Молитва звонаря перед началом звона

Подробное и точное описание: Молитва звонаря перед началом звона - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

По благословению настоятеля прихода

во имя святителя Николая Чудотворца

п. Исток иерея Кирилла Кузовникова

Памятка звонаря

(для воскресных богослужений)

I . Звоны на Вечерне и Утрене (в субботу)

В начале богослужения (по времени):

1). Выход на колокольню в 16-47. В 16-50 — за 10 минут до начала Богослужения — пятиминутный благовест (медленные удары в большой колокол).

Через пять минут после начала благовеста — переход на трезвон. Вторые пять минут — с 16-55 до 17-00 — трезвон.

В середине богослужения (по сигнальному звонку и сигнальной лампочке):

2). Выход на колокольню в начале пения «Ныне отпущаеши…». Начало трезвона по сигнальному звонку, конец трезвона тоже по сигнальному звонку (лампочке);

3). Выход на колокольню в середине песнопения Тропарей по Непорочных: «Благословен еси Господи…» (во время слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). Начало трезвона — по сигнальному звонку, конец трезвона тоже по сигнальному звонку (лампочке);

4). Выход на колокольню в начале восьмой песни Канона. По сигнальному звонку — девять ударов в Благовест.

По окончанию богослужения:

5). После произнесения Отпуста — пятиминутный трезвон.

II . Звоны на Литургии (в воскресенье)

В начале богослужения:

1). Выход на колокольню в начале чтения Третьего Часа (во время чтения 24-го псалма: «К Тебе, Господи воздвигох душу мою…») — начало мерных ударов в Благовест.

По сигнальному звонку переход на трезвон с окончанием по сигнальному звонку (лампочке).

В середине богослужения:

2). Во время пения Символа Веры («Верую…») выход на колокольню и по сигнальному звонку – двенадцать ударов в Благовест.

В конце богослужения:

3). После окончания богослужения быстро (среди первых) приложиться ко Кресту и начать праздничный трезвон. Звонить в течение десяти минут.

— Для своевременного выхода на колокольню — внимательно следить за ходом богослужения. Можно пользоваться брошюрой «Всенощное бдение и Литургия» (любого года издания), делать пометки карандашом.

— В случае необходимости уточнять время выхода на колокольню и время звона у регента или алтарника (стараться их не отвлекать).

— Во время трезвона сигнальный звонок может быть не слышен, поэтому ориентироваться по сигнальной лампочке (звонок и лампочку в определенные моменты богослужения включает регент).

С благословения настоятеля прихода памятку составил А. Пономарев

Не обижайте звонарей, не обижайте,
Они ранимы, как их братья — воробьи,
Хвалу молитвой перед звоном воздавайте
Предвестникам Божественной любви!

Колокольцы, цветы небесной сини
Явились как-то в полунощном сне
Епископу Ноланскому, Павлину.
Качали Ангелы, смеясь, цветы в траве

Их мелодичный звон был свеж, прекрасен,
Святитель же растроган, вдохновлен,
А сон понятен так, необычайно ясен,
Чудесный колокол был им изобретен

И благовествует звонарь о Божьей славе
Нам каждый раз, к служению зовя,
А колокольный звон, скажу по праву,
Есть гимн любви, молитва звонаря!

Не обижайте звонарей, не обижайте,
Они ранимы, как их братья — воробьи,
Хвалу, как Славу Божью, воздавайте
Несущим весть Божественной любви!

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.

Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13).

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).

На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62).

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе.

К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест.

К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни.

Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов.

При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74).

На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126).

Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым.

Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов.

После литургии бывает проводной звон.

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола.

Читайте так же:  Самый верная молитва Отче наш

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».

При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета».

Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:

всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;

всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.

Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!

Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.

Име́яй бы́ти звона́рь, глаго́лемым часо́м, приводи́мь быва́ет пред архиере́а (или́ иере́а, ему́же архиере́й благослови́т), и твори́т три покло́ны, и обратя́ся покланя́ется архиере́ю, и стои́т моля́ся.

Б лагослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

С ла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Ц арю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Три́жды.

П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Г о́споди, поми́луй, три́жды.

О́ тче наш, И́же еси́ на Небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет воля́ Твоя́, я́ко на Небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Возгла́с: Я́ ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Х вали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́. Хвали́те Его́ на си́лах Его́, хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествия Его́. Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем, хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех. Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не. Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния. Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.

А ллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия. Сла́ва Тебе́, Бо́же. Три́жды.

Та́же, поставля́емый прихо́дит ко архиере́ю и приклоня́ет главу́. И зна́менает его́ архиере́й крестови́дно руко́ю по главе́, три́щи.

Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.

И возложа́ ру́ку на главу́ поставля́емаго, глаго́лет архиере́й моли́тву сию́:

Г о́споди, Бо́же наш, Царю́ веко́в и Тво́рче всех, времена́ и ле́та сотвори́вый и круг пра́здников уста́вивый. При́зри на раба́ Твоего́ сего́ (или: рабу́ Твою́ сию́ ) и́мярек и благослови́ его́ (или: ю́ ) к чи́ну звонаре́й Це́ркве Твоея́ присоедине́нну (или: присоединенней ) бы́ти, да́руй ему́ (или: ей ) благода́ть Пресвята́го Твоего́ Ду́ха, страсте́й очище́ние и здра́вие теле́сное, во е́же име́ти ему́ (или: ей ) по вся дни попече́ние безпоро́чное о послуша́нии церко́внем и прия́ти мзду ве́рнаго раба́ Твоего́ (или: ве́рныя рабы́ Твоея́ ) . Ми́лостию и щедро́тами Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

С ла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́.

Чтец: С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Г о́споди, поми́луй, три́жды. Б лагослови́.

Архиере́й глаго́лет отпу́ст:

Х ристо́с и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных отец на́ших и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Колокольные звоны, начальное обучение звонаря. Техника колокольных звонов на малой звоннице. Устав колокольного звона.
Звонари Успенского подворья Важеозерского монастыря.

Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, всякое стремление к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, силою Своею сотвори. Аминь.

Колокольные звоны, начальное обучение звонаря. Техника колокольных звонов на малой звоннице. Устав колокольного звона.
Звонари Успенского подворья Важеозерского монастыря.

Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, всякое стремление к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, силою Своею сотвори. Аминь.

Пример Устава для Вашего храма (монастыря).
Составитель — Илья Дроздихин, 2008 год.

12 колоколов производства ООО «Мастерская Ильи Дроздихина» размещены на звоннице храмового комплекса (монастыря), состоящей из 3-х пролетов и предназначены для осуществления уставных звонов.

В соответствии с русской традицией и классической системой развески колокола разделены на 3 группы: зазвонные (4), подзвонные (5) и благовестники (3).

Благовестники используются в соответствии со знаком службы и делятся на:
6000 кг – Праздничный колокол. (365 пудов)
3250 кг – Воскресный колокол. (200 пудов)
1640 кг – Будничный колокол. (100 пудов)
826 кг – Постовой колокол. (50 пудов)

Читайте так же:  Молитва для встречи с любимым

Звоны следует совершать в соответствии со знаком богослужения или по благословению настоятеля.

Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».
Перезвон — поочередные удары от большого до малого колокола, без удара «во вся».
Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

1. Звоны будничные.
2. Звоны полиелейные и воскресные.
3. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.
4. Звоны Великого поста.
5. Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.
6. Звоны на Пасху и в Светлую седмицу.
7. Нерядовые звоны годичного круга.
8. Встреча архиерея.
9. Звоны на венчание.
10. Звоны на отпевание.

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с будничным колоколом.

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в будничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с будничным колоколом.

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в воскресный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколов.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с праздничным колоколом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Утреннее богослужение будних дней:

Перед Третьим часом – 3 удара в постовой колокол.

Перед Шестым часом – 6 ударов в постовой колокол.

Перед Девятым часом – 9 ударов в постовой колокол.

Перед Вечерней (если совершается Литургия Преждеосвященных Даров) – звон «в двои».

По окончании: звона нет.

Вечернее богослужение будних дней:

Пред Великим повечерием: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постовой колокол.

По окончании: звона нет.

Литургия Иоанна Златоуста:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в будничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия Василия Великого:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в воскресный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

В среду и пятницу – звоны по великопостному чину – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постный колокол.

По окончании: звона нет.

К Вечерне: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постный колокол.

По окончании: звона нет.

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом

Вынос Креста: во время Креста – перезвон, по положении Креста в середине храма – трезвон с постовым колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол.

Перед чтениями Евангелий: удары в воскресный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением — 1 удар, перед 2-м — 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий — краткий трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Читайте так же:  Молитва на благословение нового меда

К Царским Часам: благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем «звон в двои един долгий» с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Перед Вечерней: за 5 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Спасителя – перезвон, по положении Плащаницы в середине храма – трезвон с воскресным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон, по положении Плащаницы – трезвон с воскресным колоколом.

Полунощница: во время Полунощницы — редкий благовест в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – перезвон.

После Пасхального начала: во время вхождения хода в Храм – трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Пасхальная Вечерня Светолой Седмицы:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – трезвон с праздничным колоколом, во время остановок трезвон прекращается.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

На Всенощном Бдении – звоны двунадесятого праздника.

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Освящение воды: во время погружения Креста – водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Звон на Воздвижение Креста Господня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Креста: во время Креста – перезвон, по положении Креста в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

Успение Пресвятой Богородицы:

Перед Вечерней: за 10 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Богородицы – перезвон, по положении Плащаницы в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон, по поставлении Плащаницы – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

Перед прибытием архиерея – редкий благовест (с промежутком 20-25 сек) в благовестник соответствующий знаку богослужения.

При подъезде архиерея к Храму (появление автомобиля) – трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения до входа архиерея в храм (дом причта).

При отъезде архиерея – трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения.

После таинства Венчания: при выходе из храма молодоженов совершается трезвон с благовестником соответствующим знаку предшествовавшего богослужения.

После обряда отпевания: при выходе процессии из храма совершается перебор от маленького колокола до большого с последующим ударом «во вся», по отъезде процессии – краткий трезвон с благовестником соответствующим знаку предшествовавшего богослужения.

28 июля, в день Крещения Руси, в Преображенском храме села Верзилово состоялся выпускной 19-го набора Курсов церковных звонарей. В течение двух месяцев шесть прихожан храмов Ступинского и Каширского благочиний постигали основы колокольного звона, получали теоретические знания и практиковались на передвижной звоннице и колокольне храма. Руководитель Курсов Павел Рыбаков и преподаватель Николай Зинчик уделяли каждому учащемуся… Читать далее ВЫПУСКНОЙ НА КУРСАХ ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ

30 сентября состоялся очередной 18 выпуск курсов звонарей. По завершении службы перед храмом собрались родственники выпускников поболеть за своих и прихожане желающие послушать колокольный звон. Среди выпускников, а их в этом выпуске восемь, были и дети и взрослые и конечно их зачётные звоны различались. У кого-то звон более энергичный и сильный, а у кого-то легкий… Читать далее 18 ВЫПУСК ЗВОНАРЕЙ — ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК.

29 июля состоялся двойной праздник в Верзилово. Прежде всего торжество было посвящено 1030-летию Крещения Руси. Воспитанники воскресной школы Архангела Михаила показали спектактль » Как князь Владимир выбирал веру для Руси». Во-вторых, состоялось торжественное вручение свитедетельств об окончании курсов церковных звонарей 17 выпуску. Празднование началось с выпускного звона. Новые звонари продемонстрировали всем присутствующим свои приобретенные навыки… Читать далее ДВОЙНОЙ ПРАЗДНИК — 1030-летие КРЕЩЕНИЯ РУСИ и 17 ВЫПУСК ЗВОНАРЕЙ.

2 июня начались занятия 17 набора звонарей. Перед началом учебы слушатели курсов испросили Божие благословение на предстоящее обучение во время молебна в Преображенском храме. 17 набор звонарей самый многочисленный — 19 слушателей. Желаем всем успешного обучения!

Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти, в ветсем завете рабу своему законоположнику Моисею трубы срeбряны сотворити, и сыном Аароновым жрецeм в ня, внегда жрети им Тебе, вострубити повелел eси, яко да услышавше людие Твои глас трубный, готови eже поклонитися Тебе будут, и ко eже жертвы приносити Тебе соберутся,… Читать далее Молитва при освящении колокола

Псалом 118 1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. 2 Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. 3 Они не делают беззакония, ходят путями Его. 4 Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. 5 О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! 6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все… Читать далее Молитва перед началом звона

Целью программы является обучение желающих основным навыкам колокольного звона, чтобы впоследствии слушатели могли самостоятельно звонить при храмах, неся послушание звонаря. Задачами программы являются: — научить слушателей курсов звонить на звоннице с набором в 11 колоколов; — научить делать ритмический правой рукой на «четвёрке» зазвонных; — научить совмещать правую и левую руку, делая ритмический рисунок правой… Читать далее Программа курсов звонарей

Читайте так же:  Молитва на вынесение приговора

Основная колокольная группа храма Преображения Господня размещена на отдельной башне, колокольне, над входом в Храм. На колокольне храма Преображения Господня в с. Верзилово размещены 11 колоколов. В соответствии с русской традицией и классической системой развески колокола Храма разделены на три группы: — зазвонные (4-е колокола: № 1, №2, №3 и № 4) — подзвонные (… Читать далее Колокольня Преображенского храма

УСТАВНЫЕ ЗВОНЫ Благовест — одиночные удары в большой колокол. Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся». Перезвон — поочередные удары от большого до малого колокола, без удара «во вся». Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7… Читать далее Устав колокольного звона

У книги «Устав церковного звона» есть несколько положительных сторон. Он хорошо структурирован, широко охватывает материалы, касающиеся не только устава, но и рекомендаций относительно сохранения колоколов и безопасности труда звонарей.

Несмотря на имеющиеся достоинства, расплывчатость, неконкретность Устава, постоянные ссылки на указания настоятеля («как скажет настоятель», что вносит дополнительные противоречия в без того различную практику совершения звонов), и масса ошибок, которые являются отличительными особенностями данного произведения, и делают его практически непригодным для употребления в богослужебных целях.

Этот документ, претендующий на официальность и универсальность (п.1.3.) содержит множество неточностей, противоречий, лирических отступлений (в пунктах 2.3.7.; 2.3.8.; 2.4.7. и во многих других) и даже прямых подлогов. Мы укажем на некоторые из них, но далеко не все.

В пункте 1.3 указано совершать звоны в строгом соответствии с Уставом, а местная практика не должна противоречить его положениям. Однако в тексте многократно говорится о том, что звоны совершаются в соответствии с указаниями настоятеля или служащего священника, что в принципе опровергает положение указанное во введении.

Показателен в этом смысле пункт 2.3.5.: «Перед началом звона звонарь должен руководствоваться уставными документами, существующими канонами, местными традициями, символом (внутренним смыслом) звона в каждом конкретном богослужении и, конечно, указаниями настоятеля или служащего священника».

Эти же положения встречаются в пунктах 3.4.1. 3.4.3. 4.1.1. 4.8.1. и др. Как руководствоваться этими указаниями — трудно представить, как непонятно и то, что подразумевается в словах «внутренний смысл звона».

В пункте 2.2.2. сказано, что места расположения колоколов и бил определяются звонарём под руководством настоятеля в соответствии с уставом обители и уставом церковного звона, тогда как колокола должны развешиваться в соответствии с требованиями технического обустройства колоколен и звонниц.

В пункте 2.2.3. сказано, что материал форма и звучание колокола могут быть самые разные, что главное не внешний вид и материал, а «символ, духовная суть и намоленность». Однако, не умаляя значения символичности колокола и звона при богослужении, следует заметить, что именно материал и форма колокола имеет решающее значение, как определяющие благозвучие колокола, поскольку плохой голос колокола способен вызвать не молитвенное настроение, а раздражение.

Пункт 2.2.10 предписывает подбирать наборы колоколов (которые именуются почему-то звонницами) «не по нотам, а по благозвучию с учетом особенностей звучания каждого колокола или била». Противопоставление здесь нот и благозвучия некорректно, т.к. нота является графическим изображением музыкального звука и к реальному благозвучию отношения не имеет. Колокола действительно подбираются на основании обертонового ряда, учитывая консонантность звучания, т.е. благозвучие, однако такое противопоставление коробит.

Пункт 2.3.4. указывает на то, что звонарь должен настроиться духовно и психологически, подразумевая под этим проверку подвески (!) (что следует делать не перед звоном, а в специально отведённое для этого время) и продумывание композиции звона (!) от начала до конца (применить эту рекомендацию на практике невозможно).

Что касается предписания начинать и сопровождать звон чтением 118 или 50 Псалма, или другой молитвы, со ссылкой на Типикон, то слова Типикона, которые использованы в данном контексте относятся к продолжительности звона, а не к сопровждении его молитвами. «Та же восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50 12-ю» (Типикон, гл. 2).

Пункт 2.4.2. излагает «Полный Чин православного звона». Представляется, что подобный чин скомпилирован автором из различных источников, а единого документа, содержащего что-либо подобное, исторически никогда не существовало.

Кроме того, следует заметить, что слово «Чин» подразумевает последование богослужебных действий. Звон сопровождает чинопоследования, но отдельным чином являться не может.

В обоснование приведенного порядка совершения звонов приводится цитата из «Новой Скрижали» еп. Вениамина (Федченкова) без ссылки на источник и в урезанном виде. В своей книге еп. Вениамин ссылается на Григоровича-Баоскогро, а тот, в свою очередь, часть текста берёт у Вальсамона (кн. 7-я закона греко-римского). В книге данный отрывок имеет другое значение, и не может служить обоснованием утверждаемых автором положений (Еп. Вениамин Федченков «Новая Скрижаль» часть четвертая, гл.21, параграф 3).

Кроме того, отцами церкви называют древних отцов — учителей Церкви.

Пункт 2.4.7. говорит о трезвоне, указывая, что это звон во все колокола. Такой трезвон называется звоном «во вся» и совершается только в особенных случаях (например — в Пасху). В остальных случаях количество колоколов, участвующих в трезвоне зависит от того колокола, в который благовестили перед службой (в великие праздники праздничный благовестник, в полиелейные — полиелейный и т.д.),

Об этом в дальнейшем автор пишет (п. 2.4.7., 3.6.1.), противореча сам себе. («Меньше можно, но не больше» — говорит он о благовестнике, который используется в трезвоне).

Кроме того, разделение трезвона на «затравку», «собственно звон» и «концовку», (подобные термины по отношению к звону не корректны) не могут содержаться в Уставе. (Это возможно в контексте исследований или пояснений, но не в качестве предписания.)

В пункте 2.4.7. говорится также, что при совершении трезвона следует соблюдать «определённую умеренность (т.е. избегая различных излишеств)». О чём идёт речь в этом пункте — непонятно.

Пункт 3.1.4., говорящий о том, что » на практике порядок и время служб весьма сложные», не достоин составителя Устава церковного звона.

Во многих пунктах (3.3.1., 3.3.2., 3.4.1.) Устав предписывает совершать трезвоны в три приёма, независимо от того, совершается ли этот звон к вечерне, утрени или литургии. При этом автор использует часто выражение «или как скажет настоятель». По сложившейся ныне практике трезвоны совершаются перед вечерней — в один приём, перед утреней — в два приёма, перед литургией — в три.

Читайте так же:  Молитвы на любовь удачу

Апеллирование к усмотрению настоятеля в подобных случаях вряд ли уместно.

В пункте 3.6.3. указывается, что после литургии праздничный трезвон должен совершаться «громче, радостнее, продолжительнее». О продолжительности и радостности вопросов не возникает, но вот о громкости следует заметить, что она зависит от силы удара, а превышение допустимой силы удара опасно, о чём и говорится в пункте 7.6.

Вот несколько ошибок, однако в рамках рецензии рассмотреть их все невозможно, т.к. ошибки встречаются едва ли не в каждом пункте и, если рассматривать каждую, то получится целая книга.

В приложении номер шесть, которое называется «Практические рекомендации по сохранению колоколов и бил» также содержится немалое количество нелепостей и погрешностей.

В пункте 2.1. рекомендаций представлена классификация колоколов, в основу которой положен может быть и разумный критерий (время отливки), но его научность вызывает большие сомнения. Еще хуже то, что на основе этой классификации строятся все Практические рекомендации. В частности степень бережного отношения к колоколам зависит от их ценности (п. 2.4.), что верно только на бытовом уровне, так как колокол — это богослужебный и духовный инструмент, а уже поэтому требует благоговейного и бережного к себе отношения.

При использовании колоколов «особо ценных», «очень ценных», «ценных» Практические рекомендации предписывают присутствие высококвалифицированного, квалифицированного или просто опытного звонаря, в отношении колоколов «малоценных» можно понять, что звонить может кто угодно. Мало того, сказано, что в «малоценные» колокола можно звонить без ограничений. Это, по меньшей мере, странно, так как и новый колокол можно разбить или повредить при неправильном или неограниченном использовании даже при четком применении Практических рекомендаций. Это возможно, поскольку выполнить, скажем, пункт 7.6., предписывающий «контролировать силу удара, которая не должна превышать 90 % от силы начала пластической деформации» достаточно трудно, т.к. для этого нужен опыт и инструментальные измерения каждого удара (а соответственно звонарь должен быть опытным), а для новичка нет рекомендаций как определить начало деформации. Достижение же подобных знаний опытным путем чревато потерей колокола, поскольку надо еще учитывать температуру и влажность окружающей среды.

Относительно пункта 7.3. рекомендаций можно сказать, что он противоречит всему смыслу Практических рекомендаций, так как они для того и пишутся, чтобы не упали ни колокол, ни его язык и колокол не был поврежден во время эксплуатации. Кроме того, следуя этому пункту, непонятно как совершать звоны в большие колокола.

Пункт 7.7. рекомендаций, предписывающий «избегать неконтролируемых ударов языка, в частности: звона с земли, удара в один или оба края со свободной раскачкой колокола, скольжения (болтания) языка по ударному кольцу колокола и т.д.», ставит под вопрос весь порядок звонов в Московском Кремле, Ростовском Кремле, на Храме Христа Спасителя (удары в оба края со свободной раскачкой языка), Даниловом монастыре, Богоявленском соборе, Псково-Печерском монастыре (звон с земли) и др. При этом скольжения языка по ударному кольцу действительно следует избегать.

Пункт 5.1., говорящий о подъеме колоколов на колокольню, противоречит принятым мерам безопасности из расчета 16 кг (пуд колокольного веса) на одного человека, а не 50 как сказано в Практических рекомендациях.

По поводу видов ремонта колоколов можно сказать, что это разработка Колокольного Центра, которая нигде не проходила сертификацию и весьма сомнительна по своему качеству, о чем сами авторы упоминают в пункте 8.21. рекомендаций, говоря об одном из способов ремонта.

Особенностью «Устава церковного звона» является то, что автор данного Устава активно пропагандирует использование бил в богослужебной практике, разделяя их на несколько видов.

Сам автор говорит, что с XV века на Руси колокола вытеснили из употребления била и в настоящее время в подавляющем большинстве храмов употребляются колокола, так зачем же, если литургическая практика Церкви выбрала колокола, возвращать снова била? Кроме того, колокола пришли на Русь вместе с принятием христианства и были распространены уже в домонгольские времена.

Употребление же бил в греческой церкви бил объясняется запретом турок звонить в колокола. Но, даже и там, как свидетельствует еп. Вениамин (Федченков), «в местах пустых и отдаленных, где турки не могут быть встревожены их звоном» используются колокола («Новая скрижаль», часть четвертая, гл. 21, пар. 3).

Относительно же тех бил, которые производятся фирмой «Центавр» и распространяются Колокольным Центром, нужно сказать, что по сведениям специалистов Российской Академии Наук (Кунсткамера, Санкт-Петербург) данные изделия являются скорее гонгами и тамтамами, нежели православными клепалами, которые упоминаются в Типиконе.

Рисунки, приводимые в книге (стр. 8, 9, 10), на которых изображены различные била, взяты из книги профессора Гарвардского университета Эдварда Вильямса «Русские колокола» (стр.12, 15, 16) без указания на источник. В число примеров металлических бил, изображенных на рисунке на стр. 10 прибавлен рисунок бил, производимых фирмой «Центавр», которого естественно нет в оригинале (стр. 16 указанной книги). Такое действие можно квалифицировать как подлог.

Рассмотрев имеющиеся ошибки, мы считаем, что «Устав церковного звона» не может применяться как руководство церковным звонарям. Данный Устав вследствие своей неконкретности вносит еще большую неустроенность в порядок совершения звонов при богослужении в Русской Православной Церкви.

Мы не можем запретить читать эту книгу, но наш долг предупредить о большом количестве содержащихся в ней погрешностей. Поэтому следует проявлять большую осторожность и использовать другие источники (Статьи по практике и уставу колокольного звона, напечатанные в журнале «Приход», книга «Православный колокольный звон» и др).

Кудряшов И. В., звонарь Храма Христа Спасителя [email protected]
Миронов М. О., звонарь Храма Христа Спасителя
Завьялов Н.И., звоновед

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2019

Молитва звонаря перед началом звона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here