Постом и молитвы

Подробное и точное описание: Постом и молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.

Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.

Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.

Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.

Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.

Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).

Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.

Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.

Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.

Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.

“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).

Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).

Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).

Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.

Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.

Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.

“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).

В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.

Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.

Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.

Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.

Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.

Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.

Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами — день, два… ( но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ. — ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: «…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: «…пощусь два раза в неделю…». Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос — «почему одни христиане постятся много, а другие – нет?». Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: «…для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда — что же это?

Читайте так же:  Молитва к Богу с просьбой

Пост – это особое состояние в жизни христианина, когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: «…ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И «было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих» (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…». Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, «…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу «с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: «…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим» (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что «…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают, что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис.58:3). Он говорит: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?» (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: «…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…» (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»… и будет Господь вождем твоим всегда» (Ис.58:9,11).

Читайте так же:  Молитва чтобы муж зарплату отдавал

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Сей род лукавый, бесовский изгоняется только молитвой и постом» (смотр. Мф. 17:21), — эти слова Господь сказал Своим ученикам, когда те не смогли изгнать беса из отрока, которого привел к ним его отец. Что значат эти слова?

После того, как Христос одним словом исцелил отрока, апостолы спросили Его: «Раньше бесы повиновались нам, и больных мы исцеляли, и другие великие чудеса творили. А этого отрока не смогли избавить от власти беса. Почему мы не смогли этого сделать?». И Господь говорит им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Эти слова обращены не только к апостолам, но — через Евангелие, в веках — и к каждому из нас, потому что если по молитве и трудам поста изгоняется бес из другого человека, то тем более злой дух не может приблизиться к тому, кто сам соблюдает пост и молитву.

И тут возникает вполне оправданный вопрос: «А что значит такой, изгоняющий бесов, пост? Каким он должен быть? И какой должна быть молитва, чтобы бес не приближался к человеку?»

Что такое пост? Это очень актуально для нас с вами, поскольку мы вступаем в строгий Успенский пост. Пост — прежде всего воздержание, при чем не только от особого рода пищи (мясной, молочной, яиц и — в строгий пост — рыбы). По своей сущности пост — это воздеражание от излишеств, которые расслабляют нашу плоть, делают её дебелой и открытой для воздействия на неё темных сил. Другими словами, пост (как мы поём об этом в великопостных песнопениях), — воздержание наших глаз от того, чтобы не смотреть, куда не нужно, языка — чтобы не говорить то, что не следует говорить, и даже то, что следует, говорить умеренно, не растекаясь в многословии. Также пост — это воздержание наших чувств, эмоций.

То есть пост — определенная мера для человека в его проявлениях внутри и вовне, в мире. Если человек воздержан в чувствах, словах, во всех своих проявлениях, то находится в состоянии поста. Как говорит один из наших прихожан, если же человек Великим постом с услаждением выпил чай или с удовольствием поел жареную картошку, он уже согрешил (чувствует, что согрешил), потому что сделал это невоздержанно.

Что такое молитва, которая изгоняет бесов или не допускает их войти в человека? Господь заповедал нам: «Непрестанно молитесь».

Что означает эта непрестанная молитва? Или: какой должна быть постоянная молитва, о которой говорит Господь? Молитва, мы знаем, бывает славословная, покаянная, просительная и благодарственная… Но бывает ещё и внутренняя молитва. Мы знаем Иисусову молитву, которую многие из нас навыкли творить, и она, как ручеек, течет в нашем сердце. Наверное, это и есть та самая непрестанная молитва.

Молитва также может быть безмолвной — когда человек ощущает присутствие Божие в своей жизни и даже не произносит слов Иисусовой молитвы, поддерживает безмолвную молитвенную связь, состояние внутреннего предстояния перед Богом, Его всевидящим оком. Человек ощущает, что Господь видит его, смотрит на него. Это тоже есть молитва. Та самая непрестанная молитва, на которую указывает нам как на заповедь («Непрестанно молитесь») Господь.

В свете всего этого возникает естественный вопрос: «Если человек не постится и не молится, то бесы входят в такого человека?» Святые отцы говорят, что да, в таком случае злые духи беспрепятственно входят в сердце. И лукаво прячутся от человека и наущают его на творение злых дел, при чем так, что он воспринимает внушенные ведущие к греху мысли как свои собственные.

Поэтому, братья и сестры, вступая в Успенский пост, давайте слова, которые сегодня нам говорит Святая Церковь, — «Сей род изгоняется только молитвой и постом» — глубоко насадим в своем сердце. Вооружимся постом и молитвой против этого лукавого рода, по своей зависти, злобе и гордыни не хотящего покаяться и влекущего нас к погибели. Господь дал нам великое оружие, доступное каждому из нас. Воздержание (пост), молитва — это то, что, как огнем, отгоняет от нас с вами бесов.

Пускай эти слова будут всегда в нашей памяти, хотя бы в ближайшие дни Успенского поста. Аминь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Протоиерей Владислав Софийчук. 13 августа 2017 г.

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание.

«С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Читайте так же:  Молитва покрову ПреСвятой Богородицы о защите

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир – это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев,

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» ( Мф. 11, 28 ).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

«Как преклонить на милость Господа? – спрашивает Святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», – взывает Он к человеку ( Притч. 23, 26 ). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которая из благого сердца исходит».

Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.

Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.

Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость.

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.

Такими словами обычно приветствуют друг друга верующие в начале многодневных постов, особенно Великого. Мы как бы поздравляем друг друга… С чем и почему? На этот и некоторые другие вопросы о посте отвечает клирик нашего собора иеродиакон Паисий (Шурухин).

– Отец Паисий, поздравляют обычно с чем-то радостным, приятным. А какая же радость в посте – ведь он связан с ограничениями, с отказом от чего-то, с преодолением?

– В заповедях закона Божия и Нагорной проповеди Господь указывает нам путь и дела, через которые мы, люди, можем войти в Царство Небесное, что является смыслом и целью настоящей жизни. Всем, кто исполняет Его заповеди, Господь обещает блаженство в будущей вечной жизни, и таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми. Последняя из заповедей блаженства завершается словами: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Никто не запрещает нам радоваться и по поводу различных приятных событий и праздников, случающихся в нашей земной жизни. Но при этом важен вопрос о нашей жизненной системе координат. Включена ли в эту систему отсчета духовная составляющая? Если нет, если мы привязаны к земной жизни с ее преходящими утехами и радостями, если у нас, как говорили в недавнем прошлом, «всё для человека и всё во имя человека», тогда все заповеди, данные распятым Христом, – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23).

Читайте так же:  Молитва за человека больного раком

Если же мы верующие и идем за Христом, то слова «Радуйтеся и веселитеся» – это для нас. «Радуйтеся и веселитеся», несмотря на то, что …проклята земля в делех твоих; что …терния и волчцы возрастит тебе; что …в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси; что …умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16–19). Мы не унываем даже в наших падениях, поскольку верим, что заботливый и любящий Отец учит нас ходить, как родители малыша, а без ушибов здесь не обойтись. И когда потом поднимаемся, это Он бережно помогает нам встать.

Бог дал нам всё, включая вечность. Что можем мы Ему дать? Все наши приношения, пожертвования – это всё Его. Остается одно – наше сердце: через терпение, через благодушное преодоление трудностей, через смирение, через послушание – через любовь. И мы радуемся в ожидании вечного бытия, в ожидании встречи с Отцом.

А радость поста состоит в его плодах, в том, что, преодолевая себя, прилагая усилия к искоренению пороков и обретению добродетелей, очищаясь душой, мы приближаемся к Богу. Постовые труды нелегкие, но при этом душа наша расцветает и радуется.

– Немного из истории поста. Кем и когда сделаны первые постовые «постановления»?

– Пост – установление древнейшее, начало его истории совпадает с началом истории человечества. Сотворив человека и поместив его в рай, Бог дал ему и нравственный закон жизни: первую (и в то время единственную) заповедь – послушания, она же заповедь поста, воздержания: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него… (Быт. 2, 16–17).

Начиная с Адама и Евы, пост проходит через всю историю человечества. Библейское повествование являет нам замечательные примеры: постился пророк Моисей на Синае; пророк Илия постился 40 дней на пути к Хориву; вся жизнь Иоанна Крестителя была сплошным постом; постился Господь Иисус Христос 40 дней в пустыне; постились апостолы. Постилась Пресвятая Дева Мария каждый день до вечера… Постилась до революции вся православная Россия: на время поста закрывались мясные лавки, питейные и зрелищные заведения. В наши дни не так: реклама навязчиво меряет жизнь каждого человека килограммами и литрами съеденного и выпитого, всего потребленного и накопленного… Однако Слово Божие неподвластно времени и не соизмеряется с ним. Оно свидетельствует, как и 2 тыс. лет назад, что не хлебом единым жив человек (см.: Мф. 4, 4). Последуя Слову Божию и церковным постановлениям, постимся и мы с вами – современные православные.

– Часто люди, не соблюдающие постов, в свое оправдание ссылаются на слова Господа: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 10). Удивительно, что эти слова знают и цитируют даже те, кто никогда не читал Свщ. Писания.

– Этот прием – выдернуть из контекста фразу и толковать ее произвольно, по своему усмотрению – не нов, и нередко он становится причиной ересей и заблуждений.

В приведенном евангельском тексте речь вообще не идет о посте, о различии в пище. Господь сказал эти слова по другому поводу – в ответ на обвинение его учеников фарисеями в том, что они ели немытыми руками. Никакая пища не оскверняет человека, даже если есть ее немытыми руками, – говорит Господь. И чуть далее по тексту Евангелия поясняет: А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы убийства, прелюбодеяния… кражи, лжесвидетельства, хуления… (Мф. 15, 18–19). А уж если применить сказанное к посту, то окажется, что не скоромная пища оскверняет нарушителя поста, а исходящее из грешного сердца желание в угоду плоти нарушить послушание Церкви. Вот это и осквернит душу человека.

– Расскажите чуть подробнее о посте и молитве.

– Телесный пост – это воздержание от определенных видов пищи (и пития) и ограничение количества того, что разрешено. По словам апостола Павла, пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не обретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8). Этот текст, также пытаются использовать в защиту несоблюдения поста. Хотя слова эти поста не отменяют, а означают только то, что не пища сама по себе, но ограничения в ней (по качеству и количеству), предпринимаемые для смирения плоти, способствуют воздержанию от греха. Для того мы и постимся.

Поскольку человек состоит из души и тела, неправильно, постясь телом, забывать о душе. Пост для души – это воздержание от всего, что нарушает душевное равновесие, покой, внутренний настрой на молитву. Это и пустые праздные разговоры, и злословие, гнев, осуждение, тщеславие… Перечислять можно долго, а если короче: пост для души – это воздержание ее от страстей и пороков.

Оба вида поста – внешний (для тела) и внутренний (для души) – необходимы и друг другу помогают. При этом не нужно забывать о соблюдении заповедей любви, милосердия, помощи ближнем, чтоб не получилось так, что мы, по выражению свт. Василия Великого, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего».

Сам по себе пост не является добродетелью, он – средство, основание, на котором добродетели зиждутся. В том числе и глава всех добродетелей – молитва. Молитва должна быть обязательным спутником поста. Телесный пост освобождает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными. Вспомним слова Господа, сказанные об изгнании злых духов: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Не сказал Он: или постом, или молитвой, поскольку необходимы и то и другое. Пост и молитва, смиряя тело и очищая душу, приближают человека к заповеданной Богом гармонии тела и души.

– Пост – время сугубого покаяния. Несколько слов об этом.

– В Покаянном каноне ко Господу мы взываем: «Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему… молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько… Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько».

Читайте так же:  Молитвы чтобы встретить любовь

Эти слова проникновенные и в то же время очень точные. В круговороте и заботах мирской жизни не всегда хватает времени, а иногда и желания, терпения позаботиться о своей душе. Ну – вечерние молитвы, утренние; ну – в храм на службу заскочил (если успел); работа, учеба. Что-то сотворил не то, что-то не так – да вроде бы извинился… Но чтобы предстать пред Господом в Таинстве Покаяния, необходимо не только осознать свою греховность, не только считать себя самым грешным из всех людей, но и понять прежде всего, что без помощи Божией мы не можем прийти к такому состоянию. Потому и просим во дни Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Пост как раз и предназначен для того, чтобы, сосредоточившись и отрешившись от суеты, усмирив телесные страсти, обратив наши мысли от земного к небесному и искренне молясь, принять от Бога ощущение глубины своего падения и плач о грехах, а затем в Таинстве Покаяния чистосердечно покаяться и получить прощение. Великий пост для души – это время ее «генеральной уборки».

– Как быть? – пощение по Типикону (Уставу) ныне мало кому по силам.

– Пощение по Типикону – это идеал, мы должны знать о нем, чтобы сознавать нашу немощь и не считать ее за норму. Тот же пост, который соблюдается сейчас (большая часть Великого поста – вареная пища без масла, в субботу и воскресенье – то же, но с маслом; без всех скоромных продуктов и рыбы), по моему убеждению, по силам каждому, ну, конечно, за исключением больных, немощных и других особых случаев. В этих случаях мера поста согласуется со священником. Вопрос в другом: с какой степени болезни или немощи облегчать пост? Чтобы не было по принципу: «как говеть, так и животу болеть». При нежелании терпеть постовые ограничения мы начинаем убеждать себя в необходимости послабления, успокаивая свою совесть различными причинами и предлогами. Боязнь поста чисто психологическая. Наша плоть возмущается – как же я! без мяса! Ну да. Без мяса. И – нормально. Посмотрите на старых прихожан (не по возрасту, а по стажу) Все они ждут поста с радостью. А сомневающимся мой совет – попробуйте. Ведь не зря говорят – дорогу осилит идущий. Сделайте первый шаг, и Господь не оставит без помощи.

– Ваш первый пост? Каким он был, чему Вас научил?

– Мой первый пост был как раз постом Великим. Была неуверенность, были сомнения. Была попытка провести весь пост на сухоядении, которая с позором провалилась. Было ожидание окончания поста. Дело не в этом. Для меня важно то, что я стал ждать следующего, и именно Великого, поста. Я понял, что без церковных служб, без молитв, без отказа от многих соблазнов пост превращается в голодовку. Я ощутил, что Православие – это не сумма знаний, не количество поклонов, не частота посещения служб (хотя всё это, разумеется, необходимо), а Православие – это образ жизни.

И – главное – я убедился, что без Бога не могу ничего.

Беседовала Людмила Кузнецова

Великий пост считается самым длительным (7 недель). В это время следует заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которые появились из-за суеты, лени, жизненных невзгод. За время поста следует прочитать все четыре Евангелия. Помимо ограничений в еде, следует отказаться от лишних встреч и развлечений. Отдых не отменяется, но он не должен нарушать покой души. Самые строгие правила соблюдаются в последнюю седмицу, называемую Страстной.

Чтобы в этот период не соблазняться, нужно изучить всю литературу касательно поста. Важно понимать, что пост – не диета, а время приближения к Богу, который поможет контролировать поступки и побеждать грех.

Перед тем как поститься, следует посетить священника, который даст необходимые рекомендации и поможет настроить душу на очищение. Важно понимать, что человек есть дух, который живет в теле, и господствует над плотью. Как духовное существо при Божьей милости человек может контролировать свои слабости и отказаться от вредных привычек.

Важно следить, что изрекают уста, на что направлены помыслы, какие эмоции испытывает душа, и какие в результате поступки человек совершает. Приближаясь к Богу, человек получает благодать быть терпимым по отношению к другим людям, прощать и не таить в сердце обиду, «больше всего хранимого хранить сердце» от зла.

Перед началом поста возносят молитвы разного направления. Важно, чтобы в этом вопросе не следовать традиции, а обращаться с молитвенными просьбами в соответствии с тем, что близко по духу.

Рекомендовано произносить молитвы покаяния. Следует обращаться к Всевышнему с прошением о прощении грехов. Человек исследует свое сердце и очищает его от всякой скверны. Важно просить, чтобы Господь простил все прегрешения: и те, о которых человек знает, и те, о которых не ведает. Молитва-исповедь читается перед обращением с покаянием. Обращаться к Богу можно в произвольной форме. В этом молитвенном обращении человек изливает свое сердце перед Богом, говоря о самом сокровенном.

Матери во время поста обращаются к Всевышнему за благословением детей. Такие обращения создают защитную ограду вокруг чад. Они помогают наставить отроков на путь истинный и защитить от всех неприятных жизненных моментов. Также обращаются к Господу с молитвой о помощи выдержать пост и не поддаться искушениям. Такое обращение читается ежедневно. Ежедневно отправляется воззвание к небесам перед началом дела. Верующие просят Владыку благословить всякое дело рук и дать успех всякому начинанию.

Молитвенное обращение о смирении читается ежедневно. Верующие просят простить всякое прегрешение и даровать смирение. Молитва от чревоугодия поможет воздержаться от пищи во время Великого поста.

Пост заканчивают воззваниями к небесам, полными благодарения. Воздаются благодарения Господу за то, что Он прощает грехи, очищает душу от скверны.

Следует благодарить Иисуса Христа за дарованную жизнь вечную, за Его милость и благодать, за прощение грехов.

В это время следует во все воскресные дни посещать литургии, также усилить молитвенные обращения за нужды других людей.

В этом видео священнослужитель расскажет, какие молитвы нужно читать во время Великого Поста и как правильно молиться в праздник.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here