Молитва всенощное бдение

Подробное и точное описание: Молитва всенощное бдение - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа» изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены (закрыты) вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма «Блажен муж» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение «Господи, воззвах» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Святая Церковь учит нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего — о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва «Ныне отпущаеши» (см. стр. 45) повествует о сретении (встрече) праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва «Богородице Дево, радуйся» (см. стр. 44) напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек.

Шестопсалмие — плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение «Бог Господь и явися нам» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов «Хвалите имя Господне» Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари «Ангельский собор» напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам.

По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: «Воскресение Христово видевше. » (см. стр. 44). Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.

Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы (см. стр. 45), составленный из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46—55, 68—79). Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении «Честнейшей» церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части — проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение».

Читайте так же:  Молитвы на покров на замужество

На литургии оглашенных песнью «Единородный Сыне» изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего выход Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» — три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с приклоненной головой.

На литургии верных великий вход символизирует выход Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах совершается в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в преуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с приклоненной головой и при словах «И всех вас, православных христиан» говорить про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В конце поминовения надлежит говорить про себя: «Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем».

Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры (см. стр. 43) в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры. Пение Символа веры совершается всем народом. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. » следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства святой Евхаристии — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием и по окончании пения «Тебе поем. » при словах «и молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш» надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения «Достойно есть» (см. стр. 44) (или другой священной песни в честь Богородицы — задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника полагается поклон. При словах «И всех, и вся» совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения молитвы Господней «Отче наш» (см. стр. 43) следует изобразить на себе крестное знамение и положить поклон.

При возгласе священника «Святая святым» земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время воспоминается Тайная Вечеря и последняя беседа Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, что означает явление Господа Иисуса Христа по Воскресении Своем, при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон.

К святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним богослужением, прочитать три канона (Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю) и последование ко святому Причащению, попоститься не менее трех дней (о мере поста можно посоветоваться со священником) и ничего не есть и не пить начиная с двенадцати часов ночи.

Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правую на левую). Возле чаши не крестись, чтобы случайно не толкнуть ее. Подходи к чаше с великим благоговением и страхом Божиим, четко и внятно произноси свое имя и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши. Затем отойди к столику запить Причастие теплотой. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар святого Причащения: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!». После причащения выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника «Всегда, ныне и присно и во веки веков» полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников — поясной поклон с крестным знамением.

По окончании литургии подойди приложись ко кресту, который дает священник. После целования креста поцелуй руку священника.

Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощного бдения. Главные его части — великая вечерня и утреня.
В самом начале великой вечерни воспоминается жизнь наших прародителей Адама и Евы в Раю. Находясь в этом прекраснейшем месте, наслаждаясь красотами Рая и величием сотворенного Богом мира, наши прародители в восторге приносили свои молитвы и благодарение Богу. В то блаженное время люди беседовали с Богом лицом к лицу, так как были безгрешны.

Читайте так же:  Как почистить квартиру молитва

Символом этого являются открытые перед началом богослужения Царские врата. В воспоминание самого начала сотворения Богом мира (когда Дух Божий, подобно кадильному дыму, окутывал первозданную землю, оживотворяя еще не устроенный мир) священник кадит алтарь, а затем, воздав славу Живоначальной Троице, выходит из алтаря и кадит храм, что символизирует время, когда сам Бог был близок к людям. Хор поет избранные стихи 103-го псалма, изображающие величественную картину мира и прославляющие Творца: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu…».

Бог дал человеку свободу, чтобы он свободно выбирал только добро. Но человек послушался завистливого и лживого совета диавола и отказался от общения с Богом. После этого человек уже не мог оставаться в Раю. Бог изгнал его из Рая и поселил на обедневшей и оскудевшей земле. Однако милосердный Творец, по Своей неизреченной любви, обнадежил человека обещанием Спасителя. Началась скорбная история человечества на земле — история покаяния, исправления, постепенного возвращения заблудших детей к своему Небесному Отцу.

Церковь напоминает нам эти события дальнейшим ходом богослужения. Царские врата закрыты. Пред ними, как пред затворенным Раем, диакон произносит великую ектению (ектения — по-гречески: усердие, прилежное моление), в которой испрашивается помощь Божия грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. После каждого прошения ектении хор от лица молящихся воспевает: «Господи, помилуй». Затем хор поет избранные стихи из 1-й кафизмы (кафизмами называются части, на которые разделена Псалтирь), говорящие о жизни праведных и неправедных: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… и путь нечестивых погибнет… Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом… Блажени ecu надеющиися Нань…» (Пс. 1, 1, 6; 2, 11-12).

Ветхозаветные праведники жили надеждой на обещанного Спасителя. Ветхозаветное богослужение с его жертвами было напоминанием Божия обещания, прообразом будущей великой Жертвы, когда Сам Сын Божий, будучи Богом, станет Человеком, придет к людям, чтобы спасти их, и Своей праведной жизнью, Своей победой над смертью, Своим Вознесением к Богу Отцу примирит человека с Богом и станет как бы новым Прародителем для падшего человечества, желающего вернуть себе общение с Творцом.
Продолжение всенощной говорит об этих надеждах. Хор поет стихи псалма, полные скорбной мольбы: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» (Пс. 140). Каждение, совершаемое диаконом в это время, означает жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а также наши молитвы к Богу. Стихи Псалтири начинают чередоваться со стихирами — песнопениями, посвященными празднику. При пении последней стихиры — догматика, говорящего о тайне Воплощения Спасителя, —священнослужители выходят с кадильницей из боковых дверей алтаря и через Царские врата входят в него. Выход священника из алтаря символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей, Его проповедь, вольные страдания, крестную смерть и сошествие во ад, а вход в алтарь — воскресение и вознесение на Небо.

Далее следует пение прокимна и иногда чтение из Священного Писания, после чего — две ектении. В большие праздники бывает лития — усердное моление, совершающееся вне храма или в его притворе.Выход священнослужителей из алтаря символизирует изгнание Адама из Рая и выражает наше смирение пред Богом и желание того, чтобы для нас открылись врата Небесные и благоутробие Божие.
По окончании литии хор поет несколько стихир и молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (молитва святого Симеона Богоприимца). После молитвы «Отче наш» архангельским приветствием«Богородице Дево, радуйся» прославляется Божия Матерь или же, особым песнопением, празднуемое событие. (В праздники бывает освящение хлебов, пшеницы, вина и елея). Завершается вечерня 33-м псалмом и благословением священника. Последние молитвословия вечерни подводят нас к новозаветным событиям, воспоминаемым на утрене,— второй части всенощного бдения.

Утреня начинается ангельским славословием, воспетым при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Затем читается шестопсалмие — шесть избранных псалмов, изображающих и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, отягощенной грехами и удалившейся от Бога.

По прочтении трех псалмов священник выходит из алтаря и, стоя перед закрытыми Царскими вратами, читает 12 утренних молитв, испрашивая благословения Божия на предстоящий день. После шестопсалмия и великой ектении диакон торжественно возглашает:«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» и еще несколько избранных стихов 117-го псалма — и хор повторяет вслед за каждым из них первый стих, возвещающий нам о явлении Спасителя. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Стихи псалма «Исповедайтеся Господеви…», произносимые при пении «Бог Господь…», изображают полную страданий земную жизнь Спасителя.

Далее поется тропарь праздника и читаются кафизмы из Псалтири. Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части («Славы»), после прочтения каждой из которых поется малое славословие (отсюда и название — «Слава»).
Кафизма в переводе с греческого означает «сидение»; во время чтения кафизм можно сидеть, но во время малого славословия надо встать.
На всенощном бдении читаются две кафизмы, и после каждой бывают малая ектения и седальны — краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.

По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть всенощного бдения — полиелей, что значит «великая милость» или «обилие масла, елея». При возжжении всех светильников священник исходит из алтаря, как Ангел, исшедший из пещеры гроба Господня возвестить о Воскресении, и совершает каждение храма. Каждение, сопровождающее и многие другие важные части богослужения, знаменует собой и наши молитвы, устремленные к Богу с вниманием и усердием, и благодать Святого Духа, осеняющую нас. Когда же священнослужитель кадит верующих, они отвечают наклонением головы.

Хор поет стихи 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…», а под воскресенье также воскресные тропари о явлении женам-мироносицам (ученицам Господа) Ангелов, возвестивших о Воскресении Спасителя из мертвых: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему, Спасе, рыдающыя…». И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16:2-6).
В праздники и дни памяти святых поется величание празднуемому событию или святому.

Читайте так же:  Молитва для выигрыша в конкурсе

После пения установленных псалмов и тропарей или величания читается отрывок из Евангелия, относящийся к воспоминаемым событиям. После чтения Евангелия под воскресные дни бывает пение всеми верующими торжественной песни «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному…»
Евангелие полагается на аналой для поклонения и целования верующими в память явления ученикам Воскресшего Учителя и их радостного и благоговейного поклонения Спасителю. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). В праздники выносится праздничная икона.

Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Вечером, перед праздниками либо воскресными днями, в церквях служится всенощная. По-церковному, день начинается с вечера. Данное богослужение имеет прямое отношение к празднику либо к воскресению.

Господь часто молился по ночам. Апостолы, в подражание Христу — тоже. Всенощное бдение совершалась первыми христианами. Они часто ходили на ночные молитвы. В древние века всенощные были очень долгие — они длились целую ночь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Начало вечерни в церквях — около четырёх часов вечера. Молитвы и песни относятся к ветхозаветному периоду, они готовят прихожан к утрени, где отражается новозаветная история. Ветхим Заветом предваряется и предвозвещается Новый. Каждый ветхозаветный человек жил в ожидании прихода Мессии.

Содержание вечерней службы относит нас к сотворению мира. Производится каждение алтаря, знаменующее Божию благодать. Этим символизируется Святой Дух, носившийся при сотворении мира (Бытие).

Диакон призывает «Востаните!» и просит благословение иерея на начало богослужения. Батюшка, у престола, возглашает: «Слава…». Под пенье псалма, о создании Господом мира, совершается кажденье церкви и прихожан. Оно символизирует Господню благодать, имевшуюся у Адама с Евой, когда они блаженствовали и общались с Создателем. Рай был открыт.

В воспоминание об этом, Царские врата открыты. Согрешив, люди получили следующее: ушла безгрешность, исказился их образ и закрылись двери в Рай. Их изгнали, они безутешно рыдали. Диакон стоит у Царских врат, как Адам пред воротами после совершения греха. После изгнания из рая у людей возникли болезни и несчастья. Об избавлении от них и о прощении грехов мы молим Господа.

Дьяконом произносится великая (мирная) ектения. После неё поётся и читается первая кафизма: “Блажен муж…”. Дорога в рай — желание быть со Христом, избежание греховных поступков. Начальная кафизма Псалтири напоминает о безгрешном Христе.

Стихиры сочетаются со Псалтирью покаянного характера. Идёт каждение всей церкви. «Да исправится молитва моя…», — люди, внимающие глубокому смыслу, вспоминают свои грехи и каются.

Название стихиры, посвящённой Пречистой Богородице – Богородичен или догматик. Там раскрыто учение Церкви о воплощении Господа от Пречистой Марии.

Согрешившие люди отошли от Христа, но Он не оставил их. Прародители раскаялись, после этого обретена надежда. Её символами служат распахнутые Царские врата и совершение входа. Дьякон, начертывает кадилом изображение креста и произносит: «Премудрость, прости!», призывая ко вниманью. Клирос поёт «Свете Тихий», ведь Христос сошёл к людям в тихом свете. После прокимна звучат ектеньи.

Далее следует лития. Благословляют пять хлебов, вино и елей — в память Евангельского насыщения Господом (5 тысяч наелись 5-ю хлебами). Во времена, когда всенощная была на всю ночь, христианам было нужно подкрепить силы.

После литии поют «стихиры на стиховне». Потом — пение «Ныне отпущаеши»: от лица праведника Симеона, много лет ждавшего Спасителя и принявшего Богомладенца на руки. Все ветхозаветные люди верили и ожидали пришествие Христа.

Вечерняя заканчивается песнью о Невесте Неневестной: «Богородице Дево», которую растило тысячи лет ветхозаветное человечество. Наиболее смиренная и безгрешная Дева была и есть единственной из земных женщин, оказавшейся достойной стать Божьей Матерью. Заканчивается вечерня словами иерея, благословляющего людей.

Утреня посвящается воспоминанию событий, происходящих во дни Нового Завета. Вначале чтец читает шесть псалмов, начинающихся со: «Слава в Вышних Богу…». Эту песнь пели Ангелы, когда родился Спаситель. Она посвящена ожиданию Христа и являет собой образ вифлеемской ночи, когда во плоти явился Господь, и образ тьмы, в коей пребывало человечество до Его пришествия.

В воспоминание этого погашают свечки. Батюшка, посредине шестопсалмия, у Царских врат читает молитвы. После ектеньи, диаконом возглашается: «Бог Господь, и явися нам…». Речь идёт об исполнении пророчеств о приходе Христа. Затем сразу — чтение Псалтири.

Наиболее торжественный момент всенощного бдения — полиелей (по-гречески — “многомилостиво”). Звучат строки псалмов, там без устали воспевается милость Божия: яко в век милость Его! Благодаря созвучности, “полиелей” временами переводится “обилие елея” — милости Господней.

Царские врата открыты, зажжены светильники, совершается полное каждение церкви. Поют «Ангельский собор» о воскресеньи Христа. На препраздничных службах — величание празднику.

Евангелие. Накануне воскресения — воскресный отрывок. После отрывка из Евангелия, на воскресных всенощных поётся «Воскресение Христово видевше». Люди целуют Евангелие (накануне праздника — целуют святой образ). Иерей крестообразно помазывает им чело освящённым елеем.

Этот священный обряд служит символом милости Господа к Его чадам. С маслиной сравнивается праведник в Псалтири. С давних времен, елей символизировал радость и знаменовал благословенье Божье.

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа» изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Читайте так же:  Молитва которую должен знать каждый православный

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены (закрыты) вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма «Блажен муж» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение «Господи, воззвах» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Святая Церковь учит нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего — о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва «Ныне отпущаеши» (см. стр. 45) повествует о сретении (встрече) праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва «Богородице Дево, радуйся» (см. стр. 44) напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек.

Шестопсалмие — плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение «Бог Господь и явися нам» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов «Хвалите имя Господне» Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари «Ангельский собор» напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам.

По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: «Воскресение Христово видевше. » (см. стр. 44). Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.

Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы (см. стр. 45), составленный из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46—55, 68—79). Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении «Честнейшей» церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части — проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение».

Читайте так же:  Молитва против экземы

На литургии оглашенных песнью «Единородный Сыне» изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего выход Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» — три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с приклоненной головой.

На литургии верных великий вход символизирует выход Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах совершается в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в преуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с приклоненной головой и при словах «И всех вас, православных христиан» говорить про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В конце поминовения надлежит говорить про себя: «Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем».

Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры (см. стр. 43) в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры. Пение Символа веры совершается всем народом. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. » следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства святой Евхаристии — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием и по окончании пения «Тебе поем. » при словах «и молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш» надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения «Достойно есть» (см. стр. 44) (или другой священной песни в честь Богородицы — задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника полагается поклон. При словах «И всех, и вся» совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения молитвы Господней «Отче наш» (см. стр. 43) следует изобразить на себе крестное знамение и положить поклон.

При возгласе священника «Святая святым» земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время воспоминается Тайная Вечеря и последняя беседа Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, что означает явление Господа Иисуса Христа по Воскресении Своем, при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон.

К святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним богослужением, прочитать три канона (Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю) и последование ко святому Причащению, попоститься не менее трех дней (о мере поста можно посоветоваться со священником) и ничего не есть и не пить начиная с двенадцати часов ночи.

Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правую на левую). Возле чаши не крестись, чтобы случайно не толкнуть ее. Подходи к чаше с великим благоговением и страхом Божиим, четко и внятно произноси свое имя и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши. Затем отойди к столику запить Причастие теплотой. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар святого Причащения: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!». После причащения выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника «Всегда, ныне и присно и во веки веков» полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников — поясной поклон с крестным знамением.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По окончании литургии подойди приложись ко кресту, который дает священник. После целования креста поцелуй руку священника.

Молитва всенощное бдение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here