Что такое разрешительная молитва

Подробное и точное описание: Что такое разрешительная молитва - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

В православии существует достаточное количество разнообразных молитв к разным святым и по множеству причин. Однако есть ряд прошений и текстов, которые читают только священнослужители и в разных ситуациях, например, существует разрешительная молитва — это текст, который читается только в трех случаях и несет в себе очищение для верующего.

Разрешительная молитва — это прошение к Господу, которое произноситься для очищения греха или нечистоты с верующего человека, поэтому она часто называется очистительной. Нечистота в христианстве — это, прежде всего, грех, который лежит на душе у человека и гнетет его, мучает и томит.

Батюшка имеет право отпустить эти грехи, т.е. передать прощение Бога к человеку. Делается это для того, чтобы человек, раскаявшись и попросив прощения, почувствовал облегчение и перестал томиться и мучаться.

Во время отпевания также может быть прочитан этот текст, но только в случае, если покойный — человек воцерковленный и жил праведной жизнью. Часто это случается с внезапно умершими монахами, которые не успели исповедаться перед смертью.

Кроме душевной, нечистота может быть и физической — регулярные менструальные выделения у женщин считаются таковыми, точно так же, как и родовые, т.е. в течение 40 дней после рождения ребенка женщина считается нечистой и также нуждается в прочтении над ней очистительного прошения.

Несмотря на то, что это позиция, изложенная Господом в Ветхом Завете, батюшкам рекомендуют все же обращать внимание на это. Обряд очищения обязательно следует пройти перед крещением ребенка, в противном случае, маме могут не разрешить войти в храм.

Текст разрешается читать только рукоположенному служителю и только в трех случаях:

  • При исповедании — когда человек искренне покаялся в своих преступлениях и исповедал их, священник может отпустить ему их и прочитать над ним разрешительное слово.

Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

  • После отпевания — когда священник справляет панихиду по воцерковленному человеку, которого он знал и может сказать, что умерший был искренне верующим, регулярно посещавший собрания, то он может прочитать разрешительную молитву о нем, отпуская его и готовя к встрече с Отцом Небесным. Покойному при этом вкладывается в руки бумага с напечатанными словами отпущения.

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь.

  • После родов для женщины — читается священником над женщиной через 40 дней после родов для того, чтобы она могла получить доступ ко всем церковным таинствам.

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.

Никакие молитвы и священники не могут помочь, если человек погряз в преступлениях и отказывается каяться и менять свою жизнь. Только вера в Бога и искреннее желание измениться могут очистить людей.

Разрешительная молитва — лист бумаги, на котором напечатана особая молитва; читаемая священником вслух над каждым умершим (не моложе 7 лет) при отпевании, после прочтения евангелия; по прочтении лист складывается и влагается в правую руку умершего. Обычай влагать молитву … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Разрешительная молитва — 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания.… … Православие. Словарь-справочник

Разрешительная молитва — 1) тайная молитва священника на исповеди. Этой молитвой он отпускает (разрешает) кающемуся его грехи; 2) молитва, которую читает священник в конце отпевания покойного. В ней содержатся прошения об отпущении усопшему всех прижизненных грехов … Православная энциклопедия

Разрешительная молитва — напечатанная на листе бумаги особая молитва, читаемая священником вслух над каждым умершим (старше семи лет) при отпевании, после чтения Евангелия. По прочтении молитвы лист складывается и влагается в руку умершего.Текст молитвы очень древний,… … Православный энциклопедический словарь

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА — См.: ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

Confiteor — (конфитеор, от лат. confíteor, «исповедую») краткая покаянная молитва, читаемая в Римско католической церкви в начале мессы, а также в некоторых других случаях. Характерными особенностями данной молитвы является молитвенное обращение как к… … Википедия

Читайте так же:  Православие молитвы о даровании молитвы

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) — литургический тип (см. Литургические семьи), принятый в древности в Александрийской Церкви. Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии, с ее … Православная энциклопедия

ИСПОВЕДЬ — [греч. ἐξομολόγησις; лат. confessio (peccatorum)], один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их … Православная энциклопедия

Шимон Африканович — или Офрикович знатный варяжский воин, упоминающийся в Киево Печерском патерике. Связывается с основанием Киево Печерской лавры, в пользу которой по преданию сделал значительные пожертвования. Содержание 1 Русские источники 2 Cкандинавские… … Википедия

Во время советских гонений на Православную Церковь и упадка в духовной жизни общества поддержать истинную Веру и сохранить её ценности смогли люди, несущие свет Господа в своей душе. Одним из таких подвижников является архимандрит Амвросий Юрасов (в миру Александр Игнатьевич).

Его церковная и общественная деятельность способствует возрождению в России христианской культуры и норм православной морали.

Личность отца Амвросия Юрасова сформировалась под действием враждебной церкви советской реальности. Несмотря на испытания, он сохранил приверженность православию и популяризировал его среди советских граждан.

Будущий подвижник Веры родился в 1938 г. в маленьком селе Огни, расположенном в Алтайском крае. Родители Александра, несмотря на жестокие антирелигиозные гонения, были искренне верующими набожными людьми. Его отец погиб на фронте в сентябре 1940 г.

Мать в одиночку воспитывала Сашу, а также его брата и сестру. После окончания 8 классов Александр пошёл работать на шахту, затем была служба в рядах вооружённых сил, где выносливый молодой человек увлекся боксом. После возвращения из армии он вернулся на шахту.

К юноше из религиозной семьи приставили опытных комсомольцев, которые пытались очернить заставить отказаться от своей веры. Но Александр лишь укрепился в своих взглядах и принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1965 г. молодой отправился в Москву для поступления в духовную семинарию. Через 3 года он стал послушником Троице-Сергиевой лавры. В декабре 1968 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий. В мае следующего года произошло рукоположение инока в иеромонахи.

С 1970 по 1975 гг. отец Амвросий проходил обучение в Московской духовной академии, расположенной в подмосковном городе Загорске. По окончании обучения он получил степень кандидата богословия, защитив свою первую научную работу «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

В 1976 г. архимандрит Наум благословил своего ученика на переход в Почаевскую лавру. До 1981 г. он являлся игуменом обители. В начале 80-х гг. возникла угроза закрытия монастыря и преследования её братии. По совету отца Наума игумен Амвросий удалился на Кавказ. В течение 2 лет он путешествовал по приходам Кавказа и Центральной Азии.

В 1983 г. отец Амвросий Юрасов был принят главой Ивановской и Кинешемской епархии Амвросием Щуровым. Первым его приходом стало маленькое село Жарки. Несмотря на то, что приход состоял всего из 5 дворов, паства подвижника состояла из множества прихожан, которые приезжали из окрестных селений и столицы.

Верующие люди, приезжающие к проповеднику из Москвы, получили у него благословение на создание православного общества «Радонеж». Позднее на его основе образовались следующие структуры:

  • радиостанция;
  • газета;
  • телевизионный канал;
  • православная классическая гимназия;
  • официальный интернет ресурс.

Через два года иеромонаха перевели в приходскую церковь Рождества Христова, расположенную на окраине села Палех. В это время в древнем селении начал возрождаться иконописный промысел.

В декабре 1986 г. Амвросий получил сан архимандрита и должность настоятеля ивановского Преображенского храма.

В центре Иванова в начале XX в. силами горожан был возведён большой собор, освящённый в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В 30-е гг. церковь закрыли, а здание передали в распоряжение городского архива.

В конце 80-х гг. отец Амвросий собрал вокруг себя 20 активистов, организовавших религиозную общину. Её члены стремились к возвращению главного городского собора в распоряжение верующих людей. Но мирные бюрократические меры не способствовали разрешению этого вопроса.

Тогда в конце 1989 г. четыре женщины поставили у крыльца храма палатку и объявили голодовку. Действия своих духовных дочерей поддержал отец Амвросий и глава Ивановской кафедры.

Несмотря на противодействие властей и пропаганду, развернувшуюся в средствах массовой информации против батюшки и верующих людей, здание храма передали религиозной общине.

Настоятелем Введенского храма назначили архимандрита Амвросия. На основе общины, выступающей за возвращение святыни в лоно Русской Православной Церкви, в 1991 г. с благословения Патриарха Алексия II был организован Введенский женский монастырь.

К концу 90-х гг. его территория была благоустроена, сформировался красивый архитектурный ансамбль, состоящий из здания храма, колокольни, келейных корпусов и хозяйственных построек. Руководил этой деятельностью основатель монастыря архимандрит Амвросий. С 2006 г. он выполняет роль монастырского духовника.

Помимо духовной деятельности отец Амвросий занимается активным социальным служением. В ней можно выделить следующие направления:

  1. Участие в работе отделов православного общества «Радонеж». Батюшка принимает участие в эфире телевизионных передач и радио эфирах. Также проповедник участвует в конференциях и встречах, организуемых представителями «Радонеж».
  2. Сёстры Введенского монастыря и их духовник посещают заключённых, содержащихся в колониях и изоляторах Ивановской области. При содействии архимандрита возводятся тюремные храмы и организуются молельные комнаты. Помощь и поддержку люди получают и после освобождения из заключения.
  3. При Введенском приходе организована работа по помощи людям, потерявшим жильё, оставшимся без попечения родителей и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  4. Архимандрит Амвросий возглавляет комиссию по канонизации при Ивановской епархии.

Первые литературные произведения были созданы Амвросием Юрасовым в конце 70-х гг. прошлого столетия. Первая книга «Яко с нами Бог» была издана в 1976 г. в Бельгии.

К настоящему времени священник написал 10 религиозных произведений, в которых в доступной и простой манере рассказывает об основах христианской религии, православных традициях и нравственных проблемах, стоящих перед современным человеком.

Архимандрит Амвросий Юрасов пребывает в Введенском монастыре г. Иваново. На проповедь и беседу к подвижнику приезжают люди изо всех уголков России и других православных стран. Некоторые почитают его как прозорливого старца. Смиренный слуга Господа это отрицает, призывая приезжать к нему за советом и добрым словом, а не ждать чудес. Несмотря на занятость и преклонный возраст, батюшка старается принять всех людей, приезжающих к нему.

Читайте так же:  Молитвы на благополучие в доме

Архимандрит Амвросий Юрасов — один из современных подвижников православной Веры, способствующий её возрождению в сердцах русских людей. Его деятельность открыла дорогу к храму и к Господу, для многих советских и российских граждан, ищущих духовную опору в нестабильной современной жизни.

Разрешительная молитва — лист бумаги, на котором напечатана особая молитва; читаемая священником вслух над каждым умершим (не моложе 7 лет) при отпевании, после прочтения евангелия; по прочтении лист складывается и влагается в правую руку умершего. Обычай влагать молитву … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Разрешительная молитва — 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания.… … Православие. Словарь-справочник

Разрешительная молитва — 1) тайная молитва священника на исповеди. Этой молитвой он отпускает (разрешает) кающемуся его грехи; 2) молитва, которую читает священник в конце отпевания покойного. В ней содержатся прошения об отпущении усопшему всех прижизненных грехов … Православная энциклопедия

Разрешительная молитва — напечатанная на листе бумаги особая молитва, читаемая священником вслух над каждым умершим (старше семи лет) при отпевании, после чтения Евангелия. По прочтении молитвы лист складывается и влагается в руку умершего.Текст молитвы очень древний,… … Православный энциклопедический словарь

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА — См.: ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

Confiteor — (конфитеор, от лат. confíteor, «исповедую») краткая покаянная молитва, читаемая в Римско католической церкви в начале мессы, а также в некоторых других случаях. Характерными особенностями данной молитвы является молитвенное обращение как к… … Википедия

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) — литургический тип (см. Литургические семьи), принятый в древности в Александрийской Церкви. Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии, с ее … Православная энциклопедия

ИСПОВЕДЬ — [греч. ἐξομολόγησις; лат. confessio (peccatorum)], один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их … Православная энциклопедия

Шимон Африканович — или Офрикович знатный варяжский воин, упоминающийся в Киево Печерском патерике. Связывается с основанием Киево Печерской лавры, в пользу которой по преданию сделал значительные пожертвования. Содержание 1 Русские источники 2 Cкандинавские… … Википедия

Распространение и укрепление православной Веры в дни тяжёлых испытаний — одна из основных задач, во все времена стоящая перед Русской Православной Церковью и её служителями. Одним из самых известных проповедников и миссионеров является святитель Иоанн Тобольский, который возглавлял Сибирскую кафедру в начале XVIII века.

Святитель Иоанн Тобольский прожил долгую жизнь, наполненную праведными делами, совершаемыми со смирением и искренней любовью к людям.

О детских годах святителя сохранилось мало сведений. Он родился в 1651 г. в городе Нежин Черниговской губернии. Он был старшим из сыновей в дворянской семье Максимовичей. Через некоторое время после рождения первенца его отец Максим, прозванный Васикольским по названию городка недалеко от Киева.

Здесь дворянин арендовал землю и мельницы у Киево-Печерской обители. Часть зарабатываемых средств он тратил на строительство и содержание киевских храмов. Праведные родители стремились дать своим детям лучшее образование.

Получив великолепное домашнее образование 17-ти летний юноша поступил в Киево-Могилянскую духовную академию. В течение 7 лет молодой человек проявлял усердие в учебе, которое выделяло его среди других учеников. По окончании академии её руководство оставило прилежного студента в академии на должность преподавателя латинского языка.

По благословению настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия Иоанн Максимович стал послушником древней обители. В 1676 г. он принял монашеский постриг. Через год он был рукоположен в иеромонахи и назначен на должность проповедник, а затем эконома Киевской лавры.

В этом качестве он участвовал в посольстве ко двору царя Фёдора Алексеевича. Монахи жаловались на набеги турок, доходивших в своих походах до Киева. Талантливый проповедник обратил на себя внимание правителя. Итогом посольства стали следующие события:

  • русские отряды отправились на защиту западных украинских земель;
  • насельникам Киево-Печерской лавры обещали пристанище в Свенском монастыре, расположенном недалеко от Брянска;
  • молодой иеромонах Иоанн назначался архимандритом новой монашеской общины.

В течение 20 лет он занимал должности настоятелей в южнорусских монастырях. Он отличался спокойным тихим характером, при этом проявляя стойкость и твердость в вопросах веры.

Образованный и благочестивый монах пользовался уважением братии всех управляемых монастырей. В 1695 г. архиепископ Феодосий Черниговский призвал инока Иоанна в Чернигов. Здесь он принял сан архимандрита и занял должность настоятеля Черниговского Елецкого Успенского монастыря.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После смерти святителя Феодосия совет, состоящий из представителей Церкви, мещан и казачьего войска выбрали архимандрита главой Черниговской кафедры. Прошение гетмана Ивана Мазепы было положительно рассмотрено царем и патриархом Адрианом, который в своей столичной резиденции возвел игумена Елецкого монастыря в сан архиепископа и благословил на должность Черниговского епископа.

Во время пребывания на Черниговской кафедре Иоанн способствовал развитию образования и благотворительности в епархии. Среди его деяний можно следующие события:

  1. Организация благотворительной деятельности в каждом приходе. Епископ повелел в каждой приходской церкви вести синодики, в которые вносились для пожизненного поминовения имена благотворителей.
  2. Организация славяно-латинской школы, в который могли обучаться дети духовенства, дворян, городского населения и казачества. Учебное заведение стало прообразом духовных семинарий, вскоре распространившихся по всей империи.
  3. Открытие типографии в Троицком монастыре города Болдина. Типография обеспечивала богослужебной, духовно-нравственной и учебной литературой приходские церкви и учебные заведения южнорусских земель.

Святитель вёл активную общественную деятельность. Он несколько раз встречался с Петром I по церковным вопросам, а также участвовал в процедуре предания анафеме Ивана Мазепы, предавшего русского царя во время войны со шведами. Существует легенда, что в одну из встреч черниговский епископ предрек русским войскам победу над шведами.

Иоанн Максимович наладил духовные связи между своей епархией и крупнейшими православными монастырями на Святом Афоне, Иерусалиме и Синайском полуострове.

Интересно: епископ инициировал канонизацию своего предшественника Феодосия Черниговского. По легенде, святитель явился своему ученику во время тяжёлой болезни и предсказал скорое исцеление, если священник отслужит церковную службу. На следующий день руководитель епархии лично проводил службу, находясь уже в добром здравии.

В первые январские дни 1711 г. архиепископа Иоанна по велению государя вызвали в столицу. Через некоторое время святителю, остановившемуся в Донском монастыре, была передана воля монарха, который назначил его главой Тобольской епархии с возведением в сан митрополита.

Читайте так же:  Молитва на возврат денежного долга

Формально его возвеличили и передали в управления обширные земли. Но фактически он отправлялся в ссылку, на которой настаивал царский любимчик А.Д. Меньшиков. Поводом для недовольства стал конфликт, возникший между сановником и священнослужителей. Александр Данилович построил в своём черниговском имении храм и самостоятельно назначил дату его освящения, потребовав прибыть в этот день архиепископа.

На это требование глава епархии заметил, что освещение религиозной постройки и назначение даты этого события дело церковной власти, а значит обряд пройдет в удобное для архиерея время. Князь затаил обиду, и использовал своё влияние для наказания священнослужителя.

Со смирением восприняв новое назначение, митрополит Иоанн отправился в сибирские земли. Он принялся Тобольск 14 августа 1712 г. На следующий день в праздник Успения Пресвятой Богородицы архиерей отслужил в кафедральном соборе торжественную литургию и вступил в управление епархией.

Для управления делами обширной епархии требовалось организовать работу епархиальной администрации. Святитель выбрал для помощи в работе несколько достойных местных клириков, на которых возложил ведение хозяйственных дел и церковного суда.

При поддержке светских властей в лице генерал-губернатора князя Гагарина митрополит проводил активную миссионерскую деятельность. Он направил православных проповедников к коренным сибирским народам. Большая миссионерская миссия с благословения святителя отправилась в Китай. Её члены помогали русскоязычным переселенцам, проводили проповеди, собирали материалы о стране и помогали русским дипломатам.

Митрополит Иоанн Тобольский поддерживал работу славяно-латинской школы, обеспечивая её учебными пособиями и приглашая учителей из родных ему Чернигова и Киева. В учебном заведении обучались как дети русских людей, так и представители сибирских народов.

Руководитель Тобольской епархии вкладывал личные средства в строительство храмов, благотворительность и организацию помощи нуждающимся людям.

Интересно: современники особо отмечают, что все благие дела святитель старался делать благие поступки тайно, не привлекая к своему участию в них внимания общественности.

Люди считали, что святитель Иоанн Тобольский обладал даром прозорливости и заранее знал о дне своей кончины. 9 июня 1715 г. митрополит лично отслужил литургию в кафедральном соборе. Затем пригласил на трапезу представителей городского духовенства и нищих людей. Он самостоятельно прислуживал гостям за столом.

После трапезы он заперся в своих внутренних покоях. Утром служитель пришёл пригласить его к утреннему богослужению, но ему никто не ответил. Священник пригласил духовенство и представителей городских властей. Князь Гагарин принял решение вскрыть дверь в покои. Вошедшие в келью люди увидели умершего святителя, стоящего в молельном положении перед образами.

Погребение тела покойного архиерея произошло через несколько месяцев после кончины. Для проведения торжественного обряда ждали возвращения митрополита Филофея. Святителя погребли в антоновском приделе Успенского кафедрального собора.

Святитель Иоанн Тобольский после смерти, как и при жизни пользовался любовью и уважением своей паствы. С первых дней к его могиле стали приходить люди с молитвой о помощи и заступничестве.

О чудесах, происходивших по молитве почившему митрополиту, начали говорить вскоре после смерти архиерея, при этом официальная регистрация этих событий началась с 1798 г. В последний год XVIII столетия прошёл первый крестный ход в день его кончины.

Важно! В последующем торжество приобрело ежегодный характер. В 1891 г. епископ Иустин повелел ежегодно поминать святителя в молитвах как святого Божьего угодника.

Официальный процесс канонизации Иоанна Тобольского начался по инициативе епископа Варнавы, занимающего в начале XX в. Тобольскую и Сибирскую кафедру. Глава епархии направил прошение в Святейший Синод о причислении митрополита Иоанна к лику святых мужей.

В 1914 г. он предоставил результаты освидетельствования мощей праведника и факты чудесных исцелений по молитве на его могиле. Но Синод посчитал, что предоставленных сведений недостаточно для принятия решения и назначил дополнительное расследование.

Несмотря на это епископ Варнава в августе 1915 г. провёл службу, в которой упомянул Святителя Иоанна Тобольского. Синод посчитал действия Тобольского архиерея самоуправством и желал наказать его. Но на защиту епископа Варнавы встал император Николай II.

Официальное решение высшего церковного руководства о канонизации Иоанна Тобольского в лике Святителей произошло в феврале 1916 г. Торжества по этому поводу прошли в Тобольске в июне этого же года.

После торжественных мероприятий мощи святителя перенесли в специально подготовленное место в Успенском соборе. Перед переходом власти в городе в руки большевиков святыню опустили в подвал Покровского собора.

В 1922 г. в присутствии большого количества народа ковчежец с мощами вскрыли на паперти Покровского собора и передали в качестве экспоната в местный краеведческий музей. В июне 1947 г. святыня вернулась в Покровский собор, где находится и сегодня.

В 1984 г. в день памяти святителя был установлен праздник в честь Собора Сибирских святых. Также святитель Иоанн Тобольский входит в Соборы святых мужей Галицкой и Брянской епархии.

Иоанн Тобольский известен не только как проповедник и миссионер, но и как талантливый сочинитель и переводчик религиозной литературы. Стихотворные произведения священнослужителя носили религиозный характер и призваны были укреплять веру и дух православных людей.

Сборники его сочинений неоднократно переиздавались до начала XX столетия. Однако некоторые современники считали, творчество монаха низкопробными виршами. Гораздо более высокую оценку получили переводы религиозных текстов, составленные святителем. К основным переводным сочинениям, изданным в болдинской типографии, относятся следующие работы:

  • Зерцало от Писания Божественнаго;
  • Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный;
  • Богомыслие на пользу правоверным;
  • Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной;

В автобиографическом сочинении «Путник» содержатся размышления святителя на религиозные и философские темы, повествование о путешествии из Москвы в Тобольск, а также упоминание о том, что в Чернигове осталось множество незаконченных произведений и переводов. Поэтому точное количество трудов, принадлежащих перу святителя, определить невозможно.

Митрополит Иоанн Тобольский является одним из главных героев А. В. Иванова «Тобол». Его образ в одноимённом художественном фильме воплотил актёр Евгений Данчевский.

Иоанн Тобольский — уникальная личность в истории Русской Православной Церкви. Он совершил множество деяний для укрепления и распространения православия среди русского народа и населения сибирской земли.

1. Тайносовершительная молитва исповеди. Молитва, которую священник произносит в конце исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. Разрешительная молитва обратного действия не имеет. Если обстоятельства заставляют священника торопиться, он может прочитать только «разрешительную формулу», которая содержится в последней молитве исповеди.

Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь
Читайте так же:  Редкая молитва для защиты от негатива

2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной грамотой, или подорожной.

3. Молитвы жене́ роди́льнице, по четы́редесяти днех [1] . Только после прочтения священником этих молитв через положенные не менее чем 40 дней от рождения православной женщиной ребёнка, эта недавно родившая женщина со своим, уже крещённым и воцерковлённым [2] , младенцем получают от священника разрешение на посещение православного храма и на беспрепятственное участие во всех церковных таинствах.

Освобождает ли усопшего от грехов читаемая над ним разрешительная молитва

После Канона и пения стихир, завершающегося стихирой Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, над гробом почившего читается Евангелие, а затем священник произносит разрешительную молитву. Смысл ее — в том, что ею священник разрешает усопшего от бывших на нем запрещений и епитимий за те грехи, в которых он раскаялся в Таинстве покаяния, или забыты, либо не осознаны. Однако эта молитва не разрешает от тех грехов, в которых покойный не каялся или которые были им сознательно утаены, поэтому ее действие нельзя сравнивать с разрешительной молитвой священника на исповеди.

Священник берет с аналоя заранее приготовленный текст молитвы. Читает её. Сворачивает листок с молитвой и вкладывает его в правую руку усопшего. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Собственно, на этом чин отпевания завершается.

Молитва очень древняя, взята из текста литургической службы апостола Иакова. Но обычай для христианской истории достаточно поздний, возникший на Руси в XI веке. Его появление и включение в церковный обиход настолько вписаны в русскую историю, что об этом стоит рассказать подробно.

…К великому князю киевскому Ярославу Мудрому явился из Варяжской земли на службу молодой человек по имени Шимон. И привел ещё «три тысячи своих людей». Это и по нынешним временам много. Допустим, что «тысяча» в летописном тексте не число, а обозначает (такое бывает), что Шимон привел три отряда, три отборные, пусть и не тысячные, дружины. Тоже немало. Особенно если учесть, что это сделал сын варяжского конунга (военного вождя), выгнанный после смерти отца со своей земли родным дядей.

Этот шведский Гамлет, не ставший затевать очередную смуту-свару на родной земле, на Руси сам и потомки его были в большом доверии у великих князей — служили наставниками-воспитателями княжичей, а когда те вырастали, становились их доверенными лицами в делах военных и судебных, управляли отдельными землями, городами. Боярские роды Воронцовых, Вельяминовых, Сабуровых, Аксаковых и другие восходят к Шимону. Но почему именно сказанием о Шимоне начинается «Киево-Печерский патерик«, то есть история Киево-Печерской лавры, её подвижников?

Да потому, что Шимону в моменты смертельной опасности дважды являлась в видении церковь дивная каменная и понял он, что этот храм будет построен в только зачинавшейся тогда Печерской обители, и принес он преподобному Антонию драгоценный вклад — золотой венец и золотой пояс, снятый им со статуи Христа у себя на родине. И пояс тот стал мерилом, по которому высчитывались пропорции будущего храма, соборной Успенской церкви. И после Шимон большие вклады делал в обитель.

Годы спустя пришел Шимон, переиначенный на Руси в Симона, к игумену Печерской обители преподобному Феодосию, наставнику и другу. И попросил: сделай мне, отче, дар. «Ты же ведаешь, чадо, — отвечал искренне и предусмотрительно Феодосий, — ведаешь убожество наше. Иногда в избытке и хлеба не имеем на день, иного же не знаю, что и имею». Симон объяснил, что имеет Феодосий: благодать от Бога. И просил одного — обещания, что душа Феодосия будет благословлять Симона и близких его при жизни и после смерти. Преподобный Феодосий отвечал ему разно — что не ведает пока, доходит ли до Бога молитва его, ещё не свершил он задуманных святых дел на земле, а молится о тех, кто любит «сие место святое» — Печерский монастырь, и так, без просьб и обещаний.

Но все-таки Симон настоял не только на словесном обещании Феодосия молиться о нем на земле и на небесах, но и умолил «написанием» то подтвердить. Так явилась первая «отпустительная грамота» — «разрешительная молитва». «И с тех пор утвердилось таковое написание влагать умершим в руку, прежде же никто не сотворял того на Руси», — сказано в «Киево-Печерском патерике».

Трудно сказать, когда именно и как стал тот частный случай непременным обычаем в русском православном обряде отпевания. Совершенно точно, что к началу XIII века так оно уже было, когда писался «Патерик». И вот как завершается «Житие Александра Невского«, составленное его современником, — речь идет о смерти князя в 1263 году: «Когда святое тело его уже было положено в раку (гроб), тогда эконом Севастьян и митрополит Кирилл захотели разжать ему руку, чтобы вложить в неё духовную грамоту. А он, будто живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. И их охватил ужас, и они едва сумели отступить от раки. Об этом все слышали от господина митрополита Кирилла и от его эконома Севастьяна. Кто не подивится этому, ибо тело было бездушным и везено было из дальнего города в зимнее время. Так вот прославил Бог угодника своего».

Само действие по вложению в руку усопшего грамоты с молитвой никак не объясняется, то есть уже было обыкновенным. Чудо — в руке, протянутой навстречу «разрешительной молитве».

Сообщается в «Житии» и другое: перед смертью князь Александр принял иноческий постриг, а затем и больший монашеский чин — схиму. Пострижение перед смертью — если такое успевалось сделать — стало обыкновением у русских князей. Традиция эта византийская, давняя, но на Руси воспринятая всего лет за сто до кончины Александра Невского. Сначала как частный случай и даже в своем роде исключительный: черниговский князь Святослав Давыдович оставил жизнь светскую и семейную — постригся в монахи Киево-Печерской обители.

Около сорока лет он вел жизнь смиренного послушника, выполнял самые утомительные работы, питался скудно. Средства, которые имел, вступая в монастырь, и потом получал от родственников и почитателей, отдавал на строительство Печерских храмов, на приобретение книг для монастырской библиотеки, на милостыню больным и нищим. Говорят, что его молитвами исцелялись, и князь Святослав Давыдович вошел в русские святцы как инок Николай Святоша, преподобный.

Читайте так же:  В какой последовательности читать молитвы от порчи

Александр Невский умирал с новым именем, принятым им вместе со схимой, — как Алексий, во имя святого Алексия, человека Божьего. Почему избрал он это имя, этого небесного покровителя? Что общего между деятельным князем — воином и дипломатом — и сыном знатных римлян-христиан (IV в.), который оставил дом, семью, родину в канун свадьбы своей, удалился за море, на Восток, где жил при храме нищим помощником? А когда начали почитать его в городе как «человека Божьего», отмеченного благодатью, бежал подальше, дабы не коснулась его мирская слава. Судьба привела его вновь в родные места. И долгие годы жил он нищим при родительском доме, никем не узнанный, унижаемый слугами. В день кончины Алексия услышали папа римский и император глас Божий, повелевающий найти святого человека с указанием где. Но нашли его уже мертвым, а в руке Алексия чудесным образом находилась грамота описание его праведной жизни…

Опять — грамота, опять — рука. Круг чудес и обрядов как-то странно сомкнулся. Никто на это не обращал внимания — само собой вышло, сложилось.

Добавим, однако, что избрание Александром Невским в свои небесные покровители Алексия, человека Божьего, может быть, объясняется тем, что победительный и грозный князь носил в себе, в душе своей образ нищего смиренника. Словом и хитростью выгораживал и защищал он Русскую землю от монголо-татар. А ведь то была вторая половина его жизни. Первая принесла скорую и верную славу защитника русских земель, великую прижизненную славу. Ничто не заставляло его — непобедимого прежде — ходить за ханским ярлыком на Волгу и в Монголию, добиваться великого княжения унижением. Жил бы в своем уделе, не подвергаясь риску быть обвиненным в потакании вчерашним разорителям Руси, а ныне… Надев «рубище дипломата», князь убедил ханов в покорности русских земель, чем от многого их оградил. Но, видно, не убедил до конца, ибо, в очередной раз возвращаясь из ханской ставки на Русь, умер по дороге — как подозревают, от медленно действующей отравы. По сути он умер, держа в руках собственное житие как одного из прославленнейших русских святых. Ибо стало оно составляться тут же после смерти его. И одним из знаков того, что «повесть о мужестве и житии» князя не что иное, как прославление нового святого, явился рассказ о том, как Александр-Алексий протянул свою длань за «разрешительной молитвой».

Разрешительная молитва обыкновенно читается и дается в правую руку усопшему во время отпевания, по чтении Евангелия и самой молитвы. Чтение её сопровождается (по крайней мере, должно сопровождаться) тремя земными поклонами всех молящихся. Разрешительная молитва читается над всеми умирающими во покаянии. С одной стороны, потому, что всякий православный христианин имеет в ней нужду, а с другой — дабы этого благодеяния (как замечает блаженный Августин о молитвах за умерших) не был лишен никто из тех, к кому оно может относиться. Ибо лучше преподать его и тем, которым оно не несет пользы, но и не вредит, нежели отнять у тех, коим оно полезно.

«Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость»

При обряде отпевания крайне обострены чувства прощающихся, осознающих горе утраты. Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний (Блум):

«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш…» Порой это предельное испытание для нашей веры. «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», — сказал Иов. Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором.

А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет.

Поэтому когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искушением и его славой. Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в ней значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви… Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему…»

И с другой стороны, есть вся боль, все горе, которое мы ощущаем совершенно справедливо, скорбь, которая от лица умирающего выражена в одном из тропарей «Канона на исход души»: «Плачьте, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне разлучаюся».

И вместе с тем есть несомненная уверенность, что смерть, которая для нас — потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она — начало, а не конец; что смерть — величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По материалам книги Людмилы Никеевой «Долгие проводы» и Азбука.ру

Что такое разрешительная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here