Молитва в скиту

Подробное и точное описание: Молитва в скиту - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Гефсиманский скит жил по своему уставу до конца 1928 года, когда была закрыта последняя его церковь — Успенская, с которой и начал свое существование Скит. Но пока Скит жил — его насельники свято берегли свой устав — «держали, что имели, дабы кто не восхитил «венца их» (Апок. 3, 11). Так же торжественно, как и в первые годы, праздновался день Воскресения и Вознесения Божией Матери 17(30) августа, в третий день по Успении Ее. По-прежнему в этот единственный день в году в Скит допускались на молитву женщины.

И вот однажды, после Всенощного Бдения под праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери, привратник пошел проверять, все ли ушли из Скита, кто собрался на праздник. Он уже собирался запирать — как вдруг ему навстречу высокая Женщина в черном; он Ей сказал: «Матушка, пора запирать калитку, почему Ты здесь?»— Она отвечала: «Я всегда здесь». И исчезла. (Рассказ ныне здравствующей прихожанки Скита княгини Е. П. Васильчиковой.)

Значит, жизнь в Скиту до конца была столь высока духовно, что Пресвятая Матерь Божия удостаивала иноков Своим посещением и всегда пребывала в этом земном Доме Своем.

Господи! Дай мне с душевным спокойствием встретить наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей святой. На каждый час этого дня открой мне волю Твою. Благослови отношения мои ко всем окружающим; какие бы не получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойной душою и с твердым убеждением, что во всем Святая воля Твоя. Во всех делах и словах моих руководи моими мыслями и чувствами: во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано мне Тобою. Научи меня твердо и разумно действовать с окружающими. Никого не огорчить, никого не смутить. Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи мою волю. Научи меня молиться. Аминь.

Когда и кем впервые стала практиковаться Иисусова молитва? В каких древних памятниках зафиксированы наставления духовно умудренных подвижников о спасительности Иисусовой молитвы? И что именно говорили они? Были ли у практики призывания имени Христова противники? Этому посвящена работа известного французского богослова, специалиста по истории сирийского и коптского монашества Антуана Гийомона (1915–2000), перевод которой мы предлагаем нашим читателям.

Чтобы отыскать в египетской монашеской литературе подлинные и ясные свидетельства о практике Иисусовой молитвы, мы должны обратиться к более поздним работам, сохранившимся на коптском языке. Одной из главных является «Из добродетелей отца нашего праведного – великого аввы Макария» [6] . Мне хотелось бы проанализировать эти тексты, не удостоившиеся до сих пор должного внимания со стороны историков Иисусовой молитвы.

«Держись Того… Чье имя – сладость на устах всякого, Кто есть сама сладость»

Монаху, который приходил к Макарию исповедовать свои грехи, он давал следующее наставление: «Мужайся, сын мой. Держись Того, Кто не имеет ни возраста, ни происхождения; Кто пребывает вовек и не имеет конца; Кто есть пристанище тех, кто надеется только на Него, Чье имя – сладость на устах всякого, Кто есть сама сладость, совершенная жизнь, Кто владеет сокровищем неизбывной благодати; Господь наш, Иисус Христос; да будет Он твоей силой, твоей помощью, твоим прощением!» [7] . Постоянное призывание имени Иисуса есть вернейшее средство спасения. Об этом говорит и авва Аммон, советующий брату спасаться, усердно повторяя молитву мытаря. Мольба о прощении, крик о помощи здесь явно не выражены, но имя Христа расценивается как единственное, что может принести помощь и милость.

Следует заострить внимание еще на одном моменте: призыв имени Иисуса произносится с каждым выдохом

Призвать «спасительное» имя Иисуса – значит убедиться в присутствии, близости к нам Самого Спасителя, Который исцелит нас от телесных и душевных недугов.

Однажды Макарий пошел проведать некоего старого монаха, который по причине тяжкой болезни не вставал с постели. Этот старец имел склонность постоянно призывать «спасительное и благословенное имя» Иисуса. Макарий справился о его здоровье (или спасении; коптское слово имеет оба значения). Тот бодро ответил: «Я с усердием взыскую этот сладкий хлеб жизни – священное имя Господа нашего Иисуса Христа; и погрузился я в сладкий сон, и увидел явление Царя – Христа в облике назоретянина. Он трижды сказал мне: “Смотри! Это Я, и никто, как Я”. Тогда я проснулся в великом ликовании и забыл о своих страданиях» [9] .

Во всех этих текстах особо подчеркивается «сладость», которую испытывает тот, кто посвящает себя призыванию имени Иисуса Христа.

Однажды молодой монах спросил у Макария: «Отче, скажи мне, что такое сладость и что такое горечь?» (ср.: Иак. 3: 11). Макарий, используя красочное сравнение, ответил: «Говорят, что, когда мать опускает малыша на землю, она дает ему в руку что-нибудь сладкое, чтобы он не тащил в рот всякую гадость. Сравни это с грехом и наслаждениями; а сладость – это Господь наш Иисус Христос, Его благословенное имя, драгоценная жемчужина» [10] (ср.: Мф. 13: 45). Вдохновленный фразой из Послания апостола Иакова 3: 1, в другом месте он говорит: «Да не истечет из родника сокровищницы нашего сердца поток горькой воды [то есть дурных помыслов], но непрестанно будет происходить из него сладость, что есть Господь наш Иисус Христос» [11] .

Самым распространенным способом молитвы среди египетских монахов являлось meletê – «размышление»: под этим следует понимать непрестанное чтение Священного Писания sotto voce (вполголоса) и по памяти. Это упражнение давало им возможность исполнять сразу две обязательные заповеди: заниматься физическим трудом и непрестанно молиться: labora manibus tuis et ora Deum incessanter [12] . Иисусова молитва прекрасно подходит для этого способа моления.

Макарий ответил: «Нет помышления выше повторения спасительного и благословенного имени Господа нашего Иисуса Христа»

Однажды один брат попросил Макария объяснить ему следующий стих: «Помышления сердца моего да будут благоугодны пред Тобою» (Пс. 18: 15). Макарий ответил: «Нет помышления выше повторения спасительного и благословенного имени Господа нашего Иисуса Христа, постоянно в своем уме сохраняемого, как сказано: “Как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь” (Ис. 38: 14). Так и раб Божий – крепко держится за спасительное имя Господа нашего Иисуса Христа» [13] .

Почти во всех этих текстах, особенно в конце последнего процитированного отрывка, встречается выражение, на которое мы пока не обращали большого внимания: имя Иисуса есть хлеб, очень сладкая пища. Развивая эту мысль, в следующем тексте приводятся сравнения, которые хорошо описывают вид «размышления», состоящий в призывании имени Иисуса.

Один брат спросил Макария: «Какое самое лучшее занятие для монаха в его аскетической жизни?» Макарий ответил: «Блажен тот, кто непрестанно, с сокрушенным сердцем держится за благословенное имя Господа нашего Иисуса Христа, так как поистине в аскетических упражнениях нет ничего лучше, как эта благословенная пища, если ты вкушаешь ее беспрерывно, как овца пережевывает свою жвачку и ощущает ее сладость до тех пор, пока она не проникнет в ее сердце и, словно елеем, заполнит все ее внутренности. Посмотри, как радуется овца, наполненная сладостью той жвачки, что жует она во рту своем. Да дарует нам Бог подобным образом сладостный елей имени Своего!» [15] .

В другом очень красочном отрывке Макарий использует иное, еще более яркое сравнение: «Я помню, как в детстве, когда я жил в доме отца своего, заметил, что старые женщины и молодые девушки постоянно что-то жуют с тем, чтобы подсластить слюну и отбить дурной запах, исходящий изо рта, и таким образом увлажнить и освежить свои внутренности. Если этот предмет материи может дать столько сладости тем, кто его жует, насколько больше может дать пища жизни, источник спасения, родник живой воды, сладость самого сладостного – Господь наш Иисус Христос, от бесценного и благословенного имени Которого бесы исчезают, как дым, когда слышат его из наших уст. Это благостное имя, если мы непрестанно повторяем его и непрестанно размышляем о нем, просвещает разум, приводит в движение душу и тело, изгоняет все дурные помыслы из бессмертной души и открывает ей небесное и прежде всего Того, Кто выше всех, – Господа нашего Иисуса Христа, Царя царей, Властелина властителей, небесную награду тем, кто всем сердцем ищет Его» [16] .

Читайте так же:  Молитва на густые волосы

Эти тексты подтверждают давно установившуюся практику молитвы Иисусовой, но являются ли они подлинными высказываниями Макария Египетского – основателя монашеской жизни в Скитской пустыне? Если так, то они свидетельствуют о том, что Иисусова молитва была известна египетским монахам еще в IV веке.

Сборник «Из добродетелей святого Макария», в котором они сохранились, составлен из текстов разного происхождения. В нем встречаются изречения святого Макария, которые уже имеются в более раннем собрании «Apophtegmata» и поэтому претендуют на подлинность. Некоторые отрывки взяты из известных «Духовных наставлений», дошедших до нас под именем Макария, сирийское происхождение которых, однако, не подлежит сомнению. Тексты, относящиеся к Иисусовой молитве, невозможно отыскать где-то еще. Возможно, они относятся к более поздним текстам этого сборника.

В ходе раскопок в древней пустыне Келлий удалось найти длинное надписание Иисусовой молитвы на стене кельи

Эти литературные свидетельства того, что Иисусова молитва была известна и практиковалась среди египетских монахов в VII–VIII веках, подтвердились несколько лет назад новыми эпиграфическими данными. В апреле 1965 года в ходе раскопок в древней пустыне Келлий между пустынями Скит и Нитрия, хорошо известными по «Apophtegmata Patrum», нам удалось найти длинное надписание Иисусовой молитвы [21] . Эта надпись из 29 строк не датирована, но по археологическим данным и по найденным в соседних комнатах надписям мы смогли установить, что написана она между серединой VII века и серединой VIII века В ней содержится возражение, внушаемое бесами против Иисусовой молитвы: «Если будешь все время вопить: Господи Иисусе! – значит, ты не молишься Отцу и Святому Духу». На это следует ответить, что Сын неотделим от Отца и Святого Духа и тот, кто призывает Христа, молится в то же время Святой и Нераздельной Троице.

Это надписание нашли начертанным на стене комнаты, которая была молельней; в этой же комнате были и другие надписи, также подтверждающие, что монах, живший в этой келье, был пылким приверженцем Иисусовой молитвы: «Иисус Христос, спасительное имя!», «Господи Иисусе, помоги нам!» Этот монах определенно был не единственным в Келлии, кто занимался Иисусовой молитвой. Но то возражение, о котором говорилось выше, показывает, что в Келлии были и противники этой практики, которые утверждали, что это есть не более чем новомодное поклонение. Это противостояние, возможно, объясняет, почему в тех литературных источниках, которые мы проанализировали, рекомендации заниматься Иисусовой молитвой подкрепляются авторитетом великих святых – Макария Великого, его «римских» учеников и Антония Великого.

Силу не всегда надо побеждать силой. В скиту женского Покровского Тервинического монастыря недалеко от городка Лодейное Поле три немолодые уже монахини помогают двадцати наркоманам спастись от зависимости. Самой старшей сестре, матери Марии, уже за 90. Самая младшая из них — самая главная в скиту, матушка Силуана, ей 62 года. Какой секрет есть у этой женщины, благодаря которому она умудряется держать в трезвости и в относительной дисциплине двадцать здоровых татуированных мужиков?

«Я совершенно не представляла кто они, эти наркоманы, что они могут быть неуправляемы — рассказывает матушка. — Первого привели в храм во время службы. Я как раз должна была подавать кадило. Смотрю, а в дверях стоит такой амбал ростом под два метра, смотрит на меня. Я думаю, а вдруг и правда неуправляемый! Испугалась так, что и про кадило забыла». Этот самый амбал уже двенадцать лет не употребляет наркотики, у него жена, дети и свой бизнес, который позволяет ему обеспечивать скит, свою вторую семью. Матушка не простит у него, как у спонсора. Просит, как сына: «Солнышко, нам машинка нужна». «Приезжайте», — с радостью отвечает тот. Так в скиту появляется новый джип — «Патриот». Те, кто обрел в скиту возможность второй жизни, всегда будет благодарен. Матушке бывшие наркозависимые никогда не отказывают в помощи: стройматериалы, деньги, забота. Оказывается любовь может дать не только духовные, но и вполне материальны

Художник. Только картин не видно. Он их все раздаривает. Когда мы говорили о чем кто мечтает, он сказал, что уже не мечтает: «Намечтался. Вон куда меня мечты завели»

Дима исполняет послушание личного водителя матушки, хотя она и сама умеет водить. Эта «должность» обязывает быть в гуще событий епархиального масштаба. Но и подчиняться матушке приходится беспрекословно, а для свободолюбивого мужика это тяжело. Матушка с любовью отмечает Димину целеустремленность. У нее давно уже свой индивидуальный подход ко всем: «Все надо учитывать. Кто на героине сидел, того надо тормошить, а кто на амфетамине, того наоборот, сдерживать». Так вот, Димка сидел на амфетамине. Едем по трассе в два ряда. Дорога хорошая. Сплошная полоса. Впереди медленный грузовик. Молчим. Вдруг матушка отрывисто: «Дима, нет!» Я не сразу поняла, что «нет», а когда поняла, не удержалась и спросила, заглядывая Диме через плечо: «А что, хочется?». «Очень!», — азартно выпаливает он, и по тону понятно, каким усилием он заставил себя ехать за злополучным грузовиком. Дорога уходит вправо и из-за поворота по встречной полосе вылетает «девятка».

Диму матушка специально держит около себя, как еще не умеющего ходить ребенка, хотя он в скиту два года с перерывами, потому что иногда не выдерживал и уходил. «Конечно, бывает и такое, проживут месяц, а потом говорят «я все понял, я пошел» – рассказывает матушка. — Я уговариваю, но никогда не удерживаю: «Солнышко! Хочешь уехать – уезжай». Переживаю, конечно. Но что поделать, видать свое он еще не доел. Мы с ребятами молимся, строим храм, украшаем его, вот и все. Те, кто формально к этому относятся, уходят в мир. Иногда в мир иной». Каждый год из тех, кто побывал в скиту, умирает по одному человеку. Есть и победы. Есть пары, которые обвенчались и уже 12, 8, 6 лет не употребляют наркотики. Всего через скит прошло около двухсот человек за десять лет. Около сорока из них не употребляют наркотики больше шести лет. Но даже день трезвости — это уже победа. Как известно, «героин умеет ждать» и для того, чтобы найти смысл жизни, как реальность, которая может бороться с ним и другими монстрами, каждому нужен свой срок.

Работа в столярке

Срок в скиту учит молитве. Утреннее правило — для всех в скитском храме. Обязательно читают акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Замусоленные книжечки сами за ребят говорят об их усердии. «Отче наш» перед едой, вечером — вечернее правило в часовне «Умножение ума». После правила чин прощения перед сном, в котором есть такая тайна, что сторонний наблюдатель почувствует себя лишним. «Ну, уйдет человек. Волю человека господь свободной сделал. Был один парень. Так он ушел, а через некоторое время умер от передоза. Никто не знает суда Божьего, а я рада, что в скиту он хотя бы Отче Наш выучил», — говорит матушка.

Читайте так же:  Утренние молитвы старообрядцев
Монастырь, которому принадлежит скит, один из самых молодых в России. Монастырский храм над озером

«Так. Что мы сегодня делаем. Леша – ты с матушкой. Дима, во сколько нам выезжать нужно, что бы к десяти в Лодейке быть?»– Утром у матушки настроение рабочее. За завтраком идет «планерка» или раздача послушаний. Работают в скиту все. Даже престарелая мать Мария вяжет носки. Если работы нет, некоторые ее придумывают. Как например Вася. На Васином тракторе намотаны различные по толщине и фактуре тросы. «Вась, а зачем все эти тросы?» — Я пытаюсь его разговорить. У Васи сегодня праздник, выезд в лес. Там еще неделю назад застряли охотники. Вася все просил, просил матушку отпустить его на тракторе их вытащить, и вот только сегодня она разрешила. Видать без помощи скитского трактора уже не вытащили бы. «Да вот надо было себя занять, я и намотал. Вдруг пригодятся», — отвечает Вася, предвкушающий вылазку в неведомый лесной мир. Зимой работы мало, поэтому особенно тяжело. Только снег чистить да за отоплением смотреть. А сейчас, осенью, хоть отбавляй. Например, достроить новый просторный каменный гараж, вместо старого деревянного. На работу выползают даже те, кто в ломке.

Рабочая встреча на мосту

Через ломку проходят все. «У всех она проходит по-разному. – Рассказывает матушка, уже большой спец в этом деле. – Кто-то так перемогается и все, а кто-то очень болеет. Но, в общем, не понимаю, что с ней так носятся. Болезнь как болезнь. У нас все ребята «на сухую» ломаются и ничего. Мы же поддерживаем в этот момент. Он чувствует, что не одинок. Его навещают, пытаются как-то поднять с кровати. Говорят «давай, пойди чуть-чуть поработай, разомнись, легче станет». Все знают, как это бывает, что если молиться, то легче, а если все молятся за одного, то он вообще ломку может проболеть, как насморк. А вот через неделю после ломки становится ясно, что это только начало, что впереди сопротивление психологической тяге. Тянет наркота крепко, унынием, опустошенностью, злостью. И вот с этим справиться гораздо тяжелее. Тогда и уходят».

У монастырской купальни

Хмурое утро. Поездка в город за тазиками на кухню и камерой для колеса. Еще мы должны отвезти, а потом забрать от зубного врача насельницу скита Олю. Когда-то в скиту жили и девушки-наркоманки, но, по словам парней, «такой «Дом 2» начался», что матушка была вынуждена принимать только ребят. Оля — редкое исключение, потому что она «живет спокойно» и никуда не вмешивается. Матушка просит Диму высадить ее по дороге у типично провинциального магазина, где продается одновременно все, рядом с кафе. Она идет через лужи, подбирая подрясник, черные ленточки апостольника рвет карельский ветер. Я спрашиваю Диму: «Матушка что, покушать пошла?» «Да нет. Она в магазин… Ну там … Палочки для ушей… Ну всякое такое, — мнется он, но быстро находит нужные слова и расплывается в улыбке. – Она же женщина!» Не только Дима, но и многие парни, когда говорят о своей матушке, в первую очередь говорят слово «мудрая»: «Она такая мудрая женщина». По образованию матушка — технолог. Она лихо управляется с любой строительной задачей. Иногда спонтанно, как и любая женщина, в корне может изменить строительные планы, но эта черта только прибавляет ей «очки» в глазах парней, как бы позволяя им тоже иметь возможность снисходить к ее немощи и называть ее за глаза ласковым словом «матуся».

Последний инструктаж возле храма перед началом движения.

Серебрянный ручей – единственая остановка в пути.

Дожидаемся все отставшие машины, далее – только вместе.

Скит “Всех святых” в зеленом убранстве.

В чащобе леса видна келия архиерея.

Прибыли! Разгружаемся!

Встречал нас гостеприимный отец Пантелеимон.

Небольшие подарки и пожертвования для братии.

Рыбные консервы сразу отправляются в трапезную.

Первым делом все идем в храм скита…

…чтобы приложится к святыням храма…

… и приготовится к молебну. Отец Пантелеимон нам помогает.

Служится молебен всем святым в храме скита.

Проповедь настоятеля гарнизонного храма.

Духовное наставление иеромонаха Пантелеимона к паломникам.

Духовная беседа пастырей.

“Отец Пантелеимон, чем Вам надо помочь? Мы готовы”.

Ставится боевая задача для мужчин. Геннадий, староста гарнизонного храма -старший на этом участке работы.

И закипела работа.

Бери больше, еще больше, неси куда сказали…

А теперь водички с речки надо принести.

Вот так братия доставляет воду в скит – в канистрах на тачке.

Ну, а женщины пошли в поля.

Ставится задача для женщин. Старшая на этом участке работы матушка Ирина вникает в задачу – надо прополоть.

И закипела на поле работа…

…не поднимая головы.

Чуть позже присоединились и мужчины.

Трава и сорняки трепещите! За дело взялась молодежь!

И настроена она на прополку решительно!

Вот уже и грядки картофеля и клубники просматриваются.

После окончания работы на поле небольшая экскурсия по окрестностям. Экскурсовод – отец Пантелеимон.

Отец Пантелеимон лично поливал воду на руки каждому паломнику. Как здесь не вспомнить Господа нашего, когда Он омывал ноги своим ученикам.

Трапезная скита готовится к приему паломников.

Кушать подано! Пожалуйте за стол!

Знакомимся с кисой, хозяйкой трапезной. Тоже гостеприимна!

А это – соседская Найда, сопровождала нас везде.

Духовная беседа, как ее не хватает в жизни!

“Отец Пантелеимон, подскажите…”.

Достопримечательность скита – колокольня храма.

На колокольне побывали абсолютно все паломники.

Забраться на колокольню довольно легко, а вот спуститься…

Молодежь на колокольне.

Эй, там внизу… .Вид сверху вниз.

Отец Пантелеимон с паломниками гарнизонного храма.

Братское лобзание перед раставанием.

Батюшка Пантелеимон провожал нас до машин.

Молитва за людей, живых и усопших – важнейшее дело монаха. В Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре испокон века принимали записки с просьбой помянуть родных и близких от богомольцев, преодолевших сложный путь до Валаама по неспокойным водам Ладоги. Сегодня заказать поминовение можно, не совершая путешествия на Северо-Запад России. С помощью сети интернет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для всех интересующихся раскрываем путь, который совершает каждая «электронная записка», присланная в Валаамский монастырь.

Всё начинается на сайте valaam.ru , официальном электронном ресурсе Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здесь важно отметить, что в интернете появились сайты-подделки, предлагающие заказать поминовение на Валааме. Им не стоит доверять.

На сайте монастыря в разделе “Поминовения” надо заполнить форму:

  • выбрать вид поминовения (на Проскомидии или за чтением Неусыпаемой Псалтири, на молебне или Панихиде) и срок (1 день, 40 дней или год)
  • вписать имена в родительном падеже (КОГО? Сергия, Антония, Алексия, Евгения или Фотинии, Татианы, Наталии, Александры),
  • указать электронный адрес, на который будут приходить уведомления о статусе пожертвования и о начале и окончании чтения записки.
  • оформить записку

В имена допускается вводить только буквы, без пробелов и знаков препинания. Пометку к имени (младенца, воина, иерея и т.д.) можно выбрать из списка рядом с именем.

Рекомендуемая сумма пожертвования высчитывается автоматически, исходя из введенных параметров. Для разовых поминовений Вы имеете возможность изменить рассчитанную сумму. Подробнее

Каждые сутки в 01:30 компьютерная программа автоматически формирует списки, которые утром распечатывают.

Самая «популярная» неточность при оформлении записки — неправильно выбранный падеж (особенно это касается парных имен): «Иногда возникает интуитивное сомнение: Александра это мужское имя в родительном падеже или женское в именительном? Хорошо, когда в записке несколько имен. Если Иван, Петр и Александра, то понимаешь – женское, а если Ивана, Петра, Александра – то мужское. Иногда пишут имена в дательном или предложном падежах.»
Читайте так же:  Молитва Св алексею мечеву

Иногда в тупик ставят имена, не существующие в святцах, типа Роберт, Янис, Бэлла, Эвелина. Здесь приходится уточнять у подавшего записку, являются ли носители имени православными христианами. Бывают случаи, когда при Крещении человеку почему-то оставили неправославное имя, данное при рождении. Тогда это имя должны поминать в храме, потому что носитель его является членом Церкви. В таком случает после имени лучше подписать: (крещ.- то есть крещенный) – это будет понятным всем знаком, что человек крещен в Православии.

Если кто-то не является по Крещению православным, то за него можно и нужно (!) молится. Но только келейно. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частиц из просфоры. Эти частицы символически изображают живых и усопших, о которых молятся. Они переносятся на Святой Престол и в завершении Божественной Литургии опускаются в чашу с Кровью Господа Иисуса Христа. Так что поминаемые как бы причащаются Крови Христовой. А к Святому Причастию ни атеисты, ни иноверцы, ни «абстрактно» верящие в «Бога в душе» не допускаются.

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение.

пишет святитель Афанасий (Сахаров)

«Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва», — говорит святой Кирилл Иерусалимский. «Не напрасно установили апостолы», – говорит святой Златоуст, – «чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы.»

В поданной записке любую ошибку, неточность или спорный момент можно исправить. Лишь бы приславший её верно указал адрес электронной почты для обратной связи. Это особенно важно в случае повторного обращения. К примеру, если подавалась записка с просьбой молитвы о здравии на год, а человек, спустя несколько месяцев, скончался. При повторном обращении требы переделывают на заупокойные. Достаточно найти письмо-извещение от Валаамского монастыря о включении имени в синодики, которое получает каждый после заказа треб. По номеру, указанному в нём, можно найти нужное имя.

Распечатанные записки с именами передают в руки иеродиакона Евдокима, который ведает книгами синодиков (“синодик” – греческое слово, русский эквивалент – “помянник”). Под его руководством братья старательно, вручную, как и века назад, вписывают имена из электронных записок в толстые тетради или папки с большими листами. А отец Евдоким указывает число, до которого будут поминать записанных: не строго сутки в сутки, но суммируя дни с запасом.

Одни синодики отправляются в храм, где раздаются братии для поминовения во время богослужений. Другие – тоже в храм, только не в большой монастырский собор, а в маленькую уютную церковь Валаамской иконы Божией Матери и домовую церковь в Никольском скиту, где читается Неусыпаемая Псалтирь.

Поминовение на Проскомидии особенно впечатляет во время холодных сезонов, когда день короток. В большом пространстве тёмного храма, освещённом несколькими лампадками, вдруг тут и там зажигаются свечи, огонь которых выхватывает из темноты лица, склонившиеся над тетрадями. Священник служит, хор поёт, чтец произносит молитвы и псалмы, а стоящие в храме поминают живых и усопших. И так каждый день.

Чтение Псалтири происходит иначе. В маленьком храме на нескольких аналоях, стоящих рядом, разложены папки со списками имён и книга псалмов. В тишине звучит только один голос: чередной молится, а посторонним беспокоить его не разрешается. Но в момент чтения он не одинок. Уподобляясь псалмопевцу Давиду, он предстоит перед Богом, вознося Господу слова молитвы и испрашивая милости для поминаемых рабов Божиих. Чередной меняется каждый час или два.

Помимо поминовений, указанных на сайте, записки с именами также раздаются священникам, служащим молебны у раки преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, а также у мощей преподобного Антипы Валаамского, у чудотворных икон Божией Матери «Валаамская» и «Всецарица», списка чудотворной иконы из монастыря Ватопед, написанного специально для Валаамской обители.

Для тех, кто смущается подавать записки о поминовении «через компьютер», напомним, что просьба о молитве посредством «современных информационных технологий» – изобретение не нашего века.

Самой яркой иллюстрацией служит факт из жизни Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Люди, не имевшие возможности лично подать записки с просьбами помолиться о родных и близких, посылали «всероссийскому батюшке» письма, а в случае срочной нужды – телеграммы. Посланий было так много, что для них пришлось открыть отдельное почтовое отделение, поскольку в потоке сообщений, адресованных праведнику, стали теряться письма, адресованные кому-то другому. Каждое утро в Андреевский собор приносили полные корзины телеграмм, записок и писем. Прочесть все не было сил даже у отца Иоанна. Поэтому, устав, он клал на бумажные стопки руку и молился, чтобы Господь помиловал, исцелил, укрепил и исполнил благие просьбы писавших.

На «старом» Валааме летом на престольный праздник преподобных Сергия и Германа съезжалось так много паломников, что верхний Преображенский храм, рассчитанный на 4 тысячи человек, не мог вместить молящихся. К слову, после восстановления монастыря в наши дни такого количества людей в Валаамском храме еще не собиралось.

В позапрошлом столетии, чтобы принять от паломников записки «за здравие» и «за упокой», выставляли столы рядами. За ними вставали все братья, знающие грамоту, вооруженные бумагой, перьями и чернильницами, и писали, писали, писали просьбы о поминовении. Записки исчислялись не количеством, а мешками да корзинами.

На день чествования святых основателей Валаамской обители паломники съезжались не только из столицы и ближних мест, но из разных губерний Российской империи. Благо летом в монастырь можно было попасть водным путём. Зачастую, родственники и соседи снабжали паломников деньгами и записками с именами своих близких. Так что многие везли на Валаам длинные списки имён. В молитвах валаамских насельников поминались тысячи и тысячи людей, живущих на территории огромной империи. А также их усопшие родные.

И сегодня те, кто смог приехать на Валаам в качестве паломников, везут записки, переданные родными и друзьями, соседями, коллегами по работе. Так что в лавке монастыря летом, когда каждый день приезжает до полутора-двух тысяч человек, работают по трое и четверо.

В следующей части мы расскажем о том, как молится монах, о чём просят люди и что делать, когда Бог не отвечает.

Поскольку монастырь – это особый мир, людям мирским, приходящим в него на время, необходимо знать основные правила поведения.

В монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно ему следуют. Чтобы выйти из монастыря, тоже следует попросить благословение.

При работе следует терпимо относиться к немощам того, кто работает рядом, стараться не раздражаться и тем более не оскорблять других. Выполняя послушание. Важно помнить, что этот труд, взятый на себя добровольно, не может и не должен восприниматься как обычная работа, которую надо поскорее выполнить и освободиться. Согласно православному учению, монастырское послушание есть совершаемый во славу Бога телесный подвиг; который сторицей окупится благодатной Божьей помощью и защитой. Эта мысль, подкрепляемая внутренней молитвой, поможет со смирением перенести всякое искушение, которое может возникнуть при выполнении послушаний.

Читайте так же:  Молитва Господу о защите от колдовства

Перед тем как начать есть, в трапезной совершается общая молитва: поют «отче наш», а заключительное крестное знамение и благословение пище дает старший (по возрасту, положению и пр.), на что все отвечают: «Аминь». В монастыре нужно довольствоваться той пищей, которая предлагается. Употребляют её только на общей трапезе. Садясь за стол, стараются соблюдать порядок старшинства. За столом принято молчать и внимательно слушать чтение. Порядок трапезы в разных монастырях может различаться.

● Богослужение

Мера усердия в молитве и посещении монастырских богослужений зависит от степени духовной подготовленности каждого. Насельникам монастыря нельзя опаздывать на богослужение. Что касается трудников и паломников, опоздание на службу, равно как и присутствие или неприсутствие на ней – личное дело каждого. По православному мировоззрению, в монастыре другой, неземной контроль. «хозяева» обителей – те святые, которые основали в свое время тот или иной монастырь. Они видят жизнь каждого в обители и молятся за то, чтобы насельники стали настоящими монахами, а паломники – настоящими христианами.

При взаимной встрече приветствуют друг друга не рукопожатием, а поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)».

В ответ нужно сказать: «Спаси. Господи», В чужие кельи не ходят, разве только по поручению духовника или настоятеля. Перед входом в келью следует произносить молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: « Молитвами святых матерей наших…»). Ответ из-за двери «аминь» означает разрешение войти в келью. В дни праздника пасхи молитва входа в келью, равно как и все другие приветствия, звучит пасхальным «Христос воскресе!», на что отвечают «Воистину воскресе!»

● Соблюдение благочестия

В монастыре недопустимо сквернословить, курить, распивать спиртные напитки. Следует стараться избегать шуток, вольного обращения, смеха; без ропота довольствоваться условиями быта. В разговорах лучше не вспоминать про мирскую жизнь, а если говорить иногда о ней, то в целях назидательных и душеполезных, но лучше в монастыре молчать и молиться.

Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, немалое значение имеют и другие молитвы, и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила. И все-таки именно Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а это Богу только и нужно.

Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека, всегда творящего эту молитву, сила Божия сохраняет невредимым от вражеских сетей. Когда же человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: «Отверзите мне врата правды» ( Пс.117:19 ). И вот враг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и так далее, а если этого нет, то она только прогневляет Бога. Некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу.

Начинающий Иисусову молитву подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и надевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, может быть, и в университет пойдет. Но вот проходят искушения первого же урока, например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит: «Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, глядишь, вызовут. Лучше скажись больным да посиди дома». Если же у ученика есть состоятельные родственники, то тут искушений еще больше, тот же соблазняющий голос говорит: «У тебя дедушка и дядюшка богатые, чего тебе учиться, у них погости». Слушает эти речи гимназист, перестает учиться, теряет зря время, а через несколько лет вырастает никуда не годный балбес. Время ушло, какое тут учение – и исключают его из гимназии. Так и с молитвой может случиться. Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления, но все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело.

В бытность в Оптиной известного старца отца Льва один инок, двадцать два года проходящий Иисусову молитву, впал в уныние – вроде как бы не видел никаких благоприятных результатов своего труда. Он пошел к старцу и высказал ему свое горе.

– Вот, отче, двадцать два года совершаю я Иисусову молитву и не вижу никакого толка.

– А какой же ты хочешь видеть толк? – вопросил старец.

– Как же, отче, – продолжал инок, – я читал, что многие, совершая эту молитву, стяжали духовную чистоту, имели дивные видения, достигали полного бесстрастия. А я, окаянный, искренне сознаю, что я самый великий грешник, вижу всю свою скверну и, размышляя о сем, идя по дороге от монастыря к скиту, часто трепещу, чтобы не разверзлась земля и не поглотила бы такого нечестивца, как я.

– А ты видел когда-нибудь, как матери держат на руках своих детей?

– Конечно, видел, отче, но как это ко мне-то относится?

– А вот как. Если ребенка потянет к огню и он даже будет плакать из-за этого – позволит ли мать обжечься ребенку? Конечно, нет, она его унесет от огня. Или вышли вечерком женщины с детьми воздухом подышать, и вот один младенец потянулся к луне и плачет: дай ему ее поиграть. Что же делать матери, чтобы его утешить? Нельзя же дать ему луну. Она его в избу унесет, в зыбку положит, покачает: «Нишкни, нишкни, молчи!» Так и Господь поступает, чадо мое. Он благ и милостив и мог бы, конечно, дать человеку какие угодно дары, но если этого не делает, то для нашей же пользы. Покаянное чувство всегда полезно, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно погубить его. Человек может возгордиться, а гордость хуже всякого порока: гордым Бог противится. Всяк дар надо выстрадать. Конечно, если царь просто так, от своих щедрот, преподносит дар, то нельзя, отказавшись, бросить его ему в лицо обратно; надо принять с благодарностью, но и стараться употреблять с пользою. Бывали случаи, что великие подвижники, получив особые дарования, за гордость и осуждение других, не имеющих таких даров, ниспадали в глубину погибели.

– А все-таки хотелось бы от Бога гостинчика, – продолжал инок, – тогда и трудиться было бы и спокойнее, и радостнее.

– А ты думаешь – это не милость Божия к тебе, что искренно сознаешь себя грешником и трудишься, совершая молитву Иисусову? Продолжай поступать так же, и если Господу будет угодно, Он даст тебе и сердечную молитву.

Через несколько дней после этой беседы по молитвам отца Льва совершилось чудо. В один воскресный день, когда тот инок по послушанию подавал пищу братии и, ставя миску на стол, произнес: «Приимите, братия, послушание от меня, убогого», он почувствовал в своем сердце что-то особенное, точно какой-то благодатный огонь вдруг подпалил его. От восторга и трепета инок изменился в лице и пошатнулся. Братия, заметив это, поспешили к нему.

Читайте так же:  Молитва Матроне о здравии новорожденного

– Что с тобой, брат? – спрашивали его с удивлением.

– Да, верно, угорел, помогите мне, Господа ради, дойти до моей келлии.

Его проводили. Он лег и совсем забыл о пище, забыл все на свете и только чувствовал, что сердце его пламенеет любовью к Богу, к ближним. Блаженное состояние! С тех пор молитва его стала уже не устной, как прежде, а умно-сердечной, то есть такой, которая никогда не прекращается и о которой Священное Писание говорит: «Аз сплю, а сердце мое бдит» ( Песн.5:2 ). Впрочем, не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой. С ней и умирают, не ощутив восторгов сердечной молитвы, но и таким людям не следует унывать. Для них духовные восторги начнутся в Будущей Жизни и никогда не кончатся, а будут увеличиваться с каждым мгновением, постигая все больше и больше Божии совершенства, в трепете произнося: «Свят, Свят, Свят».

Из Жития преподобного Пимена Великого 1 известен такой случай. К нему пришла однажды его мать из далекой Африки и хотела его увидеть. Когда об этом сообщили преподобному, то он ответил:

– Как же нет, – возразили ему, – эта приехавшая женщина убедительно говорит, что она твоя мать.

– У меня нет матери, – повторил святой, – но все равно спросите мою мать, желает ли она меня видеть.

– Странный вопрос, отче, если бы она не желала тебя видеть, то не предприняла бы такое путешествие.

– Нет, спросите ее, где она желает меня видеть, в этой жизни или в будущей?

Когда это передали матери святого Пимена, она поняла его значение и ответила: «Желаю свидеться с моим сыном в Будущей Жизни», и ушла обратно. Этот случай очень назидателен. Может быть, если бы мать настояла на том, чтобы непременно увидеть сына, она не увидела бы его в Будущей Жизни. Когда же ее великий сын обещал с ней увидеться за гробом, то этим обещал ей вечное спасение.

Отсюда можно сделать и такой вывод: совершая Иисусову молитву, мы можем не ощущать святых восторгов в этой жизни, но зато в полной силе ощутим их в будущей. Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени.

Первая ступень – молитва устная, когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства – заодно. Тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва все совершается.

Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий. К нему однажды пришел для назидания один инок. В разговоре Марк спросил: «Есть ли у вас теперь такие молитвенники, которые могут и горы передвигать?» Когда он это говорил, гора, на которой они были, содрогнулась. Святой Марк обратился к ней, как к живой: «Стой спокойно, я не о тебе говорю».

Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только Ангелы и которая дается, может быть, одному из всего человечества.

Покойный батюшка отец Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он отделялся от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последнее время батюшка был болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келлии. Однажды совершали всенощную. Батюшка, как всегда, полулежал. Один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой – позади батюшки. Вдруг он видит, что отец Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и молится в воздухе. Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу и келейники пошли к себе, то один сказал другому.

– Видел, что батюшка отделился от кровати и молился на воздухе.

– Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется.

Хотели они спросить о том отца Амвросия, да побоялись: старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет, бывало, палку, стукнет любопытствующего и скажет: «Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь?» – и больше ничего.

В настоящее время в Кавказских горах спасается отец Иларион. Жил он сначала в общежительном монастыре на Афоне, а теперь все оставил и служит Богу в подвиге пустынничества. С ним живет еще молодой (30 лет) монах – отец Венедикт. Ему даны старцем некоторые поручения и среди прочего – узнать, как в монастырях совершается молитва Иисусова. Он объездил многие монастыри (мужские и женские) и пришел к печальному выводу. Эта необходимейшая молитва почти всюду оставлена, особенно в женских монастырях. Исполнители ее кое-где, как свечи, догорают. Прежде молитву Иисусову проходили не только монахи, она была обязательна и для мирских (например, известный исторический деятель Сперанский 2 , издатель законов, упражнялся в творении Иисусовой молитвы и был всегда радостен, несмотря на многоразличные труды свои).

Теперь даже монахи недоверчиво относятся к этому подвигу. Один, например, говорит другому:

– Да отец Петр начал совершать Иисусову молитву.

– Неужели? Ну, верно, с ума сойдет.

Есть пословица: нет дыма без огня. Действительно бывали случаи, что и с ума сходили люди, но отчего? Да брались за эту молитву самочинно, без благословения, и, начав, сейчас же хотели попасть в святые, лезли на Небо напролом, как говорится, ну и срывались. (Отец Венедикт недавно был в Оптиной, уехал после Преображения Господня. С батюшкой Варсонофием он вел продолжительные беседы и на вопрос об Иисусовой молитве получил ответ: «Все рабы Божии – и в монастыре, и в скиту – проходят молитву Иисусову, только трудовую, то есть первой ступени».) Впрочем, и на этой ступени есть до тысячи градаций, и проходящие эту молитву поднимаются, так сказать, с одной линейки на другую. Но человек не может определить сам, на каком уровне он стоит. Считать свои добродетели было бы фарисейской гордостью. Надо считать себя стоящим ниже всех и стремиться получить от Господа те дары, которые несомненно несет с собой Иисусова молитва, – это покаяние, терпение и смирение.

Преподобный Пимен Великий († ок. 450 г.; пам. 27 августа) – египетский подвижник.

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) – советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа.

Поделиться ссылкой на выделенное

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитва в скиту
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here