Коленопреклоненные молитвы в воскресенье

Подробное и точное описание: Коленопреклоненные молитвы в воскресенье - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?

Стояние на коленях (коленопреклонение) — молитвенная поза, символизирующая смирение и покорность Богу. Коленопреклонение во время молитвы было уже известно в Ветхом Завете (молитва царя иудейского Манассии, — прибавление к 36-й главе 2 кн. Паралипоменон) и из него перешёл в христианскую церковь, в которой практикуется со времени Апостолов. Так, первомученник Стефан пред своею смертию «преклонь колена, возопи гласом велим» (Деян. 7, 60); равным образом и Ап. Петр пред воскрешением Тавифы «преклон колена, помолися» (Деян. 9, 40). Являясь выражением указанных чувств, коленопреклонение имело место прежде всего на литургии, — после удаления из храма оглашенных и готовящихся к просвещению. Возбуждая к молитве оставшихся верных, диакон, — по свидетельству литургии VIII кн. Апостольских Постановлений — возглашал: «одни вернии преклоним колена».

Петровский А.В.

К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, указывающих на коленопреклонение, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонение отменяется. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно запретить коленопреклонение в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно Выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента Богослужения недопустимо коленопреклонение и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонение отменяется с так наз. «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами Св. Отцов, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:
«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли»

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле, заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет, почему коленопреклонение отменяется в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Читайте так же:  Молитва от сглаза порчи и проклятий

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле, заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

© 2015–2019 Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря
Оптина пустынь в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви. Официальный сайт.
При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.

199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

Опубликовал администратор в блоге «администратор». Просмотры: 4034

О несоответствии практики коленопреклонения каноническому праву Православной Церкви

От редакции:
Как известно, земные поклоны в воскресные дни запрещены решениями двух Вселенских соборов. В России эти решения зачастую игнорируются и иногда это пытаются обосновать туманными фразами о том, что запрещены какие-то другие поклоны, а не земные, или они разрешены, но без молитвы. Этот вопрос подробно рассмотрен на нашем сайте: https://azbyka.ru/m-poklon
Мы попросили Алексея Алёхина, учащегося богословского факультета университета Аристотеля в Салониках, рассказать о греческой практике совершения земных поклонов в воскресные дни.

В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что в Церкви: «всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Таким чином в Церкви являются канонические правила Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов. Ревность не по разуму (Рим.10:2), не руководимая церковными правилами, может привести человека к прелести и ереси, когда он делает произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Например выбор совершать земные поклоны в воскресные дни, в то время как правила Вселенских соборов это запрещают.

Читайте так же:  40 дней читать молитву Николаю Чудотворцу

В своем труде «О Святом Духе» святитель Василий Великий объясняет нам причину, по которой в воскресный день не должны совершаться земные поклоны: «В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века.«

В воскресный день, как в день радости, не положено совершать земные поклоны не только для молитвы, но и в других обстоятельствах, так архиепископ Петр Александрийский в своем 15 каноническом правиле говорит: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли.«

Не смотря на это, часть христиан, по причине вышеописанной ревности не по разуму, продолжала склонять колена в воскресные дни. С целью ввести общий чин в церковное богослужение первый Вселенский собор своим 20 правилом установил: «Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.«

Однако, это Правило судя по-всему продолжало быть не до конца понятным некоторым православным, для чего 90 Правило Шестого Вселенского собора уточнило в какие именно часы надо прекращать преклонение колен и то, что колена не преклоняются не только для молитвы: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера«

Тем не менее и по сей день, в том числе в Греции существуют как миряне, так и священнослужители, частное мнение которых идет вразрез с Правилами Вселенских соборов.

В качестве аргументации некоторые греческие авторы приводят 10 правило св. Никифора Исповедника: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам.«

По-гречески это правило звучит так: «Πρέπει νὰ κλίνῃ τινὰς γόνυ χάριν ἀσπασμοῦ ἐν τῇ Κυριακῇ καὶ ἐν ὅλῃ τῇ Πεντηκοστῇ, ὄχι ὅμως καὶ νὰ κάμνῃ τὰς συνήθεις γονυκλισίας»

Γονυκλισία, означающая «земной поклон» переведена на русский просто как «поклон», а κλίνῃ γόνυ — «преклонение колен» в данном случае не означает земного поклона. Десятое правило св. Никифора может быть переведено так: «Должно склонять колена ради приветствия (ἀσπασμός = приветствие с поклоном, целование в т.ч. икон) по воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы, однако не делать обычных земных поклонов»

Таким образом, десятое правило св. Никифора о земных поклонах говорит однозначно — они запрещены. А «преклонение колен» в этом правиле означает благоговейное склонение тела, однако без припадания на землю.

Вообще говоря, на практике в Греции есть другая проблема. Неканоничные земные поклоны — это скорее реалии русского благочестия. Греки же не только не стоят на коленях, но и вообще преимущественно сидят во время богослужения, вставая лишь в отдельные его моменты (Великий и Малый Вход, чтение Евангелия, Символа веры, Отче наш). Особенно нелепо это выглядит, когда все встают для чтения Символа веры и сразу же после прочтения садятся, в то время как звучат слова диакона: «Στῶμεν καλῶς· στῶμεν μετὰ φόβου» — «Станем добре, станем со страхом . «, т.е. по-русски «Давайте стоять хорошо, стоять со страхом. «

Поэтому греческие учебники по литургике и статьи в интернет делают акцент не на вопросах коленопреклонения, а на том, что надо стоять во время службы и фраза свт. Василия: «В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо» анализируется не с точки зрения «стоя прямо, а не коленопреклоненно», а «стоя прямо, а не сидя». Поэтому грекам вполне есть чему поучиться у славян.
Главное же и нам, в своей ревности и благочестии, не выходить за установленные оросами Вселенских соборов пределы, чтобы как словесной пастве находиться внутри ограды Церковной, под охранением доброго Пастыря (Ин.10:14), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.
  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
Читайте так же:  Самая сильная молитва от пьянства

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.
  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

С какой целью верующие совершают поклоны и когда их нужно делать?

Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога – неотъемлемое свойство духовной природы человека. Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:3). Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ ( Вт.9:25). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10).

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин.4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением.

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-го Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения:

— «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-го Вселенского собора).

— «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило VI Вселенского собора).

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы.

Преподобный Иоанн Пророк назначил одному брату для борьбы с искушениями 49 поклонов. Тот спросил: «делать ли земные поклоны в Пятидесятницу, или нет?». Ответ старца: «А о земных поклонах в Пятидесятницу тебе уже было сказано в другое время, что надобно их класть только в своей келлии» (Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 95). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, описывая жизнь египетских монахов, говорит: «египтяне не преклоняют колен и не постятся с вечера субботнего вечера до вечера воскресения, равно как и во всю Пятидесятницу» (Писания. Кн.2, гл.18-я). О других праздниках ничего не сказано.

Читайте так же:  Молитвы Святого иосифа

Итак, совершенно ясно, почему не во всякий праздник, пусть даже великий, отменяются преклонения колен и поклоны. Потому, что праздник воскресения предъизображает наше пребывание в Царстве Небесном. Моление стоя есть знамение полной победы Христа над диаволом.

Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» пишет: «Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа — первого по полудни».

В некоторых монастырях Российской империи для единообразия поведения братии в храме вводились свои уставы о поклонах («аще изволит настоятель»). Один из таких опытов обобщен в работе святителя Игнатия (Брянчанинова) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (Полное собрание творений, М., 2003, т.V, с.14 – 15). Внимательно относясь к этому труду, нужно помнить, что он никогда не претендовал на то, чтобы быть каноническим документом. Опыт этот мог иметь отличия от практики других известных российских обителей.

Во время Великого поста увеличивается число коленопреклоненных молитв и земных поклонов. Почему и как правильно совершать поклоны? Портал «Православие в Украине» обратился за комментарием к главе Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде УПЦ епископу Новокаховскому и Геническому Филарету (Звереву). Но отвечая на вопрос о Великопостных поклонах, владыка Филарет копнул еще глубже…

Относительно совершения поклонов в Великий пост существует множество вопросов, недоумений. Постараюсь коснуться сначала самого общего.

Великий пост ознаменован множеством дополнительных поклонов — например, за Великим каноном святого Андрея Критского. Полагаются и земные поклоны за другими службами — так что за богослужебный день их бывает по три сотни.

Однако в посту мы чаще вспоминаем о том, что и вне поста бывает достаточно часто. Ведь полагается и вне поста достаточно поклонов земных. И правило, отменяющее земные поклоны в воскресные и праздничные дни, свидетельствует как раз о том, что эти поклоны «имеют место быть» за обыкновенным будничным богослужением. Так что великие поклоны не суть только принадлежность Великого поста.

Заметочка: У нас (у большинства, не у всех) сейчас есть «две жизни». Одна — церковная, сугубая. Когда церковная — тогда «все правильно», пишем с ятями (порой сильно не к месту), и кланяемся истово, и крестимся, и Писание у нас на столе, и все друг другу говорим не просто «спасибо», но «Спаси Вас Господи». А когда энтузиазм иссякает, или просто пост кончается, мы потихоньку расслабляемся и становимся… правильно, становимся обыкновенными, т.е. такими, как «все люди». В пост мы острее памятуем о Боге, но и вне поста у нас достаточно подвигов церковных, в том числе и поклонов. Другое дело, что не во всех храмах есть возможность служить в будни, когда эти поклоны бывают, а в пост служат чаще, вот мы и видим так много «великопостных» поклонов.

Кстати, о «Спаси вас Господи». Мы так говорим, не понимая, что в этой форме прошение противоречит нормам церковнославянского языка и здравому смыслу. Потому что, если «спаси вас» — то «спаси вас Господь». А если «спаси, Господи», то — «спаси, Господи, Иоанна, или Ксению». А у нас вот такая церковность, неграмотная и напоказ. Как в фильме лже-царь говорил как бы по-славянски: «аки-паки… вельми понеже…».

Скажете, все равно, лишь бы от сердца? Тогда пусть будет, как приговаривала одна церковная, но не слишком грамотная старушка: «Спаси ВАМ Господи» и «ангела за ТРАПЕЗНОЙ»!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что поклоны на приходах и поклоны в монастырях могут быть разными – и в количестве, и в качестве

Потому как ситуация монастырская не может быть сравнима с приходской.

Монастырская жизнь совершенно приспособлена для богомыслия, молитвы и — разумеется — для участия в богослужении. Да, все несут послушания, но послушания логически привязаны к строю богослужения. И всякий насельник все, что делает, делает в ритме и чине церковного жительства. И одни участвуют в службе, другие обеспечивают эту службу, третьи в это же время трудятся на трапезной, приготавливая пищу для братии, которая сейчас молится.

В монастыре нет тех особенностей, какие есть на приходе (как, впрочем, и наоборот). И у монаха в обители нет проблем с отпрашиванием с работы на службу, с необходимостью отвести дитёнка в садик, подростка собрать в школу, а старику-тестю, пардон, помочь разрешить некоторые гигиенические проблемы…

Приходская жизнь иная. И в семьях обыкновенно нет возможности, пойдя на службу, поручить кому-то готовить пищу. А после службы нужно и пищу приготовить, и многое другое сделать.

И если священнослужитель, упразднившийся от мирских дел для службы Богу, может, если здоровье позволит, служить по Афонскому уставу и поклоны класть по триста за день, то его прихожане… Старуха, которая ходила в храм тогда, когда большинство из нас еще на свет не родились, — ее заставим кланяться земно, с костылем и двумя палками? Мать, измотанная бессонной ночью с малым, у которого зубки режутся, — пусть покланяется, подвижница? А те, кто могут — если их на приходе меньшинство (а таких приходов ох, как достаточно)?

Есть такая христианская добродетель, называется рассудительность. Вот ею и следует руководствоваться в решении вопросов о том, как и сколько именно нужно правильно кланяться.

Не скрою: в последнее время мы особенно усердно говорим (точнее, разглагольствуем) о «следовании Уставу». Практически это выражается в попытке получения некоего умственного наслаждения от знания тех или иных особенностей службы. И реализации обыкновенного фарисейского «несмь, якоже прочии человецы».

Соблазн «особеннАго благочестия» силён.

Но я, при всей моей любви к уставному строю богослужения, совершенно искренне готов сказать: различие традиций возможно, и оно должно быть, и пусть как следование традициям, так и их различие в различных приходах и монастырях не станет поводом для разделений. Чтобы совершающий на молитве преподобного Ефрема поклоны в количестве 16-ти земных не судил того, кто кланяется трижды земно, а потом 12 раз в пояс. Чтобы тот, кто делает «метания» в точности как описано в Типиконе, не смотрел свысока на того, кто кланяется на 15,4° меньше обозначенного в Уставе.

Общее требование — чтобы все старались делать все богослужебные действия единообразно, и чтобы не нарушался чин и строй богослужения. Об этом, в принципе, и Типикон говорит.

Вот как красочно пишется в самом почти начале Триодной части «О поклонех и молитве церковное законоположение»:

«Не бо туне [не напрасно], ни якоже прилучися [не случайно] о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша: но разум имущево святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Но прежде о великих поклонех глаголем, яжево святую великую четыредесятницу поста и во иныя посты творятся. Ибо егда время приближится святым великим поклоном быти тогда… молитву начати со умилением и страхом Божиим. глаголя: Господи и Владыко живота моего: стоя право [прямо, ровно], и неуклонно зря к Богу душевне и телесне.

Читайте так же:  Молитва смягчающая сердце мужа

И совершив молитву, творит поклон великий, елико мощи главою до земли довести [так, чтобы коснуться головой земли]. Тажевосклонився и став право [ровно, прямо], паки… душевне и телесне зря к Богу молится, глаголя вторую часть молитвы святаго Ефрема: дух же целомудрия: И окончав, паки творит поклон великий, якоже и прежде указася. И восклонився второе, глаголет третию часть молитвы святаго Ефрема: Ей Господи Царю: И совершив ю, паки творит третий поклон великий. Паки по сих о других двоюнадесяти начинаем писати. в других же легкия именуются, во иных же и малыя.

Поклон же именуется, елико может человек право стоя [стоя ровно, прямо] поклонитися, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли, и се есть образ легкаго поклона. Темже елико вас хотяй, кто святых отец предания хранити, и во святей церкви благочинно управити молитву и поклоны: да внимает, идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно, по изглаголании святыя молитвы, со страхом Божиим.

А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, якоже выше сего изобразися: и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. [А вот тут обратите внимание на резкий тон автора и его высмеивание нарушающих церковный чин] И не якоже нецыи не покаряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает… ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и молитву святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити.

Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод [как безумный], ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет [один опережая другого], мятутся аки тростие ветром колеблеми [шатаются, как тростник, колеблемый ветром]».

Вот пусть все это и примут к сведению. «Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити», — написано в той же статье Типикона. Смотрим на предстоятеля молитвы — епископа или священника, и сами делаем так же. Произносит диакон ектению — после каждого прошения, вместе с ним, осеняем себя крестом и творим поклон малый. Творит предстоятель великий поклон — выслушаем молитву и все вместе кланяемся, как и сам предстоятель. Вот и правило!

Храм — место молитвы общественной, а не парад тщеславия, кто сильнее поклонится и больше поклонов положит. А хочешь усердно помолиться — приди в храм пораньше, или останься после службы, а если уж прямо на службе — так стань за колонной, или, там, у стенки, или в самом притворе, да и клади поклоны, чтобы никто, кроме Господа, тебя не видел. Если же стоять впереди, и когда все вокруг кладут поясной поклон, класть три земных — ну, никакой пользы нет. Совершенно никакой.

Не может быть уставность совершения поклонов целью богослужения, а вот общая чинность и благообразие службы включают в себя, среди прочего, также и совершение поклонов. Истовое, благоговейное, неспешное и совместное. Только бы не стали богомольцы, поклоняющиеся Истинному Живому Богу, поклоняться поклонам, простите за каламбур.

Разумеется, совершение всяким человеком поклона должно быть действием молитвенным. Чтобы не просто об изяществе действия было попечение, но именно о внешнем выражении внутреннего молитвенного состояния. Своей веры, надежды и любви.

А если в каком храме кладут поклонов множество, прямо и точно как обозначено в ныне действующем Типиконе, или по Афонскому уставу, или как еще, — то пусть все, от настоятеля до младшего из прихожан, укоряют себя, говоря: «Мы такие гордецы и грешники, что нам вот столько много нужно кланяться; в других приходах люди праведные, а нам хоть бы так смиряться да спасаться». И чтобы не было такого, когда, придя в другой храм, такие подвижники-поклонники брезгливо говорят: «Фи, а что ж так мало поклонов?».

Как апостол Павел пишет: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13. 3). И если я сделаю за пост десять тысяч поклонов, и от этого возноситься буду?

А далее… Читайте, дорогие мои, Новый Завет.

«Все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14. 40).

«Берегитесь однако же, чтобы… свобода ваша не послужила соблазном для немощных… и от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор. 8. 9, 11–12).

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях… Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми. А ты, что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. И так каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну» (Рим. 14. 1, 4–13).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В начале Поста читается молитва о том, чтобы Господь принял пост и поклоны Своих рабов. Не чтобы мы имели силы для поста и поклонов, а чтобы Бог принял наши старания. Вот мы и дерзаем надеяться на то, что Бог примет наши очень скромные труды. Примет, и благословит каждого — не в меру количества поклонов, но настолько, насколько от поклонов и поста изменится сердце каждого из нас. Помоги, Боже, всем нам!

Коленопреклоненные молитвы в воскресенье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here