Молитва с иноверцами

Подробное и точное описание: Молитва с иноверцами - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

ТЕКСТ ОДНОЙ ДРЕВНЕЙ МОЛИТВЫ
по архиепископу Иоанну (Шаховскому)

Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,
Чтобы я вносил любовь туда — где ненависть,
Чтобы я прощал — где обижают,
Чтобы я соединял — где есть ссора,
Чтобы я говорил правду — где господствует заблуждение,
Чтобы я воздвигал веру — где давит сомнение,
Чтобы я возбуждал надежду – где мучает отчаяние,
Чтобы я вносил свет во тьму,
Чтобы я возбуждал радость – где горе живет.
Господи, Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,
Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал,
Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил,
Ибо кто дает — тот получает,
Кто забывает себя — тот обретает,
Кто прощает — тот простится,
Кто умирает — тот просыпается к вечной жизни.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Келейные молитвы старцев и подвижников благочестия с тремя поклонами
(Как встанешь с поклоном утром)
Господи, благослови ми день сей прейти без греха и во вся дни живота моего не остави мя, да не погибну аз окаянный. (Поклон).

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, не остави мя от заступления Своего, да в день сей, и во все дни живота моего, аз окаянный не погибну. (Поклон).

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, сохрани мя в день сей без греха и во все дни живота моего от всякого злоключения, да за беззакония моя аз окаянный не погибну. (Поклон).

Преподобному Александру Свирскому
(Память 12 сентября)
О преподобне и богоносне отче наш Александре! Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Буди нам, рабам Божиим (имена), чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити велите, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Святому великомученику Димитрию Солунскому
(Память 8 ноября)

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Этот образ святого великомученика Димитрия, приобретён в храме его имени в Салониках (Греция).

Св. Архангелу Гавриилу
(Благовестник таин Божиих и служитель чудес, возвеститель радости и спасения).
О святый Архангеле Гаврииле! Всеусердно молим тя, настави нас, раб Божиих (имена), к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере нашей, укрепи и огради души наша от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов наших. О святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но присно помощник нам явися, да непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков.

Св. Архангелу Рафаилу
(Врачеватель Божий, целитель душевных недугов).
О святый Архангеле Рафаиле! Всеусердно молим тя, буди нам путеводитель в жизни нашей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни наша, управи жизнь нашу к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О, святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), молящихся тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков.

Св. Димитрию Ростовскому
(О заступничестве вдовиц и сирот, о сострадании к нищим, сирым и беззащитным, о помощи в
бедности и нужде, о помощи страдальцам, изнемогающим грудной болезнью).
О святителю Димитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных: подаждь нам твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трёх ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков.

Перед учением
Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

После учения
Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Об отроке неудобоучащемся
Господь Иисус Христос Бог наш, вселившийся в сердца двунадесятых Апостолов нелицемерно, благодатью Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый и начаша глаголати иными языки: Сам Господь Иисус Христос Бог наш, ниспосли Того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя) и насади во ушеса сердца его священныя писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалях начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на студные (постыдные) помыслы

Владыко Господи Боже мой, егоже в руках жребий мой, заступи мя по милости Твоей и не остави мя погибнути со беззаконии моими, ниже воли последовати похотствующия плоти на дух. Создание Твое есмь, не презри дело руку Твоею, не отвратися, ущедри, но не уничижи: не презри мя, Господи, яко немощен есмь, яко к Тебе прибегох, покровителю моему Богу, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Спаси мя ради милости Твоея, яко к Тебе привержен есмь от юности моея, да посрамятся ищущии отринути от Тебе деянми нечистыми, помышленми нелепыми, воспоминаньми неполезными. Отгони от мене всякую скверну, злобы излишество, яко Ты еси един Свят, един Крепкий, един Безсмертный, во всех имеяй могущество безприкладное, и Тобою дается всем яже на диавола и его воинства крепость.

Читайте так же:  Молитва чтобы были клиенты

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о заключённых
Господи Иисусе Христе, Боже наш, святаго Апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда свободивый, приими, смиренно молим Ти ся, моление сие милостивно во оставление грехов раба Твоего (имя), в темницу всаженного, и молитвами того, яко человеколюбец, всесильною Твоею десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи.

Молитва от обольщения Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави мя от обольщения близ грядущего богомерзскаго злохитростнаго антихриста и укрый мя от коварных сетей его и от всех козней его в сокровенной пустыне Твоего спасения. И подаждь ми, Господи, крепость и помощь благодатную, дабы не убояться мне страха дьявольскаго паче страха Божия, дабы не отпасти мне от исповедания имени Твоего Святаго и от Святой Твоей Церкви и не отречься от Тебе, как Иуда. Подай мне Господи, помучиться и пострадать, и умереть за веру православную, и не отступиться, и не принять печати антихристовой, и не поклониться ему. Даждь ми, Господи, день и ночь плач о грехах моих и помилуй мя в час Страшнаго Суда Твоего. Господи, помилуй и пощади. Аминь.

Плач грешника
Оплачьте наготу мою, возлюбленные братья мои. Прогневал я Христа порочной жизнью своей. Сотворил Он меня и дал мне свободу, я же злом воздал Ему. Господь сотворил меня совершенным и соделал орудием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил Имя Его. Я же, несчастный, сделал члены свои орудиями греха и творил ими неправду. Увы мне, потому что будет Он судить меня! Неотступно умоляю Тебя, Спаситель мой, осени меня крылами Своими и не обнаруживай скверн моих на великом суде Своем, чтобы прославлял я благость Твою. Злые дела, какие я сделал перед Господом, отлучают меня от всех святых. Теперь постигает меня горе, чего и достоин я. Если бы я подвизался вместе с ними, то, подобно им, был бы и прославлен. Но был я расслаблен и служил страстям, потому и не принадлежу к сонму победителей, а стал наследником геенны. Тебя, пронзенный гвоздями на Кресте Победитель, неотступно молю, Спаситель мой, отврати очи Твои от нечестия моего, страданиями же Твоими уврачуй язвы мои, чтобы прславлял я благость Твою.

Покаянная молитва (Читается каждый день после вечерних молитв)
Господи, Господи! Вот я весь пред Тобою, великий грешник. Я очень много согрешил даже и в сегодняшний день. Умилосердись надо мною, Господи, изгони из меня гнев, гордость, раздражение, осуждение, самолюбие и все прочие страсти, а всели в сердце мое смирение, кротость, великодушие и всякую добродетель. Господи, помоги мне исполнять волю Твою, поставь меня на истинный путь спасения.
Научи меня, Господи, совершать заповеди Твои и приносить покаяние чистосердечное с сокрушением и слезами. Господи! Прости мне согрешения мои, которыми оскорбил я благость Твою.
Помилуй меня, истлевшаго в беззакониях, и милосердием Твоим прости меня, грешнаго. Аминь.

Молитва о чадах
Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов! Господи, помилуй нас с детьми нашими, да не увлекутся они духом времени, соблазнами мирскими, да не поддадутся какой-нибудь страсти, какому-нибудь пороку, сотвори, чтобы дети наши были полезными членами и через то счастливыми здесь, на земле, чтобы удостоились блаженства на небеси!

Молитва родителей за детей
о. Иоанна (Крестьянкина)
Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою, и их души искупил Ты Своею неоцененною кровию; ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатию Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным; удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их, яко же Ты сам хочеши, и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже Отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения твои и уставы Твои. И исполнять всё это! Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице
Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Моление матери о больных детях
О, Матерь милосердная! Ты видишь жестокую скорбь, терзающую мое сердце! Ради той скорби, которою пронзалась Ты, когда страшный меч прошел в душу Твою при горьком страдании и смерти Божественнаго Сына Твоего, молю Тебя: помилуй бедное дитя мое, болящее и увядающее, и если не противно то воле Божией иего спасению, исходатайствуй ему здравие телесное у Всемогущаго Твоего Сына, Врача душ и телес, Который исцелял всякую болезнь и всякую немощь, сжалившись над слезами матери, рыдавшей о потере единственнаго сына, возбудил его от смерти и отдал ей его. О, Любвеобильная Матерь! Воззри, как побледнело лицо моего детища, как горят от недуга все жилы его, и умилосердись над ним, да не похитит его смерть на заре жизни, но да спасется оно Божией помощью и послужит с радостию сердца Твоему Единородному Сыну, Господу и Богу своему. Аминь.

Молитва против голода
Во плоти Ангел, Пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу в годину глада напитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель будь.

Читайте так же:  Молитва за родителей

Молитва о даровании дара мудрости
Не отвергай моих молитвенных воздыханий и предстательством мудрейшаго из всех людей рода человеческаго царя Соломона и Иисуса Праведнаго сына Сирахова посети меня, надели меня хотя бы самою малою частицею сей и божественной мудростию, столь нужной святителям в управлении сердцами, делами людскими. Сердцеведче Иисусе, Ты видишь всю наготу и скверну души моея. Умилосердствуй мне и паки не отвергай прошения моего к Тебе, но посети Своею благостию сердце и ум мой
Ведаю, что не многословной молитве познается человек, но в бескорыстном служении Господу Богу своему. Аминь.
(Написана митрополитом Мануилом Лемешевским 11.10.56 г.)

Молитва от недуга и скорби после каждой главы Евангелия
Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя рек) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва о прекращении ссоры
Господи Иисусе Христе, Боже наш, заповедь новую давший учеником Твоим, чтобы любили друг друга! Приими молитву сию в отпущение грехов всех нас, рабов Твоих. Иссякшую в нас любовь обнови Духом Твоим Святым, чтобы, исполняя Твои заповеди, мы позаботились не о своих земных благах, но о славе Твоей и о пользе ближняго. Ибо Ты – наш Руководитель и Спаситель, и Тебе славу возносим со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва на брань блуда
Господи Боже правды, крепосте моя и помоще, и прибежище мое в день злый, Ты спасаеши во время скорби, спаси мя, яко внидоша воды до души моея, углебох в тимении глубины, и несть постояния,.от лица врага насильствующа: яко погна душу мою, попра в землю живот мой, во всю нощь поборя оскорби мя. Благоволи, Господи, еже избавити, мя от руки беззаконнующа и обидяща, яко не согрешу Тебе: зане страх смертный нападе на мя, и покры мя тма. Доколе воззову, Господи, и не услышиши; возопию к Тебе обидимь, и не спасаеши; призри с небесе, Господи, и виждь от дому святаго Твоего и славы Твоея:где есть множество щедрот Твоих, по милости Твоей,яко претерпел еси нас; Господи, суди обидящыя мя, не буди яко человек спяй и яко муж, не могий спасати.
Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на всякую немощь
Владыко Вседержителю, Врачу душ и телес, смиряяй и возносяяй,наказуяй и паки исцеляяй, брата нашего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы: и исцели его, воставляяй от одра и немощи,запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу: и аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости Твоего ради Человеколюбия. Ей Господи, пощади создание Твое во Христе Иисусе, Господе нашем, с нимже благословен еси, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Верхний, нижний большой баннер и реклама под Православным календарем к форуму отношения не имеют. Это обязательные условия для бесплатного форума.

Вы здесь » Православный форум о жизни. » Молитвы » Можно ли молиться за иноверца?

  • Автор: кардиолог
  • новобранец
  • Зарегистрирован: 2008-01-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1
  • Уважение: +0
  • Ваше вероисповедание: православное христианство
  • Последний визит:
    2008-01-20 19:24:10

Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Страна наша Российская — многонациональная и многоконфессиональная. Случилось так, что один замечательный человек, за которого хочется помолиться, с младенчества — мусульманин (волей родителей). Сам он к православию относится очень доброжелательно. Мжно ли православному христианину молиться за мусульманина? Если да, то как?
Помогите, пожалуйста, советом!

  • Автор: Александр
  • Главный грешник
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-04-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3727
  • Уважение: +86
  • Пол: Мужской
  • Ваше вероисповедание: Православный РосПЦ
  • Последний визит:
    Вчера 15:38:30

О еретиках в церкви молиться нельзя или некрещенных.

  • Автор: Marina
  • лейтенант
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-10-24
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 336
  • Уважение: +29
  • Пол: Женский
  • Возраст: 46 [1972-10-12]
  • ICQ: 323990062
  • Ваше вероисповедание: Православие
  • Последний визит:
    2016-05-03 16:03:34

Мне батюшка вот как сказал:
«Есть молитвы за животных, от саранчи и прочь то почему же нельзя молиться за человека пускай даже и иноверца. Все что движеться любовью от Бога. Другое дело, что соборной церковной молитвой за него не помолишься потому что он к Церкви не принадлежит. Поэтому на Безкровную жертву подавать не надо, а дома молитесь. «

  • Автор: jnp49
  • мл. сержант
  • Откуда: ОДЕССА
  • Зарегистрирован: 2007-12-22
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 37
  • Уважение: +2
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 61 [1958-05-19]
  • ICQ: 417319693
  • Ваше вероисповедание: православный
  • Последний визит:
    2014-01-15 22:48:56

О еретиках в церкви молиться нельзя или некрещенных.

В ЦЕРКВИ молиться и ПОДАВАТЬ записки НЕЛЬЗЯ, а дома, (сугубо-келейной) молитвой поминать можно, но при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО добавлять от себя, что человек, за которого мы молимся НЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Господу — все судьбы наши ВЕДОМЫ .

Отредактировано jnp49 (2008-01-21 17:41:40)

  • Автор: Александр
  • Главный грешник
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-04-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3727
  • Уважение: +86
  • Пол: Мужской
  • Ваше вероисповедание: Православный РосПЦ
  • Последний визит:
    Вчера 15:38:30
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Святая Церковь не знает иноверцев и не поминает их, но, пока они живы, молится обще об обращении их. У иноверцев свои поминатели есть. Туда пусть обращается хотящий их поминать.

  • Автор: Раиса
  • рядовой
  • Зарегистрирован: 2008-05-03
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 6
  • Уважение: +1
  • Ваше вероисповедание: православие
  • Последний визит:
    2008-08-02 13:19:58

Мир Вам Братья и Сестры! Подскажите, что делать, если родители мусульмане и не принимают меня в Православии. Простить и не общаться?

  • Автор: Александр
  • Главный грешник
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-04-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3727
  • Уважение: +86
  • Пол: Мужской
  • Ваше вероисповедание: Православный РосПЦ
  • Последний визит:
    Вчера 15:38:30

Мир Вам Братья и Сестры! Подскажите, что делать, если родители мусульмане и не принимают меня в Православии. Простить и не общаться?

Молитесь про себя, чтобы Господь их заблудшие души направил в православие. Потихоньку и ненастойчиво с любовью вводите их в православие.

  • Автор: Serebryanick
  • ст. сержант
  • Откуда: Украина(очень часто Англия)
  • Зарегистрирован: 2008-07-21
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 80
  • Уважение: +4
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 30 [1989-01-11]
  • Ваше вероисповедание: Православный.
  • Последний визит:
    2009-03-19 19:00:43

Молится нелза токо за бесов и масонов, и все. Тоже создания Божии только искозившиеся.

Отредактировано Serebryanick (2008-07-23 08:10:04)

  • Автор: Фома
  • Командир
  • Откуда: г. Москва
  • Зарегистрирован: 2008-06-18
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 961
  • Уважение: +27
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 47 [1972-05-02]
  • Ваше вероисповедание: Православный христианин
  • Последний визит:
    2019-06-05 19:07:14
Читайте так же:  Молитва от суда Степановой

иерей Сергий

.
Следует различать молитву церковную и частную. Дома вы можете молиться за некрещеного и поминать его имя, можете молиться своими словами, это ваше общение с Богом. С живыми здесь все просто, но когда молитесь дома о упокоение мертвых — атеистов, некрещеных, знайте, через молитву вы устанавливаете связь с их душами.
.
Молитва общественная в Церкви предполагает участие только крещеных людей, особенно Литургия. Поэтому когда вы приходите в храм и оставляете записку о поминовении, следует указывать имена только крещеных в православии людей. Впрочем наших не успевших еще принять крещение младенцев мы не оставляем без молитвенного поминания. В таком случае мы пишет в записке: «О здравии (имя мамы в Родительном падеже «Анны», например) со чадом».
С уважением,

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
зная, что таковой развратился и грешит,
будучи самоосужден.
(Тит. 3, 10-11)

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень» и является показателем среднестатистической индифферентности к Вере,за которую ее святые свидетели отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью

В этой статье не будет полемики с расхожим утверждением о том, что всякая вера по-своему учит об одном и том же Боге, а земные перегородки конфессий не доходят до неба. Это мнение не имеет отношения собственно к христианству, а если бы не так, следовало бы переиначить всё Писание. То, что в некоторых конфессиях именующих себя «христианскими» считают возможным участвовать в общих молитвах даже с язычниками, лишний раз показывает насколько справедливо их самоименование. «Посмотрите на Израиля по плоти, — говорит апостол Павел, — те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? (1 Кор., 18-22).

Мне кажется, что каноны запрещают совместную молитву, когда это может означать безразличие к вероучительным разногласиям. Но когда мы стремимся к единству, совместная молитва может означать, что мы принимаем во внимание наши разногласия, но ищем пути их разрешения.

Я согласен, что мы должны учитывать контекст: каково отношение к нам инославных, атакуют ли они нас, или занимаются прозелитизмом, либо же относятся с уважением. Бывают такие ситуации, в которых я не стал бы участвовать в общей молитве. Позвольте привести пример. Когда я приезжаю в Украину, я иду только в те православные церкви, которые принадлежат канонической юрисдикции Московского Патриархата. И я никогда не пойду в храмы так называемого Киевского патриархата, которые под Филаретом. Для меня это пример нового раскола, относиться к которому мы должны с определенной строгостью. При определенных условиях, с пастырских позиций, мы можем частным образом беседовать и общаться с людьми, которые ходят в филаретовские храмы, но я ни в коем случае не желаю участвовать в каких бы то ни было их официальных богослужениях, и даже не хочу заходить в их церкви. Это новая схизма, непосредственно повреждающая Православную Церковь.

Но если мы посмотрим на Католическую Церковь, за исключением определенных мест, то мы не видим, чтобы они сегодня разрушали нашу Церковь или уводили от нас людей. Мы должны смотреть по обстоятельствам».

Помимо этого, если бы аргумент в пользу допустимости совместных молитв с иноверцами по причине их мнимой близости Православию был справедливым, стало бы вообще непонятным, почему мы не можем молиться с раскольниками? Ведь с раскольниками у нас вообще не существует ни догматических, ни даже обрядовых разногласий, если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что самим своим существованием они воюют на догмат о Церкви. Но каноны запрещают не только молитвы с еретиками, но и со всяким отлученным от церковного общения. «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10 правило святых Апостолов).

Другой аргумент сторонников совместных молитв с иноверцами заключается в утверждении, что хотя каноны запрещающие такие молитвы очень важны, и их нельзя отменять, однако важно понимать смысл этих канонов, а не слепо следовать их букве. А смысл запретов на совместные моления якобы в том, чтобы избежать мимикрии внецерковных сообществ под Церковь. И если такая опасность существует в случае ничем не отличающихся от нас внешне раскольников, то она не существует в случае, например, с католиками. Поэтому молитвы с теми же католиками допустимы, во всяком случае по икономии, тогда, когда нет опасности соблазнить свободой своих действий ревнителей не по разуму или если речь идет о частной молитве, например обыкновенной молитве перед едой. В конце концов, текст «Отче наш» и у католиков и у протестантов такой же как у православных.

Православная Церковь запрещает не только совместные молитвы с раскольниками и еретиками, но и намеренное вхождение для молитвы в собрание иноверцев (еретическую синагогу — 65 правило Святых Апостолов), приятие иноверческих «благословений» (32 правило Лаодикийского Собора), позволение иноверцам действовать в качестве служителей церкви (45 правило Святых Апостолов), приношение елея и возжигание свеч в иноверческих собраниях (71 правило Святых Апостолов).

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожалению, и является наиболее распространенным явлением и, в тоже время, показателем среднестатистической индифферентности к Вере. К Вере, за которую ее святые свидетели — мученики и исповедники отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью. Существенное отличие древних богословов от многих называющих себя богословами ныне не в том, что те имели дело с другими, как бы более страшными и ужасными еретиками (еретики всегда одинаковы), а в том, что богословие Церкви они исповедовали шествуя не с докладами на трибуны, а за Христом на Голгофу. Но и свидетельство о Православной Вере с трибун международных конференций, совсем не обязательно подразумевает ниспровержение этой Веры участием в совместных молениях иноверцев.

Читайте так же:  Сколько раз читать молитвы перед причастием

[2] Акривия (греч. ακριβεια) — принцип строгого, точного следования правилу.

[3] Икономия (греч. οικονομια — домостроительство) — снисхождение, допустимое отступление от правила в целях практической пользы, допускаемое в впоросах не касающихся догматов Церкви.

[4] Инославный — термин появившийся в позднейшее время в качестве альтернативного терминам «неверный», «еретик» и «иноверец». Термин предназначался в целях политкорректности в отношении тех иноверцев, которые в отличие от, например, иудеев и мусульман, причисляли себя к христианскому исповеданию. Сегодня этот термин нередко используется в манипулятивных целях, а именно с намеком на то, что иные вероисповедания являются всего лишь различными типами духовности, будучи по сути инаковыми проявлениями одной и той же религии.

18 февраля 1847г. синодальный обер-прокурор, граф Н.А.Протасов, предложил Св. Синоду отношение вел. Князя Михаила Павловича о сообщении сведения относительно постановлений, которые должны быть соблюдаемы насчет церковного поминовения иноверцев-христиан православными священниками там, где нет иноверных священников (ксендзов и пасторов). Ссылаясь на указ Св. Синода от 24 августа 1797г., разрешающий священникам православного исповедания, при неимении вблизи иноверных священников, провожать тела умерших чинов инославно-христианских исповеданий в ризах и эпитрахили и опускать в землю с пением «Святый Боже» и пр., вел. Князь спрашивал, между прочим, и о том: могут ли полковые священники совершать по таковым чинам домовые панихиды и включать их в церковное поминовение в родительские субботы? «НЕ имея в виду постановлений, определяющих сии случаи, – пишет князь, – я был, однако же, личным свидетелем погребения по обрядам православной Церкви генералов христианского иноверческого исповедания (перечисляются примеры); кроме сего, по покойным генерал-адютантам Веймарне 1, Веймарне 2 и д.т.с. Рюле, также лютеранского исповедания, совершаемы были православными священниками (в г.Видзохе) домовые панихиды».

Спрошенный по этому предмету, московский митр. Филарет конфиденциальным письмом, от 25 февраля 1847 года, на имя графа ответил отрицательно. «Вера и молитва веры, – писал святитель, – споспешествуют спасению. Если бы сии люди поверили благодати и молитве православной Церкви, то присоединились бы к ней. Если же не присоединились, то это признак, что не имели веры. Без веры не полезна молитва. Молитва учреждена в Церкви, не как благовидный обряд, но как духовная помощь и орудие к привлечению благодати Божией, милующей и спасающей. Что касается, в особенности, до лютеран и реформаторов: они, по догматам своих вероисповеданий, не верят молитвам за усопших. Не странно ли было бы навязывать им духовную помощь, которой они не требуют и которой они и существования не признают? Какую цель могут иметь молитвы о таких усопших, разве глумление лютеранских и реформатских догматиков? Надобно также принять в рассуждение и то, что ослабление церковных правил, по снисхождению к иноверным, более или менее причиняет смущение и соблазн православным ревнителям церковных правил и дает раскольникам повод к укоризнам на православную Церковь. Но образность не смущать и не соблазнять своих, без сомнения, выше обязанности делать угождение чужим».

Св. Синод определением от 10–15 марта 1847г. постановил: «полковое православное духовенство по таковым (т.е. иноверно-христианским чинам) не может совершать домовых панихид». (См. Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. моск. Том дополнит. Спб. 1887, №56).

Свои соображения московский владыка основывает на следующих апостольских и соборных правилах: 1) Апостольское правило 10: «Аще кто с отлученными от Церкви помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». 2) Антиохийского собора правило 2: «Да не будет позволено имети общения, ниже сходится в домы и молитися с находящимися вне общения церковного. Чуждающихся собрания одной Церкви не приимати и в другой Церкви». 3) Лаодикийского собора правило 6: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Толкование: Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити; аще и великий Василия Уалента царя, еретика суща, к исполнению верных прият, – не было бо еще сего собора, и се правило не было изложено. 4) Лаодикийского собора правило 33: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем». В толковании на сие правило в пример отщепенства приводятся овдиане, иже убо веру имеют, якоже и соборная Церковь, и со всеми на месте не молятся, и хулят епископов, богатства ради и проч.

«Если апостольское правило не позволяет молиться с принадлежавшими к православной Церкви, – замечает митр. Филарет, – но отлученными от нее за тяжкий грех или за упорство в каком-либо неправославном мнении, которые могут еще покаяться и возвратиться в Церковь, то кольми паче правило сие имеет силу к устранению от общения церковных молитв тех, которые никогда не принадлежали к православной Церкви, и не будут принадлежать к ней, каковы жившие и умершие вне православной Церкви?»

«Второе правило Антиохийского собора запрещает молиться с находящимися вне общения церковного. Очевидно, что римско-католики, лютеране, реформаторы находятся вне общения православной Церкви. Следственно, правило запрещает молиться с ними».

«Тридцать третье правило лаодикийского собора запрещает молиться с отщепенцем. Толкование сказывает, что здесь разумеются даже и такие люди, иже веру имеют, я коже и соборная Церковь, но, упорству, в некоторых особенных мнениях отделяются от нее. Из сего с тем более полною силою происходит заключение, что под сие правило подходят римско-католики, лютеране, реформаторы».

По словам преосв. Феофана (Говорова, затворника), «в церкви поминать можно только принадлежащих Церкви. Как она (лютеранка) не принадлежит Церкви, то поминать ее там не следует». – «Еврейку-лютеранку надо предоставить воле Божией благой» (Письма в Боге почившего еп.Феофана. Тамбов 1897, стр.197). «Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших?» – читаем в другом письме того же святителя. «В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них…, в церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви молится – обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы отграничивается пребыванием тех, о коих идет молитва… Предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве» (там же стр. 348).

При всем уважении к глубине богословской мысли упомянутых святителей, и преклоняясь пред их высоким, – особенно митр. Филарета, – церковно-каноническим авторитетом, мы не можем отказаться от естественного и требуемого самим существом нашей веры ( 1Петр. 3, 15 ) желания знать те главные основания, на которых можно утвердить вышеупомянутое положение о недозволительности церковных молений о христианах-иноверцах. Ссылаться на церковные каноны – это еще не значит «быть готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ» об основаниях последнего, хотя бы эти основания имели апостольское происхождение (а следовательно, и Христово, ибо апостолы ничему не учили только от себя). Наша испытующая мысль не авторитета только ищет, теперь уже данного, а стремится осмыслить самый авторитет, сознательно подчиниться ему, по слову Самого Спасителя: «изследуйте писания» ( Иоан. 5, 39 ), чтобы достигнуть той высоты религиозной веры, о которой говорили самаряне после того, как они удостоились сделаться сознательно верующими в Господа: «сами слышахом и вемы, яко сей есть воистину Спас миру, Христос» ( Иоан. 4, 42 ).

Читайте так же:  Молитвы в праздник успения ПреСвятой Богородицы

Как это само собой понятно и как о том свидетельствуется любой из взятых наук, истинное решение каждого взятого вопроса обусловливается правильной точкой зрения на предмет, или нахождением той принципиальной основы, на которой только и можно построить единственно верное решение вопроса, проистекающее из самого существа дела, а не из каких-либо случайных обстоятельств и побуждений, какими бы дорогими и симпатичными ни представлялись они на первый взгляд. Так как речь идет собственно о церковной молитве, то, следовательно, мы должны предварительно обратить внимание на то, что уже само наименование Церкви, ἐκκλησ ί α , а равно библейское и церковное его употребление означает, соответственно ветхозаветным «кагал» и «микра», торжественно и открыто созванное для каких-либо общественных или государственных (в рассматриваемом случае – для религиозных) целей народное собрание, имеющее определенные признаки и чисто внешние границы ( Лев. 4, 13 ; Числ. 16, 3, 20 ; Втор. 31, 30 и др.).

Так оправдывается аристотелево изречение о человеке, как о Ϛῶον πολιτικόν . Действительно, человек есть «общественное», или, буквально, «гражданственное животное»: в этом его существенный признак, происходящий от Самого Творца, создавшего в прародительской чете первую общественную клеточку и определившего смысл истинной жизни в составлении верующими «царства небесного». Недаром и Церковь Христова именуется иногда, как “civitas” Dei, члены которого суть полноправные граждане Божьего царства, являются первенцами из всех других граждан и потому не должны продавать своего первородства за чечевичную похлебку. Естественно, поэтому, каждый член Церкви обязан возрастить в себе истинно-христианский, православно-церковный корпоративный дух и, не забывая долга любви к ближним, твердо держать в своих руках церковное знамя. Если в Церкви найдутся такие знаменосцы, то они почтут для себя прямо невозможным предъявлять желания, противные самому духу церковной жизни и молитвы, как высшему ее выражению.

Они признают и в Церкви наличность такого братства, столь тесной солидарности между собою членов Церкви, посягательство на которую (солидарность) равносильно измене последней. Знаем, что сравнение – не доказательство; но знамение и то, что иные аналогии бывают в несколько раз убедительнее, по сравнению с самыми строгими логическими доказательствами.

Церковные «космополиты» равнодушно услышат, наряду с православными именами, имена инославные, например: Карла, Ромуальда, Франциска, Джона, Вильгельма, Гуго и мн. подобн.; зато совершенно не так воспримет эти имена слух истового православного, которому дороги имена своих присных, данные в честь того или другого святого. Но что святого для нас в Карлах, Ромуальдах, Генрихаха, Адальбертах, Болеславах, Готфридах, Густавах, Наполеонах, Оттонах и т.п.? Если же станем поминать иноверцев, не произнося их имен, то будем только фарисейски маскировать свой грех, который от того, разумеется, не преобразуется в христианскую добродетель.

В таком случае, почему же не молиться о Лютере, о Цвингли и Кальвине, или и из древних – об иконоборцах, об евтихианах и несторианах и о других заблудших? Потому ли, что они более тяжко погрешали против церковного вероучения, сравнительно с позднейшими еретиками? Но если хорошенько разобрать все обстоятельства происхождения различных ересей, то еще вопрос: какие окажутся более виновными, старинные или древние еретики? Те и другие, несомненно, погрешали против основных членов веры и, следовательно, можно говорить только об относительной или сравнительной ответственности погрешавших: принципиально же те и другие виновны в одинаковой мере, и потому к виновным должно и одинаково относится. Но кто же дерзнет поминать Ария, Македония, Нестория или Евтихия, хотя бы за панихидой? Если же так, то откуда берется смелость поминать Карлов, Ромуальдов, Вильгельмов, Генрихов и их инославных собратьев, сущих в отлучении от святой кафолической Церкви? Поступать так – значило бы обнаруживать ничем неизвинительную смелость, законом для которой служит одно: «я так хочу, так повелеваю. Да будет на месте разума своеволие»!

Закончим свои соображения тем же, чем и начали, то есть, указанием на то, что православная Церковь, как определенное и имеющее свои, строго очерченные, границы общество верующих, не может допустить церковной молитвы (панихиды) по умершим иноверцам-христианам; не предрешая их конечной участи, она «предает их суду, а паче милосердию Божию» (М. Филарет, «Разгов. между испыт. и уверенн.»), в твердом памятовании божественных слов: «яко у Господа милость, и многое у Него избавление» ( Пс. 129, 6 ).

Хотя и «не чисто истинная» (М. Филарет. «Разгов. между испытующим и уверенным», стр. 28), римское католическая церковь, тем не менее, сильна и крепка своей стройной организацией, в чем признаются все другие христианские общины, не исключая и православной Церкви, между тем как эта последняя, обладательница всей полноты Христовой истины, страдает отсутствием такой организации, проявляющейся как в большом, так и в малом. Вот почему, д о р о ж а истинными началами своей Ц е р к в и, мы нравственно обязаны больше и настойчивее проводить их в свою православно-церковную жизнь, воспитывать свое православно-церковное самосознание, уважать самих себя, не думать, что постоянным попустительством (в Ал.– Невской Лавре, 30 августа, неоднократно присутствовали за молебном прибывавшие во время лит. верных китайский, турецкий и японский посланники!) мы добудем себе уважение от других, строго соблюдать церковные каноны и, тщетно успокаивая протестующую совесть пагубными софизмами, не предлагать своих противозаконных услуг тем, кто совсем в них не нуждается.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Извлечено из журнала «Церковный Вестник», 1905. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр., №8. 1905

Молитва с иноверцами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here