Молитва по четкам

Подробное и точное описание: Молитва по четкам - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Прп. Серафим Саровский

У христиан на запястье – золотая нить с бесценной жемчужиной, ради которой евангельский купец продал свое имение и приобрел богатство, большее, чем царское сокровище. Этот золотой круг – четки. Круг символически означает вечность. Через четки душа человека соприкасается с духовным миром, где время сменяется вечностью.

Круг – символ бесконечности. Четки – начало духовного пути, который не оканчивается никогда; для приближения души к Богу нет границы и предела. Четки – это безмолвный голос ангела-хранителя, будящий на молитву душу, погруженную в образы проходящего мира, как в тяжелые сновидения. Четки – безгласный колокольчик, который зовет наши мысли от внешнего мира в собственное сердце, как церковный колокол призывает людей на молитву в храм. Четки пробуждают ум от липкой дремоты обыденных дел. Четки – путеводитель в дороге от земли к небу, ключ, открывающий двери сердца для имени Иисуса Христа, цепь, соединяющая душу с духовным миром, лестница, ведущая в Небесный Иерусалим, где каждый узелок – ступенька ввысь.

Четки – неразлучный друг и любимая подруга, с которыми беседует душа. Это ожерелье духа, мост от закона к благодати – от молитвенного правила к непрестанной молитве. Каждый узелок четок становится самоцветом в духовной копилке, которая откроется в вечности, это то золото, которым душа будет откупаться на мытарствах.

Узелки четок – это слезы молитвы, которым ведет счет ангел-хранитель. Четки – это надежда человека на то, что с ним Бог, хотя бы судьба забросила его как буря снежинку на край света. Это радость, что имя Божие близко к душе, ближе, чем дыхание уст, свет глаз и биение сердца. Движение пальцев, перебирающих узелки на четках, подобно прикосновению смычка по сокровенным струнам души.

Иисусова молитва – основа всех молитв, поэтому четки – книга книг, это песня в земном пути, обновляющая силы человека. Это посох в далеком странствовании, огни отеческого дома, которые видит душа издалека; это возвращение чистоты детства и мудрость старости. Четки – вервь, опущенная в ад, за которую хватаются грешники, чтобы молитва извлекла их из вечного мрака. Четки это радость предков, что в их роду родился молитвенник, который может помочь им. Четки – луч надежды, блеснувший в преисподней. Четки – снятие родового проклятия и умножение родительских благословений. В руках святых четки были петлей, которой они душили демона, и бичом, которым прогоняли бесов.

Узелки четок – это камни, о который разбиваются греховные помыслы – вавилонские младенцы. Узелки четок – это звезды в человеческой руке. Четки – спасательный пояс, брошенный утопающему в омуте греха. Круг четок – крепостные стены, внутри которых человек безопасен. Четки – сеть зверолова, в которой запутывается как дикий зверь демон, старающийся разрушить молитву; это огненная преграда, которую не может перейти волчья стая, окружившая человека. Четки – тенета, которыми ум ловит помысли, как птицелов – певчих птиц.

Четки – это духовный путь, который не кончается, и песня, которая не смолкает. Четки – заключенные врата Эдема, которые теперь вновь открыты именем Иисуса Христа. Четки – тетива лука, а имя Христа – горящие стрелы, поражающие сатану. Четки – это уста друга, которые высасывают змеиный яд из ран души. Четки – дивное растение с благоухающими цветами, которое выросло в раю. Это шлем для ума и щит для сердца, защищающие христианина в духовной битве.

Узелки четок – это глаза, через которые человек видит небо, и ангельские очи, которые смотрят в глубину его сердца. Это ветвь от райского древа жизни, которое дарует бессмертие. Четки подобны Херувиму с огненным мечом, стерегущего двери сердца от злых духов. Четки – сокровище, которое приобретается дорогой ценой: за него надо отдать все тленное, что стяжал в миру, чтобы получить нетленное и вечное. Четки – молот, разбивающий твердый камень человеческого сердца; это молниевидный свет, просвещающий темную ночь души, чудодейственное брение, которое исцеляет очи слепых.

Четки – надежда на Единого Бога, в которой исчезает надежда на человека. Четки – глубокий кладезь, на дне которого текут живые воды благодати; это невидимый поток, погашающий огонь наших страстей. Четки – струны псалтири и эхо ангельских песнопений. Четки это новое духовное сердце, открывающееся в груди. Четки – стозвездная нить, которая вращается как горящий бесчисленными звездами небосвод; это паникадило, зажигающееся от прикосновения пальцев к узелкам нити, стосвещник, возгорающийся от имени Иисуса Христа, как фитиль – от пламени. Четки – книга с древними письменами, в которой открывается всегда новое.

Четки подобны жезлу Моисея, который превратился в змея, чтобы поглотить ядовитых змей, сотворенных египетскими волхвами – гордость и плотские страсти, гнездящиеся в человеческом сердце. Четки – посох Моисея, превративший горький источник Меры – житейские скорби – в родник, источающий чистые потоки воды – духовное утешение. Четки – миро, исцеляющее всякую рану души.

Узелки четок – семена пшеницы, которые становятся колосьями в будущей жизни. Четки – рукоять меча в руке воина, всегда готового к духовной битве. Четки – это пограничная межа между двумя царствами – Небесным и земным. Четки – это крылья, которые поднимают ум ввысь, и держат его над землей: прекращается молитва – останавливаются и застывают четки в руке, и ум, как подстреленная птица, опускается на землю.

Четки – кисть художника, рисующая красками из света лик Божий в душе. Четки это долото, выбивающее на скрижалях сердца имя Иисуса Христа; это золотое перо, которое пишет заповеди Божии в глубине души. Четки – это нож, который очищает свитки памяти от грязи грехов.

Четки – Синай, где Бог является человеку, горящая купина, у которой Бог открывает Свое имя. Четки – окно в небо и дверь в сокровенную обитель сердца. Это молчание души – Евы – перед обольстительной речью змия; это твердость ума – Адама – перед страстными словами Евы – чувствами падшей души. Четки – отрешение души от кожаных риз, сшитых из звериных шкур, и облачение в прежние одежды света. Четки – плач о потерянном на земле Эдеме и радость об обретении небесного рая. Четки – это ларец, где хранится сокровище всех сокровищ – имя Иисуса Христа.

Читайте так же:  Молитва возвращение мужа домой

Если у тебя имеются враги, которые не хотят примириться с тобой, то молитва на четках как весеннее солнце расплавит лед их сердец и сделает врагов друзьями. Если твоя душа бесплодна как пустыня, то четки станут струями дождя, от которого покроются цветами песок и камни.

Четки – это засов на дверях внутренней келии, чтобы туда не проникли как ночные воры обольстительные образы мира. Четки – занавес для глаз и замок для языка. Это забвение темного прошлого и отречение от туманного будущего; это освобождение от страстных воспоминаний и тревожных забот о завтрашнем дне. Четки – вручение себя и близких промыслу Божьему. Четки – это духовный путь из Иерихона в Иерусалим – из заклятого города в город Божий. Четки – мост, переброшенный через берега Иордана, по которому может пройти один из тысячи. Четки – луч света, вспыхнувшего на Фаворе; это язык, которым душа беседует с небожителями, это видение невидимого и слышание безмолвного.

Четки – сокровенный подвиг, совершаемый в сердце, где обитает дух. Это весы, на которых рассудок взвешивает как ювелир крупицы золота каждое слово, прежде чем произнести его. Четки – это сострадание грешнику и рука, протянутая к падшему. Четки – это пояс, стягивающий чрево – плотские страсти. Четки – сокровище, которое человек уносит с собой в могилу: на это духовное богатство не зарятся гробокопатели и воры. Во время богооставления и уныния молитва на четках похожа на путь по пустыне, где небо кажется обитым медью, а земля раскаленной как печь, когда ум с трудом произносит слова молитвы, когда мысли и чувства подобны мертвому пеплу, и только воля говорит: иди, не оставляй молитвы.

Четки – видение мира в его будущем преображении. Четки – жезл Моисея, который разделил Чермное море: с четками в руке и молитвой в сердце человек проходит по дну житейского моря, как по каменной дороге. Четки – печать с именем Иисуса, приложенная к сердцу. Четки – это Евангелие, которое всегда в руке: кто молится на четках, тот читает слово Божие во всякое время на всяком месте.

Четки – духовное родство со святыми. Это ветер, раздувающий огонь любви к Богу, подземные воды, питающие корни духовных растений. Четки – дары трех волхвов: ладан – непрестанная молитва, смирна – умерщвление страстей, золото – имя Иисуса Христа. Четки это бегство души от тирании и страстей мира, подобное бегству Лота из обреченного Содома. Четки – это возвращение блудного сына к своему Небесному Отцу.

Давайте поговорим в нашей статье о четках. Что это такое, знаете? А для чего они используются? Это монашеский атрибут, используется для молитвы.

Очень удобно механически перебирать пальцами четки и при этом молиться.Как правильно молиться по четкам? Можно ли это делать мирянам? Читайте статью: здесь даны подробные ответы на эти вопросы.

Четки в мировых религиях.

Этот молитвенный атрибут используется не только в христианстве. У мусульман и католиков они тоже есть. Предназначение у всех четок одинаково – молитвенное правило. А внешний вид разный. Вот об этом подробно побеседуем.

Мусульманские четки.

Их называют «субха». Что в переводе означает «раннее утро», «рассвет». Состоят из 99 бусин. Еще известны как «плеть для шайтана» или «плетка для сатаны».

Почему 99 бусин? По числу имен Аллаха.

Католические и старообрядческие четки.

Как молиться по четкам? Немного терпения, мы скоро дойдем до этого вопроса. А пока поговорим о том, что представляют из себя старообрядческие четки.

Их называют «лестовкой». И на самом деле, плетение похоже на лестницу. Символ духовного восхождения.

У католиков несколько типов четок. Начнем с розария. Это классические католические четки известны еще с древних времен. Представляют собой 150 бусин, нанизанных на звенья цепочки, и простой католический крест. Раньше по четкам читали псалмы – на одну бусину приходился один псалом. Отсюда и количество бусинок, ибо псалмов 150. Теперь по розарию читают «Отче Наш» и «Аве Мария».

Ирландский розарий. Эти четки настолько малы, что умещаются в ладони молящегося. Представляют собой цепочку одностороннюю с бусинами. Если простой розарий замкнут в окружности, то здесь замкнутости нет. С одной стороны четок находится кольцо, для того чтобы надевать их на палец. С другой стороны обязателен крест.

Баскский розарий. Это кольцо с выступами вместо бусин. Появился такой вариант четок во времена гонений на католиков. Его можно носить на пальце, а при необходимости, легко спрятать.

Жемчужина жизни. Это совсем маленькие четки из 18 бусин. Но выглядят они очень красиво. Дизайн разработал шведский епископ. Он тщательно продумал значение каждой бусинки. Почему именно 18? Это число символизирует жизненный путь.

Греческие четки.

Как молиться по четкам? Совсем-совсем скоро мы расскажем об этом. А пока коснемся темы игровых четок. Да, такие существуют. Используются они совсем не для молитвы, а для игры. Состоят из 20 бусин, а играют с ними, перекидывая в руке. Самый популярный вид четок в Греции.

Православные русские четки.

Брояница – это плетенные из овечьей шерсти четки. Они совсем небольшие, имеют форму кольца. Весьма удобно носить на запястье, как браслет.

У брояницы нет бусинок. Она состоит из 33 узлов, по которым и читают молитву.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы от алкоголизма мужа

Бывают и большие брояницы. По 50, 100 и 150 узлов. Считается, что эти четки можно только дарить. И дарят их людям, к которым испытывают особое уважение.

Веревица. Из названия понятно, что это веревка. Состоит она из 100 узлов, разделенных по 10. На конце веревицы – крест. Раньше были только узелковые варианты. Сейчас есть веревицы, состоящие из бусинок.

Как правильно молиться по православным четкам?

Когда обычный человек приходит к Богу? Чаще всего это бывает в критической ситуации. Люди вспоминают, что есть Тот, Кто просто обязан помочь. Он же сотворил нас. Вот и идем мы в храм, пишем записки, ставим свечки и молимся о помощи. Помощь получили – и снова забываем о Боге. До следующей непредвиденной жизненной ситуации.

Но правильно ли это? Бог нас ждет, Он всегда ждет и готов прийти на помощь. Однако такое потребление с нашей стороны не совсем верно. Нужно не только просить, еще и про благодарность не забывать.

Мы – дети Бога. Отец любит своих детей, он готов им все простить и всегда прийти на помощь. Возникает ли желание помогать детям, если от них простого «спасибо» не услышишь? Стараешься ради них, делаешь, а они только потребляют, забывая о самом простом слове – благодарность.

Богу не нужны наши «спасибо». Это нам нужно уметь быть благодарными ему. Проснуться однажды и поблагодарить за новый день, за то, что Бог разбудил нас и подарил еще один день. Поблагодарить перед сном за прожитый день, он прошел, Бог дал его нам. В общем, надо уметь быть благодарными.

Как молиться?

Как молиться по четкам? Все просто, перебирать узелки или бусинки и читать молитву. А вот тут-то и начинают возникать вопросы о том, какую молитву, как долго, для чего это нужно. И вообще, банально времени нет.

Стоп, начнем с того, что четки – это монашеский атрибут. По ним молятся монахи, творят Иисусову молитву, как правило.

Вот ее текст:

Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную).

Все предельно просто: одна бусинка – это одна молитва. Прочитал монах молитву, взял в пальцы следующую бусинку. И так потихоньку тянет четки в пальцах.

О временном промежутке чтения говорить сложно. Все зависит от устава монастыря. Количество молитв, необходимых к прочтению, благословляет (назначает) игумен или игуменья обители. Игумен – это начальник или директор, если говорить на мирском языке. В иных монастырях благословляют произвольное количество молитв. А где-то число установлено. Это может быть 500 молитв, 1000 или более. Иисусовых молитв имеется ввиду.

Когда же заниматься их чтением, если у монахов вечно гора дел? Занимаясь делами, они творят молитву. Если послушание позволяет тянуть четки, то монахи молятся по ним. Если же нет, приходится молиться только в уме.

Можно ли молиться по четкам в церкви?

Вопрос очень неоднозначный. На службу мы приходим для того, чтобы послушать ее и помолиться. Едва ли есть необходимость в молитве по четкам на службе. Исключение делается для монашествующих, ибо не всегда они успевают прочесть свое правило в келейной молитве или на послушании.

Если же речь идет о том, чтобы молиться в церкви не во время службы, почему бы и нет? Поставить перед иконой свечку и постоять — помолиться. Попросить о своих нуждах, или почитать Иисусову молитву, перебирая в церковной тишине четки.

Миряне и четки.

Допустимо ли молиться по четкам мирянам? Только с благословения батюшки, у которого мирянин исповедуется. Как правило, батюшка знает духовную жизнь своего чада и видит, сможет ли он выполнять молитвенное правило по четкам.

Если священник благословил на домашнюю молитву по четкам, то детали лучше обсудить с ним. Сколько молитв читать, какие четки приобрести для этого, в какое время лучше творить правило. По вечерам, перед сном, удобнее всего. И лучше не лежа в постели, ибо высока вероятность уснуть, а сидя на кровати хотя бы.

Можно творить молитву по четкам по дороге на работу, если приходится ездить общественным транспортом. Или отправляясь на прогулку. Идти по улице и просто перебирать в пальцах четки, читая Иисусову молитву.

Если нашел чужие четки?

Это практически не реально, но всякое бывает. Что делать, если нашлись чужие четки? Забрать домой, очистить от грязи (постирать в теплой мыльной воде, вручную), хорошенько просушить. И отнести в храм, объяснив ситуацию. Священник подскажет нашедшему, что делать дальше: оставить себе или отдать в церковь.

-Четки – это «инструмент» монаха.
-Используются они не только в христианстве. У мусульман и католиков тоже есть четки. Равно как и у старообрядцев.
-По четкам творят Иисусову молитву.
-Так как это атрибут монашествующих, то мирянам необходимо взять благословение у своего священника на то, чтобы молиться по четкам.
-Монахи молятся по ним и на послушании, и в храме, и в кельях.
-Миряне могут ограничиться домашней молитвой. Или молиться по пути на работу, или гуляя по улице.

Заключение: Мы поговорили о том, как молиться по четкам. Стоит отметить, что четки – это религиозный атрибут, все же. И относиться к ним нужно должным образом. Нельзя ходить в туалет с четками, прикасаться к ним грязными руками. Нельзя бросать их на пол или на землю. Всякое бывает, ускользнула ниточка из рук, четки упали. Это по нечаянности, понятное дело. Поднять, попросить прощения у Бога за случившееся и продолжать молитву.

Как уже говорилось выше, молиться можно по веревицам, а можно и по брояницам. Кому как удобнее. Для мирян все индивидуально, и обговаривается с духовным наставником.

В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?

Читайте так же:  Молитва перед экзаменами

Чтение утреннего правила. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко

В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.

Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:

«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».

Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.

Старец Амвросий напоминал в связи с этим:

«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».

Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.

На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:

«Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».

Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило».

Благословение на молитвенное правило

Фото: Э. Гатауллин / Expo.Pravoslavie.Ru

Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения. Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы.

Старец Антоний (Путилов) учил:

«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».

Также преподобный Антоний писал:

«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».

Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души:

«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно».

Невозможность выполнить правило

В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».

Постоянная молитвенная память

Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).

Преподобный Никон напоминал:

«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;

«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».

На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:

«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».

Просьба о молитве за других

Молитва школьного директора. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Иногда люди обращаются с просьбой помолиться за них к другим. Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, сами не присутствуют на них и не молятся.

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:

«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила».

А иногда повторял народную поговорку:

«Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи».

Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:

Читайте так же:  Сильная молитва о помощи в поиске работы

«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»

Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей – имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.

Старец Амвросий советовал:

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;

«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал:

«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».

Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам. Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие. Это может быть опасно для неопытного молитвенника.

Старец Анатолий (Зерцалов) о слезах на молитве писал:

«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».

Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:

«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».

Как узнать, правильно ли мы молимся?

Молитва – духовное делание, которое приносит духовные плоды. Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение. Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время. Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить. Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.

Молитва, сон и подготовка к исповеди. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко

Преподобный Моисей (Путилов) учил каждый день проверять себя, испытывать свою совесть:

«Поверяй самого себя каждодневно… Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям – пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».

Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем. Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота. Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.

Четки – это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки, часто соединенные в кольцо. Перебирая эти бусинки (узелки), человеку легче держать ум сосредоточенным на молитве, не поддаваться сонливости и не сбиться в подсчетах молитв, когда они читаются по определенным правилам. Слово «четки» происходит от древнерусского глагола «честь», т.е. «читать», «считать». Православный человек молится по четкам, отсчитывая количество прочитанных Иисусовых молитв.

С глубокой древности было замечено, что во время многократного произнесения одной и той же молитвы человек должен занимать свое тело какой-то механической деятельностью, чтобы не возникало психического напряжения. Древние монахи занимались во время молитвы каким-то рукоделием, иногда люди во время произнесения молитвы перекладывали камушки из стороны в сторону, вязали узелки, нанизывали семена, ракушки, зерна. Впоследствии были придуманы четки, то есть веревка с узелками. Четки можно встретить практически во всех религиях мира.

Считается, что в православной традиции первыми стали использовать для молитвы четки великие отцы Церкви IV столетия, такие как преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий и святитель Василий Великий.

Антоний Великий и Пахомий Великий Василий Великий

Многие думают, что четки – это атрибут только монахов. Действительно, во время пострига они вручаются монаху, как «духовный меч», как орудие в борьбе со страстями. Но молиться по четкам может и мирянин, получив на это благословение священника.

Ношение четок напоминает человеку о необходимости «непрестанной молитвы», как сказано в Евангелии. Ведь часто в мирской суете мы забываем помолиться в течение дня, а четки на запястье об этом напоминают.

А.М. Шилов «Иеромонах Иероним»

Считается, что именно Василий Великий придумал так называемую вервицу (со старославянского «веревка») – четки, которые представляли собой несоединенную в кольцо веревку из завязанных узелков. Эти древние четки послужили прообразом для современных, используемых в наше время плетёных четок.

Современные плетенные четки произошли от вервицы

На Руси вервица превратилась в лестовку (с древнерусского «лестничка») – кожаную ленту в виде лестницы. Внутрь ленты обычно зашивали текст с Иисусовой молитвой. Форма таких четок глубоко символична, она означает лестницу в небо, по которой мысленно молитвенники возносились к Господу.

В лестовку зашивали текст с Иисусовой молитвой
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сегодня лестовка осталась в обиходе старообрядцев

Наши, современные православные четки бывают разного размера и вида, но всегда соединены в кольцо. Основные их характеристики: количество бусин обычно кратно 10. Чаще всего это 100, 50, 30 но бывает и 33 (по числу земных лет Иисуса Христа). Через десять бусин (или узелков) – разделительная бусина, а в одном каком-то месте вместо разделительной бусины – крест. С этого креста начинается молитва, и здесь она заканчивается, пройдя круг.

По четкам можно читать разные молитвы. Но обычно, перебирая бусины, православные люди читают Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» или ее сокращенный вариант «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (грешную)».

Так, двигаясь по кругу, человек возносит свою молитву Богу, приближается к духовной радости, совершенствуясь и очищаясь. Круг – символ бесконечности, а четки – символ духовного пути человека, который никогда не заканчивается.

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Молитва по четкам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here