Как появилась молитва

Подробное и точное описание: Как появилась молитва - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Опубликовал Plameny в дневнике Дневник Plameny. Просмотры: 2186

Обычным делом для православного христианина является пользование молитвословами, канониками, акафистниками. И почти никто не задумывается о том, откуда и при каких обстоятельствах появились эти молитвы или произведения церковной гимнографии. Большинство верующих довольствуется готовыми молитвами и даже не допускает мысли о том, что с Богом, Пречистой Богородицей и святыми можно также молиться и своими словами.

В одном из своих поучений святитель Феофан Затворник пишет следующее: «. никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своей личною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного . Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени».

Святитель изложил целый ряд правил для домашней молитвы. Кто пожелает, может их найти. Мы же продолжим развивать начатую тему.

Суть в том, что молитвы, собранные в молитвослове, не столько для того нам предлагаются, чтобы их машинально вычитывать, как бы отдавая дань Богу, а для того, чтобы самим научиться правильно молиться, возгревая молитвенный дух словами, изначально исполненными святой благодати и засвидетельствованными славной кончиной их составителей. Если же мы того не разумеем и не прилагаем должного старания к этому полезному и весьма душеспасительному труду, то, как правило, наши молитвы будут оставаться сухими и безплодными. Тот же святитель Феофан поясняет:

«Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется.

Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие».

Разумеется, нельзя поддаваться бесовской прелести и, отложив молитвослов в сторону, дерзко и самонадеянно приступать к Богу и святым собственными словами скверных и безблагодатных уст! Такая практика приветствуется у разного рода еретиков. Но Церкви Божией она чужда.

Как можно научиться правильно молиться, если не вникать в примеры молитв святых угодников и не проникаться тем же духом благодати? Это же невозможно! Но, также нехорошо, если мы привыкаем бездумно скороговоркой вычитывать молитвы, не прилагая к ним ни размышлений ума, ни чувствований сердца, освященных Божией благодатью.

А какие это должны быть чувствования? — Это не слезная истерия с массой «Почему?», адресованных Богу. И это не самонадеянная эйфория, возбужденная пустыми фантазиями обольщенного воображения. Нет, ни в коем случае!

Чувство бесконечного недостоинства, глубокого покаяния и неисчерпаемой благодарности за милосердие Божие — вот что угодно Господу, что освящается Его благодатию и что располагает Его милости к нам, грешным.

Бывают моменты, когда Господь посылает в душу молящегося умиление. Оно утешает, орошает и подкрепляет человека, но никак не превращает его в дерзкого попрошайку, возомнившего о себе, что достаточно угодил Богу, поэтому имеет права много чего просить. Кто разумеет, да трезвится.

. Когда святые еще не были прославлены и пребывали в земных скорбях, они претерпевали все те же самые трудности и переживания, те же падения и слезы покаяния, которые встречаются в жизни каждого из нас. Возгреваемый ими многими трудами на духовном поприще молитвенный дух приносил плоды в виде их собственных молитвословий, которые они писали для себя самих, дабы исполнить заповедь Спасителя о настойчивой, непрестанной и постоянной в духе молитве. Ибо «просящий получает, ищущий находит и стучащему отворят». Приведу здесь, в качестве примера, молитву святителя Игнатия (Брянчанинова):

Обратите внимание на то, сколько раз угодник Божий говорит Богу о своих падениях. И если мы читаем в наших молитвословах слова, которые называют нас окаянными, нечистыми и блудными, то знайте, что прежде все сии слова были адресованы святыми себе самим. И никто из них не мнил себя святым, будучи на земле. Некто сказал: «Святые — на небе. На земле — все грешники». И это самые правильные слова.

Не надо бояться учиться говорить с Господом и святыми. Они с любовью и радостью ожидают сердечного диалога с каждым из нас. Не нужны им наши сухие сотрясания воздуха языком, в которых нет жизни Духа. Живому общению с Богом и святыми, в Истине и Духе, — вот, чему следует научиться нам.

Так будем же учиться, пока есть время, дабы не предстать нам безгласными и безответными в день отшествия нашего.

Молитва «Отче наш» особая, с нее началась история христианского богослужения. Конечно, важно знать ее содержание и смысл, ее место в богослужении, как оно менялось и менялась ли, как исполнялась, какой несла смысл.

Но, пожалуй, важнее этого то, что лично вкладываешь в эту молитву, почему она так дорога тебе, с чем она у тебя лично связана. Личностное отношение к молитве – вот что важно, как и вообще в вере самое важное — личное, интимное отношение.

Известно, что эту молитву дал своим ученикам Сам Иисус Христос, когда они обратились к Нему с просьбой научить их молитве (Мф.6,9-13,Лк.11,1). Это единственная молитва, которую Он оставил.

В разные периоды и в разных местах она звучит по-разному. В I веке она была единственной, ею освящались утро, день, вечер, с нее начиналась евхаристия. Она была центром богослужения, одна молитва у ранних христиан (св. Игнатий: «да будет у Вас одна молитва…») – это и есть молитва «Отче наш». Все остальные молитвы только присоединялись к ней.

С исполнением молитвы тоже своя история. Песнопение молитвы изначально было общим, всем народом. Только позднее выделился хор, который стал заместителем общенародного пения «порядка ради». Этот порядок, однако, очень медленно и с трудом входил в древнюю церковь, но, завоевав богослужение, оно вытеснило первоначальный способ исполнения «Отче наш», в котором каждый вкладывал самое ценное – личное и интимное.

Читайте так же:  Молитва об укреплении любви

Может быть, поэтому у меня самые сильные ощущения от молитвы связаны именно с моментом ее исполнения перед причастием. Я не знаю, как это объяснить, откуда вдруг это ощущение, словно возвращаюсь на 2 тысячи лет назад, когда все именно так и происходило:

на протяжении всей службы, когда не было ни певчих, ни псаломщиков, не было разделения на тех, кто в алтаре и кто перед ним, все были святыми. Есть, наверное, память веры, хранящаяся в самом строе богослужения, которая дает о себе знать в эти мгновения.

Общенародное пение молитвы «Отче наш» — момент единения, воплощения соборности и церковности. Через общее пение мы, пришедшие в храм,ощущаем себя народом, объединенным любовью и верой в Церковь. Нестройно, неточно, не попадая в ноты, хриплыми голосами, медленно растягивая слова, не в такт и не в тон, но вместе.

Даже те, кого презрительно-уничижительно батюшки называют «захожанами», подпевают. Молитва идет издалека, от бабушек, от корней, от первых христиан. Здесь она обретает надличностный, народный смысл, потому что «едиными усты и единым сердцем», сохраняя чаяния каждого в голосах, вливающихся в этот хор.

Певчие не очень любят народное пение в храме, стараясь задавать удобный себе тон и ритм, который, по их мнению, вносит порядок и стройность, который чаще всего оборачивается диктатом и насилием, потому что порядок подчиняет личность тотальности, нивелируя ее до винтика и члена.

В этот момент перехватывает горло, я люблю всех, кто поет вместе со мной. Не знаю, все ли испытывают такое волнение, наверняка не все: кто-то уже привык к храму, кто-то уже не воспринимает это корявое песнопение за пение и соборность, а поет, потому что так положено.

Певчие глухо ропщут, а иногда и заменяют народ, не выдерживая фальшивости нот, своим музыкально правильным исполнением. Кто-то не знает и истории песнопений в храме, когда в ранний период христианства отдельного от народа хора не было, а пели все вместе, потому что все были «род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел…»(1Пет; 2:5, 9-10).

За этим маленьким эпизодом кроется долгий богословский спор: что есть церковь? Для меня это народ, объединенный любовью и верой в Бога-Троицу. Но не будем вдаваться в подробности спора, немало копий сломано, да и высказывать свою точку зрения в церкви не принято и не безопасно. Все больше подчинение, все больше наказания и все меньше любви.

Но что произошло, то произошло, однако эти островки раннехристианского богослужения, как воспоминания далекого детства, задевают за живое, открывая навстречу самое потаенное спустя и две тысячи лет.

Но вернемся к тексту молитвы. Итак: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Мф.6,9-13,Лк.11,1).

Существует много толкований на эту молитву, но мне ближе всего толкование Антония Сурожского, священника, эмигрировавшего в Париж вместе с родителями еще в отроческом возрасте после революции 1917 года, ставшего в зрелом возрасте тайным монахом, позднее –священнослужителем.

Объясняя «Отче наш», он говорит, что она разделена на несколько частей. Первая – пpизывание Бога-Отца, к которому примыкают тpи Его характеристики — первые прошения.

Вторая – четыре следующих прошения — идут от грешника и являют собой его путь в Царство Небесное.

Заканчивается молитва «Отче наш» – славословием Бога-Троицы, которое благословляет грешника на этот путь и потому произносится всегда от имени Самого Господа только священником. Некоторые толкователи говорят, что это поздняя приписка к молитве, которая уже шла от установившегося строя богослужения.

Суть молитвы проста, если вспомнить слова Иисуса, которыми он ответил на вопрос законоучителя: «Учителю, кая заповедь болши есть в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и болшая заповедь.

Вторая же, подобная ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22; 36-40). В нагорной проповеди Господь учит не уподобляться в молитве язычникам, которые молятся широко, многословно, говорящих много и пространно, а молиться кратко и глубоко, давая за образ молитву «Отче наш».

Первая часть молитвы «Отче наш» относится к первой части наиважнейшей заповеди («Возлюби Господа Бога твоего…»), фактически являющейся первой заповедью из десяти, знакомых нам. Она взята из Ветхого завета (Втр. 6; 4-9) и называется еврейской «шемой».

Шема была дана евреям Богом на Синайской горе и читалась она евреями утром, вечером и при различных обстоятельствах, высекалась на косяках домов и складывалась в особые коробочки со словами из Торы.

Вторая часть заповеди относится ко второй части молитвы(«возлюбиши искренняго своего…»), объединяющая всю вторую часть декалога (5,6,7,8,9 и 10 заповеди). Таким образом, «Отче наш» — это перефразированные и сжатые десять заповедей, изложенные четко, понятно, доходчиво и кратко.

Меня всегда интересовала вторая часть, потому что никто не признается в открытую, кроме разве что святых, достигших духовного совершенства, в нелюбови к Богу. Поэтому, думается, в конечном счете, любовь к Богу всегда воплощается в любви к ближнему, которого любить всегда тяжелее, потому что он вблизи со всеми своими недостатками, ошибками, соблазнами и «кишками».

Второе — ближний, а может быть и прежде всего, это ты сам: как себя любишь, так и других. Принимаешь себя, принимаешь других. Ненавидишь и презираешь себя – других ненавидишь и презираешь. Знаю это не понаслышке, хотя сейчас модно говорить, что надо полюбить себя, но насколько это трудно – никто не говорит, если у себя знаешь грехов больше, чем у других.

Читайте так же:  Какие есть молитвы на Богатство

И вот относительно себя, Христос говорит, что есть только три важных в этом мире вещи: иметь хлеб насущный, уметь прощать и необходимость избегать соблазнов, какими бы привлекательными они ни были.Он не просто перечисляет того, что важно уметь делать, чтобы избежать скорбей и страданий. Хотя и само по себе перечисление этих вещей очень значимо.

В этой части молитвы Иисус Христос устанавливает границы, начиная с хлеба насущного и кончая просьбой избавить нас от лукаваго. Хлеба просишь –проси только насущного, не больше; просишь оставить обиды – проси в той мере, в какой сам можешь оставлять другому – не больше;

просишь не вводить в искушения – не проси помощи в этом самостоянии, умей сам господствовать собой и над грехом, выдерживай эту борьбу; просишь избавить от лукаваго – умей сам видеть за красивой оберткой обман и соблазн.

Поскольку в двух последних прошениях речь идет о соблазнах и умении противостоять им, часто они объединяются в одно прошение. А для меня эти прошения самые важные, потому что отказ от соблазнов означает, что у тебя есть смысл, своя задача, что ты знаешь, зачем живешь и ты умеешь постоять за свою мечту и свой путь.

Это искусство и вершина пути каждого верующего. Когда Каин перед убийством Авеля сильно огорчился, что Бог призрел на дары брата и поник головой, Бог сказал ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4; 7).

Вот в этом суть – «ты господствуй».

Когда научаешься отличать искушение от испытания, когда превращаешь искушение в испытание себя, когда научаешься видеть обман и не поддаваться на красивые слова и посулы, тверд и не колеблешься, тогда — научился справляться с соблазнами, тогда испытываешь приятно-легкое состояние души,

тогда лицо твое – не мрачное и поникшее, а светлое и открытое, потому что у тебя есть то, ради чего стоит жить и верить. Надо бодрствовать, говорит Господь, в этом сила верующего. Потому что «С Богом я все могу».

Вторая часть молитвы «Отче наш» – гимн человеку, который может выдержать все испытания, если знает зачем. Именно поэтому вторая часть – про каждого из нас, каждый молится, произнося «Отче наш», дай силы преодолеть все, силы, выдержать все испытания и выйти победителем.

Последние слова молитвы – благословение Господа — вкратце можно перевести: «Да будет так!» Аминь.

И последнее. Молитва идет не от себя лично, а от нас всех, ею мы молимся за всех, не только верующих, потому она должна исполняться именно соборно, как сегодня мы молимся перед причастием. Мы просим у всех прощения, мы просим сил принять и пройти достойно все испытания, мы ищем путь любви к Богу и ближним.

Время чтения православных молитв в церкви и дома

Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?

Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • дома
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника — она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, — а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Молитва — это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

Православному человеку необходимо читать ежедневные молитвы дома

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце — поблагодарить Его.

Кроме этого, важно еженедельно посещать Литургию в храме для совершения церковной молитвы и принятия Святого Причастия. При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили Иисусову молитву. Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают утреннее молитвенное правило, вечером, по возвращении домой – вечернее правило. Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать краткое правило преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники — Литургию.

Во время Великого поста молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы — на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно, и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Читайте так же:  Молитва об успешной операции Пантелеймону

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении. Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном. Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника, и количество повторений строго регламентируется.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,

Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света,

Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

единосущна Отцу, Имже вся выша.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

Егоже Царствию не Будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Молитва Святому Духу

(перед началом всякого дела)

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде Сый и вся исполняяй, Сокровище благих

и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти

от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Бессмертный, помилуй нас (3 раза)

Святый, посети и исцели немощи наша,

Отче наш, иже еси на небесех

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

да Будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Благодатная Марие, Господь с Тобою:

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,

яко Спаса родила еси душ наших.

Честному Кресту

Боже, Всеблагий и Всемилостливый,

всех охраняяй Своею Милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапныя смерти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже милостивый! Избави мене от злаго духа лихачества, нечистой силы пиянства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния.

Считается, что молитвы писали святые, которые жили еще во времена Христа. Множество молитв присутствует в библейском писании в Новом Завете, например, молитва «Отче наш…». Она считается молитвой Господа. Именно такой молитве научил своих учеников сын Божий Иисус Христос. Кроме того, многие ученики после смерти и воскрешения своего учителя стали писать собственные молитвенные тексты, которые и приведены в библии. Многие верующие всего мира читают и заучивают именно молитвы учеников Иисуса Христа.

Существуют молитвы, которые чудесным образом смогли услышать люди от святых Ангелов. Сии откровения были дарованы людям, имеющим чистую душу и сердце. Услышав, люди перекладывали на бумагу тексты, передавали из поколения в поколение. К таким молитвам можно отнести, например, молитву Пресвятой Богородице.

Нужно отметить, что молитвы писали, прежде всего, сами люди. Например, в библейском тексте Израильский царь Давид с открытой душой обращается к Богу своими словами, которые и называются молитвой.

Множество молитв на разные случаи жизни были написаны служителями Церкви специально для создания прекрасных молитвенных образцов. Для верующих существует специальный Молитвослов, где содержатся различные молитвы, причем известно, что Молитвослов создавался специально с целью упорядочить молитвы, известно, что часть текстов, которые передавались из уст в уста, были признанны негодными для канонизации, часть была существенно отредактирована «святыми отцами». Более того, львиная доля воззваний и прошений – тексты переводные, за что христиан нередко упрекают мусульмане, которые, как и столетия назад, обращаются к Аллаху только по-арабски.

Впрочем, православная традиция позволяет опираться не только на библейский текст, но и создавать свои собственные молитвенные тексты. Такая традиция считается вольностью в религиозных кругах, но, тем не менее, она прочно укоренилась в кругу православных верующих. Они могут писать собственные тексты, которые, считается, гораздо полезнее, нежели бездумно заученные формулы. Именно поэтому только в христианстве есть детские молитвы, детская Библия и пр. православные верят, что когда человек будет молиться своими собственными словами, степень близости и единения с Богом будет больше, а потому человек сможет быстрее найти успокоение и гармонию в своей душе.

Читайте так же:  Молитва на прощение мамы

Эль Греко. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду
Музей искусств, Толедо (Огайо)

«Случилось, что когда Он [Иисус] в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (Лк 11,1). Иисус ответил на просьбу, научив их молитве Отче наш.

Ученики, хотя и искусные в иудейской молитве того времени, были потрясены необычностью молитвы Учителя. Ведь Иисус постоянно пребывал в молитве (ср. Лк 5,16). Молитва сопутствовала самым важным моментам Его жизни: Иисус молится при крещении в Иордане (Лк 3,21); перед призванием апостолов (Лк 6,12); перед Преображением (Лк 9,28). Он молится об укреплении веры Петра (Лк 22,31-32) и о ниспослании Святого Духа (Ин 14,15-17а; 15,26). Молится перед воскрешением Лазаря (Ин 11,41) и перед триумфальным входом в Иерусалим (Ин 12,27). Молится Отцу на Тайной Вечере, чтобы Он прославил Сына Своего (Ин 17,1-5); молится за учеников (Ин 17,6-19) и за всех верующих (Ин 17,20-26). Молится перед страданием (Лк 22,39.46), а при смерти молится за Своих врагов (Лк 23,34).

Молитва Иисуса обращена к Отцу в собеседовании послушания, которым оживотворяется Его миссия: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело» (Ин 4,34). Для Него сокровенное общение с Отцом – источник радости и хвалы: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли . Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11,25.27).

Молитва к Отцу была дыханием земной жизни Иисуса. Он, хотя и пришел к нам и обитал с нами, никогда не оставлял дом Отца, т.е. молитвенного общения с Ним. С другой же стороны, это сыновнее единство становилось спасительной и милосердной близостью с братьями, вплоть до высшей жертвы на кресте.

Молитва Иисуса не прекращается и поныне (ср. Евр 7,25). В Евхаристической литургии Христос Первосвященник приносит Отцу Свою искупительную Жертву. Он приносит ее в единстве со Своим Телом, Которое есть Церковь. Всякая наша молитва возносится к Отцу «через Христа, Господа нашего». Именно молитва Христова укрепляет все наши молитвы, сокровенные и устные. Когда Церковь молится, Сам Сын обнимает колени Отца. Молитва детей достигает Отца через голос Первородного. Миллионы рук воздеты в молитве, хвале, прошении; молящийся же голос один, и это – голос Сына.

На картине представлен Иисус, молящийся в Гефсимании. Он принимает горькую чашу Страстей в высшем послушании Отцу ради спасения человечества.

Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Pater noster qui es in caelis, sanctificetur Nomen Tuum, adveniat Regnum Tuum, fiat voluntas Tua, sicut in caelo et in terra. Panem nostrum cotidianum da nobis hodie, et dimitte nobis debita nostra, sicut et nos dimittimus debitoribus nostris, et ne nos inducas in tentationem, sed libera nos a malo.

Иисус научил нас незаменимой христианской молитве Отче наш в тот день, когда один из Его учеников, видя Его молящимся, попросил: «Научи нас молиться» (см. Лк 11,1). В литургической традиции Церкви всегда используется текст из Евангелия от Матфея (6,9-13).

Отче наш есть «краткое содержание всего Евангелия» (Тертуллиан), «самая совершенная из молитв» (св. Фома Аквинский). Помещенная в центр Нагорной проповеди (Мф 5-7), она заключает в себе в молитвенной форме основное содержание Евангелия.

Молитва Отче наш называется «молитвой Господней» потому что нас научил ей Сам Господь Иисус.

Молитва Отче наш – это молитва Церкви в полном смысле этого слова, поскольку «передается» при Крещении, чтобы показать возрождение в Божественную жизнь детей Божиих. Евхаристия открывает полный смысл этой молитвы, поскольку ее прошения, опираясь на уже осуществленную раз и навсегда тайну спасения, будут окончательно исполнены во Второе пришествие Господа. Молитва Отче наш входит и в Литургию Часов.

Потому что наш Искупитель Иисус приводит нас перед Лицо Отца, а Его Дух усыновляет нас. Благодаря этому мы можем взывать к нашему Отцу с простым сыновним упованием, радостным доверием и смиренным дерзновением, с уверенностью в том, что Бог нас любит и внемлет нам.

Мы можем взывать к Богу «Отче», потому что Его открыл нам Его Сын, ставший Человеком, а благодаря Его Духу мы познали Его. Призывание Отца вводит нас в Его тайну, наполняя всегда новым изумлением и пробуждая в нас желание вести себя как подобает Его детям. Поэтому молитва Господня дает нам познать, что мы – дети Отца в Сыне.

Местоимение «наш» выражает совершенно новую связь с Богом. Когда мы молимся Отцу, мы поклоняемся Ему и прославляем Его с Сыном и Святым Духом. Во Христе мы – «Его» народ, а Он – «наш» Бог, ныне и во веки. Кроме того, мы говорим «Отче “наш”» потому что Церковь Христова есть общение множества братьев, у которых «одно сердце и одна душа» (Деян 4,32).

Поскольку молитва к Богу словами «Отче “наш”» – общее достояние всех крещеных, мы слышим настойчивый призыв присоединиться к молитве Иисуса о единстве учеников. Творить молитву Отче наш – значит молиться с каждым человеком и со всем человечеством, дабы все познали Единственного и Истинного Бога и были едино.

Эти библейские слова указывают не на некое определенное место, а на образ существования Бога: Он вне всяких пределов и превыше всего. Эти слова означают величие, святость Бога, а также Его присутствие в сердцах праведников. Небеса, или Дом Божий, – истинное Отечество, куда мы, еще пребывая на земле, стремимся в надежде. Мы уже живем там, «сокрытые со Христом в Боге» (Кол 3,3).

В ней представлены семь прошений, обращенные к Богу Отцу. Первые три, более богословского характера, устремляют нас к Нему ради Его славы: ведь свойство любви – думать о Том, Кого мы любим. Они подсказывают нам, чего именно мы должны просить у Бога: освящения Его Имени, пришествия Его Царства, исполнения Его воли. Последние четыре прошения представляют Отцу милосердия наши немощи и чаяния. В них мы просим о пропитании, прощении, укреплении в искушениях и избавлении от лукавого.

Читайте так же:  Молитвы на отмаливание рода парастас

Святить имя Божие – значит, прежде всего, прославлять Бога, Которого мы исповедуем Святым. Бог открыл Свое святое имя Моисею и пожелал, чтобы Его народ был посвящен Ему как «святой народ», в котором Он обитает.

Святить имя Бога, призывающего нас «к освящению» (см. 1 Фес 4,7) – значит желать, чтобы крещальное посвящение оживляло всю нашу жизнь. Кроме того, мы просим, своей жизнью и своей молитвой, чтобы каждый человек знал и благословлял имя Божие.

Церковь призывает окончательное наступление Царства Божиего через Второе пришествие Христа во славе. Но Церковь молится также о том, чтобы Царство Божие возрастало уже ныне согласно Заповедям Блаженства через освящение людей в Духе и, благодаря их усилиям, через служение справедливости и миру. Это прошение есть зов Духа и Невесты: «Гряди, Господи Иисусе» (Откр 22,20).

Воля Отца в том, «чтобы все люди спаслись» (1 Тим 2,3).Иисус пришел ради того, чтобы в совершенстве исполнить спасительную волю Отца. По примеру Пресвятой Девы Марии и святых мы молим Бога Отца соединить нашу волю с волей Его Сына. Мы просим, чтобы Его замысел благоволения полностью осуществился на земле, как он уже осуществился на небе. Именно молитвою мы можем «познавать чтó есть воля Божия» (Рим 12,2) и обретать «терпение, чтобы исполнить ее» (Евр 10,36).

Прося с сыновним упованием у Бога ежедневное пропитание, необходимое каждому для существования, мы признаем, сколь благ, превыше всякой благости, Бог, наш Отец. Мы также испрашиваем благодать уметь делиться, чтобы справедливость и сопричастность позволили изобилию одних удовлетворить нужды других.

Поскольку «не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4,4), это прошение также относится к Слову Божию и Телу Христову, принимаемому в Евхаристии, равно как к жажде стяжать Святого Духа. С абсолютным доверием мы просим всего этого «на сей день», на «сегодня», на нынешний день Бога, и все это дается нам в первую очередь в Евхаристии, предвосхищающей пир грядущего Царства.

Прося Бога Отца простить нас, мы признаем себя грешниками перед Ним. Между тем, мы исповедуем Его милосердие, потому что в Его Сыне и через таинства мы «имеем искупление, прощение грехов» (Кол 1,14). Однако наше прошение будет исполнено лишь при условии, что мы прежде простили со своей стороны.

Милосердие проникает в наше сердце только если мы умеем прощать всех, даже врагов. Поэтому, даже если человеку кажется, что исполнить это требование невозможно, сердце, отдающее себя Святому Духу, может, подобно Христу, любить до конца, обращать рану, страдание, в сострадание, преображать обиду в ходатайственную молитву. Прощение сопричастно Божественному милосердию и оно – вершина христианской молитвы.

Мы просим Бога Отца не оставлять нас одних во власти искушения. Мы просим Духа дать нам распознавать, с одной стороны, испытание, необходимое для возрастания в благе, и искушение, ведущее ко греху и смерти, а с другой стороны, различать, когда мы искушаемы, а когда уже впали в искушение. Это прошение соединяет нас с Иисусом, Который молитвой победил искушение. Оно испрашивает для нас благодать бодрствования и непоколебимой стойкости.

Слова «лукавый», «зло», означают личность сатаны, который восстает против Бога и «обольщает Вселенную» (Откр 12,9). Победа над диаволом уже завоевана раз и навсегда Христом. Но мы просим об избавлении всего человечества от сатаны и его дел. Мы испрашиваем также драгоценный дар мира и благодать постоянно ожидать Второго пришествия Христа, Который окончательно избавит нас от лукавого.

«По исполнении же молитвы говоришь ты “Аминь”, запечатлевая через это “Аминь”, что значит “Да будет так”, все, что содержится в этой преподанной нам Богом молитве» (св. Кирилл Иерусалимский).

Ян ван Эйк. Поющие ангелы
Деталь полиптиха Гентского собора

Ангелы – творения Божии. Некоторые из них остались и всегда остаются верными Богу, пребывают в Его присутствии, служат Ему, служат Церкви и соединяются со спасенными в небесной славе.

Согласно Иакову, видевшему во сне лествицу, – «и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (см. Быт 28,12), – ангелы это деятельные и неутомимые вестники, соединяющие небо и землю. Между Богом и человечеством царят не тишина и разобщенность, но постоянный диалог, непрерывное общение. И люди, те, кому адресовано это общение, должны совершенствовать свой духовный слух, чтобы слышать и понимать ангельскую речь, подсказывающую благие слова, помогающую святым чувствам, милосердным поступкам, добродетельному поведению, поучительным отношениям.

Обо всем этом мы просим Ангела-Хранителя в знаменитой молитве, рожденной католическим народным благочестием:

«Ангел Божий,
Хранитель мой,
меня, вверенного тебе по благости небесной,
просвещай и храни,
направляй и веди».

Видео (кликните для воспроизведения).

На картине представлена группа бескрылых ангелов («apteri»), поющих молитвы. Они облачены в роскошные священные одеяния, указывающие на то, что они совершают торжественную литургию. Действительно, ангелы – не только вестники Божии, которых Он посылает к людям, чтобы открыть Свою вышнюю волю. Вторая их обязанность – прославлять Господа на вечной небесной литургии (ср. Откр 8,2).

Как появилась молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here