Молитвы на отпевании

Подробное и точное описание: Молитвы на отпевании - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

После обычного начала и 90-го псалма: «Живый в помощи Вышняго…» Великая ектения «Миром Господу помолимся» с заупокойными прошениями, затем «Аллилуиа» со стихами, потом:

Тропарь, глас 8-й:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава:, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе и стену и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.

Тропари за упокой, глас 5-й

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Посем ектения: Паки и паки…

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих ( имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и покой усопших рабов Твоих…

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас.

Ирмосы канона, глас 8:

Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Катавасия: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше:

Избавителю и Богу нашему поим.

Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Катавасия: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Иерей: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Хор: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати: Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вой Тя ублажаем.

Катавасия: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.

Посем ектения: Помилуй нас, Боже…

Отпуст и возглашение иерея или диакона:

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Смерть человека — это настоящая трагедия для его родных и близких. Многие думают, что покойному уже никак нельзя помочь, возможно лишь организовать достойные похороны, поминальный обед, установить дорогое надгробие. Но все обстоит не так. С древних времен христиане говорили о необходимости моления за усопшего.

Читайте так же:  Католическая молитва перед операцией

Пока человек жив — возможно покаяться во грехах, испросить прощение от Бога и по смерти оказаться в райской обители. Но после успения душа уже не в силах ходатайствовать за себя перед Всевышним, а вот живые люди могут.

Поэтому особенно важны молитвы за новопреставленных в течение 40 дней по их смерти. Ведь именно на 40 день решается участь покойного: он предстает пред Христом, который определяет ему место в раю или аду до Своего Второго Пришествия и Всеобщего Воскресения.

Особенно важна молитва Богородице о усопшем — Царица Небесная будет ходатайствовать перед Своим Сыном о даровании милости к новопреставленной душе.

Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Молиться за покойного нужно всегда, а не только в установленные Церковью поминальные дни.

Главное моление совершается на Литургии, именно в этом Таинстве совершается Бескровная Жертва Всевышнему за новопреставленных. Для этого в день перед совершением Литургии или в день ее служения, но перед самым ее началом, подать в церковной лавке записку с именами упокоившихся православных христиан. Имена следует указывать в родительном падеже (например, о поминовении кого? — Анны, Димитрия, младенца Николая, отроковицы Елены).

Важно! Имена указываются именно те, которые были даны в Таинстве Святого Крещения. Отроки — это дети с 7 до 14 лет, младенцы — от рождения до 7 лет). Если в записке указывается имя священнослужителя, то оно указывается первым, потом следуют имена монашествующих, затем указываются имена мирян.

По окончании Литургии служится панихида — заупокойная служба. Для поминания на этом богослужении тоже нужно подать записку.

Можно заказать сорокоуст — поминовение новопреставленного клириками церкви на протяжении 40 дней.

Не стоит забывать о келейной (домашней) молитве. Они не должны произноситься случайно, а должны иметь вид ежедневного правила.

Моление за покойных родных, близких, друзей, благодетелей или просто знакомых — это неоценимая помощь для их душ, отошедших в мир иной, что и заповедует нам совершать Православная Церковь.

При погребении священников и архиереев бывает погребальный перезвон. При выносе тела из дома и при шествии с ним к могиле перезвон такой же, как при выносе Креста — 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную Неделю и при выносе Плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз, затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету читаемых Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.

Священников и архиереев, находившихся в момент смерти под запрещением, но не лишенных сана, отпевают по чину священнического погребения. Умершего диакона отпевают по чину отпевания мирских человек.

Последование отпевания священников и архиереев по своему составу значительно отличается от чина погребения мирян.

1) После 17-й кафизмы — «Непорочных» и тропарей по «Непорочных» с припевом «Благословен еси, Господи» читаются Апостол и Евангелие. При чтении первого Евангелия обычно ударяют в колокол один раз, при втором — дважды и т. д.

3) Канон поется с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою. «, кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на вода́х. » поется: «Несть свят, якоже ты, Господи Боже. «, и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержа́н. » поется: «Бездна последняя. » По 6-й песни канона, после кондака, «Со святыми упокой. «, читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. «Аллилуиа» поют все священники.

4) После 9-й песни канона и малой ектении поются стихиры на «Хвалите», ексапостиларий — трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу. «, которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи. «, то есть то славословие, которое читается в седмичные дни, но поют его священнослужители. По окончании славословия поются стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость. «, но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем обычно читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего. В заключение произносится ектения: «Помилуй нас, Боже. » и стихиры: «Приидите, последнее целование. «, и бывает отпу́ст.

5) При сопровождении усопшего из храма до могилы поется не «Святый Боже. «, но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель. » В погребальной процессии перед гробом почившего архиерея или священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает звон.

6) При погребении архиерея гроб с его телом после выноса из церкви обносят вокруг храма и на каждой стороне совершают краткую литию. Тело умершего иерея обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни.

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш. и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава, и ныне. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

Читайте так же:  Молитву за упокой

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

Все: Вечная память (трижды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Молитва об упокоении души умершего — это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо — жизнь вечную во Царствие Небесном.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитва чтобы убрать жир с живота

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:

  • творить милосердные дела и поступки;
  • прощать недоброжелателей;
  • усмирять личное лицемерие;
  • регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
  • утешать скорбящих;
  • раздавать милостыню нуждающимся.

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

Далее ангелы отводят душу в ад, где она зрит муки грешников.

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи — Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:

  • пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
  • израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
  • Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом — годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека — это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.

Фото: «Святое и ценное в России» sreda.org

Всем людям, которые теряли своих родных и близких, знакома скорбь о них и тревога об их посмертной участи.

После смерти душу человека ждут воздушные мытарства и суд Христов. Во время воздушных мытарств на душу будут нападать бесы: они станут напоминать человеку его прошлые грехи и будут пытаться унести его с собой в ад. Помочь человеку во время этих страшных испытаний может усердная молитва близких сразу после его смерти.

Суд Христов, ожидающий душу после смерти, — это так называемый частный суд. А еще всех людей ожидает общий — так называемый Страшный суд, который состоится после второго пришествия Христова. Тот, кто будет оправдан и взят Христом на небо после частного суда, уже не подлежит общему суду. Однако участь того, кто был осужден частным судом, может измениться до Страшного суда по молитвам его родных и всей Церкви.

Поэтому усопшие нуждаются в наших молитвах, и поминовение их в первые же дни — самый важный долг христианина.

Сразу после смерти человека над его телом читают Последование по разлучении души от тела, а затем — псалтирь. В храме близкие должны заказать панихиды (заупокойные богослужения), которые будут совершаться до похорон.

На третий день гроб везут в храм для совершения отпевания, за которым последует погребение. После погребения родные и близкие собираются на поминальную трапезу.

В церкви не поминают самоубийц, и панихида по ним не служится.

В особых случаях (самоубийство в состоянии аффекта, приступа психического заболевания или по неосторожности) самоубийц можно отпевать, но только по благословению правящего архиерея и при наличии соответствующих медицинских заключений о состоянии умершего перед смертью.

В первые два дня после смерти душа пребывает на земле, ее сопровождают ангелы — ангел-хранитель и ангел-проводник. Она может невидимо оставаться в своем доме, рядом с близкими, может посетить места, где человек жил раньше, или те, которые он не успел увидеть при жизни.

На третий день ангелы впервые приводят душу на небеса к Богу. По пути и происходят воздушные мытарства: бесы в последний раз искушают человека, напоминают ему о старых грехах, стремясь забрать с собой в ад, ангелы же помогают ему преодолеть эти искушения.

Читайте так же:  Иоанн воин молитва

Затем в течение шести дней, до 9-го дня после смерти, душа пребывает в раю и созерцает райские обители.

На девятый день душа снова предстает перед Богом. После 9-го дня человеку показывают ад, а на 40-й день над ним совершается суд.

Поэтому усопшего принято поминать на 9-й и 40-й дни.

Поминовение усопшего совершается на Божественной Литургии на 9-й день после смерти, а после Литургии служится панихида.

После панихиды принято посещать кладбище и читать там литию об усопших. Затем можно снова совершить поминальную трапезу в кругу семьи.

Точно такое же поминовение совершается на 40-й день, только, по народному обычаю, в этот день на поминальную трапезу приглашают посторонних людей.

Чтобы заказать поминовение в церкви, нужно накануне или в этот же день заранее, до начала Литургии, подать заказную записку в храме об упокоении усопшего.

Часто возникает ситуация, когда устроить поминальную трапезу ровно на 40-й день невозможно. Ее можно устроить в другой день, позже или даже раньше.

Однако поминовение на Литургии, на панихиде и на кладбище переносить нельзя.

40-й день — решающий для посмертной участи человека, поэтому церковное поминовение нужно совершить точно в этот день.

В первые 40 дней после смерти, кроме особого поминовения на 9-й и 40-й дни, в храме должен совершаться сорокоуст, то есть поминовение в течение 40 литургий. Его нужно заказать сразу после смерти усопшего. Дома по усопшему читается псалтирь.

Сорокоуст можно заказать сразу в нескольких храмах, а псалтирь читать по соглашению — чтобы одновременно ее читали несколько родных и близких усопшего.

По истечении 40-дневного срока усопшие близкие поминаются несколько раз в год:

  • в годовщину смерти
  • на Радоницу (вторник второй седмицы после Пасхи)
  • в родительские субботы (суббота перед Масленицей (мясопустная); вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; суббота накануне праздника Пятидесятницы)

Для поминовения погибших воинов предназначены Дмитриевская суббота (суббота перед 8 ноября — днем памяти великомученика Димитрия Солунского) и 9 мая.

В эти дни нужно заказать поминовение на Литургии, панихиду, посетить могилу близкого и прочесть литию.

  • написать заказную записку для поминовения на Литургии,
  • заказать панихиду и
  • прочесть литию на кладбище.

Также принято устраивать поминальную трапезу для семьи и близких знакомых.

Помимо дней особого поминовения, об усопших каждый день молятся дома. Молитвы об упокоении входят в утреннее молитвенное правило.

В дополнение к обычным молитвам об усопших можно читать особые молитвы:

В домашней молитве можно поминать самоубийц, несмотря на то, что на богослужениях в церкви они не поминаются.

Неверующих, иноверных или некрещеных родственников
на Литургии поминать нельзя.

Однако дома об их упокоении молиться можно: либо своими словами, либо читать молитву святому мученику Уару.

Также существуют молитвы женщин, совершивших аборты, о загубленных во утробе своей душах.

Что такое отпевание?

В Православной Церкви все важные этапы жизни человека освящены молитвой. Конечно же, это касается и перехода души человека от временной жизни к вечности. Молитвенное чинопоследование, специально учрежденное Церковью для напутствия человеческой души, называется последованием мертвенным, или отпеванием. В молитвах этого важного чина люди просят о прощении грехов усопшего, об упокоении его в Царстве Небесном. Отпевание называют также малой канонизацией: молящиеся обращают к Богу слова «Со святыми упокой…», а это значит — просят о причислении усопшего к лику святых.

Чин отпевания включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия.

Существует шесть видов последования отпевания:
  • для детей, которые на момент смерти не достигли 7 лет;
  • для взрослых мирян;
  • для монашествующих (в том числе иеромонахов);
  • для священников и епископов;
  • для архиереев;
  • на Светлой седмице.

Когда и где совершается отпевание?

Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины (то есть, если человек преставился в понедельник, то погребение будет происходить в среду). Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения.

В православной традиции принято отпевать человека один раз — в церкви. Если это по каким-то причинам невозможно — то дома или на кладбище. Чтение Псалтири особенно важно в первое время после смерти: оно дарует утешение как душе усопшего, так и его родным.

Заочное отпевание

Бывают ситуации, когда нельзя узнать достоверно, совершалось отпевание или нет. В таких случаях заказывают заочное отпевание.

Символизм чина отпевания

Тела православных христиан принято предавать земле в гробу. Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий). Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времен. На голову покойного надевают бумажный венчик — символ воинского достоинства, ведь каждый христианин — это воин Христов.

Все родные и близкие, которые пришли проводить человека в последний путь, держат в руках зажженные свечи, символизирующие Невечерний Свет вечности. Прощаясь с покойным, люди прикладываются к иконе на его груди и целуют лоб (или венчик) усопшего. Если отпевание совершается при закрытом гробе, целуют крест на крышке.

Чем мы можем помочь усопшему?

Расставаться с близкими всегда больно. Многие люди в моменты скорби теряют самообладание и поддаются влиянию посторонних — соседей, знакомых, представителей ритуальных служб. Однако необходимо понимать, что покупка дорогого гроба, организация поминок с большим количеством яств и алкоголя не принесут никакого облегчения душе умершего. Преподобный Ефрем Сирин еще в IV веке просил своих современников не устраивать ему пышных похорон, не класть тело в прекрасную гробницу, но только молиться о душе, потому что это единственное, что действительно необходимо. Итак, молитвы о покойном значат неизмеримо больше, чем устроение достойных похорон.

Присутствие на богослужении очень важно для родных и близких. Оно не только будет данью памяти усопшему, но и поможет людям, потерявшим близкого человека, мысленно обратиться к спасительной истине Христовой веры и тем самым получить настоящее утешение.

После того как похороны состоялись, мы можем и должны продолжить заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Православные христиане соборно молятся о своих усопших на литургии и совершают по ним панихиду.

Сорок дней после смерти человека Церковь рекомендует читать Псалтирь об усопшем. Сколько кафизм в день — это зависит от сил каждого, но нужно делать это непременно ежедневно.

Кроме того, нельзя забывать о сонме наших ходатаев и молитвенников перед Богом — святых Православной Церкви. К ним обязательно нужно обращаться с просьбой помолиться о покойном. Ведь молитва людей, всей своей жизнью угодивших Богу, слышится Им и не оставляется без ответа. Ну и, конечно же, чтобы Господь слышал и наши молитвы, мы должны всеми силами стараться приблизиться к Нему: посещать службы, творить дела милосердия, быть внимательными к окружающим, исполнять заповеди Божии, причащаться Святых Таин.

Читайте так же:  Текст молитвы благослови душе моя Господа благословен еси Господи

Осознав, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим. У Бога все живы. Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.

Кого нельзя отпевать?

В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Кроме того, этот чин не осуществляется над инославными и иноверными, а также над самоубийцами и убитыми во время совершения преступления.

По поводу самоубийц существуют некоторые оговорки. Церковь отпевает людей, которые покончили с жизнью, будучи в невменяемом состоянии или в состоянии сумасшествия. Родные должны подать соответствующее прошение архиерею, сопроводив его медицинским заключением.

Также многих интересует вопрос — можно ли отпевать наркоманов? Наркотическая и алкогольная зависимость чаще всего является результатом осознанных действий человека. Это грех. Однако Церковь никому не желает погибели, ни одну душу она не оставляет без молитвы и по возможности старается оправдать. Поэтому наркоманов и алкоголиков отпевать не запрещено.

Чего нельзя делать при погребении?

К сожалению, в современном обществе наряду с христианскими традициями существуют (и даже процветают) различные языческие обряды и суеверия. Стоит ли говорить, что для православного человека эти вещи совершенно неприемлемы.

Так, что касается погребальных обрядов, зачастую можно услышать такие опасения: «А вдруг покойник вернется?», «А вдруг он заберет кого-то из живых с собой в могилу?» — и тому подобные суеверные страхи. Конечно, все это не имеет никакого отношения к духовной реальности, в которой существует Церковь. Поэтому бросать землю вслед погребальной процессии, переворачивать стулья, на которых стоял гроб, совершенно бессмысленно, равно как и завешивать зеркала в доме, класть в могилу личные предметы умершего или деньги и так далее. Все это не принесет никакой пользы душе.

Как же должны совершаться православные похороны?

Обычно прощание с покойником происходит в храме. После этого гроб накрывается крышкой, и процессия направляется к месту похорон. Впереди идет человек с крестом (этот крест будет установлен на могиле), далее следует священник с кадилом в руках, за ним несут гроб, а за гробом идут все собравшиеся.

На кладбище совершается чин литии, после чего гроб опускают в могилу и забрасывают землей. Первым горсть земли бросает священник, при этом совершая крестное знамение над гробом. Если священника нет, это может сделать кто-то из мирян, бросив пригоршню земли, заранее благословленной в храме.

Существует мнение, что нужно убрать из гроба все живые цветы — это совершенно не обязательно. Можно также оставить икону в руках покойного, но можно забрать ее с собой и отнести в храм, где она будет находиться 40 дней.

После похорон, помня о всех собравшихся, родственники устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой. Само обиходное слово «поминки» говорит о том, что во время такой трапезы люди вспоминают покойного, говорят о том, каким он был при жизни, о его добрых делах.

Подытоживая все вышесказанное, напомним: «правильно» организовать похороны — не главное, главное — правильно подготовить душу усопшего к переходу в иной мир, чтобы она покинула эту жизнь по-христиански, чтобы явилась перед Богом чистой и светлой. Поэтому очень важно, чтобы перед смертью человек исповедовался и принял Причастие.

После погребения тела Церковь не перестает заботиться о душе человека. На каждой литургии мы возносим соборную молитву к Богу об упокоении и спасении душ наших близких.

Может ли душа попасть в рай и без отпевания?

Безусловно. Отпевание — это не ключ к раю. Нам известно, что многие святые относились с большим пренебрежением к посмертной судьбе своего тела: завещали бросать его в канаву, отдавать на съедение диким зверям и так далее. Однако мы не должны считать все действия, совершаемые во время погребения, бессмысленными. Они чрезвычайно важны как наш последний дар усопшему, как знак уважения. Поэтому похороны и отпевание нужны не только покойному, но и его родным, ведь это возможность для них совершить благой поступок во имя памяти близкого.

Что нужно для отпевания?

Для отпевания потребуется погребальный набор (если речь не о заочном отпевании). Как правило, в него входят покрывало, молитва, небольшая икона и крест. Родственникам также понадобятся свечи.

Что надеть на отпевание?

Священники как во время крещения, так и во время отпевания облачаются в белые одежды. Ведь в церковном понимании смерть — это рождение в жизнь вечную, к свету, ко Христу.

Сегодня в светском обществе принято приходить на похороны в черной одежде, ведь потеря близкого воспринимается как трагедия. Однако этот траурный цвет не является цветом богослужения, поэтому к христианской традиции отпевания не имеет отношения. Жены-мироносицы шли за гробом Христа в белых одеждах, поэтому более уместно с точки зрения Церкви было бы надевать светлое. Но поскольку общепринятой нормой сегодня является все же темная одежда, следует подойти к этому вопросу с должным рассуждением и не смущать присутствующих отличным от других внешним видом.

Христианское отношение к смерти

В наше время очень многие люди живут в постоянном страхе. Страх бедности, болезней, неудач, потерь и, наконец, самый сильный страх — страх смерти. Человеку, который не верит в существование духовной реальности, очень трудно представить, что смерть не означает конец, что за этим рубежом открывается новая реальность — жизнь духа.

Христиане понимают смерть совершенно иначе. Память о ней святые не только не гонят от себя, но стараются всячески поддерживать. «Воспоминание о смерти — дар Божий» («Лествица», Слово 6).

С одной стороны, смерть — это следствие греха, совершенного первыми людьми, тяготеющего над каждым из нас. Но с другой, это рубеж между временным и вечным, который в итоге освобождает душу от оков тленного тела и выпускает ее на свободу. Поэтому, по слову святителя Иоанна Златоуста, мы должны «трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Задача на земле — трезвиться, постоянно помнить о главном, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40).

Конечно, смерть властвует над этим временным миром, и каждый из нас когда-то ощутит ее прикосновение. Однако христиане верят, что «скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают». Эти слова преподобного Ефрема Сирина понятны и утешительны для любого верующего человека. Главная цель земной жизни — это подготовка к вечности. Мысль о бессмертии души и грядущем воскресении наполняет жизнь христианина высочайшим значением, придает сил справляться с потерями, страхами и скорбями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитвы на отпевании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here