Молитва Святой Троице в чем помогает

Подробное и точное описание: Молитва Святой Троице в чем помогает - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Читайте так же:  Молитва чтоб скучал бывший муж

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Пресвятой Троицы.

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

В православном мире есть несколько больших праздников — это Пасха, Рождество Христово и, конечно, Троица или Пятидесятница (празднуется на 50-й день после Пасхи). Если первые два непосредственно касаются жизни Иисуса Христа на земле, то последний является днем рождения вселенской Церкви и поэтому занимает почетное место в православном календаре.

В этот день в храмах проходит праздничные богослужения, читаются молитвы Пресвятой Троице, и христиане прославляют имя Бога-Отца, Сына и Святого Духа, который в этот день почил на апостолах.

Празднование дня Пресвятой Троицы крайне важно для всех христиан, поскольку является отличительной чертой догматов церкви. Признание святости Триединого Бога, принятие Его как Трех Личностей — Отца, Сына и Святого Духа является основополагающим для христианина.

Множество сект и еретических течений утверждают, что нельзя почитать так, потому что Бог Один (об этом говорит ислам) или, что Иисус не имеет божественной природы (позиция свидетелей Иеговы) и это отличает их от истинного христианства.

Важно! Православная церковь празднует этот день с особенным почитанием, потому что именно тогда явился всему христианскому сообществу Святой Дух и люди познали Отца Небесного в трех ипостасях. Возвеличивают отныне имя Твое Господи, а также Сына и Духа вместе, как Триединого Создателя!

Этим православные христиане отличаются от сектантов и поэтому так важно отмечать великий день Пятидесятницы!

Она празднуется на 49 день после Пасхи в течение трех дней: в пятницу принято наводить порядок в доме, украшать дома зелеными ветками деревьев и букетами трав.

Молитвы в честь других праздников:

В субботу обычно посещают кладбища и могилы близких и родных, чтобы навести там порядок и помянуть умерших. А в воскресенье посещают праздничное богослужение. При этом в течение 9 дней от Вознесения до Пятидесятницы каждое служение (утреннее и вечерние), а также домашние молитвы начинаются с произнесения Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

В этот праздник храмы украшают зелеными ветвями березы и клена, а также цветущими букетами сирени. Особенность празднования заключается в том, что помимо традиционной праздничной Литургии совершается и особенная коленопреклоненная молитва.

Во время Литургии (и утренней и вечерней) читаются праздничные акафисты и величание.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод: Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству (веры), и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

1. Понтом покры фараона с колесницами Сокрушаяй брани мышцею высокою: поим Ему, яко прославися.

Перевод: В море потопил фараона с его колесницами Сокрушающий воинства Своею высокою рукою. Запоем Ему, ибо Он прославился.

3. С высоты силою, учеником, Христе, дондеже облецетеся, рекл еси, седите во Иерусалиме: Аз же, яко Мене, Утешителя иного, Духа Моего же и Отча послю, в Немже утвердитеся.

Перевод: Оставайтесь в Иерусалиме, пока облечетесь силою свыше, — сказал Ты, Христе, ученикам, — Я же пошлю иного, подобного Мне, Утешителя, Духа Моего и Отчего, Которым вы утвердитесь (Лк. 24, 49; Ин. 14, 16).

Читайте так же:  Молитва на воду для создания семьи

4. Смотряяй пророк в последняя Твое, Христе, пришествие, вопияше: Твою услышах, Господи, силу, яко вся спасти помазанныя Твоя пришел еси.

Перевод: Предвидя пришествие Твое в последние (времена), Христе, пророк взывал: Услышал я о силе Твоей, Господи, что Ты пришел спасти всех помазанников Твоих.

5. Страха ради Твоего зачатый, Господи, во чреве пророков и рожденный на земли, Дух спасения апостольская сердца созидает чиста, и в верных правый обновляется: свет бо и мир зане Твоя повеления.

Перевод: Дух спасения, воспринятый в страхе пред Тобою, Господи, пророками и проявленный земле в их писаниях, соделывает чистыми сердца апостольские и как Правый сообщается верным: ибо свет и мир — повеления Твои.

6. Плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи и душетленному зверю риметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя.

Перевод: Как Иона, я взываю к Тебе, Христе: спаси из смертоносной бездны меня, плавающего среди бурных волн житейских забот, потопляемого сопутствующими мне грехами и бросаемого губящему душу зверю.

7. В пещь огненную ввержени, преподобнии отроцы огнь в росу преложиша, воспеванием сице вопиюще: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Радуйся, Царице, Матеродевственная славо, всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно, изумевает же ум всяк Твое рождество разумети. Темже Тя согласно славим.

Перевод: Радуйся, Царица, Преславная Матерь-Дева! Ибо никакой удободвижный, красноречивый язык не может своим витийством воспеть Тебя по достоинству, и никакой ум не в состоянии уразуметь Твое рождение. Посему мы единогласно Тебя славим.

После окончания утренней праздничной службы прихожане совершают коленопреклонённую молитву. В ее тексте содержатся восхваления Святой Троицы, поминание усопших, а также просьба о милости и ниспослании Божьей благодати.

Все тексты, которые изложены ниже, на праздник Троицы читаются на коленях в конце службы и входят в так называемую коленопреклонённую молитву. Среди них обращение к Триединому Господу.

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина,

что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде,

неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни,

и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!

Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию,

но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя:

мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше,

в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония.

Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися,

но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила,

во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи,

и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши.

Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея

на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими;

и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех,

в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою

и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое.

Но поскольку Святая Троица состоит из трех Личностей: Отца, Христа и Духа Святого, то после общего обращения читаются отдельно к каждой Божественной Личности.

Читайте также интересные статьи:

Начинают с текста Господу Творцу:

Всемогущий Владыко, премудрый и всеблагий Господи,

светоначальнаго Сына Пребезначальный Родителю, и Животворящаго Духа Твоего

вечный и присносущный Самоизводителю,

Егоже величество неизчетно, слава несказанна, и милость безмерна,

благодарим Тя, яко воззвал еси нас от небытия и почтил еси драгоценным образом Твоим,

яко даровал еси нам недостойным не точию познавати и любити Тя,

но еже сладостнейше есть, и Отцем своим нарицати Тя.

Благодарим Тя, Боже милосердия и щедрот, яко преступивших заповедь Твою

не оставил еси нас посреди греха и сени смертныя, но благоволил еси Единороднаго Твоего Сына,

Имже и веки сотворены суть, послати на землю нашего ради спасения,

да вочеловечением Его и страшными страданьми мучительства диаволя и тли смертныя свободимся.

Благодарим Тя, Боже любве и сил, яко, по вознесении на небо дражайшаго Спасителя нашего,

умолен быв Крестом Его, низпослал еси и Духа Твоего Пресвятаго

на избранные Его ученики и апостолы, да, силою богодухновенныя проповеди их,

озарят весь мир нетленным светом Евангелия Христова.

Сам убо, Человеколюбивый Владыко, услыши ныне смиренную молитву недостойных чад Твоих,

да якоже создал еси нас за едину Твою благость, искупил еси ны за едино благоутробие Твое,

тако и спасеши нас по единому безприкладному милосердию Твоему:

зане от дел наших ниже следа спасения имамы,

но чаяние праведныя мести и отлучения от пресветлаго лица Твоего:

аще бо и о едином праздном глаголе взыскано будет в день Суда и испытания,

о неизчетных наших беззакониях, имиже согрешихом пред Тобою, кий,

бедные, имамы воздати ответ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

сего ради весьма от дел наших отчаявшеся оправдания, к Твоей единей,

всяк ум и всяко слово превосходящей, прибегаем благости, юже,

аки твердое основание надежды имуще, молим Тя:

согрешихом, очисти, Господи!

Беззаконновахом, прости, Владыко!

Читайте так же:  Молитва заговор от змей

Прогневахом Тя, примирися, Долготерпеливе!

И сохрани прочее ум, совесть и сердце наше от скверн мирских, избави

и спаси ны от многомятежныя бури страстей и грехопадений,

вольных же и невольных, ведомых и неведомых,

и в тихое управи пристанище веры, любви и упования жизни вечныя.

Помяни нас в милости Твоей, Господи,

даруй нам вся, яже ко спасению, прошения, паче же чистое и безгрешное житие;

сподоби нас любити Тя, и боятися от всего сердца нашего, и творити во всем волю Твою святую,

молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих,

яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем,

со Единородным Твоим Сыном, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем читают обращение и прославление к Сыну Его Иисусу Христу.

Единородно Сыне и Слове Божий,

изволивый нашего ради спасения воплотитися и смерть претерпети, ныне же,

и с Пречистою Плотию Твоею, на небесех на Престоле со Отцем седяй,

и всем миром управляяй, не забуди милосердием Твоим нас,

долу сущих и многими напастьми и скорбьми искушаемых,

иже аще и весьма нечисти и недостойни есмы, но в Тебе,

Спасителя и Господа нашего, веруем и иного Ходатая и надежды спасения не вемы.

Подаждь, о Искупителю всеблагий, да памятуем выну,

коликих мучений души и Тела Твоего потребно бяше,

во еже удовлити за грехи наши вечной правде Отца Твоего,

и како даже до ада со Креста низшел еси пречистою душею Твоею,

да нас власти и мучительства адова свободиши:

памятуя же о сем, да блюдемся от страстей и грехов, бывших виною лютых страданий и смерти Твоея,

и да любим правду и добродетель, еже всякаго дара Тебе в нас приятнейше есть.

Яко искушенный по всяческим, сам веси, о Всеблагий, коль велика есть немощь духа и плоти нашея,

а враг наш силен и злохитр, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити:

не остави убо нас Своею всесильною помощию, и буди с нами выну, храня и покрывая,

наставляя и укрепляя, радуя и веселя дух наш.

Мы же, на лоно любве и милосердия Твоего повергающеся, весь живот наш,

временный и вечный, Тебе предаем, нашему Владыце, Искупителю и Господу,

моля из глубины души, да, имиже веси судьбами,

сотвориши нам прейти безбедно мрачную жития сего земнаго юдоль,

и достигнута Богокраснаго чертога Твоего, его же обещал еси уготовати всем,

верующим во имя Твое, и последующим Божественным стопам Твоим. Аминь.

Ну а заканчивают коленопреклонённую мольбу чтением текста к Духу Святому.

Царю Небесный, Утешителю всеблагий, Душе истины,

от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй,

независтный Источниче дарований Божественных, разделяя их коемуждо,

якоже хощеши, Им же и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего!

Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны, и очисти душы наша,

да будем уготовани в жилище Пресвятыя Троицы.

Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных,

но исцели я всеврачующим помазанием Твоим.

Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть,

да неумолчно возвещает нам, яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце,

да не источает прочее день и нощь помышлений злых и желаний неподобных,

укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей,

имже помрачается в нас драгоценный образ Божий.

Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас,

подаждь же нам духа любви и терпения, духа кротости и смирения, духа чистоты и правды,

да, исправив разслабленныя сердца и колена, неленостно течем по пути заповедей святых, и тако,

избегая всякаго греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну,

внити в Иерусалим Небесный и тамо поклонятися Тебе, купно со Отцем и Сыном,

поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе!

После этого совершают праздничную Литургию. Так проходит богослужение в день Пятидесятницы, в которые люди благодаря Господа за посланного Им Духа Святого как Утешителя и Помощника человеку.

Важно! Важно все совершать с искренним сердцем, без гордости, чтобы мольбы были услышаны и отвечены.

Помогают данные тексты и в часы искушения и испытания, когда их можно читать в домашних условиях.

Догмат о триединстве Бога — один из основных в христианстве, независимо от деноминации, поэтому икона Троицы имеет собственное символическое значение, интересную историю. В этой статье мы расскажем об истории, значении и смысле иконы Святая Троица, и чем она может помочь христианам.

Согласно христианскому вероучению, не может существовать точного изображения Бога-Троицы. Он непостижим и слишком велик, к тому же, Бога никто не видел (согласно библейскому утверждению). Только Христос сходил на землю в собственном облике, а непосредственно изобразить Троицу невозможно.

Тем не менее, возможны символические изображения:

  • в ангельском обличье (три ветхозаветных гостя Авраама);
  • праздничная икона Богоявления;
  • сошествие Духа в день Пятидесятницы;
  • Преображение Господне.

Все эти образы считаются иконами Святой Троицы, потому что каждый случай ознаменован явлением разных ипостасей. В виде исключения разрешается изображать Бога-Отца в виде старца на иконах о Страшном Суде.

Другое название — «Гостеприимство Авраама», поскольку изображается конкретный ветхозаветный сюжет. В 18-й главе Бытия повествуется о том, как праведник принял у себя Самого Бога, под видом трех путников. Они символизируют разные личности Троицы.
Читайте так же:  Молитва от гордыни и тщеславия

Сложное догматическое учение о христианском Боге лучше всего удалось раскрыть именно Рублеву-художнику, его Икона Троицы отличается от прочих вариантов. Он отказывается от Сары, Авраама, минимально использует посуду для приема пищи. Главные герои не вкушают пищу, они предстают занятыми безмолвным общением. Эти размышления — далеко не приземленные, что становится понятным даже непосвященному зрителю.

Икона Троица Андрея Рублева — самый прославленный образ, написанный рукой русского мастера. Хотя сохранилось очень мало работ инока Андрея, авторство этой считается доказанным.

Написан образ на доске, композиция вертикальная. За столом — три фигуры, позади виден дом, где жил ветхозаветный праведник, Мамврийский дуб (он сохранился до сих пор, находится в Палестине), гора.

Справедливым будет вопрос — кто изображен на иконе Святой Троицы? За внешним видом ангелом скрываются личности Бога:

  • Отец (фигура по центру, благословляющая чашу);
  • Сын (правый ангел, в зеленой накидке. Склонил голову, чем соглашается на свою роль в плане спасения, о нем и говорят путники);
  • Бог Святой Дух (слева от зрителя, поднимает руку, чтобы благословить Сына на подвиг самопожертвования).

Все фигуры хотя и выражают нечто позами и жестами, находятся в глубокой задумчивости, действия нет. Взгляды устремлены в вечность. Икона имеет и второе название — «Предвечный совет». Это общение Святой Троицы о плане спасения рода людского.

Важным для описания иконы Троицы является композиция. Основной ее является круг, который наглядно выражает единство, равенство трех ипостасей. Чаша — центр иконы, именно на ней останавливается взгляд зрителя. Это не что иное, как прообраз крестной жертвы Христа. Напоминает чаша и о таинстве Евхаристии, главном в православии.

Цвета одежды (лазурь) напоминают о божественной сущности героев сюжета. Каждый ангел также держит символ власти — скипетр. Дерево здесь призвано напоминать о райском древе, из-за которого первые люди согрешили. Дом является символом пребывания Духа в Церкви. Гора предвосхищает образ Голгофы, символ искупления грехов всего человечества.

Подробности жизни великого мастера мало известны. В летописях он почти не упоминается, работы свои не подписывал (обычная практика для того времени). Также история написания шедевра еще имеет много белых пятен. Считается, что преподобный Андрей нес послушание в Троице-Сергиевой лавре, для которой и была написана самая известная его икона. Существуют различные мнения о времени создания иконы «Троицы». Часть датирует ее 1412 г., другие ученые называют 1422.

Реалии жизни в 15 в. были далеко не мирными, московское княжество стояло на пороге кровавой войны. Богословское содержание иконы, единство ипостасей изображенных Лиц — прообраз всеобщей любви. Именно к согласию, братскому единству призывал иконописец современников. Ветхозаветная Троица для Сергия Радонежского была символом единства, именно поэтому он назвал обитель в ее честь.

Игумен Лавры очень хотел завершить украшение Троицкого собора, для чего и собрал лучших. На стенах планировались фрески — традиционно для того периода. Также иконостас нуждался в заполнении. «Троица» — храмовая икона (самая главная), которая располагается в нижнем ряду около Царских врат (через них выходит духовенство во время службы).

В истории иконы «Троица» важным этапом стало новое открытие давно знакомого материала. Несколько десятилетий назад реставраторы научились очищать от олифы старые образа. В. Гурьянов под небольшим фрагментом «Троицы» обнаружил удивительно живой оттенок голубого (цвет одеяний). Последовала целая волна посетителей.

Но в монастыре этому не обрадовались, икона была скрыта под массивным окладом. Работы прекратились. Видимо, опасались, что найдутся желающие испортить святыню (такое случалось с другими известными образами).

Завершить работу удалось уже после революции, когда сама Лавра оказалась закрытой. Реставраторов поразили ярки краски, которые скрывались под темным налетом: вишневый, золото, лазурь. На одном из ангелов накидка зеленого цвета, местами можно увидеть бледно-розовый. Это райские цвета, которые указывают на одно из значений иконы «Троица». Она как бы зовет молящегося человека обратно туда, где возможно единение с Богом, это настоящее окно в иной мир.

Икона Живоначальной Троицы имеет несколько смысловых пластов. Подходя к ней, человек становится как бы участником действия. Ведь мест за столом — четыре, а сидят за нем только трое. Да, это место, за которым должен сидеть Авраам. Но за него приглашается каждый. Любой человек, как дитя Божие, должен стремиться в объятия небесного Отца, в потерянный рай.

Икона пресвятой Троицы является не только известным образом, но и великим произведением мирового искусства. Это прекрасный пример обратной перспективы: линии стола (или точней — престола) внутри композиции уходят в бесконечность. Если же продлить их в обратном направлении, они укажут на место, на котором стоит наблюдатель, как бы вписывая его в композицию.

Поиски Бога, на которые многие тратят всю жизнь, для Андрея Рублева как бы имеют логическое завершение в этом произведении. Можно сказать, что икона пресвятой Троицы стала написанным красками катехизисом, изложенным великим подвижником веры. Полнота знания, покой и уверенность в Божией любви наполняют каждого, кто смотрит на образ с открытым сердцем.

Авторство великого образа, единственного в своем роде, было установлено спустя столетие. Современники же быстро забыли, кто написал икону «Троица», их не особо волновала задача собрать сведения о великом мастере, сохранить его работы. На протяжении пятисот лет о нем не упоминалось в святцах. Канонизирован святой официально был только в конце 20 в.
Читайте так же:  Молитва на решение суда

Народная же память практически сразу сделала иконописца святым. Известно, что он был учеником самого святого Сергия Радонежского. Вероятно, он прекрасно усвоил духовные уроки великого старца. И хотя преподобный Сергий не оставил богословских сочинений, его позиция однозначно прочитывается в иконе, сотворенной его учеником. А народная память сохранила его монашеские подвиги.

Еще в 17 в. Рублев упоминался в сказании о великих иконописцах. Изображали его даже на иконах, среди прочих подвижников из Лавры.

Многие верующие видели икону под названием «Троица Новозаветная». На ней изображен седой старец, Христос и парящий голубь. Однако, подобные сюжеты в православии строго запрещены. Они нарушают канонический запрет, по которому Бога Отца изображать нельзя.

Сообразуясь со Священным Писанием, допустимы лишь символические изображения Господа, например, под видом ангела или Христа. Все остальное является ересью и должно быть удалено из домов благочестивых христиан.

Весьма сложный для понимания догмат о Троице в подобных неканонических иконах выглядит весьма доступным. Объяснимо желание простых людей сделать нечто сложное простым и наглядным. Тем не менее, приобретать эти образы можно лишь на собственный риск — соборное постановление их запрещает, даже освящать запрещено.

В 17 в. в Москве заслуженной славой пользовался иконописец Симон Ушаков. Много образов вышло из-под его пера, в том числе — икона «Троица». Ушаков взял за основу полотно Рублева. Композиция и элементы те же, но выполнены в совершенно другой манере. Заметно влияние итальянской школы, детали более реальные.

Например, дерево имеет раскидистую крону, ствол его потемнел от времени. Ангельские крылья тоже выполнены реалистично, напоминают настоящие. Их лица не имеют отблесков внутренних переживаний, они спокойны, черты прорисованы детально, объемно.

Значение иконы «Троица» в данном случае не меняется — человек также приглашается стать участником собственного спасения, для которого Бог со своей стороны уже все приготовил. Просто стиль написания уже не такой возвышенный. Ушакову удалось соединить древние каноны с новыми европейскими веяниями в живописи. Эти художественные приемы делают Троицу более земной и доступной.

Поскольку «Троица» является своеобразным катехизисом (только это не слова, а изображение), каждому верующему будет полезно иметь ее дома. Присутствует образ и в каждом православном храме.

Икона «Троица» помогает глубже понять отношения Бога и человека, перед ней можно обратиться сразу ко всем божественным Лицам, либо к одному из Них. Хорошо произносить молитвы покаяния, читать Псалмы, просить помощи при ослаблении веры, также за наставление тех, кто впал в заблуждение, пошел по неверному пути.

День Святой Троицы является переходящим праздником, отмечается после Пасхи (спустя 50 дн.). На Руси в этот день храмы украшают зелеными ветвями, пол устилают травой, священники надевают зеленое облачение. Первые христиане в это время начинали собирать урожай, приносили их для освящения.

Выбирая икону Пресвятой Троицы, следует проявить осмотрительность, ведь неканонические образы иногда встречаются даже в церковных лавках. Лучше брать образ, как он был написан Рублевым, или его последователями. Молиться же можно обо всем, ведь Господь милосерден и поможет в любых делах, если сердце человека чисто.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!
Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаян ия, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Святый Боже, Сваятый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно и вовеки веков. Аминь.

Все что нужно знать про икону Святая Троица

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва Святой Троице в чем помогает
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here