Как дышать при Иисусовой молитве

Подробное и точное описание: Как дышать при Иисусовой молитве - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Православные исихасты-безмолвники были прекрасно осве- домлены о важнейшей роли дыхания для «соединения человека с Божественным миром». Концентрируя внимание на Слове-молитве, они обязательно синхронизировали рецитацию Иисусовой молитвы с собственным дыханием.

Эта традиция вряд ли родилась в Восточном Средиземноморье: об этом нет никаких сведений в сохранившихся литературных источ- никах. Наиболее вероятно ее заимствование в древнеиндийской культуре. Тем не менее, уже в первых веках христианской эры она была адаптирована к местным условиям и стала неотъемлемой

частью исихастского метода тренинга мозга, получившего яркое название «художество художеств» или «художественная молитва».

«Иисусова память да соединится с дыханием твоим!», — наставлял в V веке христиан великий подвижник святой Иоанн Лест- вичник.

Его поддерживает в VII столетии другой великий святой Исихий Синайский, предлагая метод борьбы с хаотическим рождением мыслей, желаний и ощущений — помыслами, мешающими взаимо- действию с «иным миром»: «…Если хочешь покрыть стыдом чужды помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным».

Исихий неустанно внушал христианам, что концентрация внимания на слове при синхронизации его рецитации с дыханием повышает эффективность психофизических упражнений:

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца… Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели… Сие сладчайшее имя (Иисуса) да прилепится дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия».

«Художественная молитва» стала основным инструментом приобретения сверхвозможностей или стяжания Даров Святого Духа, в теологической интерпретации, не только у отшельников, но и в большинстве монастырей восточной христианской церкви. Причем иногда использовался вариант методики, когда объектом концен- трация внимания становилось самое дыхание, а рецитация Слова имела подчиненное значение, акцентируя внимание на определенных этапах дыхательного процесса. То есть именно так, как было предложено в нашей методике.

Никифор, святой подвижник Афонской Горы, в XIII столетии отдавал предпочтение этой разновидности тренировки, под «сбором или хранением ума» подразумевая внимание 16 : «Сядь и, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понюдь его сойти в сердце и там остаться… Когда твой ум утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непре- станно творить молитву… и никогда не умолкать».

Несколькими веками ранее преподобный Симеон Новый Богослов предлагал методику тренировки, которую можно интерпре- тировать, как использование в качестве объекта концентрации внимания сердца, при вспомогательной роли Слова и дыхания:

«Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом»

В XIV веке преподобный Григорий Синаит составил методику «художественной молитвы», ставшую в православии одним из источ- ников громкого скандала и последующей богословской полемики.

«С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…» Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль».

1 6 Никифор дает вполне разумные определения внимания: «внимание есть блюдение (хранение) ума» или «внимание есть собрание ума к себе и углуб- ление его в один какой-либо предмет при оставлении всех посторонних мыслей и воображений».

Богословы увидели в предлагаемой позе, а также в задержке дыхания, соответствие практике буддийской или индуистской йоги, прямое заимствование из восточных культур. Более того, исихасты настаивали на том, что используемый ими метод позволяет общаться с Божественным миром и достигать самого Бога. Это в корне проти- воречило доктрине о непознаваемости Бога, которой в основном придерживались богословы западной, римской, ветви христианства. Несомненно, православный исихазм и его точка зрения на отно- шения человека с Богом не могли остаться без внимания. Итальянский грек Варлаам обвинил исихастов во всех смертных грехах и ереси и даже обозвал их «омфалопсихами» (от греч. «омфалос» — «пуп», «психе» — «душа, психика», то есть те, у кого душа в пупке), намекая, видимо, на восточные методы концентрации внимания на области пупка.

Однако архиепископ в греческих Фессалониках Григорий Палама, прошедший исихастскую школу в монастырях Святой горы Афон, в споре с Варлаамом сумел отстоять необходимость соеди- нения молитвы с дыханием и естественность принятия молящимся некоторых телесных поз. Что касается пределов познания, то архиепископ, опираясь на жизненный опыт православных подвиж- ников-исихастов, доказал, что познание или общение с Богом возможно, но только в особом состоянии — созерцании, которое достигается исихастскими психофизическими методами.

Более того, Палама убедительно показал, что «священное безмолвие» вообще является основой христианского вероучения. Все это официально в середине XIV века неоднократно подтверждалось константинопольским Собором. Варлаам вынужден был признать себя побежденным и каяться. Показательно, что он сразу же покинул Константинополь и по прибытию в Рим в качестве «компенсации» за

проигранную с православием полемику получил от Папы сан епископа. Впоследствии Варлаам, блестяще образованный человек, обучал греческому языку великого поэта Петрарку.

«Художественную молитву», в которой тренировка внимания основана на сочетании слова с дыханием, до сих пор используют в православных монастырях как на Святой горе Афон, так и в других местах православного Востока.

Афонские монахи использовали и методы регулирования соотно- шения между временем вдоха и временем выдоха посредством произнесения достаточно длинной Иисусовой молитвы в ее полной форме.

«Молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох», — пишет в своем наставлении безымянный православный исихаст XIX века. Если большую часть молитвы произносить на выдохе, то время, за которое он производится, будет многократно превышать время вдоха.

«Молитва прилепляется к дыханию, а ум пробуждается и следит за ней. Со временем ослабевают страсти, умиряются помыслы и утихает сердце», — объясняет смысл «художеств» Иису- совой молитвы наш современник, архимандрит Ефрем, игумен Афонского монастыря преподобного Фелофея.

Однако в русском православии отношение к «художественной молитве» до сих пор остается сложным. О ее истинном содержании вряд ли подозревают не то что простые верующие, но даже монахи и священнослужители. Корни такой ситуации образовались во второй половине XIX века, когда епископ Феофан (Говоров), активный и искренний поборник исихазма, взял на себя огромный труд пере- вести на современный русский язык многотомное «Добротолюбие». Это была антология письменных работ христианских подвижников- исихастов, собранная афонскими монахами. Руководствуясь благими

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о помощи в семье

побуждениями, Феофан Затворник позволил себе изъять из русского перевода весь текст, связанный с описанием «художественной молитвы».

«Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать, и запрещать», — оправдывал свой поступок переводчик «Доброто- любия».

Суть дела, которое не до конца понял святитель Феофан, заклю- чается в следующем. Действительно, в первоначальный период тренировки внимания при синхронизации рецитации рефла с дыханием, проявляются первые физиологические и психические симптомы изменения сознания. В их числе обычно бывают ощущения нарастания творческих способностей, «творческий зуд», «мечтания», а также повышение сексуальности, проявляющееся в усилении как желания, так и потенции, вплоть до эрекции половых органов. Особенно такие изменения заметны при концентрации внимания на дыхании. Однако эти симптомы — временное явление, при продолжении тренировок такие изменения, если их специально не культивировать, как это делают некоторые тантристские секты, проходят сами собой. Несомненно, такие изменения создадут на какое-то время неудобства в жизни монахов и лишние хлопоты по обузданию сильных чувств. Но следует иметь в виду, что цена отказа от таких хлопот — замедление продвижения по Духовному пути, которое было бы более быстрым при использовании тренировок с дыханием.

Феофан Затворник особое внимание в своих трудах и частных письмах обращает на появление при Иисусовой молитве особого рода «духовной теплоты», как на положительный признак изменения сознания. Эта «сердечная теплота» как раз и генерируется в дыха- тельных упражнениях.

Во всех духовных школах, где практикуется тренировка внимания на рецитации рефла, почти всегда используются дыха- тельные упражнения. Люди давно поняли, что использование дыхания в качестве самостоятельного объекта концентрации либо вспомогательного средства, сопровождающего рецитацию, суще- ственно повышает эффективность освоения сверхвозможностей.

Не являются исключением и исламские духовные школы и направления, объединенные общим понятием — суфизм. Развитые, устоявшиеся представления о Духовном Пути к Богу здесь обяза- тельно включают те или иные способы контроля за дыханием.

«Выдохи должно считать; каждый выдох без поминания Его (Бога) мертв, но каждый выдох с поминанием Господа — живой и связан с Ним», — вот типичный взгляд на дыхание у суфиев различных орденов и школ.

В средневековье в мусульманских Индии и Афганистане стали практиковаться при рецитации зикра длительные задержки дыхания. Кое-где, например, в современном Пакистане, и в наши дни можно встретить подобную практику. В иных школах еще в XIX веке упражнения с дыханием считались «тайным методом» достижения состояния созерцания (вадж), или экстаза, то есть «выхода» за пределы обыденного сознания.

Два года назад по просьбе заочного собеседника на одном из интернет-форумов я опубликовал статейку под названием «Иисусова молитва и пранаяма». Согласился на это я после больших сомнений: ведь форум – христианский, а ну-к, мои соображения на этот счет будут восприняты кем-то как пропаганду нехристианских доктрин? Но тему не удалили. Этому есть свое объяснение: администрация этого форума довольно либеральна и, в отличие от многих других, позволяет вольнодумство. Даже камнями бросались не шибко. Но, естественно, иным она пришлась не по нраву, и меня стали поучать:

«Христиане в своей духовной жизни призваны руководствоваться только одной книгой – Библией. Чего есть общего у Христа с тьмой? Ничего. Все это называется не иначе как лжеименное знание».

Не успел я отреагировать, как тот самый человек, который просил опубликовать статью, ответил этому «блюстителю чистоты христианства» — по принципу «лучшая оборона это нападение»:

«Любящему Бога всё содействует ко благу. Или Вы не любите Бога?!»

Мне можно было (и, наверное, полезней) промолчать, но я тоже ответил:

«ТОЛЬКО Библией? С этим я согласиться не могу, и вот почему.

Библия – книга мудрая, и не всем дано самостоятельно постичь тайны, в ней сокрытые. Я исхожу из того, что за последние две тысячи лет на земле существовало множество люде, гораздо более умных, чем я. Полагаю, больше, чем я перевидал за советское время на первомайских демонстрациях. Почему я должен с порога отрицать их опыт и мудрость? Ставя себя выше них (а как же иначе, если они для меня – не авторитет?), я лишь культивирую в себе гордыню.

Сидеть и надеяться на то, что эти тайны мне откроет Дух Святой, тоже не выход. Кто я такой, чтобы Бог избрал меня, и я мог, как Павел, не кривя душой сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос»? Простите, но я не могу себе позволить дожидаться стука в дверь и угодливого: «Халява, сэр!»

Если говорить о жизни как духовной практике, в Библии изложены принципы, дана общая методика и приведены некоторые примеры, но не рецепты на все случаи жизни. Иисус, вон, всякий раз исцелял людей по-разному (если Вам это о чем-то говорит).

Не отрицаю: чтобы убедиться в том, что яйцо тухлое, его не обязательно есть. Достаточно понюхать. Или как-то иначе проникнуть под скорлупу. Но утверждать, что яйцо не свежее, увидев его по телевизору, можно только доверяя диктору на сто процентов. Если Вы знакомы с таким диктором, я рад за Вас. У меня такого нет».

А с одной… девушкой? дамой? гражданочкой? Как назвать, чтобы не допустить бестактности? О! Хорошее слово вспомнил! … с одной сестрой у меня произошел следующий диалог:

Я: «По науке, может, и так. А как же, к примеру, Исаак Сирин? Ведь это — VI век. Термина не было, а опыт был.
Я тоже оч-чень не люблю слова «практика», когда речь идет о духовном делании. Вроде как, позанимался полчасика и пошел по своим делам. А тут – всю жизнь. «Подвижник» – не от «двигаться», а от «подвиг».

Она: «Поэтому я и написала «обычно», хотя уместнее было бы сказать, что умное делание правильнее было бы отнести ко времени возникновения монашества. В Афонских библиотеках были найдены сборники с выборками из древних патериков о молитве и внутреннем делании восходящие к III веку – Антоний Великий, Макарий Великий – IV век. Но можно предположить, что эти письменные раритеты все-таки с достоверностью не могут утверждать о времени возникновения исихазма. Вполне возможно, что оно возникло намного раньше, и не исключено, что кое-что позаимствовано из дохристианских традиций, (я имею в ввиду: сосредоточение, уход в себя, молчание ума, созерцание)».

Читайте так же:  Молитва чтоб человек отвязался

Я: «На мой взгляд, совсем не обязательно позаимствовано. Особенно меня умиляют дискуссии «эзотериков» на тему, где и у кого учился Иисус: у египетских жрецов, у индийских гуру или кого-то еще?
Всё намного естественней. Как в классической физике: закон Архимеда действует одинаково, что в Бразилии, что в Китае. Ничего странного в том, что в культурах, разделенных временем и пространством, люди, изучавшие духовный мир, убеждались в действии одних и тех же законов нематериального мира».

Но довольно скоро обсуждение увяло. Моя попытка реанимировать тему прозвучала как кода:

«Эта краткая и многообразная жизнь есть какое-то колесо, вертящееся на неподвижной оси: то идет вверх, то склоняется вниз, и хотя представляется чем-то неподвижным, однако же не стоит на месте; убегая, держится на одном месте, и держась, убегает; стремительно скачет и не может сдвинуться с места; силится движением своим переменить положение, и от того же движения приходит в прежнее положение. Поэтому ни с чем лучше нельзя сравнить жизнь, как с дымом, или со сновидением, или с полевым цветком».

Красиво-то как! Недаром говорят: Восток — дело тонкое. Для колорита не хватает только экзотики в виде слов сансара, майя.

Только автор, скорее всего, не знал таких слов. Ведь о жизни человеческой рассуждает не кто иной, как Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (IV век)».

В тот раз я не стал говорить, что статейка моя – это фрагмент задуманной книжки о параллелях между христианством и духовными практиками (жуткое слово, но прижилось, и не хочется измышлять без надобности новые термины) иных традиций. И правильно, потому как книжка до сих пор остается в стадии задумки. Даст Бог, когда-нибудь и напишу. Сомневаюсь, однако, что это произойдет в ближайшие месяцы и годы, а посему предлагаю вниманию читателя тот самый набросок с несущественными изменениями.

«Умное делание – это внутренний духовный процесс, совершающийся в глубоких тайниках человеческого духа и распадающийся на три отдельные акта: безмолвие, умную молитву и созерцание (или видение)». [1]

В свое время я обратил внимание на поразительное сходство некоторых элементов монашеского молитвенного делания с такой далекой от христианства школой духовного совершенствования, как йога. Во многих трудах, описывающих монашескую практику, говорится о сочетании молитвы с определенным ритмом дыхания. Однако, подробного изложения того, как осуществляется это сочетание, мне не встречалось. Чтобы как-то систематизировать разрозненные сведения, нужно немало времени и сил. Да и без личного опыта подобные попытки пользы никакой не принесут. Поэтому, ни на что не претендуя, позволю себе поделиться кое-какими предварительными наблюдениями.

Для начала вспомним, что, согласно Патанджали, [2] пранаяма является четвертой (из восьми) ступенью йоги. Буквально «пранаяма» значит «задержка дыхания» или «обуздание дыхания». Но, как ныне известно каждому, кто хоть в какой-то степени интересовался Востоком, в йоге под пранаямой понимается не регулирование потоков воздуха (vayu) в организме, а методика овладения праной как жизненной энергией.

Современные христианские авторы утверждают, что подобное сходство – чисто внешнее, а всё, что идет с Востока – сплошная бесовщина. В частности, говорят, будто

«перманентное йогическое дыхание ведет к накоплению чужеродного, плохо ассимилируемого, психического тока, что вызывает худшие формы психизма и медиумизма». [3]

Проверили они это на себе или просто повторяют заученные фразы, не знаю. На мой взгляд, отрицать опыт лишь по той причине, что он наработан не в христианской среде, неразумно.

Особое место в ряду прочих дыхательных техник в пранаяме занимает так называемое «полное дыхание». Цикл полного дыхания складывается из следующих фаз:

1. Вдох в три этапа, снизу вверх. Сначала воздухом наполняются нижние отделы легких – так называемое абдоминальное дыхание. Затем, легким сокращением мышц брюшной стенки воздух частично выталкивается в средние отделы легких на фоне продолжения вдоха. И, наконец, «ключичное» дыхание. В конце вдоха плечи несколько приподнимаются, позволяя воздуху проникнуть в самые верхние отделы легких.

2. Остановка дыхания. Очень важный момент: речь идет не о натужной, через силу задержке дыхания на вдохе, а именно об остановке. Критерием правильности выполнения полного дыхания является отсутствие какого-либо дискомфорта, когда остановка дыхания не требует сознательных усилий. При входе в состояние раскрытия это происходит естественно, само собой. При этом теряется чувство времени, и, как ни парадоксально, нужно вспомнить, что пора делать выдох.

3. Выдох также совершается в три этапа и тоже – снизу вверх: живот, грудь, ключицы. В конце фазы брюшная стенка расслаблена, и следующий вдох естественно начинается снизу. По телу одна за другой проходят волны снизу вверх. Распространенная ошибка – выдох сверху вниз: сначала ключицы, потом грудь и в последнюю очередь живот. При таком выдохе человек «сваливается» в ХУМ и главная цель «полного» дыхания, поддержание и наращивание состояния раскрытия, не достигается.

Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох – 1 : 4 : 2. По мере совершенствования практики пранаямы рекомендуется и после выдоха делать паузу на четыре счета, но об этом – чуть ниже.

Какое отношение полное дыхание йогов имеет к Иисусовой молитве? А вот какое. Разобьем ее текст на ритмические группы по три слога, с равномерным чередованием ударных и безударных слогов, и составим таблицу, расположив ударные слоги (выделлены прописными буквами) один под другим.

ГОС- | по- | ди,
— | И- | и-
СУ- | се | Хрис-
ТЕ, | Сы- | не
БО- | жий, | по-
МИ- | луй | мя,
ГРЕШ- | на- | го

Чтобы не нарушался ритм (и не возникало «синкоп» при произнесении молитвы), первая ячейка второй строки оставлена пустой (пауза). Переформатируем таблицу:

Гос- | по- | ди,
— | И- | и- | су- | се | Хрис- | те, | Сы- | не | Бо- | жий, | по-
ми- | луй | мя, | греш- | на- | го.

Видео (кликните для воспроизведения).

В первой строке – одна группа из трех слогов с ударением на первом, во второй – четыре и, наконец, в третьей – две. Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох – 1 : 4 : 2, причем каждая фаза состоит из трех «подфаз» (живот, грудь, ключицы). Совпадение? Если да, то весьма примечательное и вряд ли случайное. Подтверждение этой неслучайности я нашел у… Серафима Саровского! Православным известно его наставление:

Читайте так же:  Молитва на яблоко

«Всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй». [4]

О сочетании молитвы с дыханием он, вроде бы, не говорит. Можно тараторить «Господи, помилуй» со скоростью пулемета. А можно – «Гос-по-ди» на вдохе и «по-ми-луй» на выдохе в согласии с биением пульса (на три, шесть, девять, двенадцать ударов…). Я пробовал на «рваный» ритм – в пять четвертей. Эксперимент оказался неудачным. Трудно войти в молитвенное состояние, когда в голову лезет “Take Five”. Но про Серафима Саровского я вспомнил по другому поводу. Известно, что он рекомендовал читать Иисусову молитву в нескольких «редакциях». В частности, в такой:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Богородицей помилуй мя».

Я попробовал разбить «дополнительную» фразу таким же образом, на трехсложные стопы с ударением на первом слоге. И вот, что у меня получилось:

— | Бо- | го | РО- | ди- | цей | — | — | по- | МИ- | луй | мя

В отличие от «классической» Иисусовой молитвы, здесь на паузы приходится не одна, а три доли. Не очень-то складно получается. Однако, именно такая разбивка лучше всего «ложится» на ритм. И тогда обнаруживается еще одно «странное» совпадение: «дополнительная» строка состоит из четырех трехсложных стоп. А ведь это – не что иное, как остановка дыхания после выдоха на четыре счета! То есть, вся молитва, если ее читать целиком, укладывается в ритмическую схему 1 : 4 : 2 : 4 – высшая стадия полного дыхания йогов.

Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Дыхание жизни: О Молитве.

  • Автор: togiya
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2016-07-14
  • Сообщений: 5163
  • Уважение: [+3379/-5]
  • Провел на форуме:
    3 месяца 3 дня

Духовная жизнь во многом – это искусство молитвы.

Святые отцы называли молитву дыханием жизни, нервами души,
золотым дождем, льющимся в душу человека, неиссякаемым источником благодати,
небесным сокровищем, которое человек всегда имеет при себе.

Молитва – это ключ, открывающий врата Небесного Иерусалима.
Молитва – это лествица, по которой душа восходит от земли к престолу Божию.
Молитва – вечный, нетленный, неугасимый небесный свет, который видит сердце человека.
Молитва – воскресение человеческой души прежде воскресения тела.
Молитва – крылья души: без нее душа в своих помыслах и страстях ползает, как червь, по земле.
Молитва – это озарение бездны нашей души небесным светом.
Молитва – постоянное пребывание с Богом, неоскудевающий родник светлой радости.
Молитва – предчувствие и преддверие рая.

Человек создан для вечности: его истинная родина, его отчий дом – это небо.
Здесь, на земле, он изгнанник и странник. Когда человек забывает о своем
предназначении, когда ему кажется, что его жизнь – это только краткий путь
от рождения до смерти, от колыбели до могилы, тогда он становится самым
несчастным существом на земле.

Молитва – это воспоминание о потерянном рае, это обращенность души к Богу.
Для молитвы нет времени и расстояния. Если на слова молитвы откликнулось сердце,
то их услышало все небо. Если слова молитвы излились из глубины души, то они достигли Господа.

  • Автор: togiya
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2016-07-14
  • Сообщений: 5163
  • Уважение: [+3379/-5]
  • Провел на форуме:
    3 месяца 3 дня

Для православного монашества характерно учение об Иисусовой молитве;
вернее, это заповедь для всех христиан, но монашество было тем садом,
где дивные, благоухающие цветы этой молитвы цвели особенно пышно.

Иисусова молитва называется по-разному: памятью Божией, духовной песнью,
любовью Божией, сердечным безмолвием – в зависимости от степени молитвы.

Начинается она как память, затем переходит в таинственную песнь,
которую дух поет день и ночь Богу, а затем вводит человека в безмолвие и любовь.

Святые отцы советуют вначале произносить Иисусову молитву устно, но негромко, полушепотом,
вслух самому себе: громкий голос рассеивает мысли, и только при особенно сильном восстании
страстей допустимо громко произносить, как бы кричать молитву, чтобы заглушить змеиную песнь
сладострастия и гнева. Иисусову молитву надо произносить в темпе обыкновенной беседы,
не слишком быстро, когда ум отключается от слов, и не слишком медленно, когда ум начинает
дремать в них. Затем человек по временам переходит к безгласной молитве, стараясь внутренне
четко произносить ее слова, причем отцы рекомендуют несколько сдерживать дыхание, то есть
делать его поверхностным и редким: это помогает сосредоточению мысли. Мы можем проследить
на себе, что концентрация внимания связана с задержкой дыхания. Однако возможна ошибка
в следующем: человек, набирая воздух до отказа, делает затем долгие паузы, напрягая все силы,
чтобы не выдохнуть его. Некоторым людям, поступавшим так, удавалось иногда мысленно
произносить до десяти, даже до пятнадцати молитв после глубокого вдоха, но следствием подобной
практики нередко оказывалась болезнь – расширение (эмфизема) легких и гипертония.
Отцы советуют противоположное – употреблять при дыхании малое количество воздуха,
как пищу во время поста.

Древние подвижники связывали слова Иисусовой молитвы с дыханием. Этот способ употребляют
и некоторые современные нам монахи. Жизнь человеческого организма протекает в определенных ритмах,
и когда молитва соединяется с этими ритмами, они способствуют ей. Это не механический процесс,
который умерщвляет дух, а нечто другое, похожее на поддержку дружеской руки, помогающей человеку,
идущему по крутой горной тропе.

Человек – уникальный, неповторимый индивидуум, поэтому и путь Иисусовой молитвы у каждого свой,
неповторимый. Молитва – дар Божий, поэтому надо молиться Богу о ниспослании этого дара.
Это, быть может, самый лучший и безопасный способ достигнуть молитвы:
просить ее у Бога как великой милости.

Иисусову молитву нельзя противопоставить другим видам молитвы, например Псалтири:
все они берут начало от одного источника – Духа Святаго. Псалтирь и каноны помогают,
особенно вначале, Иисусовой молитве; сразу перейти только к одной Иисусовой молитве
так же трудно, как перейти от привычной пищи к хлебу и воде, которыми питаются аскеты.
Наш ум по привычке требует разнообразия; даже в поле молитвы лишь постепенно он
переходит от широты познания к глубине. Постоянно держать ум в напряжении – это,
по слову Антония Великого, то же, что держать все время тетиву лука натянутой. На вопрос,
что избрать – Иисусову молитву или Псалтирь, преподобный Варсануфий Великий отвечал:
«И одно делать, и другое не оставлять». Причем постепенно все больше времени и места
в душе отдавать для Иисусовой молитвы.

Читайте так же:  Молитвы на сретение Господне

Преподобный Иоанн Лествичник считает память о смерти необходимой для молитвы.
Надо спрашивать себя: «Кто ты, зачем пришел сюда, когда и куда уйдешь ты отсюда?».
Иоанн Лествичник пишет: «Некоторые говорят, что молитва лучше, нежели память о смерти,
я же воспеваю два существа в одном лице».

Как подчеркивал святой Григорий Палама, дляновоначальных аскетов (упражняющихся) в исихии, полезно и продуктивноиспользовать при замыкании энергии умом, сопряжение внимания и дыхания, такжепри этом хорошо использовать и задержку дыхания, смотреть книгу святогоГригория Паламы «В защиту безмолствующим. Триады».

Таккак вопрос в книге о самих техниках исихии не стоял, стоит обратить внимание натехники даваемые самими отцами православия, в Добротолюбии, или из иныхисточников. Процитирую несколько выдержек изкниги «УМНОЕ ДЕЛАНИЕ. О МОЛИТВЕИИСУСОВОЙ» сборника поучений Святых Отцов и опытных ее делателей Составительигумен Валаамского монастыря ХАРИТОН Издание Валаамского монастыря. Данную книгу получил в благословение отдуховника на Иисусову молитву.

Преподобный Никифор постник,научая о входе умом в сердце, говорит так: «Прежде всего да будет твояжизнь безмолвною, свободною от попечений и со всеми мирною. Затем, войдя вкелью твою, затворись и седши в одном из углов, сделай, как я говорю тебе:»ты знаешь, что при дыхании мы вдыхаем в себя воздух; выдыхаем же его не ради чего-нибудьиного, но ради сердца, ибо сердце есть причина жизни и теплоты тела. Сердце привлекаетвоздух, чтобы дыханием выделить свою теплоту, для себя же получить свежийвоздух. Орудием же такой деятельности является легкое, которое, будучи отСоздателя создано пористым, постоянно, как мех, вводит и выводит окружающийвоздух. Таким образом, сердце выполняет неизменно то назначение, ради которогооно и устроено для благосостояния организма. Итак, ты сядь и, собрав ум твой,веди его тем путем, которым воздух идет к сердцу и понудь его сойти в сердцевместе со вдыхаемым воздухом. Когда же он войдет туда, то последующее будет неневесело и не нерадостно». Далее он пишет: «поэтому, брат, приучи умнескоро оттуда исходить: ибо вначале он очень унывает от внутреннего затвора итесноты. Когда же привыкнет, то уже не хочет оставаться во внешних блужданиях:Царствие Небесное внутрь нас есть.

Еще: 64. «Если истинножелаешь покрыть стыдом помыслы, благодушно безмолвствовать, и без трудатрезвенствовать сердцем; да прилипнет к дыханию твоемумолитва Иисусова, и в немного дней увидишь это на деле».( II. МОЛИТВА ИИСУСОВА)

Практики если их повторить,то окажутся весьма продуктивны, но и замечу и весьма опасны сами по себе.Изучая данный вопрос, складывается впечатление, о том что технический вопрос,выполнения Иисусовой молитвы в отношении положения тела, и дыхания разнится, умногих отцов, техника есть техника.

В 204пункте говорится. «Существенная необходимая принадлежность молитвы — есть внимание. Без внимания нет молитвы. Истинноеблагодатное внимание является от умерщвления сердца для мира. Пособия всегда остаютсятолько пособиями. Те же Св. Отцы, которые предлагаютвводить ум в сердце вместе с дыханием, говорят, что ум, получив навыксоединяться с сердцем (или, правильнее, стяжав это соединение по дару идействию благодати), не нуждается в пособии механизма для такого соединения, нопросто сам собою, своим собственным движением, соединяется с сердцем».

Еще в 378 предостерегают о прелести и важности иметь наставника:

«что велено, относительно положения тела,дыхания и смотрения в сердце. Как такого рода приемы естественно могут доводитьдо некоей степени сосредоточения внимания и теплоты, то он, не имея при себеверного определителя, который бы сказал ему, каково достоинство происходящего внем изменения, — приходит к мысли, что это и есть то, что он ищет, т.е. что егоосенила благодать, тогда как ее туг еще нет, — и начинает мнить, что имеетблагодать, не имея ее. Это и есть прелесть, которая затем покривит и всепоследующее течение его внутренней жизни. Вот почему ныне у старцев видим, чтоони советуют совсем не браться за такие приемы по причине опасности от них».

Итак упражнения подводят к Богу, но дело Бога приходить кчеловеку, иль нет, это не магия какая. (Моя приписка)

Но, тем не менее, зная о сопряженности сознания и тела, окотором говорят отцы, важность и тела исключать далеко нельзя. В той же книге«необходимо тело все держать в бодренном напряжении мышц, и вниманию своему непозволять поддаваться и увлекаться внешними впечатлениями чувств. (217)»

Ну и напоследок очень мощная техника, на которую врядлилегко получить благославение своего духовника, для ознакомления:

Иисусова молитва для мирянина.

Прерывание другой молитвой.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Читайте так же:  Молитва о финансовом благополучии сильная

Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Видео (кликните для воспроизведения).

Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.

Как дышать при Иисусовой молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here