Что значит в молитве отпуст

Подробное и точное описание: Что значит в молитве отпуст - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) избран епископом Одинцовским
Святейший Патриарх Кирилл возглавил 60-е заседание Священного Синода со времени начала своего Первосвятительского служения

Отпуст — слова священника, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. Все отпусты напечатаны в Служебнике. Слова отпуста нам хорошо знакомы: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери*, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколю6ец». Это так называемый малый отпуст. Он произносится на повечерии, полунощнице, часах и малой вечерне. Вседневная и великая вечерня, утреня и литургия завершаются великим отпустом, который отличается от малого большей подробностью. На нем после знака * вспоминаются св. апостолы (святых славных и всехвальных апостол), тема дня седмицы (напр., в среду и пятницу произносится «силою честнаго и животворящего Креста», местночтимые и храмовые святые, святой дня и пр.

Существуют еще праздничные отпусты, в начале которых делается указание на празднуемое событие. Эти отпусты произносятся только на Господские праздники. Например, в праздник Рождества Христова отпуст начинается так: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш. », в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш. ». К праздничным отпустам относится отпуст воскресенья «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…», вводная фраза которого содержит указание на вспоминаемое в этот день Воскресение Христово.

Особые отпусты, по структуре напоминающие праздничные, имеют и службы Страстной Сeдмицы. Например, утреня Великой Пятницы, на которой читается 12 Страстных Евангелий (она называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» и служится, обычно, в Великий Четверг вечером) имеет отпуст «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш. ».

Литургика. Богослужебный Устав и гимнография. Учебное пособие для студентов ФДО. (Конспект курса). Составитель: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ Е.Н. Никулина. — Москва, 2005.

Отпу́ст – заключительное (от слова «отпускать») благословение народа священнослужителем, произносимое им по окончании богослужения. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Отпусты содержатся в Служебнике.

Различаются великие, малые, праздничные и отпусты Страстной седмицы. В будние дни отпуст начинается словами «Христос, истинный Бог наш…», в воскресенье – «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш…».

Порядок отпуста такой, Священник говорит: «Премудрость», т. е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певчие отвечают словами: «Честнейшую Херувим…». Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе», после чего певчие поют: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». Далее священнослужитель, обратясь лицом к народу, произносит отпуст. После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие.

По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс. 112:2) — и затем псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…». Этот псалом почти нигде, кроме монастырей и церквей, в которых соблюдается устав, не стихословится. Между тем, обычай читать его весьма древний; псалом этот был положен, как уже было сказано, в литургии древних времен в качестве киноника.

По окончании псалма иерей произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Певцы: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Иерей произносит отпуст, который согласно уставу варьируется по дням недели и по праздникам.

Народ подходит к иерею, чтобы целовать крест или получить из его рук (восточный обычай) антидор. Это частицы хлеба из агничной или иных просфор. Он, по словам Симеона Солунского, дается вместо причастия, т. к. не все достойны причащения. Антидор по-гречески значит «вместо Даров».

В моменте окончания Литургии можно указать на некоторое отличие восточной практики от нашей. После троекратного «Буди Имя Господне…». диакон в Греческой Церкви возглашает: «Господу помолимся». После ответа певцов: «Господи, помилуй» — священник благословляет народ словами: «Благословение Господне и милость да приидут на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем он произносит заключительный возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

После отпуста при соборных служениях, архиерейских или архимандричьих, в некоторых областях Греции певцы поют: «Благословляющаго и освящающаго нас, Господи, сохрани на многая лета».

Совершается священником, стоящим в царских вратах лицом к пастве. Существует несколько разновидностей отпуста:

После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие «Великого Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета», и служба заканчивается.

Как получить у Бога просимое? Мы должны понимать, что если Господь не дарует просимого, то…

Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?Каждый человек в какой-то ситуации или в какой-то определенный…

Бог умер Философия жизни Основные понятия жизнь, воля, эволюциявечное возвращение, Бог умеринтуиция и пониманиекультура и…

Как Бог сотворил первых людей Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его…

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Церковь часто называют Небом на земле. Это действительно так. Церковь земная соединена с Церковью небесной ангельской. Ее учредил сам Господь наш Иисус Христос, скрепив Своими Пречистыми Телом и Кровью, благодатью Святого Духа, Который почил на Пресвятой Богородице, первых учениках и апостолах и продолжает почивать на нас. Святой первоверховный апостол Павел прямо назвал Церковь Телом Христовым: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23, 24). Поэтому главная задача Церкви – вести человека ко спасению, вести его в Небо – к Богу.

Именно поэтому богослужение Православной Церкви образно можно назвать дорогой в Небо, словно бы лествицей возводящей человека ввысь – к Всевышнему. Поэтому в жизни Церкви присутствует отделенность от мира, чтобы душа человеческая, переступив порог храма, словно бы окунулась в иной мир, вышла бы из мирской суеты и начала такой важный и животворящий разговор с Богом.

Читайте так же:  Молитва о прощении мужем жены

Все в храме духовно, психологически и через телесные органы чувств служит этой цели. Так, православный храм архитектурно трехчастен. Человек, переступая порог храма, попадает в притвор, где уже царит иная, чем на улице атмосфера, далее средняя часть с иконами и росписью, иконостас и алтарь, как символ Неба на земле.

В богослужебном отношении также отцами Церкви по внушению Святого Духа были установлены очень четкие и строгие рамки богослужения, которые начинаются определенным священническим возгласом и заканчиваются отпустом часто с благословением народа. Это сделано для того, чтобы отделить временные рамки богослужения от мирской суеты, чтобы человек внутри себя также бы отделился от юдоли земной и начал свое восхождение к Богу.

Окончание богослужения также всегда четкое. Оно завершается отпустом (от слова «отпускать», т. е. теперь можно идти домой или на работу, заниматься своими делами). Я бы сказал, что отпуст всегда очень символичен, графичен и прекрасен.

Девяносто процентов времени православного богослужения священник проводит спиной к людям, лицом к Престолу Божию и к Горнему месту, потому что он – ходатай за народ перед Господом. От лица всех православных христиан священник ведет разговор с Небесным Отцом. Во время же отпуста архиерей или иерей поворачивается лицом к людям, выходит из алтаря на амвон и, словно бы от лица Господа, отпускает людей домой, благословляет их заниматься житейскими делами. Часто священник возносит над народом крест и благословляет паству. Если это литургийный отпуст, крест преподается для целования.

Отпусты бывают: великими, малыми, праздничными и отпустами Страстной седмицы.

В воскресные дни великий отпуст начинается словами «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»

Отдельно следует выделить пасхальный отпуст, который произносится от Светлого Воскресения Христова и до отдания Пасхи в среду перед Вознесением Господним. Он фактически повторяет тропарь Пасхи. Отпуст начинается так: «Христос, Воскресый из мертвых, смертью смерть Поправый и сущим во гробех живот Даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери…»

Есть также отпусты праздничные, характерные для двунадесятых праздников. Они произносятся от самого праздника и до его отдания, т. е. несколько дней (в среднем около недели). Праздничный отпуст является обычным отпустом, только так же, как и в великий отпуст, в него добавляется вставка, говорящая о сути данного праздника. Например, отпуст Рождества Христова: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…» или Дня Святой Троицы: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…» и т. д.

В дни Страстной седмицы также полагаются определенные отпусты, которые свидетельствуют о Страстях Христовых. Например, отпуст Великой Пятницы: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…»

И еще несколько слов об отпусте.

В нем есть очень важная нотка, которая высказана в священнической молитве первого часа. После того как священник испрашивает благословение Божие людям на жизнь, он говорит: «Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих…» Т. е. призывается благословение Божие на то, чтобы выйдя из храма мы не забывали, что мы – православные христиане, ходящие пред лицем своего Бога; чтобы мы не погружались в житейскую суету с головой, но каждую минуту и каждую секунду помнили завещание святителя Василия Великого: конец исполнения заповеди Божией – вечная жизнь, нарушение – ее вечная смерть. Важно, чтобы не только богослужение, но и вся жизнь была дорогой к Богу.

отпуст — сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • отпуск (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ОТПУСТ — а; м. Церк. Краткая молитва благословение, которую священник произносит по окончании церковной службы; отпуск (3 зн.). * * * ОТПУСТ ОТПУСТ, (греч. Apolysis, лат. finis sacri officii), краткое благословение, которым священник (см. СВЯЩЕННИК) (или… … Энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на… … Православие. Словарь-справочник

Отпуст — краткое молитвословие, которое произносит священник в самом конце богослужения. Обычно он содержит короткое прошение и Божьей милости. Отпусты бывают малыми и великими. Последние дополняют поминовением святого, память которого совершалась в… … Православная энциклопедия

Отпуст — (άπόλυσις) название той части православного богослужения (вечерни, литургии и т. д.) христианской церкви, которой оно заканчивается и молящиеся отпускаются из храма. Его произносит священник, стоя в царских вратах, обратившись лицом к народу. Он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отпуст — м. устар.; = отпуск III Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отпуст — заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся отпускаются из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения.… … Православный энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва благословение, произносимая священником по окончании церковной службы, отпуск … Краткий церковнославянский словарь

отпуст — отп уст, а (церк.) … Русский орфографический словарь

отпуст — отступ … Краткий словарь анаграмм

Фото сайта Общественного фонда «Центр Национальной Славы России»

В таинствах Церковь сообщает своим членам благодатные дары для совершения спасения в их земной жизни.

В жизни христиан могут быть различные потребности и нужды. Церковь и в этих случаях не оставляет христиан без своего особенного заступления, наставления и освящения. На всякую потребу она отвечает молитвою и благословением. Когда постигают нас житейские скорби и болезни, когда угрожают нам враги видимые и невидимые, когда тревожат нас соблазны мира или, наоборот, когда мы удостаиваемся особых милостей и благодеяний Божиих, — для всех таких случаев существует особый вид частного богослужения «на всяку потребу», на котором воссылаются Богу и Его угодникам или прошения о ниспослании потребной милости, или благодарение за дарованные блага. Формами такого богослужения служат особые молитвословия и молебные пения.

Читайте так же:  Молитва о росте растений

Молебен — это богослужение, совершаемое по особой какой-либо нужде, общественной или частной.

Молебны выделились из древних общественных молений, при которых возносились и с которыми соединялись частные моления верующих о своих собственных нуждах. После прекращения гонений на христиан и с умножением числа верующих общие моления по частным потребностям христиан мало-помалу выделились из общественных молитвословий и составили особые чины молебнов и молитв на разную потребу. Те и другие в настоящее время изложены в Требнике, в Книге молебных пений и особых книжках.

В Требнике (Малом, Большом и Дополнительном) помещаются молитвы на благословение разного рода пищи («брашна»): мяса, сыра, яиц, начатков овощей и фруктов, молитвы на основание строений, путешествующим, молитвы в начале Рождественского и Великого постов и мног. др. Чин совершения этого вида молитвословий весьма прост и несложен. Для совершения молитвословия на какой бы то ни было случай священник облачается обыкновенно в епитрахиль (иногда и в фелонь). После начала, которым служит иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое и по Отче наш, а иногда просто приглашение священника: «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы соответственного содержания. Молитва сопровождается священническим благословением или кроплением святой водою предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит обычно вместе с тем отпустом. (Об освящении священных вещей храма и икон будет подробнее сказано ниже.)

В книге «Последование молебных пений» содержатся молебные пения или просто молебны, по своему составу представляющие из себя сокращенное утреннее богослужение, приспособленное к нуждам лиц, для которых оно совершается. Молебны на разные случаи помещены также и в Большом Требнике. Молебны совершаются в храмах или в частных домах.

По способу совершения молебные пения различаются двух видов: одни с пением канона и чтением Евангелия (иногда и с акафистом), другие — без канона, а некоторые и без чтения Евангелия.

С каноном совершаются следующие молебные пения: во время бездождия, во время безведрия, по случаю наводнения, «во время губительнаго поветрия и смертоносныя заразы».

Без канона совершаются: молебное пение на новый год, при начатии учения отроков, о недужных, о получении всякого прошения, чин благословения в путешествие, хотящим по водам плыти и др.

Без канона и без Евангелия совершается молебен святому великомученику Феодору Тирону в пятницу 1-й седмицы Великого поста и др.

Молебное пение начинается возгласом или вечерни, или утрени («Слава Святей…»), или литургии.

После возгласа поется «Царю Небесный», а от Пасхи до Вознесения — «Христос воскресе» (трижды), читается Трисвятое по Отче наш и затем псалом, избранный соответственно цели моления.

Далее произносится великая ектения с приложением соответствующих прошений.

Затем поются «Бог Господь» и тропари.

Читается 50-й псалом и поется канон. Припевы к тропарям канона обычно указываются на ряду.

После 3-й песни бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие, предваряемое прокимном и соответствующими молитвословиями; в некоторых молебнах пред Евангелием читается и Апостол. Иногда после 6-й песни перед чтением Евангелия читается акафист.

Канон оканчивается пением «Достойно есть» или, в праздник, — ирмосом 9-й песни канона праздника.

После чтения Трисвятого по Отче наш — поется тропарь и произносится сугубая ектения и особая молитва, приспособленная к предмету моления или благодарения (молитва иногда читается с коленопреклонением).

После молитвы бывает отпуст, который священник произносит с крестом в руках.

Если молебен совершается без канонов, то после «Бог Господь» и тропарей сразу бывает чтение Апостола и Евангелия, после которого сразу — сугубая ектения и молитва. После молитвы иногда поется великое славословие или «Тебе, Бога, хвалим», а после отпуста — многолетие.

Схема общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым такая же, как и молебных пений с каноном, помещаемых в «Книге молебных пений».1 Но вместо канона поются запевы, заменяющие собой ирмосы и тропари канона.

Священник (возглас): Благословен Бог наш.

Чтец: Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды).

И поются тропари (смотря по молебну) и Богородичен 1-й — по гласу последнего тропаря.

Чтец: 50-й псалом. После чего священнослужители поют группу запевов (повторяемых хором): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый… моли Бога о нас» (смотря по молебну). Затем: «Слава». — Хор: «И ныне».

Каждая такая группа запевов соответствует одной песни канона, и поют их по числу песней в каноне (ирмосы не поются).

По 3-й и по 6-й песни поется катавасия: «Избави от бед» (если молебен Спасителю) или «Спаси от бед» (если Богородице), или: «Моли Бога о нас» (если святому). Затем: «Призри благосердием, Всепетая Богородице».

После 3-й песни — сокращенная сугубая ектения.

По 6-й песни — малая ектения, прокимен и Евангелие.

По 9-й песни вместо катавасии — Достойно есть, а в двунадесятый праздник — задостойник.

Чтец: Трисвятое по Отче наш.

Хор: Тропарь или кондак. Затем произносится сугубая ектения — «Помилуй нас, Боже…». [1]

После ектении произносится возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва Спасителю или Божией Матери, или святому, смотря по молебну. [2]

Затем: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас», и проч. И бывает отпуст, на котором поминаются святые, которым пелся молебен.

Если молебен поется с акафистом, то акафист поют после 6-й песни, но прежде малой ектении и Евангелия (по другой практике — после ектении пред Евангелием).

Если молебен соединяется с водоосвящением, то водоосвящение совершается после чтения Евангелия. По прочтении Евангелия поют тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» — по Требнику все по ряду; а в конце водоосвящения поют: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» и опять поют запевы за 7-ю, 8-ю и 9-ю песни по указанному выше чину.

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного молебна тем, что в нем преобладает пение пасхальных песнопений. Вначале не бывает мирной ектении и пения тропаря, а поется «Христос воскресе» со стихами (как на пасхальной утрене и литургии). Канон поется Пасхи с припевами святому. Ектения краткая сугубая бывает только в конце молебна. [3]

[1] Благопотребные прошения на мирной и сугубой ектениях помещены в конце Иерейского молитвослова («Службы различные»), в Книге молебных пений и в Требнике. В некоторых древних Служебниках в конце помещалось «Собрание благопотребных прошений, ко времени и нуждам употребляемых».

Читайте так же:  Молитва примирения чтобы простить обидчика

Прошения, прилагаемые на ектениях молебнов, иногда прибавляются и на литургии, на ектениях великой и сугубой. — См. ниже Приложение к пособию.

[2] Молитвы, читаемые на молебнах, помещены в книге «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим», а также в Книге молебных пений и в Акафистниках.

[3] Порядок совершения общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым помещен в Требнике.

Видео (кликните для воспроизведения).

Само последование общего молебна и молебного пения в Пасхальную седмицу помещено ниже в Приложении к данному пособию. Краткий устав молебна в Пасхальную седмицу указан также в пособии Никольского по Уставу богослужения.

отпуст — сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • отпуск (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Отпуст — Целование креста после отпуста Отпуст (греч … Википедия

ОТПУСТ — а; м. Церк. Краткая молитва благословение, которую священник произносит по окончании церковной службы; отпуск (3 зн.). * * * ОТПУСТ ОТПУСТ, (греч. Apolysis, лат. finis sacri officii), краткое благословение, которым священник (см. СВЯЩЕННИК) (или… … Энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на… … Православие. Словарь-справочник

Отпуст — краткое молитвословие, которое произносит священник в самом конце богослужения. Обычно он содержит короткое прошение и Божьей милости. Отпусты бывают малыми и великими. Последние дополняют поминовением святого, память которого совершалась в… … Православная энциклопедия

Отпуст — (άπόλυσις) название той части православного богослужения (вечерни, литургии и т. д.) христианской церкви, которой оно заканчивается и молящиеся отпускаются из храма. Его произносит священник, стоя в царских вратах, обратившись лицом к народу. Он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отпуст — м. устар.; = отпуск III Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отпуст — заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся отпускаются из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения.… … Православный энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва благословение, произносимая священником по окончании церковной службы, отпуск … Краткий церковнославянский словарь

отпуст — отп уст, а (церк.) … Русский орфографический словарь

отпуст — отступ … Краткий словарь анаграмм

отпуст — сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • отпуск (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Отпуст — Целование креста после отпуста Отпуст (греч … Википедия

ОТПУСТ — а; м. Церк. Краткая молитва благословение, которую священник произносит по окончании церковной службы; отпуск (3 зн.). * * * ОТПУСТ ОТПУСТ, (греч. Apolysis, лат. finis sacri officii), краткое благословение, которым священник (см. СВЯЩЕННИК) (или… … Энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на… … Православие. Словарь-справочник

Отпуст — краткое молитвословие, которое произносит священник в самом конце богослужения. Обычно он содержит короткое прошение и Божьей милости. Отпусты бывают малыми и великими. Последние дополняют поминовением святого, память которого совершалась в… … Православная энциклопедия

Отпуст — м. устар.; = отпуск III Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отпуст — заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся отпускаются из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения.… … Православный энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва благословение, произносимая священником по окончании церковной службы, отпуск … Краткий церковнославянский словарь

отпуст — отп уст, а (церк.) … Русский орфографический словарь

отпуст — отступ … Краткий словарь анаграмм

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три поклона).

Тропарь, ектения и отпуст За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения

ОТПУСТ Чин отпуста Начинается чин отпуста (. ). К нему открываются царские двери (закрытые со внесением в алтарь Евангелия по целовании пред каноном) [851], о чем здесь Типикон не делает замечания, но что указано в 7 гл. в чине вечерни (в старых уставах об этом замечено и

Отпуст в собственном смысле Священник творит отпуст в собственном смысле, состоящий в исповедании Христа истинным Богом и нашей надежды на помилование и спасение (но в греч. . — «да спасет» и т. д.) от Него по молитвам Пречистой (. ) Матери Его, апостолов (по

8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? Вопрос:В последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия «Упование мое Отец…» следует «Достойно есть» и отпуст, а затем ещё несколько молитв.

В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряНе только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан

ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш. Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание: отпуст:

Ектении и Отпуст Утрени После Великого Славословия и тропаря по нем, произносится Сугубая ектения, начинающаяся прошением: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй!» За этой ектенией следует непосредственно Просительная ектения,

Отпуст Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три

Благословение и отпуст Священник, обращаясь к народу: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.Л. Аминь.Св. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе [15].До отдания же Пасхи после «Слава Тебе» иерея, лик

Читайте так же:  Молитва о благословении на день

Благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения

Совершается священником, стоящим в царских вратах лицом к пастве.

Существует несколько разновидностей отпуста:

После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие:

«Великого Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета», и служба заканчивается».

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

После причащения верующих Тела и Крови Христовых на Литургии священник вносит Чашу в алтарь, затем высыпает частички, вынутые на проскомидии с поминовением имен живых и усопших православных христиан, хранящиеся на дискосе, в Чашу с Дарами. В это время он произносит краткую молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». И мы верим, что милосердный Бог ради величайшей святыни Евхаристии прощает православным христианам, за которых принесена бескровная жертва, их грехи.

Потом священник благословляет народ, возглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Это молитвословие есть словно бы продолжением предыдущей молитвы о помиловании всех православных христиан ради Тела и Крови Христовых. Далее батюшка совершает каждение Святых Даров с молитвою «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Данная молитва завершает в себе поминовение на Литургии евангельских событий из земной жизни Спасителя. Она и последующий перенос Чаши со Святыми Дарами и дискоса на жертвенник символизируют собой Вознесение Господне. После чего в Божественной литургии всегда есть небольшая пауза для того, чтобы священник почистил антиминс от частичек Тела Христова и изъятых на проскомидии просфор.

Это очень важный момент, поэтому следует терпеливо подождать, пока священник соберет все частички с антиминса и потребит их. Ведь это великая святыня Тела Христова, потому как священник, так и прихожане должны относиться к ней со страхом Божиим, благоговением, и верующие должны понимать в данный момент батюшку, терпеливо ожидая окончания службы. Потому что священник в этот момент задерживается не по своему произволу, а из бережного отношения к Святыне.

Потом священник складывает конвертиком антиминс, ставит на него напрестольное Евангелие и после ектении возглашает: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». В это время, как и в начале Литургии верных, священник Евангелием крестообразно знаменует антиминс. Приближается завершение Литургии. Она начинается благодарением-славословием Богу и завершается им же.

После этого священник (при соборном богослужении младший иерей) выходит на солею, сходит со ступенек амвона и поворачивается лицом к престолу с возгласом «С миром изыдем». Потом, после возглашения «Господу помолимся», священник и произносит заамвонную молитву, называемую так из-за того, что она возглашается вне алтаря за амвоном среди людей и словно бы от лица людей. Ведь священник – это ходатай за народ перед Богом.

В древности с возгласом «С миром изыдем» заканчивалась Литургия, священнослужители разоблачались и шли через храм к выходу, а верующие подходили к ним под благословение. Около VIII века появилась традиция читать заамвонную молитву.

Потому, исходя из древней литургической традиции, становится понятен возглас «С миром изыдем», т. е. «выйдем с миром и с Божьим благословением из храма». Сегодня же заамвонная молитва хотя и есть предзнаменованием завершения Литургии, но все же не ее концом. Финальной точкой данного богослужения являются отпуст и целование креста. Потому, например, в Греции произносится перед заамвонной молитвой не с «Миром изыдем», но «С миром подойдите!» Поэтому, конечно же, приближение верующих к священнику во время заамвонной молитвы является древней литургической традицией и соответствует канонам Православной Церкви.

Только, братья и сестры, главное – не переусердствовать: и не взять батюшку в «живые» тиски, и также не давить друг друга. Все в храме должно быть чинно и благообразно.

На мой взгляд, заамвонная молитва более всего напоминает литию, т. е. усердное моление вне. Например, на заамвонной молитве – вне алтаря. На вечерне – вне средней части храма в притворе. Заупокойная лития вне храма – на кладбище.

На заамвонной молитве это исхождение священнослужителя Церкви из алтаря, его молитва смиволизирует моление всего народа.

Приведем текст данной молитвы:

«Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

В этой молитве и благодарение Всевышнему за Его великие и спасительные Дары Тела и Крови Христовых, и просьба о том, чтобы Литургийная благодать Святого Духа, благодать Святой Евхаристии пребывали не только в стенах храма, но и на верующих по окончании богослужения, по выходе из него в будничной вседневной жизни.

Чтобы Бог Своим присутствием и помощью не оставлял верующего человека ни на мгновение, возгревая и вне храма – дома ли, на работе ли, в пути воспоминание о главном стержневом событии жизни как человека в отдельности, так и мира в целом – о святой Божественной литургии.

Отпусты
автор неизвестен
См. Отпусты .

᾿Ѹка́зъ, ка́кѡ подоба́етъ глаго́лати ᾿ѿпу́сты во Вла д ы́чни пра́здники, ᾿и Бог҃ома́тере, ᾿и во все́ лѣ́то.

Ве́домо же да бу́дет тебе́ о сем, иере́ю: егда́ отпу́ст глаго́леши дневны́й, или́ на пра́здник Богоро́дицы, да не и́маши глаго́лати в нем: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го и сла́внаго Ея́ Рожде́ства́, или́ Успе́ния, или́ Введе́ния, и ины́х пра́здников Ея́: или́ свя́та́го Иоа́нна Предте́чи рождества́, или́ Усекнове́ния, и про́чих святы́х па́мяти или́ преставле́ния их, или́ обре́тения, и пренесе́ния моще́й. Но си́це глаго́ли, а́ще пра́здник Богоро́дицы, Рождества́ Ея́ или́ Успе́ния, и про́чих:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Читайте так же:  Самая сильная молитва на Свете

А́ще же свя́та́го: Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х: и про́чее до конца́.

Поне́же не Рожде́ство́ Богоро́дицы, ниже́ Введе́ние, или́ Успе́ние Ея́, подвиза́ем к Бо́гу на моли́тву, но са́мую Пресвяту́ю Богоро́дицу: та́кожде, ни па́мяти, или́ преставле́ния святы́х приво́дим на моли́тву к Бо́гу, но саме́х их.

Глаго́лемии в вече́рню, во у́треню, и в Литурги́ю по чи́ну:

И́же в верте́пе роди́выйся, и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш: и про́чее до конца́.

И́же во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный:

И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный:

И́же во объя́тиих пра́веднаго Симео́на носи́тися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный:

И́же на горе́ Фаво́рстей Преобрази́выйся во Сла́ве, пред святы́ми свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный:

И́же на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный:

Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный:

И́же за превосходя́щую Бла́гость Путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же и до креста́ и погребе́ния Снизше́дый нам, Христо́с И́стинный:

И́же оплевания, и бие́ния, и зауше́ния, и крест, и смерть претерпе́вый за Спасе́ние ми́ра, Христо́с И́стинный:

И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди Спасе́ния страшныя стра́сти и Животворя́щий крест, и во́льное погребе́ние пло́тию изво́ливый, Христо́с И́стинный:

Христо́с Воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш:

И́же во Сла́ве Вознесы́йся от нас на Не́бо, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Христо́с И́стинный:

И́же в виде́нии о́гненных язык с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха, на святы́я своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный:

И́же от О́тчих и Бо́же́ственных Недр истощи́вый Себе́, и с Небесе́ на зе́млю соше́дый, и на́ше все восприе́мый естество́, и обожи́вый е, по сих же на Небеса́ па́ки возше́дый, и одесну́ю седы́й Бо́га и Отца́, Боже́ственнаго же и Свята́го, и Единосу́щнаго, и Единоси́льнаго, и Единосла́внаго, и Соприсносу́щнаго Ду́ха низпосла́вый на святы́я своя ученики́ и апо́столы, и Сим просвети́вый у́бо их, и те́ми же всю вселе́нную, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя и Пренепоро́чныя Святы́я Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных, прехва́льных богопропове́дников и духоно́сных апо́столов, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

По обы́чаю Святы́я восто́чныя Це́ркве:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: [и свята́го, его́же есть храм, и свята́го, его́же есть день:] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая, я́коже вы́ше пи́сано.

Во свя́те́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени, приглаша́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́а, Златоу́стаго, и Васи́лиа Вели́каго.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, предста́тельствы честны́х Небе́сных Сил Безпло́тных: святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, [и святы́х храма, и дне:] и святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и Всехва́льных Апо́стол, и́же во святы́х отца́ на́шего Никола́я архиепи́скопа, Мир Лики́йских чудотво́рца: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол: и про́чая.

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, святы́х сла́вных и Добропобе́дных му́чеников, Преподо́бных и Богоно́сных оте́ц на́ших, [и свята́го хра́ма и дне,] святы́х пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и Всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

А во всю седми́цу на святе́й Литурги́и быва́ют отпу́сты, я́коже предписа́ся, на вече́рни и на у́трени по днех: то́чию прилага́ется и свята́го и́мя, его́же есть литурги́а, си́це:

и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепискпа Константи́ня гра́да, Златоу́стаго [или́ Вели́каго Васи́лиа, или́ Григо́риа Двоесло́ва.]

а в повече́рии, и в полу́нощнице, и в часе́х, ма́лый отпу́ст быва́ет во всей седми́це, си́це:

Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

То́чию в неде́лю на полу́нощнице и в часе́х прилага́ется в нача́ле: Воскресы́й из ме́ртвых:

Видео (кликните для воспроизведения).

В пято́к ве́чера, и в суббо́ту на у́трени, и на Литурги́и, не подоба́ет возглаша́ти на отпу́сте: Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́: зане́ в той день Кресту́ слу́жбы никаки́я несть. В кото́рый бо день воспомина́ние и слу́жба Честна́го Креста́ быва́ет, тогда́ и пост есть: я́коже в среде́ и в пятце́, и в Воздви́жение Честна́го Креста́, подо́бне и в неде́лю во отпу́сте, Креста́ не воспомина́ется, зане́ не по́стный день есть: си́це держи́т чин и обы́чай Свята́я восто́чная Це́рковь, во всех патриархи́ах, и святы́х оби́телех, и повсю́ду. Ве́домо бу́ди и о сем: я́ко иде́же есть храм Спа́са Христа́, Рождество́, или́ Богоявле́ние, или́ Вознесе́ние, и про́чая, в седми́чном отпу́сте не возглаша́ются никогда́ пра́здничныя отпу́сты, то́чию возглаша́ется пра́здничный отпу́ст в день пра́здника, и до отда́ния, а во весь год то́кмо: Христо́с И́стинный Бог наш: и про́чая по дню [1] [2] .

Что значит в молитве отпуст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here