Молитва Святой евфросинии колюпановской

Подробное и точное описание: Молитва Святой евфросинии колюпановской - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

О мати блаженная Евфросиние! На земли юродивая, на небеси премудрая! Прошедши доблественно свой столетний путь земной, ныне с высоты небес призри на нас грешных в море житейском обуреваемых: от плоти — страстьми и болезнями, от мира — досаждениями и соблазнами, от диавола — многочисленными кознями, и уже близ потопления есть кораблики душ наших, не имуще крепкаго якоря веры, надежду полагающе на свои силы и человеческую помощь, с угасшим светильником любви и благочестия. Не закосни, матушка Евфросиния, помощи нам, не по достоинству нашему, но по милосердию, подобясь всемилостивому Спасу нашему Иисусу Христу. Укрепи нас с вере, надежде и любви, хладных и черствых сердцем согрей своим участием, болезни наши уврачуй, скорби и печали отыми от нас, на скользком пути сем земном подаждь нам руку помощи, да укрепившись телом и душею, с терпением крест свой понесем, с упованием на Бога и твое скорое предстательство, и да сподобимся по смерти вечныя, блаженныя жизни, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Вся красная мира сего призрела еси / (дворец Царский оставив), / юродство Христа ради на ся восприяла еси / блаженная мати Евфросиние. / Сего ради с мудрыми девами / в Небесный Чертог Жениха Христа вошла еси, // моляся о всех нас.

Премудростию Божиею наставляема, / юродивою на земле пожила еси, / мудрость века сего в буйство вменив, / венцем нетленным от Христа Бога за сие увенчалася еси, / в лики святых на Небеси водворяяся, / блаженная мати Евфросиние.

Скончалась блаженная Евфросиния 3/16 июля 1855 г.

День Ангела — 25 сентября/8 октября.

Погребена была в Казанском храме села Колюпанова, близ г. Алексина.

Кладезь ея близ р. Оки, между двух гор, покрытых лесом и зеленью.

Жизнеописание блаженной старицы

Достойной Почтенной Куманек!

Приношу благодарность за все ваши ласки я еще не заслужила как ты великолепно пишешь, и у нас есть сухие, глухие, господин колюпановский Губернатор ваше превосходительство, прошу невзыскать, как скоро Ока мало часть обсохнет так скоро и приедим, а рыбу прикажи солить ты Батюшка хороший хозяин, извини Государь что пишим на сей Бумаге, у нас мало а вы имеете контору. Вы Батюшка, посетили бы нас пустынниц вы еще молоды жить мочите, а мы старушки. У вас и кареты лодки и паромы, а у нас и лодочки нет, заочно целую ручку, если позволишь донеси мое почтение колюпановским хромым, слепым и поцелуй их ручки, а особливо кто выше всех.

А ты на горе живешь Сударыня Наталья. Помолись за нас, а у нас кроме собак ничего нет. — Приеду как только будет Ока поменьше. Целую ваши ручки и всем вам кланеюсь.

Отставная Дупленской Пустыни Эгумения Евфросиния Григорьева.

Письмо подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой.

3 июля 1855 года в селе Колюпанове Алексинского уезда Тульской губернии, в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой скончалась «неизвестная старица, блаженная Евфросиния Григорьевна», как значится в метрической книге Казанской церкви названного села. Полная трудов и лишении подвижническая жизнь почившей, ее самоотверженная любовь к Богу и ближним, ее богатые духовные дарования, которые она снискала себе у Подателя всяческих благ своей неустанной молитвой, строгим воздержанием и неусыпным бдением: дар прозорливости и исцелении — все это еще при ее жизни укрепило за ней в народной вере имя «святого человека»; с этим именем она перешла по смерти и в народные воспоминания.

Вот уже много лет прошло со дня смерти блаженной, а память о «матушке Евфросинии», как называли и называют ее в округе, жива среди окрестного населения «и до сего дне». Закон времени и соединенного с ним забвения не коснулся ее. Мало этого! Чем дальше шло время, тем яснее становился образ почившей, тем глубже входил он в народное сознание, тем шире захватывал он многострадальную, многомятежную народную душу.

Уже со дня блаженной кончины старицы почитатели ее памяти стали ходить к месту ее упокоения; из года в год их становилось все больше и больше. С пламенной верой в молитвенное предстательство «матушки Евфросинии» пред Богом шли они к ее убогой могилке со своими духовными нуждами, несли сюда свое горе, просили здесь ее благословления на предстоящие важные перемены в своей жизни, занятиях, наконец, спешили сюда со своими телесными недугами.

И блаженная старица, всегда при жизни охотно помогавшая людскому горю, ясно показывала, что и по отшествии своем в мир горний, мир блаженства и радости, она не порывала молитвенной связи с обитателями здешнего, земного мира — мира печали и слез. Многие осязательно чувствовали на себе веяние изливавшейся на них по молитвам старицы благодатной силы Божией, облегчавшей их душу, умиротворявшей их сердце, ослаблявшей или совершенно исцелявшей по мере веры каждого телесные их недуги.

Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. Случаи благодатного действия силы Божией, изливающейся на верующих по молитвам блаженной старицы Евфросинии. Краткий исторический очерк прихода и церкви села Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии. Рассказ об истории Свято-Казанского храма, о схиархимандрите Христофоре, об исполнении пророчества блаженной Евфросинии и о её благодатной помощи в создании Свято-Казанского женского монастыря. Строительство храма в селе Колюпаново. О блаженной старице Евфросинии, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне (1735-1855). Акафист блаженной старице Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой. Молитва блаженной старице Евфросинии Колюпановской.

Далее: Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. Поделиться:

П о земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем чеpто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и чеpто́г, и чад твои́х/ Бо́га pа́ди оста́вила еси́, пpеподо́бная Евфpоси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ во и́ночестем о́бpазе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увеча́ла еси́./ И ны́не, пpедстоя́щи Хpисту́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

О т ю́ности предызбра́нная Бо́гом уго́днице, / оста́вльши све́тлый черто́г кня́жеский, / уклони́лася еси́ во оби́тель, тобо́ю созда́нную, / и, пучи́ну жите́йскаго мо́ря преплы́вши, / ны́не со А́нгелы песносло́виши Христа́ Бо́га. / Ему́же непреста́нно моли́ся, преподо́бная, / я́ко да сохраня́ет вы́ну оби́тель, тобо́ю созда́нную, // и да́рует нам мир и ве́лию ми́лость.

В ся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная презре́вши,/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние, и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взывае́м, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.

О преподо́бная княги́не Евфроси́ние, до́брая в жена́х подви́жнице, прехва́льная уго́днице Христо́ва! Приими́ моле́ние о нас, недосто́йных, с ве́рою и любо́вию к тебе́ припа́дающих, и те́плым к Бо́гу хода́тайством испроси́ гра́ду Москве́ и лю́дем от бед и напа́стей сохране́ние, споспеше́ствуй, я́ко чадолюби́вая ма́ти, ча́дом, тобо́ю собра́нным, понести́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии и до́бре подвиза́тися ко исправле́нию жития́ своего́, е́же ко спасе́нию; в ми́ре благоче́стно живу́щим испроси́ у Го́спода в ве́ре тве́рдость, во благоче́стии преспе́яние и всем, с ве́рою прибега́ющим к тебе́ и твоея́ прося́щим по́мощи и заступле́ния, подава́й всегда́ неду́гов исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние и во всем житии́ благопоспеше́ние, наипа́че же умоли́ Го́спода в ми́ре и покая́нии земно́е житие́ преити́ нам, мыта́рств го́рьких и мук ве́чных изба́витися и Ца́рство Небе́сное твои́м хода́тайством получи́ти, иде́же ты со все́ми святы́ми Го́споду предстои́ши, да всегда сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Читайте так же:  Символ веры история молитвы

У блажа́ем тя,/ преподо́бная ма́ти Евфроси́ние,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего.

В раздел ТЕКСТЫ СЛУЖБ добавлены общие службы новомученикам и исповедникам Российским ХХ века.

(Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 — 3.07.1855, с. Колюпаново Алексинского у. Тульской губ.), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская. Впервые сведения о Е. К. собрал и издал ее духовник, настоятель ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Колюпанова Тульской губ. свящ. Павел Просперов (см.: ДБ. 1862. Вып. 28), в 1911 г. И. М. Суриков составил ее жизнеописание.

Подвизаясь в молитве, Е. К. стяжала дар прозорливости. Блаженная неоднократно навещала семью серпуховского купца Г. В. Плотникова. Однажды Плотников уехал в Москву, а Е. К., придя к его супруге Агриппине, настойчиво твердила: «Плачьте, плачьте». Вскоре стало известно, что купец, возвращаясь из Москвы, скончался в Подольске. В 1838 г. блаженная подарила вдове Владимирскую икону Божией Матери с изображениями святителей Московских Алексия, Петра и Ионы (к 1917 эта икона хранилась в Серпухове в семье Плотниковых).

В 1845 г. в связи с притеснениями от новой игумении Владычного мон-ря Е. К. переселилась из Серпухова в расположенное на правом берегу р. Оки с. Колюпаново Тульской губ. Местная помещица Н. А. Протопопова построила для нее домик, но блаженная поселила в нем своих собак и кошек, сама же подвизалась в каморке. Всю приносимую ей пищу она отдавала домашним животным, питалась лишь тем, что оставалось от них.

Е. К. духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме (освящен 4 февр. 1783) свящ. Павла Просперова (впосл. пострижен в монашество с именем Павлин, 30 окт. 1899 скончался в Троице-Сергиевой лавре). Неск. лет Е. К. принимала приходящих к ней за советами и с просьбами о молитве посетителей. Она часто посещала управляющего Мышегским чугунолитейным заводом А. И. Цемша, который построил для блаженной в своем саду уединенную келью. Жители мест. Мышега обращались к Е. К. за советом, с радостью принимали в своих домах. Е. К. предсказала начало Крымской войны (1853-1856) и оборону Севастополя (1854-1855), гос. переворот 1848 г. во Франции, положивший конец правлению кор. Луи Филиппа, и восстановление (1852) империи Наполеоном III. В 1850 г. в беседе с Протопоповой Е. К. предсказала скорое назначение на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Димитрия (Муретова). В 1851 г., во время первой же поездки по епархии, епископ посетил с. Колюпаново, Казанский храм, навестил Протопопову. Однажды старица предупредила Протопопову: «К обеду приедут гости. Игумения едет». Действительно, в тот день в Колюпаново приехала послушница Сезёновского мон-ря Тамбовской губ. Евфимия Моргачёва, впосл. игумения (см. Серафима (Моргачёва)).

Е. К. любила уединяться в глубоком овраге на берегу Оки, в 1 версте от Колюпанова. Рядом с речкой Прошенкой, протекавшей по дну оврага, подвижница выкопала небольшой колодец и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила: «Берите воду из моего колодезя — и будете здоровыми». Подвизавшийся в Калужской епархии иеросхим. Герасим (Брагин-Мартынов) вспоминал, что в юности вместе с отцом часто ловил рыбу в Оке и возле с. Колюпанова видел молившуюся старицу.

29 июня 1855 г., за несколько дней до кончины подвижницы, Протопопова просила еп. Тульского Димитрия (Муретова) «дозволить в случае смерти старицы похоронить» ее в сельской церкви. «Образ жизни и столетний христианский подвиг вывел ее из ряда обыкновенных мирских людей, и похоронить тело ее на общем кладбище я не смею оставить на своей совести, почитая дело это не богоугодным». Блаженную похоронили 7 июля 1855 г. при многочисленном стечении почитателей под трапезной деревянного Казанского храма, у сев. стены, в монашеском облачении (обстоятельства пострига Е. К. неизвестны). Погребение совершали 6 священников. Над могилой по инициативе свящ. Павла была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на которой по благословению Московского свт. Филарета (Дроздова) начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». В 1914 г. над гробницей сооружена деревянная с позолотой сень, здесь же хранилась икона, по преданию принадлежавшая блаженной. С авг. 1884 г. перед литургией в Казанском храме служились панихиды по Е. К., совершались исцеления. По указу Тульской духовной консистории от 7 нояб. 1909 г. при церкви была заведена особая книга, где записывались случаи исцелений по молитвам к Е. К.

В 1885 г. над ископанным Е. К. источником была поставлена деревянная часовня-навес на столбах, в 1909 г.- деревянная, крытая железом часовня и при ней деревянная купальня. Ежегодно в день Сошествия Св. Духа совершался крестный ход к «матушкину колодцу». В 1931 г. Казанский храм сгорел, погребение и колодец пребывали в запустении.

Е. К. почитала сестра М. И. Цветаевой, Анастасия Ивановна. Находясь в сибир. ссылке, А. И. Цветаева переписала жизнеописание подвижницы, нарисовала ее портрет и вспоминала как чудо исцеление от ангины по молитвам к Е. К. По окончании ссылки в 1959 г. Цветаева отыскала чудотворный источник и могилу Е. К. в Тульской обл. и впосл. многократно приезжала туда.

В 1988 г. по инициативе архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) Е. К. была канонизирована в лике святых Тульской земли. Составлены служба, акафист, тропарь, кондак. В 1993-1996 гг. на месте сгоревшей в 1931 г. деревянной Казанской ц. был возведен одноименный каменный храм, в котором с левой стороны над захоронением Е. К. поставлена мраморная рака, на ней — икона Е. К. От мощей и на источнике, ископанном подвижницей, совершаются многочисленные исцеления. Иконы Е. К. имеются в кафедральном Всехсвятском соборе Тулы (портретный живописный образ в монашеском облачении), других храмах епархии. Подвижница изображена также на иконах Собора Тульских святых.

Читайте так же:  Какую читать молитву чтобы устроится на работу

В 50-х гг. XIX в. в беседах со свящ. П. Просперовым Е. К. предсказала, что в Колюпанове возникнет иноческая обитель. 16 июля 1995 г. при Казанской ц. был учрежден Казанской иконы Божией Матери женский монастырь.

В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц — помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой и прожила в нём последние 10 лет своей жизни.

Из Владычного монастыря Евфросиния взяла с собой только икону Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Николаем Чудотворцем. После смерти Евфросинии эту икону поместили над ее гробницей.

Для старицы Наталья Алексеевна построила отдельный домик рядом со своей помещичей усадьбой, но юродивая Евфросиния загнала в него корову, а сама поселилась в небольшой комнате в помещениях дворни. Как и в монастыре, с собой она поселила животных, которых выгоняла из комнаты только в день принятия ею причастия. Духовником Евфросинии стал священник колюпановской Казанской церкви Павел Просперов.

Из села старица уезжала к своим почитателям, у которых гостила иногда длительное время. Путешествовала она чаще всего пешком, реже в кибитке, в которую сажала с собой кошку с собакой. Наибольшую привязанность Евфросиния испытывала к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого называла «сынок». Он построил для старицы в своём саду келью, в которой она порой проживала по несколько месяцев. В этой келье стоял гроб, в который Евфросиния ложилась отдохнуть, другой мебели в ней не было.

Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная Евфросиния без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Храм, в котором в 1855 год была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми была сохранена могила святой Евфросинии.

Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии, что на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911 г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы».

И это время, действительно, пришло. Хранителем святого предания и блаженной Евфросинии, молитвенником, прибегавшим к её благодатной помощи, был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в с. Колюпаново, где почивают святые мощи этой великой подвижницы.

В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению владыки Серапиона, митрополита Тульского и Белевского, началось строительство храма в с. Колюпаново. Когда закладывали основание, нашли старинную закладную монетку прежнего храма…

Всем миром собирали средства. Много помогали в администрации Тульской области, г.Алексина. Приходили на помощь предприятия не только Тульской области, но всей России. Это было начало зарождения монастыря.

Избранной Богом от палат царских в Небесный Чертог Райский; блаженней старице Евфросинии, Христа ради юродивей, яко покровительнице нашей и молитвеннице похвальное принесем пение. Ты же, блаженная мати, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и болезней свободи, с любовию зовущих ти:

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Ангелом хранителем ко спасению наставляема, юная княжна Вяземская, презрев роскошь и богатство, славу и знатность и вся прелести суетнаго мира сего, оставила еси царский дворец, вступив на узкий и тернистый путь, ведущий в Царство Небесное. За сие приими от нас, блаженная, похвалы сия:

Радуйся, яко Бога ради из палат царских исшла еси;

Радуйся, яко ради спасения души своея вся земная презрела еси.

Радуйся, яко самопроизвольную нищету ради Христа избрала еси;

Радуйся, яко богатство нетленное и вечное обрела еси.

Радуйся, яко Небесному Жениху Христу уневестилася еси;

Радуйся, яко с мудрыми девами в Чертог Его Небесный вошла еси.

Радуйся, чистая голубице Христова;

Радуйся, непорочная Агнице Божия.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Видяще, яко неудобно есть среде соблазн и суеты мирской, в роскошных палатах царских спастися, трие фрейлины царицы Екатерины II (Саломия, Марфа и Евфросиния) тайно изыдоша из дворца (яко древле праведный Лот из Содома греховнаго), воспевая призвавшему их Господу хвалебную песнь: Аллилуия.

Разум богомудрый стяжав, мудрыя девы, последуя Евангельским словам Спасителя, вся Его ради оставили есте, и совлекшись риз своих многоценных, на брезе пруда оставили есте их, да забвена будет память о них. И облекшеся в нищетныя рубища, изыдоша странницы Божия, последуя Господу, не имевшему где главы приклонити; сего ради зовем ти, мати:

Радуйся, совлекшись одежд своих, ветхаго человека совлеклася еси;

Радуйся, рубищным одеянием, яко ризою спасения облеклася еси.

Радуйся, для мира и лестных прелестей Его умерла еси;

Радуйся, яко для вечныя жизни душею воскресла еси.

Радуйся, родителей и други оставила еси;

Радуйся, яко всем сердцем Бога возлюбила еси.

Радуйся, яко сего ради сожительницею Ангелов сподобилася быти еси;

Радуйся, яко в лике дев святых Царице Небесной предстоиши днесь.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Силою, данною та свыше, блаженная, иго благое Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа на ся с радостию возложила еси, и облекшись в Ангельский образ, в Серпуховской монастырь вселилася еси, выну поя с иночествующими девами Небесному Жениху Христу: Аллилуия.

Имущи велию любовь ко Господу, плоть свою, Евфросиние, распяла еси со страстьми и похотьми, бдением и трудами, постом и воздержанием, нестяжанием и смирением. Сего ради и вселися в тя Дух Святый, наставляя нас, грешных, ублажати тя сице:

Радуйся, яко царицу земную оставила еси;

Радуйся, яко покрова Царицы Небесной сподобилася еси.

Радуйся, яко из пучины соблазн мира сего неврежденно изшла еси;

Радуйся, сеть искушений бесовских, яко паучину расторгла еси.

Радуйся, смирением, яко царскою порфирою одеянная;

Радуйся, благодатию Духа Святаго облагоуханная.

Радуйся, верою крепкою и живою вооруженная;

Радуйся, крестным знамением и молитвою огражденная.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Буря гонений и искушений найде на тя, мати, егда игумения монастыря повелела еси убити собак, их же ты в своей хижине имела еси. Смиряя себе, с ними на голом полу возлегала еси и, наказуя себя за аромат духов во дворце, злосмрадие от них терпела еси. И покинув монастырь, исшла еси, возлагая упование свое на Бога, в скорби сердца взывая к Нему: Аллилуия.

Читайте так же:  Молитва об уме детей

Слышавши глас Апостольский: «Мы убо буи Христа ради. и аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор. 3, 18-19), блаженная Евфросиние, высокого ума и образования, всю мудрость человеческую в ничто вменила еси, восприяв на ся юродство Христа ради, смиренно терпящи поругания и осмения людския. Изумляясь сим подвигом твоим, возглашаем ти, сия:

Радуйся, яко Апостольскому наставлению последовала еси;

Радуйся, яко мудрость века сего в буйство12 вменила еси.

Радуйся, яко Премудрость Божию Христа возлюбила еси;

Радуйся, насмешкам и поруганием людским, яко царскими утварями себе украшала еси.

Радуйся, биение и оплевание, яко язвы Христовы на теле своем носила еси;

Радуйся, яко умерщвляя тело, на локтях в нощи почивала еси.

Радуйся, яко тяжелые вериги на себе возложила еси;

Радуйся, яко сим страсти плотския увядила еси.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Боготечней звезде уподобилася еда, мати честная, проходя многия веси и селения, из Серпухова в село Колюпаново близ града Алексина переселилася еси, своим благочестием и душеполезными наставлениями приводя многих ко спасению, да славится всюду имя Святыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа красным пением: Аллилуия.

Видевше людие града Алексина и окрестностей его ангелоподобное житие блаженной старицы и благодатныя дары прозорливости и исцеления недугов, Богом ей данные, потекоша к ней со своими скорбями и нуждами, с болезнями душевными и телесными. И получив помощь, славят свою благодетельницу тако:

Радуйся, яко дар благодатный прозрения от Бога прияла еси;

Радуйся, яко тем многих от пути нечестия отвратила еси.

Радуйся, целительнице язв душевных; радуйся, врачебнице болезней телесных.

Радуйся, скорбящих утешительнице;

Радуйся, о душах усопших усердная молитвеннице.

Радуйся, матерей детородящих скорое разрешение;

Радуйся, детей болящих врачевание.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Проповедница Евангельских истин явилася еси блаженная, праведным житием своим показуя на себе в сии последние времена живой образ истиннаго христианства и подвижничества, поучающий и зовущий нас, грешных, оплетшихся земными пристрастиями и житейскими попечениями, взыскати спасения пути, ведущего в Царство Божие, идеже ангели и вси Святии немолчно поют Богу: Аллилуия.

Возсия свет Божией и спасительной благодати в душе юнаго купца, и благословением старицы Евфросинии, оставил все в мире сем, вступил в подвиг юродства Христа ради и подвижник изряден явился еси, блаженный Иоанн Тульский. Иныя же ея наставлением постригались в монашество и вселялись в святыя обители, доброй наставнице же своей благодарно взывали:

Видео (кликните для воспроизведения).

Радуйся, наставнице спасения;

Радуйся, подательнице святаго благословения.

Радуйся, пред Богом о нас теплая молитвеннице;

Радуйся, благочестия учительнице.

Радуйся, от козней вражиих души наши молитвою своею ограждающая;

Радуйся, в добродетелех христианских преуспевати нам помогающая.

Радуйся, нечестивых вразумительнице;

Радуйся, благочестивых покровительнице.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тулъския преславное украшение.

Хотя скрыти свое духовное делание от человеческих взоров, юродствовала еси, блаженная. И часто видя ея юродство и слыша непонятные слова, глумились людие над нею. Она же, терпяще все Бога ради, благословляла имя Господне, воспевая: Аллилуия.

Новую благодать дарова тебе, мати, Господь: безвредно бо в зимний мраз и студень босая и в ветхой одежде ходила еси, праведнице святая, подвизая нас возглашати тебе со умилением:

Радуйся, яко естества уставы силою Божиею победила еси;

Радуйся, яко зимний мраз и летний вар терпела еси.

Радуйся, яко тело свое сими подвигами духу покорила еси;

Радуйся, теплотою Духа Святаго согретая.

Радуйся, пламенем любве божественныя воспламененная;

Радуйся, яко многострадальным житием своим мучеником уподобилася еси.

Радуйся, яко смирением своим главу змиеву попрала еси;

Радуйся, яко бесов прогонительнице явилася еси.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Странно бысть людем мирским видети старицу, главу имущу острижену, тряпицею повязану, босую, в едином капоте, вервием подпоясанну, с медным крестом на груди, с палицею в руках. И ея же не бе достоин весь мир, бесчестием и поруганием оскорбляти, не ведуще ея духовнаго совершенства, ни еже Богу пети благоразумно: Аллилуия.

Вся еси и всем дивна и славна явилася еси, блаженная, подобно древним святым в последняя лета сия просияла еси богоугодным житием и благодатию, данною от Бога: недуги исцеляти, будущее яко настоящее прозирати. За вся сия воспеваем ти сицевая:

Радуйся, яко научением псалмопевца Давида сна очесем своим и веждома дремания не давала еси;

Радуйся, яко бодренно в полунощи Жениха Небеснаго ожидала еси. Радуйся, яко терпением своим Иову праведному соравнялася еси;

Радуйся, яко в болезни подобно Илии пророку враном питаема была еси.

Радуйся, яко преподобный Алексий, человек Божий, дом и родителей Бога ради оставила еси;

Радуйся, яко блаженной Исидоре подражала еси.

Радуйся, на гноище и сметище яко блаженный Христа ради юродивый Андрей возлегала еси;

Радуйся, яко подобно Василию Блаженному, зимой и летом босая ходила еси.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Всякия болезни исцеляет святый кладезь, егоже своими руками святая ископала еси близ реки Оки, говоря всем: Берите воду из моего кладезя и здрави будете. Иже и доныне изливает свои студеные воды на врачевание недуг человеческих, во славу Божию и на радость православным людем, поющим о сем благодарно Богу: Аллилуия.

Витийство человеческое не может изрещи тесноты и величия подвига твоего, святая, так непостижимаго для нашего фарисейскаго разума, к земле приверженнаго. Един токмо Господь весть прославляти святыя своя: посему и ангелы своя в белоснежных одеяниях посла пред смертию звати тя в Небесная селения. И ныне, слыша их райское пение, преклонися милостиво и к нашим хвалениям убогим, ими же недоумевающе по достоянию восхваляти тя, зовем ти:

Радуйся, града нашего Алексина похвало и ограждение;

Радуйся, прибежище наше в скорбех и в болезнех утешение.

Радуйся, яко нам, грешным, водою источника своего исцеления подавающая;

Радуйся, яко чтущим память твою святую во всем помогающая.

Радуйся, яко юродством своим мудрецов века сего посрамила еси;

Радуйся, яко идеалы христианского благочестия в себе воплотила еси.

Радуйся, яко имя твое между праведными и святыми почитается на земли;

Радуйся, яко с ними ныне ликуеши на небеси.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Спасти хотя душу свою, трудным путем подвижничества и юродства всю свою долгую, вековую жизнь шествовала еси, мати Евфросиние, дондеже достигла еси вечнаго Небеснаго блаженства, радостно зовуще Спасителю Богу: Аллилуия.

Читайте так же:  Молитва иконе неустанной помощи

Стена, ограждающая от напастей, бед и болезней, всем к помощи и заступлению твоему прибегающим явилася еси, блаженная, при жизни и по смерти. Тем же и нас, насельников града Алексина, огради предстательством своим от враг видимых и невидимых, от скорбей и болезней, зовущих ти:

Радуйся, слепым прозрение подавающая;

Радуйся, хромым хождение исправляющая.

Радуйся, водами источника, кладезя своего, немощных врачующая;

Радуйся, от одра болезни многих возставляющая.

Радуйся, в скорбех и обстояниях бедствующим помогающая;

Радуйся, на спасения стези нас наставляющая.

Радуйся, яко и о нас, недостойных, к Богу молящаяся;

Радуйся, яко и нас от искушений бесовских ходатайством своим покрываеши.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Пение благодарственное приносим Христу Богу нашему, даровавшему нам православную угодницу свою, скорую во всех скорбех помощницу и чудотворицу, поюще Ему: Аллилуия.

Светозарный светильник души своея имея выну горящим, мирно и тихо причастившись Пречистых Тайн Христовых, блаженная, отошла ко Господу. Небесным блаженством сиял по смерти святолепный лик старицы, и несказанное благоухание исходило от многострадальнаго тела ея. Множество народа с любовию и слезами провожало в последний путь праведницу Божию, вопиюще:

Радуйся, самопроизвольная мученице; радуйся, святая праведнице.

Радуйся, яко вся добрая дела своя в тайне совершала еси;

Радуйся, распятием плоти, уничижением и смирением страждущему на Кресте Христу подражала еси.

Радуйся, яко в храме Царицы Небесной телом опочила еси;

Радуйся, яко духом предстати Престолу Всевышняго сподобилася еси.

Радуйся, яко ныне венцем райским от Господа увенчана еси;

Радуйся, и нас, почитающих тя, пред Богом помянути не забывающая.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

Благодать, данную тебе от Бога, блаженная, сведуще, тебе просим и молим: не остави нас ходатайством своим, испроси нам грехов прощение, болезней исцеление, наветов вражиих прогнание, да спасшеся, прославим великое милосердие Божие, восклицая: Аллилуия.

Поюще дивнаго во святых своих Бога, ублажаем и свято чтим в безчисленном сонме святых Его блаженную старицу Евфросинию, прося ея молитв, помощи и благословения на вся труды и дела наша. Ты же услыши нас, мати, величающих тя сице:

Радуйся, дево святая премудрая; радуйся, невесто Христова пречудная.

Радуйся, наша пред Богом предстательнице.

Радуйся, мужественно крест свой понесшая на земли;

Радуйся, ныне вечно с Господом радуешися на Небеси.

Радуйся, блаженная старице, всеми любимая;

Радуйся, на небеси и на земли славимая и блажимая.

Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

О блаженная старице Евфросиние, не возгнушайся похвалами недостойными нашими, но приими малое моление сие наше и испроси у Господа вся благая на пользу душ и телес наших, да сподобимся и мы купно с тобою в вечной жизни воспевати Богу: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелом хранителем. » и 1-й кондак «Избранной Богом от палат царских. ».

Родилась Евфросиния (при крещении Евдокия) в 1758 или 1759 году в семье князей Вяземских. С шести лет Евдокия была определена в только что открытый Екатериной II Смольный институт. Молодую девицу ждала жизнь фрейлины при блистательном дворе императрицы, которая любила с ней беседовать, будучи в сомнениях или печали.

Но великосветская жизнь в Царском селе стала тяготить девушку, и переодевшись в крестьянскую одежду, она тайно покидает двор и странствует, неся различные послушания в нескольких монастырях, ухаживает за монастырским скотом.

По прошествии нескольких лет молитвенного подвига, преодолев множество искушений, блаженная достигла той меры совершенства, когда все помыслы и устремления её души стали обращены ко Христу, а телесная оболочка уже не довлела над нею и стала «ничтоже есть». Московский Митрополит Платон благословляет Евфросинию поселится в Серпуховском Владычнем монастыре. Там она взяла на себя подвиг юродства ради Христа.

Старица смиренно несла свой крест на протяжении 40 лет. Известно, что она очень любила домашних животных: держала кошек, трёх собак, индеек и кур. Кормила даже ворона, которого совершенно приручила. Даже твари бессловесные ощущали на себе ту великую любовь ко всякому созданию Божиему, которую источала юродивая, о чём осталось немало свидетельств. Ходила Евфросиния всегда босая, зимой и летом в одной и той же скудной одежонке, под которой носила тяжёлые вериги, что было для окружающих большой тайной, а спала на полу вместе с животными. Кушала блаженная мало, зачастую только то, что оставалось после кормления животных. Старица считала себя ниже всякой твари, недостойной милости Божией. Блаженная не могла оставаться равнодушной при виде горя и страданий людей, ищущих в монастыре утешение и духовную помощь. По её молитвам случались исцеления, исправлялись судьбы человеческие.

В 40-х годах XIX века блаженная Евфросиния подверглась искушениям со стороны завистников и вынуждена была оставить Серпуховскую обитель. После долгих мытарств она перебралась в имение помещицы села Колюпаново, Наталии Протопоповой. Здесь она и окончила свой путь, до самого отшествия ко Господу принимая страждущих и утешая их словами любви.

В июле 1855 года отошла ко Господу блаженная старица Евфросиния. Сразу же по кончине блаженной началось паломничество к её могилке, где просившие получали по своим молитвам утешение и облегчение.

Блж. Евфросиния Колюпановская

Евфросиния Колюпановская, Алексинская (не позднее 1755 — 1855), блаженная

Память 3 июля (Тульск.) в день кончины и в Соборе Тульских святых

В миру княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, родилась не позднее 1755 года [1]. Принадлежала к древнему княжескому роду.

Была первой выпускницей Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова.

Однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Причины этого поступка остались сокрыты. В один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе (ныне — город Пушкин), оставили свои платья на берегу одного из прудов чтобы их считали утонувшими, переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать.

Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. Поборов в себе человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону (Левшину) испросить благословение на подвиг юродства. Владыка благословил княжну и под вымышленным именем «дуры Евфросинии» направил с собственноручным письмом в Серпуховский Владычний монастырь к игумении Дионисии.

Читайте так же:  Молитва к счастью

Подвижница поселилась в Серпухове, недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни — этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки — Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. В то время в её келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над «дурочкой», бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил её: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы, оставила следующий рассказ о быту подвижницы:

В своей келье практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух». На что Евфросиния с улыбкой ответила: «Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе». Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы — мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей — тяжелые вериги, о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: «Я хуже собак». Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Старица никому не рассказывала о своём прошлом, но порой обстоятельства приоткрывали её происхождение. Однажды в 1812 году, когда в Россию вторглась армия Наполеона, французские офицеры увидели блаженную, которая собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго — будут роптать, ни кротко — избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: «Кротко, кротко».

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на неё и монахини Владычнего монастыря, и светские власти. Раздраженная на «странную» подвижницу новая игумения обители повелела убить трёх ее собак. Евфросиния расплакалась, говоря: «собак убили — и меня убьют». Вскоре после этого подвижница переселилась из Серпухова в село Колюпаново Тульской губернии (ныне — в Алексинском районе Тульской области).

В Колюпанове местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. Но блаженная поселила в этих хоромах собак, кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. Все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом. К Евфросинии же потекли посетители — люди шли из разных мест, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 1840-х годах на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: «Берите воду из моего колодезя — и будете здоровыми».

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Скончалась Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

Блж. Евфросиния Алексинская и Колюпановская

В 1929 году большевики уничтожили Колюпановскую церковь, но почитание святой не прекращалось. Так, Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Анастасия Ивановна свидетельствовала о получении исцеления по молитвам к блаженной. По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и её внучкой Ритой поехала в Тульскую область, отыскала источник подвижницы, и впоследствии приезжала сюда ежегодно. В 1988 году святая Евфросиния была прославлена в Соборе Тульских святых в лике блаженных по почину архиепископа Тульского Максима (Крохи) [2].

В 1996 году на месте прежнего Колюпановского храма был построен новый, каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери — церковь вновь учрежденного Колюпановского Казанского женского монастыря. В храме, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака. Источник старицы Евфросинии почитается чудотворным и привлекает сюда многочисленных паломников.

Вся́ кра́сная ми́ра сего́ презр’ела еси́,/ дворе́ц ца́рский оста́вив, юро́дство Христа́ ра́ди на ся́ восприя́ла еси́,/ блаже́нная ста́рице Евфроси́ние/, сего́ ра́ди с му́дрыми де́вами в небе́сный черто́г Жениха́ Христа́ вошла́ еси́,// моля́ся о все́х на́с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прему́дростию Бо́жиею наставля́ема,/ юро́дивою на земли́ пожила́ еси́,/ му́дрость ве́ка сего́ в бу́йство вмени́в,/ венце́м нетле́нным от Христа́ Бо́га за сие́ увенча́лася еси́/ в ли́ке святы́х на небеси́ водворя́яся,// блаже́нная ма́ти Евфроси́ние.

Молитва Святой евфросинии колюпановской
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here