Молитвы симеона нового Богослова

Подробное и точное описание: Молитвы симеона нового Богослова - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Молитва перед исповедью, преп. Симеона Нового Богослова

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Молитва святого Симеона Нового Богослова, 6-я

+ Согреших паче блудницы, яже уведе, где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати Твои нозе… — см.: Лк. 7, 36-47.

Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь. См.: Ин. 6, 56.

Якоже блуднаго принял еси, и блудницу пришедшую – снова напоминание о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) и жене-грешнице, уже упомянутой в этой молитве (Лк. 7, 36-47).

Странно чудо, орошаемь, неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи. – См.: Исх. 3, 2-6.

Милостию сострастия… чистиши, и светлиши… В греческом тексте слово «милость» передано частым своим символом: елеем, маслом …, что прекрасно поддерживается словами чистиши и светлиши (елей как целебное средство и как масло в светильнике).

Молитва ко Святой Троице 1).

О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая,

Благо неисчерпаемое, для всех текущее,

Красота многолюбезная, не имеющая насыщения,

Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.

О Свет трисиянный, о Троица Пресвятая,

Троица лицами и Единица существом,

Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.

Источник премудрости, излияние святыни,

Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.

О огнь, очистительный для грехов,

Душу мою очисти от прегрешений,

(Душу мою омой от неведения) 2),

Душу мою исхити от скверн,

Властвуй над помышлениями души моей,

Царствуй над представлениями ума (моего) 3),

Покажи меня всесильным царем над страстями,

Господством ума воссияй в сердце моем,

Освободи от всякого греха,

Просвети и украси омраченного,

1) Ее нет ни в л. п., ни в П. р. В славянском переводе с незначительными изменениями эта молитва имеется в следованной псалтири старой печати, после молитв во причащению; мы кашли ее еще в «Правиле ко св. причащению» Синодального издания М. 1890. стр. 170 обор—174. В славянском переводе она надписана, как «молитва Симеона Метафраста». Однако в числе молитв, известных с именем Симеона Метафраста, этой молитвы мы не находим. См. МР. gr. t. 114 coll. 130 A. 220 —225. Симеона Метафраста и Симеона НБ. ран mi е иногда смешивали, и даже в некоторых греческих рукописях творения Симеона НБ. ошибочно надписаны одновременно и именем Метафраста. См. ibid . col . 144 АВ. Таким путам и настоящая молитва могла быть приписана Симеону Метафрасту.

2) Этот стих, как и другие стихи в данной молитве, поставленные в скобах, взяты из славянск. перевода

3) Этот и предыдущий стих в славянск. переводе молитвы читаются так: «душу мою удержи от помышлений, ум же воцари над разуменми».

Воззри на меня оком милостивейшим,

(Очисти и удобри потемненного).

О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая,

Ты мне подай светоносного Ангела,

Уму помощника, пестуна, защитника,

(Хранителя души моей и тела),

Руководителя, направляющего ко спасению.

Ты меня смертного соделай освященным,

Ты меня устрани от земного мудрования,

Ты иссуши во мне источники злобы,

Ибо Ты — Бог сострадательный, благодетель,

Незлобивый ко всем беззаконновавшим,

Весьма доступный для всех согрешивших

И долготерпеливый ко всем отвергшимся.

Не беспорочным и просвещенным 1)

Ты определил спасение искупления.

Ты подал образы покаяния даже и

Мне нечистому и непотребному,

Мне помраченному и оскверненному.

Ибо я беззаконничал более древних,

Весьма прогневал и раздражил Тебя;

Свыше числа бесчисленных звезд,

Свыше песка морского я согрешил пред Тобою;

Нет (такого) вида зла и лукавства,

Нет постыдной злобы и порока,

Которого я не совершил во всякое время и (на вся ком) месте,

Душою, помыслом, словами и делами.

Умножились мои пороки и мерзости,

(Без числа умножились мои злодеяния),

Увеличилось бремя грехов моих, (как бы железное) 2).

1) В славянск. перев. этот стих вместе с предыдущим читается иначе: «неправедных освящаяй, не непорочных просвещаяй».

2) Это прибавление к стиху также заимствовано из славянск, перев. молитвы.

Мысленными цепями согбена шея моя,

Неизбежными узами сжато сердце мое,

И нет (мне) ослабления в совести.

Я недостойно взираю на высоту небесную,

Недостойно попираю прах земной,

Недостойно вижу видение смертных,

Недостойно беседуя с ближним.

Ибо я вконец разжег ярость Твою,

Непристойно воспламенил страшный гнев (Твой),

Весьма прогневал и раздражил Тебя,

Соделав пред Тобою всякую мерзость,

Ничего не возжелав из Твоих непорочных желаний,

Ничего не возлюбив из Твоих вожделенных судеб,

Ничего не сохранив из Твоих премудрых повелений,

Ничего не удержав из Твоих властных глаголов.

И ныне приклоняю пред Тобою колено сердца моего,

Пред благостью Твоею приклоняю выю,

Благости Твоей приношу моление:

Согрешил я, беззаконничал и развратился,

(Согрешил, сотворил неправду и преступил заповеди Твои),

Согрешил, соделал неправду и явился осужденным,

Согрешил, отвергся и не устыдился.

Но упрашиваю крайнее благоутробие,

Но взываю к Тебе: спаси и помилуй меня,

Остави множество грехов моих,

Остави многие скверны мои,

И не сокруши меня со грехами,

И не умертви меня с беззакониями,

Не восхити меня со злыми помыслами,

Не сожги меня с мерзостями,

Не отвергни меня от бессмертной трапезы,

Не устрани меня от радости святых,

Не лиши меня спасения моего.

И снова подай мне дар крещения —

Монашеский образ 1), Божественный и великий,

Ибо прежний я осквернил грехами,

Прежний сделал бесполезным мерзостями.

(Даруй мне покаяние, Владыко),

Читайте так же:  Молитва перед началом всякого дела Господу

Сподоби священного причащения,

Хлеба жизни и чаши Боготочной крови,

Во изглаждение многих согрешений,

Во избавление, в очищение, во спасение.

В последний же горький час смерти,

Час тяжелый и мучительный

Спаси, сжалься и помилуй меня;

Душу кротко отдели от плоти,

Мрачную душу покажи просвещенною

И избави от лукавых бесов.

Разорви, рассыпь в бездну ада,

Расторгни, испепели, попали до конца.

Пошли тогда кротких и светлых Ангелов,

Восхищающих душу от наказания,

Сострадательных к душе мучимой,

Возносящих (ее) горе без грехов

К трисветлому и единому Царю 2),

Соединяющих ее со всеми спасаемыми

И сподобляющих радости святых.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В (качестве) посредника приими благость Твою,

Избранной ходатаицей дай мне благодать Твою,

Сострадание и крайнее благоутробие.

1) В славянск. переводе вместо—монашеский образ читается: образ второго покаяния.

2) В славянск. перев. «горе возносящия поклонитися престолу огнеобразному и просветованному».

Приими вторую высочайшую ходатаицу —

Радование мира, Матеродеву — Отроковицу,

Божественную лествицу, одушевленный жезл и престол.

Приими ходатаем молниеблещущий чин:

Престолов, Херувимов и огненных Серафимов,

Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелов и Ангелов.

Приими ходатаем светлого и светоносного

Предтечу Твоего, освященного

Прежде пелен, провозвестника и Богопроповедника,

Прежде Владыки воссиявшего находящимся во тьме.

Приими ходатаями лики святых:

Сонмы пророков, патриархов, отцов,

Апостолов и венценосных мучеников

И всех других светоносных святых.

Приими ходатаицей Марию Египетскую,

Человека от земли, однако же небошественного

Приими ходатаем Онуфрия Великого,

Обнажившего тело, в Божественную же одежду

Добрых дел облекшегося чудно,

Приими ходатаем Марка Афинянина 1),

Ефрема Сирина 2) и всех святых.

Ибо Ты — Бог сострадательный, благодетель,

Бог кроткий для законопреступничавших,

Бог подающий искупление грехов,

Бог дарствующий всем спасение.

О если бы же и на мне Ты показал благость (Твою)!

О если бы и на меня Ты излил токи благоутробия Твоего!

Ибо я законопреступничал более всех,

От самой утробы (матери) и до нынешнего времени.

1) Марк Афинянин, иначе Марк Фраческий, подобно Онуфрию Велик., подвизаясь в пустыне, вместо одежды имел власы свои и за необычайно суровые подвиги удостоился и необычайных дарований. Скончался он 130 лет около 400 г. Память Марка Афинянина 5 апреля.

2) В славянск. перев. молитвы нет упоминания о Марке Афинянине и Ефреме Сирине. Все названные в молитве святые, жизнь которых относится к IV веку (за исключением Марии Египетской, жившей в V— VI веке), представляют собою величайших подвижников, главным образом делателей и учителей покаяния.

Спаси меня вопреки достоинству и сверх надежды,

Чрез одну Твою благость и благостыню,

Чтобы я благословлял и с любовью величал Тебя,

Дабы благодарил и искренно воспевал;

В будущем же спасительном веке

Чтобы и я благословил благословенного Владыку,

ВО ВСЯКОЙ СКОРБИ И ОБСТОЯНИИ

Молитва прп. Симеона Нового Богослова

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Св. Ангелу Хранителю

Молитвы пред иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Молитвы пред иконами Божией Матери «Утоли моя печали»

Молитвы пред иконами Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

«От скверных уст, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной прими моление, Христе мой, и не отвергнув ни слов моих, ни нрава, ни бесстыдства, дай мне свободно говорить то, что я хочу, Христе мой, но лучше и научи меня, что мне должно делать и говорить. Согрешил я более блудницы, которая узнав, где Ты пребываешь, купив мира, дерзнула придти помазать ноги Твои, Христа моего, Владыки и Бога моего.

Как её Ты не отверг, пришедшую от чистого сердца, не погнушайся и мною, Слово! Дозволь же мне и держать и целовать Твои ноги, и потоком слез, как драгоценным миром дерзновенно их помазать.

Омой меня слезами моими, очисти меня ими, Слово!

Отпусти и согрешения мои и прощение мне подай. Ты знаешь множество пороков, знаешь и раны мои, и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая.

Не довершенное мною заметили очи Твои, а в книге Твоей и ещё не сделанное записано у Тебя. Посмотри на смирение моё, посмотри, каково моё страдание, и грехи все отпусти мне, Боже вселенной, чтобы с чистым сердцем, трепетною мыслью и душою сокрушенной причастился я Твоих пречистых и всесвятых Таинств, которыми оживляется и обоживается всякий, вкушающий Тебя и пьющий с чистым сердцем. Ведь сказал Ты, мой Владыка: «Всякий вкушающий Мою Плоть, как и пьющий Мою Кровь, тот во Мне пребывает, а Я нахожусь в нем». Совершенно истинно слово Владыки и Бога моего. Ибо причащающийся божественных и обоготворяющих Даров, я в самом деле не один, но с Тобою, Христе мой, Светом, ярким как три солнца, просвещающим мир. Поэтому, чтобы мне не остаться одному, отделенным от Тебя, жизни Подателя, дыхания моего, жизни моей, радости моей, спасения миру, — я пришел к Тебе, как Ты видишь, со слезами и душою сокрушенной, умоляя о том, чтобы получить мне искупление моих согрешений и Твоих жизнь подающих и непорочных Таинств причаститься не в осуждение; чтобы, Ты пребыл, как сказал, со мною, трижды несчастным; чтобы обольститель, найдя меня лишенным Твоей благодати, не похитил меня коварно и, обманув, не отвел от обоготворящих Твоих слов.

Поэтому я к стопам Твоим припадаю и горячо взываю к Тебе: как Ты принял блудного сына и пришедшую к Тебе блудницу, так прими, Милостивый, и меня, блудного и скверного, с сокрушенною душою ныне к Тебе приходящего. Знаю, Спаситель, что никто другой не согрешил пред Тобою как я, и не соделал дел, какие я совершил. Но я также знаю то, что ни тяжесть согрешений, ни грехов множество, не превосходит Бога моего многое долготерпение и человеколюбие величайшее, но с милостивым состраданием Ты и очищаешь, и просвещаешь горячо кающихся, и к свету приобщаешь, щедро делая их причастниками Божеству Твоему; и — что дивно и Ангелам, и человеческим мыслям, — беседуешь с ними многократно, как с истинными Твоими друзьями. Это дает мне смелость, это окрыляет меня, Христе мой! И, дерзновенно уповая на Твои богатые к нам благодеяния, радуясь и вместе трепеща, я, трава, причащаюсь огня, и — дивное чудо — неизъяснимо орошаем, как в древности куст терновый, горевший, не сгорая. Итак, благодарной мыслью и благодарным сердцем, всеми благодарными чувствами моими, души и тела моего, поклоняюсь, и величаю, и славословлю Тебя, Бога моего, как благословенного и ныне и вовеки».

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читайте так же:  Молитва чтоб любимый полюбил меня

Преданность служению Господу Симеона Богослова была описана во многих его трудах. Не всегда они были понятны духовенству того времени. Но он никогда не отходил от законов Божьих, а старался обернуть в христианство как можно больше иноверцев.

Рожден он был в 40 годах 10 века в городе Галате. Отец хотел, чтобы мальчик служил при дворе. Именно поэтому его послали в Константинополь для получения должного образования. После окончания обучения ему был преподнесен достаточно высокий пост при императоре. В 25 лет житие Симеона Нового Богослова полностью изменилось. Он стал тяготеть к служению Господу и отправился в Студийский монастырь.

Считают, что самым основным подвигом его стала молитва Иисуса в кратком ее виде «Господи, помилуй!», которую он постоянно повторял. Святой любил пребывать в одиночестве. Замечалось, что он мог стоять поодаль от братства во время службы или оставался сам в церкви на всю ночь. Для того, чтобы помнить о том, что смерть может настигнуть в любой момент, он ходил на кладбища. Из-за таких усердных служений Богу он достиг высшей просветленности.

Заметно это становилось во время служения им Литургии. В 980 году его назначили игуменом в Мамантском монастыре. За 25 лет его службы оно значительно приумножило и разрослось. Доброта в нем соседствовала со строгостью следования Божьих заповедей. Такие строгие требования вызывали недовольство. Однажды они чуть не забили его по окончанию службы.

После передачи власти своему восприемнику создавал не покладая рук преподобный Симеон Новый Богослов творения. Он говорил в них о:

  • необходимости внутренней брани, которая нужна для совершенствования;
  • противостоянии страстям;
  • отрешении от греховных помыслов.

Ему принадлежат также поучения для монахов. Но некоторые его сочинения вызывали протесты и никак не принимались высшим духовенством. Именно это привело к конфликту и его изгнанию. Именно поэтому он переехал на берега Босфора, где основал обитель святой Марины.

Умер он от болезни желудка в 1022 году. Мощи Симеона Нового Богослова были обретены спустя 30 лет.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Еще при жизни за следование всем правилам, ему было даровано способность творения чудес. Немало есть упоминаний и записей о них. Случались они не только при жизни святого, но и после его смерти. Чаще всего свои прошения люди направляют к нему для:

  • исцеления от недугов;
  • улучшения материальной составляющей;
  • наставления на правильный путь;
  • очищения для греховных мыслей и прочего.

Важно помнить, что святой – это только проводник между нами и Господом. Он просто просит за нас перед ним. В этом деле важную роль играет вера в Бога. Именно от нее зависит исполнение нашего прошения.

Вот такие молитвенные слова читают у святого лика Симеона:

А также есть и специальная молитва перед исповедью Симеона Нового Богослова. Ее советуют использовать для того, чтобы настроится на нужный лад, а также сказать правильные слова при покаянии. Вот так она выглядит:

«Боже и Господи всех! Всякого дыхания, и души имый власть, един исцелити мя могий, услыши моление мя окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не в конец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя: вем бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.»

Его советуют иметь в каждом доме. Это связано с тем, что икона Симеона Нового Богослова может производить большое количество чудесных творений. Ее можно дарить в качестве подарка для тех, кто длительное время не может исцелится от заболевания. Оно может быть связано не только с телом, но и с душой.

Чтение священных текстов перед ней поможет значительно улучшить состояние. Делать это могут и близкие больного. Важно проговаривать все слова от чистого сердца и с добрыми помыслами. Постоянно верьте в положительный конечный результат. Только так Вы сможете его достигнуть.

Многие считают, что молитвы в день памяти святого имеют большую силу. Для него эти дни выпадают на:

Не отчаивайтесь, что желаемое может быть получено не сразу. Если искренно верить, то слова мольбы будут услышаны небесами.

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Симеоне:

Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). Исполнение этой первой и большей заповеди заключается в сих Евангельских словах: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; далее говорит Господь: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Читайте так же:  Молитва изменяющая судьбу на современном языке

Итак, любовь к Богу состоит в исполнении святых Его заповедей, из коих главная — это Любовь к ближним, что видим мы из Евангельского повествования о дне Страшного всемирного Суда Божия, на коем Любовь, оказанную ближним, Господь вменит — Себе Самому и за оную сподобит вечного блаженства. Следовательно, тот любит Бога, кто любит ближнего своего; если же кто в этом усумнится, того да уверит святой Иоанн Богослов: Аще кто ренет: любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть, ибо нелюбяй брата, его же видит, Бога, Его же не виде, како может любить.

Диавол, ища погибели человека, угашает в нем чувство Любви к Богу, возбуждая вместо ее пристрастие к земному, неблагодарность, холодность, неверие, ропот, гордость; он тщится напоить человека тем смертным ядом, которым сам упился. Любовь к Богу возгорается в сердце человека при размышлении о благодеяниях Божиих, излитых на род человеческий, и как нам не Любить Бога, ибо Он сотворил нас невинными и блаженными, напечатлел в нас образ Своего Божества, вдохнул в нас бессмертную душу, украсил ее мудрос-тию, святостию и правдою, соделал человека владыкою всех земных тварей, и когда он за преслушание подверг себя и все свое потомство, погрязшее в нечестии, вечному осуждению; то Господь извлек нас, падших, из этой бездны, сошел с Небес, принял на Себя естество наше, пролил за нас Пречистую, Святейшую Кровь Свою и не только избавил нас от вечного осуждения, но соделал нас чадами Божиими, наследниками бесконечного Небесного Царства. По истине, кто не любит такого благодетеля своего, тот хуже язычника, ибо и они любят любящих их.

Кто увлекается грехами, не сопротивляется им, в том нет и признаков Любви Божией. Иные, сделав навык к грехам и пребывая в них, мнят иметь Любовь к Богу, но суетная их надежда оная ничто иное, как самообольщение, ибо кое общение свету ко тьме.

Любовь Божия есть вино, веселящее сердце человека (Пс. 103,15); вкусили этого Божественнаго пития невоздерж-ники и стали подвижниками, вкусили грешники и стали праведниками, вкусили богатые и возжелали нищеты, вкусили блудники и стали целомудренными, вкусили немощные и стали непобедимы, вкусили невежды и умудрились, вкусили скорбящие и возвеселились. Дары Духа Святаго, изливающиеся на любящих Бога, бесчисленны.

Кто истинно любит Бога, тот предан Его святой воле, и чтоб его ни постигло, он все приемлет, как от руки Божией, с твердою верою, что все это послужит к его душевной пользе.

Для души, преданной Богу, несчастия, постигающие ее в сей жизни, служат степенями, возводящими ее к совершенству. Любящий ни о чем столько не мыслит, как только о любимом: ибо таково свойство нашего сердца, что, кого мы любим, тот непрестанно у нас в мыслях. Мы часто бываем удалены пространством от того, кого любим; но в мыслях всегда с ним, смотрим на него, слушаем его и говорим с ним, по утру просыпаемся — и первый предмет нашей мысли — тот, кого мы любим; занимаемся ли каким-либо делом для себя или для других — и никакое дело не мешает нам мыслить о том, кого любим.

Любовь к Богу обнаруживается расположением к чтению или слышанию слова Божия.

Любовь к Богу обнаруживается благочестивою христианскою жизнию, исполнением воли Божией. Таково свойство нашего сердца: кого мы любим, того и волю усердно тщимся исполнить; в этом уверяет нас Сам Создатель наш: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; не любяй Мя, словес моих не соблюдает (Пс. 118,97, 303)

Горящий Любовию к Богу человек так обращается на земли, как бы имея жительство свое на Небеси, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни сей презирает, поспешая к Небесному отечеству своему.

Кто из смертных сподобился высочайшего дара Любви Божией, тот только телом пребывает на земле, а блаженная душа его уже воспарила в Горния селения и наслаждается блаженнейшим общением с небесным Утешителем.

Нести в народ слово Божье, быть проповедником и учителем под силу далеко не каждому. Одним из примеров такой личности является Преподобный Симеон Новый Богослов. Музыка написанных им божественных текстов проникает в наши души при осуществлении самых важных церковных таинств. Молитва перед исповедью Преподобного Симеона Нового Богослова помогает принять верный настрой и сказать нужные слова при покаянии.

Преподобный Симеон происходил из древнего рода, в юности имел чин при дворе императора. По достижению 25 лет он устремился в иночество, став послушником монастыря. Он желал уединения и Дух Святой, нисходя, укрывал от его взора окружающую действительность.

После достижения духовной просветленности Симеон 25 лет прослужил игуменом. Он преобразил монастырское хозяйство и облагородил храм. Доброта настоятеля сочеталась с требовательностью к исполнению заповедей Евангелия. Не все были довольны строгой дисциплиной, на Симеона было совершено покушение. Вместо наказания он мольбами даровал прощение нападавшим и помог им в мирском бытии.

В 56 лет Симеон Новый Богослов оставил пост игумена и поселился при монастыре. На этом этапе он сотворил свои основные богословские труды, в которых обучал духовному совершенствованию, противостоянию искушениям. Его пером начертаны «Гимны Божественной любви», наполненные серьезными молитвенными рассуждениями.

Труды Симеона воспринимались спорно, что способствовало возникновению конфликта с патриархами Церкви, и ссылке на Босфор, где старец создал обитель святой Марины и провел там свои последние годы.

Большое внимание Преподобный уделял подготовке к таинствам. Одной из значимых молитв является Молитва Симеона Богослова перед исповедью. Текст молитвы настраивает исповедующегося на откровения перед Всевышним. Слова вселяют веру в милость Божью, в чистоту помыслов и души. Человек, читающий молитву Симеона Богослова, словно видит Божественный свет и очищение впереди.

(Последование ко Святому Причащению)

Боже и Господи всех! Всякого дыхания, и души имый власть, един исцелити мя могий, услыши моление мя окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не в конец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя: вем бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Господи, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, сошедый на сие на землю, да лежащия и умерщвленныя грехом воздвигнеши и видети Тебе, свет истинный, якоже человеку возможно видети, сподобиши их, посли ми человека, ведущаго Тебе, да, якоже Тебе, поработав ему и всею силою моею подчинився ему, и Твою в того воли сотворь волю, благоугожду Тебе, единому Богу и сподоблюся и аз, грешный, царствия Твоего.

Ты все видишь, Господи, и ничего нет, чего бы не видел Ты. Я, хотя и есмь дело рук Твоих, однако ж дел по заповедям Твоим не делал, но по великому неразумию своему делал всякое худо, не помышляя, что Ты, Творец мой и Бог, сколько благ, столько же и правосуден. Ныне же, приведши сие на память, вострепетал я и не знаю, что делать. Чувствую осуждение Твое, и слова оправдания не нахожу в устах моих. Не имею я никакой добродетели и не сделал никакого дела покаяния, достойного того, чтоб за него простить мне хоть одно праздное слово уст моих. К тому же, кто и все имеет добродетели и делает всякие добрые дела, делает то, как раб и должник, за грех же свой никакого во всем этом не найдет он заменения: тут единая милость Твоя предваряет. Грех есть смерть, и кто из умерших чрез него может воскреснуть сам собой? Воистину никто. Один Ты умер и воскрес, потому что греха не сотворил и не обретеся лесть во устах Твоих. Так, Владыко Вседержителю, наделавши много злых дел, каюсь я, но одно покаяние несильно оправдать меня.

Не попусти на меня Владыко Господи, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы.

Читайте так же:  Молитва о прощении перед любимым человеком

И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.
толкование

Боже и Господи всяческих, имеющий власть над всяким дыханием и всякой душою, Един могущий уврачевать меня, услыши моление мое. И во мне бедном гнездящегося змия, наитиемвсесвятого Духа Твоего, умертвив истреби. Научи и настрой меня, нищего и обнаженного от всякой добродетели, припадать к стопам отца моего, и его святую душу расположи к состраданию и милостивости ко мне.

Даруй, Господи, смирение в сердце мое и помыслы, подобающие грешнику, положившему каяться Тебе. Не оставь в конец душу, единожды сочетавшую Тебе, Тебя исповедавшую, Тебя вместо всего мира избравшую и всему предпочетшую. Ты ведаешь, Господи, что я желаю спасться, хотя злой обычай мой полагает тому препятствие. Но Тебе, Владыко, возможно все, невозможное для людей. Аминь.
толкование

Три суть образа молитвы и внимания, которыми душа возводится или низводится: возводится, пользуясь ими своевременно, а низводится, владея ими не вовремя и несмысленно. Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей охранением постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая ослабевая ее оскверняем, то становимся негодными.

Итак, поскольку мы сказали, что внимание и молитва разделяются на три [части], следует разъяснить и свойства каждой из этих [частей], чтобы хотящий достичь жизни и желающий совершить потрудиться, из этих различенных состояний твердо избрал лучшее, дабы, держа по неведению худшее, не упустить лучшего.

Вторая молитва такова. Когда ум отправляется [в путь], собираясь от чувств и охраняемый внешним чувством, собираясь со всеми помыслами и тщетно [стараясь] забыть их, иногда испытывая помыслы, иногда же внимая мольбам к Богу, произносимым устами, иной раз привлекая к себе плененные помыслы, в другой же и сам, объятый страстью, снова начинает принудительно возвращаться в себя, то невозможно так воюющему когда-либо умиротвориться или увенчаться победным венком. На самом деле таковой похож на человека, сражающегося в ночи, который хотя и слышит голоса врагов и получает раны, но ясно увидеть, кто они, откуда пришли, как и ради чего ранят, нельзя, потому что виновник такого урона мрак ума. Так воюющий не избежит сокрушения от мысленных иноплеменников и, подъемля труд, все же лишается мзды. При этом, скрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого [тщеславия] и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам.

Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать о вреде ее. Впрочем, вторая настолько превосходит первую, насколько полнолунная ночь лучше беззвездной и беспросветной.

Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда. Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. отцом же своим , чтобы делать ни добавляя, ни убавляя все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи: пище, питье и одежде; говоря проще – делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.

Читайте так же:  Дом отца моего домом молитвы

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, яко лев рыкающий, ища, кого поглотить» ( 1Петр. 5, 8 ), и далее. И Павел чрезвычайно ясно о хранении сердца пишет к Ефесянам: «Наша брань не против крови и плоти» ( Еф. 6,12 ), и т.д. А сколько и божественные отцы наши в своих писаниях о хранении сердца говорили, ясно тем, кто трудолюбиво исследует эти [творения]. Но прежде всего должно тебе приобрести три вещи и так начать [путь] к взыскуемому: непопечительность о вещах неразумных и благоразумных благословных, сиречь мертвенность ко всему; чистую совесть, хранясь, чтобы не упрекала собственная совесть; беспристрастие, не склонное ни к чему [от] века сего или самого тела.

Затем, сев в безмолвной келье и наедине в одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе.

Затвори дверь и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь, о чудо! непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов.

Прочему ты научишься, с Божией, в хранении ума, держа Иисуса в сердце. Ведь, говорит , «сиди в келье своей, и это всему тебя научит».

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?

ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину. Ведь лествицей установил утвердил их Иоанн Лествичник, говоря так»: «Одни умаляют страсти; другие поют псалмы и предаются псалмопению большую часть [времени]; некие [терпеливо пребывают в молитве; иные проводят [жизнь], устремляясь в глубину созерцания. Пусть, говорит он, задача исследуется по образу лествицы». Следовательно, желающие шествовать по лестнице шагают не сверху вниз, а снизу вверх, взбираясь сначала на первую ступеньку, затем на следующую и по порядку на все [остальные]. И таким образом возможно подняться от земли и вознестись на небо. Итак, если мы хотим прийти «в мужа совершенного полноты Христовой» ( Еф. 4, 13 ), то начнем по утвержденной лестнице, [как и] подобает подобно младенцам, согласно [чреде] детских возрастов, дабы, идя мало-помалу, достичь мер и мужа, и старца.

Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.

Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога , ибо невозможно «петь Господу в земле чужой» ( Пс. 136, 4 ), то есть в страстном сердце.

Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа – прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.

За этими четвертая ступень духовного возрастания – ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.

Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены установлены Духом , то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.

Началом же продвижения к свету для желающего духовно возродиться является умаление страстей, или хранение сердца, ибо иначе невозможно страстям умалиться.

На втором месте – усиление псалмопения, ибо, когда страсти улегаются и умаляются благодаря сердечному противлению страстям, желание примирения́ с Богом воспламеняет ум. С этого времени поэтому окрепший ум, преследуя, изгоняет с помощью внимания помыслы, овевающие поверхность сердца. И вновь он, как обычно, прилепляется ко второму вниманию и молитве. Тогда взвихряются духи, а духам страстей привычно возмущать сердечную глубь, но призыванием Господа Иисуса Христа они распадаются и исчезают, словно воск. Будучи изгнанными оттуда, они возмущают через чувства поверхность ума; посему если даже и чувствуется или: он [ум] чувствует вскоре затишье, все же совершенно избежать их и не воевать невозможно. Свойственно же сие одному пришедшему в «мужа совершенного» ( Еф. 4, 13 ), пребывающему всегда в уединении и непрерывном сердечном внимании.

Затем стяжавший внимание возвышается мало-помалу и до мудрости седин, то есть восходит к созерцанию, что есть [удел] совершенных.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перевод с древнегреческого и примечания А. Г. Дунаева

Молитвы симеона нового Богослова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here