Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» |
Евфимий Сянжемский, Вологодский (+1465), преподобный.
Родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Подвизался на реке Сянжеме в конце XV — начале XVI в. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский (+ 1439), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.
Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418-1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.
Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.
Его преемником по игуменству стал его любимый ученик — преподобный Харитон Сянжемский.
Сказание о явлении его мощей написано в XVI веке Вологодским епископом Иоасафом, известным агиографом своего времени.
Прпп. Евфимий и Харитон, игумены Сянжемские
Изображение большего формата:
[Жития] [ Иконы ] [Молитвы] [Храмы] [ Святыни ]
Житие Александра Куштского и Евфимия Сянжемского
комую нам по Житию Александра Куштского фразу: «И тако поживе
преподобный лЪта доволна» (С. 309).
Рассказ о кончине Евфимия Сянжемского, выделенный в самосто
ятельную главу, вполне традиционен: святой, предчувствуя свою кон
чину, обращается к братии с наставлениями, дает им последнее цело
вание и благословение. Вслед за этим в тексте помещен плач учеников
о Евфимии и рассказ о его погребении. И как полагается такого рода
текстам, повествование о Евфимии заканчивается похвалой святому:
агиограф обращается к нему с молением о заступничестве, с просьбой
даровать здравие и благоденствие императрице, наследнику и его суп
руге. Казалось бы, на этом Житие должно завершиться: «Днесь нынЪ
с вЪрою приходящихъ, со страхомъ и любовию припадающихъ ко свя
тому твоему гробу многоцЬлебныхъ мощей твоих и образъ подобия
твоего любезно цЪлующе, того молитвами, Христе Боже, помилуй и
спаси насъ» (С. 311). Однако агиограф вспоминает вдруг об Алексан
дре Куштском: «Мы же на предлежащее возвратимся. Преподобный
Александръ Кушский Богу моляся в пустыни, юже предаде ему пре
подобный отецъ нашъ Евфимий, по Божию строению, постави крестъ,
иже ношаше с собою, и преклонь колЪни, моляся Богу. И оттолЪ рас-
пространися пустыня на Куште. Преставися преподобный отецъ Алек
сандръ Кужский в л’Ьто 6947-е, в день неделный, въ 1 часъ дни, месяца
иуния въ9 день» (С. 311). Очевидно, что агиографу преподобный Алек
сандр совершенно не интересен и не важен. Ему он нужен только для
того, чтобы начать рассказ о Евфимии. История пострижения Алек
сандра, так автором Жития Александра и Евфимия распространенная
и драматизованная, заменяет собой недостающий материал о жизни
Евфимия до его встречи с преподобным Александром, так как «о рож
дении и воспитании преподобнаго отца нашего Евфимиа, и коего гра
да, и какова роду, и о пострижении его, в коемъ монастыре, и в коемъ
году преставися, о семъ неизвестно» (С. 311).
Во всем этом чувствуется автор XVIII в. С одной стороны, он легко
додумывает, досочиняет, составляет или восстанавливает за счет тра
диционных сцен и этикетных формул рассказ о жизни Евфимия в Сян-
жемской пустыни. С другой стороны, он ищет факты и документаль
ные подтверждения, доказательства и потому так цепляется за Житие
Александра Куштского, хотя рассказ об Александре разрушает порой
композиционную цельность создаваемого им Жития. Таким образом,
работая над этим Житием, он то выступает как средневековый агио
граф, то вдруг становится рационалистом-исследователем. В этом от
Житие Александра Куштского и Евфимия Сянжемского
точную страну от езера два поприща, на pent, зовома Кушта. Округъ
же того мЪста блата, и дебри, и непроходимая мЪста. Ту 6Ъ преподоб
ный Евфимий созда келлейцу малу и в ней труждаяся, работая Богу,
постомъ, и молитвами, и зЪлнымъ воздержаниемъ изнуряя гЬло свое,
и мало покоя приимаше от труда.
Прииде же преподобный Александръ ко преподобному Евфимию.
ВидЬвъ же его, преподобный Евфимий радостенъ быв и приялъ его,
яко от Бога послана, якоже рещи, оба едину / Д .
ховною любовию подвизающеся. И возлюби преподобный отецъ нашъ
Александръ мЪсто на устроение пустынное, и исповЪда помышление
преподобному Евфимию яко: «Хощу Богу работати на мЪсгЬ семь».
И сие преподобный Евфимий слышавъ, радостенъ бывъ. По времени
же мал’Ь о духовней ползЪ бесЪдоваста доволнЪ и поучахуся другъ от
друга, имЪяху же между собою любовь велию о ХристЬ. ВидЬвъ же
преподобный Евфимий преподобнаго Александра, яко дЬлатель есть
Христовыхъ заповедей, и даде / /
ему келлию, юже самъ созда
своима рукама, и благослови его животворящимъ крестомъ на свое
м’Ьсто, и самъ благословение получивъ от преподобнаго Александра,
и миръ другъ другу отдаста, и цЬловаста другъ друга о ХристЬ, и про
щение получиста. И отъиде преподобный отецъ нашъ Евфимий на рЪку
Сямжему, еже преподобный Александръ зача мЪсто, и вселися в сию
пустыню, и возлюби мЬсто сие.
По семъ же преподобный отецъ нашъ Евфимий на молитву обра-
тився, глаголя: «Господи, Творче /
небесе и земли, Владыко Все
держителю, услыши молитву раба Своего и укрЪпи мя на м’Ьст’Ь сем».
И по молитв’Ь начатъ созидати къ прежней келлейце, юже преподоб
ный Александръ созда, вторую келлейцу, близь тоя, на собрание бра
тии, хотящимъ с нимъ жителствовати. По нЪколицЪхъ же временЪхъ
воздвиже церковь во имя Пресвятыя славныя Владычицы нашея Бо
городицы и ПриснодЬвыи Марии, честнаго ея Покрова, древяную, ве
лию и прекрасну, и украси ю иконами и книгами чюдн’Ь, идЬже пЪния
молитвы безпрестани возсылати Господу Богу и Пречистой
Его Богоматери, и потребныя монастырския службы по семъ строя-
ще. Таже преподобный Евфимий плоть свою изнуряя постомъ и мо
литвами, купно же и ручнымъ дЪломъ, труды ко трудомъ прилагаше,
овогда убо на сияние и на саждение снЪдей землю копаше, иногда же
древеса на устроение монастырское готовляше. Мнозии же отвсюду
прихождаху к преподобному благословения ради и молитвы, и еже
слышати от него душеспасителная словеса, /
и сожителствовати с нимъ, понеже по многимъ странамъ пройде ела-
Святые подвижники и обители Русского Севера
ва о немъ доброд%телнаго ради жития его. Онъ же всЪхъ с радостию
приимаше и поучаше ихъ от Божественнаго Писания, еваггельскихъ,
и апостолскихъ, и святыхъ отецъ преданий, и творити заповеди Гос
подни, и хранити чистоту душевную и телесную, и имЪти любовь другъ
ВидЬвше же демони всячески поругаеми себе от преподобнаго Ев
фимиа и от приходящихъ к нему сожителствовати / /
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
ющихся с нимъ о Господ^, пакости ему многи наношаху, всякими сво
ими злоковарственными козньми и лаяниемъ, смущениемъ и коварство
всякое велйе творяху. Онъ же помышляше в себе: потреба терпение
и молитва. Демони же видевше свою погибель, тии спяти быша и па-
доша. Рабъ же Святыя Троицы, преподобный Евфимий вооружився
на враги благодатию Христовою, день и нощъ пребывая присно во
псалмехъ, и пениихъ, и песнехъ духовныхъ, глаголя в сердцы своемъ:
«Упова душа моя на Господа,
и бысть мне помощникъ». И по
том множашеся братия, и пустыня распространися молитвами препо
добнаго отца нашего Евфимиа.
По семъ же преподобный отецъ нашъ Евфимий наивящия добро
детели восходитъ, и начатъ на болший подвигъ простиратися, и тру
ды ко трудомъ прилагати, овогда в поварне на братию снеди варяше,
иногда в пекарнё хлебы печаше, и воду на рамехъ своихъ ношаше, и
дрова сечаше, и вся службы монастыря того обхождаше, и трудолюб-
молитвами, и бдениемъ, алканиемъ
и жаждею изнуряя, послушание же и покорение имея ко всей братии,
волю же свою до конца от себе отлагая, и страхомъ Божиимъ ограж-
денъ бывъ, упражняяся от всякаго лукаваго деяния, ошаяваяся гор
дости, богатеяся смиренномудриемъ, и безпрестани бе ему во устехъ,
паче меда и сота услаждающи, божественная словеса, во дни и в нощи
почитая в келлии своей Божественная Писания, и псалмы Давыдовы
поя, и по молитве своей и по чтении книжномъ божественных
словесъ внимаше блаженный и жития святыхъ отецъ, и сия словеса
во уме своемъ держа, и желаше ихъ исполните пред Богомъ. Слезы
же от очию своею безпрестани точаше, воспоминая смертный часъ, и
праведнаго суда ожидая, и воздаяния грешнымъ противу делъ, и тако
напаяшеся слезами, яко древо, насажденное при исходищихъ водъ.
Якоже рече пророкъ: «Еже плодъ свой дастъ во время свое, и листъ
его не отпадетъ». Даяше убо и сей Богови плодъ преподобный Евфи
мий, на всяко время в добродетелех / Л
таго пения со благоговениемъ въ церковь вхождаше, со страхомъ и
трепетомъ, яко предлицемъ Божиимъ предстояще. Братиамъ же всемъ
Прп. Евфимий был вологодским уроженцем и начало своей иноческой жизни полагал в Спасо-Каменном монастыре, на Кубенском озере. В отшельничестве же он подвизался в 2 верстах оттуда, на берегу реки Кушты, где водрузил крест, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Когда же к нему пришел с берегов реки Сянжемки прп. Александр Куштский (память его 9 июня), то они обменялись пустынями. Прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий, подарив ему свой крест, удалился на реку Сянжемку.
Туда пришел к нему прп. Харитон (+ 9 апр. 1509) и другие ученики, и он основал монастырь во имя Вознесения Христова, упраздненный в 1764 г.
В 1470 г. он скончался, оставив во главе монастыря прп. Харитона. Святые мощи его почивают под спудом в церкви бывшего монастыря. К лику святых прп. Евфимий был причислен между 1549 и 1721 гг.

• Спасо-Каменный монастырь основан в середине XIII в, во времена вел. князя московского Ивана Калиты.
• Из монастыря вышло много подвижников, положивших начало новым иноческим обителям.
• Монастырь находился в Кадниковском уезде, после упразднения обители мощи преподобного почивали в приходской Вознесенской церкви Евфимиева погоста. Ныне это место в Скокольском р-не Вологодской обл. (Вологодская епархия) ;
Преподобный Евфимий и его ученик преподобный Харитон подвизались на реке Сянжеме в конце XV – начале XVI в. Преподобный Евфимий пришел в Спасокаменный монастырь из Волоколамских пределов. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский († 1439; память 9 июня), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.
Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418–1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.
Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.
Его преемником по игуменству стал его любимый ученик – преподобный Харитон. Более 40 лет он продолжал труды в обители и скончался в глубокой старости 11 апреля 1509 года. Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.
Тропарь Евфимию и Харитону Сянжемским
Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.
Точная дата кончины преподобного Евфимия неизвестна; вероятно, она последовала в начале второй половины XV века, но не позднее 1465 года. Предчувствуя завершение земной жизни, преподобный Евфимий передал управление монастырем преподобному Харитону, который был достойным преемником своего учителя и друга. Более 40 лет игуменствовал преподобный Харитон в Вознесенском монастыре на Сянжеме.
Преставился он глубоким старцем 11 апреля 1509 года. В 1764 году Вознесенский монастырь был упразднен, а соборный храм преобразован в приходской. В нем и погребены под спудом мощи святых. Слово о явлении мощей принадлежит епископу Вологодскому Иосафу. В «Иконописном подлиннике» дано описании ликов святых: «Преподобные отцы наши Евфимий и Харитон игумены, иже на Сяйжене (Сянжеме) Вологодские чудотворцы. Евфимий подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобнические, схима на плечах. Харитон подобием надсед изчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобнические и схима на плечах».
Copyright © 2010-2019.
Все права защищены.
Преподобный Евфимий первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыне близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келлию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда.
Через несколько времени пришел к нему инок Александр (прп. Александр Куштский, память 9/22 июня), постриженник Спасо-Каменного монастыря, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Преподобному Александру понравилось место жительства Евфимия, как совершенно безмолвное, и он стал просить его уступить ему свою келлию, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий охотно согласился поменяться с преподобным Александром местом подвигов. Прощаясь, преподобный Евфимий оставил Александру в благословение свой крест, пошел на Сянжему и поселился там в келлии преподобного Александра. Сюда пришел к нему Харитон, чтобы разделить с ним иноческие подвиги. Были и другие, желавшие поселиться с Евфимием и Харитоном. А так как поблизости не было храма Божия и окрестные жители в нем нуждались, то Евфимий решился построить церковь во имя Вознесения Господня, при ней устроить монастырь и вскоре исполнил это. До глубокой старости трудился преподобный Евфимий над устроением своей обители и, только предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему († 11 апреля 1509 г.).
Блаженная кончина преподобного Евфимия последовала около 1470 года. Мощи его почивают под спудом в приходской Вознесенской Евфимиевской церкви Кадниковского уезда, оставшейся на месте упраздненного монастыря. Местное празднование преподобному Евфимию началось, точно неизвестно когда, после 1549 года и до учреждения Святейшего Синода.
В день Покрова Божией Матери в Храме Архистратига Божия Михаила в селе Новленском впервые совершена Божественная Литугия
В день Покрова Божией Матери настоятель храма Архистратига Божия Михаила в селе Новленском иерей Александр Скородумов по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита ИГНАТИЯ совершил первую Литургию в строящемся храме.
Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников посетили Новленское
Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников вместе с активом прихода осмотрели строящуюся двухэтажную каменную церковь Архангела Михаила, в которой предусмотренно даже обустроить баптистерий для крещения взрослых полным погружением.В храме все поднимаемые жителями деревни вопросы касались хозяйственной части строящегося храма.Обсуждение волнующих прихожан и жителей деревни вопросов продолжилось за общей братской трапезой.
Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Некоторое время он жил в уединенной келлии на реке Кубенке, а затем уступил место преподобному Александру Куштскому и перешел на Сянжему, где основал Вознесенский монастырь и стал его игуменом.
Преставился преподобный около 1465 года, поставив своим преемником ученика своего, преподобного Харитона (память 28 сентября). Сказание о явлении его мощей написано в XVI веке Вологодским епископом Иоасафом, известным агиографом своего времени.
Преподобный Евфимий первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыне близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келлию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда.
Через несколько времени пришел к нему инок Александр (прп. Александр Куштский, память 9/22 июня), постриженник Спасо-Каменного монастыря, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Преподобному Александру понравилось место жительства Евфимия, как совершенно безмолвное, и он стал просить его уступить ему свою келлию, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий охотно согласился поменяться с преподобным Александром местом подвигов. Прощаясь, преподобный Евфимий оставил Александру в благословение свой крест, пошел на Сянжему и поселился там в келлии преподобного Александра. Сюда пришел к нему Харитон, чтобы разделить с ним иноческие подвиги. Были и другие, желавшие поселиться с Евфимием и Харитоном. А так как поблизости не было храма Божия и окрестные жители в нем нуждались, то Евфимий решился построить церковь во имя Вознесения Господня, при ней устроить монастырь и вскоре исполнил это. До глубокой старости трудился преподобный Евфимий над устроением своей обители и, только предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему († 11 апреля 1509 г.).
Блаженная кончина преподобного Евфимия последовала около 1470 года. Мощи его почивают под спудом в приходской Вознесенской Евфимиевской церкви Кадниковского уезда, оставшейся на месте упраздненного монастыря. Местное празднование преподобному Евфимию началось точно неизвестно когда, после 1549 года и до учреждения Святейшего Синода.
Преподобный Евфимий и его ученик преподобный Харитон подвизались на реке Сянжеме в конце XV – начале XVI в. Преподобный Евфимий пришел в Спасокаменный монастырь из Волоколамских пределов. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский († 1439; память 9 июня), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.
Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418–1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.
Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.
Его преемником по игуменству стал его любимый ученик – преподобный Харитон. Более 40 лет он продолжал труды в обители и скончался в глубокой старости 11 апреля 1509 года. Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.
Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.

(память 20 января по старому стилю)
Первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. По любви к уединению преподобный оставил монастырь и поселился на реке Сянжме, в 20 верстах от г. Вологды, где основал обитель. Будучи игуменом монастыря, св. Евфимий проводил истинно подвижническую жизнь, во всем подавая пример братии. После многих трудов и подвигов на пользу монастыря преподобный Евфимий скончался около 1470 года.
- Начальная страница
- Иконы Богородицы
- Иконы Христа
- Иконы Ангелов
- Иконы Святых
Ключевые слова:
Преподобный, Русь, Вологда, X-XVII
Дни празднования:
- 2 февраля (20 января по старому стилю)
- 24 апреля (11 апреля по старому стилю)
Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!
Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.
Евфимий Сянжемский, прп. — житие
Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский (память 20 января по старому стилю) Первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. По любви к уединению преподобный оставил монастырь и поселился на реке Сянжме, в 20 верстах от г. Вологды, где основал обитель. Будучи игуменом монастыря, св. Евфимий проводил истинно подвижническую жизнь, во всем подавая пример братии. После многих трудов и подвигов на пользу монастыря преподобный Евфимий скончался около 1470 года.
Страницы: [1]. Всего изображений: 5. Сортировка: в обычном порядке.
Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.
Файл 5851.jpg: | |
Размер: 1018×525, 0.53 MPix, 91 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.
Рейтинг изображения: 24 (69) , 0 (2) .
Описание: [Вологда. XIX.] Прпп. Евфимий и Харитон Сянжемские. Вологда. XIX в.
Файл 5852.jpg: | |
Размер: 891×1200, 1.07 MPix, 120 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.
Рейтинг изображения: 31 (121) , 0 (0) .
Описание: Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские
Файл 14986.jpg: | |
Размер: 411×547, 0.22 MPix, 30 Kb.
Дата: 2011-12-07, анонимно.
Рейтинг изображения: 32 (103) , 0 (2) .
Описание: Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона принадлежавшая священнику Николаю Дмитриевичу Грачову — последнему настоятелю Евфимиевского прихода
Файл 14987.jpg: | |
Размер: 402×513, 0.21 MPix, 116 Kb.
Дата: 2011-12-07, анонимно.
Рейтинг изображения: 29 (84) , 0 (1) .
Описание: Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона Ильинско-Засодимской церкви на Ильинском погосте в 3 километрах от г.Кадников
Файл 14988.jpg: | |
Размер: 411×548, 0.23 MPix, 32 Kb.
Дата: 2011-12-07, анонимно.
Рейтинг изображения: 29 (89) , 0 (2) .


28 июня (переходящая) – Собор Вологодских святых
Преподобный Евфимий и его ученик преподобный Харитон подвизались на реке Сянжеме в конце XV – начале XVI в. Преподобный Евфимий пришел в Спасокаменный монастырь из Волоколамских пределов. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский († 1439; память 9 июня), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.
Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418–1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.
Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.
Его преемником по игуменству стал его любимый ученик – преподобный Харитон. Более 40 лет он продолжал труды в обители и скончался в глубокой старости 11 апреля 1509 года. Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.
Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь вы постнически проводили, Христов крест на плечо подняв и по Его стопам усердно последовав, против невидимого врага мужественно вооружились и его козни сокрушили, молитвами и слезами, в чистоте к Богу приблизившись, преподобные отцы наши Евфимий и Харитон. Как солнце сияете вы светозарными лучами чудес ваших и, как имеющие дерзновение ко Спасителю, мир испросите для мира и спасение душам нашим.
Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.
Преподобный Евфимий, схимник Печерский
Иеросхимонах, подвизался в XIV веке в Киево-Печерском монастыре. Он наложил на себя обет безмолвия, открывая уста только для богослужения и молитвы. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, святой не вкушал, а довольствовался травами.
После многих трудов и подвигов мирно скончался и был погребен в Дальней, Феодосиевой пещере Киево-Печерского монастыря.
Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4
Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.
Кондак преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4
Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.
Преподобный Евфимий Сянжемский
Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Некоторое время он жил в уединенной келлии на реке Кубенке, а затем уступил место преподобному Александру Куштскому и перешел на Сянжему, где основал Вознесенский монастырь и стал его игуменом.
Преставился преподобный около 1465 года, поставив своим преемником ученика своего, преподобного Харитона (память 28 сентября). Сказание о явлении его мощей написано в XVI веке Вологодским епископом Иоасафом, известным агиографом своего времени.
Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1
Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.
МУЧЕНИКИ ИННА, ПИННА И РИММА НОВОДУНСКИЕ
Святые мученики Инна, Пинна и Римма – родом славяне, из северной Скифии, ученики святого апостола Андрея Первозванного. Они учили о имени Христовом и крестили многих варваров, обратив их к правой вере. За это были схвачены местным князем, который хотел было обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, но они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость веры во Христа были биты без пощады. В то время стояла суровая зима и реки замерзли настолько, что их могли переходить по льду не только люди, но и кони с возами. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу свои блаженные души.
В древнем славянском месяцеслове повествуется, что некоторые христиане похоронили тогда тела их, но потом епископ Гедца вынул их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви. Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились том же епископу и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс, в сухое пристанище. (Аликс есть нынешняя Алушта, находящаяся на берегу Черного моря, на северо-восток от Ялты. «Сухое пристанище» означает морскую пристань).
Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2
Якоже Первозваннаго ученицы/ первозвани явистеся от словен,/ и братию вашу/ светом Истины просвещающе,/ от безбожнаго свирепаго князя/ лютую кончину прияли есте,/ мразом окованни и ледом удавленни,/ на Дунае реце в Скифстей стране./ Но яко души за други положшии,/ святии Инно, Пинно и Риммо,/ и о нас всемощныя молитвы приносите,/ вся языки словенския/ паки ко Христу обращающе.
Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2
Велия веры исправления:/ льдом окованни, яко на воде упокоения,/ святии Инна, Пинна и Римма радовахуся,/ мучитель же несмысленно яряшеся,/ плоды их винограда тщася погубити,/ но обаче доныне от словенских язык/ святыя гроздия Христос приемлет,/ и первомученик словенских венчает венцы./ Сего ради и мы,/ взращенных вами верных отрочата,/ благодарим и молим вы, святии:/ испросите теплыми молитвами и нам/ в Дусе истины по Бозе ревновати.
Священномученик Павел Рязанский
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тропарь священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову), глас 5
Земли Рязанския украшение/ и неусыпный о ней к Богу молитвинниче/ за веру Христову душу свою положив,/ яко мученик и пастырь прославился еси,/ священномучениче Павле,/ пролей теплую молитву ко Господу о нас,/любовию чтущих тя,/ да спасет души наша.

Добрый день всем посетителям! Меня зовут Владислав Конин. Я уже больше 8 лет изучаю различные книги и источники с молитва. За это время я нашел много интересной информации и хочу поделиться ей с посетителями данного сайта.
Данные для сайта администраторы собирали и перерабатывали, для того, чтобы выложить только проверенные данные. Вся найденная информация была изложена на данном сайте в полном объеме и доступном виде.