Можно ли читать молитвы без иконы

Подробное и точное описание: Можно ли читать молитвы без иконы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Можно всегда молиться, даже если нет иконы. Ведь молитва — это обращение к Богу, а не к иконе. Икона нам лишь помогает сосредоточиться на молитве. Как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов, икона — это как фотография любимой ушедшей мамы. Мы смотрим на это фото и разговариваем с мамой. Так же и икона — помогает нам разговаривать с Богом и святыми.

Хочу еще раз сказать, что мы молимся не иконе, а Богу. А к иконе мы относимся с благоговением, так как на ней изображены Господь, Божья Матерь и святые. Так что, если иконы нет рядом, то это не повод остановить молитву.

Как правило, можно использовать все те же правила, которое я описал вам здесь, только, с определенными поправками:

  1. Достаточно подобрать святого, который споспешествует вашей нужде, и сотворить или полную молитву с каноном, акафистом, тропарем и кондаком, или же короткую молитву — просто, без назидания иконой. Единственное что надо помнить: безиконная молитва — дело высокодуховных устоявшихся христиан.
  2. Если молитва осуществляется в открытой местности (в чистом поле, на дороге и т.п.), то, как правило, при безиконной молитве выбирают направление лицом на восток. (если это молитва в перерыве от дел или от пути, если же молитва непрестанная — то данное правило не соблюдают)
  3. Положение «лицом на восток» можно осуществлять и при домашней безиконной молитве, при условии, что это удобно и не вызывает никаких дополнительных трудностей (лицом к проходу или к темному углу и т.п.)

Как правило, самая частая безиконная молитва — Исусова Молитва (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго). Данная молитва — непрестанная, т.е., такая, которая должна твориться умом всегда.

Неотъемлемой частью жизни христианина является ежедневная домашняя молитва. Дома читаются утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой, молитвы ангелу-хранителю, Последование ко Святому причащению. По собственному желанию или по благословению священника могут читаться акафисты и каноны. Молиться можно в любых условиях, но лучше делать это перед иконой. Икона, являясь видимым образом невидимого Первообраза, помогает молиться более сосредоточенно и способствует единению людей, предстоящих перед ней во время совместной молитвы.

Иконы обязательно должны быть в доме православного христианина.

Нет особых правил о том, какие именно иконы должны быть в доме. Поскольку большинство христианских молитв обращено к Господу Иисусу Христу и Богородице, сложилась благочестивая традиция иметь дома образа Спасителя (например, Спаса Нерукотворного, Господа Вседержителя) и Его Пречистой Матери (Владимирская, Казанская, Феодоровская, Троеручица или любая другая икона Божией Матери). Если семейная пара венчалась, главными иконами в доме может быть венчальная пара, поскольку ее составляют иконы Спасителя и Богородицы.

В остальном, выбор икон для дома зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Дома верующие обычно имеют икону своего небесного заступника, чье имя они носят, а также иконы других почитаемых в семье святых и иконы праздников.

Вот только некоторые святые, чьи иконы особо почитаются у русских православных:


Икона Святого Николая Чудотворца Фото: rublev.com

Святитель Николай Мирликийский (Чудотворец)

особо почитаемый христианский святой, ему молятся о помощи в любых жизненных ситуациях, об успехах в делах и о благополучии семьи;


Икона Святого Серафима Саровского Фото: rublev.com

Серафим Саровский

один из самых почитаемых русских святых, защитник земли Русской;


Икона преподобного Сергия Радонежского Фото: rublev.com

Сергий Радонежский

русский святой, которому молятся о духовном развитии, об укреплении веры, а также о помощи детям в учении;


Икона блаженной Матроны Московской Фото: rublev.com

Матрона Московская

особо почитается женщинами: ей молятся о замужестве, о любви и верности в семье, о даровании детей, а также о помощи в житейских вопросах;


Икона Святого Пантелеймона целителя Фото: rublev.com

Целитель Пантелеймон

ему молятся об исцелении и о здоровье своем и своих близких;


Икона Святого Спиридона Тримифунтского Фото: rublev.com

Святитель Спиридон Тримифунтский

его просят о помощи в предпринимательской деятельности и о материальном достатке;


Икона Святой мученицы Татианы Фото: rublev.com

•Святая мученица Татиана

покровительница наук и образования и помощница преподавателей и учащихся.

Полезно также обзавестись семейной иконой, то есть иконой, на которой изображены святые покровители всех членов семьи.

Если приходится много путешествовать, то можно носить с собой складень с иконами Христа и Богородицы. Складень — это икона, состоящая из двух или трех частей, со створками, которые можно закрыть, так что изображения окажутся внутри.

Иконам в доме нужно отвести особое место, видное и просторное, где перед образами вся семья может удобно разместиться на молитву. В старину такое место называлось «красный угол».

Православные храмы строятся алтарем на восток, и в молитве тоже принято обращаться лицом на восток, поэтому дома иконы рекомендуется располагать у восточной стены. Однако, если пространство ограничено, можно повесить иконы на любой стороне комнаты — главное, чтобы они находились на чистом открытом месте и перед ними можно было встать для молитвы.

Молитва требует сосредоточенности и уединения, поэтому разумно повесить домашние иконы в спальне. Так будет удобно читать утренние и вечерние молитвы.

Хорошо, если хотя бы одна икона есть в каждой комнате квартиры, особенно в гостиной, где собирается вся семья, и в детской, чтобы ребенок видел образ Господа, которому молится.

На кухне тоже нужна икона (например, икона Спасителя) – для молитв до и после трапезы, поскольку там все члены семьи проводят много времени и принимают пищу.

Над входом в квартиру или в дом традиционно вешают икону Покрова Пресвятой Богородицы, икону Троицы или Распятие.

Иконы могут стоять на полке или висеть на стене, перед ними нужно поставить или повесить лампаду. Если нет свободного угла и все стены заняты, а нарушать интерьер нежелательно, то иконы можно поставить на книжную полку, комод или пианино. В таком случае следует проверить, сочетаются ли книги на полке со стоящей над ними святыней – иногда книги лучше убрать или прикрыть.

Не следует вешать иконы в качестве украшения на стену между картинами и панно.

Сверху над иконами не должно ничего находиться. Рядом с иконами и под ними неуместны часы, фотографии, телевизор. Между икон не должно быть фотографий и картин, даже если это фотографии уважаемых благочестивых людей, а картины имеют религиозный сюжет. Однако, рядом с иконами можно хранить освященные предметы: просфоры, свечи, масло от мощей (т. е. из лампады над мощами), венчальные свечи, свечи от Гроба Господня и прочие святыни.

При расстановке икон следует соблюдать принцип иерархии. В центре всегда помещают образ Христа (справа) и Божией Матери (слева) или венчальную пару, это главные иконы. Выше их могут находиться только Святая Троица или Тайная Вечеря.

На полку под икону принято стелить небольшую красивую салфетку – пелену. Красный угол с иконами можно, по народной традиции, украсить вышитым рушником или цветами.

Читайте так же:  Молитва бен порат на русском

В красном углу может находиться лампада. В зависимости от конструкции, ее ставят или вешают перед иконами. Лампада должна гореть в то время, пока вся семья вместе читает молитвы перед иконами, а также в воскресные и праздничные дни.

Существует благочестивый обычай иметь в доме несколько запасных стеклянных стаканчиков для лампадки разного цвета и менять их в зависимости от периода года: красные — от Пасхи до Вознесения, синие — Великим постом, зеленые — во все остальное время.

  • утренние и вечерние молитвы,
  • молитвы перед едой,
  • праздничные молитвы в день праздника,
  • молитвы святым покровителям в день именин.

Перед иконой можно молиться и своими словами.

Для молитвы нужно аккуратно одеться, с благоговением подойти к иконе, стоять прямо, опираясь на обе ноги. Можно молиться на коленях. Во время домашней совместной молитвы один может читать молитвы, а все остальные про себя повторяют его слова. В праздники перед иконами зажигают свечу или лампаду.

Икона, даже если это бумажная репродукция – это святыня, а не предмет интерьера. Если икона обветшала или повреждена и ее невозможно восстановить, ее нельзя выбрасывать. Нужно отнести икону в храм, где ее сожгут в церковной печи. Если это невыполнимо, то икону можно сжечь самостоятельно и закопать пепел в месте, которое не подвергнется осквернению (например, под деревом в саду).

Важно знать: если икона повреждена из-за небрежного обращения, это является грехом, который нужно исповедать.

Просфора — особый освященный церковный хлеб, который используется во время Божественной Литургии: из просфор вынимаются частицы о здравии и об упокоении, которые в конце службы погружают в сосуд со Святыми Дарами. Сами просфоры раздают молящимся. Подав у свечного ящика заказную записку до начала службы, по окончании Литургии вы получите просфору.

Святую воду освящают в храме либо на Великом освящении воды (18 и 19 января — Крещенский сочельник и Крещение Господне), либо на малом освящении, которое совершается во время некоторых церковных праздников или же, по желанию молящихся, на водосвятном молебне. Святую воду берут в храме из особой емкости, где она хранится после освящения.

Просфоры и бутылочку со святой водой также хранят в красном углу вместе с иконами. Просфору потребляют утром натощак, святую воду можно пить в течение дня. Существует особая молитва на принятие просфоры и святой воды.

Во время паломничества к святыням верующий может приобрести масло, освященное у мощей того или иного святого или около той или иной чудотворной иконы Богородицы: например, масло от блаженной Матроны или от иконы Божией Матери «Всецарица». Иногда оно продается в церковных лавках. По свидетельству святых, освященное масло, как и святая вода, могут иметь большую силу, если пользоваться им с искренней верой.

Освященным маслом крестообразно помазывают больные части тела. Если человек терпит скорбь или искушение, помазать надо грудь (во освящение сердца и чувств) или лоб (во освящение ума и помышлений). Перед этим нужно прочесть молитву (тропарь или кондак) святому, у чьих мощей освящалось масло, или же молитву Богородице, если масло освящалось перед чудотворной иконой. Освященный елей также можно использовать для возжигания лампады.

Вопрос задан:
11 августа 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.

  1. «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

А. Определение иконы и идола.

Б. Допускает ли Библия священные изображения?

В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?

Г. Допустимо ли почитание икон?

Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят — бесов, православные в иконах – Бога и святых.

Б. Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов , которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1). В храме Соломона этих изображений было ещё больше: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей (3 Цар., 6,23). «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6,29). Хотя вторая заповедь, действительно, до времени, запрещала изображать Бога – Творца, ибо Бог, в ветхозаветный период, не являлся еврейскому народу чувственно, потому и был не изобразим, но лишь говорил через пророков.

В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы) всегда в храме , прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.

Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).

Читайте так же:  Молитва Киприана сильнейшая

Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог — стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Ещё несколько дополнений к затронутой теме.

В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона — напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона — учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

3 .Икона — помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона — возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

2 .«Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»

Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/ , а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» http://l.120-bal.ru/pravo/18674/index.html

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Спаси Вас Господи! Подскажите, можно ли при чтении Акафиста перед Иконою Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша» называть имена не только страждущих недугом пьянства, но и болящих другими недугами людей? Благослови Вас Господи.

Да можно, Вы же молитесь Царице Небесной, а перед какой именно иконой, не так уж и важно.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, по бытующему в православном народе преданию, за больного раком следует прочитать 40 раз акафист «Скоропослушнице»- это правда?

Дорогая Ксения, правда, что по усердным молитвам к Пресвятой Богородице происходят чудесные исцеления больных. Но думать, что это происходит в зависимости от числа прочитанных акафистов — неправильно. Очень хорошо принять на себя такой духовный подвиг, как молитва.

namaste Мыслитель (5417) 5 лет назад

Я думаю ты не об этом должен парится, а вот о чём: Бывают благодарственные молитвы и бывают молитвы-просьбы. Мастера знают, — и теперь настало время узнать и Тебе, — что молитва-просьба просто отрицает Истину. Прося о чём-то, вы заявляете, будто у тебя этого нет. Тебе трудно ощутить наличие того, о чём ты просишь, ибо сложно ощутить то, что ты отрицаешь.
Всё, что тебе может потребоваться от Бога-Жизни, уже у Тебя есть.
Думаешь, тебе нужно больше любви? Она у тебя есть.
Думаешь, тебе нужно больше сострадания? Оно у тебя есть.
Думаешь, тебе нужно больше терпения, понимания, доброты, милосердия, прощения? Всё это у тебя есть.
Стоит это осознать, и ты больше никогда не испытаете нужду ни в чём. Всё, что ты будете ощущать в соответствующие моменты, — это желание пробудить эти качества.

Получить ответ на молитву может каждый человек. При этом неважно, где вы будете молиться: в церкви или перед иконой, стоящей в доме. Главное, правильно начать и закончить молитву. В первую очередь, подойдя к иконе, постарайтесь полностью сосредоточиться на молитве, отбросив бытовые заботы. К ним вы вернетесь чуть позже.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приступая к чтению молитвы, духовно настройте себя и поверьте в то, что Святой слышит вас. При этом помните, что молиться нужно не самой иконе, а образу Святого, изображенного на ней.

Если вы не знаете слов молитвы, читать молебен можете своими словами. Но в критических случаях, требующих особого молитвенного усердия, к молитве стоит приготовиться, выучив ее наизусть. Читать молитву нужно от чистого сердца, тогда результат вашего обращения к Богу не заставит себя долго ждать.

Прежде чем вы начнете молиться у иконы, следует отчиститься. Для этого перед тем как начнете читать молитву или за день до этого, простите всех.

Библия — поистине удивительная книга. В ней каждый находит то учение, которое ему ближе по уму и ‘’сердцу’’. Либо мы часто придерживаемся того направления христианства, в котором были воспитаны и не слишком задумываемся над тем, во что мы верим.

Вот и протестант, выросший и воспитанный в своей среде, будет говорить православному или католику о том, что было бы не правильно молиться перед иконой — православный или католик, опираясь на различные писания, будет утверждать обратное. И послушав со стороны, человек не знакомый с Библией будет слышать две противоположные и вроде бы логичные версии.

Итак: правильно ли молиться перед иконой?

Христиане протестантского направления, к примеру, ссылаются на место из Писания:

‘’Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня.

Если вы будете неотрывно смотреть на что-либо, у вас голова закружится. Поэтому важно сохранять трезвение. Всегда нужно избегать умышленного вызывания в себе какого-либо состояния. Избегать умышленного возбуждения в себе умиления, понуждения себя к слезам, понуждения к какой-то особенной чувствительности.
Некоторые, например, начинают всматриваться в иконы и думать: «Как на меня сегодня посмотрел Спаситель? Строго или со снисхождением? Не изменился ли Его взор?». И бывает, что вместо молитвы погружаются в такого рода изыскания и исследования. В этом ничего хорошего нет. Если мы смотрим на икону, чтобы сосредоточиться на молитве, помня о том, что молитва перед образом возводит нас к первообразу, то это дело доброе.

Читайте так же:  Молитва Святой Троице в чем помогает

05 марта 2015 Здравствуйте батюшка, если нет возможности посещать службы часто, почему нельзя дома при молитве использовать утреню в том числе 12 утренних молитв, часы, полунощницу, шестопсалмие и прочие молитвы. Ведь если из них убрать возгласы священника и дьякона, то останутся обычные молитвы. Хотя в древности такая практика существовала. Заранее благодарю.

02 февраля 2015 Добрый День Батюшка. Помогите. Чем Опасна своя молитва если ты молишься не по молитвослову и при людно? Что такое Благодать духа ?

Здравствуйте. Смотря что это за молитва. Можно соблазнить людей, можно им помешать, если молитва неуместна с данной ситуации. И если эта молитва только кажется молитвой, а на самом деле таковой не является.

Я родился и вырос в православной стране, был крещён в детстве в Православной церкви, много лет жил по канонам и учениям её. Но вот умиротворения не находил, не мог найти своих личных, близких отношений с Богом. Я ходил на службы, молился перед иконами, ставил свечи и уходил домой пустым, не получившим ожидаемого. Меня потрясали красота служения и его таинственность, но не мог я его разгадать, вникнуть в него. И в том числе часто меня поражало обилие икон в церквах. Почему их так много, зачем они повешены, кто там нарисован? Никто мне не мог объяснить всего, а я и спросить боялся. И вот сегодня, когда я уже почти 17 лет внимательно изучаю Библию, смотрю я на это совсем иначе. И мои вопросы нашли ответы в Слове Бога и истории церкви.

Что такое икона, откуда она появилась, стоит ли молиться иконам и что Слово Божье говорит об этом? Само слово «иконос» имеет значение «образ, изображение». То есть икона — это изображение человека или Бога.

Феодоровская икона Божией Матери

География паломничеств Феодоровской иконы широка. И везде по молитвам перед ней совершались чудеса. Люди исцелялись от недугов, получали поддержку и вразумление.
Но особенно откликается Феодоровская святыня на просьбы о рождении ребенка. Так, например, из Нижегородской области приехал в Кострому диакон Василий Шлогов. И рассказал о чуде. Семь лет у них с женой не было детей. Целый год по благословению священника они читали акафист Феодоровской иконе. Ни дня не пропустили. И были щедро вознаграждены рождением сына. Сочли своим долгом приехать в Кострому, поблагодарить Пресвятую Богородицу Феодоровскую за дарованное чудо.
Другая супружеская пара приехала из Москвы с группой паломников. У женщины серьезное гинекологическое заболевание, врачи категорически запретили ей рожать. Долго молились перед чудотворным образом. Проходит время, получает обитель письмо от тех москвичей: «У нас родился мальчик! Чудо!

Неотъемлемой частью жизни христианина является ежедневная домашняя молитва. Дома читаются утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой, молитвы ангелу-хранителю, Последование ко Святому причащению. По собственному желанию или по благословению священника могут читаться акафисты и каноны. Молиться можно в любых условиях, но лучше делать это перед иконой. Икона, являясь видимым образом невидимого Первообраза, помогает молиться более сосредоточенно и способствует единению людей, предстоящих перед ней во время совместной молитвы.

Почему нас так восхищают икона и служба Похвалы Богородицы – размышляет архимандрит Савва (Мажуко).

В семидесятые годы прошлого столетия на святую гору Афон приехал русский Патриарх Пимен, а с ним, как говорят православные, «сонм духовенства». Во время посещения русского монастыря за «сонмом» увязался один маленький старчик, который все вглядывался в лица сановитых митрополитов, будто что-то искал. Выбрав себе «жертву» посолиднее, старчик спросил в лоб:

– А ты монах, что ли, будешь?
– Да, отче, я имею монашеский постриг.
– А акафист Матери Божией наизусть знаешь?
– Нет.
– Так какой же ты монах?

Дальше не знаю. Сумел ли митрополит найти, что ответить, покраснел ли до самого белого клобука? У меня нет ответа, и я, похоже, тоже не монах.

Православные иноки всегда с какой-то неожиданной теплотой почитали Матерь Божию. Великий старец Серафим умер на коленочках перед иконой Пречистой.

Совершенно верно. Всё что человек может получить от бога согласно всем мировым религиям- это спасение души.
Любые остальные материальные телесные «подарочки» очевидно могут быть тогда только от врага божьего- от дьявола.
Поэтому молится за здоровье, за мат благополучие, за успех в делах- это обращаться к дьволу… Ну согласно религиозным представлениям, т.е когда употребляется именно понятие «молитва», личные же суеверия и всякие «практики» могут быть любыми.

Даже если желание загадано правильно- все равно надо понимать что ГАРАНТИРОВАННОЕ исполнение означает что ты волшебник. Или что ты можешь управлять богом. В любом случае это именно ты (а не тот бог или идол которому ты «молишься» а на самом деле «колдуешь») получаешь результат а не тебе помогают свыше или снизу.
И даже если исполняется не гарантированно а «почти гарантированно» и разница с теми кто не молится (а просто искрене верит в душе своей или просто ведёт себя праведно).

«Когда одного византийского святого X века спросили, как надо молиться, он сказал: «Молитва-то простая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Вопрос в том, как её говорить. Представьте себе, что человека обвинили в преступлении. Неважно, заслуженно или нет – но его ведут на смертную казнь. Никакие апелляции не помогли, приговор окончательный. Его ведут из тюрьмы на центральную площадь города, на плаху. И путь его лежит мимо царского дворца. И последний шанс его в том, что царь может помочь.

И он должен — Закричать: «Государь, помилуй!», да так громко, чтобы царь – обязательно — УСЛЫШАЛ и помог. Вот так же надо — КРИЧАТЬ в своем сердце — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Не в смысле громко.
А чтобы, сердце и совесть — Трепетали.
С такой же – огромной Надеждой, с таким же — Отчаянием»…

Знаете, Блудмери, я когда-то думала точь-в-точь, как Вы сейчас.

Тогда казалось, что за чистоту веры стою. Чтоб без примесей.
Каким чудесным образом изменились взгляды, сказать не могу. Теперь такое ощущение, что так, как сейчас, у меня было всегда.

Читайте так же:  Молитвы о сыне и о дочери

Когда я смотрю на икону, то тепло мне становится. Когда читаю у мудрых людей, что икона — это окошко в Царствие Небесное, то соглашаюсь с этим определением полностью. Поэтому и не рассматриваю икону как картину. Просто греюсь от тепла ее.

У Вас обязательно наступит такое же отношение. Обязательно. А пока этого не произошло, не надо смущать такими переспросами человека, который и вопроса Вашего не поймет.

Не обижайтесь. Поверьте мне. И к словам Святых Отцов Вы измените отношение. Вы увидите, что они Вам как братья родные, как будто Вы и они — дети одного Отца. И Вам будет тепло от того, что были такие люди.

Важными являются не наружные проявления, а внутренняя наполненность. Наполненность светом и безмерной любовью. Молитва — это не прошение о благах земных. Молитва — это чувственное взаимодействие с бескрайним и вечным. Я бы сравнил это с безмолвным диалогом, наполненным искренней безмерной любовью и благодарностью просто за то, что ты есть. У этого диалога нет предела глубины. И это всё, что может дать человек Богу потому, как иного ничего не имеет.

Тем, кому важно получение материальных благ. будь-то здоровье, или деньги, или власть над себе подобными — нужно просить у матери нашей. Мать наша — материя. Но нужно понимать, что какое бы здоровье мы не просили — оно не будет жизнью вечной, что дал нам Бог. Какие бы деньги мы не получили — они лишь тлен. В этом и заключён выбор человеческий. Познать бескрайнее и вечное, познать мир Отца нашего, или соблазниться на сиюминутное и тленное, материальное. Этот выбор и есть выбор между Богом и Сатаной.

Почитание икон – представляет собой часть глубокой духовной традиции православного христианства. Верующим рекомендуется творить и домашнюю и общую молитву (в храмах) перед иконами. При этом нужно ясно понять может ли православный христианин молиться без иконы и в чем заключаются особенности такого молитвенного делания.

С самого начала тут следует подчеркнуть слово, с которого начинается рассмотрение данной темы – почитание. Именно оно весьма емко объясняет суть отношения православного к иконам, которые высоко ценятся, но не становятся самоцелью религиозной практики. Более того обращение с молитвой следует направлять к изображенному на иконе и в конечном счете ко Всевышнему, но не к самой иконе.

Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.

Для лучшего понимания пригодится метафора с окном.

Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.

Если кратко, то ответ является утвердительным. Никаких существенных фактов для того, чтобы всегда молиться только перед иконой не существует. В большей степени есть обратная норма – стоя перед иконой лучше молиться, чем просто смотреть на образ.

Конечно, для того чтобы делать вечернее и утреннее правило и творить другие молитвы икона на домашнем алтаре может пригодиться. Верующему полезно иметь собственный домашний алтарь у восточной стороны дома и многие имеют хотя бы какие-то образа в собственном жилище.

Нередко тема о том, может ли православный христианин молиться без иконы требует ответа касательно разъездов и других ситуаций, когда привычные иконы и храм недоступны. Для этого многие возят с собой специальные образа для путешествий. Но может оказаться, когда никакой иконы вообще не наблюдается в наличии.

В подобной ситуации вполне приемлемо обратиться ко Всевышнему и начать молитву.

Господь милостив и услышит каждого, кто взывает к нему.

Основная часть молитвы – искренняя вера. Именно благодаря этому компоненту молитва и начинает обладать своими чудодейственными свойствами.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, если есть опыт глубокой сердечной молитвы, то даже есть возможность молиться поспешно, так как душа обращается ко Всевышнему на основе собственного опыта.

Тому, кто не имеет глубокого опыта молитвы, тем не менее, следует проявить в этом деле бдительность и чуткость. К слову, именно тут и могут пригодиться иконы.

Нередко опыт молитвы перед святым образом дает глубокие переживания. После этого появляется возможность воспроизвести данные переживания в собственном внутреннем мире и начать молитву без иконы. Только опираясь на собственный внутренний мир, собственную веру.

Если резюмировать, то молитва без иконы для верующего является вполне возможной. К примеру, вполне может хватать молитвослова или текста, который вы знаете на память.

В храме следует молиться в период службы согласно канону или чутко слушать песнопения, которые идут в том числе и от вашего имени. Молитва своими словами возможна без службы и даже является полезной. Такая молитва рекомендуется православным, когда имеется некоторое охлаждение к другим молитвенным словам, чаще всего этот способ помогает вновь получить вдохновение.

Так или иначе, вера всегда является основным компонентом. Именно благодаря вере и работает молитва.

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

Читайте так же:  Светильничные молитвы утренние

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,

  • утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
  • Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  • После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  • Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.

Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.

В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.

Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.

Можно ли читать молитвы без иконы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here