Молитва гештальт терапевтов

Подробное и точное описание: Молитва гештальт терапевтов - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Гештальт-молитва произносится в те моменты, когда вы чувствуете обиду, вину, то есть являетесь жертвой ожиданий и ложных обязательств или делаете их жертвами других людей.
Произносить её лучше всего вслух. Когда вы слышите то, что произносят ваши губы, произнесённое становится более осязаемым. Кроме того, вы можете почувствовать большую вовлечённость и ответственность.
Если же, у вас хватит сил принести в жертву ваши иллюзии и вы имеете смелость заявить о себе, попробуйте сделать это глядя в глаза тому, с кем вы находитесь в слиянии.
Главным образом это касается случаев, когда близкие вам люди ведут себя не так, как вы ожидали, либо вы не оправдываете их ожидания. Результат всегда один — одна из сторон обижается, а другая становится виноватой.

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
а ты живёшь в нем не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я.
И если нам посчастливилось найти друг друга, то это прекрасно.
А если нет, этому ничем нельзя помочь.

— А ты классная, когда пьяная.
— Да, ты тоже классный, когда Я пьяная .

Дай, Боже, силы мне не поломаться… Дай, Боже, силы удержаться на ногах! И научи, как всё-таки остаться, мне человеком, в собственных глазах

Гештальт-терапия – это направление в психотерапии, в середине ХХ века разработанное американским психологом немецкого происхождения Фрицем Перлзом*. Цель этого вида терапии — помочь людям стать целостными, осознающими, понимающими и принимающими разрозненные части своей личности. Такая интеграция помогает индивиду перейти от невротической зависимости от окружения к самостоятельности, от опоры на внешние авторитеты к психологической устойчивости и уверенности в себе. Непосредственной целью гештальт-терапии является восстановление непрерывности сознавания человека (своих эмоций, чувств, мыслей, желаний, намерений и пр.). Конечная цель – восстановление полноценного функционирования организма и личности, благодаря чему человек обретаёт целостность и практически полностью раскрывает свои возможности.

– Человек и окружающая его среда представляют собой структурное целое, которое называют полем «организм — окружающая среда». Среда влияет на организм, а организм преобразует окружающую среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, а с другой, и мы влияем на окружающих. Хорошо известна фраза «хочешь изменить мир – измени себя».

– Главный принцип гештальта – «здесь и сейчас» – означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Поскольку, вспоминая о чём-то или думая о будущем, человек испытывает те или иные чувства только в настоящем, здесь и теперь. Использование этого принципа позволяет сделать процесс сознавания вообще возможным. Слова из известной песенки «…есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь» – являются настоящим гимном принципу «здесь и сейчас».

– Базовое понятие гештальт-терапии – контакт. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человек не станет человеком в полной мере в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять все свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать свою границу контакта. Гештальт-терапия раскрывает типичные нарушения границы контакта, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным, а также помогает эти нарушения преодолевать.

В результате гештальт-терапии человек приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, делать свою жизнь более наполненной, избавляться от невротических и других негативных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он учится стоять на собственных ногах, а также проявлять в полной мере свою ответственность ( ответственность – способность человека выбирать свои реакции и отвечать за них). Человек приобретает способность развиваться, а выживать в этом мире не развиваясь невозможно!

Аксиома Гештальта: лечить можно только человека, а не симптом. Невозможно изменить один фрагмент жизни, не затрагивая всего остального, иначе в жизни клиента конфликт лишь усилится. Парадокс состоит в том, что когда человек обнаруживает и признаёт, насколько симптом в действительности конструктивен, высвобождается энергия для изменения и принятия человеком состояния, в котором он находится. История возникновения симптома или модели поведения гораздо менее интересна, чем вопрос, что удерживает этот симптом в нынешнем функционировании человека. Выгода (позитивная часть симптома) – вот что прежде всего подлежит рассмотрению. Если человек сохраняет нежелательное поведение, значит в этом есть какая – то выгода, какое – то приобретение, ради которого организм и сохраняет это поведение. Часто сам выбор не сознаётся, и задача терапии – сделать его сознаваемым. Повествование клиента об истории возникновения симптома часто используется как способ тянуть время и ничего не менять в своей жизни, отвлечься или переложить ответственность на терапевта, вместо того, чтобы принять ответственность за возникновение симптома на себя.

* Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls), также известен как Фриц Перлз; (8 июля 1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) — выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт, основоположник гештальт-терапии.

Великому немецкому психотерапевту Фредерику Перлзу, автору и создателю гештальт-терапии, принадлежит клятва, получившая название « Молитва гештальтиста».

Звучит она следующим образом:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты — это ты.
А я — это я.
И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

Отличная « прививка» от манипуляций и обвинений любого рода. Также, если вдруг соберетесь на кого-нибудь обидеться, или кто-то вдруг « не оправдает ваши ожидания» вспомните эти простые слова.

«. Это я ответственен за то, чтобы отойти от того, что меня ранит. Я ответственен за то, чтобы защититься от тех, кто причиняет мне вред. Я ответственен за то, чтобы обращать внимание на то, что со мной происходит, и оценивать свою долю участия в происходящем.

Я должен осознать тот резонанс, который имеет мой поступок. Чтобы со мной происходило то, что происходит, я должен делать то, что я делаю. Я не говорю, будто я могу управлять всем происходящим со мной, — нет, но я ответственен за все, что со мной происходит, потому что в чем-то, пусть в какой-нибудь мелочи, я поспособствовал этому.

Я не могу контролировать мнение всех окружающих, но могу контролировать свое. Я могу свободно распоряжаться своими поступками.

Мне следует решить, как я буду действовать. С моими ограничениями, с моими бедами, с моим невежеством, со всем, что я выучил и что знаю. Принимая во внимание все это, я должен решить, как поступить наилучшим образом. И мне следует поступить именно так.

Мне следует познать себя лучше, чтобы знать свои ресурсы.

Мне следует полюбить себя настолько, чтобы наделить себя привилегиями, и знать, что это мое решение.

Читайте так же:  Защитная молитва Богородице

Тогда я приобрету нечто, что приходит с автономией и является обратной стороной свободы: отвагу. У меня будет отвага, чтобы действовать, как мне диктует мое сознание, и платить за это.

Тогда я буду свободным, даже если другим это не понравится.

И если ты не любишь меня таким, какой я есть;

И если ты покинешь меня такого, какой я есть;

И если в самую длинную и холодную зимнюю ночь.

ты оставишь меня одного и уйдешь.

Закрой дверь, слышишь? Потому что мне дует.

Закрой дверь. Если таково твое решение, закрой дверь.

Я не буду просить тебя задержаться ни на минуту вопреки твоему желанию. Я прошу тебя: закрой дверь, потому что я здесь живу, а на улице холодно.

И это будет моим решением.

Это превращает меня в личность, не подверженную манипуляциям. Потому что самозависимым человеком невозможно манипулировать, и мы знаем, что никто не может им управлять. Потому что самозависимым человеком можно руководить, лишь если он сам этого захочет, так как он неуправляем, вы не распоряжаетесь им. Это он руководит ситуацией, он управляет самим собой.

Это означает огромный шаг вперед в вашей личной истории и в вашем развитии, это подразумевает совсем другой образ жизни и, возможно, более глубокое познание других людей.

Если вы по-настоящему самозависимы, если вы не даете собой манипулировать даже самую малость, то вероятно, что некоторые люди уйдут из вашей жизни. Может быть, кто-то не захочет остаться.

Ну что же, придется согласиться и на эту цену.

Цену, которая будет заключаться в расставании с некоторыми лицами из нашего близкого окружения.

И в подготовке к празднованию прибытия новых лиц (возможно. ).

. Когда мы принимаем решение чем-то заняться с другим человеком – чем–то важным, вроде секса, или менее важным, вроде прогулки по площади (а может быть, столь важным, как прогулка по площади, и столь незначительным, как секс), мы должны осознавать, что это добровольное решение, задуманное как совместное действие с другим человеком, но не «ради» него, а «с» ним. Важно начать осознавать, что наши отношения с миром, с окружающими, с близкими в действительности заключаются в действиях «с» ними.

И что это решение автономно и зависит от нашего свободного выбора.

Что я не делаю ничего ради другого и поэтому он мне ничего не должен.

Что он ничего не делает ради меня и поэтому я ему ничего не должен.

Что мы просто делаем некоторые вещи вместе.

В этом случае я не попаду в зависимость от него и не попытаюсь вызвать ее в нем.

Я не уроню своего достоинства, пытаясь заставить его бояться.

Я откажусь от потребности вызвать его ненависть.

Я отвергну позицию жертвы, чтобы ему никогда не было меня жалко.

Я не буду пытаться стать для него незаменимым.

Я буду довольствоваться его любовью или нелюбовью.

Как бы то не было, если он меня не любит, пусть не переживает за меня, всегда найдется кто-то способный меня полюбить. «

* Букай Хорхе (исп. Bucay Jorge) — известный аргентинский психотерапевт, гештальт-терапевт и автор книг по популярной психологии.

Родился в 1949 г. в пригороде Буэнос-Айреса в скромной семье. Начал работать в 13 лет. В одной из своих книг Букай сказал о себе так: «Я торговал на улице носками, был клоуном, страховым агентом, кладовщиком и таксистом. Но в итоге мальчик из средней семьи стал врачом, психотерапевтом, преподавателем, лектором, ведущим авторской программы на радио и телевидении, автором книг».

В 1973 г. Букай окончил медицинский факультет Университета в Буэнос-Айресе и более 30 лет проработал психотерапевтом и психоаналитиком. Был сотрудником госпиталя Пировано и в клиники г. Санта-Моника в Буэнос-Айресе, где специализировался на психических заболеваниях.

Сегодня доктор Букай живет в Испании и считает себя «профессиональным утешителем», хотя лечебной деятельностью он больше не занимается, посвятив себя написанию книг, которые он называет медицинскими инструментами, и конференциям по обучению врачеванию. Кроме того, он издает в Испании популярный в Европе и Латинской Америке журнал «Mente Sana» («Здоровый дух»).

«Я – это Я, а ты – это ТЫ.
Я делаю свое дело, а ты – свое.
Я живу в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь».

* Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls), также известен как Фриц Перлз; (8 июля 1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) — выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт. Основоположник гештальттерапии.

ГЕШТАЛЬТ-МОЛИТВА ФРИЦА ПЕРЛЗА

Я В ЭТОМ МИРЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТВОИМИ ОЖИДАНИЯМИ.

И ТЫ В ЭТОМ МИРЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С МОИМИ ОЖИДАНИЯМИ.

ЕСЛИ НАМ СЛУЧИЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ – ЭТО ПРЕКРАСНО!

ЕСЛИ НЕТ, ЭТОМУ НЕЛЬЗЯ ПОМОЧЬ.

Я ДЕЛАЮ СВОЕ ДЕЛО. А ТЫ ДЕЛАЕШЬ СВОЕ. Нравственный императив Э. Канта гласит: «ЧЕЛОВЕК САМ В СЕБЕ ЦЕЛЬ И НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СРЕДСТВОМ». Это означает, что каждый человек вправе делать свое дело, быть собой и жить так, как считает нужным. И никто не вправе принуждать человека жить иначе. Никто не знает, для чего предназначен другой. «Цели в себе нельзя принуждать». Но с ними можно договариваться. Принуждение часто оборачивается конфликтами, ответной агрессией и является нарушением нравственных законов. Вот почему свобода мудрого и нравственного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос «другой цели в себе».

Я В ЭТОМ МИРЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТВОИМИ ОЖИДАНИЯМИ. Люди могут сколько угодно фантазировать о том, как мы должны поступать. Но мы будем вести себя соответственно своим внутренним законам, целям, характерам и так далее. И тот, кто ждет от нас поведения, соответствующего его ожиданиям, обречен на бесконечное разочарование и глупые, бессмысленные обиды. Мы не в состоянии даже при всем нашем желании угадать, как именно на взгляд другого человека мы должны поступить /что сказать, сделать или не сделать/ в том или ином случае, чтобы он был доволен и удовлетворен. Каждый поступает так, как свойственно ему. Если кому-то не нравится то, как мы поступаем, это его личное дело. Наше – быть готовым спокойно принять чье-то недовольство и разочарование. Это наша жизнь. И мы вправе проживать ее по собственному усмотрению.

И ТЫ В ЭТОМ МИРЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С МОИМИ ОЖИДАНИЯМИ. Не существует правильных, универсальных моделей поведения на все случаи и обстоятельства жизни. Каждый живет, как умеет, и поступает в соответствии с устройством своего уникального внутреннего мира. То, что кажется идеальным поведением нам, на взгляд другого человека может показаться глупым, недопустимым, опасным, абсурдным и так далее. Ждать от другого человека соответствия его поступков наших ожиданиям – питательная почва для обид и непонимания устройства жизни. Чтобы не засорять свой внутренний мир негативными переживаниями /обидами, возмущением, обвинениями и т. п./, необходимо раз и навсегда распрощаться с идеей о том, что люди обязаны и способны вести себя так, как нам бы хотелось.Надо вернуть им их естественное право поступать соответственно их собственному разумению. Лучшее, что мы можем сделать для них и для себя — постепенно развить в себе умение спокойно принимать любое, даже самое неожиданное, странное для нас поведение и вместо бессмысленных переживаний и разочарований просто делать выводы о том, как вести себя в дальнейшем с тем или иным человеком, сможем ли мы с ним взаимодействовать, стоит ли продолжать общение и так далее.

Читайте так же:  Молитва несчастная любовь

Я ЭТО Я. Я имею право быть собой и открыто отстаивать собственные границы, потребности и интересы. Я – цель в себе. И живу в соответствии со своим внутренним устройством. С теми, кто пытается грубо принудить меня стать кем-то другим, мне не пути. Я это я. Но со мной можно попытаться договориться, учитывая мои особенности и потребности.

ТЫ ЭТО ТЫ. Ты имеешь точно такое же право отстаивать собственные интересы, границы и вести себя так, как свойственно тебе. Ты другой. И я не вправе навязывать тебе то, что кажется мне должным. Но я могу попытаться договориться с тобой.

ЕСЛИ НАМ СЛУЧИЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ – ЭТО ПРЕКРАСНО! Если наши характеры, желания, намерения, ценности, цели, вкусы и представления о жизни близки, нам повезло! Наши «цели в себе» оказались во многом совпадающими, способными помогать друг другу самореализовываться, получать удовольствие от сотрудничества и общения.

ЕСЛИ МЫ НЕ ВСТРЕТИЛИСЬ – ЭТОМУ НЕЛЬЗЯ ПОМОЧЬ. Внутренние миры взрослых людей скроены прочно. Их устройство может очень сильно отличаться. Если мы, наши цели в себе, оказались слишком разными, несовместимыми, несозвучными, чужеродными ничего не поделаешь и никого не переделаешь, особенно с помощью принуждения, агрессивной критики, обид и упреков. Лучше просто разойтись, не тратя драгоценное время жизни на переделку того, что ей не поддается. Этому нельзя помочь.

Все гештальт-терапевты знают «Молитву гештальт-терапевта»

«Я — это я, а ты- это ты.
И я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
Если нам случится встретиться — это прекрасно.
Если нет — этому нельзя помочь.»

А еще недавно прочитала современный вариант от аргентинского терапевта Хорхе Букая.

…Когда мы принимаем решение чем-то заняться с другим человеком – чем–то важным, вроде секса, или менее важным, вроде прогулки по площади (а может быть, столь важным, как прогулка по площади, и столь незначительным, как секс), мы должны осознавать, что это добровольное решение, задуманное как совместное действие с другим человеком, но не «ради» него, а «с» ним. Важно начать осознавать, что наши отношения с миром, с окружающими, с близкими в действительности заключаются в действиях «с» ними.
И что это решение автономно и зависит от нашего свободного выбора.
Что я не делаю ничего ради другого и поэтому он мне ничего не должен.
Что он ничего не делает ради меня и поэтому я ему ничего не должен.
Что мы просто делаем некоторые вещи вместе.
И рады этому.
В этом случае я не попаду в зависимость от него и не попытаюсь вызвать ее в нем.
Я не уроню своего достоинства, пытаясь заставить его бояться.
Я откажусь от потребности вызвать его ненависть.
Я отвергну позицию жертвы, чтобы ему никогда не было меня жалко.
Я не буду пытаться стать для него незаменимым.
Я буду довольствоваться его любовью или нелюбовью. Как бы то не было, если он меня не любит, пусть не переживает за меня, всегда найдется кто-то способный меня полюбить…»

Хотите действенный прием, который реально помогает пережить обиду и стресс (будь то предательство близкого человека, неприятие родных, недооценивание на работе и т.д.).

В психологии есть направление, которое называется — гештальт-терапия. И сегодня речь как раз об одном приеме из гештальт-терапии. Называется он гештальт-молитва.
Авторство этой молитвы принадлежит основоположнику этого направления, Фрицу Перлзу, и эта молитва — важный элемент гештальт — терапии. Текст молитвы Перлза молодые гештальтисты изучают одним из первых.

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.
Произнесите ее медленно вслух…
Вы должны почувствовать примирение с миром, облегчение в какой-то степени.
Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова… Ты — это ты. А я — это я…

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Его 2 основные проблемы:1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе — даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять — чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот — у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия. Все можно предупредить, не доводить до такого результата.Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

  • Я имею право на потребности. Я есть, и я — есть я.
  • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
  • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
  • Я имею право жаждать любви и любить других.
  • Я имею право на достойную организацию жизни.
  • Я имею право выражать недовольство.
  • Я имею право на сожаление и сочувствие.
  • … по праву рождения.
  • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
  • Я позабочусь о себе в любом случае.

Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы — лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

Читайте так же:  Молитва на густые волосы

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

ЗА КАЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

Психосоматические заболевания (так будет корректней) — это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины.психологические причины — это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний.

«Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер. За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. Профессор Университета Миссури Роберт Долливер считает, что это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.

  • Я – это Я, а ты – это ТЫ.
  • Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
  • Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
  • И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
  • Ты — это ты, и я — это я,
  • И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
  • А если нет — этому нельзя помочь.

Освоение разнообразных способов, помогающих управлять своей судьбой, улучшать качество жизни и преобразовывать собственный потенциал — главная задача гештальт-терапии. Сильная молитва гештальтиста Фредерика Перлза поможет в переоценке взаимоотношений и мироощущения, а также в формировании внутренней гармонии.

Известный во всем мире не только профессиональным психологам немец Фриц (Фредерик) Перлз вместе со своей супругой переоценили методы психотерапии, основанные на учении Фрейда. В результате они решили внести корректировки в понятия теории и добавили свои методики в процесс работы с клиентами.

Врач ввел понятие «гештальт», оригинальное немецкое слово gestalt переводится как «форма, образ». Это идеал межличностных отношений между людьми, рассмотренных в мелких подробностях, включающих эмоции, восприятия, чувства, переживания и мысли в процессе взаимодействия.

Психолог говорит о мироощущении человека как о большом количестве образов, которые создаются им и преобразовываются с течением самой жизни — обиды, невысказанность, злость и гнев, подавленные внутри. Эти образы требуют выхода, иначе они создают болезни, связанные чаще с сердечно-сосудистыми и желудочно-кишечными системами, но также могут отразиться на любом отделе в организме.

В 60-х гг. ХХ века Ф. Перлз пишет книгу о развитии личности человека, которая дала начало всей гештальт-терапии. В ней были изложены личные подходы психолога к психотерапии. Книга рассказывает о методах владения и управления жизнью и учит развитию своей внутренней силы. На протяжении всей карьеры Фредерик Перлз развивал теорию гештальта.

В начале второй половины прошлого столетия было выпущено печатное издание, где была представлена молитва гештальтиста в оригинале:

«Я – это Я, а ты – это Ты. Я делаю свое дело, а ты – свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь».

Этот небольшой по объему текст приобрел широкую популярность в 70-х гг. ХХ века. Создав вокруг себя бурю обсуждений, критики, преобразований и копий теории в психологии. Молитва оказалась текстовых отражением того времени — периода переоценки традиций, борьбы за права и новые взаимоотношения в обществе.

В понятие «гештальт» вкладывается смысл развития внутренних навыков для самостоятельного разрешения любой ситуации во взаимоотношениях, как дружеских, так и в коллективе или со второй половинкой.

Направление психологии гештальт-терапия — это объемный блок информации, направленный на улучшение качества эмоционального и душевного состояния человека, усовершенствование личности и ее рост, а также различные способы излечения любых психологических сложностей в жизни человека.

Гештальт-молитва — текст, простой в понимании, но очень проникновенный по глубине слов, которые оказывают сильнейшее воздействие на психику человека.

Молитва Перлза способствует пониманию базовых аспектов работы человеческой психики и формированию 5 важнейших навыков.

  1. Разграничить восприятие любой ситуации, четко определяя себя и общество, т.к. воспринимая других людей как часть своего мироощущения, вы создаете в голове бурю негативных эмоций и обид.
  2. Прийти к осознанию, что каждый человек имеет право на свой собственный жизненный путь.
  3. Научиться отстаивать свои взгляды и интересы.
  4. Принимать решения с полным осознанием личного выбора, не ощущая принуждения в действиях и словах.
  5. Раскрыть свою внутреннюю силу для совершения поступков без помощи и постороннего участия.

Молитва своим содержанием стирает взаимные требования людей друг к другу, создавая в этот момент ощущение свободы личности в выборе поступков и сказанных слов.

Дает получить независимость в любых происходящих взаимоотношениях и чувство взаимности, которое состоит не из долга и ожиданий, а взаимопонимания между личностями. Такие чувства хочется ценить и беречь, подпитывая свой внутренний потенциал.

Любые отношения наполнены иллюзиями ожиданий поступков, действий, слов людей по отношению друг к другу. Эти надежды в сознании человека запускает механизм слияния, поскольку люди одновременно пытаются быть индивидуальностями, но хотят быть частью общества.

В итоге каждый ожидает от других людей, что они чувствуют и думают, как он. Так человек желает манипулировать и воздействовать на других, не интересуясь необходимостью в этом противоположной стороны и желанием другого быть на отведенном ему месте.

В такой ситуации примером может служить конфликт отцов и детей. В момент взросления отпуская детей на прогулку, любой родитель надеется на благоразумие и желает, чтобы ребенок возвращался рано. Со стороны ребенка существует ожидание, что родитель понимает, что он повзрослел и оставит его в покое, тем самым даст свободу личной жизни.

В такие периоды молитва гештальтиста просто необходима и будет являться спасением обоих сторон. Тогда не будет создавать чувства вины и будут стираться обвинительные требования сторон.

Читайте так же:  Молитва перед родами

Согласно теории Ф. Перлза, гармония личности отсутствует, когда человека принуждают быть тем, кем он себя не ощущает и совершать поступки, которые он не хочет делать. Благодаря таким манипуляциям в сознании человека накапливается багаж неотработанных образов, под воздействием которых он примеряет на себя статус тирана, либо жертвы.

Если вы испытываете вину за проступок в своем поведении или сожалеете о сказанных словах, либо хотите обвинить другого человека в чем-либо — значит, сейчас самый подходящий срок для прочтения гештальт-молитвы.

Несколько правил чтения молитвы помогут быстрее добиться расслабления и найти силы для решения проблем.

  1. Желательно совершать прочтение в оригинале и вслух.
  2. Читайте четко, пропуская через свое создание каждое слово.
  3. Самое важное — произносить текст, глядя в глаза вашему оппоненту. Если это невозможно, то представьте, что человек стоит напротив вас.

В зависимости от сложившейся ситуации вы можете повторять молитву единожды или несколько раз.

Если существуют какие-либо преграды к прочтению вслух, проговаривайте молитву про себя, так она тоже работает на вас и обогащает.

Для работы над своим внутренним потенциалом, вы можете использовать следующие способы:

  • проговаривайте текст в момент пробуждения, когда есть возможность уделить минуту себе и своим мыслям;
  • мысленно проработать молитву можно и вечером, на ночь, находясь в состоянии покоя перед сном;
  • используйте свободные минуты единения в рабочее время, если это представляется возможным и разместите текст молитвы рядом с вашим рабочим местом.

Находясь в любом конфликте с собой или другим человеком, ваша личность рискует оказаться в захвате противоположной стороны или негативных чувств. Молитва призвана помочь, освободить, отстраниться от таких ситуаций.

Вы должны понимать, что есть вероятность, что противоположная сторона может расценить это как форму эгоизма. Но читая молитву, вы поможете в первую очередь себе. Благодаря ей вы найдете в себе силы отстраниться от манипуляций, пережить стрессовую ситуацию и обретете возможность примирения с окружающим вас миром.

Важно осознавать, что каждый проживает свою жизнь не для копирования чьих-то ожиданий или управления жизнями других людей. Любой достоин гармоничного и свободного жизненного пути. Осознав слова молитвы, вы будете использовать ее концепцию в любых отношениях, выстраивая продуктивное и удачное личностное общение.

Способы применения можно разделить по частоте использования.

  1. Постоянное прочтение, как жизненное правило — применять молитву можно в любой ситуации, когда это представляется возможным. Принципы текста — это осознание своей личности как отдельной составляющей и признание независимости противоположной стороны. Принимая этот постулат и пропуская его через себя, человек развивает свой потенциал и обретает духовную зрелость.
  2. Единожды или с разной частотой, используя молитву в конкретных разногласиях. В итоге межличностные отношения в данной ситуации обретут спокойствие, а оппоненты останутся в хорошем настроении.
  3. Применяйте молитву как оберег в момент манипуляций, когда кто-то требует действий или поступков, необоснованных, незаконных и не отвечающих вашим принципам.

Гештальт-терапия – направление психотерапии, базирующейся на гуманистических принципах, основная цель самоосознание. В центре методов стоит экспериментирование над самим собой и выявление феноменов при этом.

Посредством чувств человек создает себе определенную единую по своей структуре картину мира, делает выводы, планирует, контролирует свое поведение. Нет в мире двух людей с одинаковым жизненным опытом. Даже если их жизненные истории похожи, они все равно разные.

Только сам человек может регулировать свое поведение, только он в ответе за свои решения. Эту способность к саморегуляции нельзя восполнить или заменить чем-то другим. Следуя постулатам гештальт-терапии человек – существо самовосстанавливающееся. Любой индивид может помочь себе только сам. Он не просто в состоянии это сделать, он должен это делать, чтобы обрести душевное равновесие, здоровье. Основоположниками гешатальт-терапии считаются Ф.Перлз, его жена Л.Перлз, П.Гудмен. Основные идеи были разработаны в середине XX в., в 1940-1950-х годах.

Выше уже говорилось об уникальности опыта каждого человека. Исходя из теории Ф.Перлза опыт является своеобразной границей между индивидом и средой. Перед тем, как приобретется опыт, необходим контакт между человеком и средой. Чаще всего контакт происходит путем взаимодействия раздражителя, органов чувств и моторной реакции вследствие воздействия раздражителя. Опыт – это контакт, происходящий на границе между организмом и средой.

Вначале происходит сенсорное осознавание, а потом уже моторная реакция. Ф.Перлз приводит в качестве пример полет мяча. Вам кидают мяч, вначале вы осознаете факт его передвижения, видите его, просчитываете расстояние (сенсорное осознавание), а потом уже ловите его (моторная реакция). Все. У вас приобретен опыт – вы знаете как ловить мяч.

Ничего происходящего внутри человека, любой его функции (питания, дыхания, продолжения жизни, жажды и т.д.) невозможно без внешних объектов, среды. Если говорить о дыхании, то без воздуха оно невозможно, удовлетворение жажды не произойдет само собой, нужен источник жидкости, а он находится во внешней среде. При гневе мы злимся на что-то происходящее извне, нужен источник фрустрации, процесс мышления происходит только при возникновении затруднений при практических действиях. Перлз называл это взаимодействие полем организм/среда. При анализе взаимодействия человека и среды невозможно забывать о взаимосвязи физических, социально-культурных и биологических факторах. Далее автор предлагает объединить два утверждения:

  1. Опыт является контактом, возникающим на границе организма и среды.
  2. Все человеческие функции являются результатом взаимодействия социально-культурных, биологических и физических факторов в поле организм/среда.

Граница не является привычным понятием в данном случае. Она не отграничивает организм от среды. А скорее всего является способом связи между организмом и средой. Функционирование границы (приобретение опыта) это сообщение о реальности. По сути, функционирование границы является ростом человека. Так он охраняет свой организм от опасности, усваивает новые знания, развивается. То воздействие, которое ни на что не влияет, остается неизменным и не вызывает реакции, не будет предметом контакта.

Например, если у человека здоровая печень, то контакта не возникнет, пока она не заболит. Для развития человека необходима новизна. Все, что было новым постепенно становится старым и перестает входить в контакт. На смену обязательно должно приходить что-то другое. Иначе творческий процесс приспособления организма и среды прервется. Как результат – возникнет внутриличностный конфликт. Отсюда неврозы, тревога, страхи и прочие нарушения работы нервной системы. Ф.Перлз вообще не центрировался на вопросе «почему возникла проблема». Его больше интересовало как эта проблема будет переживаться, какое влияние способна оказать на жизнь человека.

На протяжении всей жизни на человека буквально «выливаются» тонны информации. К счастью, благодаря генетически детерминированным особенностям организма человек научен фильтровать всю эту информацию – наши уши не в состоянии воспринимать слишком низкочастотные и высокочастотные звуки, глаза не видят так, как дает обзор микроскоп, например, кожа не воспринимает движения каждой молекулы, нос не ощущает всей гаммы запахов вокруг, мы слышим только близко находящиеся ароматы и то при условии их высокой концентрации в воздухе. В ином случае наш мозг просто бы «закипел» бы от такого количества информации.

То же самое касается нашей памяти – мы помним только то, что нам нужно в данный момент, не храним миллионы воспоминаний от нашего ежесекундного пребывания в сознании. Поэтому, важные события образуют в нашем сознании фигуру (гештальт), а все остальное только фон. Иногда фон и фигура меняются местами.

Например, когда человек испытывает сильную жажду, он не обратит должного внимания на стоящую перед ним на столе еду, фигурой будет стакан с водой. Но вот попил, жажда удовлетворена, теперь вода для него не важна, он обнаруживает, что хочет есть. Здесь уже прослеживается четкая связь с потребностями. В зависимости от потребностей и будут возникать фигуры и фон к ним. Или он едет за рулем, давно, ему хочется есть, фигурой у него будет поиск кафе, но вот возникает опасность дтп, на первый план выходит мысль о безопасности, он максимально сосредотачивает внимание на дороге. Фигуры поменялись. Мысли о еде стали фоном.

Читайте так же:  Молитва оберег 3 Ангелам

Человеку необходимо равновесие, сам организм так выстроен. Мы дышим неосознанно, ходим, не думая, какую ногу ставить вперед, бегаем. Даже потеряв способность видеть или слышать, например, организм способен компенсировать эту потерю за счет других органов чувств – плохо видящий человек острее слышит. Не слыша и не видя, люди за счет осязания учатся читать, писать, разговаривать!

Возможности человека поистине безграничны. При болезни подключаются резервы нашего организма – начинают вырабатываться антитела, как противодействие болезни. Если болезнь не тяжелая, человек выздоравливает сам, без помощи лекарств. Здоровый человек в состоянии самостоятельно достичь равновесия между собой и окружающей средой и в самом себе, прежде всего. Собственно, без достижения внутренней гармонии не будет гармонии с миром. Также и наоборот, без гармонии с внешним миром, достичь внутреннего равновесия невозможно. Невозможно быть в душевном равновесии при частых и многих неудовлетворенных потребностях.

В теории гештальт-терапии в жизни человека постоянно возникают различные желания, мысли и чувства, выступающие на первый план, становясь фигурами, остальное фон. Как только человек получает желаемое, гештальт становится целостным. Все. Он отодвигается на задний план и человек уже думает о другом, выстраивая другую фигуру и стремясь достичь целостности в новом гештальте, завершить его.

И так гештальты сменяют один другого, происходит своеобразный цикл, так организм достигает состояния гомеостаза (равновесия). Если же потребность нельзя удовлетворить, то и гештальт остается незакрытым, незавершенным. И тогда другого гештальта не возникает. Цикл прерывается. Эти незавершенные гештальты и являются предметом внутренних проблем человек, вносящих дисгармонию. Если потребность невозможно удовлетворить по каким-то причинам, следует переключиться на другое, перейти на новое, сделать старое неважным. И тогда старый гештальт уйдет, станет ненужным и растворится. Возникнет новый. С таким незавершенными гештальтами и работают терапевты. Окончательная цель – уход фигуры в фон.

Человек с нарушениями нервной системы утрачивает способность разрушать или завершать старые гештальты самостоятельно, он не в состоянии переключиться на что-то другое. Он зафиксирован в одном состоянии – напряжении. Источник его напряжения – незавершенный гештальт.

Гешатальт-терапия сочетает в себе несколько направлений – психоанализа, экзистенциального подхода в терапии, психодрамы и даже дзен-буддизма. Следуя воззрения гештальтистов мир – это совокупность образов, а образ в свою очередь целостная структура – гештальт. Построение и смена гештальт образов закономерный непрерывный цикл. Фигуры (гештальты) должны создаваться именно для того, чтобы сменять друга, разрушаться и возникать вновь.

Где и когда можно использовать гештальт-терапию:

  • Кризисные периоды (возрастные, кризисы роста), острые стрессовые ситуации (развод, смерть близкого человека, хроническое чувство одиночества).
  • Психосоматические нарушения.
  • Личностый кризис, неуверенность в себе, раскрытие личностного потенциала.
  • В образовательных организациях различного уровня.
  • В частных организациях и фирмах.
  • В области культуры и искусства.

В наши дни гештальт-терапия пользуется популярностью – растет количество специалистов, применяющих ее и количество пациентов, выбирающих ее как способ психотерапии. Построение и разрушение фигур, вхождение в контакт происходит в несколько этапов или фаз. Деление на фазы условное, дается только для лучшего понимания.

  1. Предконтакт. Во время этой фазы происходит возникновение потребности. В теле человека возникает импульс, желание. Здесь фигура начинает обретать свои первоначальные очертания. Но от фона она еще не отделилась. В контакт с окружающей средой не вступила. Именно в это время люди могут ощущать смутно потребности, они точно еще не знают что конкретно им нужно.
  2. Контактирование. В этой фазе человек придет к осмыслению и определению, действительно ли ему это нужно. Фигура станет четче, фон также станет более энергично выраженным.
  3. Финальный контакт. На этой стадии происходит слияние человека и среды. Нет фигуры и фона, границ не ощутить в системе объект-субъект. Возникает конкретная ситуация контакта – любви, ужаса, восторга и т.д.
  4. Постконтакт. Граница опыта закрывается. Он начинает ассимилировать. Постепенно исчезает, чтобы уступить место новой фигуре и новому контакту.

В процессе существования у человека вырабатываются защитные механизмы. Они играют адаптивную роль. Но порой выполняют тормозящую функцию. Замедляя или делая невозможным личностное развитие человека, что приводит к неврозам. Различают следующие механизмы защиты:

  • Дефлексия. Автор термина И.Польстер. Это проявляется в уклонении индивида от прямого контакта с окружающими. Вместо откровенного общения мы получаем разговоры «ни о чем». Попытки обсудить проблему встречаются с несерьезными высказываниями и уходом от темы. Болтливость при этом может быть чрезмерной. Как-будто человек играет на опережение, чтобы не дать обсудить действительную проблему, он хихикает, болтает непрерывно о несущественных вещах.

Путь преодоления защитных механизмов непростой. Положительным результатом терапии будет искреннее эмоциональное и поведенческое реагирование, умение принимать осознанные самостоятельные решения и умение нести за них ответственность. Пациент преодолевает границы своей свободы, готов расти и развиваться при четком определении направления самосовершенствования. Он принимает то, что внутри его – страх или жестокость, трусость или смелость, сила или слабость.

  1. Принцип «Здесь и теперь». Нет ничего важнее того, что происходит сейчас. Теперь это и есть настоящее. Прошлого уже нет, а будущее неизвестно, еще не наступило. Гештальт-терапия говорит о необходимости создания целостного образа человека в 5 сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной, социальной.
  2. Телесная работа. Терапевт обязательно принимает во внимание совокупность эмоциональных и телесных проявлений индивида. Но тело и эмоция это единство организма.
  3. Принцип «Я-ты». Имеются ввиду партнерские отношения между клиентом и терапевтом. Обязателен открытый контакт.
  4. Субъективизация высказываний. Пример: «У меня что-то давит в груди», а надо «Я подавляю себя». Пациент рассматривается как активный субъект. Не «Поезд ушел без меня», а «Я опоздал на поезд».
  5. Принцип непрерывности. Основан на усиленной концентрации своих спонтанных переживаний, высказываний. Непрерывное наблюдение за собой и вербализация своих переживаний.

Гештальт-терапевт верит в самоизлечение пациента и играет разве что направляющую роль. Он помогает человеку признать себя целиком такого, как он есть. Это восприятие особенно ценно. Без полного принятия себя невозможно завершить гештальт и двигаться дальше по жизни. Разрушив свой старый мир, он выстроит новый. Память о хорошем будет дополнительным ресурсом в движении.

И в завершение, молитва гештальтиста:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

Молитва гештальт терапевтов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here