Начало индикта молитва

Подробное и точное описание: Начало индикта молитва - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Начало индикта, икона

Начало индикта — церковное новолетие, отмечается 1 сентября по ст. ст. и обозначает начало нового богослужебного круга двунадесятых церковных праздников. См. также индикт

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» [1]. И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю. , и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. [2], но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов [3]. Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Вход Господа в синагогу

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой,/ молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак Индикта, глас той же

В Вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

  • Михаил Бернацкий Празднование Начала индикта — церковного новолетия
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/40104.html
  • Полный Тропарион. — Изательство «Троица». — 2006. — Т. 1.

[2] Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.

[3] Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год.

Синаксарь указывает на I Вселенский собор 325 г., когда для церковного летосчисления было установлено празднование начало года 1 сентября по Юлианскому календарю. С этой датой связано ряд важных событий Ветхого Завета: празднование первого дня седьмого месяца, то есть сентября. Ибо первый месяц года был по еврейскому календарю март. Это месяц в который по Преданию Господь сотворил мир. В этот день была установлена Скиния Моисеем, освящен храм при царе Соломоне, один раз в год первосвященник входил во Святая Святых Иерусалимского храма с жертвенной кровью, В этот же день Господь в первый год своего общественного служения вошел в синаногу г. Капернаума и прочел знаменитые слова пророка Исайи о приходе Мессии, а о времени Его прихода как о лете благоприятном.

Считается, что в Церкви церковное новолетие с первого сентября было установлено на первом вселенском соборе в Никее в 325 г. Поводом послужила победа императора Константина (+337) в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (313), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы. Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона. «Мы празднуем, — говорили они, — индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога».

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Читайте так же:  Молитва для здоровья новорожденного

Тропарь индикта, гл. 2-й

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны

Кондак индикта, гл. 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю. , и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя. и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш. и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Читайте так же:  Молитва во здравие мамы

14 сентября в Православной Церкви отмечают начало Индикта – церковное новолетие. Это, иными словами, новая страница в году, которую переводят дословно с латыни, как «время, длинной в 15 лет». Впервые инициатива по установлению события исходила в конце 325 года, во время Вселенского Собора. Индикт установили из-за двух причин.

Первой причиной было то, что в начале 313 года случился в лучшую сторону переломный момент для христианской религии, так как византийские правители приняли решение подарить всем верующим людям свободу вероисповедания. Всех мучеников, которые занимались проповеднической и просветительской деятельностью, отпустили, и дали им возможность продолжать деятельность. Что касается умерших мучеников, то большинство из них канонизировали, и причислили к лику святых. Другая причина по установлению Индикта – это великая проповедь Спасителя перед Новым годом, которая проходила в Назарете. Город для проповеди был выбран не случайно, так как Иисус Христос вырос там, а потому отправился в синагогу, чтобы увидеть своих приятелей, а также поздравить их с Новым годом. Иисус также доказал всем присутствующим, что именно он и есть тот Спаситель человечества, который должен был снизойти с Небес. Он прочитал слова Исаии, где говорилось следующее: «Сын Господа в будущем снизойдет на землю, чтобы спасти грешные души, а также призвать их к покаянию». Так и случилось, Иисус Христос действительно спас много грешных людей, исцелил больных, и призвал многие грешные души покаяться.

После того, как случилось пришествие Иисуса Христа на землю, то завершился Ветхий Завет, и на смену ему пришел Новый Завет. В целом, церковное новолетие дает возможность всем верующим людям по новому взглянуть на собственные поступки, и постараться начать жизнь с чистого листа, если до этого вы совершали много грешных дел. Стоит отметить и то, что Оптинские старцы рекомендовали священнослужителям прочитывать один раздел Священного Евангелия, два раздела Апостола, а также три раздела Ветхого Завета. Получается, что за церковный год можно прочесть, таким образом, Новый Завет четырежды, а Ветхий Завет – один раз. Сначала праздник Индикта отмечал и 1 сентября, а уже позже, по инициативе Петра Первого, торжество перенесли на 1 января. Через несколько лет случились очередные изменения, и торжество перенесли в церковном календаре на 1 сентября (14 сентября по новому стилю). На сегодняшний день, в церковных школах учебу начинают именно с Индикта, в то время как в обычных школах дети отправляются на учебу 1 сентября. Все люди должны осознать, что в новый церковный год желательно вступать только с чистыми побуждениями, хорошими мыслями, а также искренней верой в Господа Бога.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь, глас 4.

В селе Никольское, несколько лет стала возрождаться традиция празднования дня села, как это было всегда у русского народа, собираться селами и деревнями в такие дни.

14 сентября православная религия начинает очередную, новую страничку в году, празднуя церковное новолетие. Иными словами данное торжество называется «Индиктом», что в переводе с латыни означает «время длительностью в пятнадцать лет». По старому стилю эта дата проходила 1 сентября, и была официально принята во время Вселенского собора в другой половине 325 года.

Данное событие было утверждено сразу по двум причинам. Во-первых, еще в 313 году византийское правительство, во главе с Константином Миланским, даровало всем православным христианам свободу вероисповедания, после чего все живые мученики были освобождены из-под стражи, а умершие – канонизированы. Во-вторых, торжество установили в честь великой проповеди Иисуса Христа накануне Нового года в Назарете. В этом городке он вырос, и специально пошел в местную синагогу, чтобы поздравить своих сожителей. Также в этот день Спаситель прочитал иудеям пророческие слова Исаии: «Дух Господа Бога присутствует на всех нас, в том числе и на Мне. Господь благословил Меня на проповедническую деятельность, которая должны нести благую весть. Через много лет Его Сын будет здесь, и призовет людей к покаянию». Этим самым Иисус Христос доказал, что слова Исаии были поистине пророческими, ибо Спаситель действительно призвал всех к покаянию и осознанию собственного предназначения в этой жизни.

Пришествие Мессии означало, что Ветхий Завет завершается, а взамен ему приходит Новый Завет. По этой причине священнослужители утверждают, чтоИндикт считается наиболее благоприятным днем для того, чтобы начать путь своего духовного спасения, и воссоединения с Господом Богом. Оптинские старцы не раз давали рекомендации священникам, чтобы те на ежегодном Новолетии читали отрывки из Библии. Делалось это для того, чтобы люди прониклись духом Святой Книги. Стоит отметить и правило Оптинских старцов – они говорили, что если в день прочитывать всего один раздел из Евангелия, два раздела из Апостола и три раздела из Ветхого Завета, то на протяжении всего года Новый Завет прихожане смогут прочитать четыре раза, а Ветхий Завет – один раз. Примечательно, что по причине Индикта, учебный год начинался в Древней Руси не традиционно – первого сентября, а через три месяца. Дело в том, что первого декабря Церковь празднует день памяти пророка Наума, который в своё время занимался просветительской деятельностью. По этой причине, отдавая должное святому, дети шли в школу, чтобы прилежно учиться.

В Древней Руси Новолетие отмечалось первого сентября (14 сентября по новому стилю) до того момента, пока Петр I не принялся вносить коррективы в календарь. Итого, в конце 1699 года был издан указ, в котором говорилось об установлении Индикта первого января. Причиной тому была его тесная связь с Европой, где государства отмечали Новый Год первого января. Через некоторое время церковный календарь несколько отошел от традиционного, а потому Новолетие принялись отмечать 1 (14) сентября, а Новый год – 31 декабря-1 января. Чтобы прихожане лучше понимали разделение праздников, то можно отметить и тот факт, что учеба в церковных школах и по сегодняшний день начинается с Новолетия, в то время как обычные школы начинают работать за две недели до этого.

Всё же нужно понимать, что праздники являются лишь условной датой, которые могут напоминать как о мирских суетливых делах, так и о Боге или вечной жизни. Новолетие считают самым ранним праздником из хронологической точки зрения, а потому желательно начать данный годовой цикл с добрыми намерениями и чистым сердцем.

Читайте так же:  Вечерние молитвы и правило

Всея́ тва́ри Соде́телю, времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди, сохраня́я в ми́ре гра́д Тво́й, моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.

Ирмос: Пои́м, вси́ лю́дие, от го́рькия рабо́ты фарао́ни Изра́иля Изме́ншему и во глубине́ морсте́й нога́ми немо́крыми Наста́вльшему, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

Воспои́м вси́ Христу́, Имже соста́вишася вся́ческая и в Не́мже соверши́шася неразлу́чна, я́ко из безнача́льнаго ро́ждшуся Бо́га Отца́ Ипоста́сному Сло́ву, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

Воспои́м вси́ Христу́, Отчим благоволе́нием я́вльшуся из Де́вы и пропове́давшу ле́то Госпо́дне прия́тно, на́м на избавле́ние, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

В Назаре́т прише́д Пода́тель Зако́на, в де́нь суббо́тный уча́ше, законополага́я евре́ем прише́ствия Своего́ неизрече́ннаго, и́мже, я́ко Ми́лостив, спаса́ет ро́д на́ш.

Богородичен: Пою́ще, вси́ ве́рнии, преди́вную Отрокови́цу, Христа́ вселе́нней возсия́вшую и ра́дости вся́ческая испо́лнившую присносу́щныя жи́зни, при́сно восхваля́ем, я́ко просла́вися.

Ирмос: Утверди́ мене́, Христе́, на недви́жимом ка́мени за́поведей Твои́х и просвети́ мя све́том лица́ Твоего́: не́сть бо свя́т па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Утверди́, Бла́же, его́же насади́ любо́вию на земли́ десни́ца Твоя́, плодови́т виногра́д, сохраня́я Твою́ Це́рковь, Всеси́льне.

В де́лех духо́вных богокра́сных крася́щияся наста́вшее, Го́споди, ле́то сие́, преведи́, Влады́ко, и́же ве́рою Тя́ песносло́вящия, Бо́же вся́ческих.

Ти́хий ми́, Христе́, ле́тный кру́г дава́й, Ще́дре, и насы́ти мя́ слове́с Боже́ственных Твои́х, я́же яви́лся еси́ глаго́ля иуде́ем в суббо́тах.

Богородичен: Яко еди́ну преесте́ственно па́че челове́ка благода́ть во Твою́ утро́бу прие́мшую и невра́щно ро́ждшую Христа́ Бо́га на́шего, при́сно Тя́ сла́вим.

Иже времена́ плодоно́сна и дожди́ с небесе́ подая́ су́щим на земли́, и ны́не, прие́мля мольбы́ рабо́в Твои́х, от вся́кия изба́ви ну́жды гра́д Тво́й, щедро́ты бо Твоя́ и́стинно на все́х де́лех Твои́х. Те́мже вхо́ды благослови́ и исхо́ды, дела́ испра́ви в на́с ру́к на́ших и согреше́ний проще́ние да́руй на́м, Бо́же: Ты́ бо из несу́щих вся́ческая во е́же бы́ти, я́ко Си́лен, приве́л еси́.

Сла́ва, И ны́не, Богородичен:

Наста́ви ны́ на пу́ть покая́ния, уклоня́ющияся при́сно к злы́м безпу́тием и Преблага́го прогне́вающия Го́спода, Неискусобра́чная, Благослове́нная Мари́е, прибе́жище отча́янных челове́ков, Бо́жие обита́лище.

Ирмос: Разуме́х, Всеси́льне, Твое́ смотре́ние и со стра́хом просла́вих Тя́, Спа́се.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нача́ло Тебе́ ле́та лю́дие Твои́ прино́сят, Ангельскими пе́сньми славосло́вяще Тя́, Спа́се.

Яко Человеколю́бец сподо́би наче́ншим ле́то и сконча́ти Тебе́ благоуго́дно, Христе́.

Вседержи́телю, Еди́не Го́споди, ле́т обхожде́ния, ути́шив, ми́ру да́руй.

Богородичен: Яко приста́нище ны́не ду́ш на́ших и тве́рду наде́жду, Богоро́дицу вси́ воспои́м.

Ирмос: От но́щи у́тренююще, пое́м Тя́, Христе́, Отцу́ Собезнача́льна и Спа́са ду́ш на́ших: ми́р ми́рови пода́ждь, Человеколю́бче.

Исполня́яй вся́ческая бла́гости, Христе́, Ты́ благорастворе́нием и благопло́дием, благослове́ньми венча́емо, многокру́жное ле́то рабо́м Твои́м да́руй.

Ле́тное воздая́ние покажи́ на́м преложе́ние к лу́чшим, ми́рное же устрое́ние ве́дущим Тя́, Сло́ве Бо́жий, уподо́бльшася челове́ком.

На зе́млю прише́л еси́, Собезнача́льне Отцу́, пле́нником отпуще́ние, слепы́м же прозре́ние от Отца́ возвеща́я и вре́мя прия́тно.

Богородичен: На́ши наде́жды, Богоро́дице Чи́стая, и на́ше жела́ние на Тя́ возлага́ем, Ми́лостива на́м да́ждь, Де́во, Его́же родила́ еси́.

Ирмос: Проро́ка спа́сл еси́ от ки́та, Человеколю́бче, и мене́ из глубины́ прегреше́ний возведи́, молю́ся.

Житие́ нача́ти благоуго́дно Тебе́, Влады́ко, с ле́тным начина́нием на́с сподо́би.

Дне́й духо́вных, в поуче́нии Зако́на Твоего́, покажи́ испо́лнены, ще́дре Спа́се, пою́щия Тя́.

Богородичен: Ро́ждшая Го́спода, Богоро́дице Всенепоро́чная, изба́ви от бе́д ве́рою пою́щия Тя́, Пречи́стая.

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́, все́х ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, Иже дни́ и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый, благослови́ ны́не вене́ц ле́та, соблюди́ и сохрани́ в ми́ре гра́д, и лю́ди Твоя́, Многоми́лостиве.

Ирмос: Отроцы, благоче́стию совоспита́ни, злочести́ваго веле́ния небре́гше, о́гненнаго преще́ния не убоя́шася, но посреди́ пла́мене стоя́ще поя́ху: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Начина́ющии ле́то, и пе́сней нача́ток сотворя́ем ца́рствующему Христу́, Ца́рством безконе́чным, правосла́внии лю́дие, благоче́стно пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сы́й пре́жде ве́к, на ве́к же и еще́ Госпо́дь, воспева́ющим Тя́, Христе́, Исто́чник бла́гости, благи́х Твои́х даро́в ле́то сие́ испо́лни: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Яко раби́ Влады́це, на моли́тву Чи́стую Ма́терь Твою́ Тебе́ предлага́ем, Христе́, от вся́каго обстоя́ния лю́ди Твоя́, Бла́же, изба́вити, пою́щия: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Ирмос: Песносло́вцы в пещи́ спа́сшаго де́ти и громопла́менную прело́жшаго на ро́су, Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Яко Нача́льнику спасе́ния, Христе́, нача́ток Тебе́ прино́сит ле́тный честна́я Це́рковь, зову́щи: по́йте и превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Из не су́щих вся́ческая му́дре обнови́вшаго Созда́теля и производя́щего време́н обраще́ния хоте́нием, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Изводя́щему вся́ческая Бо́гу и времена́ изменя́ющему, на многообра́зное челове́ков управле́ние, пое́м: хвали́те и превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Богородичен: Богома́терь Де́ву Чи́стую, ле́т обхожде́ньми же и обраще́ньми, правосла́вно, челове́честии собо́ри, пое́м Тя́, я́ко Богоро́дицу и все́х спасе́ние.

Ирмос: Образ чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная, и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти мо́лимся пе́щь: да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Сло́во Бо́жие и Си́ла, и́стинная Му́дрость и Ипоста́сная, содержа́щая и пра́вящая вся́ческая му́дре, и ны́не наста́вшее рабо́м Твои́м вре́мя, во устрое́нии ти́се произведи́.

Вся́ дела́ Твоя́, Го́споди: небеса́, земля́, све́т и мо́ре, во́ды и вси́ исто́чницы, со́лнце же, луна́ и тма́, зве́зды, о́гнь, челове́цы и ско́ти, со Ангелы восхваля́ют Тя́.

Еди́н еси́ Преве́чный, я́ко Творе́ц веко́в, и ца́рствующее триипоста́сное Еди́но Божество́ неразде́льное, мольба́ми Чи́стыя Богома́тере ле́то плодоно́сно насле́дию Твоему́ покажи́.

Богородичен: Спа́се всего́, и Строи́телю, и Зижди́телю, и Вседержи́телю тва́ри, мольба́ми безсе́менно Ро́ждшия Тя́, ми́р ми́ру Твоему́ пода́ждь, соблюда́я Це́рковь всегда́ немяте́жну.

Бо́же бого́в и Го́споди, триипоста́сное Естество́, Непристу́пне, Присносу́щне, Несозда́нне и все́х Соде́телю, Вседержи́телю, Тебе́ припа́даем вси́ и Тя́ мо́лим: настоя́щее ле́то сие́ я́ко Бла́г благослови́в, сохрани́ в ми́ре Импера́тора, и вся́ лю́ди Твоя́, Ще́дре.

Сла́ва, И ны́не, инди́кта.

Соде́телю и Прави́телю всея́ тва́ри сы́й, времена́ и ле́та положи́в в Твое́й вла́сти, ле́тний кру́г, благослове́ньми, Ще́дре, бла́гости венча́й, в ми́ре сохраня́я Твоя́ лю́ди невре́дны и це́лы, мо́лимся, моли́твами Ро́ждшия Тя́ и боже́ственных Ангел.

Преве́чное Сло́во Отчее, Иже во о́бразе Бо́жии сы́й и соста́вивый тва́рь из не су́щаго во е́же бы́ти, времена́ и ле́та в Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, да́руя ми́р це́рквам Твои́м, и побе́ды воинству, благопло́дие же земли́, и на́м ве́лию ми́лость.

Читайте так же:  Как найти вторую половинку с помощью молитвы

Ца́рствие Твое́, Христе́ Бо́же, ца́рство все́х веко́в, и влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де, вся́ бо му́дростию сотвори́л еси́, времена́ и ле́та на́м предложи́в. Те́мже, благодаря́ще о все́х и за вся́, вопие́м: благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́ и сподо́би на́с неосужде́нно вопи́ти Тебе́: Го́споди, сла́ва Тебе́.

Ше́ствия Твоя́, Бо́же, ше́ствия ве́лия и чу́дна: те́м строе́ния Твоего́ си́лу велича́ем, я́ко Све́т от Све́та прише́л еси́ во окая́нный ми́р Тво́й и пе́рвую погуби́л еси́ кля́тву ве́тхаго Ада́ма, я́ко благоволи́л еси́, Сло́ве, и на́м му́дростию времена́ и ле́та положи́л еси́, е́же сла́вити вседе́тельную Твою́ бла́гость: Го́споди, сла́ва Тебе́.

Сла́ва, И ны́не, инди́кта. Гла́с 8.

Неизрече́нною му́дростию соста́вивый вся́ческая, Сло́ве, Христе́ Бо́же, времена́ и ле́та на́м предложи́вый, дела́ ру́к Твои́х благослови́, си́лою Твое́ю возвесели́, подая́ на ва́рвары кре́пость, я́ко Еди́н Бла́г и Человеколю́бец.

1 сентября Святая Церковь совершает праздник, именуемый в Уставе «началом индикта, сиречь нового лета». Праздник установлен отцами I Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. Поэтому и весь круг великих Господних и Богородичных праздников начинается с Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября и кончается Ее Успением (15 августа). К кругу великих праздников примыкают праздники святых, памяти которых совершаются в каждый из дней церковного года. В богослужении великих праздников Церковь указывает путь Домостроительства Божия, путь откровения Божественной любви в истории мира и человечества, стезю нашего спасения, лествицу духовного восхождения, основание которой покоится на земле, а вершина достигает горнего мира.

Праздник церковного Нового года для многих православных христиан, часто посещающих храм Божий и любящих церковную службу, проходит незамеченным; а первый день годичного богослужебного круга, открывающий собою «вход лета» (стихира 1 на стиховне), занимает в этом круге особое и знаменательное место, о чем свидетельствует характер и содержание церковной службы, положенной по Уставу на этот день. Несмотря на то, что 1 сентября не поется полиелей (за исключением храмов, посвященных преподобному Симеону Столпнику, память которого празднуется также 1 сентября), богослужение этого дня отличается большой торжественностью и носит праздничный характер: с вечера совершается великая вечерня со входом и чтением ветхозаветных паримий, а на утрене поется великое славословие. Песнопения дня, большая часть которых написана преподобным Иоанном Дамаскином († 776), раскрывают смысл праздника и значение его для нашей духовной жизни. Однако вершиной новогоднего богослужения, его венцом следует считать Евангелие, читаемое за Божественной литургией. Евангелие повествует о начале открытого служения Христа Спасителя после Его крещения и искушения от диавола, когда Он возвратился в Галилею и начал проповедовать Царствие Божие (Лк. 4, 16-22).

По церковному преданию (минейное сказание на день 1 сентября), это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. Значение евангельского повествования для слушающих его за церковной службой не исчерпывается совпадением во времени. В Церковном уставе и вообще в богослужении нет совпадений случайных, лишенных духовного смысла. Святая Церковь от пришедших в Божий храм ожидает, что они «насытятся Божественных словес», которые Господь явил, «глаголя иудеям в субботах» (песнь 3 канона), и не останутся праздными слушателями читаемого в церкви.

С таким настроением и с такой молитвой войдя в храм Божий и питая в душе твердое намерение через предлагаемое Церковью богослужение начать вхождение в жизнь Господа Иисуса Христа и приобщиться к Его Божественной жизни, положить «начало благое» обновлению нашего духовного делания, мы услышим в читаемом в этот день Евангелии и повествование о событиях далекого прошлого, и Слово Божие, живое и действенное, обращенное к душе каждого из нас. Мы услышим Христа Спасителя и для нас проповедующего наступление «лета Господня благоприятного». В этот день, по словам составителя минейного сказания святителя Димитрия, митрополита Ростовского († l709), «Сам Законодатель явил Себя миру, сошед с горних высот, нося на Себе дух Отца и написуя закон Божий не перстом, но Божественным Своим языком и пресладкими Своими устами, не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца нашего – плотяных». Так становится понятным и намерение Церкви, сделавшей этот день началом круга годичных праздников, в которых Церковь раскрывает тайну Божественного Домостроительства, сподобляет нас постижения этой тайны, делает нас уже здесь, на земле, причастниками премирного Божественного жития.

В этот день Господь начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета, и потому он является наиболее благоприятным временем для начала пути нашего спасения, для вступления в духовный завет с Господом, а для тех из нас, кто идет по нему, обновить Его завет и взойти на более высокую ступень своего духовного делания. И Евангелие, и ветхозаветные чтения дня (Ис. 61, 8; Лев, 26, 9, 11-12) напоминают нам об этом.

Через ветхозаветные чтения, а особенно через Святое Евангелие, мы слышим благую весть о завете Бога с человеком. Но мы должны ответить на призыв Господа, открыть перед Ним свое сердце, чтобы Он написал в нем Свой закон.

Годичный круг богослужения условно можно разделить на три части: первая часть – от Рождества Пресвятой Богородицы, точнее от Новолетия, до Рождества Христова – охватывает время до пришествия в мир Спасителя – Иисуса Христа, то есть события Ветхого Завета; вторая часть – от Рождества Христова до отдания Вознесения – раскрывает перед нами земную жизнь Христа Спасителя; третья часть – от дня Пятидесятницы до отдания Успения Пресвятой Богородицы – посвящена жизни Церкви на земле после вознесения Спасителя на небо.

В последовательности великих праздников есть особенности. Так, праздник Сретения Господня в чреде событий земной жизни Спасителя должен был предшествовать празднику Крещения Господня. Но в порядке богослужебного круга Сретение следует за Крещением; праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к первой части богослужебного круга, но празднуется 25 марта, то есть следует за праздником Сретения и предшествует празднику Пасхи. Преображение Господне относится ко второй части богослужебного круга, но празднуется 6 августа, то есть за 9 дней до праздника Успения.

Для такого расположения великих праздников имеются исторические основания. Сретение празднуется на сороковой день после Рождества Христова, а Богоявление непосредственно за Рождеством Христовым, так как в древности эти праздники совершались в один день. День Благовещения Пресвятой Богородицы, в который совершилось непорочное зачатие Христа Спасителя, естественно, отделен от Рождества промежутком в девять месяцев.

Читайте так же:  Оберег на день рождения молитва

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio – объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября – и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии ( Ис. 61:1–2 ) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22 ). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II ( X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21 ). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства – праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх – в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV – нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056 , XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя… и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш… и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

Видео (кликните для воспроизведения).

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Начало индикта молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here