Можно ли читать молитву в нетрезвом состоянии

Подробное и точное описание: Можно ли читать молитву в нетрезвом состоянии - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Состояние при молитве

— Здравствуйте, отец Андрей.
Скажите, пожалуйста, допустимо ли молиться выпивши?? Нет, конечно, я не имею в виду состояние полного опьянения, когда человек вообще неадекватен. А вот если выпил немного, то можно молиться или нет?? Не оскорбляет ли Господа молитва выпившего человека?? С уважением.

—Допустимо, но не потому что это хорошо, а потому что даже если человек выпил, когда можно и сколько можно, все равно должен помолиться. Спаси Господь!

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Молитва

— Здравствуйте, о. Андрей! Можно ли в нетрезвом состоянии молиться? Имею в виду, конечно, такое состояние, когда человек понимает, что он делает. Просто бывают моменты, когда в таком случае думаю не молиться, но всё равно очень тянет. Спасибо!

—Молиться нужно всегда. Если уж человек пьян, в храм идти не стоит, а покаянная молитва будет в самый раз. Грешно будет, если, предположим, собрался на молитвенное правило, а сам употребил спиртное. Помоги Господь!

Го́споди, при́зри ми́лостиво на раба́ Твоего́ (имя), прельще́нного ле́стью чре́ва и плотско́го весе́лья. Да́руй ему́ позна́ть сла́дость воздержа́ния в посте́ и проистека́ющих от него́ плодо́в Ду́ха. Ами́нь.

О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Аминь.

О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена), влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь э́тих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.

О, премилосе́рдная Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас – жен, дете́й, мате́рей и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тери своея́ – Це́ркви Христо́вой и спасе́ния отпа́дающих, бра́тьев и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́. О, ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́сь серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. Приими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы ма́терей, о ча́дах свои́х сле́зы пролива́ющих; жен, о му́жех свои́х рыда́ющих; чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помоги́ пройти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вопрос: Я слышал, что после того, как человек выпьет спиртное, ему нельзя совершать намаз в течение сорока дней. Так ли это на самом деле? И может ли, вообще, выпивающий человек молиться?

Ответ: Во-первых, нет сомнения в том, что употребление алкогольных напитков является тяжким грехом. Наш Создатель – Всевышний Господь запретил употребление всего, что одурманивает, лишает разума (спиртное, наркотическое и т.п.). В Священном Коране Аллах предостерегает нас:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُون

«О вы, которые уверовали в Аллаха, Его Писания и Его посланников и которые повинуются Его Истине! Вино (всё, что пьянит и отравляет ум), майсир (азартные игры), камни для приношения жертв идолам и стрелы для гадания, и гадание на камнях и картах – всё это – мерзость из деяний сатаны. Воздерживайтесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье в ближайшей жизни и блаженство рая в будущей жизни!» (смысл 90 аята суры «аль-Маида», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

Каким бы тяжким ни был совершённый грех, обязанности, возложенные на человека, остаются обязанностями и их следует исполнять. Одним из главных деяний верующего является намаз – столп Ислама, пропуск которого не допустим. И распитие спиртного не может являться причиной не исполнения молитвы.

Однако следует знать, что становиться на намаз нужно в здравом рассудке, осознавая читаемое и совершаемое в молитве, т.е будучи трезвым. Ибо Всевышний установил следующие требования для молящегося:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ

«О вы, которые уверовали, не приступайте к молитве в нетрезвом состоянии, когда вы не можете понимать то, что вы говорите…» (смысл 43 аята суры «ан-Ниса», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

Следовательно, нет необходимости ждать сорока дней после распития спиртных напитков. Как только человек протрезвеет – он должен совершать намазы.

Здесь также хотелось бы отметить, что от греховного защищены только пророки (мир им), а каждый из нас грешен в той или иной степени. И если даже человек совершает тяжкие грехи, как распитие спиртного, это не должно стать причиной его изоляции от богослужений. Такой человек больше нуждаются в помощи от Всевышнего, чтобы суметь избавиться от пагубных привычек. И молитвы, посты, другие благие поступки могут стать причиной исцеления его сердца и обретения счастья в обоих мирах.

Читайте так же:  Паисий величковский об умной или внутренней молитве

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Я выпил! Мне -стыдно! Могу я молиться?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Алкогольное опьянение – Вы и сами это чувствуете – не самое подходящее состояние для молитвы. Самая подходящая молитва в этом состоянии – покаянная. Обращайтесь к Богу с тем, чтобы Он оградил Вас от пристрастия к алкоголю, и с твердым решением не злоупотреблять спиртным.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото frankieleon

Принимается ли намаз, если человек выпил спиртное, но не знал, что после этого намаз не принимается 40 дней?

В Коране Аллах Всевышний категорически запретил любые опьяняющие напитки и вещества, сказав:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенник (идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида 5/90).

Если же не смотря на этот запрет, мусульманин выпьет спиртное, признавая то, что это является харамом, то в этом случае он станет грешником. Однако это не является препятствием для выполнения обязательных видов поклонения. По этому поводу Аллах Всевышний сказал в Коране:

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (ан-Ниса 4/43).

То есть мусульманин не может совершать намаз в состоянии алкогольного опьянения. Совершая намаз, он должен осознавать, что он делает, и понимать то, что он говорит. До тех же пор, пока человек не протрезвеет, он не должен приближаться к намазу.

Если же человек бросил употреблять спиртное и покаялся в этом, то он ни в коем случае не должен ждать истечения сорока дней, а должен немедленно приступать к совершению намаза и других поклонений.

Можно ли молиться пьяному-ну конечно нельзя! Ум у пьяного человека затуманен и он не имеет понятия о чем творит молитву.А ведь ее нужно проговаривать осознанно с полным восприятием и понятием данного действа.

Пьяный человек в молитве-это прямое неуважение к Богу по сути.Вы же должны говорить с ним на одном языке,т.е в трезвости.Лучше отложить молитву на тот момент,когда голова прояснится.

Молитва молитве-рознь. У каждого религиозного направления свои каноны и запреты, куда не плюнь-все нельзя! Человек, свободный от какой либо религиозной конфессии, в праве посылать свои прошения во Вселенную в каком угодно состоянии (особенно, если это прошения о трезвости. ), главное чтобы это шло от чистого сердца и во благо.И еще можно добавить, что алкогольное опьянение (здесь тоже есть свои границы!) это измененное состояние сознания при котором наши мысли, слова и просьбы доходят до Адресата очень быстро (человек изменяет частоту вибраций). Пример-шаманизм и др.

Если пьющий человек умер в состоянии сильно нетрезвом, считается ли это самоубийством?

Нет. Самоубийством является осознанное лишение себя жизни. Оно совершается в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Когда же человек умер от сильного опьянения, от передозировки наркотиками или трагически погиб по причине крайней беспечности, то не считается самоубийцей, если не хотел смерти. Духовная жизнь требует точных определений. Ничего приблизительного в оценках допускать нельзя. К сожалению, такие высказывания встречаются. От них может быть только вред. Конечно, родным и близким тяжело, когда человек умирает, побежденный страстью. За такого человека надо усиленно молиться, потому что ему очень трудно. Но никто не может лишать его отпевания и церковного поминовения.

Жизнь одна из величайших тайн Божиих. Среди даров, данных Богом человеку, она есть первый и самый ценный дар. Поэтому расточать этот дар, сокращая жизнь удовлетворением страстей, порочными навыками, нездоровым образом жизни является серьезным грехом, и Господь на Суде за это взыщет. Человек не должен быть озабочен стремлением к долголетию, ибо времена и сроки в руках Божиих, но он должен избегать греховного небрежения к Божественному дару.

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Может ли встать на намаз человек, который употребляет алкоголь?

Может ли встать на намаз человек, который употребляет алкоголь? Некоторые говорят, что необходимо подождать сорок дней и лишь потом можно начать поклонение. Так ли это?

Всевышний Аллах запретил человеку употреблять спиртные и все дурманящие его рассудок вещества. Милостивый Творец, обращаясь к верующим людям сказал в аяте Священного Корана так:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О верующие! Воистину, и нет сомнений, спиртное [все, что опьяняет разум, рассудок], азартные игры, идолы [различные формы язычества, жертвоприношения идолам] и гадания — мерзость (грязь, гнусность, скверна) из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете» (сура аль-Маида, 5/90).

Но если, прекрасно осознавая, что это харам, то есть действие из разряда запретного, человек все равно употребляет алкоголь, то он совершает греховный поступок. Однако совершение греховных поступков не освобождает человека от его обязанностей, в том числе и совершать намаз. В этом случае Всевышний Аллах установил определенное требование для своего грешного раба:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ

Читайте так же:  Венчальная молитва текст на кольце

«Верующие, не приближайтесь к молитве-намазу (не молитесь), когда вы пьяны, пока не начнете понимать то, что говорите» (сура ан-Ниса, аят 43).

Исходя из данного повеления Всевышнего Творца, человек, собравшийся читать намаз, должен быть трезвым , понимающим то, что он читает, и совершать осознанные действия на намазе. То есть на момент совершения намаза человек должен быть трезвым.

Каждый из нас может оступиться и совершить тот или иной грех. Хотя это не является оправданием осознанному совершению греха и тем более столь пагубной привычки, как алкоголь. Но это вовсе не значит, что человека в таком случае стоит пытаться как-то изолировать от намаза и в целом от ислама. Наоборот, необходимо подобрать правильный подход и сформулировать действенную мотивацию для того, чтобы человек, раскаявшись в данном грехе, навсегда смог расстаться с этой пагубной привычкой.

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Был случай такой. Описан в житиях, и значит имеет душеполезное содержание.

Один монах, одолеваемый блудными мыслями удалился от братии для молитвы. И единственным уединенным местом в тот момент оказался туалет. А по возвращении был упрекнут другим монахом за молитву в неподобающем месте (уж не помню, как второй прозрел сей факт).

Тогда первый ответил, что избавлялся от нечистот разума. И разве туалет, место предназначенное для избавления от нечистот, не подходящее место для этого?

Грехом же является любое злоупотребление. В вашем вопросе это пьянство (поясню. не винопитие грех, а пьянство). Но даже если в этом состоянии человек смог подумать о Боге, это хорошо и даже очень. Многие и на трезвую голову не вспоминают о Боге.

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы напились до такого состояния, что плохо соображаете, думаю что этого делать не надо.

Лучше подождать, когда похмелье уйдет, а вот потом, со свежей головой и мыслями, уже можно и за чтение Библии приниматься.Библию, надо читать осознанно.Это не развлекательная книга, а духовная.Поэтому и относится к ее прочтению, надо с уважением к тем знаниям, которые там содержаться.Потому в этом случае, читать бы я ее не рекомендовала.

Что касается молитв, если есть такая нужда, молится в принципе можно в любых обстоятельствах.Особенно, если она острая

Если особой нужды молится нет, то лучше перенести молитву на другое время.

Молитва, это не просто слова, а наше в своем роде, общение с Богом.Вот и подумаем, приятно ли Богу, когда к нему обращаются в таком непотребном виде? Думаю что нет.Да и молитвы такие, толку скорее всего иметь не будут.Вряд ли Господь захочет слышать, молитвы от пьяного человека.Однако, если человека есть острая необходимость в обращении к Богу именно в момент похмелья, Бог думаю в принципе может, его услышать и даже помочь.

Но это только если необходимость острая и человек будет молиться очень искренни.

Например, когда у него случилось что-то серьезное или ему стала грозить, какая-то опасность.Господь милостив и поэтому в этом случае, может услышать и даже помочь, человеку

А вот в храм, в состоянии похмелья, входить нельзя.

Потому что это кощунство.Ничего хорошего, от такого посещения храма, не будет.А могут еще отругать и выгнать.А вообще, в таких случаях, если уж довелось зайти в храм выпившим, нужно обязательно сообщить об этом священнику.И желательно еще перед исповедью.

В период Великого поста( который идет сейчас) употреблять алкоголь, верующий человек не должен.

Уж не говоря, о том что бы напиваться до потери пульса.А если возникает желание выпить, значит надо с ним бороться.В помощь храм и молитвы.Все попойки лучше отложить до конца поста.Приближается страстная седмица, это самое строгое начало Великого поста.Последняя неделя перед Пасхой.Верующие люди в этот период, должны особенно делать акцент, на духовной жизни и особо сильно бороться с соблазнами и искушениями.А вот после окончания поста, можно и отпраздновать.Только лучше все же еще службу Пасхальную посетить.Ну и конечно, то что касается алкоголя, в Пасху я бы его пить не стала.Но если очень хочется можно.Только чуть-чуть

Можно ли молиться в состоянии опьянения? Разрешается ли совершать намаз человеку, который употребляет спиртное? Если можно, то в каких случаях? Отвечает главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.

Согласно Корану и Сунне, намаз пьяному человеку читать нельзя. Если человек пьян, он понимает, что у него нарушена координация, не понимает, что говорит, то ему намаз читать нельзя. Это кощунство. Как только он придет в себя, воздействие алкоголя отойдет, он должен возместить молитву и читать намаз.

Есть хадис пророка Мухаммада (с.а.с.), говорящий о том, что впоследствии 40 дней не принимается Всевышним Аллахом молитва. Несмотря на это, эти дни надо читать обязательно намаз. Кто знает, может Аллах проявит свою милость и простит вас за то, что вы пили спиртное. И от этого греха надо отходить. Ибо, то, что мы употребляем спиртное, это говорит о том, что мы не повинуемся аятам Корана. А в Коране сказано, что это мерзость из деяний сатаны. То есть, тем самым, мы совершаем действие, которое радует сатану и вызывает гнев Всевышнего Аллаха. Поэтому, пьяному читать намаз нельзя. Как только он протрезвеет, он должен восполнить намазы и читать все намазы.

Читайте так же:  Молитва Иисуса за детей

Альхамдулиллях. Намаз, он помогает человеку отказаться от дурных привычек. От многих, многих. От дурных людей, от дурных привычек, от дурного влияния. И спиртное, к этому и относится. Более того, некоторые невежественные мусульмане не читают намаз только потому, что любят употреблять спиртное. И потом, когда проходит время, и видит, что он уже не может употреблять спиртное, потому что покалечился. Аллах ему подарил болезнь за то, что он пьет спиртное. И намаз он не может читать. По практике, я вижу, что Аллах забирает баракят у тех людей, которые не хотят Ему поклониться. Ибо мы знаем, что Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем. И даже не нуждается в наших поклонениях. Эти поклонения нужны нам самим. Ибо мы так устроены, Аллах лучше знает, как мы устроены, все вот эти вот наши движения, искреннее поклонение Богу, духовно и телесно, они нужны нам, именно нам.

И, люди, которые из–за спиртного не читают намаз, они совершают очень большую ошибку, что может привести, впоследствии, к гневу Всевышнего Аллаха.

Человек, который периодически употребляет спиртное, должен читать намаз, но не в состоянии опьянения, а в тот момент, когда он протрезвеет. Должен возместить молитву и читать намаз. Впоследствии, он должен отказаться от этой привычки.

Самая дурная привычка, которая может человека погубить. И миллионы людей губятся на этом пути.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.

Можно ли в храме упоминать в записках и ставить свечи об упокоении человека, причиной смерти которого послужило пьянство? Слышала, это приравнивается к самоубийству.
Ольга

Отвечает священник Евгений Гомзяк, настоятель храма Святой Троицы станицы Новотроицкой Ставропольского края, преподаватель Ставропольской Духовной семинарии:

Трудно однозначно сказать, приравнивается ли алкоголизм к самоубийству или нет. С одной стороны, планомерное нанесение вреда собственному здоровью – действительно медленное самоуничтожение.

С другой стороны, возьмите, например, страсть чревоугодия. Кто скажет, что она полезна для здоровья? А страсть блуда, гнева, печали? Список можно продолжить. Любой грех ведет в конечном итоге к смерти и является медленным саморазрушением человека.

Всегда важно помнить, что грех – это, прежде всего болезнь, развившаяся в человеке страстная привычка, некий приобретенный навык. Но одно дело, когда человек сознательно хочет уйти от проблем, необратимо лишая себя Богом данного дара жизни, а другое – уход от проблем в различные страсти, которые с Божией помощью все-таки победимы. Думаю, слово «приравнивается» не вполне подходит в этом случае. Вопрос не простой, да и не может быть простым.

Одно несомненно: не только можно, но и нужно, просто жизненно необходимо молиться в храме за таких людей. По словам Христа, не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:12-13).

Добрый день, можно ли еврею молиться (в частности, читать Шма), находясь в состоянии алкогольного опьянения? Большое спасибо за ответ!

Здравствуйте! Ответ на вопрос зависит от уровня алкогольного опьянения. В Галахе выделяется три уровня:

  1. Шатуй — выпивший. Выпившим считается человек, употребивший больше рэвиит вина, а именно — 86 мл, чуть меньше половины одноразового стаканчика.
  2. Шикор — пьяный. Пьяным считается тот, кто не в состоянии вести беседу с высокопоставленным лицом. Если человек путается в словах, считается, что он не может разговаривать с вышестоящими.
  3. Шикор кэ-Лот — пьяный как Лот. Самый высокий уровень опьянения, когда человек не в состоянии контролировать свои поступки.

Изначально запрещено молиться и произносить Шма, даже выпив чуть больше рэвиит вина вне трапезы. Это, примерно, одноразовый стаканчик пива или небольшая рюмка водки/виски объемом около 24 мл.

Когда алкоголь употребляют вместе с едой, он влияет меньше, поэтому, выпив то же количество во время трапезы, можно молиться — при условии, что действие алкоголя не ощущается.

Но, если проходит время молитвы или Шма, нужно молиться, даже чувствуя легкое опьянение, — пока человек в состоянии говорить с высокопоставленным лицом.

Если человек опьянел настолько, что не может говорить с вышестоящими, молиться нельзя, даже если он пропускает время молитвы. Если проходит время чтения Шма, следует произнести «Шма Исраэль», но без благословений.

Благословения и Биркат а-Мазон можно произносить даже в состоянии опьянения, пока не достигнут уровень «пьяный как Лот».

Пьяный человек не присоединяется к миньяну и не «учитывается» при зимуне (приглашение к совместному благословению после трапезы, когда в ней участвуют как минимум трое совершеннолетних мужчин), пока действие алкоголя полностью не пройдет.

Человек, достигший такого уровня опьянения, считается «не в себе» и не может молиться и произносить благословения, пока находится под действием спиртного.

Можно ли подавать записку в храме за упокой, если в свидетельстве о смерти причина смерти отравление этиловым спиртом? Спасибо.

Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)

До кого должны дойти ваши записки с именами? Кому они адресованы? Некоторые убеждены, что Самому Господу Богу – и на этом основании делают целый ряд досадных ошибок…

А между тем дело совершенно ясное: записки адресованы мне, служащему священнику. Ваши записки – это ваше участие в нашей общей молитве, которую мы с вами совершаем о перечисленных там людях, живых или умерших.

Вот я стою перед жертвенником, совершая проскомидию. Или перед тетраподом, служу панихиду, или молебен перед аналоем. Во всех случаях передо мной кипа записок, иногда весьма толстая, с именами людей, о которых я буду молиться. И моя молитва во многом зависит от того, что содержится в этой кипе.

Читайте так же:  Молитва о благословении семьи

Внешний вид записок весьма важен. Одни записки исписаны с обеих сторон мелкой неразборчивой скорописью (экономили бумагу?) или наляпаны, будто козёл копытом; другие тщательно выписаны ровным каллиграфическим или чертежным шрифтом: какие из них помогут моей молитве, а какие помешают. Подумайте.

Пришлось мне как-то служить в отдаленном женском монастыре, и я обратил внимание сослужащего священника на исключительно аккуратный, красивый вид поминальных записок. «Что же удивительного, – отозвался тот, – если матушка игумения собственноручно выписывает имена всех жертвователей и их родственников…»

Сюда же относятся и добавления к именам: одни тоже помогают молитве, а другие тоже мешают. Само собой понятно: что это ребенок, что женщина беременна, что человек воевал или сейчас несет воинскую службу под огнем противника, или был убит, пропал без вести, болен и т.п. – дает мне крупицы сведений о тех, кого я не знаю, но о ком возношу молитву Всевышнему.

И наоборот: приписки, несущие нравственную оценку – «пьющий», «заблуждший», «гулящий», «блаженный» и т.п. – абсолютно недопустимы: они вызывают недоумение и огорчение, прерывают молитву.

Поэтому нет решительно никакой разницы, в какой форме приписаны Ваши пояснения или добавления – лишь бы они было разборчивыми и в меру сжатыми, лишь бы я смог быстро и безошибочно их понять. И не злоупотребляйте сокращениями: пользы от них мало, а расшифровать удается не всегда.

Что касается молитвы об умершем от пьянства, продолжайте ту же мысль: подумайте о служащем священнике. Готов ли тот молиться за него или нет. Кто как: заранее не скажешь. Поэтому, прежде чем писать записку, Вам следует спросить об этом самого священника (а не бабушку у свечного прилавка и не словоохотливую прихожанку).

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

11 сентября, в день праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, в России отмечается День трезвости. Мы решили спросить, можно ли считать пьянство смертным грехом? Ведь апостол Павел сказал: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). Почему же тогда у нас так часто в России, причем даже среди верующих людей, в церковной среде, встречается снисходительное отношение к пьянству?

Подлинное приобщение Божию Царству
начинается именно с трезвости

Алкогольное опьянение – в каком-то смысле наглядный образ греховности человечества

Пьянство – грех смертный, и я бы даже сказал, грех смертельный, смертоносный, убийственный. Вспомним сказание о подвижнике, которого долгое время искушал бес, а потом предложил: «Я от тебя отстану, только сделай хотя бы один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство». Подвижник подумал: «Убить человека – страшно, ибо это великое зло, совершить блуд – стыдно, ибо так я потеряю целомудрие, напиться же, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Пойду напьюсь, чтобы бес больше не искушал меня». Как только он пришел в город и напился, он тут же спутался с бесстыдной женщиной и впал с ней в грех. А после этого пришел муж этой женщины, и соблудивший убил его. Так пьянство ввергает во все остальные грехи.

Люди привыкли наблюдать вокруг себя пьяных людей, их асоциальный образ жизни. Люди знают, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость, что это приводит к потере здоровья, утрате работы, разрушению семьи. Но люди привыкли к пьянству, как к чему-то естественному для нашего мира. Как и к неубранным улицам, к ДТП на дорогах, к бытовым скандалам и склокам. Пьянство стало восприниматься как грех заурядный, обыденный.

Пьянство – это лишение себя жизни, как телесной временной, так и вечной небесной

Но если бы мы каждый день видели, как кто-то вешается или вскрывает себе вены, разве мы не ужаснулись бы этому, разве не вызвало бы у нас глубокое внутреннее возмущение то, как люди сами губят себя? Пьянство – это медленное самоубийство, это лишение себя жизни, причем жизни как телесной временной, так и вечной небесной. И только сердце матери болит безмерной болью о пьющем сыне, только жена не найдет себе места от пристрастия мужа к вину, только дети скорбят и переживают, когда видят пьющих родителей.

Снисходительное отношение к пьянству началось с того, что мы перестали воспринимать праздники без алкоголя. Без вина уже радость не радость, и встреча друга не воспринимается как торжество, если друзья вместе не выпьют. Алкоголь дает иллюзию радости и, как кажется, снимает стресс, помогает расслабиться. Если бы мы проявили хоть чуточку научной любознательности, то увидели бы, что опьянение – результат отравления организма этиловым спиртом. Алкоголь убивает мозг, но нам, к сожалению, важнее, что он дает ощущение блаженства.

Сложившиеся традиции трудно менять. Бороться с принятыми в народе обычаями практически невозможно. Но каждый христианин может по крайней мере самому себе задать вопрос: а надо ли это лично мне? Зачем мне травить себя, губить свое здоровье, лишать душу чистоты и трезвости? И если, по словам апостола Павла, пьяницы не наследуют Царства Божия, то подлинный путь к Богу, подлинное приобщение Божию Царству начинается именно с трезвости.

Пьянство лишает человека самого главного –
образа Божия

Пьянство – это бич нашего времени, одна из самых мощных приманок сил зла, которая улавливает души людей. Оно имеет самые тяжелые последствия, потому что лишает человека самого главного – образа Божия. Он становится буквально безобразным, безобразным, и не только в смысле внешнем, хотя мы видим, до какой степени могут опуститься люди, уловленные этой страстью. Но самое главное, что он теряет один из самых главных Божиих даров – рассудок, умение рассуждать. Ум помрачается, человек попадает под власть демонических сил. Очень часто, придя в себя после алкоголического опьянения или отравления, люди в ужасе недоумевают: как я мог это сделать?! Я знаю многие семьи, которые несут тяжелейшие кресты из-за пьянства близких. Страдают дети, родители, страдают и те, кто уловлен этой бесовской приманкой – алкоголизмом. Так что, да: пьянство является смертным грехом, относится к смертному греху чревоугодия. Организму необходима пища, но мы знаем и то, что стремление к насыщению может довести до смертного греха, когда смыслом жизни становится чрево, его насыщение. Люди живут, чтобы есть, переедают, не соблюдают посты.

Читайте так же:  Молитва в тяжелые моменты жизни

Однако с другой стороны, мы знаем, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Вино – тот целебный сок виноградной лозы, которая потом претворяется в Плоть Христову. И тот же апостол Павел, который сказал, что пьяницы не наследуют Царства Божия, призывал Тимофея пить не только воду, но и немного вина для укрепления здоровья и от немощей: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). А на горе Афон освящают даже узо – крепкую анисовую настойку. Поэтому надо подчеркнуть, что само по себе вино не является злом. Поэтому мы не против вина, мы боимся пристрастия, страсти к вину. Если человек переходит некую грань, то он попадает в демонический мир, бесы овладевают им. Таким людям должна помочь Церковь, молитва и церковное покаяние, вместе с медициной и близкими.

Почему тогда у нас такое снисхождение к пьянству, спрашиваете вы. Во многом потому, я думаю, что инвалид не может осуждать инвалида. Пьянство, как, ни странно, это все же не самый страшный грех. Я думаю, что быть гордым – гораздо страшнее. Внешне гордый человек выглядит, может быть, привлекательнее, хорошо, но душа его находится в большей погибели, чем душа кающегося алкоголика.

Поэтому надо уметь помогать таким людям. Очень много так называемых бытовых алкоголиков, которые привыкли, скажем, пить раз в неделю, но это затягивает, и, к сожалению, есть много замечательных, талантливых людей, которые превращаются в уже полностью зависимых от этого зелья, и они просто погибают – духовно и физически. Поэтому надо употреблять все силы – церковные, семейные, общественные, чтобы не проходить мимо этих людей, не считать их изгоями. Надо понимать, что эти люди в беде, и уметь им помогать. Здесь очень нужны, просто необходимы молитва, покаяние, любовь и терпение близких.

А людям, которые уловлены в эту страсть, нужно просто отказываться от зелья, как диабетики отказываются от сахара, или иные больные тоже отказываются от того, что причиняет им страшный вред. Так и в данном случае нужно сознательно отказаться от этого яда и осознанно включиться в борьбу за свою бессмертную душу.

Мы должны преодолевать не по-доброму терпимое отношение
к неумеренному винопитию

По преподобному Иоанну Лествичнику, есть один грех ко смерти: это если кто согрешает и в нераскаянии пребывает. При этом раскаяние должно пониматься не в смысле словесного признания своих грехов на исповеди, а в смысле своего внутреннего изменения в отношении греховной страсти. Теоретически осознавать себя нехорошим человеком – еще не значит раскаяться в своем грехе. Покаяние – это когда смотришь на свой грех с ненавистью и отторжением. Тем не менее по вышеуказанной причине, когда мы говорим о смертных грехах по отношению к названиям тех или иных грехов, мы говорим об этом, конечно, в условном смысле. Потому что нет греха, от которого человек не мог бы покаяться и восстать.

Однако нельзя не отметить, что к разным пагубным страстям отношение у разных христианских народов сформировалось разное. Скажем, в Греции пьяный священник – абсолютный нонсенс. И если, скажем, там батюшку увидят пьяным, он попадет под запрет или лишится сана. При этом курящий священник в Греции – явление довольно обычное, не страшное. А у нас наоборот: народ возмутится, если батюшку увидят с сигаретой или даже трубкой. Но если батюшка у нас немного выпьет, то к нему отнесутся с пониманием.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно по-разному рассуждать и выдвигать разные причины того, почему так получилось. Тем не менее преодолевать не по-доброму терпимое отношение к неумеренному винопитию мы должны, потому что очевидно, что эта страсть мучит огромное количество наших соотечественников, включая даже церковных людей. И попустительское к ней отношение, как и ко всякой страсти, мешает ее искоренению. Внутреннее согласие с тем, что это вещь, конечно, нехорошая, но по большому счету терпимая, ведет к укоренению того же самого пьянства, увы, среди многих из нас.

Можно ли читать молитву в нетрезвом состоянии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here