Что означает отпуст в молитве

Подробное и точное описание: Что означает отпуст в молитве - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

И, наклонившись до земли, без осенения себя крестным знамением, читай прощение:

Ослаби, остави, отпусти, Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Вставши, читай молитву сию с поклонами:

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон) . В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим, исправи и поспеши (поклон) .Помяни, Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон) . Помилуй, Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон) . Помилуй, Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи (поклон) . Помяни, Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон) . Помяни, Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон) .

Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом (смотри «приходные и исходные поклоны» в начале).

По окончании молитв, как утром, так и вечером, ограждаясь своим нательным крестом, говори: Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.

И читай молитву Кресту, перекрестясь:

Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его, яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменающихся крестным знамением, и да возвеселимся рекуще: радуися, Кресте Господень, прогоняя бесы силою на Тебе пропятаго Господа нашего Исуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и давшаго нам Крест Свой Честныи на прогнание всякаго супостата.

О! Пречестныи и Животворящии Кресте Господень, помогай ми, с Пресвятою Госпожею Богородицею, и со всеми святыми небесными силами, всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь.

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Голинченко) во епископа Енисейского
Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) избран епископом Одинцовским

Отпуст — слова священника, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. Все отпусты напечатаны в Служебнике. Слова отпуста нам хорошо знакомы: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери*, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколю6ец». Это так называемый малый отпуст. Он произносится на повечерии, полунощнице, часах и малой вечерне. Вседневная и великая вечерня, утреня и литургия завершаются великим отпустом, который отличается от малого большей подробностью. На нем после знака * вспоминаются св. апостолы (святых славных и всехвальных апостол), тема дня седмицы (напр., в среду и пятницу произносится «силою честнаго и животворящего Креста», местночтимые и храмовые святые, святой дня и пр.

Существуют еще праздничные отпусты, в начале которых делается указание на празднуемое событие. Эти отпусты произносятся только на Господские праздники. Например, в праздник Рождества Христова отпуст начинается так: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш. », в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш. ». К праздничным отпустам относится отпуст воскресенья «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…», вводная фраза которого содержит указание на вспоминаемое в этот день Воскресение Христово.

Особые отпусты, по структуре напоминающие праздничные, имеют и службы Страстной Сeдмицы. Например, утреня Великой Пятницы, на которой читается 12 Страстных Евангелий (она называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» и служится, обычно, в Великий Четверг вечером) имеет отпуст «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш. ».

Литургика. Богослужебный Устав и гимнография. Учебное пособие для студентов ФДО. (Конспект курса). Составитель: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ Е.Н. Никулина. — Москва, 2005.

Прошу прояснить вот какой вопрос: в последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия «Упование мое Отец. » следует «Достойно есть» и отпуст, а затем ещё несколько молитв. Откуда есть пошёл именно такой порядок? Не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?

Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина, Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя.

Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила.

Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени.

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

После причащения верующих Тела и Крови Христовых на Литургии священник вносит Чашу в алтарь, затем высыпает частички, вынутые на проскомидии с поминовением имен живых и усопших православных христиан, хранящиеся на дискосе, в Чашу с Дарами. В это время он произносит краткую молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». И мы верим, что милосердный Бог ради величайшей святыни Евхаристии прощает православным христианам, за которых принесена бескровная жертва, их грехи.

Читайте так же:  Молитва чудом рожденная искра проявления вечного Господнего

Потом священник благословляет народ, возглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Это молитвословие есть словно бы продолжением предыдущей молитвы о помиловании всех православных христиан ради Тела и Крови Христовых. Далее батюшка совершает каждение Святых Даров с молитвою «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Данная молитва завершает в себе поминовение на Литургии евангельских событий из земной жизни Спасителя. Она и последующий перенос Чаши со Святыми Дарами и дискоса на жертвенник символизируют собой Вознесение Господне. После чего в Божественной литургии всегда есть небольшая пауза для того, чтобы священник почистил антиминс от частичек Тела Христова и изъятых на проскомидии просфор.

Это очень важный момент, поэтому следует терпеливо подождать, пока священник соберет все частички с антиминса и потребит их. Ведь это великая святыня Тела Христова, потому как священник, так и прихожане должны относиться к ней со страхом Божиим, благоговением, и верующие должны понимать в данный момент батюшку, терпеливо ожидая окончания службы. Потому что священник в этот момент задерживается не по своему произволу, а из бережного отношения к Святыне.

Потом священник складывает конвертиком антиминс, ставит на него напрестольное Евангелие и после ектении возглашает: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». В это время, как и в начале Литургии верных, священник Евангелием крестообразно знаменует антиминс. Приближается завершение Литургии. Она начинается благодарением-славословием Богу и завершается им же.

После этого священник (при соборном богослужении младший иерей) выходит на солею, сходит со ступенек амвона и поворачивается лицом к престолу с возгласом «С миром изыдем». Потом, после возглашения «Господу помолимся», священник и произносит заамвонную молитву, называемую так из-за того, что она возглашается вне алтаря за амвоном среди людей и словно бы от лица людей. Ведь священник – это ходатай за народ перед Богом.

В древности с возгласом «С миром изыдем» заканчивалась Литургия, священнослужители разоблачались и шли через храм к выходу, а верующие подходили к ним под благословение. Около VIII века появилась традиция читать заамвонную молитву.

Потому, исходя из древней литургической традиции, становится понятен возглас «С миром изыдем», т. е. «выйдем с миром и с Божьим благословением из храма». Сегодня же заамвонная молитва хотя и есть предзнаменованием завершения Литургии, но все же не ее концом. Финальной точкой данного богослужения являются отпуст и целование креста. Потому, например, в Греции произносится перед заамвонной молитвой не с «Миром изыдем», но «С миром подойдите!» Поэтому, конечно же, приближение верующих к священнику во время заамвонной молитвы является древней литургической традицией и соответствует канонам Православной Церкви.

Только, братья и сестры, главное – не переусердствовать: и не взять батюшку в «живые» тиски, и также не давить друг друга. Все в храме должно быть чинно и благообразно.

На мой взгляд, заамвонная молитва более всего напоминает литию, т. е. усердное моление вне. Например, на заамвонной молитве – вне алтаря. На вечерне – вне средней части храма в притворе. Заупокойная лития вне храма – на кладбище.

На заамвонной молитве это исхождение священнослужителя Церкви из алтаря, его молитва смиволизирует моление всего народа.

Приведем текст данной молитвы:

«Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

В этой молитве и благодарение Всевышнему за Его великие и спасительные Дары Тела и Крови Христовых, и просьба о том, чтобы Литургийная благодать Святого Духа, благодать Святой Евхаристии пребывали не только в стенах храма, но и на верующих по окончании богослужения, по выходе из него в будничной вседневной жизни.

Чтобы Бог Своим присутствием и помощью не оставлял верующего человека ни на мгновение, возгревая и вне храма – дома ли, на работе ли, в пути воспоминание о главном стержневом событии жизни как человека в отдельности, так и мира в целом – о святой Божественной литургии.

Ве́домо же да бу́дет тебе́ о сем, иере́ю: егда́ отпу́ст глаго́леши дневны́й, или́ на пра́здник Богоро́дицы, да не и́маши глаго́лати в нем: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го и сла́внаго Ея́ Рожде́ства́, или́ Успе́ния, или́ Введе́ния, и ины́х пра́здников Ея́: или́ свя́та́го Иоа́нна Предте́чи рождества́, или́ Усекнове́ния, и про́чих святы́х па́мяти или́ преставле́ния их, или́ обре́тения, и пренесе́ния моще́й. Но си́це глаго́ли, а́ще пра́здник Богоро́дицы, Рождества́ Ея́ или́ Успе́ния, и про́чих:
Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Такой же краткий праздничный отпуст в праздники святых «со бдением»:
1. Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 26 сентября,
2. Святителя Иоанна Златоуста – 13 ноября,
3. Преподобного Саввы Освященного – 5 декабря,
4. Святителя Николая Чудотворца – 6 декабря,
5. Преподобного Антония Великого – 17 января (условно – «аще восхощет настоятель, творим бдение»),
6. Преподобного Евфимия Великого – 20 января (также условно),
7. Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – 30 января,
8. Святого великомученика и Победоносца Георгия – 23 апреля,
9. Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 8 мая,
10. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – 11 мая,
11. Рождество святого Иоанна Предтечи – 24 июня,
12. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня,
13. Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна – 29 августа.

Читайте так же:  Молитва даниил воробьев

А́ще же свя́та́го: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х: и про́чее до конца́.
Поне́же не Рожде́ство́ Богоро́дицы, ниже́ Введе́ние, или́ Успе́ние Ея́, подвиза́ем к Бо́гу на моли́тву, но са́мую Пресвяту́ю Богоро́дицу: та́кожде, ни па́мяти, или́ преставле́ния святы́х приво́дим на моли́тву к Бо́гу, но саме́х их.

Воскресый из мертвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Глаго́лемии в вече́рню, во у́треню, и в Литурги́ю по чи́ну:

Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и всех святых, помилует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

в дни попразднства:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепискпа Константи́на гра́да, Златоу́стаго, [свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же в верте́пе роди́выйся, и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Васи́лия Вели́каго, архиепи́скопа Кесари́и Каппадоки́йския, его́же и па́мять ны́не соверша́ем, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец

И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепискпа Константи́на гра́да, Златоу́стаго, [свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее — попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых.

И́же во объя́тиих пра́веднаго Симео́на носи́тися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Отпуст изобразительных в этот день совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же за превосходя́щую Бла́гость Путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же и до креста́ и погребе́ния Снизше́дый нам, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же оплевания, и бие́ния, и зауше́ния, и крест, и смерть претерпе́вый за Спасе́ние ми́ра, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди Спасе́ния страшныя стра́сти и Животворя́щий крест, и во́льное погребе́ние пло́тию изво́ливый, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Христо́с Воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. (Когда в один из дней Пасхальной седмицы к пасхальной службе присоединяется служба святому великомученику Георгию Победоносцу, поминается великомученик).

Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

И́же во Сла́ве Вознесы́йся от нас на Не́бо, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. (отпуст Вознесению Господню в тех случаях, когда служба этого праздника соединяется со службами святому апостолу Иоанну Богослову (8 мая), Святителю Николаю Чудотворцу (9 мая) или святым равноапостольным Константину и Елене (21 мая)).

И́же в виде́нии о́гненных язык с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха, на святы́я своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Читайте так же:  Молитва на удачу для любимого

И́же от О́тчих и Бо́же́ственных Недр истощи́вый Себе́, и с Небесе́ на зе́млю соше́дый, и на́ше все восприе́мый естество́, и обожи́вый е, по сих же на Небеса́ па́ки возше́дый, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Боже́ственнаго же и Свята́го, и Единосу́щнаго, и Единоси́льнаго, и Единосла́внаго, и Соприсносу́щнаго Ду́ха низпосла́вый на святы́я своя ученики́ и апо́столы, и Сим просвети́вый у́бо их, и те́ми же всю вселе́нную, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя и Пренепоро́чныя Святы́я Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных, прехва́льных богопропове́дников и духоно́сных апо́столов, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И́же на горе́ Фаво́рстей Преобрази́выйся во Сла́ве, пред святы́ми свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

По обы́чаю Святы́я восто́чныя Це́ркве:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая, я́коже вы́ше пи́сано.
Во свя́те́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени, приглаша́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́а, Златоу́стаго, и Васи́лиа Вели́каго.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, предста́тельствы честны́х Небе́сных Сил Безпло́тных: святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, [и святы́х храма, и дне:] и святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и Всехва́льных Апо́стол, и́же во святы́х отца́ на́шего Никола́я архиепи́скопа, Мир Лики́йских чудотво́рца: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, святы́х сла́вных и Добропобе́дных му́чеников, Преподо́бных и Богоно́сных оте́ц на́ших, [и свята́го хра́ма и дне,] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и Всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на литургии – свт. Иоанн Златоуст или свт. Василий Великий (в зависимости от того, чья литургия служилась).

заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся «отпускаются» из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения. Неизменными остаются слова: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери. и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

краткая молитва, произносимая священником или архиереем. которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст дополняется поминовением святых дня и храма, а на литургии — авторов литургии. Отпусты праздников Иисуса Христа, а также дней Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы и пасхальной недели дополняются поминовением события праздника.

краткое молитвословие, которое произносит священник в самом конце богослужения. Обычно он содержит короткое прошение и Божьей милости. Отпусты бывают малыми и великими. Последние дополняют поминовением святого, память которого совершалась в этот день, или святого, в честь которого освящен храм. На отпусте литургии поминают ее автора. Отпуст в Господские праздники, отпусты Великого четверга, Великой субботы и Страстной пятницы и отпусты пасхальной недели дополняют воспоминаниями событий этих дней.

(άπόλυσις) — название той части православного богослужения (вечерни, литургии и т. д.) христианской церкви, которой оно заканчивается и молящиеся «отпускаются» из храма. Его произносит священник, стоя в царских вратах, обратившись лицом к народу. Он разнообразится по содержанию, смотря по дням богослужения (будничным и праздничным) и самому богослужению (утреня, часы и т. д.) и бывает большой и малый. Сущность всех О. составляют слова: «Христос истинный Бог наш молитвами Пречистые Своея Матери (и таких-то святых) помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». См. в «Служебнике» статью: «Указ, како подобает глаголати отпусты».

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Читайте так же:  Душа молитвы внимание

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Читайте так же:  Молитва Богородице автор

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения

Совершается священником, стоящим в царских вратах лицом к пастве.

Существует несколько разновидностей отпуста:

После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие:

«Великого Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета», и служба заканчивается».

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Церковь часто называют Небом на земле. Это действительно так. Церковь земная соединена с Церковью небесной ангельской. Ее учредил сам Господь наш Иисус Христос, скрепив Своими Пречистыми Телом и Кровью, благодатью Святого Духа, Который почил на Пресвятой Богородице, первых учениках и апостолах и продолжает почивать на нас. Святой первоверховный апостол Павел прямо назвал Церковь Телом Христовым: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23, 24). Поэтому главная задача Церкви – вести человека ко спасению, вести его в Небо – к Богу.

Именно поэтому богослужение Православной Церкви образно можно назвать дорогой в Небо, словно бы лествицей возводящей человека ввысь – к Всевышнему. Поэтому в жизни Церкви присутствует отделенность от мира, чтобы душа человеческая, переступив порог храма, словно бы окунулась в иной мир, вышла бы из мирской суеты и начала такой важный и животворящий разговор с Богом.

Все в храме духовно, психологически и через телесные органы чувств служит этой цели. Так, православный храм архитектурно трехчастен. Человек, переступая порог храма, попадает в притвор, где уже царит иная, чем на улице атмосфера, далее средняя часть с иконами и росписью, иконостас и алтарь, как символ Неба на земле.

В богослужебном отношении также отцами Церкви по внушению Святого Духа были установлены очень четкие и строгие рамки богослужения, которые начинаются определенным священническим возгласом и заканчиваются отпустом часто с благословением народа. Это сделано для того, чтобы отделить временные рамки богослужения от мирской суеты, чтобы человек внутри себя также бы отделился от юдоли земной и начал свое восхождение к Богу.

Окончание богослужения также всегда четкое. Оно завершается отпустом (от слова «отпускать», т. е. теперь можно идти домой или на работу, заниматься своими делами). Я бы сказал, что отпуст всегда очень символичен, графичен и прекрасен.

Девяносто процентов времени православного богослужения священник проводит спиной к людям, лицом к Престолу Божию и к Горнему месту, потому что он – ходатай за народ перед Господом. От лица всех православных христиан священник ведет разговор с Небесным Отцом. Во время же отпуста архиерей или иерей поворачивается лицом к людям, выходит из алтаря на амвон и, словно бы от лица Господа, отпускает людей домой, благословляет их заниматься житейскими делами. Часто священник возносит над народом крест и благословляет паству. Если это литургийный отпуст, крест преподается для целования.

Отпусты бывают: великими, малыми, праздничными и отпустами Страстной седмицы.

В воскресные дни великий отпуст начинается словами «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»

Отдельно следует выделить пасхальный отпуст, который произносится от Светлого Воскресения Христова и до отдания Пасхи в среду перед Вознесением Господним. Он фактически повторяет тропарь Пасхи. Отпуст начинается так: «Христос, Воскресый из мертвых, смертью смерть Поправый и сущим во гробех живот Даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери…»

Есть также отпусты праздничные, характерные для двунадесятых праздников. Они произносятся от самого праздника и до его отдания, т. е. несколько дней (в среднем около недели). Праздничный отпуст является обычным отпустом, только так же, как и в великий отпуст, в него добавляется вставка, говорящая о сути данного праздника. Например, отпуст Рождества Христова: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…» или Дня Святой Троицы: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…» и т. д.

В дни Страстной седмицы также полагаются определенные отпусты, которые свидетельствуют о Страстях Христовых. Например, отпуст Великой Пятницы: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…»

И еще несколько слов об отпусте.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В нем есть очень важная нотка, которая высказана в священнической молитве первого часа. После того как священник испрашивает благословение Божие людям на жизнь, он говорит: «Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих…» Т. е. призывается благословение Божие на то, чтобы выйдя из храма мы не забывали, что мы – православные христиане, ходящие пред лицем своего Бога; чтобы мы не погружались в житейскую суету с головой, но каждую минуту и каждую секунду помнили завещание святителя Василия Великого: конец исполнения заповеди Божией – вечная жизнь, нарушение – ее вечная смерть. Важно, чтобы не только богослужение, но и вся жизнь была дорогой к Богу.

Что означает отпуст в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here