Когда Крестятся при молитве

Подробное и точное описание: Когда Крестятся при молитве - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

КОГДА И КАК НУЖНО КРЕСТИТЬСЯ И ДЕЛАТЬ ПОКЛОНЫ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ

КАК ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ И ПОЧЕМУ?
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

КРЕСТИТЬСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ СЛЕДУЕТ:

1) В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
2) В начале пения или чтения «Верую».
3) На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
4) В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

КРЕСТИТЬСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ НАДО:

1)При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2) При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3) При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4) При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
5) При словах «Честнейшую Херувим. ».
6) При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7) Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8) Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
9) При окончании пения или чтения каждой стихиры.
10) На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

КРЕСТИТЬСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ (встаем на колени и касаемся лбом пола):
1) В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза (в будни)
2) В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем» (в будни).
3) На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. » (в будни).
4) По окончании пения «Тебе поем. » (в будни).
5) После «Достойно есть. » или задостойника (в будни).
6) При возгласе «Святая святым» (в будни).
7) При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш» (в будни).
8) При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9) В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
10) В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона (в будни).

Обратите внимание, что в воскресные дни земные поклоны в храме запрещены.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ:
1) При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
2) При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

1) В дни воскресные,
2) В дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Во время церковной службы православными принято креститься и кланяться. Это связано с несколькими аспектами службы. Во-первых, крестное знамение, которым человек осеняет

себя, освящает и защищает наше тело и душу. То как складываются пальцы в это время имеет символическое значение: три пальца — триединство Святой Троицы и два — равнозначность божественной и человеческой сущностей Господа нашего Иисуса Христа. Во-вторых, крестное знамение и связанный с ним поклон — это социальный акт, высказывание, подчеркивающее исповедание веры, почтение, благоговение человека перед тем или иным объектом или фактом. В этом плане для участия в службе в качестве полноправного христианина необходимо знать когда надо креститься и как в это время кланяться.
Читайте так же:  Утренняя и вечерняя молитвы перед причастием

1.Креститься без поклонов полагается:

  • в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, апостола, паремий;
  • в середине шестопсалмия при словах аллилуия;
  • при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую…И во единаго Господа Иисуса Христа…И в Духа Святаго…»;
  • на отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых святых;
  • допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на прошении литии «Спаси Боже…»и при отпусте.

2. Креститься с поясным поклоном полагается:

  • при входе в храм и при выходе из него три раза;
  • при каждом прошении ектеньи;
  • при возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как, например: «Слава Тебе, показавшему нам свет»;
  • на Литургии при возгласах: «Станем добре. Станем со страхом…»; «Победную песнь поющее…»; «Примите, ядите…»; «Пийте от нея вси…»; «Твоя от Твоих…»;
  • при окончании Символа веры на словах: «…и жизни будущаго века. Аминь»;
  • при чтении и пении слов «Придите, поклонимся…»; «Святый Боже…»; «Аллилуия»;
  • при окончании пения стихиры, тропаря или псалма;
  • при произнесении имени Пресвятой Богородицы. На прошении «Спаси, Боже…»;
  • на каноне от 1-ой до 9-ой песни при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым;
  • при пении на утрени Песни Богородице при словах «Честнейшую…»и по «…величаем»;
  • при произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…»и последнего перед отпустом;
  • при окончании отпуста;
  • при возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому…помолимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности молитву на молебне;
  • при прохождении чрез церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон;

3. Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме особых дней (к таким, например, относятся дни от Пасхи до Пятидесятницы):

  • на Литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…»;
  • после возгласа «И сподоби нас, Владыко…»;
  • при первом и втором явлении Святых Даров;
  • кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе Святая Святым.

В дни Великого Поста многие поясные поклоны заменяются земными:

  • при входе и выходе из храма;
  • на славах при чтении кафизмы – три поклона;
  • на каждом припеве Песни Богородицы;
  • на «Достойно…»;
  • на великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;
  • на вечерне и часах при пении тропаря;
  • на Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…»- три поклона;
  • на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.

4. При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном (поясным или земным, в зависимости от значимости святыни для поклоняющегося) дважды, легко приложиться устами, после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.

5. Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.

6. Преклонение головы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.

7. Поясной поклон без крестного знамения:

  • при словах «Мир всем»;
  • при словах «Благословение Господа нашего…буди со всеми вами»;
  • при словах «И да будут милости Великого Бога …со всеми вами»;
  • при словах диакона…»и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);
  • при словах священника Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии своем…кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество. священноархимандритство) твое да помянет Господь Бог во Царствии своем всегда и ныне и присно и во веки веков».

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся преклоняя голову; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не нужно креститься, а только преклрнять голову. Лишь в Светлую пасхальную Седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе!».

8. Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах Свет Христов…и при перенесении Святых даров во время пения Ныне Силы Небесныя…

9. Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: Паки и паки, преклонше колена…помолимся, а также Великим постом при пении «Да исправится…»

По уставу не положено совершать поклонов в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной Седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до Сподоби, Господи…на вечерни в самый день праздника.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Человек, приближенный к Господу, постоянно совершает один и тот же ритуал, но не задумывается о его значении. Находясь в церкви или дома, все верующие крестятся, но мало кто знает, как правильно креститься православным христианам. Прежде чем рассказать о правилах крещения, следует немного вспомнить историю и выяснить, откуда взялась эта традиция и что она обозначает.

Сегодняшний способ перекрещиваться формировался определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.

На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.

Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.

Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.

Читайте так же:  Молитва об открытии сердца

Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Опишем подробную схему, как крестятся православные христиане:

  1. креститься нужно тремя пальцами;
  2. три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  3. мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  4. прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  5. затем опускаются к животу: «И Сына»;
  6. перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают, наконец: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания. Это очень значимый ритуал. Поэтому прежде чем его осуществлять абы как, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Правильному крещению предают большое значение. Делать это нужно не спеша и мысленно обращаться к Богу. Поклон после знамения следует делать только тогда, когда рука будет опущена, чтобы не поломать нарисованный на теле крест.

Если крестное знамение сделано быстро, всей ладонью, это считается кощунством и большим грехом. Это показывает неуважение к Святому Отцу и радует нечистую силу. Поэтому, прежде чем перекреститься, нужно мысленно осознать важность этой процедуры и сделать ее максимально правильно.

Смотрите еще и видео, в котором схимонах Иоаким рассказывает как нужно креститься православным:

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  2. В начале пения или чтения «Верую».
  3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

  1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  4. При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При словах «Честнейшую Херувим…».
  6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

  1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
  4. По окончании пения «Тебе поем…».
  5. После «Достойно есть…» или задостойника.
  6. При возгласе «Святая святым».
  7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
  8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
  9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
  11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
Читайте так же:  Молитва оглашения текст

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
  2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

в дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Источник: Первые шаги в храме. М., 2001.

Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие.
Часть 2

Мы продолжаем наш интересный и полезный разговор о том, какие молитвенные жесты предписано совершать во время богослужения.

Поведение во время богослужения
Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.


Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.

Как правильно прикладываться к святыне
Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.
Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.

Особые случаи
В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, – еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.

Самые распространенные ошибки
Одна из самых распространенных ошибок – это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения. Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено. Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.

Благословение священника
По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.
Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку.
Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.


Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прикладываемся к иконам
Уже говорилось, что, прикладываясь к святыне, мы должны сделать два поклона, потом приложиться к святому образу или мощам угодника Божьего, а потом еще раз перекреститься и сделать поклон.
Когда мы целуем икону, нельзя целовать ее в лик. Это фамильярно и неблагоговейно. Младенца Христа (если Он на Руках у Богоматери) мы целуем в ножку, если перед нами поясное изображение Христа, мы целуем Руку или край одеяния.
Божию Матерь целуем в Руку или в плечо; святых — в руку.
Изображение главы Иоанна Крестителя мы целуем во власы, но, опять же, не в лик.
Даже, если на иконе изображено несколько святых лиц, мы должны целовать икону всегда один раз.

Проверьте свои знания
А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим:

В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать?
Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.

У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?
Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.
На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.

Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим. » на всенощном бдении?
Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим»такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.

Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать?
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.

Читайте так же:  Как вернуть жену в семью молитвами быстро

Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться.
Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения.

Присылайте интересующие вас вопросы на мою почту, и, собрав их, я сделаю материал на эту тему.
И еще: если я что-то упустил в своем очерке, дополните меня или поделитесь своими мнениями. Если где-то я был не совсем точен, укажите мне.


А напоследок, чтобы чуть-чуть поднять всем настроение, размещу предпасхальную фотографию. Предчувствие праздника разлито в воздухе, в храме пахнет куличами, настроение приподнятое.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Верующие люди время от времени посещают храм. Есть определенные ритуалы, которые каждый из нас проводит там: крестится, молится, ставит свечи. Наиболее часто распространенным есть наложение крестного знамения. Но есть такие люди, которые не знают как правильно креститься православным христианам.

Крестным знамением называют совершение малого священнодействия во время проведения которого верующий изображает на себе знамение Крест Господнего с упоминанием Имени Божьего, а также привлекает к себе Божественную Благодать Святого Духа. Данному действию отводят определенную роль.

Своей смертью на Кресте Господь преодолел Сатану и его гордыню, спас человека от греха и рабства. Такими своими действиями он освятил крест и сделал его побеждающим оружием. Затем он даровал его нам, дабы мы могли противостоять нашему врагу – дьяволу. Для того, чтобы данный ритуал нес в себе благодатную силу, необходимо совершать его правильно и благоговейно.

Порой люди путаются в том, как правильно креститься. Часто вопрос, как правильно креститься православным, задают и церковнослужителям. Есть такое высказывание, что беспорядочному маханию и бесы радуются. Для того, чтобы правильно наносить крестное знамение, получать благодатное освящение и отгонять нечистых духов, необходимо запомнить определенные правила:

  • Сложите пальцы правой руки следующим образом: большой, указательный и безымянный должны быть сложены ровно вместе. Безымянный и мизинец подогните к ладони. Такой символ означает нашу веру в единосущную и нераздельную Троицу. Подогнутые пальцы означают то, что Сын Божий имел две природы: человеческую и Божественную.
  • Крестится стоит не торопясь. Приложите пальцы сначала на лоб, потом на живот, на правое плечо, а затем на левое.
  • При нанесении крестного знамения необходимо мысленно про себя произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.» таким образом мы говорим о желание трудится и жить во славу Господа, а также подтверждаем свою веру.
  • После можно опустить правую руку и сделать поклон.

Отвечая на вопрос, как креститься слева направо или справа налево, необходимо заметить, что православные крестятся справа на лево. Католики же делают это наоборот. Многие священники говорят о правильном крестном знамении таким образом, что оно помогает послать не только Божественную Благодать, но и успокоить греховные страсти, а также устрашить бесов.

Мы продолжаем серию разъяснительных материалов о самых обыденных вещах церковной жизни: как и где молиться, что нас окружает в храме и т.п. В прошлый раз мы рассказывали о том, как следует себя вести в храме. Сегодняшний материал – в продолжение этой темы – о том, когда во время богослужения следует совершать крестные знамения и кланяться.

В церкви существуют правила поведения во время соборной (общей) молитвы. Когда священник осеняет молящихся крестом или Евангелием, образом или Святыми Дарами, держа их в руке, все крестятся, преклоняя голову. Когда же он осеняет присутствующих в храме свечами, благословляет рукой, креститься не следует, нужно только наклонить голову.

Когда священник кадит в нашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем», также принято склонять голову. Когда священник обходит храм с кадилом, присутствующие на богослужении придвигаются к центру храма и наклоняют голову в сторону кадящего священника. При этом, однако, поворачиваться спиной к иконостасу не следует – лучше дождаться, когда священник пройдет мимо паперти, и повернуться в его сторону через левое плечо, снова оказавшись к царским вратам боком.

В конце литургии верующие идут поклониться кресту, который держит в руке священник, чтобы поцеловать его.

Во время богослужения крестятся не только перед иконами, поставив свечку, но и в определенных местах богослужения.

1. В начале утрени читаются шесть псалмов. Это чтение предваряется троекратно повторенным: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». В середине шестопсалмия, на «аллилуиа»крестятся три раза.

2. Перед исповеданием Символа Веры, который обычно поется всеми молящимися в храме, диакон возглашает: «Двери, двери, премудростью вонмем». После этого в начале пения «Верую» крестимся.

3. Крестятся также на отпусте, т.е. во время краткой молитвы священника в конце богослужения, когда он произносит: «Христос истинный Бог наш. »

4. Крестятся в начале чтения Св. Писания: Евангелия, Апостола и паримий (фрагментов Св. Писания, которые читает дьякон или чтец).

Крестятся с поясным поклоном:

1. При входе в храм и выходе из него – три раза.

2. При каждом прошении ектений (в начале ектений идут слова: «Заступи, спаси, помилуй нас, Боже, Твоею благодатию», или «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»).

3. При возгласе священника, воздающего славу Св. Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…».

4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси» и «Твоя от твоих», «Святая святым».

6. При каждом слове: «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7. Во время слов: «аллилуиа», «Святый Боже» и «приидите, поклонимся», по возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом – по три раза.

8. На каноне на 1-й – 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.

9. На литии после каждого из первых трех прошений ектеньи – по три поклона, после двух остальных – по одному.

Крестятся с земным поклоном:

1. В пост при входе в храм и выходе из него – три раза.

Читайте так же:  Какую молитву читать когда ставят Свечку за здравие

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

3. В начале пения: «Достойно и праведно».

5. После «Достойно есть» или Задостойника.

6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

7. При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз – при словах: «Всегда, ныне и присно».

8. В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при чтении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечери – три поклона.

9. В пост при молитве «Господи и Владыко живота моего».

10. В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения при словах:

2. «Благословение Господне на вас».

3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа».

4. «И да будет милости Великого Бога».

5. При словах диакона: «И во веки веков» (после «Яко свет еси, Боже наш»).

Зачастую православные по разным причинам (например, тесно в храме) не совершают все описанные выше поклоны и знамения. Это, однако, не избавляет их от необходимости знать богослужение и через совершение крестных знамений и поклонов активно участвовать в нем. Конечно, немногие прихожане досконально знают последование литургии, но если быть внимательным на службе, слова, приведенные здесь в кавычках, услышать не трудно.

Кроме того, есть моменты богослужения, в котрые не положено креститься или совершать поклоны.

1. Во время чтения псалмов.

3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.

Следует отметить, что креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а не при последних словах.

Не допускается земных поклонов:

Во дни воскресные, в дни от Рождества до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Минула первая декада поста, и ежедневная картошка начинает немного утомлять. Самое время раскрыть поваренную книгу: что там сгодится на Великий пост.

Свежую капусту мелко нашинковать, морковь натереть на крупной терке. Все перемешать и посолить. Добавить зеленый горошек (консервированный). Полить уксусом, растительным маслом, посыпать черным молотым перцем и зеленью. Можно добавить свежие огурцы и зеленый лук.

300 г свежей капусты, 1 крупная морковь, 5 столовых ложек горошка, соль, 1 столовая ложка уксуса, 10 г растительного масла, 2 г черного перца.

Капусту очистить, опустить на несколько минут в соленую воду, залить кипятком и довести до кипения. Затем воду слить, а капусту залить чистой водой, чтобы удалить запах. Посолить по вкусу и варить до готовности. Охладить и разделить на маленькие кочешки. Заправить уксусом, растительным маслом, посыпать зеленью петрушки. Украсить кружками отварной свеклы.

800 г цветной капусты, 50 г уксуса, 60 г растительного масла, зелень.

Салат из моркови с яблоками

Морковь и яблоки натереть на крупной терке, добавить сок лимона и цедру. Заправить сахаром и солью.

300 г моркови, 300 г яблок, 1 лимон, 50 г сахарного песка, соль по вкусу.

Лук почистить, разрезать на 4 части, положить в дуршлаг и обдать кипятком. Затем остудить, мелко нарезать. Так же мелко нарезать огурец. Лук смешать с огурцом, полить лимонным соком. Все это посолить, размешать с сахаром. Подсолнечное масло взбить с горчицей и этим соусом полить салат. Украсить веточкой петрушки.

2 большие луковицы, 1 соленый огурец, 1 cm.ложка лимонного сока, 3 cm.ложки подсолнечного масла, полчайной ложки горчицы, 1 чайную ложку сахара.

Нарезанные соломкой лук, петрушку и сельдерей обжарить в растительном масле, залить водой, положить нарезанные морковь, брюкву и шинкованную капусту и варить на слабом огне 20-30 минут. Примерно в середине варки добавить толченый чеснок, приправы; яблочное пюре или тертое яблоко положить в самом конце. Подавая на стол, посыпать суп рубленой зеленью.

2 луковицы, 1 корень петрушки, сельдерей, 2 ст.ложки растит. масла, 1 л воды, 2 моркови, 1 ломтик брюквы, 1 стакан мелко шинкованной капусты (150 г), долька чеснока, 1 лавровый лист, 1/2 чайной ложки тмина, 1 яблоко или 2 ст.ложки яблочн. пюре, соль, зелень.

Гороховый суп с перловой крупой

Горох замочить на ночь в холодной воде и, добавив промытую перловку, поставить в этой же воде вариться. Морковь, лук и петрушку нарезать маленькими кубиками, обжарить в масле и соединить с горохом, когда он будет наполовину готов. Посолить и посыпать зеленью.

1 л воды, 1 стакан гороха, 1 ст.ложка перловой крупы, 1/2 моркови, 1/2 луковицы, 1/2 корня петрушки, 1 ст.ложка растительного масла, зелень, соль.

Тыквенный (кабачковый) суп с горохом

Сухой горох замочить на ночь, затем засыпать в холодную воду и варить до полуготовности. Добавить нарезанный кубиками картофель, а через 15 мин – обжаренные в масле рубленые коренья и нарезанную кубиками тыкву. Посолить, заправить, варить еще 5-10 мин, пока тыква не станет полупрозрачной. Готовый суп сразу подавать на стол. Вместо тыквы годятся кабачки или патиссоны.

300 г тыквы, 2 картофелины, 1/2 стакана сухого гороха или 1 стакан консервированного, 1 головка репчатого лука, кусочек петрушки или сельдерея, 1 морковь или ломтик брюквы, 2 ст.ложки растительного масла, 1 л воды, соль, перец, зелень.

Подготовленные грибы тушат в масле вместе с измельченными кореньями. Вареную свеклу натирают или нарезают брусочками. Картофель, нарезанный продолговатыми кусочками, отваривают в бульоне до мягкости, добавляют другие продукты (муку смешивают с небольшим количеством холодной жидкости) и все вместе варят 10 минут. Зелень кладут в суп перед подачей на стол. Если добавляют томат-пюре, то его тушат вместе с грибами.

30 г сушеных белых грибов, 1 ст.ложка растительного масла, 1 луковица, немного сельдерея или петрушки, 2 небольшие свеклы (400 г), 4 картофелины, соль, 1-2 л воды, 1 чайная ложка муки, 2-3 ст.ложки зелени, 1 ст.ложка томата-пюре, уксус.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А рецепты вторых блюд и праздничной пасхальной снеди –
в следующем номере.

Когда Крестятся при молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here