Молитва исаакию далматскому

Подробное и точное описание: Молитва исаакию далматскому - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 — 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Совершал монашеский подвиг в пустыне. При арианствующем Императоре Валенте (царствовал в 364-378) явился в Константинополь, чтобы поддержать православных молитвой и утешением. Призывал Императора Валента прекратить гонения на Православие и предостерегал его о страшной смерти в огне, если преследования православных продолжатся. За обличение арианства был подвергнут заключению. Освобожден после гибели Императора Валента, потерпевшего поражение в войне с готами и заживо сожженного ими. Принят с честью св. Императором Феодосием Великим (царствовал в 379-395), который восстановил в правах Св. Православие. Для преп. Исаакия вельможи св. Императора Феодосия Великого Сатурнин и Виктор построили в предместье Константинополя жилище, ставшее основой монашеской обители, получившей наименование Далматская по имени ученика преп. Исаакия – преп. Далмата (настоятеля монастыря после кончины преп. Исаакия в 383).

В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого провиденциального для России события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства).

В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов. В 1990 в нем возобновились Богослужения. За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992. С 1998 Богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, хотя официально он еще остается музеем. Дни памяти св. преп. Исаакия: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Исаакию Исповеднику Игумену Далматскому

Ф. Лемер. Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом

12 июня по новому стилю – один из символических дней нашей северной столицы, связанный с именем, знакомым нам с детства. Обратимся к древнему описанию одного эпизода неспокойной римской жизни 378г.

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника (4) († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий.

Православные на Руси раньше праздновали день своего Ангела (именины), – это воплотилось в названии города, – но день рождения «помазанника Божия» – все же особый день. Известно, что «европеец» Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:

«Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный».

Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г. Построенный архитектором католиком, храм стал воплощением открытого и экуменического характера православия в нашем европейском городе.

Читайте так же:  Молитва Святому мученику Киприану от порчи и колдовства

Несколько слов о размерах храма. Площадь интерьеров собора – 4 тыс. кв. м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Внешняя высота – 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота – 80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба этого последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, Исаакиевский собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928г. и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно – пресловутый маятник Фуко.

Хорошо помню исторический день возобновления богослужения! 17 июня 1990г., в «Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших», Божественную Литургию в соборе совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась неделей ранее, 10 июня. Знаменательно, что во время богослужения, рядом с патриархом в алтаре мы видели Б. Н. Ельцина (в то время – Председателя Верховного Совета России), А. А. Собчака и других политических деятелей. Это было зримым символом начала духовного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян.

С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и в ряде других случаев. Правда, исторический день рождения Петра I (9 июня) не совпадает теперь с днем церковной памяти Исаакия (12 июня по н. ст.). Это связано с тем, что разница между юлианским и григорианским календарем составляла в XVII в. 10 дней, а в XX и XXI веках составляет уже 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.

Думается, драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому культурному петербуржцу.

Вскоре же после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина, многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту защищать ересь Ариеву и способствовать ее распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена апостольские, когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (Деян 12, 1).

Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего, монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны (Дан 13). Сей блаженный Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии пророку и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его.

Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить. Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде (Исх 14), услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы выйти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (1 Цар 28,17—22).

В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:

— Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

Но царь не отвечал ему, презирая его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой.

На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:

— Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.

Царь, внимая словам его «возвратишься домой с миром в добром здравии», хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным и уже начал советоваться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя.

Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя, и отправился в дальнейший путь.

Читайте так же:  Молитва давида от врагов

И на третий день блаженный старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.

Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.

Святой же Исаакий, будучи брошен в болото, был охраняем десницею Божией и не потерпел здесь никакого вреда; его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.

Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.

Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:

— Вот ты хотел погубить меня в тернии и в болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! Открой храмы для правоверных, тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно со славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.

Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим, Сатурнину и Виктору, и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им:

— Держите у себя сего надоедливого старца до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.

Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахаава, царя израильского) (3 Цар 22) и громогласно воззвал к Валенту:

— Если возвратишься в мире, то знай, что не Господь говорил чрез меня (3 Цар 22,28); говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне. Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.

Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекли воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим, военачальником арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник. После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану, который шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим. Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.

Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах и сказали ему:

— Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.

— Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.

Слышавшие это пришли в великий страх; и действительно в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.

Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор, возвестили ему все о преподобном Исааке — сказали о его дерзновении и о его пророчестве. Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались.

Блаженный же Исаакий, возблагодарив Бога за все, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святой соизволил исполнить просьбу их.

Читайте так же:  Молитвы иосифу прекрасному

В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждый из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним:

— Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, — я у того пребуду все дни жизни моей, кто первый построит дом мне.

И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.

Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келию, построенную для него. Но преподобный продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по несколько дней, не желая огорчать его отказом.

Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером добродетельной жизни своей. Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, чтобы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти. Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честного мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впоследствии начала называться Далматскою.

Потрудившись во многих богоугодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой; на погребение его собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.

Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Ублажаем тя, преподобне отче Исаакие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

МИНЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫЯ (СЕНТЯБРЬ-АВГУСТЪ).

Мѣ́сяца Ма́ія въ 30-й де́нь.
Преподо́бнаго отца́ на́шего Исаа́кія, оби́тели Далма́тскія.

Читайте так же:  Мои молитвы о здравии к Серафиму Саровскому

[ ВЕЧЕРЪ, ]
Стихи́ры, гла́съ 1. Подо́бенъ: Н ебе́сныхъ чино́въ.

Р а́йскія добро́ты зря́, * и бога́тно насла́ждся нетлѣ́нныхъ цвѣте́цъ, * прозя́блъ еси́ мíрови ра́зумъ Бо́жій: * ему́же прича́щшеся, преподо́бне, * духо́вною любо́вію, * ду́ши возрасти́мъ, Исаа́кіе.

В оздержа́ніемъ тѣ́ло огра́ждь, * страстна́я движе́нія * умертви́лъ еси́, о́тче, * моли́твами и бдѣ́ніи. * Тѣ́мже я́же въ тебѣ́ * духо́вная си́ла осѣни́вши, * показа́ тя мы́сленна свѣти́льника и всемíрна.

Видео (кликните для воспроизведения).

М она́шеское житіе́ ты́ уясни́лъ еси́, * отъ пусты́ни, о́тче, возсія́въ гра́ду, * я́коже со́лнце. * Тѣ́мже вѣ́рныя уче́ніи твои́ми просвѣти́лъ еси́, * благослови́ти Отца́, и Сы́на, * и Ду́ха Единосу́щнаго.

Стихи́ры Богоро́дицы, гла́съ и подо́бенъ то́йже:

О держи́ми паде́ніи ненаде́жными, Чи́стая, * Тя́ Предста́тельницу еди́ну иму́ще, Дѣ́во, * вопіе́мъ благода́рственно: * очи́сти ны́, Пресвята́я Богоневѣ́сто, * Ты́ бо еси́ мíру прибѣ́жище * и заступле́ніе ро́ду на́шему.

Ж езло́мъ Твоего́ предста́тельства, * Богороди́тельнице Чи́стая, * звѣри́ныя стра́сти * окая́нныя души́ моея́ отжени́ вско́рѣ, * ми́рно живо́тъ мо́й управля́ющи, * и свято́му мя́ ста́ду избра́нныхъ Твои́хъ ове́цъ причти́.

С огрѣше́ній пучи́ною потопля́емь, * къ ти́хому приста́нищу Пречи́стыя Твоея́ моли́твы, * Богороди́тельнице, прибѣ́гъ, * взыва́ю Ти́: спаси́ мя, * держа́вную Твою́ пода́вши десни́цу * рабу́ Твоему́, Пренепоро́чная.

Сла́ва, и ны́нѣ, [ богоро́диченъ ] :

Н ра́вомъ гнилы́мъ попо́лзся, ни́цъ лежу́ * и къ Твое́й, Дѣ́во, притека́ю тишинѣ́: * отъ бу́ри сопроти́вныя * и искуше́ній многообра́зныхъ мя́ изба́ви, * да пою́ Твою́ благода́ть непреста́нно, * Богоро́дице, Ма́ти Приснодѣ́во.

У Креста́ предстоя́щи Сы́на и Бо́га Твоего́ * и долготерпѣ́ніе Того́ смотря́ющи, * глаго́лаше, пла́чущи, Ма́ти Чи́стая: * увы́ Мнѣ́, Ча́до сладча́йшее, * что́ сія́ стра́ждеши непра́ведно, Сло́ве Бо́жій, * да спасе́ши человѣ́чество?

[ НА УТРЕНИ, ]
Кано́нъ, гла́съ 8.

Ирмо́съ: И зра́иля отъ рабо́ты изба́вилъ еси́, Го́споди, десни́цею Твое́ю держа́вною, я́ко о́наго спа́слъ еси́, ны́нѣ на́съ спаси́.

О тъ пусты́нныхъ предѣ́лъ прини́кнувъ, преподо́бне, собра́ніе е́реси расплѣни́въ, свя́те, утверди́лъ еси́ вѣ́ру Христо́ву.

Д ави́дски предъ цари́, сла́вне, глаго́ля, никогда́же постыдѣ́лся еси́, Христо́ву хотя́ Це́рковь утверди́ти.

В ъ ти́нѣ пре́лести, приве́ргся, прехва́льне, я́ко би́серъ, просія́лъ еси́, заре́ю Ду́ха уясня́емь, сла́вне.

Богоро́диченъ: В о утро́бѣ заче́нши безлѣ́тнаго, Пречи́стая, отъ Отца́ рожде́нна Сы́на, младе́нца Сего́, непоро́чная Дѣ́во, породила́ еси́.

Ирмо́съ: У тверди́ на́шъ у́мъ и сердца́, небеса́ сло́вомъ утвержде́й, во е́же пѣ́ти и сла́вити Тя́, во спасе́ніе ду́шъ на́шихъ.

Т руба́ слове́сна Ду́ха яви́лся еси́, о́тче, вся́ созыва́ющи, я́коже на бра́нь, вра́жіимъ ополче́ніемъ проти́ву ста́ти по́мощію Спа́са Христа́.

Л ѣ́ствица мы́сленная показа́лся еси́, богоно́се, къ ца́рству веду́щи вы́шнему восходя́щія вѣ́рою, уче́ніи твои́ми утвержда́емы въ Ду́сѣ.

Г ора́ и́стинно я́вствовался еси́ уче́нія, богоно́се, любо́вію Влады́ки, ко Христо́вѣ Це́ркви вся́ собира́я, сопряже́нныя добродѣ́тельми къ Нему́.

Богоро́диченъ: М а́ти и́стинно показа́лася еси́, о Дѣ́во, Емману́ила ро́ждши, Бо́га Сло́ва, Его́же моля́щи не преста́й, безму́жная Невѣ́сто, благослове́нная Богоро́дице Чи́стая.

Сѣда́ленъ, гла́съ 4. Подо́бенъ: П рему́дрости.

Т учено́сный о́блакъ духо́вный яви́лся еси́, преблаже́нне, су́щимъ на земли́, напая́я, я́ко бразду́, вѣ́рныхъ сердца́: обте́къ же концы́ боже́ственными словесы́ твои́ми, до́ждь уче́ній источи́лъ еси́, прему́дре, тѣ́мже, я́ко пото́ки, всѣ́хъ сердца́ благово́ніе Ду́ха богому́дренно израсти́лъ еси́, богоно́се Исаа́кіе, моли́ Христа́ Бо́га грѣхо́въ оставле́ніе пода́ти чту́щимъ любо́вію святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́нѣ, богоро́диченъ:

Я ко Всенепоро́чная Невѣ́ста Творцу́, я́ко Неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прія́телище я́ко су́щи Утѣ́шителя, Препѣ́тая, беззако́нію мя́ су́ща скве́рное оби́телище и бѣсо́мъ игра́лище въ ра́зумѣ бы́вша, потщи́ся отъ тѣ́хъ злодѣ́йства мя́ изба́вити и свѣ́тлое жили́ще добродѣ́телей соверши́, Свѣтоно́сная Нетлѣ́нная, отжени́ о́блакъ страсте́й и вы́шняго прича́стія сподо́би и Свѣ́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.

А гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя Агница зря́щи на Крестѣ́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопія́ше: мíръ у́бо ра́дуется, пріе́мля Тобо́ю избавле́ніе, утро́ба же Моя́ гори́тъ, зря́щи Твое́ распя́тіе, е́же терпи́ши за милосе́рдіе ми́лости. Долготерпѣли́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согрѣше́ній оставле́ніе вѣ́рою пою́щимъ Боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Ирмо́съ: У слы́шахъ слу́хъ си́лы Твоея́, и возвесели́ся се́рдце мое́ о Го́сподѣ.

А нгелоподо́бно на земли́ показа́лъ еси́ житіе́, лику́еши съ небе́сными си́лами.

П е́рвѣе ты́ мона́ховъ настоя́тель бы́въ, изъ пусты́ни, богому́дре, су́щимъ во гра́дѣ о́бразъ показа́лся еси́, сла́вне.

П а́мять твоя́ вои́стинну ны́нѣ, Исаа́кіе о́тче, весели́тъ сердца́ пою́щихъ тя́.

Богоро́диченъ: Б огоро́дице, и ны́нѣ, я́ко при́сно, отъ вра́гъ беззако́нныхъ моли́твами Твои́ми свободи́ рабы́ Твоя́.

Ирмо́съ: О тъ но́щи невѣ́дѣнія боговѣ́дѣніемъ просвѣти́вый концы́, просвѣти́ мя у́тромъ человѣколю́бія Твоего́, Го́споди.

О тъ пусты́ни вои́стинну, я́коже звѣзда́ свѣтла́, возсія́лъ еси́ и ерети́ческую но́щь уче́ніи твои́ми отгна́лъ еси́.

Б разды́ удержа́въ коня́ Уа́лентова, прехва́льне, ско́тскій ра́зумъ обличи́лъ еси́, я́вѣ посрами́въ его́.

Г лаву́ твою́, о́тче, же́зліемъ положи́лъ еси́ ураня́тися, мы́сленно вѣ́ры твоея́ главу́ держа́, Христа́ Бо́га.

Богоро́диченъ: Х еруви́мъ я́вльшися честнѣ́йши, Дѣ́во Всепѣ́тая, моли́ Сы́на Твоего́ спасти́ ду́ши пою́щихъ Тя́.

Ирмо́съ: Р и́зу мнѣ́ пода́ждь свѣ́тлу, одѣя́йся свѣ́томъ, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́шъ.

П роре́клъ еси́ Уа́ленту, му́дре, ме́рзкую сме́рть проразумѣ́ніемъ ду́ха и яви́лся еси́ вои́стинну проро́къ сла́венъ.

Л опа́тою вѣ́ры вѣ́рныхъ, я́ко пшени́цу, собра́лъ еси́, Уа́лента, я́ко пле́вы въ пле́вницѣ, запали́лъ еси́ моли́твами твои́ми, му́дре.

У гла́дилъ еси́ скрижа́ли серде́чныя вѣ́рою послу́шающихъ тебе́, богому́дре Исаа́кіе, начерта́въ на ни́хъ правосла́вія о́бразъ.

Богоро́диченъ: Я же еди́на сло́вомъ пло́тію Сло́во ро́ждши, изба́ви, мо́лимся, сѣте́й вра́жіихъ ду́ши на́ша.

Конда́къ, гла́съ 8. Подо́бенъ: Я ко нача́тки.

Я ко уго́дникъ Бо́жій вѣ́рный, по Христо́вѣ Це́ркви ре́вностію разже́гся, бразды́ Уа́лентовы удержа́въ, проро́чески тому́ о затворе́ніи Це́ркве па́губную сме́рть предре́клъ еси́, преподо́бне. Тѣ́мже при́сно моли́ о на́съ, чту́щихъ тя́, Исаа́кіе преподо́бне.

Ирмо́съ: В ъ нача́лѣ зе́млю основа́вый и небеса́ сло́вомъ утверди́вый, благослове́нъ еси́ во вѣ́ки, Го́споди Бо́же оте́цъ на́шихъ.

Читайте так же:  Молитва жене на роды

П ода́вый преподо́бному Твоему́ сло́во обличи́тельно къ мучи́телевѣ зло́бѣ, благослове́нъ еси́ во вѣ́ки, Го́споди Бо́же оте́цъ на́шихъ.

В о свѣ́тлѣй пра́ведныхъ сла́вно оби́тели водворя́яся, о́тче, вопіе́ши Зижди́телю: благослове́нъ еси́ во вѣ́ки, Го́споди Бо́же оте́цъ на́шихъ.

О тче честны́й, Спа́су моли́ся о на́съ немо́лчно, не престая́, изба́витися вся́кія бѣды́ и неотъе́млемыя жи́зни улучи́ти ста́ду твоему́.

Богоро́диченъ: И же во утро́бу Дѣ́вы всели́выйся и въ не́й Ада́ма назда́вый, благослове́нъ еси́ во вѣ́ки, Го́споди Бо́же оте́цъ на́шихъ.

Ирмо́съ: Б езнача́льнаго Царя́ сла́вы, Его́же трепе́щутъ небе́сныя си́лы, по́йте, свяще́нницы, лю́діе, превозноси́те во вся́ вѣ́ки.

П оказа́вшаго правосла́вныя вѣ́ры побо́рника, Исаа́кія, вси́ по́йте, свяще́нніи, лю́діе, превозноси́те во вся́ вѣ́ки.

Я ко овча́ слове́сное, отъ пусты́ни прише́лъ еси́, отгоня́ звѣ́ри отъ ста́да Христо́ва, водворя́тися въ мѣ́стѣхъ пусты́хъ прогоня́.

Н е убоя́лся еси́ Уа́лентовы, о́тче, лю́тыя и злы́я я́рости кро́тостію души́, дѣ́йствоваше бо въ тебѣ́ Ду́хъ Истины.

Богоро́диченъ: Ж и́зни изъ Тебе́ отсѣче́ся Ка́мень, я́коже пи́шетъ, безъ руки́ человѣ́чи, Пресвята́я Чи́стая, Бо́гъ, благоволи́вый въ Тя́ всели́тися.

Ирмо́съ: Т я́, Богоро́дицу, Ма́терь Свѣ́та, въ пѣ́снехъ велича́емъ.

С окруши́лъ еси́ си́лы безбо́жныхъ держа́вно крѣ́постію Боже́ственнаго Ду́ха.

Р азруши́лъ еси́ сою́зы, вѣ́ры сою́зомъ, ересе́й полки́.

И саа́кіе богому́дре, помина́я къ Бо́гу не преста́й, е́же спасти́ на́съ.

Богоро́диченъ: Р ождество́ Твое́, Дѣ́во, е́же въ печа́лехъ рожде́ніе Евы претвори́.

Источникъ: Минíа, мѣ́сяцъ Ма́ій. — Кíевъ: Въ тѵпогра́фіи Кíево-Пече́рской Ла́ѵры, 1893. — Л. 250 об. – 253.

Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с Во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378). Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми, прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство. Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния. По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.

О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский, Со­зо­мен и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп. Исаакия 4 в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния . Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой.

По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.

По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля). Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св. Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.

Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й [8]. Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св. Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г. как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте.

Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия. Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г.

Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в Санкт-Петербурге.

Кондак преподобному Исаакию, глас 8

Видео (кликните для воспроизведения).

Я ко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Молитва исаакию далматскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here