Дом отца моего наречется домом молитвы

Подробное и точное описание: Дом отца моего наречется домом молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Очень часто изгнание Господом торгующих из ветхозаветного храма понимается как обличение тех, кто делает храм источником дохода. Свят. Феофан Затворник в своем толковании говорит, что слова Христа можно отнести ко всем нам:
“«Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матфея 21:13). Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого, что пребывание в храме отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием пред лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай!”

on Среда, 10 июля 2019. Posted in obshchaya

Без посещения богослужений, без церковных таинств немыслима жизнь христианина. Храм это сакральное место пребывание Святого Духа. Из церкви, по слову евангельскому, можно выйти или «оправданным, или осужденным».

«Многие скорби посылаются разговаривающим в храме» , говорил преподобный Амвросий Оптинский.

Скорби – естественное следствие греха, как цирроз у алкоголика. Посылаемые нам скорби это не гнев Божий по отношению ко грешащему человеку – Бог есть Любовь и только Любовь. Скорби свидетельствуют о том, что в нашей духовной жизни что-то неблагополучно. Скорби – это свидетельство того, что мы ещё духовно живы, призыв задуматься о том, что происходит в духовной жизни. Скорби понуждают покаяться, то есть изменить свою жизнь. Скорби – это милость Божия, это наша духовная чувствительность.

Оптинский старец преподобный Амвросий славился необыкновенной добротой и лаской ко всем приходившим к нему за духовным советом. Но, когда это было необходимо преподобный старец умел быть взыскательным, строгим и требовательным. Поэтому у любящего батюшки есть грозное высказывание, которое часто любят размещать в притворах православных храмов: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Безусловно, святой имел в виду разговоры во время богослужения.

Типичная картина: перед тем как причастить пришедших в храм мирян в алтаре причащаются священнослужители, и в литургии как бы наступает пауза. На клиросе в это время обычно читают правило перед причастием. А прихожане. это время даже давно воцерковлённые православные считают как бы специально отведённым для того, чтобы пообщаться с друзьями, которых не видели с прошлой воскресной литургии, обменяться новостями.

А ведь в это время горит свеча на солее, Христос уже не престоле.

Во время причастия, буквально подходя к столику с запивкой, уже начинают болтать между собой. А те, кто не принимает Таинство Причастия в этот день, продолжают свои важные разговоры. После проповеди священник благословляет читать благодарственные молитвы, но их подчас невозможно услышать за поднимающимся галдежом. «Дом Мой домом молитвы наречется…»(Мф. 21:13).

Мы приходим в храм для участия в литургии, в совместной молитве. «Душа молитвы – внимание», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов («Аскетические опыты. О молитве» 8-2_13). Поэтому согрешают те, кто во время богослужения отвлекаются от молитвы разговорами, хождением.

Можно добавить, что каждый из нас готовясь к исповеди, читал о том, что разговоры, хождение во время богослужения и даже вроде бы вполне «законные» действия во время богослужения (приложиться к иконам, если вы не сделали этого до службы, поставить свечи или попросить кого-то поставить ваши свечи) тоже являются грехом и требуют покаяния.

Богослужение – это общая молитва, а молитва требует внимания и сосредоточенности. Кстати, в одном из многочисленных сборников «Православные чудеса в ХХ веке» есть история о том, как одна женщина во время чтения Евангелия приложилась к иконе святителя Николая Чудотворца, а святитель из иконы сказал ей, что он молится, а она ему мешает.

Даже в промежутках между службами и вообще в здании церкви без особой нужды не следует допускать никаких громких переговоров, никаких рассказов о новостях и тому подобное.

Здесь всем тем, которые пришли молиться, следует или молиться, или в ожидании начала богослужения хранить тихое молчание, по примеру той тишины, какая всегда бывает на небе.

Нельзя во время самой службы вести себя неблагоговейно, например, переходить с места на место, смеяться, громко кашлять, шептаться и вести посторонние и праздные разговоры — это вина тяжкая.

По сути дела, это значит вести как бы свою службу, когда идет служба Божия; оказывать очевидное неуважение к богослужебному чтению, пению и священнодействиям.

Помните! «Страшно сие место! это не иное что, как дом Божий…» (Быт. 28,17).

и продающым голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

«Возмите сия отсюду: не творите дому Отца Моего дому купленаго». Повелевает как Владыка, руководствует к должному как Учитель и наказанием раскрывает преступления, уважением к этому не дозволяя оскорблять Наказывающего. Должно обратить внимание на то, что опять называет Бога Своим Отцем в исключительном смысле, как единственный по природе и истинно рожденный из Него. Если бы это было не так и Слово есть действительно сын вместе с нами как один из нас, то есть по усыновлению и только по желанию Отца; то чего же ради Он одному только Себе присвояет общее и всем принадлежащее достоинство, говоря так: «не делайте дом Отца Моего (домом торговли)», а не – дом Отца нашего? Ведь так бы следовало, кажется, сказать, если бы Он признавал и Себя одним из тех сынов (Божиих), кои суть таковы не по природе (а по благодати). Поскольку же Слово признает Себя не одним из сынов по благодати, но Сыном из сущности Бога и Отца, то полагает Себя вне других, называя Бога Своим Отцем. Призванным к сыновству и имеющим это достоинство по благодати приличествует взывать в молитвах: «Отче наш иже еси на небесех» (Мф. 6:9), а Тому, Кто есть Единый и Единственный от Единого Единородный (Сын), подобает называть Бога Своим Отцом.

Но, кроме вышеприведенного толкования, к этому повествованию можно применить и другое умозрение.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

На разумный твой вопрос необходимо дать ответ. Ибо сказано: глаголет во уши послушающим (Сир.25:12); и: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11:15). Не творите дому Отца Моего дому купли, — сказал Господь продающим голубей, подразумевая иереев, торгующих дарами Святого Духа (потому что в виде голубя явился Божественный Дух), и посмеваясь над продавцами Божественного. А сказанное: возмите сия отсюду, значит, что не нужно более кровей, бескровное дарую отпущение грехопадений, с сего времени хочу, чтобы умилостивляем был единый Дух. Закон плотский исполнен, да возобладает закон Духа, и да будет положено начало спасению.

Письма. Книга I.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

Научись из этого глубоко почитать каждый храм Божий: он – дом Божий. Какая ревность по доме Божием у Спасителя! Ученики Христовы не могли не припомнить при этом одного места из псалма, относящегося к Нему: ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68,10). Часто Спаситель выражал Свою ревность к достоянию Отца Своего Небесного. Например, Он сказал Матери Своей и Иосифу, искавшим Его: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2,49).

Читайте так же:  Значение слово молитва

Дневник. Том II. 1857-1858.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

И продающим голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго

Домом торговли делают дом Божий и торгуют в нем голубями и те, которые продают священные должности, так как голубь служит образом благодати Святого Духа, явившегося в виде голубя. Они же оказываются богопродажными, продавая из-за постыдной корысти то, что принадлежит Богу. Слова: возмите сия отсюду указывают на отмену и оставление законного служения. Не только делом, но и словами Иисус Христос показывает, что Он не противник Божий. Конечно, Он назвал Бога Отцом по естеству, но иудеи подумали, что Он назвал по усыновлению, и потому не возмутились при этих словах; мало того, они даже не были раздражены и Его поступком, так как сама совесть обличала их и свидетельствовала, что Иисус Христос справедливо так поступил и сказал. Дом купленаго, вместо: дом торговли. В вышеупомянутой главе (13 ст.) Евангелия от Матфея говорится, что Иисус Христос сказал: вертеп разбойником; там же мы заметили, что Свою ревность и смелость против торгующих в храме Иисус Христос показал дважды, в начале евангельской проповеди и в конце: то, что произошло в начале описал Иоанн, а что в конце – Матфей.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

Более мягко Христос отнесся к продавцам голубей, повелев им убрать клетки с птицами (ταῦτα – «сие», а не ταύτας – «сих» или голубей). Этих продавцов Он удостоил и разъяснения, почему Он выступил на защиту храма. Он сказал им: «дома Отца Моего не делайте домом торговли». Христос считает Себя обязанным вступиться за честь дома Своего Отца, очевидно, потому, что считает только Себя истинным Сыном Божиим, Сыном единственным, Kоторый и может распоряжаться в доме Отца.

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Беседы на Евангелие от Матфея.

Как же он делается вертепом разбойников? Когда мы допустим войти и поселиться в душах юношей низким и грубым пожеланиям и всякому распутству. Такие помыслы свирепее разбойников, отнимая у детей свободу, делая их рабами безумных страстей, поражая их со всех сторон и нанося душе их множество ран. Поэтому каждодневно будем заботиться об этом и, пользуясь словом, как бичом, будем изгонять все такие страсти из их души, чтобы дети были в состоянии вместе с нами принять участие в высшей жизни и совершить всякое в ней служение. Не видите ли, как живущие в городах, лишь отнимут детей своих от груди, тотчас заставляют их носить масличные ветви, делают их судьями состязаний, начальниками этих состязаний и хоров? Так будем делать и мы: с раннего возраста будем вводить их в жизнь небесную, потому что эта земная жизнь требует только трат, а пользы никакой не приносит.

Пять слов об Анне. Слово третье.

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Но и теперь есть такие, которые, приходя в священную церковь, однако не восходят, но, правильнее будет сказать, — понижают представляющую небо Церковь; это — те, которые приходят в храм ради встречи и разговоров друг с другом, и товары выставляют и заказывают: ибо они — подобны друг другу; потому что, одни — товары, а другие слова выставляя, обмениваются друг с другом (одни — словами, другие — товарами); и как одних, некогда Господь решительно изгнал из оного храма, говоря им: «Храм Мой, храм молитвы наречется: вы же сотвористе его вертеп разбойником», — так и других Он отверг сим выражением, показывая, что это — не восходящие в церковь, хотя бы и ежедневно приходили.

Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.

и глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

и глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником

И глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется

Вы же сотвористе и вертеп разбойником

Разбойниками назвал торговавших в нем, потому что они были, подобно разбойникам, любостяжательны или потому что продаваемое бралось из хищений и обманов. И Иеремия написал: еда вертеп разбойником есть дом Мой… (Иер. 7:11).

Толкование на Евангелие от Матфея.

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

(Мк. 11:17; Лк. 19:46). Выражения в приведенной цитате, взятой из Ис. 56:7 и Иер. 7:11, у всех синоптиков разные. Из Ис. 56:7 заимствована здесь только последняя часть стиха, которая в еврейском представляет весьма незначительную разницу от LXX, и притом только по расстановке слов. Евр (букв.): “ибо дом Мой, дом молитвы будет назван для всех народов” LXX: “ибо Мой дом будет домом молитвы назван для всех народов.” Цитаты из Исаии у Матфея и Марка буквально сходны с LXX; но у Луки сильное различие как от LXX, так и еврейского. У Матфея цитата из Исаии не полна: он пропускает слова “для всех народов,” как и Лука, а Марк эти слова добавляет. Пропуск у Матфея и Луки очень интересен в том отношении, что они выпустили эти слова, может быть, не случайно, а потому, что им казалось неверной фактически мысль, что храм был домом молитвы “для всех народов” или, что почти одно и то же, “для язычников.” Марк же здесь будто бы переступил границы и “завел цитацию слишком далеко.”

Толковая Библия.

и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

21.12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

21.13. и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

21.14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

21.17. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

21.18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

21.19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

21.20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

(Мф. 21, 12–14, 17–20)

В греческом тексте Нового Завета есть два слова «ναός» [наос] и «ιερόν» [иерон], которые переводятся как «храм», и в обоих случаях это правильный перевод, но значения данных слов существенно различаются между собой. Словом «наос» обозначается небольшое здание, которое включало Святое и Святое Святых, в которые мог входить лишь первосвященник, да и то лишь в день очищения. Но сам этот храм был окружен огромным пространством, на котором были расположены последовательно множество дворов – именно они и обозначаются словом «иерон».

Читайте так же:  Молитва на самооценку

Святое и Святое Святых окружал двор священников, в который могли войти только священники и где находились: большой жертвенник всесожжения, жертвенник для курения, семисвечник, стол для хлебов предложения и большой медный умывальник.

Перед двором священников располагался двор израильтян, в который входили через Никаноровы ворота – большие бронзовые ворота, которые открывали и закрывали двадцать мужчин. В этом дворе собирался народ для храмовых служб. Его предварял двор женщин, в который вели Красные ворота, через которые мог пройти каждый израильтянин. Самым первым храмовым двором был двор язычников, в который мог войти каждый, но дальше которого язычникам запрещалось проходить под страхом смертной казни.

Именно здесь, во дворе язычников, и произошло описанное евангелистом Матфеем событие изгнания Иисусом Христом продающих и покупающих. Этот двор всегда был полон народа, там всегда кипела деятельность, но в дни пасхи он особенно заполнялся паломниками. Не только иудеи, но и язычники в эти дни стремились посетить величественный храм, чтобы воочию увидеть всю его красоту.

Здесь же во дворе язычников меняли деньги для уплаты храмового налога в полшекеля. Налог мог быть уплачен только иудейской монетой из серебра высокого качества. Порченые монеты, монеты с обрезанными краями или из языческих стран не принимались, а потому меновщики обменивали неподходящие деньги на требуемые монеты.

Тут же предлагали и жертвенных животных. Иудею, жившему на большом расстоянии от храма, было затруднительно доставить животное в Иерусалим. И для удобства паломников непорочных животных продавали прямо в храме, а точнее, во дворе язычников.

Этот двор был единственным местом в храме, куда могли войти язычники. Не все они приходили только посмотреть. Были и те, которые приходили помолиться и почтить Бога. Но в этом крике продажи и торговли, среди воркования голубей и блеяния овец, молиться было невозможно. Люди, искавшие присутствия Божьего, были лишены этого, находясь в доме Божьем.

Именно поэтому Спаситель выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 12–13).

Как пишет преподобный Иустин (Попович): «Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертеп разбойников».

Глубоко символично было и то, что Господь сделал со смоковницей. Подойдя к ней в надежде подкрепиться плодами, Спаситель не нашел на ней фруктов. Его приговор стал кардинальным: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 19). Это действие стало прообразом судьбы Иерусалимского храма, не приносящего плодов молитвы.

Александр Павлович Лопухин, рассуждая о чуде, замечает, что «на смоковнице не было даже и незрелых плодов, а были только листья. Это показывает, что состояние дерева было уже само по себе ненормально, что ему угрожала гибель, и, вероятно, в тот же год. Подобные обстоятельства известны всем садоводам. Больные и обреченные на гибель плодовые деревья не приносят обыкновенно плодов, хотя и бывают покрыты листьями».

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, открывает нам, насколько важно человеку для подлинной, здоровой духовной жизни принимать участие в храмовой совместной молитве. Но наиболее важным является состояние самого человека, приходящего в храм. Если мы спешим к Богу только ради корысти, желания получить выгоду для себя, не отдавая ничего взамен, не принося плодов веры, – мы уподобляемся бесплодной смоковнице, умирающей и засыхающей.

Но если мы не размениваемся на суету, не запираем благодать Святого Духа в клетку своего бездействия, а опрокидываем со Христом греховные скамьи, на которых мы привыкли почивать, позволяя Спасителю действовать в храме нашей души, то Он сможет исцелить в нас и хромату веры, и слепоту надежды, дабы мы твердо и ясно шли прямым путем в Царство Божие.

Нам показано, чем завершается торжественный Вход Господень в Иерусалим. «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью». Он осмотрел все, но ничего не сказал. Он оставил все как есть на эту ночь, намереваясь со следующего утра приступить к необходимым переменам. Мы должны знать, что Бог видит все зло, которое есть в мире, хотя терпит его до времени.

Когда Господь осматривал все вокруг в Храме, Он был подобен военачальнику, оценивающему силы противника и собственные возможности перед решающим сражением. Он отправился в Вифанию для уединенной молитвы, в присутствие Отчее. И это есть заповедь Его нам — если мы решаемся вступить в битву с человеческим злом и с самим диаволом, мы должны изо дня в день предстоять пред Богом. Мы видим здесь также двенадцать, неотступно следующих за своим Господом. Обыкновенно обращают внимание на то, что в самый трудный час ученики оставили Христа. Но мы должны увидеть и другое. Для них совершенно ясно, какой ужас надвигается на Господа. Они не могут вместить, что это значит, но продолжают стоять рядом с Ним из последних сил.

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Господь никогда не употреблял Свою Божественную силу для Себя. Он не обратил камни в хлеб, чтобы удовлетворить Свой голод. Он не пользовался Своим преимуществом, чтобы избавиться от Своих врагов. А здесь Он прибегает к Своей чудесной силе, чтобы поразить дерево, у которого не было плода, когда Он был голоден. Что это значит? Более того, в Евангелии сказано, что время плодов еще не наступило. Можно ли сокрушать дерево за то, что оно не могло дать? Это было бы неразумно и несправедливо.

Но Господь восхотел дать пример не деревьям, а людям рода сего, и потому проклял смоковницу. Он сказал ей: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Святые отцы говорят, что это была притча в действии. Это было пророческое, символическое действие. Накануне Господь осмотрел испытующим взглядом то, что происходило в Храме. Он обнаружил, что святое место не приносит плодов, которые можно было от него ожидать. Далее мы увидим, как Он выведет на белый свет происходящее в Храме.

«Господь взалкал». О каком голоде идет речь? В Священном Писании смоковница, как и виноградник, — символ Израиля. Бог избрал этот народ для спасения мира. Но в течение многих веков Израиль отвечал неверностью ожиданиям Бога. И вот Господь показывает, что голод Божий становится нестерпимым. Подобно тому, как это делали пророки, Он обнажает бесплодие народа Божия. Его проклятие бесплодной смоковницы возвещает Божественный суд над Храмом с его бесполезным служением. Внезапно мы становимся свидетелями гнева Божия. «И слышали то ученики Его». Грозные предупреждения Господа: «горе вам» — должны быть услышаны нами и хранимы в памяти — так же, как Его благословения. Мы являемся свидетелями гнева Божия против «мерзости запустения на месте святе», гнева Божия против вымогательства и обмана под прикрытием религии. Люди потеряли чувство присутствия Бога в доме Божием, и занимаются коммерциализацией святыни Господней.

Господь очищает Храм от торговцев, которые заполняли его и от тех, кто делал его домом торговли. Он пришел в Иерусалим и сразу же направился в Храм, и начал очищать его от того непотребства, которое Он увидел в нем за день до этого. Он пришел не для того, чтобы разрушить Храм, как Его обвиняли клеветники, но очистить его. Он «начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Никто не противился Ему, потому что всем было очевидно, что здесь действует высшая правда, и совесть тех, кто видел свои деньги рассыпанными по земле, обличала их. Господь уверяет всех, ревнующих о святости и чистоте, что решительные действия против осквернителей жизни порой могут быть неожиданно успешными. «И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Честь, подобающая Храму, требовала не превращать двор язычников в проезжую дорогу, в уличный переход.

Читайте так же:  Молитва покрова ПреСвятой Богородицы на русском языке

В этом же самом Храме была стена, переход через которую для язычников означал смерть. Гнев Божий вызван и той исключительностью, которой иудеи наделяли себя, в то время как Бог послал Сына Своего Единородного на смерть, ибо так возлюбил Он не иудеев, но мир. «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» Ради этого существует Храм. После того, как Господь изгнал из него волов и голубей, продающихся для жертвоприношения, Он восстановил истинное предназначение Храма — как дома молитвы.

Храм должен существовать для всех народов, а не для одного только иудейского народа, ибо всякий, кто призовет Имя Господне, спасется. Когда в начале Своего служения Христос изгонял покупающих и продающих из Храма, Он сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16). А теперь Он обвиняет их в том, что они сделали его вертепом разбойников. Зло не стоит на месте. Те, чьи мысли заняты земными попечениями во время богослужения, превращают дом молитвы в дом торговли. А те, кто лицемерно долго молится, чтобы «поедать домы вдов», превращают его в вертеп разбойников.

Учители Закона и первосвященники чрезвычайно уязвлялись этими словами Господа. Они ненавидели Его и боялись Его — как бы Он после этого не опрокинул их столы и не изгнал их из Храма. Они видели, что весь народ удивлялся учению Его, и все, что Он говорил, было откровением и Законом для простых людей. И что можно еще от Него ожидать при такой всеобщей поддержке? Потому они искали не того, как помириться с Ним, а как убить Его. Они не остановятся ни перед чем ради сохранения своей власти и своего величия.

И мы слышим беседу Господа со Своими учениками у засохшей смоковницы. Господь сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!», но действие слова Господня было таково, что дерево засохло до корня. Если оно не приносит плодов, пусть не будет у него и листьев, обманывающих людей. Ученики потрясены. Петр, вспомнив слова Господа, говорит: «Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». Они не могут понять, как быстро это произошло. Но где отвержение Христа, там отвержение Христом, и там зеленеющая цветущая жизнь становится мертвой. Засохшая до корня смоковница — образ Храма, от которого Мессия не ждет уже ничего.

Единственный прекрасный плод этого засохшего дерева — напоминание о том, как страшна лицемерная вера и безверие. «Имейте веру Божию», — говорит Господь о живой вере, двигающей горами. Речь идет о всемогуществе Божием. Смоковница, Храм, гора — никакие преграды не могут противостоять истинной вере. Самые великие трудности будут преодолены теми, кто верою и любовью приобщается силе и власти Бога.
Протоиерей Александр Шаргунов

Видео (кликните для воспроизведения).

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 11, ст. 11 — 23.

11. И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13. и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16. и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22. Иисус, отвечая, говорит им:

23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

(Мк. 11, 11–23)

В сегодняшнем евангельском чтении речь идет о двух событиях из жизни нашего Спасителя: проклятии смоковницы и изгнании из Иерусалимского храма менял и продавцов жертвенных животных.

Евангелист Марк рассказывает, что проходя дорогою из Вифании в Иерусалим, Господь взалкал и, увидев смоковницу, пожелал вкусить от нее плодов, но ничего не нашел на ней, хотя она и была покрыта листьями, и сказал: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! (Мк. 11, 14). Смоковница подверглась проклятию за то, что она своим видом обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья обычно являются после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было.

Стоит заметить, что событие это происходит в контексте очищения Иерусалимского храма от денежных менял и торгующих голубями и прочими жертвенными животными. Храм был исполнен красоты и благолепия, но они терялись за внутренним бесчестием наполняющих его людей.

Проявляя ревность о чистоте храма, Господь начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь (Мк. 11, 15–16). Храм – это дом молитвы, предназначенный для общения с Богом. А покупатели и продавцы превратили его в вертеп разбойников своими сделками, которые заключали там, мешая молиться входящим в Храм.

Преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертеп разбойников. В переносном смысле: душа – это обиталище Бога, если она дом молитвы, если она молитвенная, то она желает жить с Богом и в Боге. Но душа превращается в вертеп разбойников, если она не молится: ее окрадывают и разграбляют, ее делают больной страсти как разбойники».

Выходя же из Иерусалима ученики чрезвычайно поразились, когда увидели, что смоковница, которую проклял Спаситель, засохла до корня . Святитель Феофан Затворник отмечает: «Смоковница, покрытая листьями, была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет».

Читайте так же:  Молитвы чтобы дети были послушными

Смоковница – символ израильского народа, которому Бог посылал обильные плоды благодати через пророков. Но под внешними нормами и правилами израильский народ не сохранил эти плоды. А время нового урожая еще не настало, ведь новые плоды благодати появятся лишь после сошествия Святого Духа на апостолов, когда миру откроется вся полнота Божественной любви.

Эти слова, дорогие братья и сестры, звучат сегодня и для нас. Если мы, имея в себе внутреннюю благодатную Божественную силу, не приносим добродетельные плоды, то мы лишаемся ее и становимся сухими ветками, которые легко может охватить огонь страстей. И наоборот, если мы поддерживаем и сохраняем в себе Божественную благодать, то всегда будем являть миру плоды Божественных дарований. Помогай нам в этом Господь!

Вот имя Отца и Сына и Святаго Духа. — Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)

Уже наступали последние дни, когда Христу надлежало идти в Иерусалим. Гневный народ, который ропщет на Христа, и сейчас возобновляет на Него гнев и ненависть. Между собой взывают: «Он принимает простых грешников и с ними ест», — так характеризуют книжники и фарисеи общение Христа с народом.

Фарисеи на протяжении тысячи лет, из поколения в поколение дошли до того, что стали считать, что чернь народная не спасется, человек не может сам за себя быть ходатаем и исправляться. Дошло до того, что они считали себя чистым, особым народом, и это благословение передается только им, — из поколения в поколение.

Тогда Христос обращается к фарисеям, — к тем, которые ропщут на Него: «Скажите, когда вы имеете сто овец, и вдруг одна из них заблудилась, разве каждый из вас не оставит девяносто девять и разве не пойдет искать одну? И когда ее обретет, то возлагает себе на плечи и несет в стадо, и на сердце его бывает великая радость. Когда же он придет в свой дом, то он позовет товарищей и гостей и скажет: «Я долгое время искал потерянную овцу, и вот, я нашел ее. Приходите в мой дом и разделите со мной радость».

«Так бывает на небе, — говорит Христос. — И Ангелы радуются, если заблудшая овца вдруг нашлась. Радуются больше о ней, нежели о тех девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии и очищении».

Народ задумался, размышляя над теми словами, которые только что услышали от Иисуса Христа. И тогда Христос говорит им следующее. Притчу о блудном сыне.

Блудный сын подошел и сказал: «отец! отдай мне принадлежащую мне часть твоего имения». Отец смиренно и молча дал ему то, что ему надлежит.

Некоторое время живя с отцом, он собрал то, что получил от отца, а может быть, ту часть, которая ему досталась, он продал, и на вырученные деньги ушел из отцовского дома. Ушел совершенно в другую страну, — подальше от своего родителя, он желал так жить. По прошествии некоторого времени, живя распутно, он пришел в полную нищету. В это время в этой стране наступает голод; и тогда рад был бы блудный сын покушать чего-либо, но у него уже не было никаких материальных средств, никаких возможностей, — прошло то время, когда он мог позволять себе непристойное поведение и разные яства, но увы, грех всегда порождает грех. Другого пути и быть не могло. Человек, отошедший от лучезарной заповеди, делает беззакония. А беззакония и грехи порождают не только вред нашей душе, но и погибель.

И так помышляет в себе сын блудный, встречая человека, который посылает его на села своя, то есть «на поля свои», дабы он пас там свиней.

Это дело, работа пасти свиней, считалась у иудеев самой омерзительной, потому что по закону Моисея свинья это скверное животное, и кто ее выращивает, либо пасет, — самый низкий и падший человек.

И вот, опустившись до такого состояния, блудный сын мечтает поесть вместе со свиньями хотя бы желудей — то, чем кормят свиней, но и этого ему не дают. Наконец, он осознаёт всё свое падение: он вспоминает, как жил у отца, как его слуги достойно питались отборным хлебом, ни в чём не зная нужды, а он лишился всего.

Размышляя в себе, он говорит: «Я приду в дом отца моего и скажу: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Притча эта не только рассказывает нам о том времени. Поставьте себя на место блудного сына. Сколько времени Отец наш Небесный ждет нашего возвращения! Ибо Он создал мир для того, чтобы мы были со Христом, жили в вечности, — но иногда человек, пораженный слабостью, лишает себя общения с Отцом Небесным. Он имеет пристрастия к земным, к временным благам, — и забывает о сыновстве, забывает о своем Отце. Но Отец не забывает нас. Потому-то Он и ставит церковь. «Ибо дом Мой дом молитвы наречется».

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

По Своей любви Он дает каждому из нас возможность вернуться в дом Отца своего. И на протяжении этого земного, короткого времени, Он ожидает нас, раскрывает Свою любовь над каждым человеком.

Когда же блудный сын помыслил в себе такое покаяние, он собрался и пошел в дом отца своего. И уже издалече увидел его отец, поспешил ему навстречу. Простил всё: предательство, обман, или наглость (когда он затребовал от отца часть своего имения). Когда же повстречались, то сын сказал: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число работников».

Услышав такие слова, отец приказывает слугам: «принесите первую одежду и оденьте его, на палец дайте ему кольцо и на ноги обувь», ведь сын пришел оборванный, нищий, — и не просто евангелист говорит «без обуви». Без обуви ходили рабы, — у рабов не было обуви.

Отец одевает сына во все одежды, и даже одевает ему на ноги обувь, тем самым показывая, что он принимает его не как раба, но принимает как сына. Приказывает слугам своим, чтобы выбрали тельца упитанного, лучшего, чтобы закололи и приготовили обед. «Потому что сын мой был мертв и восстал, был потерян и нашелся». И началось ликование и радость в доме отца.

Тем временем приходит старший сын; слышит пение, музыку, спрашивает у отроков (по Евангелию «отроки» значит «слуги»): «что происходит в доме отца моего?» И тогда ему говорят: «брат твой пришел. Тот, который, думали, что умер, а он ожил, которого отец потерял, а он нашелся». И обиделся старший. И даже не пожелал войти в дом отца своего. И тогда отец идет ему навстречу. Отец идет к нему навстречу! И говорит: «Сын, радость у нас». И тогда сын говорит: «Какая может быть радость? Он с любодейцами прогулял всё твое имение, он прожил блудно; я тебе служу верой и правдой, но ты никогда не дозволил мне с моими друзьями козлёнка съесть; а этому лучшего тельца упитанного». И тогда отец говорит: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, но тебе нужно вместе со мной радоваться, потому что брат твой был мертвый, и восстал, брат твой был потерян и нашелся». Аминь.

Читайте так же:  Эль мория молитвы

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу:

4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

В завершении Божественной литургии настоятель обратился к собравшимся со словами:

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение на предстоящую неделю и на вас призываю, чтобы помощь Господня была со всеми нами.

Сегодня вечерня 16:00 с чтением Акафиста, на неделе служба будет — в понедельник вечерня 16:00, и 08:00 во вторник начало Божественной литургии. Затем в пятницу 09:00 молебен водосвятный с чтением Акафиста Божией Матери, в пятницу вечерня 16:00, и в субботу 08:00 начало Божественной литургии.

Прошу обратить внимание на то, что в субботу будет Вселенская заупокойная родительская суббота, — особый день, когда в Церкви поминаются все от века почившие православные христиане. Это тот день, когда Церковь молится за наших умерших. Поэтому заупокойная служба будет начинаться с пятницы: в пятницу вечерня, — панихидный стол, особая молитва, особая заупокойная ектения на каноне во время богослужения, и затем, как я уже сказал, в субботу литургия с заупокойной ектенией, — прошения, и панихида. Затем в субботу вечерня 16:00, в воскресение 08:00 начало Божественной литургии.

Благодарю всех вас за то, что вижу свое имя на записках, которые вы подаете в алтарь. Благодарю вас, — это крайне мне необходимо, особенно сейчас, когда искушения нападают на меня и на мою семью. Я прошу вас, если вы будете молиться за меня, мне будет гораздо легче спасаться и легче бороться с искусителем рода человеческого, с диаволом, поэтому всех вас благодарю, кто пишет мое имя, всех вас благодарю, мне легче молиться и легче служить. А кто еще это не делает, то, пожалуйста, вспомните обо мне, это крайне мне необходимо сейчас.

Сегодня мы освятили икону Пресвятой Богородицы. Эта икона написана на Афоне, — на греческом Афоне, — написана греческими монахами. Мы знаем, что женщины на Афоне никогда не бывают и никогда не будут. Эта икона пришла с Афона, и вы все можете к ней приложиться. А в дополнение мы сделали киот, — киот, который собран из каштана особого рода, который сушится 7 или 8 месяцев, то есть такому дереву нужна особая подготовка. И конечно же, обрамили красивой резьбой с двух- и трехцветным золотом. Эта икона должна простоять сотни лет. Сегодня вы можете к ней приложиться, к открытой иконе, — мы раскрыли киот. На иконе имя афонского иконописца, который даже расписался на ней. Эта икона будет стоять в алтаре на иконостасе с обратной стороны. Вряд ли когда-то еще такое будет, что она будет сниматься и вам даваться в целование, поэтому сегодня все можете и вознести молитвы и приложиться к этой иконе.

Это особый образ Богородицы, особая икона! Богомладенец обращает наше внимание к Матери, к Ее пречистым устам: «Слушайте Мать, слушайте, что Она говорит, Она Ходатаица за всех вас. Внимайте, потому что матерняя молитва, вы же знаете, со дна морского вынимает, молитва матери и от смерти избавляет. А тут Богородица, Мать Бога, возносит за вас молитву!» Ведь Афон как образовался? Именно тогда, когда икону обрели на Афоне, там-то и монах первый заселился, а теперь это Святая Гора, потому что там денно и нощно всегда льется молитва нашему Господу. Это святое место — Удел Богородицы.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

Дом отца моего наречется домом молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here