Молитва матфею печерскому

Подробное и точное описание: Молитва матфею печерскому - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Жизнь преподобных Дамиана пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев, описана преподобным Нестором Летописцем (память 27 октября).

Преподобный Дамиан (+ 1071) помнил еще Крещение Руси (988 г.). Ревностный подражатель жития преподобного Феодосия (память 3 мая) был кроток, трудолюбив и послушлив на радость всей братии. Целые ночи он проводил в молитве и чтении Божественных книг. Святой Дамиан был строгий постник и, кроме хлеба и воды, ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов.

Преподобный Иеремия имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости (+ ок. 1070).

Преподобный Матфей (+ ок. 1088) также обладал даром прозрения духовного мира. Свои видения старец рассказывал братиям, отвращая от опасных для души поступков.

В Иконописном Подлиннике сказано: «Матфей прозорливый подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу».

Общий тропарь этим отцам: «Христовых повелений светом сердца своя просветивше, страстный мрак прогнасте: тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете и Ангелом сопричастницы суще, молитеся Христу Богу, даровати нам причастие святых».

Жил и подвизался в Х веке в Киево-Печерской обители. За великие свои подвиги удостоился от Бога такого дарования, что ясно мог зреть лица подземных эфиопов — бесов, обличать их и открывать на пользу спасающимся тайные их козни. Стоя однажды в храме во время церковного богослужения, преподобный Матфей увидел беса в образе воина, который обходил иноков и бросал на них липкие цветки. Причем, если цветок приставал к кому-нибудь из братии, в том сейчас же ослабевало внимание к богослужению и терялось усердие к молитве, и он, найдя себе какой-нибудь предлог, вскоре уходил из церкви в свою келлию, где ложился спать, не возвращаясь больше в храм. Если же брошенный цветок падал мимо инока и не приставал к нему, то инок по-прежнему оставался в церкви и стоял до конца церковной службы. Все виденное старец передал братии, и все с этого времени стали остерегаться выходить из храма. Многих и других видений сподобился этот старец и, открывая их братии, служил им на пользу и вразумление.

Достигнув глубокой старости, преподобный Матфей мирно почил о Господе в 1088 г. Святые мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.

Новый Завет показывает христианам не только жизненный путь Господа Иисуса Христа и Его взаимоотношения с апостолами и людьми, но и то, как формировалась Церковь в первые века своего существования. Ученики Христа, которые первые приняли решение следовать за Ним как за Царем и Мессией, причислены Церковью к лику святых.

Особого внимания среди них заслуживает Матфей — бывший сборщик налогов, человек, презираемый всеми, который сегодня выступает ходатаем перед Христом за всех, кто обращается к нему с молитвами.

В первых главах Евангелия рассказывает то, как Иисус Христос собрал Своих учеников. Он сам находил каждого из них и призывал отправиться за ним. Среди учеников были преимущественно рыбаки, которые зарабатывали хлеб руками, но Матфей был особенным. Он был сборщиком податей — в современности его профессия звучала бы как налоговый пристав или инспектор, но он собирал налоги не в казну Израиля, а Рима и поэтому считался презренным человеком и был ненавидим всеми евреями.

Иисус впервые видит Матфея возле Капернаума, когда тот собирает подати с евреев. Господь обратился к будущему апостолу с простым предложением: «Следуй за мной!». То, насколько быстро и без разговоров Матфей последовал за Господом, говорит о его вере в Мессию и отзывчивость и готовность служить Богу. Он прошел с Христом все 3 года, был на всех собраниях и постоянно учился мудрости свыше.

Жизнеописания святых апостолов:

После Воскресения Христа Матфей стал одним из 12 апостолов, активно строил церковь в Иерусалиме, а через три года после оставил общину и отправился по миру свидетельствовать и рассказывать людям Благую весть.

Дальнейшая информация о нем обрывиста. Известно, что он 6 лет прожил в Египте, где на основании записей Филиппа (еще одного ученика Христа) написал Евангелие, которое можно сегодня увидеть в начале Нового Завета. После этого он путешествовал по арабским странам — был 2 года в Персии, 4 года в Мидии и закончил жизнь где-то на территории Африки, проповедуя языческим племенам.

Из исторических документов известно, что из 12 апостолов только Иоанн умер своей собственной смертью, а остальные были казнены. Эта информация дает понять, что бывший сборщик налогов также расстался с жизнью принудительно, но не предал веру в Христа и сегодня является мучеником и святым.

Жизнь бывшего мытаря стала показателем того, что Господь никогда не смотрит на внешность человека или положение в обществе, безразлично Творцу и отношение других людей.

Важно! Небесный Отец смотрит только на внутреннее содержание, Ему важно состояние сердца человека и его вера.

Несмотря на работу мытарем, несмотря на презрение прочих, Иисус рассмотрел в простом мытаре святость и сделал его своим учеником.

В храмовых богослужениях апостола обязательно вспоминают два раза в год:

  • 29 ноября и 13 июля — праздник Собор 12 апостолов;
  • 21 сентября — день памяти.

В эти дни в храме звучат кондак и тропарь в честь ученика Мессии:

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

Святой Матфей считается покровителем всех работников налоговой и таможенной службы, а также бухгалтеров и счетоводов. Он стал символом того, что Господь смотрит на внутреннее содержание человека. Несмотря на неблагодарную и презираемую всеми работу, он смог стать святым апостолом благодаря своей вере в Мессию.

  • благополучии в финансовой сфере;
  • карьерном росте;
  • о решении проблем с налогами;
  • об успешном ведении бизнеса;
  • о сохранении семьи и благополучии в доме.
Читайте так же:  Самая сильная молитва на Свете

Помимо почитания святого кондаком и тропарем, читают и молитву к апостолу:

О преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День пятый.

Житіе преподобнаго Матѳея Печерскаго.

Н е именемъ только былъ подобенъ блаженный отецъ нашъ Матѳей Печерскій первому изъ апостоловъ евангелисту, но, какъ тому дано было видѣть Еѳіопскую землю и обличать невѣріе жителей ея, такъ и сей блаженный, иночествуя въ Печерскомъ монастырѣ во дни святыхъ первоначальниковъ [1] сей обители, за великіе свои подвиги удостоился получить отъ Бога такое дарованіе, что ясно могъ зрѣть лица подземныхъ еѳіоповъ — бѣсовъ, обличать ихъ и открывать на пользу спасающимся тайныя козни ихъ. Блаженный старецъ Матѳей стоялъ однажды въ церкви на своемъ мѣстѣ; поднявъ взоръ свой, онъ взглянулъ на братію, которая стояла на обоихъ клиросахъ и пѣла; и видѣлъ онъ бѣса въ образѣ воина, который обходилъ братію; на воскриліяхъ одежды его были липкіе цвѣты. Вынимая цвѣтокъ, онъ бросалъ его на кого-либо изъ поющихъ; тотъ братъ, къ коему приставалъ цвѣтокъ, постоявъ немного времени, позволялъ уму своему поддаться слабости, и, измысливъ себѣ какую-либо причину, выходилъ изъ церкви, отправлялся въ келью и предавался сну, уже не возвращаясь въ храмъ на пѣніе. Если же цвѣтокъ, брошенный діаволомъ, не приставалъ къ одеждѣ инока, то такой инокъ бодро выстаивалъ всю утреню до конца и тогда лишь шелъ въ свою келью. Старецъ разсказалъ братіи о видѣніи своемъ, и тогда всѣ стали остерегаться выходить изъ церкви.

Б лаженный старецъ имѣлъ обыкновеніе по окончаніи утрени, когда братія расходилась по своимъ кельямъ, — послѣднимъ выходить изъ церкви. Однажды, выйдя такъ изъ церкви, онъ сѣлъ подъ церковнымъ биломъ, желая немного отдохнуть, ибо келья его была далеко отъ церкви. И воть видитъ онъ какъ бы большую толпу, направляющуюся отъ монастырскихъ воротъ; поднявъ свой взоръ, онъ увидалъ бѣса, съ гордостью возсѣдавшаго на свиньѣ, а около него множество бѣсовъ, сопровождавшихъ его.

— « З а Михаиломъ Тоболковичемъ» — отвѣчалъ бѣсъ, сидѣвшій на свиньѣ.

О знаменовавъ себя крестнымъ знаменіемъ, старецъ отправился въ свою келью. Когда же стало свѣтать, святый, уразумѣвъ смыслъ бывшаго ему видѣнія, сказалъ своему ученику:

— « И ди и спроси, въ келліи ли Михаилъ?»

Т отъ отправился, и ему сказали, что Михаилъ сегодня послѣ утрени вышелъ за ограду монастырскую. Тогда старецъ разсказалъ о видѣніи игумену и старшей братіи. Игуменъ, призвавъ брата, сталъ разспрашивать его и, вразумивъ его назиданіемъ, отпустилъ въ келлію.

П розорливый отецъ Матѳей и другихъ братій поучалъ съ любовію и совѣтовалъ имъ сидѣть въ келліяхъ, воспоминая постоянно о Богѣ и молясь о прощеніи грѣховъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 120-122.

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

Жизнь пре­по­доб­ных Да­ми­а­на пре­сви­те­ра и це­леб­ни­ка, Иере­мии и Мат­фея про­зор­ли­вых, Пе­чер­ских чу­до­твор­цев, опи­са­на пре­по­доб­ным Несто­ром Ле­то­пис­цем (па­мять 27 ок­тяб­ря).

Пре­по­доб­ный Да­ми­ан († 1071) пом­нил еще Кре­ще­ние Ру­си (988 г.). Рев­ност­ный под­ра­жа­тель жи­тия пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять 3 мая) был кро­ток, тру­до­лю­бив и по­слуш­лив на ра­дость всей бра­тии. Це­лые но­чи он про­во­дил в мо­лит­ве и чте­нии Бо­же­ствен­ных книг. Свя­той Да­ми­ан был стро­гий пост­ник и, кро­ме хле­ба и во­ды, ни­че­го не вку­шал. Гос­подь на­гра­дил его да­ром вра­че­ва­ния неду­гов.

Пре­по­доб­ный Иере­мия имел от Гос­по­да дар про­зре­вать бу­ду­щее и ви­деть нрав­ствен­ное со­сто­я­ние ду­ши че­ло­ве­ка. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти († ок. 1070).

Пре­по­доб­ный Мат­фей († ок. 1088) так­же об­ла­дал да­ром про­зре­ния ду­хов­но­го ми­ра. Свои ви­де­ния ста­рец рас­ска­зы­вал бра­ти­ям, от­вра­щая от опас­ных для ду­ши по­ступ­ков.

Читайте так же:  Молитва на среду перед умыванием

В Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке ска­за­но: «Мат­фей про­зор­ли­вый по­до­би­ем стар, из­чер­на сед, бра­да аки Вла­си­е­ва, в кло­бу­ке чер­ном, ри­за пре­по­доб­ни­че­ская, ру­ки при­жа­ты к серд­цу».

Об­щий тро­парь этим от­цам: «Хри­сто­вых по­ве­ле­ний све­том серд­ца своя про­све­тив­ше, страст­ный мрак про­гна­сте: тем же Тро­и­цы се­ле­ние бысте три­чис­лен­нии от­цы, Да­ми­ане, Иере­мие с Мат­фе­ем, от Нея же бла­го­дать при­ем­ше, недуж­ныя ис­це­ля­е­те, бу­ду­щая воз­ве­ща­е­те и Ан­ге­лом со­при­част­ни­цы су­ще, мо­ли­те­ся Хри­сту Бо­гу, да­ро­ва­ти нам при­ча­стие свя­тых».

Жил и под­ви­зал­ся в Х ве­ке в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли. За ве­ли­кие свои по­дви­ги удо­сто­ил­ся от Бо­га та­ко­го да­ро­ва­ния, что яс­но мог зреть ли­ца под­зем­ных эфи­о­пов – бе­сов, об­ли­чать их и от­кры­вать на поль­зу спа­са­ю­щим­ся тай­ные их коз­ни. Стоя од­на­жды в хра­ме во вре­мя цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, пре­по­доб­ный Мат­фей уви­дел бе­са в об­ра­зе во­и­на, ко­то­рый об­хо­дил ино­ков и бро­сал на них лип­кие цвет­ки. При­чем ес­ли цве­ток при­ста­вал к ко­му-ни­будь из бра­тии, в том сей­час же осла­бе­ва­ло вни­ма­ние к бо­го­слу­же­нию и те­ря­лось усер­дие к мо­лит­ве, и он, най­дя се­бе ка­кой-ни­будь пред­лог, вско­ре ухо­дил из церк­ви в свою кел­лию, где ло­жил­ся спать, не воз­вра­ща­ясь боль­ше в храм. Ес­ли же бро­шен­ный цве­ток па­дал ми­мо ино­ка и не при­ста­вал к нему, то инок по-преж­не­му оста­вал­ся в церк­ви и сто­ял до кон­ца цер­ков­ной служ­бы. Все ви­ден­ное ста­рец пе­ре­дал бра­тии, и все с это­го вре­ме­ни ста­ли осте­ре­гать­ся вы­хо­дить из хра­ма. Мно­гих и дру­гих ви­де­ний спо­до­бил­ся этот ста­рец и, от­кры­вая их бра­тии, слу­жил им на поль­зу и вра­зум­ле­ние.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Мат­фей мир­но по­чил о Гос­по­де в 1088 г. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го Мат­фея Пе­чер­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах, глас 1

Христо́вых повеле́ний све́том сердца́ своя́ просвети́вше,/ стра́стный мрак прогна́сте,/ те́мже Тро́ицы селе́ние бы́сте тричи́сленнии отцы́,/ Дамиа́не, Иереми́е с Матфе́ем,/ от Нея́же благода́ть прие́мше,/ неду́жныя исцеля́ете, бу́дущая возвеща́ете/ и, А́нгелом соприча́стницы су́ще,// моли́теся Христу́ Бо́гу дарова́ти нам прича́стие святы́х.

Перевод: Христовых заповедей светом сердца свои просветив, мрак страстей разогнали вы, потому стали жилищем Троицы, трое отцов, Дамиан, Иеремия и Матфей, от Нее же получив благодать, больных исцеляете, будущее возвещаете и, совместно с ангелами, молитесь Христу Богу даровать нам приобщение к святым.

Я́коже дре́внии проро́цы благода́ть проро́чествия прие́мше/ и нело́жне ду́хом предзре́вше, прореко́ша наити́ хотя́щая,/ та́ко и вы в жи́зни на́шей зла́я, грехо́в ра́ди на́ших на ны гряду́щая, предвозвести́сте;/ и ны́не да не пости́гнут ны зла́я,// испроси́те от Христа́ Бо́га исправле́ние дело́м на́шим и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как древние пророки, благодать пророчества получившие, истинно духом предвидя, предрекали будущее, так и вы в жизни нашей предвозвестили грядущие на нас бедствия из-за грехов наших. И сейчас, чтобы не постигли нас беды, испросите у Христа Бога исправление дел наших и великую милость.

Ублажа́ем вас, преподо́бнии отцы́ Дамиа́не и Иереми́е с Матфе́ем, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, наста́вницы мона́хов и собесе́дницы а́нгелов.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Матвей — это исключительное и довольно редкое имя. Возможно, с ним связана какая-то великая тайна? Так сложилось, что родители так называют своих мальчиков, которых очень долго ждали. Ведь значение имени Матвей особенное, как для родителей, родственников, так и для посторонних людей. Потому что это «Дар» Господа Бога.

Такое толкование может многих напугать. Но дети с таким именем настоящие цветы жизни. Они обладают таким особенностями:

Но основной характеристикой этого имени является порядочность. Стоит также отметить, что когда Матвей становится взрослым, он не теряет своей честности и жизнерадостности. Также от них не следует ожидать:

  • вранья;
  • откровенного хамства;
  • подлых ударов в спину;
  • некрасивых поступков.

Таки черты им не свойственные.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Видео (кликните для воспроизведения).

История этого удивительного имени начинается от святого апостола Левия Матфея. Это автор великой Евангелии от Матфея. Считается, что оно пришло к нам с староеврейского языка. Хотя многие думают, что оно православное. В новозаветном варианте имя звучало как Матфий или Матфей.

Какого числа день ангела у Матюш, можно легко узнать с помощью православного календаря. Основной день празднования — 11 октября в честь великого служителя церкви, архимандрита Матфея Преподобного. Но дата празднования именин не одна.

Именины Матвея по православному календарю:

Дата Святой покровитель
25 апреля праведный Матфей, пресвитер
13 июля апостол и евангелист Матфей (t 60) и апостол Матфий (ок. 63)
22 августа апостол Матфий (ок. 63
11 октября преподобный Матфей прозорливый, Печерский (ок. 1085; рус.)
29 ноября апостол и евангелист Матфей († 60) и праведный Фулвиан, князь Ефиопский, во Святом Крещении Матфей (I в.).

Матвей не очень любит выделяться среди своих сверстников или коллег. Он не любит привлекать к себе внимание. Поэтому простое тихое поздравление или не замудренный полезный подарок подойдут как нельзя лучше.

Смотрите так же видео о Дне Ангела Матвея:

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Матфей Печерский (+ ок. 1088 ), преподобный .

Память 5 октября , в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских .

Подвизался в Киево-Печерском монастыре , обладал даром прозрения духовного мира.

Стоя однажды в храме во время церковного богослужения, преподобный Матфей увидел беса в образе воина, который обходил иноков и бросал на них липкие цветки. Причем, если цветок приставал к кому-нибудь из братии, в том сейчас же ослабевало внимание к богослужению и терялось усердие к молитве, и он, найдя себе какой-нибудь предлог, вскоре уходил из церкви в свою келлию, где ложился спать, не возвращаясь больше в храм. Если же брошенный цветок падал мимо инока и не приставал к нему, то инок по-прежнему оставался в церкви и стоял до конца церковной службы. Все виденное старец передал братии, и все с этого времени стали остерегаться выходить из храма. Многих и других видений сподобился этот старец и, открывая их братии, служил им на пользу и вразумление.

Читайте так же:  Молитва верую текст с ударениями

Достигнув глубокой старости, преподобный Матфей мирно почил о Господе в 1088 г. Святые мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах .

В Иконописном Подлиннике сказано: «Матфей прозорливый подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу».

Его житие было написано преподобным Нестором Летописцем .

Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах

Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

О, всечестный и богоблаженный отче наш Симеоне! Приими ныне тебе с любовию и верою прилежно молящихся и сохрани нас от всякаго зла, дана бо тебе от Бога велия благодать: недужныя исцеляти, скорбящия утешати, в беду впавшия свобождати. Ты бо аще и миру себе умертвил еси, но, любовь Христову к людем являяй, нечужд их нуждам показался еси. Темже молим тя, буди нам заступник от враг спасения нашего, души наша, грехом уловленныя, к истинному покаянию приведи, телес наших болезни уврачуй, юныя благочестию научи, старыя поддержи, сирых и обездоленных препитай. Обитель убо твою, в нейже усердно многая лета подвизался еси, в мирном благоустроении и благолепии сохрани, и вся, яже монашествующия и добре труждающияся, во благих желаниих утверди и в подвизех иноческих укрепи. Ей, святый отче, испроси нам у Премилостиваго Спаса коемуждо ко спасению благопотребная, да исправивше житие наше, от части шуия отлученни будем и вечное спасение во Царствии Небеснем молитвами твоими улучим, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Подвизался в Киево-Печерском монастыре, обладал даром прозрения духовного мира.

Стоя однажды в храме во время церковного богослужения, преподобный Матфей увидел беса в образе воина, который обходил иноков и бросал на них липкие цветки. Причем, если цветок приставал к кому-нибудь из братии, в том сейчас же ослабевало внимание к богослужению и терялось усердие к молитве, и он, найдя себе какой-нибудь предлог, вскоре уходил из церкви в свою келлию, где ложился спать, не возвращаясь больше в храм. Если же брошенный цветок падал мимо инока и не приставал к нему, то инок по-прежнему оставался в церкви и стоял до конца церковной службы. Все виденное старец передал братии, и все с этого времени стали остерегаться выходить из храма. Многих и других видений сподобился этот старец и, открывая их братии, служил им на пользу и вразумление.

Достигнув глубокой старости, преподобный Матфей мирно почил о Господе между 1078 и 1088 годами [1]. Святые мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.

В Иконописном Подлиннике сказано: «Матфей прозорливый подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу».

Его житие было написано преподобным Нестором Летописцем.

Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах

Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.

Не именем только был подобен блаженный отец наш Матфей Печерский первому из Апостолов Евангелисту, но, как тому дано было видеть Эфиопскую землю и обличать неверие жителей ее, так и сей блаженный, иночествуя в Печерском монастыре во дни святых первоначальников 6346 сей обители, за великие свои подвиги удостоился получить от бога такое дарование, что ясно мог зреть лица подземных эфиопов – бесов, обличать их и открывать на пользу спасающимся тайные козни их.

Блаженный старец Матфей стоял однажды в церкви на своем месте; подняв взор свой, он взглянул на братию, которая стояла на обоих клиросах и пела; и видел он беса в образе воина, который обходил братию; на воскрилиях одежды его были липкие цветы. Вынимая цветок, он бросал его на кого-либо из поющих; тот брат, к коему приставал цветок, постояв немного времени, позволял уму своему поддаться слабости, и, измыслив себе какую-либо причину, выходил из церкви, отправлялся в келью и предавался сну, уже не возвращаясь в храм на пение. Если же цветок, брошенный диаволом, не приставал к одежде инока, то такой инок бодро выстаивал всю утреню до конца и тогда лишь шел в свою келью. Старец рассказал братии о видении своем, и тогда все стали остерегаться выходить из церкви.

Блаженный старец имел обыкновение по окончании утрени, когда братия расходилась по своим кельям, – последним выходить из церкви. Однажды, выйдя так из церкви, он сел под церковным билом, желая немного отдохнуть, ибо келья его была далеко от церкви. И вот видит он как бы большую толпу, направляющуюся от монастырских ворот; подняв свой взор, он увидал беса, с гордостью восседавшего на свинье, а около него множество бесов, сопровождавших его. Старец спросил их:

– За Михаилом Тоболковичем, – отвечал бес, сидевший на свинье.

Ознаменовав себя крестным знамением, старец отправился в свою келью. Когда же стало светать, святой, уразумев смысл бывшего ему видения, сказал своему ученику:

Читайте так же:  Молитва Отче наш комментарий

– Иди и спроси, в келлии ли Михаил?

Тот отправился, и ему сказали, что Михаил сегодня после утрени вышел за ограду монастырскую. Тогда старец рассказал о видении игумену и старшей братии. Игумен, призвав брата, стал расспрашивать его и, вразумив его назиданием, отпустил в келлию.

Прозорливый отец Матфей и других братий поучал с любовью и советовал им сидеть в келлиях, воспоминая постоянно о Боге и молясь о прощении грехов.

При преподобном Матфее преставился блаженный игумен Феодосий; после него игуменом был Стефан, а по Стефане Никон. При сем игумене случилось блаженному Матфею увидеть такое видение: однажды, стоя за утреней, он поднял глаза свои, желая увидать игумена, блаженного Никона, но увидел, что на игуменском месте стоит осел; тогда Матфей понял, что Никон не пришел к утрене. Старец рассказал о видении своем; тогда игумен понял, что видение сие было ему в назидание, и горько каялся. С тех пор, оставляя не только леность, но и всякое монастырское неотложное дело, он старался поставить себе за обычай прежде всех приходить в церковь. Таким образом, видение сие заставило его еще более стремиться к блаженству. Также и много других видений было сему блаженному старцу, и он рассказывал их на пользу братии. Достигнув глубокой старости, он почил о Господе в добром исповедании 6347 ; честные мощи его лежат нетленно в пещере 6348 со святыми отцами, а сам он молится за нас, предстоя пред престолом Владыки, да избавимся вражеских наветов и получим вечную жизнь во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Имя Матфей (Матвей) переводится с древнееврейского, как «Дар Бога».

Он был братом апостола Иакова Алфеева. По роду своего занятия Матфей был мытарем, т.е. собирал сбор для Рима, ведь, как известно, евреи находились во власти Римского государства. Жил Матфий в Капернауме, когда он услышал призыв Христа следовать за Ним, он оставил все и пошел следом за Спасителем.

Именно Матфей пригласил в свой дом Учителя и Его учеников, которые не отвергли этого приглашения, а отведали трапезу со знакомыми мытаря, такими же грешными, как и он. Этот факт поразил сильнейшим образом книжников и фарисеев, ведь мытари отождествлялись у всех с понятием жадность и жестокость. Они собирали подать с явной выгодой для себя, и многие люди не считали себя способными с ними общаться. Но Господь своим шагом хотел показать всем, что Он пришел призвать не праведных, а грешных. Апостол Матфей раскаялся в своих грехах, он раздал тем, кого обирал раньше, суммы вчетверо большие. За свою преданность и веру, он сподобился видеть Крестные страдания Христа, Его Вознесение на небо.

В День Пятидесятницы на него снизошли дары Духа Святого, и апостол начал проповедь в Палестине. В это же время в Евангелии, он запечатлел все земные события жизни Христа.

Проповедь апостола Матфея распространилась на Персию, Парфию, Лидию, Сирию. Последним его пристанищем, стала Ефиопия. Эта страна была заселена каннибалами с изуверскими обычаями. Апостол своими словами многих обратил ко Христу, построил храм, епископом в городе Мирмены был назначен спутник святого Матфея – Платон.

Апостол от всего сердца горячо в молитве обращался к Господу с просьбой обратить к истине ефиопов. В это время ему явился сам Христос и дал ему жезл, который повелел расположить у храма рядом с дверьми, также было сказано, что из этого жезла вырастит огромное дерево, а от корней истечет вода, омывшись в которой и отведав плодов с дерева, ефиопы станут смиренными и кроткими.

Но, когда апостол решил исполнить все, что завещал ему Спаситель, он встретил сына и жену правителя этой страны, которые были одержимы. Святой Матфей именем Господним исцелил их. Это чудо помогло многим язычникам уверовать. Но правитель не желал, чтобы в его государстве были христиане, а потому он приказал казнить апостола.

Его положили вниз лицом, обсыпали хворостом и подожгли. Но огонь не затронул тело евангелиста. Тогда правитель Фулвиан приказал еще добавить хвороста и смолы, но тело все равно осталось невредимым, после этого чуда язычник обратился с мольбой ко святому о пощаде , апостол Матфей горячо молился и пламя угасло. После чего святой апостол и евангелист Матфей отошел ко Господу.

Но Фулвиан не до конца уверовал во Христа, он повелел положить тело апостола в гроб и бросить в море. Он сказал, что если Бог сохранит тело евангелиста Матфея, то поклоняться нужно только Ему.

На следующее утро на берегу моря жители обнаружили гроб, его перенесли в храм. Фулвиан просил прощение у апостола и принял от рук епископа Платона Святое Крещение с именем Матфей, в дальнейшем он принял епископство и много благих дел совершил во имя Господа Иисуса Христа.

Икона святого апостола и евангелиста Матфея

Он родился в 1881 году, в 1906 окончил Киевскую духовную академию с кандидатской степенью по богословию. В этом же году его назначают преподавателем Орловской духовной семинарии, а затем и Женского епархиального училища. Через 5 лет в Киеве его рукоположили в сан иеромонаха. Здесь он остался ненадолго, став заведующим приходскими школами при Киево-Печерской Лавре.

В 1917 году о. Матфей получил назначение ректором духовной семинарии в Перми, где он был возведен в сан архимандрита. Очень многие представители духовенства очень его любили, немало сил приложил он для расследования убийства митрополита Владимира (Богоявленского), вошел в состав Церковной комиссии по разработке вопросов гонения на Православие в стране.

Кончина архимандрита была мученической, в августе 1918 года он поехал в Пермь по делам, связанным с расследованием убийства, но по дороге поезд был остановлен большевиками, всех членов делегации жестоко расстреляли. Все документы по расследованию были похищены. Крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. Когда сотни людей стали приезжать на могилы новомучеников, безбожные власти приказали вырыть их тела и сжечь.

Читайте так же:  Молитва от соблазнов

Икона святого Матфея (Померанцева), мученика

Даты указаны по новому стилю.

  • Матфей (Гусев), мч. 8 февраля, 18 января
  • Матфей (Соловьев), мч. 8 февраля, 13 октября
  • Матфей (Левий) , сщмч.13 июля, 29 ноября (бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева)
  • Матфей (Померанцев), сщмч., архим 8 февраля, 27 августа
  • Матфей (Алоин), сщмч., иерей 8 февраля, 25 ноября
  • Матфей (Рябцев), сщмч., иерей 8 февраля
  • Матфей (Вознесенский), сщмч., иерей 8 февраля, 1 июня
  • Матфей (Александров), сщмч., иерей 8 февраля, 15 декабря
  • Матфей, сщмч., иеродиакон, инок, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля, 25 августа
  • Матфей (Крицук), сщмч., прот. 8 февраля
  • Матфей (Казарин), сщмч., протодиакон 8 февраля, 12 ноября
  • Матфей Печерский, Прозорливый 11 октября, 18 октября
  • Матфей Эфиопский см.: Фулвиан (в крещении Матфей) Эфиопский, епископ, князь 29 ноября

Православный информационный вестник

Наша Русская земля была славна пророком Иеремией, не ветхозаветным, иудейским, но великим подвижником Печерским. О нем прп. Нестор так пишет в летописи: «Был и другой брат, именем Иеремия, который помнил крещение Русской земли». Тогда и был он просвещен святым крещением. Спустя много лет после сего он пришел в святой монастырь Печерский к преподобным отцам нашим Антонию и Феодосию, принял великий ангельский образ — схиму, и в нем богоугодно подвизался, подражая житию святых отцов. За великую свою добродетель «ему, — продолжает св. Нестор, — дан был Богом дар: он предсказывал будущее и, если в ком видел худые помыслы, обличал его тайно и увещевал беречься диавола; если брат хотел выйти из монастыря, то, посмотрев на него, приходил к нему, обличал помысл его и утешал брата; если говорил ему, что будет с ним приятное или неприятное, слово старца сбывалось». Прожив много лет и принесши много добра и пользы ближним своим прозрением, Иеремия скончался в глубокой старости (90 лет) и, оставив в пещере храмину своей души — тело, духом отошел к сонму святых пророков и прозорливцев. Мощи его почивают в Антониевой пещере.

«Был и еще старец — Матфей», — пишет прп. Нестор. Он иночествовал в Печерском монастыре во дни святых первоначальников сей обители. Преподобный Матфей пострижен св. Феодосием. За великие свои подвиги удостоился получить от Бога такое дарование, что ясно мог зреть лица подземных эфиопов — бесов, обличать их и открывать на пользу спасающимся тайные козни их.

Стоя однажды в святом храме на обычном своем месте во время церковного богослужения, блаженный Матфей увидел беса в образе воина, который обходил иноков, стоящих в храме, и бросал на них липкие цветы, предварительно налагая на цветы что-то злое. Причем, если цветок приставал к кому-нибудь из братий, в том сейчас же ослабевало внимание к богослужению и терялось усердие к молитве, и он, найдя себе какой-нибудь предлог, вскоре уходил из церкви в свою келлию, где ложился спать, не возвращаясь больше в церковь. Если же брошенный цветок падал мимо инока к не приставал к нему, то инок по-прежнему оставался в церкви и стоял до конца церковной службы. Все виденное старец передал братии и все с этого времени стали остерегаться выходить из церкви.

У блаженного Матфея был обычай уходить из церкви по окончании богослужения последним. Однажды, по выходе из церкви, по окончании заутрени, он сел под колокольней с целью отдохнуть и немного заснуть, потому что келлия его далеко была от церкви. И он увидел, что большая толпа идет в монастырский двор из ворот и, внимательно всмотревшись, заметил, что один бес горделиво едет на свинье, а остальное множество входящих окружают его. И сказал старец входящим: «Куда идете вы?» Сидящий на свинье бес ответил: «За Михаилом Тоболковичем». Старец, осенив себя крестным знамением, ушел в свою келлию; уже светало на дворе, и блаженный сказал своему ученику: «Поди, узнай, в келлии ли Михаил?» Тот пошел узнать, и ему сказали: «Сегодня после утрени он вышел за монастырскую ограду». Старец открыл свое видение игумену и старшей братии. Игумен, призвав названного и расспросив о его поведении, словом назидания вразумил его и отпустил. Блаженный Матфей наставлял братию оставаться в келлиях и пребывать в молитве и богомыслии.

При блаженном Матфее мирно почил преподобный отец Феодосий, после коего игуменом был Стефан, а затем Никон, при котором Матфею было такое видение: стоя в церкви во время утрени, Матфей поднял очи, чтобы увидеть игумена, но к своему ужасу на месте игумена вместо Никона увидел осла. Когда блаженный старец сообщил свое видение игумену Никону, тот понял это видение, как наказание за неаккуратное посещение церковных служб, и с тех пор не только леность, но и какое бы то ни было монастырское дело или нужды не могли отвлечь блаженного Никона от посещения церкви.

Многих и других видений сподобился этот старец и, открывая их братии, служил им на пользу и вразумление. По известию Поликарпа, прп. Матфей прозорливый при игумене Никоне (1074—1088) молился вместе с другими об исцелении обольщенного Никиты. Достигнув глубокой старости, он почил о Господе в добром исповедании в 1088 году, честные мощи его лежат нетленно в Антониевой пещере со святыми отцами, а сам он молится за нас, предстоя пред Престолом Владыки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Совместная служба преподобным Дамиану, Иеремии и Матфею совершается 5/18 октября, 28 сентября/11 октября и во вторую Неделю Великого поста.

Молитва матфею печерскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here