Молитва в шабат в пятницу

Подробное и точное описание: Молитва в шабат в пятницу - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Вели́кий архистрати́же Бо́жий, Михаи́ле, победи́тель де́монов, победи́ и сокруши́ всех враго́в мои́х ви́димых и неви́димых. И умоли́ Го́спода Вседержи́теля, да спасе́т и сохрани́т меня́ Госпо́дь от всех скорбе́й и от вся́кой боле́зни, от смертоно́сной я́звы и от напра́сной сме́рти, о, вели́кий арха́нгеле Михаи́ле, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, раб Бо́жиих (имена), от все́х ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.

Перевод: О, святой Михаил Архангел, помилуй нас, грешных, нуждающихся в твоем заступничестве, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых врагов, особенно же укрепи против страха смерти и смущения диавольского и сподоби нас непостыдно предстать Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О, всесвятой, великий Михаил Архистратиг! Не пренебреги нами, грешными, молящимися тебе о помощи и заступничестве твоем в веке сем и в будущем, но сподоби нас там вместе с тобою славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.

О, святы́й вели́кий Арха́нгеле Гаврии́ле, Бо́жию Престо́лу предстоя́й и озаре́нием от Боже́ственнаго све́та осия́нный, ве́дением же непостижи́мых та́ин о преве́чней прему́дрости Его́ просвеще́нный! Всеусе́рдно молю́ тя, наста́ви мя к покая́нию от злых дел и ко утвержде́нию в ве́ре мое́й, укрепи́ и огради́ ду́шу мою́ от искуше́ний прельсти́тельных и умоли́ Созда́теля на́шего о отпуще́нии грехо́в мои́х. О, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгеле! Не пре́зри мене́ гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но при́сно помо́щник мне яви́ся, да непреста́нно сла́влю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О, святы́й Арха́нгеле Гаврии́ле! Всеусе́рдно мо́лим тя, наста́ви нас, раб Бо́жиих (имена), к покая́нию от злы́х дел и ко утвержде́нию в ве́ре на́шей, укрепи́ и огради́ ду́ши на́ша от искуше́ний прельсти́тельных и умоли́ Созда́теля на́шего о отпуще́нии грехо́в на́ших. О, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгелe! He пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но при́сно помо́щник нам яви́ся, да непреста́нно сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перевод: О, святой Архангел Гавриил! Со всем усердием молим тебя: направь нас, рабов Божиих (имена), к покаянию от злых дел и к утверждению в вере нашей, укрепи и огради души наши от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего об отпущении грехов наших. О святой великий Гавриил Архангел! Не пренебреги нами, грешными, молящимися тебе о помощи и заступничестве твоем в веке нынешнем и будущем, но всегда помощником нам являйся, дабы мы непрестанно славили власть Отца и Сына и Святого Духа и твою покровительство во веки веков.

О, вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Рафаи́ле, прие́мый дар от Бо́га цели́ти неду́ги, исцели́ неисце́льные я́звы моего́ се́рдца и мно́гие боле́зни моего́ те́ла. О, вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Рафаи́ле, ты еси́ путеводи́тель, врач и цели́тель, руково́дствуй меня́ ко спасе́нию и исцели́ все боле́зни мои́ душе́вные и теле́сные, и проведи́ меня́ к Престо́лу Бо́жию, и умоли́ Его́ благоутро́бие за гре́шную мою́ ду́шу, да прости́т меня́ Госпо́дь и сохрани́т от всех враго́в мои́х и от злых челове́к, от ны́не и до ве́ка. Ами́нь.

Святы́й Арха́нгеле Бо́жий Урии́ле, све́том Боже́ственным озаря́емый и преизоби́льно испо́лненный огне́м пламенней горячей любви́, брось и́скру огня́ сего́ пла́меннаго в мое́ се́рдце холодное, и ду́шу мою́ те́мную све́том твои́м озари́.
О, вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Урии́ле, ты́ еси́ сия́ние огня́ Боже́ственнаго и просвети́тель помраче́нных греха́ми: просвети́ у́м мо́й, се́рдце мое́, во́лю мою́ си́лою Свята́го Ду́ха, и наста́ви меня́ на пу́ть покая́ния, и умоли́ Го́спода Бо́га, да изба́вит меня́ Госпо́дь от а́да преиспо́дняго и от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святы́й Арха́нгеле Бо́жий Селафии́ле, дая́й моли́тву моля́щемуся, научи́ меня́ моли́тися моли́твою смире́нной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной. О, вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Селафии́ле, ты́ мо́лиши Бо́га за люде́й ве́рующих, умоли́ Его́ благоутро́бие за меня́, гре́шнаго, да изба́вит меня́ Госпо́дь от все́х бе́д и скорбе́й, и боле́зней, и от напра́сныя сме́рти, и от му́ки ве́чныя, и сподо́бит меня́ Госпо́дь Ца́рствия Небе́снаго со все́ми Святы́ми вове́ки. Ами́нь.

Святы́й Арха́нгеле Бо́жий Иегудии́ле, при́сный споспе́шниче все́х подвиза́ющихся на пути́ Христо́вом, возбуди́ меня́ от тя́жкой ле́ности и по́двигом до́брым укрепи́ меня́. О, вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Иегудии́ле, ты́ ре́вностный защи́тник сла́вы Бо́жией: ты́ возбужда́еши прославля́ти Святу́ю Тро́ицу, пробуди́ и меня́, лени́ваго, сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и умоли́ Го́спода Вседержи́теля да сози́ждет во мне́ се́рдце чи́сто и ду́х пра́вый обнови́т во утро́бе мое́й, и Ду́хом Влады́чным утверди́т меня́ и и́стиною Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святы́й Арха́нгеле Бо́жий Варахии́ле, благослове́ние от Го́спода нам принося́щий, благослови́ мя положи́ть нача́ло благо́е, исправле́ние неради́вого моего́ жития́, да угожду́ во всем Го́споду Спаси́телю моему́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

§ Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

§ Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. В связи с наблюдающимся падением родительского авторитета возрождение данного обычая особенно желательно. Ритуал очень прост. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит:

ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г ЭФРАИМУ И МЕНАШЕ!

Дочери (дочерям) он говорит

ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г САРЕ, РИВКЕ. РАХЕЛИ И ЛЕЕ!

ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ Г-СПОДЬ И ОХРАНИТ ТЕБЯ. И БУДЕТ БЛАГОСКЛОНЕН К ТЕБЕ Г-СПОДЬ, И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ. БУДЕТ БЛАГОВОЛИТЬ К ТЕБЕ Г-СПОДЬ И ПОШЛЕТ ТЕБЕ МИР!

§ После благословения детей глава семьи делает субботний «Кидуш» — «освящение субботы», держа перед собой кубок с вином. Он должен сознавать, что читает благословение от имени всех членов семьи. Некоторые делают «Кидуш» стоя, другие — сидя. Допустимо и то и другое.

Освящение субботы является требованием Торы, в которой сказано: «Помни день субботний и чти святость его» (Шмот, 20:8). Если в доме нет взрослого мужчины, «Кидуш» совершает женщина.

§ Мудрецы Талмуда постановили, что «Кидуш» предпочтительнее совершать над кубком вина — традиционным символом радости и веселья. Если вина нет, соответствующее благословение читают над субботними халами.

Читайте так же:  Молитвы перед покаянным каноном

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИНСТВОМ ИХ. И ЗАКОНЧИЛ Б-Г НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ Б-Г ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ ПРЕЖДЕ И КОТОРЫЕ НАМЕРЕВАЛ-СЯ.СОВЕРШИТЬ ПОСЛЕ ТОГО.

ВНЕМЛИТЕ. ГОСПОДА МОИ И УЧИТЕЛИ!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!

§ В качестве кубка для «Кидуша» можно использовать любой сосуд, вмещающий не менее 140 граммов вина. Необходимо только, чтобы он был чистым и целым. Все же принято приобретать специальный красивый бокал для исполнения этой заповеди.

§ Вино должно быть только виноградным и, конечно, кашерным. Тот, кто не может пить вино, вправе заменить его натуральным кашерным виноградным соком. Над соком произносят то же благословение, что и над вином.

§ «Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.

§ Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.

§ По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают амен. Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

§ После «Кидуша» все участвующие в трапезе омывают руки. Делают это с помощью специальной кружки или любого другого чистого и целого сосуда (стакана, чашки). Сначала три раза поливают правую, а потом так же точно — левую руку. Вытирая руки полотенцем, произносят:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОМЫВАТЬ РУКИ)

§ Немедленно после этого,, ничем не отвлекаясь и не разговаривая, усаживаются за стол. Глава семьи снимает с хал салфетку и быстро поднимает их, произнося:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ

Халу разрезают на части и куски раздают всем членам семьи, которые не должны сами произносить благословение над хлебом, если отвечали имен и если глава семьи говорил от их имени.

§ Обе халы должны быть целыми, неразрезанными. Они называются лехем мишнэ и символизируют двойную порцию манны, которую евреи во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта собирали в канун субботы. Кроме того, две халы, подобно двум свечам, напоминают два предписания Торы: «Помни день субботний…» и «Соблюдай день субботний…»

Если нет хал, их можно заменить булочками или мацой. Целые хлебы (или пластинки мацы) нужны только для благословения. Во время трапезы можно употреблять нарезанный хлеб.

§ Вошло в обычай петь за субботним столом особые песни — змирот. Эти песни, созданные в основном в средние века, славят субботний покой и Всевышнего, Который его нам даровал. Не обязательно ограничиваться теми змирот, которые имеются в молитвеннике, их выбор в наше время достаточно широк. Субботние напевы очень разнообразны, змирот можно петь на разные мелодии.

§ По окончании трапезы полагается возблагодарить Всевышнего, как сказано в Торе: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 8:10). Послетрапезная молитва («Биркат амазон») в субботу, в отличие от других дней недели, читается нараспев и не спеша. Даже маленькие дети быстро запоминают слова этого благословения и охотно присоединяются к взрослым.

«Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот 20:8) — это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти — «Кидуш» и «Aвдала». Мудрецы постановили, что и «Кидуш», и «Aвдалу» следует совершать над бокалом вина.

Весьма желательно иметь для «Кидуша» старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, «Кидуш» произносят над хлебом. Тогда омывание рук для трапезы совершают не после, а перед «Кидушем» (так как его прочтение не является перерывом между омыванием и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят «Благословен… выращивающий хлеб из земли», а сразу после окончания «Кидуша» разрезают хлеб и начинают его есть..

Один человек может совершать «Кидуш» для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает «Кидуш», это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить «амен» на оба благословения. Слова «Благословен Он, и благословенно имя Его» говорить не следует.

Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой — лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 20-25 см.

Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем — безразлично, совершают ли «Кидуш» над хлебом или над вином. Это символизирует ман — чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда ман появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.

Закончив чтение текста «Кидуша», тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала — желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала «Кидуша» всем присутствующим.

Согласно Каббале, приступать к вечернему «Кидушу» надо по истечении 7-го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают «Кидуш» до истечения 7-го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками — летней и зимней).

Псалом Давида. Господь — пастырь мой; ни в чем не будет у меня недостатка. На роскошных лугах даст мне отдохнуть, будет приводить меня к спокойным водам. Душу мою успокоит Он; поведет меня прямыми путями ради имени своего. Даже если буду я проходить ущельем в могильной тьме — не устрашусь зла, ибо Ты со мною; наставление Твое и поддержка твоя утешат меня. Накроешь Ты предо мною стол на виду у врагов моих, умастишь мою голову елеем; полной будет чаша моя. Пусть лишь добро и любовь сопровождают меня во все дни жизни моей, и буду находится я в Храме Господа долгие годы.

Эта трапеза — в честь «священного яблоневого сада».

Приготовьтесь к трапезе в честь истинной веры, чтобы доставить радость святому владыке; приготовьте трапезу в честь владыки! На трапезе этой откроются нас сфира («малхут»), именуемая «священным яблоневым садом», сфирот («хесед», «гвура», «тиферет», «нецах», «од», «йесод»), называемые «малым ликом», и сфира («кетер»), именуемая «вневременной святостью» — все вместе.

Берут бокал в правую руку, после этого передают его в левую руку и ставят на ладонь правой. Все пальцы должны охватывать бокал. «Кидуш» говорят стоя. Говоря «и завершены были. » смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.

День шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Бог на седьмой день труд свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот (день) не совершал Он никакой из работ своих, которыми занимался (прежде) и которые (намеревался) совершить (после того).

Читайте так же:  Молитва на узбекском

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями, и благоволивший к нам, и давший нам в наследие по любви и благосклонности, святую субботу свою в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта, ибо нас избрал Ты и нас освятил среди всех народов, и святую субботу свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий субботу!

После этого благословения садятся и отпивают из бокала чуть больше половины «ревиит», т.е. не менее 43 миллилитров.

Мессианские еврейские молитвы

В еврейском мессианском движении, как и в личной жизни каждого верующего, немалое место занимает молитва. И, конечно, наиболее часто все мы молимся свободно, своими словами, раскрывая наши сердца и души перед Господом в молитве — будь-то в тайной комнате или на общих общинных молитвах.

Но в то же время — в служениях, в шаббат, на праздники в мессианских общинах часто произносятся традиционные еврейские молитвы, которые звучали в еврейских домах и синагогах на протяжении многих столетий.

Отдельный разговор о еврейских песнях-молитвах, вроде «Маоз Цур«, «Шалом алейхем«, «Лэшана hаба» и многих других.

Сейчас же хочется обратить внимание на некоторые, наиболее часто используемые мессианские еврейские молитвы.

Во многих еврейских мессианских община распространена такая молитва в шаббат:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЭХ hаОЛАМ АШЭР КИДШАНУ БЭЙЕШУА hаМАШИЯХ ОР hаОЛАМ ВЭАДОН ШАББАТ

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас в Иешуа Мессии, который есть свет мира и господин этого шаббата

Также, помимо прочих традиционных еврейских молитв, часто используются следующие.

Благословляя Господа, даровавшего нам жизнь, мы произносим:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЭХ hаОЛАМ ШЭhЭХЭЯНУ ВЭКИЙМАНУ
ВЭhИГИЯНУ ЛАЗМАН hаЗЭ

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, даровавший нам жизнь и поддерживающий ее в нас, и давший нам дожить до этого дня!

Благословляя кого-либо, мы молимся:

ЙЕВАРЭХЕХА АДОНАЙ ВЭЙИШМЭРЭХА. ЯЭР АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЭХА ВИХУНЭКА. ЙИСА АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЭХА ВЕЯСЭМ ЛЭХА ШАЛОМ

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь и помилует тебя! Да обратит к тебе Господь светлое лицо Свое и даст тебе мир!

В вечер пятницы, эрев шаббат, мы благословляем Бога за хлеб:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЭХ hаОЛАМ hаМОЦИ ЛЭХЭМ МИН hаАРЭЦ

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, произрастивший хлеб из земли

И за плод виноградной лозы:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ МЭЛЭХ hаОЛАМ БОРЭ ПРИ hаГАФЭН

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы

И конечно же напоследок, наиболее важная еврейская и мессианская молитва, молитва провозглашения единства нашего Всевышнего, Бога – ШМА ИСРАЭЛЬ

ШМА ИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ АДОНАЙ ЭХАД БАРУХ ШЭМ КЭВОД МАЛХУТО ЛЭОЛАМ ВАЭД

Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь единый есть. Благословенно имя Его, чье славное царство вовек!

Алекс Фишман

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Итак, вас впервые пригласили в гости в семью на шабатнюю трапезу. Что нужно знать?

Шабат — это день отдыха, который начинается в пятницу вечером перед заходом солнца и продолжается больше суток до наступления темноты (выхода первых звезд) в субботу вечером. Кроме множества вещей, которые соблюдающие евреи в субботу не делают (например, не водят машину, не работают, не включают и не выключают свет), но так же есть немало того, что как раз-таки предписано исполнять, чтобы «назвать Субботу блаженством» (Йешаяу, 58:13) и выделить ее на фоне будних дней. Шабат называется царицей недели.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важная составляющая «блаженства» Шабата — это наслаждение тремя субботними трапезами. В основном первыми двумя: вечерней в пятницу и дневной в субботу, которые отменно приготовлены и перед которыми следует делать Кидуш – особое праздничное благословение на вино, а затем произносить благословение и на хлеб – традиционно на халы, после чего все присутствующие получают по кусочку хлеба. Потом во время трапез поют субботние песни, вдохновенно говорят слова Торы, за столом царит дружественная атмосфера. (Третья трапеза, которая бывает вечером перед исходом Шабата, обычно легче первых двух в плане меню, а также не требует произнесения Кидуша. В некоторых случаях, например, зимой, когда Шабаты короткие, третью трапезу могут вообще не проводить.)

Если вы собираетесь прийти к кому-то в шабат, то первое, что необходимо знать, это то, что гости считаются неотъемлемой частью любого субботнего застолья. Хозяева очень рады, что вы пришли, потому что иначе будто бы вся еда приготовлена зря!

Уточните у хозяев дома, в какое время они хотели бы, чтобы вы пришли, и убедитесь, что у вас есть вся необходимая информация, чтобы до них добраться, поскольку, начиная с захода солнца в пятницу, они не будут отвечать на звонки и сообщения. При этом указанные хозяевами временные рамки могут быть как строгими, так и относительно свободными, например, «между 11 и часом дня», поэтому вы сами сможете выбрать, когда вам удобнее подойти.

Если вы женщина и приглашены на вечернюю трапезу в пятницу, хозяйка может предложить вам прийти пораньше, до начала Шабата, чтобы вы могли присоединиться к ней и вместе зажечь свечи. И если все окажется именно так, то время между зажиганием свечей и трапезой скорее всего будет занято общением, совместной подготовкой к трапезе или просто отдыхом сидя на диване. Также, возможно, понадобится ваша помощь в том, чтобы занять расшалившихся детей — такого рода участие поистине бесценно для хозяйки!

Важно иметь в виду что начало Шабата связано с заходом солнца, поэтому точное время трапезы каждую пятницу может быть разным и зависит, в том числе, от географических координат места, где вы отмечаете Шабат, или времени года.

Как в пятницу вечером, так и в субботу перед трапезами проходят молитвы в синагоге. Даже если обычно вы не посещаете ту же синагогу или общину, что и пригласившие вас хозяева, можете присоединиться к ним в этот раз, чтобы потом вместе пойти к ним домой.

Хотя это и не обязательно, однако небольшой подарок хозяйке будет кстати. Если это съестное, например, вино или шоколад, убедитесь, что они кошерные (если это вино, на этикетке должно быть слово «мевушаль»). Разбираться в разных видах кошерных сертификатов может показаться вам сложным, поэтому, если есть сомнения, всегда лучше подарить цветы (кроме Израиля, где все, что связано с сельским хозяйством, также может иметь определенного рода сложности).
Читайте так же:  Молитва на отливку воском

Старайтесь не приносить в качестве подарка молочный десерт, даже кошерный, поскольку в большинстве случаев среди праздничных блюд на столе окажутся курица или мясо, а это исключает возможность употребления молочных продуктов на десерт.

Если вы таки решили сделать подарок, принесите его в дом хозяев до начала Шабата. Это может показаться странным, но среди соблюдающих традицию такое поведение вполне естественно, поскольку по законам Торы в Шабат запрещено совершать определенные действия, включая передачу или получение подарков. Пожалуйста, если приходите в шабат на дневную трапезу, не приносите подарок, так как хозяева не смогут его принять. (Если вам очень неловко вообще обойтись без подарка, вы всегда можете исправить положение, заглянув к принимавшим вас хозяевам с письмом благодарности и подарком по окончании Шабата, но будьте уверены, что они от вас этого совершенно не ждут.)

Принято, чтобы одежда в Шабат была более особенная, праздничная, чем в будний день, поэтому, если будете ориентироваться на «званый обед», то скорей всего поступите правильно. Мужчине будут кстати брюки, рубашка на пуговицах (пиджак и галстук по желанию) и кипа, а женщине — закрытое платье или закрытая блузка и юбка, прикрывающая колени.

После того, как вся семья и гости собрались дома и уделили несколько минут общению, все плавно перемещаются к празднично накрытому столу и занимают свои места.

Если дело происходит вечером пятницы, хозяин (зачастую вместе с другими присутствующими мужчинами) поет два гимна:

  1. Гимн «Шалом алейхем», которым мы приветствуем ангелов, посещающих каждый еврейский дом в начале Шабата, просим их благословения и прощаемся с ними.
  2. Песню «Эшет хаиль», написанную царем Шломо (Соломоном), которая воспевает еврейскую женщину, восхваляя ее мудрость и большое трудолюбие, благодаря которым ее дом становится таким уютным и гостеприимным, каким вы его видите.

Обычно во время этих песен все встают (часто встают только мужчины, а женщины остаются сидеть), но, если вам по какой-то причине трудно стоять, безусловно, можно петь и сидя.

В Шабат днем мы начинаем трапезу сразу с Кидуша.

Хозяин дома произносит Кидуш над бокалом вина (он включает в себя благословения на вино и на субботний день), и каждому из присутствующих достанется по несколько глотков того вина, которое он благословил. Чтение этих благословений — выполнение заповеди освящать день покоя (слово Кидуш переводится как «освящение»).

Обычно в пятницу вечером все встают для чтения Кидуша, а в субботу утром у многих принято при этом сидеть. Вместе с другими скажите в ответ на благословения: «амейн».

Сразу после Кидуша все встают из-за стола и идут к раковине, чтобы совершить ритуал омовения рук перед тем, как есть хлеб. Если вы не знакомы с этой процедурой, хозяева будут рады помочь вам правильно ее сделать и прочитать благословение.

Омыв руки, мы молчим и не разговариваем до тех пор, пока не съедим кусочек халы, поэтому просто вернитесь на свое место и спокойно подождите. Если на этом этапе будет необходимо минимальное общение, обычно используют мимику и жесты.

Когда все снова сядут за стол, хозяин дома скажет благословение над хлебом и раздаст кусочки халы, предварительно обмакнув каждый в соль. Съев кусочек, не стесняйтесь и снова общайтесь.

Традиционная субботняя трапеза в пятницу включает рыбное блюдо (например, фаршированную рыбу — «гефилте фиш» — которая является восточно европейской классикой и в наше время подается с легкими овощными салатами, свойственными израильской кухне), затем подают суп (чаще всего это куриный бульон) и наконец мясо или курицу с гарниром. Это стандартное меню.

А на дневную шабатнюю трапезу за рыбными блюдами обычно следует горячее мясное, которое называется чолнт. Поскольку в Шабат запрещено варить, его начинают готовить с вечера пятницы до захода солнца на медленном огне на плите, в мультиварке или оставляя на плате. (Чолнт – восточноевропейское название; у сефардов есть свой эквивалент, часто это более острое блюдо, известное как хамин.)

Меню из нескольких блюд традиционно, но вовсе не обязательно. Все чаще становится принято подавать на дневную трапезу только мясное или только рыбное, однако будьте готовы и к обратному: то, что кажется целой трапезой, в некоторых домах вполне может оказаться всего лишь первой сменой блюд.

И, конечно, все завершается десертом!

Не беспокойтесь, вы не обязаны есть или даже пробовать все, что ставят на стол.

Наслаждайтесь едой и компанией! В дополнение к общению друг с другом мы обязательно включаем в наши шабатние застолья слова Торы, и в какой-то момент, очевидно, кто-то из гостей или хозяин возьмет слово на несколько минут, чтобы раскрыть мысль из недельной главы или определенного комментария к Торе. Если у ваших хозяев есть дети, они так же могут поделиться своими знаниями о недельной главе и тем самым привлечь внимание гостей, их одобрение. А еще за столом принято петь традиционные шабатние гимны, радостные еврейские песни, связанных с этим днем, псалмы или нигуны.

Вы можете чувствовать себя комфортно, обсуждая все привычные вам темы, которые могут обсуждаться на любом званом обеде: политику, новости, недавние произошедшие с вами ситуации, погоду. Что особенно важно: не бойтесь задавать вопросы. Если что-то покажется вам удивительным или непонятным, не стесняйтесь. Хозяева или другие гости будут рады вам объяснить.

Если вы протянете руку, чтобы передать другому чистую тарелку, или поможете с тем, чтобы принести новую смену блюд, это скорей всего будет кстати.

А чего же точно не стоит делать, когда вы приглашены в гости в Шабат?

Когда придете, не звоните в дверь. Вместо этого постучите.

В ванной комнате воспользуйтесь салфетками или предварительно нарезанной туалетной бумагой, а не отрывайте бумагу от рулона.

Важно! Пожалуйста, не выключайте за собой свет, например, в прихожей или в уборной, потому что в Шабат нельзя будет включать его снова. (Но, если по ошибке вы уже выключили свет, то знайте, что, по крайней мере, вы не первый, кто совершил эту ошибку. И даже те, кто соблюдает Шабат уже много лет, могут это сделать автоматически.)

И также не волнуйтесь, спуская после себя воду в унитазе, с этим с точки зрения законов Шабата проблем нет.

Когда трапеза заканчивается, кто-то обязательно первым предложит побенчить . Это идишское слово означает «благословение» и подразумевает прочтение Биркат а-мазон , молитвы после обильной трапезы с хлебом. На стол положат маленькие буклеты, где можно будет найти текст этого благословения. Среди них обязательно будут и такие, где есть перевод на удобный вам язык или транслитерация, так что вы сможете прочитать все самостоятельно.

Было приятно провести с вами время, приходите еще!

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Читайте так же:  Молитва апостолу иакову брату Господню

Аризаль и Шабатние блюда Теилим 90:4 – «Ки элеф шаним беэйнеха кейом этмоль…» – (ведь тысяча лет в Твоих глазах, как день вчерашний). Есть закон (источник которого в словах Аризаля, зехуто яген алейну), что перед Шабатом нужно попробовать от субботних блюд, как сказано: «пробующие их удостоятся…

Шабат «Шлах леха» В Шабат недельной главы «Шлах» Творец Мира спускает нам великое благо. Нужно понимать, что Всевышний – Отец Милосердный, поэтому Он не ограничивается устанавлением одного дня, как, например, Шавуот. Он дает нам еще и еще возможности исправиться и удостоиться Его великой милости. Один из…

Сеуда Шлишит – нечто особенное или, что мы игнорируем Еврейские мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью — после Минхи Шабата. Источник трех трапез связан с выпадением Мана в пустыне: «и сказал Моше: ешьте это сегодня, ибо суббота сегодня Господу. Сегодня не найдете…

Хасидут на Теилим – «Эт Рацон» и Минха Шабата Теилим 69:14 – «Ва-ани тфилати Леха А-дойной эт рацон Элойhим бэ-ров хасдэха анэни бэ-эмэт ишэх» – (а я же молюсь Тебе, о Бог, во время благоволения, Б-г, по великому Своему милосердию ответь мне истиной Своего спасения)….

Сгула смотреть на Шабатние свечи перед Кидушем Наш народ пережил тяжелые времена и мы отчаянно ищем источники помощи и хизука. Самой большой источник благословений – это Суббота, как говорится в «Леха доди»: «Приходите, давайте пойдем приветствовать Субботу, ибо это источник благословения». Учат мудрецы, что…

Сгула зажечь Шабатние свечи на 10 минут раньше Хафец Хаим и многие другие Гдолей Исраэль приучали еврейских женщин принимать на себя Шабат раньше установленного времени, хотя бы на 10 минут, чтобы продемонстрировать Вс-вышнему, что мы предвкушаем и ценим подарок, который Он приготовил для нас –…

Сгула в Шабат Шкалим Шабат перед Рош Ходеш, на который приходится Парашат Ваякгель – называется Шабат Шкалим. Нужно постараться пойти утром в синагогу и, перед чтением отрывка из Парашат Ки Тиса – пожертвовании пол шекеля, попросить: «Рибоно Шель Олам! В заслугу того, что я стою…

Почему евреи едят рыбу в Шабат «Бог благословил Шаббат и объявил его святым днем, потому что в этот день Б-г прекратил все, что делал Б-г при Творении». (Берешит 2:3) Есть обычай кушать рыбу в Шаббат из-за трех благословений, которые Б-г произнес во время Творения: Первое…

3 Молитвы на исходе Шабата для успеха на всю неделю Мы предоставляем вам 3 молитвы, которые читаются на исходе Шабата – 2 из которых: «И даст тебе Б-г» и «Элиягу а-Нави» – можно найти только в шабатнем сидуре американского издательства «Шорошим» (имеется ввиду транслит и перевод на русский…

Теилим 97 и Шабат Шира Теилим (97:11) – «Ор заруа лацадик, улейишрей лэв симха» – (свет посеян для праведного, и для прямодушных – радость». Суббота месяца Шват, в которую в синагогах читают недельную главу Торы «Бешалах» (Когда отпустил), называется Шабат Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая…

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: «Это вещи, которые повелел Всевышний делать: шесть дней делай работу, а в седьмой день будет для вас святость, Шаббат, прекращение работ для Б-га; делающий в него работу, умерщвлён будет. Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний». (Шмот 35:1-3)

Как-то бывший президент Российского Еврейского конгресса Владимир Гусинский спросил меня: «Когда же, наконец, вы — ортодоксы — начнёте идти в ногу со временем и отмените все эти ваши устаревшие, архаичные законы, запрещающие поездки в Шаббат и предписывающие употреблять в пищу только кошерное?»

На это я сказал ему: «Видите ли, Шаббат на протяжении поколений был краеугольным камнем еврейской общины. Допустим, что евреи приезжают в некий город. Поскольку в Шаббат нужно молиться в синагоге и запрещено пользоваться транспортом, получается, что они должны селиться так, чтобы до синагоги можно было дойти пешком. Вот вам, пожалуйста, и естественным образом возникающие еврейские кварталы, в которых меньшинство получает возможность жить среди большинства, сохраняя при этом свою самобытность.

Существует множество законов Шаббата. В основе всех их лежат тридцать девять работ, делать которые было запрещено сынам Израиля. Работы эти являются теми самыми работами, которые были необходимы для строительства Мишкана — шатра собрания. Здесь снова мы сталкиваемся со связью между шатром собрания и Шаббатом. Связь, на которую намекает и наша недельная глава, где разговор о Шаббате и строительстве святилища находится в непосредственной близости.

Сегодня мы окружены различными устройствами, проигрывающими музыку, показывающими фильмы и телевизионные программы, передающими электронные сообщения и тому подобное. В наше время тайна успеха состоит в том, чтобы активно быть на связи со всем миром в течение двадцати четырёх часов в сутки. Чем более сильна и постоянна эта связь, тем лучше. Часто у нас не остаётся времени даже для того, чтоб быть на связи с самими собой, тем более с нашими родственниками и, в особенности, с нашими детьми, которых мы так любим и которым уделяем так мало времени.

В этом смысле Шаббат является спасательным кругом, последним средством спасения современного человека, живущего в информационную эпоху. С момента, когда в лучах заходящего солнца мы, произнося молитву, принимаем на себя Шаббат, мы получаем уникальную возможность вновь обрести связь с самими собой. Прекратить бесконечную погоню за материальным успехом и вновь найти в нашей душе место для любви — в день Седьмой, в который Всевышний отдыхал от всей работы Своей.

Есть те, кто пытается утверждать, что запрет на определённые виды деятельности в Шаббат больше не актуален. Их аргументация строится на том, что благодаря развитию технологии в наше время деятельность такого рода больше не требует абсолютно никаких физических усилий, следовательно не может считаться нарушением заповеди прекращать работу и отдыхать в Шаббат.

Несомненно, это грубая ошибка, поскольку главная идея заповеди Шаббата — это не физический отдых. Шаббат — это прежде всего отдохновение человеческого духа, возвращение человека к своей сущности.

В Шаббат мы не производим ничего нового: не создаём свет, включая лампу; не создаём темноту — выключая её. Шаббат даёт нам возможность ощутить себя одним из творений Всевышнего в Его мире. Творением, чья песнь гармонично вливается в хор остальных созданий, воспевающих Творца. В Шаббат Всевышний дарит нам дополнительную душу, очищающую и поднимающую нас к вершинам, недостижимым в будние дни, когда всё наше существо наполнено заботами мира сего. Отдыхая в Седьмой день, человек, если можно так сказать, уподобляется Самому Всевышнему, о котором сказано (Берешит 2:1-3):

И завершены были небеса и земля, и всё воинство их. И завершил Г-сподь в день седьмой труд Свой, который сделал, и почил в день седьмой от всего труда Своего, который сделал. И благословил Г-сподь седьмой день и освятил его, ибо в него почил от всего труда Своего, который сотворил Г-сподь делать.

Читайте так же:  Молитва для футболиста что бы лучше игралось

Рамбан комментирует приведённый выше отрывок следующим образом (Рамбан Берешит 2:3 со слов «ваиварех ваикалеш»):

…А раби Авраам (ибн Эзра) сказал, что благословение [означает] приумножение блага, [а именно,] что в телах возникает дополнительная сила порождения, а в душе — дополнительный разум. «И освятил его» — [означает,] что (Бог) не делал в него работу, как в другие дни. И сказанное им верно для верующих в это, поскольку постижение этого не доступно чувствам человека.

А истина [состоит в том], что благословение в Шаббат — это источник благословений, и это основа мира. «И освятил его» — поскольку будет черпать из святости. И если поймёшь слова мои эти, познаешь то, что сказали в Берешит Раба (Берешит Раба 11, 9; имеется в виду следующий мидраш: Учил раби Шимон бен Йохай: «Сказала Шаббат (слово “Шаббат” на иврите — женского рода, прим. переводчика) перед Святым, благословен Он: «Господин мира, у всех [дней недели] есть пара, [а] у меня нету пары». Сказал ей Святой, благословен Он: «Собрание Израиля будет тебе парой». Когда стояли Израиль перед горой Синай, сказал им Святой, благословен Он, помните то, что сказал я Шаббат: «Собрание Израиля будет тебе парой». И это сказанное (Шмот 20:8): «Помни день субботний, чтобы освящать его (слово «освящать» — «лекадеш» на иврите, означает также и «брать в жёны», прим. переводчика). Поскольку нет у него пары». И то, что сказали ещё: «Община Израиля будет тебе парой». И поймёшь, что в Шаббат действительно есть дополнительная душа.

«И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шмот 35:1) — община Израиля и Шаббат неотделимы друг от друга, и одно не может существовать без другого. Само существование еврейского народа сегодня является результатом соблюдения Шаббата. Именно поэтому мидраш, который приводит Рамбан, уподобляет взаимоотношения народа Израиля и Шаббата — взаимоотношениям мужа и жены. Если народ Израиля будет хранить верность Шаббат, то и Шаббат будет верна ему.

Среди людей, вновь возвращающихся к иудаизму, есть те, кто относятся к Шаббату как ко дню исключительно духовному. Дню, который должен быть целиком посвящён изучению Торы и молитве. Но это не совсем то, что имела в виду Тора.

Известно, что члены отколовшейся от иудаизма секты караимов, считают, что весь Шаббат нужно проводить, сидя в темноте, и есть только холодную пищу. Отрицая Устную Тору, они трактуют сказанное в Письменной Торе (Шмот 35:3): «Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний» буквально, то есть как абсолютный запрет на любое использование огня в Шаббат.

Устная Тора, которой придерживаемся мы, разъясняет, что запрещён лишь сам акт зажигания огня, но использование огня, зажжённого перед Шаббатом, не возбраняется. Чтобы подчеркнуть это, в канун Шаббата нам предписано зажигать свечи, которые бы светили нам в Шаббат, а также оставлять на огне пищу, чтобы в Шаббат мы могли есть горячее.

Мы говорим в субботней молитве: «Возрадуются Царству Твоему хранящие Шаббат и называющие его наслаждением» (Молитва Шаббат). Радость — это основа Шаббата.

Шаббат начинается перед заходом солнца, когда хозяйка дома, мать семейства, зажигает субботние свечи. Мудрецы говорят (Зоар Берешит 2, 198, Танхума Ноах 1), что, зажигая свечей, женщины исправляют грех первой женщины — Хавы, которая, убедив мужа вкусить от Древа познания, по словам книги «Зоар»: «Потушила свечу мира».

Мужчины тем временем идут в синагогу, где принимают Шаббат, как принимают дорогого гостя, и благословляют Всевышнего за то, что он одарил народ Израиля этим бесценным даром.

После молитвы вся семья собирается за празднично накрытым субботним столом, ломящимся от угощений, где, до того как начать трапезу, глава семьи приветствует ангелов, незримо присутствующих за столом. Затем наступает черёд песни «Эшет Хаиль», отрывка из книги «Мишлей» (Мишлей 30:1031), прославляющего добродетель еврейской женщины. Следующие, к кому обращается отец семейства, — это дети. Отец произносит сыновьям и дочерям благословение, которое дал праотец Яаков своим внукам, сыновьям Йосефа, родившимся в Египте (Берешит 48:20). Благословляя сыновей, он желает им уподобиться Эфраиму и Менаше, а дочерям желает уподобиться праматерям Саре, Ривке, Рахели и Лее.

И только после того, как человек привёл свой личный мир к полной гармонии — восславил Всевышнего и поприветствовал Его ангелов, поблагодарил жену и благословил детей, — только теперь он готов начать праздничную субботнюю трапезу с благословения на вино.

Как отмечают наши мудрецы (Брахот 40а), вино символизирует плод Древа познания. Это напиток, с помощью которого человек способен как возвыситься до недосягаемых вершин, так и пасть в глубочайшую пропасть. Произнося благословение на вино, освящающее Шаббат, мы используем напиток греха, которым змей совратил первых людей и отдалил их от Всевышнего, чтобы освятить человека и вновь приблизить его к Творцу.

Теперь пришла очередь благословить хлеб — субботние халы — и начать трапезу. Изгнанный из райского сада первый человек был проклят тем, что отныне ему придётся «в поте лица есть хлеб свой» (Берешит 3:17). В Шаббат, когда мы не прикладываем усилия, чтобы добывать пропитание, хлеб символизирует собой отмену проклятия.

Тот, кто соблюдает Шаббат, возвращает мир к той гармонии, которая царила в нём до грехопадения первого человека. В Шаббат мы живём в мире, исполненном гармонии.

«Шаббат — душам удовольствие. [День] седьмой — духу наслаждение и сердцам блаженство» (Пиют «Йа Эхсоф») — так пишет в сочинённом им субботнем пиюте рабби Аарон из Карлина, один из выдающихся учителей хасидизма в Белоруссии.

Я хотел бы предложить каждому еврею, читающему эти строки, хотя бы однажды на собственном опыте испытать, что такое настоящий Шаббат. Неважно, где вы живёте — в Москве, Израиле или любой другой точке мира. Оставьте ваши заботы всего лишь на один день и проведите Шаббат среди соблюдающих евреев: в синагоге, ешиве, хасидском дворе или просто в ортодоксальной еврейской семье. Почувствуйте настоящий вкус Шаббата, который всегда являлся «цементом», скрепляющим «здание» еврейского народа.

«Милосердный, Он даст нам в наследие бесконечный день Шаббат и отдых на вечную жизнь» (Биркат Амазон), — говорим мы в субботнем благословении после трапезы.

Времена машиаха и грядущий мир — это время наступления вечного Шаббата. Соблюдая заповедь Шаббата, мы исправляем грех первого человека, возвращаем этот мир к его первородному состоянию и приближаем грядущее Царство Всевышнего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Молитва в шабат в пятницу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here