие Его не имеет границ]!» ((см.,Св. Коран, сура «аль-Бакара», аят 255 (2:255))

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ * اَللهُ الصَّمَدُ * لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ * وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ *

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль хува ллаху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям йакул-ляху куфуван ахад» («Скажи: «Он — Аллах — Един, Аллах — Вечен [только Он — Тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться]. Не родил и не был рожден, и никто не может равняться с Ним» (см., Св. Коран, 112))

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ * مِنْ شَرِّ ما خَلَقَ * وَمِنْ شَرِّ غاسِقٍ إِذا وَقَب * وَمِنْ شَرِّ النَّفّاثاتِ فِي الْعُقَدِ * وَمِنْ شَرِّ حاسِدٍ إِذا حَسَدَ *

Читайте так же:  Как зажигать Свечу молитва дома

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль а’узу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гасикын изээ вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад. Ва мин шарри хаасидин изээ хасад» («Скажи: «Ищу у Господа рассвета — спасения от зла, исходящего от сотворенного Им, и зла спустившегося мрака. От зла колдующих и зла завистника, когда в нем зависть зреет» (см., Св. Коран, 113))

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيمِ *
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النّاسِ * مَلِكِ النّاسِ * إِلهِ النّاسِ * مِنْ شَرِّ الْوَسْواسِ الْخَنّاسِ * الَّذي يُوَسْوِسُ في صُدُورِ النّاسِ * مِنَ الْجِنَّةِ وَالنّاسِ *

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль а’узу би рабби н-наас. Мааликин-наас. Иляяхи н-наас. Мин шариль-васваасиль-ханнаас. Аллязи йувасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-нас» («Скажи: «Ищу убежища у Господа людей, царя людей, Бога людей от зла искусителя, исчезающего [при упоминании Аллаха], подвергающего искушениюсердца людей, [представляющего] джиннов или людей» (см., Св. Коран, 114))

«Субханаллаh» (Пречист Аллах от всяких недостатков).

«Альхамду лилляh» (Хвала Аллаху).

«Ля иляhа илляллаh» (Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).

اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля али саййидина Мухаммадив-ва-саллим» (О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и семью нашего господина Мухаммада).

И после азкаров, вытянув руки вперед, читают дуа (мольба, обращенная к Аллаху) о принятии намазов, молитв, других форм богослужения, о прощении грехов, о милости Аллаха для себя, своих родных и близких и всех уверовавших – для живых и для покойных, ибо после обязательного намаза увеличивается шанс принятия Всевышним нашей мольбы.

Есть и другие варианты славословий, читаемых после намаза.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Please Login or Register to see this Hidden Content

    Please Login or Register to see this Hidden Content

  • Вопрос #131850: Зикры после обязательных молитв

    Какие азкары (мн.ч от «зикр») и дуа можно читать после обязательных молитв?

    Вся хвала Аллаху По Сунне, после каждой обязательной молитвой, будь это молитва в качестве имама, за имамом или в одиночестве, мусульманину следует сказать: أستغفر الله «АстагфируЛлах» (Да простит меня Аллах) 3 раза; затем

    اللهم أنت السلام ، ومنك السلام ، تباركت يا ذا الجلال والإكرام «Алахумма анта салям уа минка салям, табаракта йа зальжаляли уаль икрам» (О Аллах, Ты- мир, и от Тебя — мир. Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием). После этого имам должен повернуться к молящимся, затем он и молящиеся, и тот, кто молится в одиночестве, должны сказать:

    لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد يحيي ويميت ، وهو على كل شيء قدير «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду, йюхи уа йюмиит уа хува аля кули шей’ин кадир» (Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он оживляет и умертвляет. Он способен на всякую вещь). После этого следует повторить слова

    سبحان الله والحمد لله ، والله أكبر «Субхан Аллах» (Слава Аллаху) 33 раза, «АльхамдулиЛлях» (Хвала Аллаху) 33 раз, «Аллаху акбар» (Аллах велик) 33 раза. Чтобы довести количество азкаров до ста, следует сказать последнюю фразу:

    «Фатава аш-Шейх Ибн Бааз», 11/188-190.

    С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

    Относительно этого вопроса были известные разногласия среди имамов. Например, шафииты считали желательным совершение путником любой установленной в Сунне добровольной молитвы.

    На самом же деле среди добровольных молитв есть такие, совершение которых лучше оставить в пути, а есть такие, которые не следует оставлять.

    Хафс ибн ‘Асым рассказывал: “Когда я сопровождал Ибн Умара по пути в Мекку, он совершил с нами обеденную молитву в два рак’ата. После этого, когда мы с ним сели, пришла группа людей, которые стали совершать молитву. Увидев их, Ибн Умар спросил: «Что делают эти люди?!» Я ответил: «Совершают добровольные намазы». Тогда он сказал: «Если бы я совершал добровольные намазы, то я бы и не сокращал обязательной молитвы! О сын моего брата, поистине, я сопровождал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути и он никогда не совершал больше двух рак’атов, пока не вернулся к Аллаху! Также сопровождал Абу Бакра в пути, и он никогда не делал больше двух рак’атов, пока Аллах не забрал его. И Умара сопровождал в пути, и он никогда не делал больше двух рак’атов пока Аллах не забрал его. Затем я бывал в пути и с Усманом, и он никогда не делал больше двух рак’атов пока Аллах не забрал его. А Аллах сказал: «И был вам в посланнике Аллаха хороший пример!» ” аль-Бухари 1102, Муслим 689.

    Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Таково познание фикъха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах! Поистине, Всевышний и Всемогущий Аллах, который сократил для путника половину обязательных молитв, если бы что-либо узаконил в пути до или после обязательных намазов, то полноценное совершение обязательных молитв было бы первичней!” См. “Задуль-ма’ад” 1/316.

    Однако это обобщенный хадис, но есть конкретизирующие, в которых говорится что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал будучи путником тот или иной добровольный намаза. Например, Абу Къатада рассказывал, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал в пути два рак’ата до утренней обязательной молитвы» . Муслим 680.

    Также Умм Хани рассказывала, что «в день покорения Мекки пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил 8 рак’атов намаза Духа» . И в то время он был путником. аль-Бухари 357, Муслим 336.

    Также и сам Ибн Умар рассказывал, что «пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал в пути молитву уитр, сидя на верховом животном» . аль-Бухари 1000.

    Таким образом, первый хадис является обобщенным, а эти хадисы конкретизирующими.

    Шейх Ибн Усаймин сказал: “Что касается добровольных молитв (сунан рауатиб), как обеденной (зухр), послеобеденной (аср), вечерей (магъриб) и ночной (иша) молитв, то они не совершаются. Исключением же является сунна утреннего намаза, а также молитва Уитр, ночная молитва (къийяму-ллейль), молитва Духа, тахиятуль-масджид, и другие не связанные ни с чем добровольные намазы” . См. “Фатауа Ибн Усаймин” 15/258.

    С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

    Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

    1. Произнесение слов «Субхана-Ллах» — 33 раз, «Альхамду ли-Ллях» — 33 раз, и «Аллаху Акбар» — 33 раз

    Читайте так же:  Молитва сильная для сдачи экзаменов

    Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришли бедные из сподвижников и сказали: “Богатые достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но помимо этого у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хадж и ‘умру, принимают участие в джихаде и дают садакъа”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто будет после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?! Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы: «Cубхана-Ллах», «Альхамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар». Абу Хурайра сказал: “И мы разошлись во мнениях между собой. Некоторые из нас стали говорить: «Нам следует говорить “Субхана-Ллах” и “Альхамду ли-Ллях” по тридцать три раза, а “Аллаху акбар” — по тридцать четыре». Тогда я вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и он сказал: «Говори по тридцать три раза и “Субхана-Ллах”, и “Альхамду ли-Ллях”, и “Аллаху акбар”». аль-Бухари 843, Муслим 595.

    2. Произнесение слов «Субхана-Ллах» — 33 раз, «Альхамду ли-Ллях» — 33 раз, и «Аллаху Акбар» — 34 раз

    От Ка’ба ибн ‘Уджры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы будет произносить завершающие слова, говоря «Субхана-Ллах» и «Альхамду ли-Ллях» по тридцать три раза, а слова «Аллаху Акбар» по тридцать четыре». Муслим 596.

    3. Произнесение слов «Субхана-Ллах» — 33 раз, «Альхамду ли-Ллях» — 33 раз, «Аллаху Акбар» — 33 раз, и слова «Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кули шей-ин къадир» — 1 раз

    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто после каждой молитвы будет говорить по тридцать три раза слова «Субхана-Ллах», «Альхамду ли-Ллях» и «Аллаху акбар», говоря на сотый раз: «Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кули шей-ин къадир», — простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской!» Муслим 597.

    4. Произнесение слов «Субхана-Ллах» — 25 раз, «Альхамду ли-Ллях» — 25 раз, «Аллаху Акбар» — 25 раз и «ля иляха илля-Ллах» — 25 раз

    От Ибн ‘Умара и Зайд ибн Сабита (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что однажды один человек из числа ансаров увидел во сне, как его спросили: “Что повелевал вам пророк?” Он ответил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам говорить «Субхана-Ллах» и «Альхамду ли-Ллях» по тридцать три раза, а слова «Аллаху Акбар» по тридцать четыре», общее количество чего равняется сотне”. Тот сказал ему: “Произносите также «Субхана-Ллах»,«Альхамду ли-Ллях», «Аллаху Акбар» и «ля иляха илля-Ллах» по двадцать пять раз, и это также будет равно сотне”. Когда же рассвело, этот ансар упомянул об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Делайте так, как говорит ансар». Ахмад 5/184, ан-Насаи 1351. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

    5. Произнесение слов «Субхана-Ллах» — 10 раз, «Альхамду ли-Ллях» — 10 раз, «Аллаху Акбар» — 10 раз

    Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришли бедные из сподвижников и сказали: “Богатые достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но помимо этого у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хадж и ‘умру, принимают участие в джихаде и дают садакъа”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто будет после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?! Говорите по десять раз после каждой молитвы: «Cубхана-Ллах», «Альхамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар». аль-Бухари 6329.

    От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин будет неуклонно совершать две вещи, он войдет в Рай! Эти две вещи легкие, но поступающих так мало. Следует произносить после каждой молитвы «Cубхана-Ллах», «Альхамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар» по десять раз. Произнесение этого (после пяти молитв) будет равно ста пятидесяти для языка и тысяче пятьсот на весах (в Судный день)! А также произносить перед сном слова «Аллаху акбар» тридцать четыре раз, а слова «Альхамду ли-Ллях» и «Субхана-Ллах» по тридцать три раз. Это равно сотни для языка и тысяче на весах!» Абу Дауд 5065, ат-Тирмизи 3410, Ибн Маджах 926. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

    Что касается того, следует ли произносить эти азкары после каждой молитвы, или же именно пяти обязательных, то ученые разошлись в этом вопросе, как говорил хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 2/384. Большинство ученых считали, что эти слова поминания следует произносить именно после обязательных молитв, и они аргументировались тем, что в некоторых версиях хадисов конкретизируется это, как например в хадисе от Ка’ба: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы будет произносить…»

    И в последнем хадисе также говорится, что произнесение слов «Cубхана-Ллах», «Альхамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар» по десять раз будет равно ста пятидесяти, а это возможно только если их произносить после пяти обязательных, ибо если их произносить после каждой молитвы, то их число уже не будет равняться ста пятидесяти.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

    Азкары после молитвы
    Оценка 5 проголосовавших: 1
  • ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here