Молитва Священника при венчании

Подробное и точное описание: Молитва Священника при венчании - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта «К Истине».

433. Здравствуйте! Я воцерковленная православная. Помогите понять слова, которые говорятся в конце обряда венчания: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». «И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог».

Мне самой было интересно знать, а тут еще и брат (невоцерковленный) выложил такое в соц. сетях:

Я долгое время неспешно опрашивал своих знакомых, кто прошёл обряд венчания в церкви на предмет: «Помнят ли они то, что им говорилось там?».

Оказалось, что большая часть просто находилась либо в полутрансе, либо наоборот, совершенно витала в облаках, не обращая внимания на то, что там происходит.

Однако всё же удалось найти некоторое количество пар, среди которых именно женщины запомнили, что им говорилось.

Прежде всего, следует отметить, что эти пары не знакомы с Библией. Вернее, они знают о её существовании, что есть десять заповедей, что был Христос, что он умер за всех нас, но потом воскрес и вознёсся на небо уже живым. Правда что он там делает в стратосфере, никто не сказал. Зато вспомнили всё же некоторые слова, которые священник говорит невесте: «…будь плодовита как Сара»

Быт.16:1-8. «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее.

Это говорится про ту самую Сару, которую Авраам подкладывал под египетского фараона, правда, ей тогда уже было за 60, и, судя по всему, фараон был знатный геронтофил.

Кстати, по версиям он не соврал фараону, когда сказал, что она ему родственница. Просто это не мешало ей быть ему ещё и женой. Кровосмесительство святым не грех. Даже в Содоме, который они выбрали для своего жительства. Видно, не случайно.

А родила она, когда Аврааму как бы было уже лет 100, а ей самой чуток поменьше 90. Единственного ребёнка. Как ни кривят душой православные, что «Ветхий завет» – это не их, им он не нужен, но от него им никуда не деться, а потому иудейская мифология в православии, как и в христианстве вообще – неотъемлемая часть, как религиозных обрядов, так и повседневной жизни.

Уточняя вопрос текстов «брачующимся» по канону (чину) следует поправить опрошенных мною невест, что дословно это выглядит всё же примерно так:

«И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль». «И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако Благоволи Бог» – подтверждение дословности можно найти на любом православном ресурсе.

Давайте дополним теперь о других персонажах, кроме Сары:

«Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8)»

Сама же Рахиль впоследствии умерла при родах Вениамина – своего второго сына. Вот вам и пожелания молодожёнам – своего рода программирование: возвеличься как Сарра – которую подкладывали под каждого нужного человека, будь весёлой, как Ревекка, у которой один сын предал другого, умножься как Рахиль, которая умерла вторыми родами – да, это офигенное пожелание счастья молодым.

Русское христианство – это бред. Это всё равно, что русская нерусскость. В русском христианстве от русского только сами люди – всё остальное – это уже совершенно иной среды. Я достаточно спокоен в отношении христиан, но вот когда начинаются запевания на тему: христианство сделало русских русскими, зародило основы науки и литературы, дало государственность и прочие блага цивилизации – мне становится горько. Горько за то, что сами же русские люди считают себя и своих предков способными лишь на то, чтобы быть духовной тенью иного народа. Мне это претит. Всё же я полагаю, с учетом того, что Библия всё — равно подвергалась неоднократным правкам – то стоит подумать о том, что неохристианство может быть модернизированно и «русифицированно» по-настоящему.

А тем, кто надумал венчаться – может, стоит задуматься – хотят ли они быть как Сарра и Авраам. Или же всё-таки взять какие-то более достойные примеры для подражания?»

Не могу найти нужную информацию. Заранее благодарю и прошу по возможности выслать ссылку, где можно просмотреть опубликованный ответ. Храни вас Бог! Анна Костюченко

Анна, еще даже 70 лет назад серьезной проблемой семей было бесплодие. Именно оно ТОГДА в ДРЕВНОСТИ пугало молодоженов в отличие от современных людей, для которых дети – обуза и нежеланный побочный продукт секса.

Все три женщины были бесплодными, и потом родили сыновей, которые стали родоначальниками целого народа!

Поэтому смысл молитвы – желания детей, детей, которые потом станут родоначальниками, знаковыми фигурами в истории своего народа, это желание того, чтобы Бог управлял твоей семьей, детьми, и пожелание избежать БЕСПЛОДИЯ.

Что же касается наложниц, то для того времени это было этической нормой, как и браки между близкими родственниками (брат и сестра, детьми братьев и т.п.).

Вот пример невозбраняемого на тот период многоженства среди израильских судей, которые избирались Богом:

«У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен» (Суд.8:30).

«После него был судьею Израиля Есевон из Вифлеема. У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома [в замужество], а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет» (Суд.13:8-9).

Мне сложно говорить за давно умерших людей, но мне кажется, что древними многоженцами из богатых судей и князей двигала не только похоть, но и желание, чтобы своей потомство умножалась, ибо среди жен кочевников-скотоводов бесплодие могло наступить уже после первых родов и даже так, что молодая жена вообще не могла беременеть, плюс евреи вели постоянные войны и люди гибли массово:

«И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших» (1Цар.4:10), или «И пало из сынов Вениамина восемнадцать тысяч человек, людей сильных» (Суд.20:44).

Как великую трагедию подают СМИ гибель 5 – 10 человек за неделю во время братоубийственной войны на Донбассе. А тогда разом в один день 30 тыс. изрубленных трупов! Времена были жестокие…

Но тогда друг друга убивали мужчины, сейчас же главные и самые безжалостные убийцы — «милые женщины». И не нам, детям матерей, которые в советское время и делали по 10 – 15 абортов, судить этих людей.

Ну, а брат. Молитесь усердно нем. Как в народе говорят: ума нет – считай калека. Жалко парня. Глупый муж — проклятие для родителей и его жены.

«Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» (Прит.13:17).

«Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Прит.18:2)

Сказано почти 3000 лет (до интернета), а прямо как о Вашем брате!

«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Прит.10:1).

«…глупый будет рабом мудрого сердцем» (Прит.11:29.)

«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Прит.14:15).

Читайте так же:  Молитва амвросий Оптинский

«Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Прит.17:25).

«Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Прит.26:11).

P.S. Далее мне стали поступать еще письма от именно подчеркнуто «я воцерковленная православная христианка» с своеобразными вопросами, как мне кажется, источниками которых является одна и также личность, при том мужская. Ряд администраторов сайтов думаю, уже давно столкнулись с письмами одного гиперактивного болящего, который писал вопросы с разных адресов, а потом, после того, как его письма стали игнорироваться, начал писать от имени «воцерковленных православных христианок», да еще и заводить женские аккаунты «В Контакте,» и с них сыпать вопросами о вере (иногда эти вопросы, впрочем адекватны и интересны).

Ответ на вопрос «Анны» я все же публикую, потому что статья Игоря Коломийца «Венчался? Проверь свою память. Полезно знать» активно гуляет по сети, и ее распространение свидетельство, что современные люди не понимают исторический контекст и духовную суть уже многих богослужебных, не говоря уже о том, что церковно-славянский язык для людей – китайская грамота.

Многие ли из воцерковленных знают, например, суть литургической молитвы: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». «Дориносима» — это как? Такое действо, кстати, уже как, более 1000 (!) лет не производится, а на Руси так вообще не делали.

То, что христиане не понимают церковных молитв – это актуальная проблема. Актуально и то, что давно назревает необходимость правки богослужебных текстов в смыслах понятных современному человеку.

Поменял же у нас название «Отдел внешнецерковных сношений» на «Отдел внешних церковных связей».

06.07.2015.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.

Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.

Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.

День Венчания:

  • выбирается дата и отпрвляется письмо в форме обратной связи предоставленная ниже на сайте. Указываются имена брачующихся, желаемая дата и время. Далее с Вами связывается представитель хрма или священник. Телефон для срочной связи (+7 (962) 551-56-66, Отец Сергий).
  • для невест – выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни
    женского месячного очищения Таинство Венчания
    не производится;
  • выбранная вами дата должна быть заранее согласована со священником:
  • Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
  • по предварительному согласованию со священником вы можете украсить
    Храм цветами;
  • фото и видеосъемка – 1 человек фотограф и 1 человек видеограф.

Для таинства Венчания необходимо:

  • предварительное собеседование со священником ;
  • Венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся
    родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;
  • Венчальные свечи – продаются в Церковной лавке или можно внести пожертвование на венчальные свечи выбрав их в требах. В этом случае они будут предоставлены в день венчания.
  • Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или
    розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять
    на нем вдвоем;
  • Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.
    По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха золотое, а у невесты серебряное (по желанию).

Обязательные требования для венчающихся:

  • пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств
    друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном
    расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
  • постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с
    возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего
    избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза
    это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению
    брака, заключенного перед Господом;
  • «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение,
    уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:

  • должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят
    супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения
    Церковь освятить не может;
  • не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
  • не могут состоять:
    • в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства
    (т.е., например, с троюродным братом
    или сестрой);
    • в духовном родстве:
    – если желающие вступить в брак
    являются крестным и крестной
    у одного и того же человека;
    – если вы желаете вступить в брак
    с вашим крестником или крестницей;
    – если вы желаете вступить в брак
    с вашим крестным или крестной;
  • должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего
    богослужения);
  • прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия
    – 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
    В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
  • должны быть с нательными крестиками.

Желательные требования для венчающихся:

  • за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
    • постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока
    и молочных продуктов, а если супружеская жизнь
    уже имеет место – воздержание от брачных
    отношений;
    • и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется
    правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению); Ссылки на молитвы для загрузки предоставлены выше.
  • жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.

Требования к свидетелям.

  • оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной
    вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
  • свидетелями не могут быть родители венчающихся;
  • свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили
    благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть
    верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
  • свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не
    зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще
    не могут приступать к Церковным Таинствам.
  • наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;

Некоторые особенности одежды невесты:

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или
    платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке
    какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда
    невесте уже не положено;
  • косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном
    количестве.
  • т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в
    совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было
    удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

Возраст венчающихся:

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит
    считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно
    заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления
    в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).

Церковь не освящает союз между или с:

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например,
    мусульмане). Принадлежащий к нехристианской
    конфессии крещенным быть не может. Поэтому он
    не может участвовать в православном таинстве,
    каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья
    официально подтвержденная душевная болезнь,
    лишает их возможности свободно и осознанно
    проявлять свою волю.
Читайте так же:  Молитва на покров о защите

Возможные варианты для Венчания:

  • в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении
    конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может
    дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с
    инославными (с католиками, протестантами, лютеранами,
    армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и
    воспитаны в Православии.

Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

  • если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском
    браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для
    церковного брака добавляется еще и условие благословления
    архиерея на новый брак;
  • Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство
    Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в
    четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае
    – впервые);
  • лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,
    вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и
    выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими
    правилами.

Вступление в брак с духовным лицом:

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником,
    то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения
    вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных
    ими обетов Богу.

Повторное Венчание допускается:

  • если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания:

  • Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
  • по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением
    к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей
    церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только
  • женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими
    словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии,
    пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме,
    где совершается молитва;
  • по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и
    смеха.

Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?
Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

Родительское благословление (в соответствии с традициями).

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
  • Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
  • за Венчанием последует супружеская ночь;
  • т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь
    попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
  • при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,
    когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения:

Краткое описание Венчания:

Русская Православная Церковь Заграницей

Обручение и Венчание (о чинопоследовании)

Жених и невеста вошли в храм. Они стоят на дорожке еще не в центре храма, а в притворе (у западной стены), потому что над ними будет совершен обряд Обручения. Невеста – в белоснежном платье, символизирующем ее чистоту и невинность. Само слово «невеста» означает неведомая для мужчины, непознанная. Жених выглядит торжественно и серьезно. Таким ответственным и серьезным будет он и в супружеских отношениях. Он стоит напротив образа Христа, виднеющегося вдалеке на иконостасе, она — напротив Пресвятой Богородицы, Которая на другой стороне царских врат на самом востоке храма. Молодые стоят с трепетом и благоговением.
Навстречу молодым выходит процессия: свещеносец, диакон и священник. Первым делом священник благословляет брачующихся и дает им в руки свечи. Свеча символизирует горение. В данном случае – горение в вере и в любви, которым пламенеют жених и невеста.
Затем священник с диаконом совершают каждение, являя тем присутствие Святого Духа. Они кадят Евангелие и Крест, лежащие в центре храма, иконостас с его образами, а затем брачующихся и всех присутствующих в храме — всех, кто несет в себе образ Божий. И как священнослужители кланяются им, так и те, кому кадят, ответствуют поклонением.

(далее все молитвы в переложении на русский язык)

Диакон возглашает: «Благослови, владыко!»
Священник: «Благословен Бог наш: всегда ныне и присно и во веки веков»
Диакон произносит ектению («ектения» – «протяжное моление» греч.):
«Миром Господу помолимся! (миром — то есть с душевным спокойствием, в твердой уверенности, что на все воля Божия, а мы должны доверять) о рабах Божиих (имена), ныне обручающихся друг другу, и о спасении их Господу помолимся!
о том, чтобы Бог дал им детей для продолжения рода, исполнил их всякое доброе прошение, Господу помолимся!
о том, чтобы Бог ниспослал им совершенной любви, мира в супружестве, Своей помощи, Господу помолимся!
о том, чтобы сохранили единомыслие и устояли в твердой вере, Господу помолимся!»

Вновь и вновь мы от всей души обращаемся к Господу за помощью. И верим, что Он откликнется.
Далее священник произносит молитву: «Боже вечный, посторонних людей соединивший и давший им неразрушимый союз любви! Некогда благословивший Исаака и Ревекку, и показавший их наследниками Твоего обещания (речь идет об обещании от потомка Авраама произвести великий народ), Сам, Господи, благослови и вот этих рабов Твоих (имена), наставляя их на всякое доброе дело. »
Сам чин Обручения происходит так: Священник берет кольцо и начертывает им крест: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так же обручается невеста — рабу Божию. Отметим, что священник надевает жениху на палец кольцо невесты, а невесте – кольцо жениха. И затем либо сам трижды переменяет кольца, либо это делает диакон, либо «друг жениха». По троекратной перемене «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» жених и невеста остаются уже каждый со своим кольцом.

Во время второй молитвы поминаются имена мужей и жен благословенных браков в Священном Писании: от Авраама и Сарры, до родителей Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Так данный брак «вписывается» в библейское измерение жизни, жизни вечной. «Благослови их Господи, Боже наш, так, как Ты благословил Авраама и Сарру! Благослови их, Господи, Боже наш, так . «. Это седмеричное благословение, проходящее через весь Ветхий Завет и подводящее ко входу в Новый Завет, описывает — как и семь дней недели — полноту круга времени исторического. Но и выводит выше него. Ибо в Евангелии читается о первом чуде, совершенном Христом. И не случайно оно совершено Спасителем именно на браке, и не случайно именно по просьбе Его Матери (Евангелие от Иоанна, глава 2, см. ниже).

Читайте так же:  Кольцо с молитвой Екатеринбург

После третьей молитвы священник берет венец и провозглашает: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой. То же повторяется с невестой: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию. ». После этого священник торжественно возглашает, воздевая руки и призывая сошествие Святаго Духа на брачущихся: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Этот возглас повторяется трижды, и каждый раз священник благословляет брачующихся. Это очень важный момент. Собственно, в древности надевание венков и краткая молитва соединенная с благословением молодым и считались Таинством Брака. Сегодня чин приобрел более торжественный вид, но сердцем, ядром чина Венчания все равно является момент надевания венцов (или вручения их свидетелям) и священническое благословение.

Венцы над головами брачующихся держат свидетели. Но если молодые просят, чтобы венцы надели им на голову, эту просьбу, конечно, мы удовлетворяем. Почему венцы не надеваются на головы, а вручаются свидетелям? Духовная сторона — дружба, помощь, поддержка: можно вспомнить, что когда Моисей в войне с Амаликом воздевал руки — Израиль побеждал. Когда опускались руки Моисея от естественной усталости, Израильтяне были побеждаемы. и вот братья стали поддерживать руки Моисея, и народ одержал победу. Поддержка друзей, готовых потрудиться, важна. И обычно собирают именно шестеро мужчин (трижды двое), которые держат венцы, меняясь — в частности при трех обхождениях вокруг Евангелия в конце венчания. Но есть и чисто практическая сторона: у всех головы разные (по размеру), у невесты часто бывает фата, особая прическа и т.д. Кроме того, есть опасность, что венцы, во время шествия молодых упадут или сползут с головы. Удобнее держать их над головами.

Но бывает, что шестеро друзей не нашлось. В таком случае совет свидетелям (шаферам, кумовьям): держать венец над головой невесты или жениха – достаточно трудное занятие, руки могут сильно устать. Держите венец одной рукой. Когда она устала, можно сменить.

В наши дни приходится видеть, что венец над невестой держит не мужчина. Это ужас. Действительно, это отображает — быть может — нашу неблагополучную современность. Пожалуй можно было бы утвердить в правилах, для посрамления мужского пола, чтобы одна женщина во время всего венчания держала оба венца на вытянутых руках! На самом деле, до революции это было не мыслимо. А потом уже — женщины прокладывали железные дороги и асфальтировали пути. куда? в светлое будущее? Это наша беда. Такая несчастная традиция сложилась разве что вследствие того, что церковные браки венчались десятилетиями тайно. К священнику, готовому взять на себя такой риск и венчать при запертых дверях храма эту пару привела другая пара, прежде у него повенчавшаяся. Кому держать венцы? Все ясно. В Русской Зарубежной Церкви сохранилась вышеописанная традиция: шестеро шаферов держат венцы. Но можно и восемь и десять! Только обходов вокруг Евангелия всегда будет три.

Что касается Евангельского чтения, то здесь речь о первом чуде, совершенном Господом. Это в Кане Галлилейской, и именно на браке, и именно по просьбе Пречистой Матери — превращение воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства Брака. Но и указывает на то, что время Христа тогда «еще не пришло». Пришло оно, когда Он восходил на Крест, совершая Свой брак с Невестою-Церковью. В ночь до самого распятия Спаситель уже не превращал воду в вино. Он взял Чашу вина и сказал Апостолам собранным: «Пейте от неё все, сия есть кровь Моя Нового Завета. «, так возвел Он первое чудо (вода-вино) на высшую ступень (вино-Кровь), в вечное последнее Чудо — празднуя Свою крестовоскресную Пасху: Святое Причастие.

Если видеть это духовными очами, то невозможно гостям суетиться, разговаривать, сидеть на лавках, что-то обсуждая «по ходу действия». Для брачующихся наступил важнейший, всеобъемлющий момент их жизни. Как не молиться, не соучаствовать в эти таинственные минуты духовного торжества? Нет, гости — не зрители, а участники, потому что в молитве участвуют все. О чем молиться? О том, чтобы брак состоялся, чтобы он продлился долгие годы, и чтобы Бог даровал Свою благодать молодоженам. Чтобы они преуспевали в любви, вере и служении.

После молитвы Господней «Отче наш. » священнику подносят чашу с вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Если венчание происходит на Божественной Литургии, то брачующиеся восходят на амвон для Святого Причащения в венцах. неповторимый в жизни момент. Эту Чашу Причастия заменяет вне Литургии приносимая общая чаща — ковшик с вином. Троекратно испивают из нее молодожены — во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь. Это слова, которые звучали, когда каждого из них — нашедших теперь во Христе друг друга — по отдельности крестили, и помазывали священным миром на Царство. Ныне они приемлют это царственное измерение друг в друге, друг через друга, и друг для друга. Эта чаша, напоминающая о брачном пире в Кане Галилейской, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе. Каждый испивает из чаши трижды. В Византии этот обряд совершался не в храме, а дома. Молодые пили при входе в дом чашу с вином, которую им подавали родители (как у нас сегодня обычай встречать молодых хлебом-солью), а потом разбивали ее об пол. Это чаша их совместной жизни, и никто кроме них пить из нее не будет.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их епитрахилью и ведет молодых вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в левой руке, держа правой их скрепленные епитрахилью руки, и он символизирует здесь Самого Христа, который ведет мужа и жену. Вперед идет Крест, а Евангелие, вокруг которого идут новобрачные, означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути. Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери, и гимн мученикам: «Святии мученицы, добре страдальчествовавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Почему такие песнопения в радостный день Браковенчания? Потому, что супружеская жизнь не легка. И на путях этой жизни непременно будут скорби, тернии, болезни. Но Церковь, напоминая нам о мучениках, говорит, что не должно унывать. Бог с нами. Он укрепит, даст сил перенести все невзгоды и вознаградит, если все смиренно перенесем, венцами победителей в Царствии Небесном.

Венцы снимаются. Священник произносит: «Возвеличься, жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мире и твори в праведности заповеди Божии». Затем обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сарра, веселись, как Ревекка, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог». Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов, теперь с молодоженами.
Заканчивается Таинство торжественной молитвой, обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь Небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, благих чад, совершенство в жизни и в вере».

Читайте так же:  Громко читать молитву во сне

«Благоденственное и мирное житие здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие подаждь, Господи, рабам Твоим, ныне браковенчанным (имена), и сохрани их на многая лета!» – заканчивает диакон.
Хор отвечает: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!»

Брачная пара целует крест. Свечи гасит священник — они сохранятся для молитв дома. И если обручение совершалось у входа в храм, а самое венчание в центре храма, то теперь священник возводит молодоженов наверх к самому входу в алтарь, к «царским вратам», туда где полнота рая, где иконы Христа-Спасителя и Пресвятой Богородицы — и они целуют эти образы, напротив которых стояли, каждый со своей стороны отображая — мужское и женское естество в послушании Богу. И теперь уже — после этой высшей и главной встречи — навстречу родным, как объединенные в Боге, к таковым теперь подходят поздравлять молодоженов их родители, близкие и друзья. Первыми — свидетели, затем – родители и все прочие.

В добрый путь! Но никак не — вон из храма, прочь от хранящихся там венцов, а на путь духовного восхождения среди мира сего, на путь совместного углубления жизни, на путь оцерковления и живого восприятия того, что воспринято здесь на веки веков.

Аще убо хотят в тожде время венчатися, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 27, сице: людие же на кийждо стих глаголют: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Блажени вси боящиися Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Блажен еси, и добро тебе будет.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Сынове твои яко новосаждения маслична, окрест трапезы твоея.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Се тако благословится человек бояйся Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Посем глаголет иерей поучительное слово, сказуя им, что есть супружества тайна: и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут. По скончании же слова, вопрошает иерей жениха глаголя:

Имаши ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию, имярек, юже зде пред тобою видиши?

И отвещает жених, глаголя: Имам, честный отче.

Иерей паки: Не обещался ли еси иной невесте?

Жених: Не обещахся, честный отче.

И абие иерей, зря к невесте, вопрошает ю, глаголя:

Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужа сего имярек, егоже пред тобою зде видиши?

И отвещает невеста, глаголющи: Имам, честный отче.

Иерей паки: Не обещалася ли еси иному мужу?

И отвещает невеста: Не обещахся, честный отче.

Таже глаголет диакон: Благослови, Владыко.

Священник: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего м i ра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе ) (имярек) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О рабех Божиих, имярек и имярек, ныне сочетавающихся друг другу в брака общение, и о спасении их, Господу помолимся.

О еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей, Господу помолимся.

О еже податися им целомудрию, и плоду чрева на пользу, Господу помолимся.

О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей, Господу помолимся.

О еже дароватися им благочадия восприятию, и незазорному пребыванию, Господу помолимся.

О еже даровати имже и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся.

О еже избавитися имже и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Священник возгласно: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Яко Бог милости и щедрот, и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Боже Святый, создавый от персти человека, и от ребра его возсоздавый жену, и спрягий ему помощника по нему, за еже тако годно бысть Твоему Величеству, не единому быти человеку на земли: Сам и ныне, Владыко, низпосли руку Твою от святаго жилища Твоего, и сочетай раба Твоего сего, имярек, и рабу Твою сию, имярек, зане от Тебе сочетавается мужу жена. Сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, даруй има плод чрева, благочадия восприятие.

Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

И по амине, прием священник венцы, венчает первее жениха, глаголя:

Венчается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Таже венчает и невесту, глаголя:

Венчается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Таже благословляет я трижды, глаголя трижды:

Господи Боже наш, славою и честию венчай я.

Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, / живота просиша у Тебе, и дал еси им. Стих: Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицем Твоим.

И чтец: К Ефесеем послания святаго Апостола Павла чтение.

Братие, благодаряще всегда о всех, о имени Господа нашего Иисуса Христа, Богу и Отцу: повинующеся друг другу в страсе Божии. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да есть свята и непорочна. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь. Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе, а жена да боится своего мужа.

Читайте так же:  Молитва Святому для продажи квартиры

Стих: Ты Господи сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего, и во век.

Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.

Священник: От Иоанна святаго Евангелия чтение.

Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Во время оно, брак бысть в Кане Галилейстей, и бе Мати Иисусова ту. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак. И не доставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут. Глагола Ей Иисус: что есть Мне и Тебе, жено? Не у прииде час Мой. Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите. Беху же ту водоносы каменни шесть, лежаще по очищению иудейску, вместящия по двема или трием мерам. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха. И глагола им: почерпите ныне, и принесите архитриклинови. И принесоша. Якоже вкуси архитриклин вина бывшаго от воды, [и не ведяше откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду,] пригласи жениха архитриклин. И глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты же соблюл еси доброе вино доселе. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей, и яви славу Свою, и вероваша в Него ученицы Его.

Священник: Мир ти, благовествующему.

Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, имярек, и поминает ихже хощет.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Возглас от священника: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане Галилейстей, честный показати брак Твоим пришествием: Сам ныне рабы Твоя, имярек, и имярек, яже благоволил еси сочетаватися друг другу, в мире и единомыслии сохрани, честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи, и сподоби я в старости маститей достигнути, чистым сердцем делающа заповеди Твоя.

Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим, и мира м i рови, у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим.

Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Священник возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати.

И людие: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник возглашает: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Таже приносится общая чаша, и благословляет ю священник, и глаголет молитву сию:

Священник: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею, и утвердивый вселенную, и украсивый венец всех сотворенных от Тебе, и чашу общую сию подаваяй сочетавающимся ко общению брака, благослови благословением духовным.

Возгласно: Яко благословися Твое имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Таже взем священник в руку общую чашу, преподает им трижды: первее мужу, и потом жене.

И абие прием я священник, куму держащу созади венцы, обращает яко образом круга. И поет священник, или людие настоящия тропари, во глас 5:

Исаие, ликуй, / Дева име во чреве / и роди Сына Еммануила, / Бога же и Человека, / Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.

Святии мученицы, / добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, / молитеся ко Господу, / помиловатися душам нашим.

Слава Тебе, Христе Боже, / апостолом похвало, / мучеников радование, / ихже проповедь, Троица Единосущная.

Таже взем венец жениха, глаголет:

Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия.

И внегда взяти венец невесты, глаголет:

И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог.

Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый, благослови и рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака сочетавшияся: благослови их входы и исходы, умножи во благих живот их: восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй, во веки веков.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Отец, Сын, и Святый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, едино Божество и царство, да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, благочадие, преспеяние живота и веры, и да исполнит вас всех сущих на земли благих: да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, и всех святых, аминь.

Таже входят, и поздравляют их, и целование друг друга, и бывает от священника совершенный отпуст.

Рекшу диакону: Премудрость.

[Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас. ]

Лик: Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых боговенчанных царей и равноапостолов, Константина и Елены, святаго великомученика Прокопия, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

Молитва Священника при венчании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here