Последование ко Святому причащению молитвы перед причастием

Подробное и точное описание: Последование ко Святому причащению молитвы перед причастием - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие люди не знают, что делать перед исповедью и причастием, поэтому очень часто выглядят нелепо из-за того, что могут что-то делать не так, или сказать не то, или же не посоветовавшись со знающим человеком, просят помощи у неопытных. Существуют такие понятия как Таинство Исповеди и Таинство Причастия, а поэтому нужно подготовиться к необходимым процедурам накануне, чтобы все прошло правильно и так, как вы это запланировали. Помимо того существуют специальные молитвы какие читают перед исповедью и причастием.

Исповедь – это покаяние – одно из семи православных христианских таинств, во время которых тот, кто исповедуется, кается во всех своих грехах перед служителем церкви и таким образом получает прощение всех грехов.

Служители церкви называют исповедование вторым крещением. Во время крещения ребенок очищается от первородного греха, а во время исповеди человек очищается от грехов уже содеянных им во время жизненного пути. Чтобы исповедь осуществилась, нужно:

  • — понимать и осознавать свои грехи;
  • — раскаяться в своих грехах;
  • — желание оставить грех и не повторять его больше;
  • — вера в Иисуса и надежда на его милосердие;
  • — вера в то, что Таинство Исповеди смоет все грехи.

Как же все-таки подготовиться к исповеди? Какие молитвы читать надо перед исповедью? Конечно же, необходимые процедуры
нужно сделать в канун перед походом в церковь. В первую очередь необходимо готовиться морально, настроиться духовно, знать, что вы готовы к этому походу. Так же нужно прочитать соответствующую литературу про Таинство Исповеди, различные каноны о грехах, выписать на листик свои собственные, чтобы четко понимать, где вы согрешили и за что хотите просить прощение. Подготовка может быть длительной, но главное, чтобы вы делали это осознанно! К тому же необходимо прочесть, какие нужны православные молитвы перед причастием и исповедью. Так же можно листик со своими грехами подать священнику, который их прочтет, а можно и самому рассказать вслух о содеянных согрешениях, но не стоит делать из этого долгой истории, достаточно коротко и ясно изложить свою проблему. По православным канонам ни в коем случае не допускается оправдание себя – это уже новый грех, ведь покаяние – это осознание грехов.

Очень хорошая привычка – это самоанализ каждого дня и в конце покаяние перед самим собой, таким образом, каждый вечер вы будете анализировать, где вы согрешили, и у кого нужно просить прощения. А еще весьма кстати читать для себя Покаянный канон. Тогда подготовка к исповеди не займет много времени, так как вам легко будет оценить то, в чем вы виновны и в чем хотите покаяться.

Одна из молитв какие читают перед исповедью и причащением:

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Евхаристия (от грецкого — благодарение) или таинство причащения занимает очень важное место в богослужебном православном круге и жизни Церкви. Причащение относится к семи Божественным таинствам, о которых упоминается в святом Писании. Впервые оно было совершено Господом — Иисусом Христом. Многие, наверное, слышали о том, что крещенные и верующие люди причащаются Кровью и Телом Христовым.

К этому событию необходимо готовится и телом и душой. Дети до семи лет причащаются обычно без исповеди, а вот взрослым необходимо исповедаться. Также рекомендуют поститься и молиться перед таинством, ведь это великая радость соединения и общения с Господом.

Это явление впервые произошло накануне предательства Иуды и крестных страданий Иисуса. Спасатель со своими учениками собрался в большом доме, чтобы предаться пасхальной трапезе по старинному иудейскому обычаю.

Такая традиция присутствовала в каждой еврейской семье, она напоминала евреям об исходе их предков из Египта под покровительством праведника Моисея. Этот праздник был символом освобождения от египетского рабства.

Но Иисус вложил в этот праздничный ужин новый смысл. В евангелии это событие получило название «тайная вечеря». Спасатель установил на этом прощальном вечере обряд причащения. Иисус пошел на крест и страдания, отдавая свою честную кровь и пречистое тело за все человеческие грехи и страсти. Именно это таинство служит вечным напоминанием все крестьянам о жертве Господа.

Иисус претворил вино и хлеб в свою Кровь и Тело, завещая приемникам и апостолам хранить это таинство.

Люди, которые не причащаются, не могут открыть для себя святых тайн и всегда стоят вне Господа. Но православные, которые регулярно и благоговением приступают к таинству, по словам Спасателя «всегда пребывают в Нем». Этот обряд одухотворяет дух и тело, соединяя его с Всевышним. Оно необходимо, чтобы Христос мог быть в наших сердцах и душах. Только причащавшийся человек может надеяться, что Всевышний всегда будет с ним, всю вечность.

Проведение причастия в церкви называют литургией. Сначала служители готовят все необходимое для проведения евхаристии, пока верующие готовятся к обряду. После этого совершается таинство святых даров и причащение верующих. Кстати, можно проводить причащение после крещения. Не крещенным познать таинство освящения божественных даров нельзя и даже запрещено.

Итак, Молитвы перед причастием – первая молитва.

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь, прости) все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Православные молитвы при унынии

Ещё две молитвы перед причастием.

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня, грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела и нападения диавольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствование в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение.

Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и в веки веков. Аминь.

>Сборник
Последование ко святому причащению

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2813)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний.

Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (Трижды.). И три поклона.

Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость.

Слава: Во причастие святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо дерзну к Тебе приступит с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец.

И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя, яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззаконию зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиттти мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения

Читайте так же:  Молитва на прогнание всякого супостата

Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, разделъшему море и наставлъшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная Кровь и недуг многообразных исцеление.

Припев:Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Осквернен делы безместными окаянный, Твоего пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения; егоже мя сподоби.

Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя, сей ядуща, спастися.

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил ecu уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Припев:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия: яко да благою совестию очищен, верою ирихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных даров Твоих.

1. Когда написано: «Слава, и ныне», следует читать: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Читайте так же:  Молитва обо всем

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Читайте так же:  Матрона Московская молитва о помощи отправить

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

«Правмир» продолжает публикацию отзывов на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Напомним, что в прошлом году комиссия Межсоборного присутствия Русской православной церкви, председателем которой является Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября 2013 года они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предлагает документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября.

Протоиерей Игорь Савва – настоятель больничного храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в городе Запорожье (Украина). Имеет светское высшее техническое образование, после рукоположения учился в Курской семинарии, окончил ПСТГУ.

В проекте документа есть одна особенность. Он приравнивает подготовку ко Святому Причащению к выполнению ряда формальных требований. Эти требования таковы: говение, евхаристический пост, чтение «Последования ко Святому Причащению», исповедание грехов. Все внимание в документе направлено на то, чтобы определить меру этих требований, что можно сократить, а что сокращению или отмене не подлежит.

Такое понимание подготовки к Причащению нам хорошо знакомо. Оно царит в нашей Церкви уже сотни лет. Именно с таким пониманием мы встретились, когда пришли в Церковь в начале 90-х годов. С ним же, чаще всего, сталкиваются те, кто приходит в Церковь сегодня.

На протяжении многих лет приходится сталкиваться с типичными ситуациями. Человек приходит в Церковь с мировоззренческим вопросом, а в ответ слышит: три дня попостись, прочитай три канона и приходи причащаться, сам все поймешь. Бабушки, готовя своих внуков к Причащению, как и раньше, говорят им не о Христе и Евангелии, а о том, чего нельзя кушать и что нужно прочитать.

Подготовка к Причащению необходима, в этом нет никакого сомнения. Человек готовится, приступая к любому делу, и успех дела часто зависит от подготовки. Тем более необходимо готовиться к центральному, осевому таинству Православной церкви. Вопрос в том, что является такой подготовкой?

Готовится ли к Причастию умирающий человек, которого родные накормили перед самым приходом священника? Несомненно. Это видно по его глазам и по той жажде, с которой он встречает Святые Дары. Готовится ли к Причастию пятилетний ребенок, еще не умеющий читать, тем более, по-славянски, но услышавший от родителей, что завтра им предстоит очень важное событие? Конечно, готовится, его подготовка может быть глубже, качественнее, чем у многих взрослых.

Готовится ли к Причастию человек, впервые сбросивший с себя груз многолетних грехов на исповеди, и, еще не зная ни о каком правиле, подведенный к Чаше? Такой подготовке позавидует любой «старо-верующий». Эти случаи объединяет одно, все трое не прочитали Последования ко Святому Причащению и не постились, как положено.

Подготовка к Причастию – это не вычитывание и говение, это – предвкушение таинства, внутренний настрой на Причащение, размышление о его значении, проверка состояния своей души. Подготовка – это стяжание того самого страха Божия и веры, о которых говорит священник перед чашей. Подготовка к Причащению начинается с того момента, когда человек захотел причаститься и заканчивается самим Причастием, а не ограничивается каким-то определенным временем перед сном, или после просыпания. Иногда приходится слышать от верующих, в ответ на вопрос: «готовитесь ли Вы причащаться?», ответ: «Уже подготовилась, батюшка».

Подготовка к Причастию неотделима от христианской жизни, христианского мироощущения и состояния души. Справедливости ради надо сказать, что об этом упоминается в проекте документа: «При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними… Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию». Всего два предложения, а ведь это – самое главное.

Говение, евхаристический пост и чтение Последования, – это только инструменты подготовки, а не сама подготовка. Церковь внимательно сохранила тексты молитв святых, чтобы предложить их тем, кто не находит в своей душе нужных слов. Опыт поста дает она тем, кто сам не имеет должной решимости к воздержанию. Но, таков закон закваски, от которой предостерегал нас Христос (Мф.16,6): мы охотно заменяем настоящее, но невидимое, внутреннее делание, тем, которое хорошо видно как нам, так и окружающим, потому, что оно внешнее. Так легче.

Подмена подготовки к Причащению формальными требованиями имеет еще одно, более разрушительное следствие. Как-то я задал вопрос одной женщине, готовящейся к Причащению: «Достойны ли Вы Причастия?» Нисколько не сомневаясь, она твердо сказала: «Да, конечно». «А читали ли Вы Последование ко Святому Причащению?» «Да, все что положено вычитала!» Но ведь, в этом последовании в каждой молитве мы встречаем одну и ту же мысль: «Во причастие святынь Твоих како вниду, недостойный?» «Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения» «от еже недостойне тем причащатися» «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся»… и т. д. и т. д. Этот случай не единичный. То же суждение о собственном достоинстве я слышу на протяжении всех лет священнического служения. Как могло возникнуть такое недоразумение? Человек читает длинное правило, в каждой молитве которого называет себя недостойным подойти к Чаше, а когда это правило заканчивается он приобретает убеждение, что в результате этого чтения стал достойным.

Читайте так же:  Чтобы люди уважали молитва

Недостоинство, о котором говорится в молитвах связано не только и не столько с личными грехами. Недостоинство – это та пропасть, которая разделяет человека, природа которого искажена грехом, и Бога. Причащение способно преодолеть эту пропасть, соединить их. Потому оно так и называется Причащение, приобщение. Но Бог зовет человека к приобщению не потому, что тот, совершив подвиг говения и «вычитывания», стал чистым и достойным самого Бога, а не смотря на его недостоинство.

Мы должны подойти к Чаше с ощущением недостоинства, чтобы воспринять великую милость Божию, преодолевающую пропасть между нами. В этом нам должно помочь последование, ведь оно разъясняет нам наше недостоинство. Мы же подходим к Чаше в спокойствии и уверенности, что причащаемся по праву, достойно, потому что прочитали последование и сделали все, «как положено».

Превратив подготовку к Причащению в исполнение формального правила, мы, фактически, уверяем себя в том, что его исполнением «зарабатываем» себе право на Причащение, а значит равенство с Самим Богом. Это богоборчество, скрытое за удобной маской фарисейства?

Проект документа содержит прекрасный исторический обзор разных эпох в истории Церкви и разных подходов к подготовке к таинству Причащения. Но необходимо не просто констатировать разность подходов в разные времена, а проанализировать причины возникновения такого разнообразия. Увидев, что наше время совсем не похоже, ни на дореволюционное, ни на советское, мы поймем, что подходы к подготовке к Причащению, выработанные тогда, сейчас неприменимы.

Конечно, речь не идет об отмене формальных правил подготовки к Причащению. Да это и невозможно, ни «снизу», ни, тем более, «сверху». Речь о том, чтобы основное внимание, и в пастырской деятельности и в предлагаемом проекте документа, уделить самой подготовке к Причащению, а не формальному ее выражению; индивидуальной ответственности человека за свою христианскую жизнь, а не внешним признакам этой жизни.

Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославен во веки. Аминь.

Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть, един исцелити мя могий! Услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящего Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися; и да не в конец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя. Веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Молитва 4-я, святого Иоанна Дамаскина

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоустого

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием, вся ми прости яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере, умных Твоих служителей и святых сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко Твое есть царство и сила и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Последование ко Святому причащению молитвы перед причастием
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here