Святым бессребреникам Косме и Дамиану молятся о даровании исцеления и сохранения здоровья, а также о прибавлении ума.
О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане!
Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному,
но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте.
Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете,
но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете.
Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.
Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают.
На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте.
Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите,
да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают.
В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите,
да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.
Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных,
от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти,
и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных,
да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
(пам. 11 июня), 222 чел., пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней (букв.- «отряды в защиту мира и справедливости») в Китае (в основном в Пекине). В европ. исторической традиции эти события (1899-1901) названы «боксерским восстанием». Восстание носило националистический характер, было направлено против иностранного вмешательства во внутренние дела Китайской империи, которое значительно усилилось в кон. XIX в. В идеологии восставших присутствовала антимиссионерская и в первую очередь антихристианская составляющая. Одной из задач борьбы с колониализмом ихэтуани считали физическое уничтожение кит. христ. Церкви и принявших христианство соотечественников. По свидетельству чудом спасшегося прот. Сергия (Цзи Чана), сына сщмч. Митрофана (Цзи), ихэтуани называли иностранцев и соотечественников-христиан бесами и их исчадиями, себя же — небесным воинством. Они устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвоприношения.
К 1900 г. в Пекине было неск. десятков тыс. христиан разных конфессий, в т. ч. неск. сот православных христиан (Русская духовная миссия (РДМ) в Китае была основана в XVIII в., при имп. Петре I, см. «Пекинская духовная миссия»). До весны 1900 г. офиц. власти Китая покровительствовали иностранным миссиям, но к лету имп. Цыси резко изменила свое отношение и приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. В Пекин бежали иностранцы из провинций: они искали спасения в Посольском квартале города. Когда восстание охватило столицу, начальник РДМ архим. Иннокентий (Фигуровский; впосл. митрополит Пекинский и Китайский) и его сотрудники покинули подворье миссии и переселились в российское посольство, располагавшееся в юж. квартале Пекина. Будучи заверены кит. правительством в сохранности имущества, они взяли с собой только древний образ свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского), привезенный из Албазина свящ. Максимом Леонтьевым еще в 1685 г. (см. ст. Албазинцы), и наиболее ценную церковную утварь. Кит. правительство выставило на охрану миссии 10 солдат, но к 11 июня миссия была сожжена дотла, уничтожены богатая б-ка, архив и ризница.
В сер. мая 1900 г. в дер. Дундинань ихэтуани сожгли правосл. храм и школу на глазах диак. Сергия Чана (впосл. протоиерей), к-рому удалось бежать. Прибыв в Пекин 26 мая, он доложил о случившемся начальнику миссии архим. Иннокентию, а тот в свою очередь поставил в известность посольство. Христиане, жившие неподалеку от миссии, уезжали из города. Поджоги кварталов, где жили европейцы, и домов христиан начались вечером 31 мая 1900 г. Свящ. Сергий, очевидец сожжения РДМ и правосл. храма на ее территории, сообщал о сплоченности христиан, оставшихся в столице, охваченной беспорядками.
Накануне 11 июня на улицах Пекина отрядами ихэтуаней были расклеены прокламации, призывавшие к уничтожению христиан и содержавшие угрозы каждому, кто осмелится их укрывать. Ночью отряды восставших с горящими факелами напали на христ. дома во всех частях Пекина, хватали людей и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед пытками отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Им распарывали животы, отрубали головы и поджигали жилища вместе с людьми. Истребление христиан продолжалось и все последующие дни восстания. Отказавшихся отречься от Православия выводили за городские ворота, где допрашивали и сжигали на кострах. По свидетельству очевидцев, некоторые из правосл. китайцев мужественно встречали смерть. Правосл. катехизатор Павел (Ван Вэньхэн) умер после пыток с молитвой на устах. Учительница школы миссии Ия Вэнь была дважды подвергнута пыткам; ее полуживую забросали землей, когда она очнулась, ее стоны услышал сторож и перенес в свою будку; спустя нек-рое время ее вновь схватили и на этот раз замучили до смерти. Ия Вэнь мужественно исповедовала Христа.
Христ. погромы произошли в ночь на 11 июня, т. е. на день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, в связи с чем это событие иногда называют «Варфоломеевской ночью в Пекине». Во время восстания ихэтуаней помимо правосл. христиан погибло ок. 30 тыс. католиков и ок. 2 тыс. протестантов.
По ходатайству начальника миссии архим. Иннокентия поминовение К. м. установлено Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апр. 1902 г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма во имя Всех святых мучеников, возведенного в 1903 г. на территории Пекинской миссии. Архим. Иннокентий также представил в Синод поименный список 222 погибших за веру православных китайцев. Для православной общины в Китае установлено ежегодное празднование памяти мучеников: 10 июня полагается соблюдать строгий пост (его можно перенести на ближайшую пятницу, если этот день — суббота или воскресенье) и совершить заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, 11 июня совершать торжественное богослужение и крестный ход на место избиения мучеников или вокруг храма.
Архим. Авраамий (Часовников), член миссии, оставил свидетельство обретения и перенесения мощей мучеников (Православная Китайская Миссия. Москва, 1903). Он сообщил, что неск. дней продолжалась работа по извлечению из земли и колодцев тел казненных. Мощи регента Иннокентия и 3 членов его семьи остались почти нетленными. Затем при большом стечении народа и в присутствии родственников прославляемых святых мощи были торжественно перенесены в храм. Во время богослужений 16 китайцев приняли таинство Крещения.
После передачи территории миссии в распоряжение Посольства СССР в 1956 г. храм Всех святых мучеников был разрушен при реконструкции территории. В 1957 г. миссия была закрыта и мощи перенесли на правосл. кладбище Пекина за воротами Аньдинмэнь, у храма во имя прп. Серафима Саровского. Мощи К. м. были частично выкопаны и осквернены хунвэйбинами в годы «культурной революции» (1966-1976), при разгроме правосл. кладбища. В наст. время на месте кладбища располагается городской парк Циньняньху («Парк молодежного озера»).
17 февр. 1997 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение установить почитание К. м. как местночтимых с празднованием дня их памяти 11 июня (24 июня н. с.). С 2005 г. в Пекине в этот день ежегодно совершаются богослужения на бывш. территории РДМ (ныне принадлежащей Посольству России в КНР).
В дер. Дундинань пострадали: церковный сторож Алексий (Чжань Фужунь), его супруга Евфимия, их дети Никита, Михаил, Мария; Ирина; Стефан (Ван Юйгуан); Кир (Чжин Фучэн), его сын Иоанн и др. мученики, чьи имена остались неизвестны.
1 окт. 2000 г. папа Иоанн Павел II канонизировал 120 мучеников Римско-католической Церкви, большинство из к-рых погибло в 1900 г.
Для празднования памяти К. м. 11 июня известны 2 богослужебных последования.
Первое было составлено в 1997 г. в РПЦЗ (см.: Служба святым первомученикам китайским. София, 2000). Оно рассчитано на совершение всенощного бдения и включает в себя отпустительный тропарь 5-го гласа кондак 1-го гласа с икосом, канон 6-го гласа с ирмосом: нач.: несколько циклов стихир-подобнов, стихиры-самогласны, седальны, светилен; на литургии назначается прокимен (Пс 43. 23), Апостол (Рим 8. 28-39), аллилуиарий (Пс 49. 1), Евангелие (Ин 15. 17 — 16. 2), причастен (Пс 32. 1).
Др. последование, составленное в РПЦ МП, впервые было опубликовано в ж. «Китайский благовестник» (1999. № 1. С. 82-93). Оно предполагает совершение праздничной службы с полиелеем и включает в себя отпустительный тропарь 4-го гласа кондак 2-го гласа с икосом, канон 2-го гласа с ирмосом: нач.: циклы стихир и отдельные стихиры, седальны, светилен; на литургии назначается прокимен (Пс 15. 3), Апостол (Рим. 8. 28-39), Евангелие (Лк 12. 32-41) (аллилуиарий и причастен, судя по всему, общие мученикам).
Святому Никите молятся об исцелении от всяких недугов и о даровании здоровья, а также о защите от всякого сглаза и колдовства. Молятся за себя, за детей и других близких.
К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем:
не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.
Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.
От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем;
и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков.
О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито!
Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно:
яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление:
се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем:
испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим:
веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие,
воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем.
Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие.
Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози;
Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый!
Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави.
Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами,
да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков.
О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите!
Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя:
испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная.
О, пречестный и преславный страстотерпче Христов!
Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу;
помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству;
укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам;
насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых.
Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати,
да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся,
благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков.
О, великомучениче Христов, Никито!
Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель.
Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради:
тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия.
Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.
О, великий поборниче наш Никито!
Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его.
Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.
О великий Христов страстотерпче Никито!
Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла:
в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы,
яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Икона Собора свв. новомучеников Китайских |
Китайские мученики [1], убиенные при Боксерском (ихэтуаньском) восстании (+ 1900)
Память 10 июня, 11 июня (Кит., РПЦЗ [2]), во вторую неделю по Пятидесятнице (Греч.) [3]
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Китайские православные первомученики приняли смерть за Христа в мае-июне 1900 года, в ходе охватившего Китай Боксёрского (ихэтуаньского) восстания. Устав повстанцев-ихэтуаней обязывал их исповедывать буддизм и убивать всех христиан, отказывавшихся отречься от своей веры. Паства православной Русской духовной миссии в Китае также подверглась жестокому гонению и потеряла около 300 человек: некоторые из них отреклись от Православия, но другие сделались исповедниками и мучениками за веру [4].
Самый большой сонм китайских первомучеников пострадал в Пекине 10-11 июня [5]. Очевидец событий, начальник Русской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), вспоминал:
В 1901 году, когда по показаниям родственников, соседей и очевидцев стало возможно установить список погибших и обстоятельства их кончины, было выявлено 222 китайских мученика [6]. 11 октября того года архимандрит Иннокентий (Фигуровский) направил этот список в Святейший Синод с ходатайством об их прославлении. Высочайшим указом из Святейшего Синода за № 2874 от 22 апреля 1902 года было установлено совершать память китайским мученикам особым чином в Пекинской духовной миссии 10 и 11 июня. 10 июня полагалось соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенной число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, Богослужение во имя святых мучеников Православной Церкви с крестным ходом на места избиения православных китайцев, или вокруг храма, с пением ирмосов «Волною морскою» и после обычного многолетствия провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.
Пекинский храм Святых Мучеников. Фото Дмитрия Кесселя, 1946 г. |
Их мощи были собраны и в 1903 году, когда в первый раз совершался праздник в честь китайских мучеников, положены в крипте новопостроенного храма, освящённого в их память — Пекинского храма Всех святых мучеников на главном миссийском подворье Бэйгуань. Многие из мощей оказались нетленными. Здесь их честные останки почивали до 1956 года, когда, при перепланировке Бэйгуаня и строительстве там комплекса зданий посольства СССР, мощи мучеников были перезахоронены на русском кладбище за Аньдинмэньскими воротами. Впоследствии на месте этого кладбища был разбит парк Озера молодежи, треть которого занимает искусственный водоем; на его дне ныне покоится большая часть останков, погребённых на кладбище.
Тем временем, ещё в межвоенные годы, поминовение китайских мучеников стало распространяться за пределы Китайской миссии. В 1930-х годах в цикле статей в журнале Охридской епархии «Мали мисионар» их подвиг прославил «Сербский Златоуст» святитель Николай (Велимирович) [7]. С массовым исходом русских из Китая после Второй мировой войны, почитание Китайских мучеников распространилось по всей Русской Православной Церкви Заграницей. В конце XX века учреждение в Восточной Азии приходов Константинопольского Патриархата способствовало установлению празднования Китайским мученикам в Церквах греческой традиции, причём Собор китайских мучеников было определено праздновать во вторую неделю по Пятидесятнице [3]. За это время сведения о мучениках были немного уточнены — в частности, в новых изданиях упоминались несколько некрещеных китайцев убиенных за принадлежность к православной общине, которых «можно считать принявшими крещение кровью» [8]. Наконец, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя священномученика Митрофана пресвитера «и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине» были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания с днём памяти 10 июня [9].
Собор свв. новомучеников Китайских. Икона |
Му́ченицы Твои́, Го́споди, два́ сте́ два́десят и два́,/ в ца́рствии Кита́йстем просия́вшии,/ ве́ру Христо́ву я́ко щи́т держа́ще/ и куми́ром не покло́ньшеся,’ от единоплеме́нных обезу́мевших му́ки и сме́рть прия́ша,/ усты́ о́трока страстоте́рпца воспева́юще:/ боле́зни за Христа́ ни во что́же вменя́ем,/ за жи́знь вре́менную// жи́знь ве́чную улучи́ти жела́юще.
Ин тропарь, глас 3 (перевод с греческого)
Му́ченицы кита́йстии,/ заблужде́ние отцо́в уничто́жившии,/ ве́ру правосла́вную возвели́чившии/ и за нея́ живо́т сво́й положи́вшии,/ будди́йскую ве́ру попра́вшия,/ и прише́ствие Христа́ испове́давшии, Го́спода соверше́на,// моли́теся к Нему́ о душа́х на́ших.
- «Сказание о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году», Китайский благовестник, 2000, № 1:
- http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Martyrs1.htm
- «Список православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)», Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., № 6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11:
- http://orthodox.cn/localchurch/izvestijabratstva/1904/190407. htm
- «222 китайских новомученика», Фома, № 6 (86), июнь 2010:
- http://foma.ru/222-kitajskix-novomuchenika.html
- Плейкаст «Собор китайских новомучеников»:
- http://www.playcast.ru/view/2818496/5eaaa2a73fbfdfd7ab109a10. 2pl
- «День памяти 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ)», страница официального сайта Котовского благочиния Балтской епархии Украинской Православной Церкви:
- http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/iyun/446-11-iyun. tml
- «Новомученики Китайские», страница Синаксаря Пемптусия:
- http://www.pemptousia.ru/2012/10/новомученики-китайские/ (использован тропарь)
[1] Также называются новомучениками и первомучениками. Ср. «День памяти 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ)», страница официального сайта Котовского благочиния Балтской епархии Украинской Православной Церкви, http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/iyun/446-11-iyun. tml ; Иларион (Капрал), архиеп., «Слово в день 222-х первомучеников китайских, убиенных при Боксерском восстании 11/24 июня 1900 г.», официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/rocor/ser_chinesem. tml
[2] Православный Церковный Календарь 2015, Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ), с. 34.
[3] «Sunday of the Chinese Martyrs», официальный сайт Гонконгской митрополии Константинопольской Православной Церкви, 17 июня 2012, http://www.omhksea.org/2012/06/sunday-of-the-chinese-martyrs/
[4] Со слов К. М. Гирса, сына пекинского посланника Российской империи пережившего пекинскую осаду, если до восстания китайских православных «было четыреста,» то после него «осталось человек восемьдесят, прочие перебиты; трупами их наполнены были колодези на месте Духовной Миссии». См. Накамура, К., сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти тт., СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 339 (запись за 18/31 октября 1900), http://ru.scribd.com/doc/169546847/ДНЕВНИКИ-СВЯТОГО-НИКОЛАЯ-. -IV . Статья «Первые христианские мученики из православных китайцев», За Церковь, 1936, указывает что: «Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову». Согласно ст. Ковалевой Е. В., «ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский)», Православная энциклопедия, т. 23, сс. 30-33, http://www.pravenc.ru/text/468765.html — в 1899 году в ведении Китайской духовной миссии было «более 100 русских и более 450 китайцев» (без учёта русской паствы при вновь создаваемых железнодорожных приходах Маньчжурии).
[5] Из приведённой цитаты о. Иннокентия (Фигуровского) следует что массовое мученичество пришлось преимущественно на ночь с 11 на 12 июня, но даты кончин православных мучеников преимущественно приходятся на 10-11 июня.
[6] См. поимённое перечисление в «Списке православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)», Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11, http://orthodox.cn/localchurch/izvestijabratstva/1904/190407. htm
[8] См. биографические очерки в «Сказании о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году», Китайский благовестник, 2000, № 1, http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Martyrs1.htm
[9] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html
[10] Согласно «Списку православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)», Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11, http://orthodox.cn/localchurch/izvestijabratstva/1904/190407. htm и «Сказанию о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году», Китайский благовестник, 2000, № 1, http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Martyrs1.htm . Список упорядочен по семействам; семьи мирян приведены в алфавитном порядке. Курсивом выделены имена встречающиеся только в одном из двух вышеуказанных списков мучеников. Возраст обыкновенно приводится согласно китайской традиции того времени, по которой учитывается количество пережитых лунных новолетий. Таким образом, новорожденный считается годовалым, а если он родился незадолго до лунного нового года — вскоре становится двухлетним. См. Mitrophan Chin, «Coming of Age for a Young Chinese Martyr», портал Православие в Китае, 23 июня 2004, http://www.orthodox.cn/catechesis/age_en.htm
[13] Убита некрещеной. См. подробнее в ст. Чжан Кир Фучэн.
[14] Ребёнок убит некрещёным. См. подробнее в ст. Чжан Кир Фучэн.
Юа́нь ни́дэ ми́н бэйцзу́ньвéй шэнг,
Юа́нь ни́дэ чжи́йи́ чэн си́н юй де,
жу́ ю́й тянь
Во́мэн дэ жи́юн лян,цю ни́ цзи́ньтиянь цы гэй во́мэн;
Куа́нь мянь во́мэн дэ цзуи́ чжа́й,
Йоужу́ во́мэн куа́нь мянь куй фу́ во́мендэ жэнь;
бу́яо жàн во́мэн сяньжу йоухо́,
да́нь цзю во́мэн туо́ли́ нà сé э чжэ
Инвэй гóду́,
Цюаньби́нг,
Жуняао, цюáнши нидэ, чжи́да́о юнюа́нь.
Yuàn nǐ de míng bèizūnwéi shèng,
Yuàn nǐ de zhǐyì chéng xíngyú de,
rú yú tiān
Wǒmen de rìyòng liáng,qiú nǐ jīntiān cìgěi wǒmen;
Kuān miǎn wǒmen de zuì zhài,
Yóurú wǒmen kuān miǎn kuī fù wǒmen de rén;
búyào ràng wǒmen xiànrù yòuhuò,
dàn jiù wǒmen tuōlí nà xié’è zhě
Yīnwèi guódù,
Quánbǐng,
Róngyào, quán shì mí de, zhídào yǒngyuǎn.
Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07
О чем молятся великомученику Никите
Великомученик Никита был готфским воином, жил в IV в. на берегах Дуная. Никита уверовал во Христа и принял Святое Крещение от епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита ревностно распространял христианскую веру среди язычников и многих из них обратил ко Христу. Язычники схватили Никиту, подвергли его многим пыткам, а затем бросили в огонь, где он и скончался (в 372 г.). Христианин Мариан ночью отыскал тело великомученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, и похоронил его в Киликии. Впоследствии мощи святого, прославленные многими чудотворениями, были перенесены в Константинополь.
Великомученику Никите специально молятся об утешении в печалях, о заступничестве в бедах и скорбях, защите от злых людей, гонителей и обидчиков, а также от нападений невидимых врагов. Кроме того, святого просят исходатайствовать у Господа для молящихся избавление от всякого зла, лукавых мыслей, внезапной смерти без покаяния и вечную радость в Царствии Небесном.
Молитва первая
великомученику Никите
О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла; в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наши с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
великомученику Никите
О великомучениче Христов Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя, грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче наш Никито! Не забуди нас, всегда молящихся тебе и просящих у тебе помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченная благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017 (книга готовится к печати).
▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru
Тематические молитвословы, акафисты и другая православная литература.
Материал подготовила Наталья Топоркова
О святых китайских мучениках 1900 года
Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь — первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны.
На то время в Китае уже существовала русская духовная миссия, которую возглавлял архимандрит Иннокентий, которому принадлежит сохранившееся полное описание тех ужасных злодеяний: «Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Еще в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее «боксеры» появились с зажженными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам. Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание.
Сжигая многие христианские дома, «боксеры» выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. Здесь их допрашивали, а потом сжигали живьем».
Христианские руководители общины проявили наибольшую мужественность. Так ими были катехизатор Павел Ван, при миссии Ия Вэнь, во время мучений она исповедала перед мучителями свою веру во Христа. Также пострадали за Христа и дети: мальчик Иоанн Цзи, восьми лет, которого «боксеры» беспощадно изранили. После многих издевательств его спросили, больно ли страдать за Христа, на что он ответил, что за Христа страдать не больно! Тогда ему была отсечена глава. Отдельное внимание в записках свт. Иоанна Шанхайского заслуживает житие мученика Цзи Чуна. Будучи с 10 лет катехизатором, а с 25 священником, он оставался очень скромным и перед принятием сана пытался оправдаться, ссылаясь на свою непригодность. 15 лет он мирно служил в храмах, до 1 июня 1900 года, когда все здания Русской Миссии были сожжены. Его мученическая кончина последовала 10 июня в 10 часов утра. Он был пронзен копьем в грудь. Уже в 1903 году ситуация изменилось в лучшую сторону, и был воздвигнут храм в Пекине, а тела святых мучеников были погребены под его алтарем указом Священного Синода в России от 22 апреля 1902 г. за № 2 874. Память их совещается 10 июня ежегодно. Китайским новомученикам ещё до 1917 года была составлена особая служба и написана икона.
Известна жизнь одной девушки: Мария, супруга Исаии и сноха священника Цзи Чуна, была 19 лет от роду. За два дня до погрома она пришла в дом своего свекра, желая умереть рядом с ним. Когда 10 июня «боксеры» окружили дом священника, Мария все сделала для того, чтобы мужественно помочь другим спастись. Она выводила их из дома и поддерживала, когда они перелезали через стену. Но вот «боксеры» и солдаты разбили ворота и вошли во двор. Тогда Мария храбро стала перед ними и начала их сурово обличать за убийство стольких людей без какого-либо суда и следствия. Нападающие стояли как окаменевшие и не решились убить Марию. Но затем ранили ее руку и порезали ногу. Ее деверь Сергий трижды пытался убедить ее уйти и избегнуть смерти, но мужественная Мария отвечала ему: «Я родилась здесь, у церкви Пресвятой Богородицы, здесь хочу и умереть!» И осталась. Вскоре снова пришли «боксеры» и умертвили блаженную Марию. И современная Россия не забывает подвига новомучеников в Китае.
В 2007 году в столице России открылась конференция в рамках памятных мероприятий, посвященных 50-летию предоставления автономии Китайской автономной Православной Церкви, на которой члены Русской Православной Церкви молитвенно помянули мученически убиенных в 1900 году, а также членов Китайской автономной Православной Церкви и деятелей Русской духовной миссии в Китае.
День памяти: 23 июня
Одна из малоизвестных страниц истории Российской Духовной Миссии в Китае – восстание ихэтуаней. 1900 год – известен как время наиболее жестокого выступления ихэтуаней – по своей сути религиозного движения, которое в Европе по неудачному переводу англичан более известно как «боксерское восстание». Оно было направлено против иностранцев. Идеологией этого восстания было антихристианство.
Сын первого китайца-священномученика Митрофана Цзичуня, убитого ихэтуанями, прот. Сергей Чан, так писал об ихэтуанях: «Это было сообщество, имевшее общинное устройство (общинный стол) и прельщавшее народ своим учением о сверхъестественных силах в целях возвышения Китая и уничтожения иностранцев, иностранцы именовались бесами, крещеные китайцы – исчадиями их, а некрещеные, но имевшие с ними отношение – вторыми исчадиями: на боксеров же смотрели как на воинство небесное».
Ихэтуани устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвоприношения. До весны 1900 г., официальные власти Китая покровительствовали иностранным Миссиям, но к лету императрица Цыси приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. Когда восстание охватило столицу, начальник Российской Духовной Миссии, архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и его соработники покинули Бэйгуань и переселились в Российское посольство. С собою они взяли только древний образ свт. Николая Можайского, привезенный из Албазина еще о. Максимом Леонтьевым в 1685г, и церковную утварь.
Китайское правительство выставило на охрану Миссии 10 копейщиков, но 11 июня Миссия была сожжена дотла, погибла ее библиотека, архив, ризница. Ихэтуани замучили 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них есть и священномученик – иерей Митрофан, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии свт. Николаем, просветителем Японии. По ходатайству Начальника Миссии празднование китайским новомученикам установлено Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902 г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма, освященного в их память – храма Всех Святых Мучеников. Многие из мощей оказались нетленны.
В середине мая боксеры сожгли православный храм и школу в Дундинане на глазах о. Сергия, которому удалось бежать и добраться до Пекина. Прибыв в Бэйгуань 26 мая, о. Сергий доложил о случившемся Начальнику Миссии.
«Выслушав нас внимательно, о. архимандрит тотчас отправил письмо об этом на южное подворье к русскому посланнику. На другой день сам посланник приезжал в Бэйгуань (на северное подворье) чтобы убеждать всех русских миссионеров переехать в посольский квартал под защиту десантов. Посланник считал своим долгом настаивать на этом, чтобы не подвергать опасному риску жизнь миссионеров.
Сотни боксеров в сопровождении деревенской толпы и нищих подходили к Бэйгуаню. Главные, то есть настоящие боксеры по степени своего обучения, или вернее, способности экзальтироваться, разделяются на три класса. По поверию народному, которое разделяют в Китае все, начиная от государя и великих князей до простолюдинов, эти боксеры трех высших степеней совершенно неуязвимы для меча и ружья. Они не имеют нужды пользоваться огнем, чтобы поджигать здания: достаточно только кому-либо из них указать на здание, и оно уже загорается само.
Они призывали всех кричать ша – убивай (то есть христиан), и в то время не было, кажется, ни одного человека, который не кричал бы ша.
В 9 часов утра из южного города принеслась весть, что боксеры скоро придут сюда. Я послал извещения об этом по домам христиан. Услышав это, многие христиане вернулись в свои дома, а другие, напротив, удалились от своих домов. Страх заставлял сплотиться. За мной последовало более 30 человек, и мы пошли мимо северо-восточного угла городской стены на юг. Вскоре мы увидели множество людей, двигавшихся к подворью юга и державших в руках фонари и факелы. Перед приходом боксеров китайские солдаты охранники ходили вокруг Миссии, стреляли из ружей, а потом вместе с пришлым народом кинулись грабить подворье, после чего показался огонь и дым пожара. Соседи говорят, что при сожжении храма было не более двадцати человек».
Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещенные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были с вершок глубины, но он не чувствовал боли, и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: «Чем виновен мальчик? Вина родителей, что он стал последователем дьявола». Другие поднимали его на смех или просто бросали ему презрительные усмешки. Так он веден был, как агнец, на заклание.
Начальник Пекинской Духовной Миссии представил в Св. Синод от 11 октября 1901 г. поименный список 222 православных китайцев, убиенных за веру и вместе с тем ходатайствовал о разрешении в память сих первых китайцев-мучеников за веру: 1) устроить на месте разоренной церкви в Пекине храм в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви, со склепом под алтарем, для погребения в нем мощей избиенных православных китайцев, и 2) установить для православной общины в Китае праздновать 10 и 11 июня по следующему чину: 10 июня соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенное число случиться в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, богослужение во имя Святых Мучеников Православной Церкви, с крестным ходом на месте избиения православных китайцев или вокруг храма, с пением ирмосов «Волною морскою», и, после обычного многолетствия, провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.
Обсудив изложенное и со своей стороны не встречая препятствий к удовлетворению настоящего ходатайства начальника Пекинской Духовной Миссии, Святейший Синод указом от 22 апреля 1902 г. за № 2 874 определил: преподать поименованной Миссии благословение на приведение в исполнение изложенных в представлении архимандрита Иннокентия предположений относительно увековечения памяти православных китайцев, мученически пострадавших за веру во время боксерского восстания в Китае в 1900 г., устройством в Пекине храма в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви, со склепом, для погребения в нем костей избиенных православных китайцев, и установлением для православной общины в Китае ежегодного празднования 10 и 11 июня, с совершением в последний из сих дней, если местные условия позволят, крестного хода к местам избиения православных китайцев или вокруг храма.
Святые мученики китайские, молите Господа о нас многогрешных!
Господи Всемилостивый, укрепи нас в вере и благочестии подобно тому, как Ты, Отче, укреплял мучеников сих верных за Тебя. Аминь.
Тропарь 222 мученикам Китайским
В стране язычестей верою православною просветистеся/ и вмале в вере поживше царствие вечное наследовасте,/ чистотою нравов христианских/ лжеблагочестие конфуцианское посрамисте,/ и бесодохновенный буддизм попрасте яко уметы,/ кровию вашею землю китайскую освящающе:/ темже, молимся, Владыку всех молите,/ страну вашу в последняя времена верою православною просветити,// нас в ней укрепити.
Ин тропарь 222 мученикам Китайским
Мученицы Твои, Господи, два сте двадесят и два, в царствии Китайстем просиявшии, веру Христову яко щит держаще и кумиром не поклоньшеся, от единоплеменных обезумевших муки и смерть прияша, усты отрока страстотерпца воспевающе: болезни за Христа ни во что же вменяем, за жизнь временную жизнь вечную улучити желающе.
Кондак 222 мученикам Китайским
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Яко сокровище многоценное, троелетне в земли сокровенное, обретошася мощи ваша, священнотаинниче Митрофане и овцы твоих учений, во граде Пекине просиявшия, благодать неоскудную подающе душам нашим. Сего ради с радостию и любовию воззовем: молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас.
Добрый день всем посетителям! Меня зовут Владислав Конин. Я уже больше 8 лет изучаю различные книги и источники с молитва. За это время я нашел много интересной информации и хочу поделиться ей с посетителями данного сайта.
Данные для сайта администраторы собирали и перерабатывали, для того, чтобы выложить только проверенные данные. Вся найденная информация была изложена на данном сайте в полном объеме и доступном виде.