Молитва критского в пост великий

Подробное и точное описание: Молитва критского в пост великий - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Кондак, святителю Андрею, архиепископу Критскому глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Храни Вас Господь! Подскажите, какие молитвы надо читать во время Великого Поста? Канон Андрея Критского разделен на 4 дня недели (его по частям надо читать в 1-ю неделю Поста?), утренние и вечерние молитвы надо читать или их заменять другими молитвами?

Есть особые молитвы, которые читаются именно во время Великого поста. Прежде всего, это «Молитва Ефрема Сирина», которая читается почти на каждом Богослужении. Ее можно найти в любом православном молитвослове и читать всякий раз при выполнении своего домашнего молитвенного правила.

Канон Андрея Критского, согласно богослужебному уставу, читается в храме на первой и пятой седмицах Великого поста.Если Вы будете в храме на богослужениях с понедельника по четверг первой седмицы (когда канон прочитывается по частям) и в среду вечером пятой седмицы (когда канон прочитывается полностью), то Вам нет необходимости в эти же дни дублировать чтение дома.Но в течение всей Четыредесятницы, дома Вы можете читать этот канон.

Есть еще такой хороший благочестивый обычай – для тех, кто не имеет такого обычая регулярно читать Новый Завет, делать это постом – одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.

Во время поста недостаточно читать молитвы дома, это духовный труд всей Церкви, и вне Церкви его нельзя провести полноценно. Поэтому при возможности необходимо бывать на богослужении в храме.

Ответ на этот вопрос прочитали 1057 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Если у вас возникло желание лучше узнать церковные традиции, то нельзя обойти стороной и великий покаянный канон Андрея Критского. Это довольно объемное произведение, написанное в 8 веке н.э. Таким образом, этому удивительному канону уже больше 12 веков. По традиции, его читают во время Великого поста.

Я соблюдаю пост и выполняю все необходимые предписания не так давно – всего несколько лет. Но могу сказать, что за то время, пока читаешь покаянные молитвы Андрея Критского, в душе становится светлее, ощущаешь себя ближе к Богу, лучше осознается идея покаяния.

Я чувствую себя намного лучше и спокойнее, приходит понимание всех совершенных грехов и справедливости всех событий, которые происходили в моей жизни. Могу сказать, что читать канон Андрея Критского не всегда просто – сложно дается понимание церковнославянского языка, не всегда понятны образы, которые использует автор в своем произведении.

Но то спокойствие и уверенность в любви Бога ко мне, которые приходят в результате чтения канона, очень важны для меня. Канон – большое произведение, его читают не торопясь, с осознанием всей серьезности задачи – повторяя проникновенные слова святого Андрея, почувствовать себя ближе к Богу.

Андрей Критский родился в конце 7 века н.э. Известно, что его родители были христиане и воспитывали Андрея в глубокой вере. Но в семье было большое несчастье – ребенок рос немым. Маленький Андрей не произносил ни одного слова! Все изменилось после первого причастия – мальчик начал говорить, а впоследствии даже стал одним из самых известных и красноречивых ораторов своего времени.

После чуда, которое произошло с мальчиком, он начал очень серьезно изучать богословские науки. Его будущее было предопределено – он решил связать свою жизнь с Богом. В 14 лет он уходит в монастырь, ведет очень строгую жизнь, постоянно молится.

Андрей заслужил большое уважение и любовь со стороны братии, впоследствии стал архидиаконом. За свою жизнь святой написал большое количество произведений церковной литературы – около 70 канонов, из которых самым известным и объемным является Великий покаянный канон.

Автор канона в итоге получил сан архиепископа одного из городов на острове Крит, поэтому и остался в истории как Андрей Критский.

Великий покаянный канон – особое произведение. Он относится, скорее, к жанру философских размышлений о смысле жизни, значении греха и возможности его преодоления.

В каноне Андрей Критский напоминает нам о грешниках, о которых известно из истории и из Библии. Также он рассуждает о жизни известных праведников, о примере их судьбы для всех ныне живущих.

Читая или слушая об этих персонажах, мы поневоле задумываемся: а какова наша роль в жизни? Что хорошего сделали мы? Вспоминаются все проступки, осознаются грехи.

Канон представляет собой настоящий вопль к Богу о милости. И во время Великого поста эти слова очень созвучны настрою верующих. Благодаря эмоциональности канона, читающие также настраиваются на проявление эмоций – любви к Богу, покаяния, проявления горя из-за тяжести собственных грехов.

Поскольку Покаянный канон является особым произведением, то для его чтения в церкви предназначены строго определенные службы. Произведение читается дважды:

  • с понедельника по четверг первой недели поста (в начале вечерних служб),
  • в четверг пятой недели (на утренней службе).

На первой неделе священник читает канон, стоя в центре храма, в самом начале службы. Во время чтения необходимо делать земные поклоны (для них отводятся время между основными частями произведения). В этот период канон читается по частям (текст разделяется на 4 части, для служб с понедельника по четверг).

В четверг на пятой неделе (на утрене) текст канона читается полностью.

Многие считают, что в Великий пост главное – это не есть мясную и жирную еду. Но это далеко не так! Многим людям, которые имеют проблемы со здоровьем, священники разрешают есть именно ту еду, которая будет полезной для больных. Главное в период Великого поста совсем не диета.

Великий пост – это период, когда мы собираем все свои духовные силы, когда мобилизуем все помыслы на духовную работу. В это время происходит отказ от повседневных привычек и бытовых забот, мы обращаемся к вечности, думаем о будущей вечной жизни.

Читайте так же:  Молитва сильная чтоб взяли на работу

Во время семи недель напряженной внутренней работы человек вовлекается в общение с Богом, и это происходит именно благодаря молитве. В том числе благодаря покаянной молитве Андрея Критского.

Таким образом, Великий покаянный канон Андрея Критского:

  • помогает осознать свои грехи,
  • дает надежду на вечную жизнь в Боге,
  • учит нас проникновенной беседе с Богом,
  • помогает не совершать грехов в будущем.

Великий покаянный канон читается во время Великого поста дважды – с понедельника по четверг на первой неделе (по вечерам) и в четверг пятой недели утром. Истинно верующим желательно посетить богослужения в эти дни, потому что это действительно особые моменты в нашей жизни.

Если у вас нет возможности посетить богослужения, во время которых читается Покаянный канон Андрея Критского, то вы можете прочитать текст канона дома.

Не забывайте, что чтение покаянных молитв во время поста – очень важное и полезное для спасения души дело!

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Во вторник первой седмицы Великого поста в храмах продолжают читать великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

После каждого из трёх прошений молитвы кладётся земной поклон. Затем, молящиеся со словами «Боже, очисти мя грешного», делают двенадцать поясных поклонов. В конце ещё раз полностью повторяется молитва и кладется земной поклон. «Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

«Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость».

Из службы вторника первой седмицы Великого поста

Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи.

Из службы вторника первой седмицы Великого поста

Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие.

«Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост».

Из службы вторника первой седмицы Великого поста

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного.

«Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына».

Из Великого Канона святого Андрея Критского

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи ( 2Кор.11, 27 ); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни…

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Читайте так же:  Где найти молитву Отче наш

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же.

Известность иерусалимского подвижника Андрея Критского была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 – 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений святителя Андрея Критского того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близь острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море святитель Андрей Критский скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память святителя Андрея Критского, совершается 4/17 июля, а главнейшее произведение его – Великий Покаянный Канон – по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью).

В Великий пост миряне должны очищать не только свой организм, посредством воздержания, но и очищать свой разум. В эти дни верующие отказываются от принятия тяжелой пищи, от вредных привычек и неправедных мыслей. Ежедневные молитвы помогут удержаться от соблазна и не совершать прегрешения во время поста.

Истинно верующие стараются возвыситься духовно в преддверии самого светлого Воскресенья. Для этого они читают Святое Писание и обращаются к Господу. Молитвы можно читать дома в утренние и вечерние часы. Можно читать молитвы перед едой или перед сном. Во время Великого поста очень важно соблюсти чистоту мыслей, не злиться и не ругаться. Специальные молитвы помогают подготовиться к Пасхальному дню и встретить его светло и радостно.

Утро первого дня Великого поста нужно начинать с обращения к Иисусу Христу и Пресвятой Троице. К ним обращаются с особыми словами, такие молитвы называют начальными. Этими молитвами верующий хочет показать свою готовность испытывать себя постом, понять его смысл, проникнуться словами и деяниями Иисуса. Это испытание своих духовных сил.

Утро начинают с молитвы Христу, псалма Давида, третьей молитвы св. Макария Великого, хвалы и песни Богородице. Это перечень основных молитв, как молиться в Пост первого дня и перед Пасхой.

В течение дня нужно обращаться к Богу, с молитвами и благодарностью за дарованный хлеб насущный. Молитвы читаются перед принятием пищи и после окончания трапезы.

Перед тем, как ложиться спать, верующий должен обратить сердечные слова к Ангелу-Хранителю, благодарить его за помощь и заступничество. Это самое прекрасное время для раскрытия своего сердца и обращения молитвы к Богу Отцу. Великопостная молитва Иисусу Христу должна быть пронизана чувством благодарности и просветления. Сын Божий взошел на голгофу за грехи людские. Важно это помнить и понимать.

Господь Иисус Христос, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Далее можно читать церковные молитвы, а можно разговаривать с Богом так, как велит сердце. Важно понимать, что Господь услышит любые слова, произносимые искренне и с душой. Нельзя отвлекаться во время молитвы. Думать о проблемах, мирской суете или предаваться неправедным мыслям. Если вы молитесь, то молитва должна идти из самого сердца. Иначе просто не следует этого делать.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть очень много молитв, которые в 1 день Великого поста можно читать мирянину, но особое внимание нужно уделить молитве Ефрема Сирина. Эта удивительная молитва читается ежедневно (кроме субботы и воскресенья), считается, что впервые ее произнес великий праведник, святой Ефрем Сирин. Молитва считается одной из самых известных молитв и Поста.

Текст молитвы необходимо читать дословно. Вначале можно читать, подглядывая в текст, но лучше всего сразу же заучить эту молитву наизусть. Эта молитва обладает очень большой силой, к ней необходимо относиться искренне и с почтением.

Эта молитва читается дважды после великопостного служения с понедельника до пятницы. Она не читается в последние два дня недели, так как в эти дни богослужения проходят не так, как обычно.

В первое прочтение молитвы Ефрема Сирина необходимо класть земной поклон после каждого отдельно произнесенного прошения. После этого двенадцать раз мысленно читают молитву «Боже, очисти мя, грешнаго» и кланяются в пояс. Затем опять читают всю молитву и кладут один земной поклон.

Многие миряне задаются вопросом, почему этой молитве придается такое огромное значение, во время великопостного богослужения. Все дело в том, что в ней особым удивительным способом идет перечисление всех негативных и положительных элементов покаяния. Этим, если можно так выразиться, определятся список подвигов каждого верующего.

В первую неделю Великого поста возносятся особые молитвы, идет строгое воздержание. Почти во всех храмах и церквах с понедельника по четверг читают Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Подробнее тут:

Вторая неделя Великого поста отличается послаблением для принимаемой пищи, но никак не отражается на духовном состоянии верующего. Все его мысли должны быть направлены на внутреннее очищение и стремление к совершенству своих помыслов.

Изначально молитвы создавались для того, чтобы каждый верующий мог разговаривать с Богом. Они включали в себя особый ритм и особый слог. Старославянские слова погружают в некое состояние, когда молящийся отрешается от всего земного и возноситься в помыслах, торжествуя духовно.

Великий пост – особое время для всех истинно верующих. В эти дни необходимо соблюдать предписанные правила воздержания, стремиться к добрым деяниям и вести благочестивый образ жизни. Запрещается проводить время в шумных компаниях, чрезмерно веселиться, употреблять спиртные напитки, заниматься плотскими утехами. Ограничения, накладываемые на тело, освобождают душу от влияния его желаний.

Ежедневно человек испытывает много различных эмоций:

Все это наслаивается постепенно, добавляя усталости и раздражения. В Великий пост дается прекрасный шанс очистить свою душу от тяжести земных грехов, рутинных обыденных и мелочных интересов. Молитва является драгоценным помощником, помогающим снять весь накопленный негативный груз с человека.

В пост человек полностью меняет уклад своей жизни и это ощутимо сказывается на его самочувствии, работе, повседневных делах. Однако привычки не хотят отпускать и бороться с ними каждый день становиться все труднее. Особенно трудно подчинить свои желания тем людям, которые впервые решили поститься.

Во время соблюдения поста допускается послабление для тех, кто болен, для детей, беременных и путешественников. Важно понимать, что соблюдение строжайшей постной диеты не показатель духовной чистоты и праведности. Отказ от белковой и жирной пищи должен очистить не столько тело, сколько мысли и чувства. Некоторые люди путают пост с диетой. Цель поста – освободиться от зависти, ненависти, греховных мыслей, а не очистить организм от лишних килограмм и шлаков.

Читайте так же:  Молитва от сглаза Святому Киприану

Что делать тем, кто понимает истинную ценность Великого поста, но с трудом выдерживает ограничения? В этом случае нужно рассчитывать на Святое Слово. Именно молитва помогает побороть чувство дискомфорта, которое начинает испытывать человек, ограничивающий себя в еде и привычном образе жизни. Во время молитвы приходит понимание того, как мелки, мимолетны и ничтожны суетливые желания человека, жаждущего богатства, славы или почестей. Жизнь очень быстротечна, что заберут с собой на небеса те люди, которые не творили добро, не оставили после себя светлую память? Понимание высших истин бытия приходит во время молитвы и обращения к Богу.

Те, кто постятся впервые, не знают какие молитвы нужно читать и как разговаривать с Богом. Если есть желание пойти по пути совершенствования своей духовности, все преграды будут преодолены.

У тех, кто не знаком с церковными молитвами могут возникнуть затруднения. Это и большое количество незнакомого текста, и сложный язык, а порой и отсутствие понимания смысла. Иногда такая молитва может превратиться в попытку правильно произносить слова и не стать искренним обращением к Богу. В этом случае можно обратиться за помощью к церковным служителям. Есть много молитв, переложенных на понятный и современный язык, но смысл в них полностью сохраняется.

В Великий пост желательно ходить на службу в церковь. Молитва в святом месте обретает немыслимую силу. Человек чувствует возвышенность и настоящую веру, которой пропитано окружающее его пространство. В церкви особая атмосфера, которая очищает сердце, заставляя его переполняться добротой, радостью и счастьем.

Считается, что молитвы, творимые в это время, обладают огромной силой. Разумеется, если они читаются искренне, с верою в душе. Как это должно происходить точно подметил в своем знаменитом высказывании Франсуа Мориак: «Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру».

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

В о вторник первой седмицы Великого поста в храмах продолжают читать великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После каждого из трёх прошений молитвы кладётся земной поклон. Затем, молящиеся со словами « Боже, очисти мя грешного », делают двенадцать поясных поклонов. В конце ещё раз полностью повторяется молитва и кладется земной поклон.

« Смирях постом душу мою », – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Из службы вторника первой седмицы Великого поста:

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость.

Из службы вторника первой седмицы Великого поста:

Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи.

Из службы вторника первой седмицы Великого поста:

Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие.

Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост.

Из Великого Канона святого Андрея Критского:

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного.

Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына.

Тропарь святителю Андрею Критскому

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2Кор. 11: 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются… Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Читайте так же:  Пяточисленные молитвы ко ПреСвятой Богородице что это

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни…

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.
Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.
Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же.

Известность иерусалимского подвижника Андрея Критского была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 – 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений святителя Андрея Критского того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близь острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море святитель Андрей Критский скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память святителя Андрея Критского, совершается 4/17 июля, а главнейшее произведение его – Великий Покаянный Канон – по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью).

Источник: Чтение на каждый день Великого поста. / Дементьев Д.В. — М.: Сретенский монастырь, 2009.

9906

Уже сегодня вечером, испросив друг у друга прощения, прямо из храма отправимся мы в сорокадневное странствие Великого Поста. Шагать во тьму, не зная, куда направляешься, и какую дорогу выбрать – по меньшей мере странно. Поэтому мы внимательно вглядываемся в богослужебные особенности великопостной жизни, стараемся уяснить, к чему же зовут нас те или иные священнодействия, молитвы, обычаи церковного уклада, к чему зовёт нас Господь своим Постом.

Ранее, изучая книгу протопресвитера Александра Шмемана, мы с интересом узнали о смысле подготовительных воскресных чтений Евангелия, перевели на современный русский язык великопостные тропари, познакомились с полным тоски псалмом изгнания и радостной стихирой «Возсия весна постная», уяснили смысл Родительской субботы и Прощёного воскресения, узнали, когда поётся великий прокимен «Не отврати лица твоего от отрока твоего», возвещающий начало Поста. И вот, сегодня вечером мы вступим в великое странствие.

Сколько же много интересного и, поистине, жизненно важного нам предстоит узнать! Литургия Преждеосвящённых Даров, великопостные чтения Священного Писания, знаменитая молитва святого Ефрема Сирина, мало знаемая верующими книга «Триодь Постная», особые субботы и воскресения Поста. Не зря восклицает святой Давид: «В законе Его поучится день и нощь» – надо подсобрать силы и постараться как можно внимательнее шагать по дороге великопостного странствия, потому что всё остальное – хоть и нужное в этом мире, но действительно, «суета сует».

Завтра – первая неделя Великого поста. Завтра, в Чистый Понедельник, в церквях начнут читать Великий Канон Андрея Критского. Слово об этом – протопресвитеру Александру Шмеману.

В самом начале Великого Поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием.

События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубоко личного вопля:

Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?

С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?

Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу; история первого грехопадения — это моя личная история:

Первозданного Адама преступлению поревновав; познах себе обнажена от Бога, и присносущного Царствия и сладости, грех ради моих.

Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов.

Я потерял все божественные дары:

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию. Омрачих душевную красоту страстей сластьми, раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель из начала, и оттуда лежу наг.

Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг.

В течение четырех вечеров девять песен Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.

Читайте так же:  Молитвослов православные молитвы

Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния.

Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией.

Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие.

Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например:

Авелева, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочного.

Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни.

— мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное и в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу, или, другими словами — отказ от жизни для Бога и по Божьему. Мы понимаем, что корень греха — это отклонение нашей любви от высочайшего ее объекта. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой.

Брение здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание и жизнь: но, о Творче мой, Избавителю мой и Судия, кающася приими мя.

Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

На следующей неделе отец Александр Шмеман расскажет читателям нашего сайта о молитве святого Ефрема Сирина. Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всём великопостном богослужении? Не поленитесь заглянуть на сайт и узнать ответ.

И ещё одно: не стесняйтесь задавать вопросы, не стесняйтесь рассказывать хорошие истории о себе и прихожанах своего храма. Наступает Великий Пост, и Церковь ещё сильнее собирается вокруг Христа, все мы – и православные татарстанцы в том числе – становимся ещё ближе друг к другу. Мы изучаем строй Великого Поста – пишите о том, помогают ли вам объяснения Александра Шмемана. А может, вы нашли что-то очень интересное у других проповедников? Рассказывайте всем нам в комментариях под статьями, ведь у каждого из тех, кто читает сейчас эти строки, есть огромная семья – братья и сёстры, живущие по всему миру, по всей России, по всему Татарстану. А членам семьи полагается дружить – кто станет спорить?

Обычно на вечерни с чтением Великого Канона приходит множество верующих. По этой причине не всем удаётся приблизиться к читающим творение Андрея Критского священнослужителям, и драгоценные слова расслышать не получается.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что делать? Можно распечатать текст Великого Канона и взять его с собой на службу. Если вам пока тяжело понимать церковнославянский язык, то советуем принести с собой русский перевод.

Молитва критского в пост великий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here