Душа молитвы внимание

Подробное и точное описание: Душа молитвы внимание - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Научно-теоретический материал.
Перейти на страницу.

Статьи и доклады.


Оглавление статей.

Хостинг и поддержку домена canto.ru осуществляет сервер Россия Православная .

Администрирование, зеркализацию, веб-дизайн и другую техническую поддержку осуществляет С Е К Т О Р Р И Т Д О , ТАМБОВЦНИТ.

Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума.

Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин, рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище.

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! – Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: «Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9). Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием.

Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние – сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело. если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели». Аминь.

Современная жизнь полна стресса, он преследует человека на работе, дома, на дороге или в общественных местах. Проблемы с начальством, ссоры с супругом, проблемы с детьми, теракты, катастрофы и природные катаклизмы — все это заставляет человека испытывать постоянный стресс и нервничать. Многие переживают многочисленные панические атаки, кто-то впадает в депрессию. Христиане понимают, как бороться с этим — прибегать к помощи Господа и молиться Ему.

Человек имеет крайне суетную натуру. Если хорошо подумать и вспомнить последние моменты безусловного счастья и покоя, то окажется, что они были достаточно давно и вообще случаются нечасто. Даже отпуск не дает гарантии полноценного отдыха от работы, а тем более не освобождает от семейных проблем. Список дел человека бесконечен, его мозг постоянно занят теми или иными проблемами, что в итоге приводит к переутомлению, стрессу и депрессии.

Однако христиане должны понимать, что все мирское — это суета, ведь через какие-то 10-15 лет дети вырастут и будут жить своей жизнью, проблемный проект на работе закончится, машина починиться и жизнь будет немного спокойнее. Осознать временность и незначительность всех трудностей помогают и проблемы со здоровьем — серьезное заболевание дает понять, что никакие проблемы на работе или ссоры с вредным соседом не могут сравниться с проблемами сердечными и ничто по сравнению с раковыми или другими заболеваниями. Осознание суетности и временности мирских трудностей помогает относиться к ним спокойно, не принимая близко к сердцу.

Важно! Человек, который заботится о состоянии своей души знает, что как только его сердце захватывает тоска или уныние, начинается стресс — это сигнал о его отходе от Бога. Это состояние опасное и может привести к серьезным проблемам.

Как успокоить мятежную душу? Есть несколько советов:

  1. Исповедаться — спокойное общение со священником поможет переосмыслить и понять, почему много суеты в жизни и как это исправить.
  2. Начать соблюдать пост — 3-4 дня следует ограничить себя в еде и развлечениях, уделить внимание чтению Писания и трудов отцов церкви. Это поможет сфокусировать взгляд на духовном, а не на душевном.
  3. Причастится — единение с Церковью положительно влияет на мятежный дух и заставляет задуматься о вечном.
  4. Посещать чаще богослужения — спокойная атмосфера храма, песнопения и проповедь поможет вновь обратиться к Господу и получить успокоение души.
  5. Регулярно молиться о духовном и душевном состоянии, прося Господа успокоить душу и сердце.

Читайте также статьи о других православных молитвах:

Но лучше всего просто не допускать погружения в постоянный стресс, регулярно посещая собрания, читая Библию и проводя время в молитвах.

Молитва призывает на помощь к человеку высшие небесные силы, это не только укрепляет веру, но и помогает успокоить нервы, восстановить покой в сердце. При этом иногда достаточно сказать пару слов и призвать Господа на помощь, без длинных ритуалов.

Прежде всего надо произносить молитву «Отче Наш» — это первая и самая главная молитва в жизни христианина, которая помогает восстановить покой в сердце:

Отче Наш, Сущий на небесах. Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Второй самой распространенной молитвой считается «Богородице Дево радуйся». Матерь Божья является ходатаем за всех людей перед Иисусом Христом и поэтому надо обязательно читать обращение к ней:

Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Мария, Господь с Тобой: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Аминь.

Если в жизни случился некоторый отрезок, полный трудностей и проблем, то каждый день вместе с прочими молитвами утреннего правила надо читать молитву Оптинских старцев на каждый день:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

В качестве покаянных слов можно прочесть обращение к Иоанну Предтечи, признав свою греховность и прося о помощи святого:

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Каждый день можно произносить обращение к своему Ангелу-Хранителю, прося его о помощи. Обращаться к нему можно даже несколько раз в день — когда особенно трудно выдерживать ритм жизни и трудности одолевают:

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Ещё интересные статьи о православии:

Эти тексты были созданы людьми, которые также нуждались в Божьей помощи и ходатайстве святых, которые также страдали от суеты и стрессов этого мира. Необходимо понимать, что все тяготы они уже были, как пишет Екклесиаст «И это не ново под солнцем», поэтому не следует переживать, надо взять себя в руки и обратится за помощью к Небесам.

Читать молитвы можно утром перед рабочим днем, не забывая при этом благодарить Небеса вечером. Важно прося о помощи, делать это искренне и на добро.

  • Обращаясь за помощью к Господу надо делать это в тишине, желательно пребывая в одиночестве.
  • Молитву произносить можно тихим голосом, но если нет такой возможности — читать про себя.
  • Желательно зажечь свечу или лампаду в красном уголке, при этом надо выключить телевизор, радио и телефон.
  • Совершать молитву в тишине, вдумчиво и искренне.
  • После этого осенить себя крестным знамением и потушить свечу.

Совет! Если в течение дня человек ощущает тревожность и нервничает, его сердце наполнено унынием или тоской, можно повторить молитвы в любом тихом месте, на пару минут оставив все дела.

В молитве будьте постоянны, говорит святой апостол Павел. Почему нужно быть постоянным в молитве? Потому что молитва — это путь к Богу. Без молитвы невозможно приблизиться к Богу, невозможно общение с Богом, связь с Ним. Тот, кто не молится, далек от Бога, а значит, далек от спасения, ибо спасение как раз и заключается в соединении с Богом. «Бог есть единый источник всех истинных благ, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу — молитва. Измерение совершаемого пути — различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, — и удобно наследуешь спасение». Итак, чтобы быть с Богом, чтобы спастись, нужно научиться молиться правильно. Что же означает — молиться правильно?

Во-первых, это означает молиться со вниманием. Внимание есть душа молитвы. Без внимания молитва мертва, как тело без души. Святые отцы учат, что, когда мы молимся, мы должны заключать ум в слова молитвы — чтобы он понимал то, что произносят уста. Ум человека имеет сильную склонность рассеиваться и по природе похож на бродягу, скитающегося по улицам, распутьям и подворотням мира сего. Поэтому мысли наши во время молитвы часто отвлекаются, перескакивают с одного предмета на другой, бывают заняты чем угодно, только не молитвой. Задача состоит в том, чтобы вернуть наш ум, этого бродягу, домой, то есть в себя, в свою душу, и заставить его заниматься тем, чем он должен в это время заниматься, — внимать словам молитвы. Требуется, чтобы из бродяги ум стал мудрым и рачительным хозяином в доме человеческой души.

Для достижения этой цели необходимо постоянное внимание, многие усилия и труды. Если человек над этим трудится, то молитва его мало-помалу становится внимательной, то есть ум начинает участвовать в молитве, заключаясь в ее слова. А по мере того, как начинает участвовать ум, начинает в ней участвовать и сердце человека. И это есть признак молитвенного роста и начало качественно иной ступени молитвы. Тогда исполняется следующее важное правило преподобного Никодима Святогорца: «Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все это и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва». Итак, первое правило состоит в том, чтобы научиться молиться внимательно.

Далее, непременным условием истинной молитвы является смирение молящегося. Без смирения общение с Богом невозможно. Преподобный Макарий Оптинский говорил, что хотя молитва и великое оружие, но без смирения это оружие не действует. К молитве нужно приступать с сознанием своего недостоинства перед Богом. «Как мрачный грешник предстанет лицу великого Бога своего? — пишет святитель Игнатий, — разве покрывшись с головы до ног одеянием покаяния. Без этой одежды ему, пораженному от главы до ног смрадной язвой греха, естественнее, праведнее быть во тьме, в огне ада, нежели пред всесвятым Богом… итак, будем удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас неба».

К молитве также следует приступать со страхом Божиим. Страх Божий — естественное состояние человека, предстоящего перед лицом бесконечного, непостижимого Бога. Господь непостижим и неисчерпаем, и сколько бы кто ни приближался к Нему, никогда невозможно до конца постичь Его. Даже высшие Ангельские силы, несмотря на близость к Богу, никогда не достигают Его вполне, но всегда в страхе и трепете предстоят перед неисчерпаемой тайной Божества. Бесконечная тайна Бога естественно рождает тот священный трепет, который в Библии и у святых отцов называется страхом Божиим. «Страшен Бог в великом сонме святых, — говорит царь и псалмопевец Давид, — страшен Он для всех окружающих Его», то есть для Херувимов и Серафимов. Итак, нужно приступать к Богу со смирением и страхом Божиим.

Следующее важное правило: если кто хочет, чтобы Богу была угодна его молитва, он должен не иметь ни на кого зла, простить всех своих обидчиков. Молитвы злопамятного не принимаются Богом. Быть злопамятным и молиться, говорит святой Исаак Сирский, значит сеять пшеницу в море и ждать жатвы. Чтобы молитва была услышана, непременно нужно не иметь в сердце злобы и неприязни ни к кому, даже к врагам. Авва Зенон дает следующий совет: «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот, когда станет на совершение ее, — прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его».

Итак, мы кратко рассмотрели, что означает молиться правильно. Однако одного умения правильно молиться еще недостаточно для стяжания истинной молитвы. Чтобы ее стяжать, требуется еще одно условие — постоянство. В молитве мы должны быть постоянными, — не ослабевать и не прекращать ее даже в тех случаях, когда молиться не хочется, или плохо получается, или мы не ощущаем от молитвы никакой пользы. Не напрасно сказано в Писании, что Бог дает молитву молящемуся, то есть тому, кто подъял молитвенный труд и несет его со всяким терпением и постоянством. Также и святые отцы говорят, что молитва есть дело, требующее от христианина понуждения в течение всей его жизни. Дар совершенной молитвы не в нашей власти, — дать его или нет, зависит только от Бога. В нашей же власти — постоянство и правильное совершение молитвы, — это наша часть дела. И если мы свою часть дела сделаем, то, без сомнения, Бог в свое время сделает Свою часть — даст нам совершенную молитву.

Постоянство и терпение в молитве необходимы еще и потому, что враг нашего спасения, диавол, очень не любит, когда мы молимся. Он знает, что молитва приносит великую пользу как самому молящемуся, так и другим людям — тем, о которых она совершается. Преподобный Серафим Саровский говорил: если будешь молиться за людей, много добра сделаешь им. И вот враг, зная это, всеми способами пытается отвратить нас от молитвы. Например, он рассеивает во время молитвы внимание, принося с этой целью в ум молящегося разные мысли, иногда очень правильные и интересные, так что человек начинает обращать на них внимание и в результате теряет молитву. Или он напоминает о каких-то якобы важных делах, которые нам срочно нужно сделать, — чтобы мы поколебались, начали волноваться и оторвались от молитвы. Или же нас начинают беспокоить наши домашние, или кто-нибудь позвонит по телефону, или враг просто нагоняет сонливость, так что человек начинает засыпать стоя и в итоге бывает вынужден прекратить молитву.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нет ничего удивительного в том, что молитва требует от нас терпения и постоянства. Ведь всякое доброе дело всегда делается не легко и не быстро, но с трудом и напряжением сил. Если молитва приносит людям много добра, то, конечно, и трудов для ее совершения нужно затратить много. Это на первый взгляд только кажется, что молиться легко — ну что там, читай да читай себе, это ведь не землю пахать и не мешки таскать. Однако ошибаются те, кто так говорит. Настоящая молитва — это всегда напряженный труд. «Молиться за людей — кровь проливать», — говорил преподобный Силуан Афонский. То есть истинно молиться так же нелегко, как нелегко проливать кровь.

Следует сказать еще и вот о чем. Нередко в молитве мы что-то просим у Бога, но Он нас слушает далеко не сразу или вообще не слушает. Почему так происходит? Причины могут быть разные. Часто Бог не слушает нас просто потому, что нам не полезно то, чего мы просим. Бог есть небесный Отец и поступает здесь так же, как обычные земные родители. Дети ведь без конца что-нибудь выпрашивают у своих родителей, однако те далеко не всегда исполняют их просьбы, потому что далеко не всегда это полезно детям. Например, маленький сын просит, чтобы отец купил ему акваланг, однако тот не исполняет его просьбу, так как видит, что сын к этому еще не готов и на воде с ним может что-нибудь случиться. Точно так же поступает и Господь — не дает нам того, чего просим, если видит, что это может нам повредить.

А иногда бывает и так: мы просим как будто бы и полезного, но Бог все равно нас не слушает, ибо видит некоторые другие причины, по которым исполнение наших прошений может принести нам вред. Одной из самых частых таких причин является наличие в человеке гордости или предрасположенности к ней. Например, кто-то молится об избавлении от какой-нибудь страсти — зависти, раздражительности, неприязни, жадности и тому подобного. В этом случае Господь и хотел бы исполнить нашу просьбу, однако не исполняет ее, потому что гордому человеку это непременно принесет вред. Гордость есть самая тонкая и опасная страсть человеческой души, и если Бог видит, что исполнение наших прошений способствует развитию этой смертельной болезни, то Он не слушает нас. Ведь из двух зол выбирают меньшее, и часто оказывается, что человеку лучше подвергнуться различным, пусть и скверным грехам, чем, подобно бесам, сорваться в бездну сатанинской гордыни.

Об этом много сказали и написали святые отцы. Вот слова старца Паисия Афонского: «Человек может желать духовного преуспеяния, может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твердо знать, это должно хорошо отложиться у нас в голове, что, как бы мы ни трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся».

То же самое говорит преподобный Анатолий Оптинский: «Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога, — хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся». Итак, если в нас есть гордость, Бог не слушает наших молитв.

Еще Господь не слушает нас в тех случаях, когда это не согласно с непостижимыми путями Его Промысла. В таких случаях Бог не слушает даже и молитвы великих святых. «В противность определению Божию, — говорит святитель Игнатий, — просил великий Моисей Боговидец, чтобы даровано ему было войти в землю Обетованную, и не был услышан; молился святой Давид, усиливая молитву постом, пеплом и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его; но не был услышан. И ты, когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по недоведомым причинам оставил твое прошение неисполненным».

Не следует также забывать, что молитва сама по себе имеет великую ценность, независимо от того, слушает Бог наши прошения или нет. Ценность молитвы — в приближении к Богу, предстоянии перед Ним, общении с Ним — разве может что-нибудь сравниться с этим? Ведь общение с Богом или, лучше сказать, Сам Господь — бесконечно выше каких бы то ни было земных благ, которые мы бы думали от Него получить. И кстати, часто еще и по этой причине Господь не исполняет наших прошений. Ибо, как говорит святитель Игнатий, «милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтобы он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее». Человек, например, молится, чтобы Господь избавил его от какой-нибудь внутренней или внешней проблемы, но Господь видит, что если человек от нее избавится, то перестанет молиться, как молился раньше, и потому не дает избавления. Или дает не сразу, а по прошествии времени, иногда продолжительного.

Молитвенное делание имеет много ступеней, на которые восходит молящийся по мере духовного роста. Ступени эти сильно отличаются друг от друга. На первой ступени человек просто произносит слова молитвы, стараясь сосредоточить на них внимание. Многие думают, что этого достаточно, что это и есть молитва. Однако святые отцы учат нас, что это не так. Например, святитель Феофан Затворник говорит об Иисусовой молитве, что внимательное произнесение ее слов не есть еще сама молитва, но только средство, приводящее к ней, как бы первая ступень, откуда начинается путь к молитве. Если человек пойдет по этому пути, то со временем, взойдя на качественно другую ступень, он придет и к самой молитве. Но и эта ступень — не последняя, есть и другие ступени, выше ее. Есть, например, состояние молитвенного созерцания, когда человеку открываются неизреченные тайны Божии. «Иное дело — молитвенное услаждение, — говорит святой Исаак Сирский, — а иное — молитвенное созерцание. Последнее в такой мере выше первого, в какой совершенный человек выше несовершенного отрока». А преподобный Варсонофий Оптинский говорит об Иисусовой молитве, что на высших ступенях она достигает такой силы, что может даже горы переставлять.

Итак, подведем краткий итог всему сказанному. Молитва — это путь человека к Богу, и она имеет много ступеней, которыми этот путь измеряется. Мы, христиане, призваны к восхождению на ступени истинной совершенной молитвы. Святые отцы называют молитву матерью всех добродетелей и учат нас молиться правильно и постоянно. Преподобный Феолипт Филадельфийский говорит о молитве следующее: «Если во всяком труде твоем будешь иметь неотлучную матерь всего доброго — молитву, то она не воздремлет, пока не покажет тебе брачного чертога и не введет внутрь». Потрудимся же, братия и сестры, в молитвенном делании, приложим усилия к тому, чтобы молиться правильно, понудим себя молиться постоянно, понесем все эти труды с терпением, чтобы и нам в свое время войти в небесный брачный чертог, в грядущее Царство Христа. Аминь.

В современном мире темп жизни настолько увеличился по сравнению даже с повседневностью 50-летней давности, что стрессы стали такой же неотъемлемой частью бытия, как загрязненный воздух и пластик. Стрессы оказывают колоссальное воздействие на наш организм и в первую очередь на нервную систему. Поэтому способы, помогающие успокоить душу и сердце, гармонизировать психологическое состояние, привести в равновесие мысли и чувства, всегда в большой цене.

У православного человека есть очень мощное средство для успокоения нервов – это молитвы. Ведь любая молитва – это своего рода медитация, обращение к себе, внутрь, отвлечение от мирской суеты и разговор со Всевышним. Каждое слово, даже звук в молитве не случайны и воздействуют на душу, психику и тело верующего самым благополучным образом. Недаром это доказано даже в экспериментах с водой, кристаллы которой после прочтения молитв становились ровными и гармоничными.

Всегда очень действенными молитвами в любых жизненных ситуациях – в том числе и для обретения душевного равновесия и спокойствия — являются «Отче наш», «Псалом 90», а также «Молитва Оптинских старцев на начало дня».

Скажем несколько слов о последней молитве. Все мы знаем, что то, как сложится день, зависит во многом от его начала. «Встал не с той ноги» — поговорка именно об этом. Поэтому, если в жизни наступил период духовного смятения и сильного стресса, то каждое утро можно начинать с молитвы Оптинских старцев. Так можно гармонизировать свое состояние, перестать нервничать и провести весь последующий день легче. Молитва Оптинских старцев составлена на современном русском языке и во многом понятна молящемуся.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Тем не менее, из всего обилия православных молитв есть несколько, которые можно и нужно читать именно для успокоения души и нервов.

В первую очередь, это православная молитва «Богородице Дево». Уникальной особенностью этой древней и очень сильной молитвы является то, что ее текст почти полностью заимствован из Библии – из первой главы Евангелия от Луки. Читать ее можно несколько раз в день, ограничений нет, сколько просит душа, столько и читайте. К примеру, священнослужители читают ее 150 раз. Воздействие этого священного текста очень сильное, приносящее большую духовную пользу.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

Для обретения душевного равновесия и спокойствия можно обращаться через молитвы к святым. В первую очередь, это относится к Матроне Московской. Чудотворная сила этой святой признана всей йерархией Русской православной церкви, к ее мощам приезжают паломники из разных концов света, а чудеса, связанные с ее именем, случаются по сей день. Успокоительная молитва Матроне Московской звучит так:

Блаженная Старица, Матрона Московская. Огради меня от нервной вражды, защити меня от тяжкой нужды. Пусть душа моя от дум не болит, а Господь за все огрехи простит. Помоги мне успокоить невроз, пусть не будет плача горестных слез. Аминь.

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Обратиться за помощью в успокоении нервов и сердца можно к своему ангелу хранителю, приставленному Господом к каждому христианину при крещении и призванному оберегать человека от всякого ненастья и зла.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Вот нам говорят — молись. А все ли мы знаем следующую простую вещь: нужно знать, как надо молиться? Знаем ли мы, что молитвой можно нанести себе огромный вред? Повредить свою душу настолько, что отвратить себя от Бога и прервать всякое общение с Ним?

Твёрдо запомни, что на молитве запрещено искать каких бы то ни было благодатных состояний. Молись так:

  • внимательно, заключив свой ум в слова молитвы, потому что нельзя молиться, не слушая того, что произносишь;
  • с благоговением и страхом, потому что ты обращаешься к Богу и предстоишь перед Ним;
  • с сокрушением сердечным, — иначе о чем же тогда молить!, нельзя молиться, не переживая в себе того, о чем молишь;
  • а чтобы все это у тебя получилось — молись неспешно .

Представь, что к тебе на вокзале подошел человек, и, равнодушно глядя мимо тебя, быстро-быстро скороговоркой несколько раз повторил: «УкралиденьгидокументынеосталосьнаобратныйбилетпомогитекточемможетХристаради» И требовательно протянул к тебе руку, ожидая денег, уверенный, что отказа не будет и ему должны сотворить милость. Что ты подумаешь о таком человеке? Ленивый наглый лицедей? Каково было бы к нему твое отношение?
А ведь к Богу мы не стесняемся обращаться подобным образом. Существует даже кощунственный, безобразный термин «вычитать молитвы». Это какому же богу такое надо? Что, Господу наши слова нужны? «Дай мне сердце свое, сыне» — говорит Он, а мы чем хотим отделаться? Словами. Да еще побыстрей-побыстрей, чтобы скорее вернуться к своим делам, с ощущением, однако, что мы исполнили положенное, и мы молодцы. Вычитали по-быстрому, и дело в шляпе, и спасение в кармане.

Понимай, что на молитве ты предстоишь Самому Богу. Лично, один на Один, ты и Он. Ты обращаешься к Творцу всяческих, виновнику всякого бытия, создавшему все вокруг и к своему Создателю. Пошедшему за тебя на смерть и теперь терпящему твою неблагодарность, твое зло, распутство и надругательство, но не оставившего тебя, хотя ты оставил Его. Вот к Кому ты обращаешься. При этом категорически и безисключительно запрещено воображать себе на молитве ангелов, святых, Божью Матерь, Бога. Молясь, просто знай, что Бог — есть, но не пытайся себе Его представить. Ум на молитве должен быть б е з в и д е н — это абсолютное правило. Икона просто напоминает тебе о Боге, Матери Божией и святых Его и ангелах. Попытки такого воображения приводят к прелести. Твоя задача — обратиться ко Господу и принести Ему свое сердце, а не возбуждать в себе нервно-психическое расстройство. А то так и стигматы недолго заработать — подобно тому, как в гипнотическом трансе гипнотизер прикладывает к руке карандаш, внушая, что это зажженая сигарета, и ожог действительно возникает. Не занимайся самовнушением, не загони себя в измененное состояние сознания, блюди свой ум и сохрани на молитве его ясность, а не отрывайся от действительности и не витай в облаках. Ты, вот здесь и сейчас — пред Богом.

Не жди от молитвы ничего особенного, не ищи на молитве каких-то особенных состояний или ощущений — это было бы широким шагом к прелести. Если во время молитвы тебе померещится какой-то свет или тепло, или чье-то присутствие, отринь это от себя, сосредоточься на словах молитвы, взывая к Господу о помиловании. Не Святой Дух тебя посетил, не дорос ты еще. Когда дорастешь? Преподобный Серафим Саровский на воздухе молился, — вот это и пусть будет для тебя критерием.

Поначалу ты будешь молиться чужими словами. Зачем, спрашивается, чужими, своих слов что ли нет? В том-то все и дело, что и вправду нет. Да и откуда им бы взяться? Наши православные молитвы — это переданный нам святыми отцами из глубины веков вопль, выражающий их духовное состояние. Не зная, не испытывая этого состояния, откуда ты возмешь слова? Сначала пойми, какие переживания, какой духовный опыт породил предлагаемые тебе молитвы. Для этого молись из сердца, так, как будто это твои собственные слова. А потом, через год, а может и через пять, опытно познав и пережив, что такое есть сокрушение сердечное, к тебе придут слова твои собственные — но не как слова именно, а как выражение своего, а незаемного теперь покаяния.

Обрати особое внимание и придерживайся неукоснительно (!) следующего правила: молитва должна быть неспешной. Да и как можно спешить, имея пред собою настолько великие задачи? Это уже не молитва получится, а так, выражаясь модным околохристианским словечком, — молитвословие одно. То есть болтание языком, виляние рукой и кивание пред святыми иконами. Был случай, один древний инок увидел у себя в келье перед иконами беса. Коренастого, приземистого, отвратительного, с огромной безобразной головой как горшок. Бес быстро-быстро, с очень большой скоростью, бормотал слова псалмов. «Да неужто ты молишься?» — поразился инок. «Нет,» — был ответ, — «я надругаюсь над молитвой,» — сказал бес и исчез.

Если можешь, ничего не проси у Бога, никаких благ земных. Как мы обычно молимся? Мол, Господи, дай мне то, дай сё, дай вот это и вот это. Коротко говоря, Господи, дай мне блага. Сам Ты мне не нужен, мне нужны блага, которые Ты можешь дать. Вот и дай, а Сам отойди, отойди пока. потом как-нибудь.
Все, что потребно для твоей молитвы, заключено в молитвослове для мирянина, и ничего сверх того не надобно. Единственное исключение — просить для других. Вот это можно. А особенно — просить за умерших: родных, близких, друзей, благодетелей, — это будет твоей реальной помощью усопшим, которые сейчас беспомощны. Только не увлекайся и не воображай себя молитвенником за весь мир. Немногие святые могли себе такое позволить, позаботься сначала о своей душе. Не уподобляйся сапожнику без сапог или блудному проповеднику нравственности, кто ты такой, чтобы просить за весь мир? Количественное соотношение тех и других молитв ты найдешь во все том же православном молитвослове для мирян.

Еще один жизненно важный момент.
Мы ведь как хотим получить какой бы то ни было результат? Да очень просто, в идеале — без утруждения себя. С молитвой это не пройдет. Чтобы молитва была действенной, утруждай себя жизнью по заповедям. Никакого прока не будет, если молитва не будет сопровождаться постом. Постом в широком смысле, то есть воздержанием от гнева, страсти, лени, вовровства, лукавства, зависти, а не только воздержанием от пищи. Пост — это не диета.
Помимо этого, человек — это не одна его душа, человек состоит в том числе и из тела тоже. Поэтому не надо молиться, лежа на подушках (исключение — болезнь). Молись стоя. Лучше перед святыми образами. Не бойся лишний раз поклониться или встать на колени. Стой не в развязной позе, а по стойке смирно, как подобает стоять пред Царем всего. Молитвы покуривая не получится. Отцы говорили так: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва — без души» (святой Исаак Сирский). Молитва, которая не соединена с утруждением души, оказывается бессильной. Мало того. Молитва, которая не соединена с утруждением тела, оказывается бесплодной.
Молитва без утруждения души и тела — бессильна и бесплодна.

А всегда, когда можешь. Минимально — по правилу преп. Серафима Саровского. Утром, в обед и вечером по три раза «Отче наш. » и «Богородице, Дево, радуйся. «, и один раз Символ Веры. А в перерывах между этим Иисусову молитву, сколько сможешь. Практикой православной жизни установлены утренние и вечерние молитвы, их ты найдешь в православном молитвослове. Но в любом случае посоветуйся со священником.

Берегись! Берегись повторять Иисусову молитву бездумно, автоматически, как мелодию шлягера, чтобы не приучить себя к словам, не раздумывая над ними, подобно тому, как иные приучили себя к нецензурной брани.

«Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние».
«Но если в тебе кроется ожидание благодати, — остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть. Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в самом ожидании благодати. От ложных понятий являются ложные ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов».

А как ты к Богу обращаться собираешься? Ты ведь собираешься к Нему обращаться? Что-то сказать Ему, покаяться перед Ним, в чем-то уверить, поблагодарить в конце-концов? Все это — молитва. Самое слово религия означает «связь», а именно, связь с Богом. Не будет молитвы — не будет религии, не будет связи с Богом. Не будет молитвы — не будет отношений с Богом. Не будет молитвы — не будет самой жизни как таковой, ибо молитва есть ее сосредоточие, поскольку Бог и есть жизнь. Жизнь в прямом смысле, а не в каком-то там переносном. Бог есть и называется природой всех вещей, — твоей природой, природой твоей жизни.

Только не думай, что ты теперь знаешь о молитве все. Ты не знаешь ее самой. Сейчас ты получил рациональное представление о молитве, не более (но и не менее). Вот представь себе, что речь идет о посещении Эрмитажа, в котором ты никогда не был. Безумно, изучив план Эрмитажа и расписание поездов на Ст.-Петербург, говорить, что ты теперь знаешь что такое Эрмитаж. Напротив, твое знание является знанием об Эрмитаже , а не собственно знанием самого Эрмитажа. Очевидно, что существенно, опытно — ты так ничего не увидел и не узнал. Впрочем, другие-то об этом не знают! — и ты сможешь, подобно автору этой статьи, при случае блеснуть эрудицией, перечисляя залы, экспозиции и даже сможешь посоветовать, как удобнее до Эрмитажа добраться.

Душа молитвы внимание
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Как избавиться от Свекрови молитва