Ежедневные молитвы молокан

Подробное и точное описание: Ежедневные молитвы молокан - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Дорогие братья и сестры во Христе, Господе нашем. Истинно Духовные Христиане молокане (постоянные). Мир вам и обильные благословения! Мой вам братский привет с пожеланиями всяких благ в вашей жизни, особенно духовной.

Получив журнал «Слово веры» № 7, и прочитав в нем статью Богданова Григория Васильевича «О молитве за умерших», обращаюсь ко всем церквам нашим и прошу убедительно: подумайте, глубоко вникнув в Писание, чтобы утвердиться не на заблуждении, а на истине.

Пишу по Слову Священного Писания, на которое ссылается догмат Анфимова (Н. М. Анфимова «Изложение догматов и молитвенник ИСТИННЫХ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН (секты, именуемой «старопостоянными молоканами»), Тифлис, 1912 г.). Но прежде чем писать, мы должны знать, что догмат (догма) происходит от греческого слова и означает учение, принимаемое за веру, за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах, не подлежащее критике. Таков догмат имеем мы, Духовные Христиане молокане, постоянные.

«Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово. Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих» (Сирах. 5:12-14) «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петра 3:15). Погребение умершего.

«Сын мой! Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастью, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его» (Сирах. 38:16).

Погребение умершего считаем последним для него благодеянием (Тов. 1:16-17) и благотворительностью (Тов. 12:13), дабы и умершего не лишить милости (Сирах. 7:35). Посему, лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира. Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья (Екклес. 7:1-4), как и говорит о сем Господь, что «мертвых, где найдешь, запечатлев, (под печатью мы разумеем призвание Духа Святого; сравни Ефес. 1:12, Ефес. 4:30, 2Тимоф. 2:19, Откр. 7:3) предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении» (3Ездры 2:23, Товит. 12:13). Подобно тому, как Стефана погребали мужи благоговейные (Деян. 8:2), у нас погребение совершается мужами благоговейными и с благоговением, то есть с пением псалмов и молитвами (Второз. 34:8, Деян. 8:2), я не ослиным погребением (Иерем. 22:18-19). Так как Бог не есть Бог мертвых, но живых (Матф. 22:32, Исх. 3:15), ибо у Него все живы (Лук. 20:38), то совершая моление за всех человеков (1Тимоф. 2:1), мы молимся также и за умерших (2Макк. 12:44-45, 3Ездры 7:36-41), дабы не лишить их милости (Сирах. 7:36, Товит 1.2), и запечатлеть Духом Святым (3Ездры 2:23, Ефес. 1:13, 4:30, 2 Тимоф. 2:19). Посему мы молимся, чтобы Господь не помянул нам грехов наших предков (Пс. 78:8), услышал молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Ним (Варух. 3:4, 3Ездры 7:36-41).

Итак, эта истина написана в нашем догмате Духовных Христиан молокан — постоянных нашими предками.

Братья и сестры! Будьте тверды в вере в Иисуса Христа, нашего Спасителя. Ничто и никто да не совратит вас с правого и праведного пути. Будем, как сказано в Писании, совершать погребение умерших только с молитвой и с жертвоприношением от трудов усопших.

Тот же Богданов Григорий Васильевич пишет: «Мы смотрим на наших отцов, дедов и прадедов, основываясь на том, что они совершали так. Мы знаем то, что они были малограмотные. Библия была на славянском языке, они могли об этом не разуметь».

Прежде, чем осуждать старцев: прадедов, дедов и отцов, нужно знать историю молоканства. Знаем ли мы о тех, кто был организатор, кто писал прошение о даровании свободы отделения от православия и добился просимого? Знаем ли мы о столетнем съезде, который проводился в селе Воронцовка, о чем там говорилось?

Фото обложки: Азиз Каримов Источник Сайт Союза Духовных Христиан Молокан РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Первый день «Вот царь будет царствовать» Ис.32:1-8. «И родила Сына своего первенца» Лук. 2:7-14. «Но когда пришла полнота времени» Галат. 4:4-7 На моление (на коленях): «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10. Второй день «Господи, кто поверил слышанному […]

Духовные христиане (молокане) — одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го — 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования «молокане» нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения в конце 18-го века благодаря Семену Уклеину, портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирохина оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирохиным произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Так, Мельников-Печерский склонен отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. Такое видение истории кажется мне более похожим на истину. Мне кажется более обоснованным мнение, что Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

Нет единства и по поводу названия. Некоторые связывают название «молокане» рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название «молокане» происходит от слова «мало»: «мало кануло», «мало по сравнению с православными» и т.п. Вряд ли есть основание отдать предпочтение какой-либо из этих версий, так как ни одна из них не подтверждена документально. По-видимому, «молокане» — это все же прозвище, которое дали им православные. Сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: «:как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко» (1 Пет.2.2). Связали не безосновательно, так как любовь к «словесному молоку» — Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет библейское происхождение и связано со словами Петра «возлюбите чистое словесное молоко».

Название «Духовные христиане» молокане связывают с одной стороны со стремлением найти духовный, сокровенный, часто иносказательный смысл в Писании (1 Кор.2:12-16), с другой стороны с жизнью не «по плоти», но «по духу». Молокане часто приводят слова Христа: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Повидимому, название «Духовные христиане», как раньше предпочитали называть себя молокане, как раз и отражает стремление молокан поклоняться Отцу в духе и истине, быть истинными поклонниками.

Читайте так же:  Рязанская пелагея молитвы

Молоканство неоднородно, это довольно широкий пласт различных по сути течений в христианстве. Из-за этого часто происходит путаница, когда исследователь записывает воззрения какого-то молоканина и обобщает его взгляды на молоканство в целом. Таких примеров я встречал довольно много в литературе и статьях о молоканах как прошлого, так и настоящего времени. Особенно этим грешат газетные статьи, написанныне непрофессионалами. Такие статьи пестрят преданиями, которые преподносятся как исторические факты. Хуже того, я встречал статьи, в которых по отношению к молоканам употребляются такие слова, как «настоятели», и это для людей, знакомых с воззрениями молокан, звучит по меньшей мере как нелепость. Поскольку духовное христианство долгое время существовало нелегально, а также учитывая то, что духовному христианству не свойственно подавление и гонение инакомыслящих, не удивительно, что даже в одной молоканской общине разные ее члены могут сильно отличаться во взглядах.

Несмотря на то, что молокане принадлежат к духовному христианству, нельзя утверждать, что все молокане, тем более все представители течения духовных христиан являются духовными в библейском смысле этого слова. Но я смею утверждать, что учение Духовных христиан (молокан), основанное на глубоком, проникновенном познании Слова Божия, любовь к чтению и изучению Священного писания, которая присуща молоканам, стремление «на практике» воплотить учение Иисуса Христа — все это дает благоприятную почву быть духовными в истинном смысле этого слова.

Хотя молоканство разнородно, очертить общие свойства, присущие молоканам, все же можно. Но прежде этого надо отметить, что в молоканстве существуют следующие основные направления.

  1. Постоянные, или Старопостоянные;
  2. Духовные (прыгуны);
  3. Максимисты;
  4. Евангельские (сухие баптисты).

Были еще Общие, Молокане-субботники, но в настоящее время вряд ли остались представители этого направления. Это наиболее признанное деление молокан на группы. К этому я хотел бы добавить, что по моим наблюдениям Закавказские старопостоянные молокане сильно отличаются от молокан Центральной России (исключая выходцев из Закавказья в результате миграции 1990-х годов), а также от молокан Западной Сибири. Также надо отметить и то, что в молоканстве существовали и существуют две «школы»: духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с котороыми молокане контактировали.

Представители этих направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой.

В 1921 году молокане организовали Союз Духовных Христиан — молокан, который просуществовал до 30-х годов. В 1991 году молокане создали вновь Союз общин, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В него первоначально входили общины Постоянных и Евангеьских. Духовные тоже принимали активное участие. В настоящее время в Союз входят в основном Постоянные молокане.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разумеется, это далеко не полный список характерных черт молоканства. Возможно, другой представитель молоканского течения выделит другие черты, которые ему кажутся более существенными и более присущими молоканству. То, что я написал здесь — субъективный набросок, это мое видение, и я никоем образом не претендую на то, чтобы этот набросок воспринимался как объективное описание.

Вот некоторые черты, свойственные духовным христианам, или молоканам:

Молокане отвергают церковную иерархию, земное священство в виде «церковных должностей».

Многие видимые священнодействия, которые признаются другими христианскими течениями как новозаветные обряды, «таинства», «заповеди Господние» молокане рассматривают как обряды Ветхого завета, «относящиеся до плоти», «установленные до времени». Так, молокане, признавая «духовное крещение», «духовное причастие», не признают ни водного крещения, ни причастия, ни хлебопреломления, ни омовения ног в буквальном, вещественном виде.

Молокане не признают рукотворных храмов, образов, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Храм признается и чтится опять же духовный.

Признавая святость во Христе, молокане, тем не менее, не «причисляют к лику святых», не поклоняются и не молятся святым, поклоняются и молятся только Богу. У Максимистов наблюдается более почтительное отношение к видным деятелям молоканского движения и особенно прыгунского, в частности к Максиму Гавриловичу Рудометкину, которого они считают «отцом духов».

Молитвенные собрания молокан сходны с собраниями протестантских (евангельских) течений. Молитвенные собрания евангельских духовных христиан (молокан) вообще почти не отличаются от баптистских (только не совершаются хлебопреломление и водное крещение). У других направлений молоканства различия более существенные. Молокане не используют музыкальных инструментов, пение у Постоянных только с использованием текстов из Библии, у прыгунов и максимистов в конце собрания пение стихов. Во время собрания пение чередуется с проповедями, которые проводятся на основе чтения из Библии и пояснения прочитанного. Рассказы стихов, сценки и т.п. не практикуются. У прыгунов и максимистов во время пения стихов в конце собрания при особом духовном настрое поднимают вверх руки и могут даже подпрыгивать. У Максимистов наряду с Библией в собрании используется книга «Дух и Жизнь». У прыгунов и максимистов практикуется пророчество, говорение «на иных языках». Молитвы у постоянных в основном текстами из Писания. Некоторые используют молитвы, переданные устно от предков.

Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам. Здесь воззрения столь разнородны, что вряд ли можно обобщать, не погрешив против истины. Тем не менее, на мой взгляд, независимо от «теории» в практической христианской жизни молокане совмещают эти два коренных христианских стержня спасения, как впрочем, и христиане других направлений.

Уместно было сказать, что молокане — конфессия (а, может, это — секта?) неоднородная и делится на:
Постоянных, или Старопостоянных;
Духовных (прыгунов);
Максимистов;
Евангельских (сухих баптистов).

Это я развёз! Но было бы неприлично написать просто: не крестятся, потому, что вера не позволяет. Хотя это сущая правда.
Просто вопрос поставлен немного некорректно. Ведь «не крестятся», то есть не осеняют себя крестным знамением, не только молокане, но и многие иные христианские конфессии. Легче перечислить тех кто «крестится».
Если Вы имели в виду именно обряд крещения, то крещение принимают все христиане, только обряды у них разные: в разном возрасте и обставлены по-разному.

Василий Максимов 06 июля 2004 года
А что такое духовное крещение и духовное причастие? — REX_SMUN
Духовное крещение

После смерти, воскресения и вознесения Иисуса началась новая эра. Она называется: времена Церкви, времена благодати или времена Духа Святого. Это время, когда Божий Дух доступен всем людям всех наций таким образом, как Он никогда не был доступен во времена Старого Завета.

Имейте в виду, что это только выдержки из книг Ульфа Экмана.
Я лично Вас не пропагандирую, а только отвечаю на Ваш, безусловно интересный вопрос. — Василий Максимов

спасибо огромное!
только я не понял, получается, что духовное крещение не обряд, а процесс, довольно длительный. — REX_SMUN
Нет, Духовное крещение — действо одноразовое. Цитирую: «Божий Дух входит в человека и поселяется в нем. Это происходит в том случае, когда человек обращается всем сердцем к Богу, признает свой грех, принимает Иисуса Господом и Мессией и отворачивается от того, что в мире. Тогда он получает рождение свыше».
Получивши рождение свыше, то есть, приняв духовное крещение, человек не должен успокаиваться, ибо мир, в котором он живёт, несовершенен вследствие грехопадения прародителей наших, и сам человек несовершенен также и по той же причине. Соблазны стремятся его одолеть и иногда человек поддаётся им. Тогда ликует враг рода человеческого. Но Бог неисчерпаем в своём человеколюбии и готов простить нас по покаянию нашему. Таким образом, духовное крещение должно быть подкрепляемо верой нашей и удалением от греха и соблазна. По возможности более частое покаяние помогает верующему пребывать в чистоте духовной.

Вот, примерно таким образом.
То есть, длителен не обряд, а готовность иметь Господа в своём сердце.
С уважением, ВМ. — Василий Максимов

Получается, что молокане все рождаются свыше?
или как?
я чего-то не понимаю.
или они стремятся родиться свыше? — REX_SMUN
Рождение свыше — это термин.
Вот что об этом сказано в Евангелии от Иоанна (гл.3: 4-7)

«Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. «

Ты живой. Но тебе, как живому, нужна еще одна жизнь, еще одно рождение: рождение свыше, и без этого рождения ты не сможешь увидеть Царство Божье. Как понять рожден ты свыше или нет? Если ты имеешь непосредственное общение с Богом, твой дух рожден. Если в твоем духе есть помазание Духа Святого, есть сила Божья, значит ты рожден от Него. «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Так говорит Писание. Рожденный от Духа есть дух.

Так я понимаю рождение свыше. И не только молокне, нет, все христиане рождаются вторично, принимая крещение. А молокане водного крещения не признают, ссылаясь на слова Иоанна Крестителя, а считают, что достаточно непосредственного общения с Богом, чтобы родиться свыше.

Одна из сект духовных христиан, возникшая в России во второй половине XVIII века. Отвергают священников и церкви. Изначально ожидали скорого Второго Пришествия.

Большая просторная комната, длинные деревянные скамейки и столы. Бородатые мужчины в косоворотках и женщины в косынках и сарафанах, много детей. На столе самовар. Звучит плавная русская речь. Деревня графа Толстого? Жители российской глубинки на свадьбе? Ничего подобного. Калифорния. XXI век. Молоканское молитвенное собрание.

В 60-х — 70-х годах XVIII века из духоборческой[66] среды выделилось движение молокан. Основал секту некто Семен Матвеевич Уклеин — портной.

Некоторое время Уклеин жил в семье своего тестя, духобора Иллариона Побирохина, принял его веру, но через несколько лет поссорился с ним и ушел из дома, бросил семью и создал собственную секту. В окружении 70 приверженцев, «апостолов», Семен Уклеин помпезно вошел в Тамбов, где был арестован и содержался в тюрьме, пока не отказался от своего учения. Однако вскоре после освобождения основатель молоканства принялся снова активно пропагандировать свою веру в Саратовской, Астраханской, Самарской и других губерниях.

Семен Уклеин, в отличие от духоборов, противопоставил авторитету официальной Православной церкви не свободный дух, а авторитет Библии. Она для молокан ассоциируется с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:2).

Есть и другие версии. Возможно, впервые слово «молокане» появилось в 1670 г. В одном из документов оно было применено по отношению к тем, кто игнорировал большинство из 200 постных дней в году. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали сектантов, другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название «молокане» происходит от слова «мало»: «мало кануло», «мало по сравнению с православными».

Первые молоканские общины представляли собой коммуны наподобие раннехристианских групп. Это полностью соответствовало образу жизни рыболовов — первых последователей молоканства. Рыбаки на Волге и до возникновения нового учения работали артелями.

Молоканские общины управлялись и управляются выборными руководителями — наставниками и старцами. Духовное руководство находится в ведении старцев-провидцев, разъезжающих по общинам с изъяснениями планов Божьих. «Они не священники и не учителя, ибо не обладают никакими полномочиями от Бога». Все обряды наставники обязаны исполнять бесплатно.

Молокане признают Троицу, но считают, что Бог-Сын и Святой Дух, хотя и единосущны Богу-Отцу, но не равны ему в божественности. Интересно отношение сектантов к Христу. В XIX веке допускалось признание Иисуса простым смертным человеком. Заслуга же Христа видится только в том, что он духовно просветил людей своим примером служения истине. Душа человека существовала изначально как образ Божий еще до сотворения мира и пала еще до Адама. Таким образом, грех праотца не переходит на его потомков. Каждый грешит и искупается сам, следовательно, не нужны и искупители. Святых и иконы молокане отвергают.

Каждый же человек в принципе может общаться с Богом без посредников. Толковать Библию каждый сектант может по-своему, хотя, как правило, это прерогатива старца-пресвитера.

Пост соблюдается молоканами только в дни страданий Христа. Однако еще в начале своего существования, в Среднем Поволжье, у сектантов возникли некоторые религиозные ограничения в пище: они не едят свинину, рыбу, не имеющую чешуи. В настоящее время в молоканстве существуют, например, общины пресников, которые, кроме того, не едят ничего квасного, кислого, лука и сахара.

Сектанты отвергают воинскую службу и не дают клятв. Приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения.

Отвергаются сектой некоторые церковные таинства, многие ритуалы упрощаются. Богослужение у молокан состоит в чтении Библии (а у прыгунов и книги «Дух и Жизнь») и пении псалмов, а осуществляется в домах членов общины. Культ песни играет огромную роль в жизни молокан. Регулярно издаются так называемые «Сионские песенники». Многие музыкальные народные произведения дошли до нас именно благодаря молоканам и их консерватизму в песенной традиции.

Все действие происходит в больших комнатах, называемых молоканами «горнцами»; посередине комнаты ставится стол, по бокам — лавки, на которых справа садятся мужчины, слева — женщины.

Служба состоит из нескольких частей, действия всех присутствующих, их место на скамьях или за столом строго регламентируются. Чтение книг, приготовление пищи и обслуживание пришедших выполняют дежурные. Значительное место на «собраниях» занимают поцелуи — лобзания.

Традиционны блюда, подаваемые на службе, — чай, борщ, лапша, вареное мясо (ни в коем случае не свинина), компот. В некоторых общинах особенно внимательно следят за своеобразным молоканским кошером. Еда должна быть приготовлена членом секты. Можно увидеть в молельных домах молокан деревянные ложки и самовары. Одежда участников церемонии зачастую напоминает наряды русских крестьян сто-и двухсотлетней давности. Мужчины носят длинные бороды.

Дома членов общины обычно содержатся в абсолютной чистоте. Среди книг — Ветхий Завет, «Дух и жизнь» (настольная книга, сочинение четырех виднейших идеологов молоканства). Часто они дополнены сборниками песнопений, в том числе рукописными.

В начале XIX века в секту входили представители самых разных слоев населения: бедные и богатые, рыбаки, крестьяне, подрядчики, немцы и русские…

В 10-х — 30-х годах позапрошлого века молоканство приобретает новые черты, привнесенные из Западной Европы. Среди сектантов распространяется мистическое учение немца Юнга-Штиллинга, изложенное им в книге «Победная повесть, или Торжество христианской веры». Юнг-Штиллинг излагает идеи о конце мира, наступлении «тысячелетнего царства Христа»[67]. И то и другое должно было якобы произойти в 1836 г. В 1817 г. начинается массовое переселение молокан на Кавказ. По мере приближения великого события волнения усиливались; фанатики продавали и раздавали свое имущество и шли встречать Христа в то место, которое указал Юнг-Штиллинг — в край Закавказский, между Каспийским и Черным морями. Отсюда, из «Араратского царства», истинные последователи Христа, подобно пассажирам ковчега, должны были начать историю нового, праведного человечества. Молокане шли с пением гимнов, одетые в белые одежды. Шествие привлекало новых последователей.

Царский закон от 1830 г. о насильственном выселении молокан в Закавказье был истолкован наставниками секты в пользу «промысла Божьего». Среди молокан появлялись люди, провозглашающие себя спасителем — Христом (как, например, Лукиан Петров), пророком Илией (как мелитопольский молоканин Терентий Беловзоров — кстати, выданный полиции самими сектантами).

Конца света в 1836 г. не произошло. Этот факт вызвал глубокое разочарование среди молокан. Но и после 1836 г. хилиастические идеи не исчезли. Вскоре появились новые наставники, которые объявили, что Юнг-Штиллинг ошибся в сроках. Точного времени наступления тысячелетнего царства никто, мол, не знает, но «час близок».

Еще до «конца света» было положено начало расколу молоканства. В первую очередь возникли три молоканских течения: секта «Общего упования» (общие молокане), секта постоянных и секта Кавказских прыгунов (или просто прыгунов).

Общие молокане — течение, возникшее в 1830 г. Его возглавили самарские наставники Попов и Яковлев. Молокане, принадлежащие к этой ветви, стремились воплотить на практике идеал групповой собственности. Они жили домами по 30–50 человек. Хозяйством руководили 12 выборных «апостолов» во главе с «судьей». Вскоре после возникновения секта общих развалилась, руководство ее было арестовано. Многие верующие вернулись к своему частному хозяйству. Другая часть общих через некоторое время очутилась в Азербайджане, где объявили построенное село-коммуну Николаевку Новым Иерусалимом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Из среды общих выделились прыгуны. Это течение возглавил крестьянин Соколов. Он объявил себя духовным прозорливцем, единым толкователем слова Божьего. Значительную роль в укреплении этого учения сыграл и Максим Гаврилович Рудометкин.

В своей Закавказской общине он ввел «хождение в духе» — пляски в молитвенном собрании, сопровождающиеся подпрыгиванием. Рудометкин называл себя «Христом», пророком над пророками. У подножья горы Арарат лидер прыгунов «венчался на царство». Его последователи до сих пор называют себя максимистами. Прыгуны практикуют мистические «радения» и признают пророков, которые в момент «сошествия Святого Духа» разражаются потоком неконтролируемой и непонятной окружающим речи. Кроме того, эти радикальные молокане отказываются от официального брака; как правило, не употребляют в пищу мясо. На собраниях скачут, хлопают в ладоши, кричат хором, сопят друг на друга (это делается на основании одного из псалмов: «Окропи меня иссопом, и я буду чист»).

Отмечают сапуны (так еще называют прыгунов) иудейские праздники. Прыгуны ждут всадника на белом коне, который поведет их в Новый Иерусалим, или Сион. С самого начала своего существования секта прыгунов подвергалась жестоким преследованиям. Соколов и Рудометкин были заключены в тюрьму, а после убиты.

Наиболее богатые молокане объединились в секту постоянных. В глазах правительства эта секта была не очень опасной. Среди постоянных были зажиточные крестьяне, купцы, фабриканты и т. д. В поисках компромисса с церковью и властью еще дальше постоянных пошли приверженцы так называемого молоканства донского толка. Эти сектанты признали ряд православных молитв, обряды водного крещения и причащения.

В начале XX века молокан в России было уже полмиллиона.

После революции духовные христиане пытаются создать единую молоканскую организацию. В 1920 г. проходит I всесоюзный съезд молокан. В 1921 г. молокане организовали Союз Духовных Христиан-молокан, который просуществовал до 30-х годов.

Интересно, что сектанты стремились сотрудничать с различными направлениями духовного христианства в стране и с многочисленными сектами во всем мире — Армией спасения, квакерами и т. д. Советская власть относилась изначально к сектантам достаточно терпимо. Вот, например, выдержка из Постановления XIII съезда РКП(б): «Особо внимательное отношение необходимо к сектантам, из которых многие подвергались жесточайшим преследованиям со стороны царизма и в среде которых замечается много активности. Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственные культурные элементы». При этом совершенно не подразумевались гонения на сектантов по религиозным соображениям.

В 1991 г. молокане создали Союз общин Духовных Христиан-молокан, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В настоящее время в Союз входят в основном постоянные молокане. Единства среди сектантов нет. Так, в 1994 г. в с. Кочубеевском Ставропольского края был образован еще один самостоятельный Союз общин Духовных Христиан-молокан России. Молокане издают несколько печатных органов — журналы «Вестник Духовных Христиан-молокан», «Млечный путь», «Слово веры» и др.

Общая численность молокан в конце XX века составляла 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру. В США около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», большинство из них живет в окрестностях Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Общины молокан есть в Армении, Мексике и Австралии. В России около 150 молоканских общин: в основном на юге страны. В 1990-х годах много молокан переехало из Закавказья в Ставропольский и Краснодарский края, в Сальские степи (Ростовская область), на юг Тульской области.

Как и многие секты, сложившиеся еще в старой России, молоканские общины не занимаются активной миссионерской деятельностью. Свою веру духовные христиане (они же веденцы и сионцы) передают по наследству. На юге России, в Армении и Азербайджане есть ряд молоканских сел, все жители которых придерживаются дедовской веры. По свидетельству соседей, молокане «не похожи на обычных русских — любят работать и не любят грязи». Молокане крайне негативно относятся к пьянству, зачастую скептически — к светской литературе.

Семьи сектантов многодетны. Браки с людьми, не принадлежащими к секте, не приветствуются. К таким смешанным парам старцы могут не пойти детей «кстить» (т. е. крестить). Сам этот обряд имеет очень мало общего с традиционным крещением. Так что брак «на сторону» возможен только ценой полного выпадения из общины. Случаи подобного отступничества, впрочем, не так уж редки. Не поощряется и развод.

Языком молитв, религиозных песнопений и священных текстов даже в тех местах, где молокане говорят по-английски (как в Австралии и США), остается только русский. Сектанты в речи не используют мата и канцеляризмов. Среди молокан до сих пор чрезвычайно распространены фамилии Уклеин и Рудометкин.

Молокане — это одни из «протестантов от православия». Они, как и протестанты, не признают авторитета господствующей Церкви, обходятся без церковной иерархии, выбирая старцев из своей среды. Как и протестанты, молокане уважают исключительно Священное Писание. С другой стороны — сектанты создают своеобразный заповедник русской старины — сохраняют утварь, одежду, говор и песни. В этом смысле они хранители народных традиций.

Праздничные и деловые псалмопения Духовных христиан молокан (постоянных)

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Первый день

  1. «Вот царь будет царствовать» Ис.32:1-8.
  2. «И родила Сына своего первенца» Лук. 2:7-14.
  3. «Но когда пришла полнота времени» Галат. 4:4-7
  4. На моление (на коленях): «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.

Второй день

  1. «Господи, кто поверил слышанному от нас» Ис.53:1-12.
  2. «Ибо младенец родился нам» Ис. 9:6-7.
  3. «Я помазал Царя моего над Сионом» Пс. 2:6-10.
  4. На моление: «Итак покайтесь и обратитесь» Деян. З:19-23.
  5. На расход: «Ибо Господь судья наш» Ис. 33:22-24.

Третий день

  1. «Основание его на горах святых» Пс. 86:2-7.
  2. «И явилось на небе великое знамение» Откр.12:1-2, перенос на 5 ст.
  3. «Ибо явилась благодать Божия» Тит.2:11-14.
  4. На моление: «Приступите ко мне желающие меня» Сирах. 24:21-24.
  5. На расход: «Царю же веков» 1 Тим.1:17.
  1. «Жаждущие идите все к водам» Ис.55:1-13.
  2. «Утешайте, утешайте народ Мой» Ис.40:1-31.
  3. «Не хочу оставить вас братья в неведенье» 1 Кор.10:1-12.
  4. «Вот посылаю Ангела Моего» Малах.З:1-6.
  5. «Начало Евангелия Иисуса Христа» Марк.1:1-15.
  6. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  7. На расход: «К рекам те Иорданским» (избранный).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ.

  1. «Величит душа моя Господа» Лук.1:46-56.
  2. «Благословен Господь Бог Израилев» Лук.1:68-80.
  3. «Господи! кто поверил слышанному от нас» Ис. 53:1-12
  4. «Начало Евангелия Иисуса Христа» Марк.1:1-15.
  5. «Ибо явилась благодать Божия» Тит.2:11-14.
  6. «Возвеселится пустыня и сухая земля» Ис.35:1-10.
  7. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  8. На расход: «Велики и чудны дела Твои» Откр. 15:3-8.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

  1. «Ликуй, дщерь Сиона!» Софон. 3:14-20.
  2. «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» Пс. 8:2-10.
  3. «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу!» Ис. 62:10-11, перенос Лук. 19:36-38.
  4. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона!» Захар.2:10-13, перенос Матф. 21:5-16.
  5. «Восстань, светись, Иерусалим» Ис. 60:1-5.
  6. На моление: «Приидите, воспоем Господу» Пс.94:1-3, 6.(с коленопреклонением)
  7. 5. На расход: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков» Матф. 23:37-39.

Первый день

  1. «А Мария стояла у гроба и плакала» Иоан.20:11-17.
  2. «Да воскреснет Бог» Пс. 67.
  3. «Но Христос воскрес из мертвых» 1 Кор.15:20-28.
  4. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  5. На расход: «Днесь Христос» (избранный).
  1. «Господь царствует» Пс. 96:1-12.
  2. «Итак, если вы воскресли со Христом» Колос.З:1-11.
  3. На моление (на коленях): «Благословен Ты, Господи Боже Израиля» 1Пар.29:10-14, перенос на 20 стих.
  4. На расход: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» 1 Пет.2:24-25.

Второй день

  1. «Вот, Царь будет царствовать по правде» Ис.32:1-8.
  2. «Излилось из сердца моего слово благое» Пс. 44:2-12

З. «Боже! даруй царю Твой суд» Пс.71:1-16.

  1. На моление (на коленях): «Приидите, воспоем Господу» Пс. 94:1-3, 6
  2. На расход: «Служите Господу со страхом» Пс. 2:11-12.

Третий день

  1. «Господи! кто поверил слышанному от нас» Ис. 53:1-12.
  2. «Дух Господа Бога на Мне» Ис. 61:1-9.
  3. «Господь царствует: да трепещут народы!» Пс. 98:1-9.
  4. На моление: «Приступите ко мне желающие меня» Сирах. 24:21-24.
  5. На расход: «Но настанет время и настало уже» Иоанн. 4:23-24.

На восьмой день

  1. «В последний же великий день праздника» Иоан.7:37-42.
  2. «Господи «Господи! кто поверил слышанному от нас» Ис. 53:1-12.
  3. «Воспойте Господу песнь новую» Пс. 95:1-13.
  4. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  5. На расход: «Днесь Христос» (избранный).
  1. «И сказал им: идите по всему миру» Марк. 16:15.
  2. «Посему они, сошедшись, спрашивали Его» Деян.1 ст.6
  3. «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» Лук.24:45.
  4. «Да не смущается сердце ваше» Иоанн. 14:1
  5. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  6. На расход: «Царю же веков» 1Тим.1:17.
  1. «Дух Господа Бога на Мне» Ис.61:1-9.
  2. «И будет в последние дни, говорит Бог» Деян. 2:17-21.
  3. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» 1 Фес.5:16-25.
  4. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи» Ис.12:1-6.
  5. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» Иоан.14:15.
  6. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  7. На расход: «Но настанет время и настало уже» Иоан.4:23-24.

ПЕТРОВ ДЕНЬ.

  1. «Дом Израилев! уповай на Господа» Пс.113:17-26.
  2. «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень»» Пс.121:1-9.
  3. «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство» 1Пет.2:1-5.
  4. «Итак не оставляйте упования вашего» Евр.10:35-39.
  5. «И увидел я новое небо и новую землю» Откр.21:1
  6. На моление: «Се, стою у двери и стучу» Откр.3:20
  7. На расход: «Спасенные народы будут ходить во свете его» Откр.21:24-27.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ.

  1. «По происшествии дней шести» Матф.17:1-9.
  2. «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу» 2Пет.1:17
  3. «И столь ужасно было это видение» Евр. 12:21-29.
  4. И «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь» Иоил.2:23-28.
  5. На моление: «Восплещите руками все народы» Пс. 46:2-10.
  6. На расход: «И видел я как бы стеклянное море» Отк.15:2-3.

О НОВОРОЖДЕННОМ

  1. «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете» Иоан.16:20-24.
  2. «Блажен всякий боящийся Господа» Пс. 127.
  1. «Приступите ко мне, желающие меня» Сира. 24:21-24.
  2. «А вы, возлюбленные, назидая себя» Иуд.1:20-21, перенос на 24-25.
  3. «Из глубины взываю к Тебе, Господи» Пс. 129.
  1. «Благослави, душа моя, Господа» Пс. 102.
  2. «И родила Сына своего Первенца» Лук.2:7-15.
  3. «Ибо младенец родился нам» Ис.9:6-7.
  4. «И явилось на небе великое знамение» Откр.12:1-2 и 5.
  1. «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне». Пс. 112:1-9.
  1. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» Пс. 1.
  2. «Но когда пришла полнота времени» Галат. 4:4.
  3. «Если Господь не созиждет дома» Пс. 126.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ.

  1. «Отче наш, сущий на небесах!» Матф.6:9-13.
  2. «Радуйся и веселись о сынах праведных» Товит.13:13.
  3. «Устрой Господи» (избранный).

«Иерусалим! сними с себя одежду плача» Варух.5:1.

«Хвали, Иерусалим, Господа» Пс. 147:1.

«И будет известно между народами семя их» Ис.61:9.

«Благословен Ты, Боже отцов наших» Товит.8:5-8.

  1. «Имеющий невесту есть жених» Иоан.З:29.
  2. «Господи! силою Твоею веселится царь» Пс. 20:2-14.
  3. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам» Матф. 25:1-12.
  4. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим» Откр. 21:2-8.
  5. «Радуйтесь всегда в Господе» Филип.4:4.

«Благодать вам и мир» Галат.1:3-5.

  1. «О, ты прекрасна, возлюбленная моя» Песн.1:14-15, перенос 10-13.
  2. «Когда молился ты и невестка твоя Сарра» Товит.12:12-17.
  3. «На третий день был брак в Кане Галилейской» Иоан.2:1-10.
  4. «Более всего облекитесь в любовь» Колос.З:14-17.
  5. «Господь — Пастырь мой» Пс. 22.
  6. «Я обратился, чтобы увидеть» Откр.1:12-16.
  7. «Да воскреснет Бог» Пс. 67.
  8. «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю» Пс. 15.

ДОМООБНОВЛЕНИЕ.

  1. «И пошел Царь Давид» 2Цар.7:18 -29.
  2. «Возрадовался я, когда сказали мне:» Пс. 121.
  1. «Отче наш, сущий на небесах!» Матф.6:9-13.
  2. «Превознесу Тебя, Господи» Пс. 29.
  3. «Воспойте Господу песнь новую» Пс. 95.
  4. «Блажен всякий боящийся Господа» Пс. 127.
  5. «Боже! будь милостив к нам» Пс. 66.
  6. «Дом Израилев! уповай на Господа» Пс 113:17-26.
  1. «Благодарение Богу, даровавшему нам победу» 1Кор.15:57.
  2. «Очи всех уповают на Тебя» Пс.144:15-18.
  3. «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель» Откр.11:17.
  1. «Если Господь не созиждет дома» Пс. 126 (голоса нет).
  2. «Вспомни, Господи, Давида» Пс. 131.
  1. «Благословлю Господа во всякое время» Пс. 33.
  2. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» Матф.11:28-30.
  1. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» Откр.З:19.
  2. «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» Пс. 60.
  1. «Благослови, душа моя, Господа» Пс. 102.
  2. «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» Пс. 30.
  3. «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» Пс. 118:73.
  4. «Твердо уповал я на Господа» Пс. 39.
  5. «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен» Пс. 115.

«возблагодарил Царя Небесного и сказал» 2Ездр.4:58-60.

  1. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи» Ис.12:1.
  2. «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство» 1Пет.2:1-5.
  3. «Благословите, все дела Господни» Дан.3:57-59,82,84-87,90.
  4. «Благ Господь к надеющимся на Него» Плач.3:25.
  1. Слушайте, дети, наставление отца Прит.4:1-2,20,21,23.
  2. «Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им» Числ6 :23 с полстиха до конца перенос Ис.40:28.
  1. «Благослови, душа моя, Господа» Пс. 102.
  2. «Господь — свет мой и спасение мое» Пс. 26.
  3. «Господь — Пастырь мой» Пс. 22.
  4. «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю» Пс. 15.
  5. «Уповай на Господа и делай добро» Пс. 36:З.
  1. «Благодать вам и мир» Гал.1:3-4
  2. «Служите Господу со страхом» Пс. 2:11-12.
  1. «Аз ряках» (Я сказал в себе) Ис.38:10.
  2. «Господи! не в ярости Твоей обличай меня» Пс. 6.
  3. «Господи! не в ярости Твоей обличай меня» Пс. 37.
  4. «Господи! услышь молитву мою» Пс. 101.
  5. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой» Пс. 114.
  6. «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими» Пс. 38.
  7. «Блажен, кому отпущены беззакония» Пс. 31.
  8. «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!» Пс. 17.
  1. «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня» Ос.6:1
  2. «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему» Пс. 38:13-14.
  3. Не прогневайся на нас (избранный).
  4. «Не помяни нам грехов наших предков» Пс. 78.
  5. «Господи мой, ярости Твоей не покажешь надо мной» (избранный).
  1. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» 2Кор.1:3
  2. «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш» 2Фесс.2:16.

Первый день

  1. «Коль возлюблена селения Твоя» (Как вожделенны жилища Твои) Пс. 83.

«Не помяни наших беззаконий» (избранный).

Второй день

  1. «Голосом моим к Господу воззвал я» Пс. 141.
  2. «Господь создал человека из земли» Сир.17:1.

«Не прогневайся на нас» (избранный).

Третий день (если не хоронят)

  1. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом» 2Кор.5:1.
  2. «Взирай с предлежанием» (избранный).

«Но ныне, Господи, Ты — Отец наш» Ис. 64:8-9.

В день похорон

«К Тебе, Господи, возношу душу мою» Пс. 24.

«Господи, Боже спасения моего!» Пс. 87.

«Человек, рожденный женою» Иов.14 (умершим в возрасте до 20 лет).

«Господня земля и что наполняет ее» Пс. 23.

«Кому повем печаль мою» (избранный).

«Не прогневайся на нас» (избранный).

  1. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших» 1Фесс.4:13.
  2. «Им же образом желает елень» (Как лань желает к потокам воды) Пс. 41.
  3. «А души праведных в руке Божией» Прем.Сол.3:1-16.
  4. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое» Иоан.5:24-29.
  5. «Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно» Пс.88:47.
  1. «Спаси, Господи, люди Твоя» (избранный).
  2. «И ныне вы здесь и братья ваши между вами» 3Ездр.14:33-35.
  3. «А праведники живут вовеки» Прем.Сол.5:15.

ПОМИНКИ 40-дней и ГОДОВЫЕ.

Первый день

«Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» Пс. 83.

«И ныне Господи Отец наш еси Ты» (Но ныне, Господи, Ты — Отец наш) Ис. 64:8-10.

Второй день

«К Тебе, Господи, возношу душу мою.» Пс. 24.

«Господи Вседержителю, Боже Израиля!» Варух. 3:1-4.

Когда поминки за многих

«И ныне сила небесная» (избранный). 1-й поют за столами.

Когда хоронят младенца

«Человек, рожденный женою» Иов.14:1. Поют на вынос.

Ежедневные молитвы молокан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here