Православная молитва урок 4 класс

Подробное и точное описание: Православная молитва урок 4 класс - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Бикмулина Светлана Валентиновна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 66.63 Kb

Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

Основы Православной культуры

Учитель: Бикмулина Светлана Валентиновна

Тема урока: Православная молитва

*помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговор человека с Богом;

*как форма возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать, что такое православие; кто такие святые; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»;понять смысл входящих в нее слов и выражений.

Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию; развивать умение вести диалог, делать самостоятельные выводы.

Воспитывающая: воспитывать доброту, терпение, умение благодарить; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

рассказ, компьютерная презентация: «Православная молитва», беседа; запись молитвы «Отче наш», гр. Гвадалахара «Молитва».

Продолжительность урока — 40 мин.

2.Постановка цели и задач урока.

2. Постановка цели и задач урока.

1) Звучит запись молитвы в исполнении гр. «Гвадалахара». После прослушивания проводится беседа с детьми по вопросам:

-Кто знает, что мы сейчас слушали?

-Почему вы решили, что это молитва?

-Чем отличается молитва от песни?

-Кто может своими словами сказать, что такое молитва?

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Слайд 1.

— Многие были в церкви (узнается у детей с предыдущих уроков) и что вы там видели?

— Что они делают возле икон?

— Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

— Прочитайте на слайде. Слайд 2.

*что значит слово «благодать»

4. Первичное усвоение новых знаний.

Класс разделен на 4 группы. У каждой группы на столах лежат карточки с номерами.

— Ребята, возьмите карточку с №1.

-Какое написано слово? ( Православие)

— Подумайте и напишите, что может значить это слово? (Обсуждение в группах, ответы детей.)

— Прочитайте и сравните. Слайд 3

— Православие — умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

— Одним из слов в определении было слово молиться. А что оно значит?

— Возьмите карточку с №2 и подберите синонимы к слову молить (обсуждение в группах, ответы детей.) На карточке написано слово молить.

— Молить – значит просить, благодарить, славить.

— Кого мы можем просить, благодарить и славить?

— Как православные люди называют Бога? (своим Господом.)

— Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой, то есть с молитвой.

-Возьмите карточку с №3. Запишите свое определение (обсуждение в группах, ответы детей.) На карточке написано слово молитва.

-Вывод. Молитва – это живая связь человека с Богом.

Молитва – средство, способ общения верующих с Богом! Слайд 5

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

— Когда мы давали определение слова молить, мы использовали три слова. Какие это слова? (просить, благодарить, славить)

— Кто догадался, какие виды молитв есть?

-Найдите карточку с №4. Прочитайте, какие молитвы у вас записаны.

молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – славословие, молитва – покаяние. У каждой группы своя молитва.

— Посовещайтесь в группах и напишите, что они означают?

*Молитва – просьба: “Подай, Господи!”

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, становясь старше, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

*Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.

— За то можно благодарить Бога?

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

*Молитва – покаяние. Это произвольно, своими словами сказанное обращение к Богу с желанием измениться и раскаяться в своих грехах.

— А где может человек молиться?

Православный человек может молиться в беде и в радости, в одиночестве и с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке.

_ А что же такое благодать? Слайд 7

— Если человек молится искренне и правильно, то он, говорят, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). А люди, которые изменились под действием благодати так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святыми. Слайд 8

— А для чего нужна молитва в жизни?

-Чего же не хватает человеку, чтобы правильно молиться? ( Слов молитвы)

-Мы сегодня познакомимся с самой известной молитвой «Отче наш».

Прослушивание молитвы в записи.

— Что вы можете сказать об этой молитве?

— Возьмите карточку под №5. Найдите слова, значение которых вам непонятно и с помощью учебника объясните их.

Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).

Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Слово «иже» означает «который».

«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на ангелов. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.

«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.

«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».

«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».

Читайте так же:  Молитва о неудобоучащемся отроке

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. Насущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.

«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.

«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа. Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.

-Чтение молитвы детьми. Слайд 10

— А сейчас стали более понятны слова?

— Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока?

— На все ли вопросы мы ответили?

— С какими новыми словами вы познакомились?

— Что больше всего вас затронуло в нашем уроке?

— Выскажите ваше мнение об уроке и соберите букет из цветов, которые у вас есть. Каждая группа собирает букет на своем столе.

«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: синие, красные и желтые. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — синий, а если было все равно, то — желтый».

Методическая разработка урока по «Основам православной культуры» по теме «Православная молитва» в рамках изучения курса ОРКСЭ. Это первый из двух уроков по данной теме, направленный на формирование у обучающихся представления о роли молитвы в жизни православных людей и знакомство детей с видами православных молитв. В материал урока включены отрывки из художественных произведений советских авторов, пословицы, музыкальные произведения.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Масягина Екатерина Владимировна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 39.83 Kb

Департамент образования Кстовского муниципального района

МБОУ СОШ села Ближнее Борисово

Методическая разработка урока

по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

Масягина Екатерина Владимировна,

Учитель начальных классов,

преподаватель курса ОРКСЭ.

Урок 4. Православная молитва

Цель: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

1. Познакомить учащихся с понятиями «православие», «благодать»;

2. Рассказать учащимся, кто такие святые;

3. Сформировать представление о роли молитвы в жизни православных людей;

4. Познакомить детей с видами православных молитв;

5. Продолжать воспитывать любовь и уважение к национальной русской культуре, к народу России, его истории.

Новые слова и понятия: православие, благодать, святые, молитва, Священное Предание.

Иллюстративный ряд: фотоснимки и видеосъёмки богослужений. Иконы. Стихи о молитве. Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.

Предварительная подготовка к уроку: Домашнее задание, направленное на усвоение данной темы урока: «Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает?» Один ученик готовит наизусть чтение стихотворения Лермонтова «Молитва».

Межпредметные связи: с предметами «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Чтение», «Окружающий мир», «Музыка».

Оборудование урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация. Словари, распечатка отрывков из художественных произведений, распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, пословицы, рабочая тетрадь.

План урока с хронометражем:

  1. Организационный момент. 1 мин
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин
  3. Мотивация к изучению темы урока. 3 мин
  4. Целеполагание. 5 мин
  5. Сообщение темы урока.1 мин
  6. Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, текстов стихотворений и учебника, работа в группах, прослушивание музыкальных произведений) 15 мин
  7. Первичная проверка и корректировка знаний. 5 мин
  8. Закрепление материала (беседа, совместная работа с использованием диска, самостоятельная работа со схемой, со словосочетаниями, составление синквейна) . 6 мин
  9. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. 3 мин
  10. Домашнее задание. 1 мин Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данный урок является первым из двух планируемых; 1 урок- Православная молитва (знакомство с понятием «молитва», значение молитвы в жизни православных христиан, виды молитвы), 2 урок- Православная молитва. Господня молитва (знакомство с молитвой «Отче наш», понятие Иисусова молитва).

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке Основ православной культуры. Сегодня мы будем работать в группах. Я предлагаю вам выбрать одну из карточек и в соответствии с её цветом распределиться на группы. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов. Оцените своё настроение, с которым вы пришли на урок.

( дети отмечают в тетрадях своё настроение)

Учитель: Каждый раз на наших уроках мы открываем для себя что-то новое в православной культуре и убеждаемся, как мало знаем мы о нашей культуре, особенно о духовной. На прошлом уроке я попросила вас ответить на вопрос, может ли человек общаться с Богом, как он это делает, и как называется общение с Богом. Давайте порассуждаем об этом. (ответы детей).

3. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Вы правы, православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты. Мы говорим с вами о православной культуре. А что такое «православие»?

«Погружение» в тему. Дети работают со словом с точки зрения этимологии: правильно славить. Славить кого? Бога.

Учитель: Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.

Учитель: Давайте посвятим этот урок теме «Молитва». Что вы знаете о молитве? (молитвы читают в храмах, кто-то молится дома, молитвы записаны в специальных книгах, некоторые люди носят молитвы с собой). У кого есть с собой молитвы и как они у вас появились? (ответы).

Учитель: Молодцы. Итак, тема нашего урока «Православная молитва». Молитвой называется обращение к Богу. Дети записывают в тетрадях тему урока и определение молитвы. Сегодня мы узнаем, какие бывают молитвы, кто составлял молитвы, где могут молиться православные. Найдите в словарях значение слова молитва. (Молитва — один из способов общения человека с Богом, святыми и небесными силами. Корень этого слова «мол» — от латинского mollire – умягчать — указывает на то, что молитва смягчает наше сердце и душу, и мы полнее открываемся для воздействия благодати Божией).

Читайте так же:  Молитва о возвращении мужа после развода

6. Объяснение нового материала. Словарная работа.

Учитель: Подберите синонимы к слову «говорить». (Дети называют слова). Выберите те слова, которые подходят для общения с Богом. (Дети называют: просить, славить, благодарить, молить).

Работа по учебнику в группах. 1 группа – молитва-просьба, 2 группа — молитва-благодарение, 3 группа- молитва-славословие.

молитва- просьба молитва-славословие

Дети работают в группах и заполняют схему: виды молитв, выделяют ключевые слова.

Проверка: 1 ученик из каждой группы называет вид молитвы и пример.

(молитва-просьба: просит помощи, защиты, житейских и духовных благ; молитва-благодарение: редкая, благодарность Богу за полученное; молитва-славословие: самая высокая молитва, человек переживает радость от встречи с Богом, ликует)

Учитель: Почему одна стрелка осталась свободной? ( В учебнике больше нет названий молитв). Есть ещё один вид молитвы – покаянная – «Господи, помилуй!». От какого слова образовано название этой молитвы? (Каяться, признавать грех, просить милости, помилования). В русском языке есть слово-молитва. Слово это мы знаем с раннего детства. Кто сможет назвать его? Это слово «спасибо». Вдумайтесь в его смысл. Благодаря человека за что-либо словом «спасибо», мы обращаемся к Богу с молитвой о нём: «Спаси, Боже!». Молитва о человеке – это лучшая ему благодарность. Поэтому, не забывайте благодарить людей за помощь и другие хорошие дела, сделанные для вас.

Прослушивание аудиозаписи: Прослушаем, как звучат различные молитвы. Обратите внимание на виды молитвы.

(дети слушают «Господи, помилуй!», «Спаси, Господи, люди Твоя», «Благодарю, Тебя, Господи»).

Учитель: Церковь хранит много замечательных молитв, составленных святыми. А знаете ли вы, кого называют святыми? (ответы). Кого из святых вы знаете?

Самостоятельное чтение с.13 второй абзац снизу. (Дополнительные ответы детей после прочтения текста учебника).

Учитель: Святые любого народа — это его лучшие люди, дающие пример высокой нравственной и духовной жизни. У всех святых было одно общее качество: все они имели твёрдую веру в Бога, вели постоянную борьбу со своими страстями, с покорностью, и даже с радостью, переносили всякие посылаемые им испытания… Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский и многие другие.

В определении слова молитва нам встретилось слово «благодать». Как вы думаете, что обозначает это слово и как оно связано с темой урока? (Действие Бога, меняющее человека, называется благодать, если человек молится искренне и правильно, то на него сходит Божья благодать).

Знакомство с «Молитвой» М.Ю. Лермонтова.

Учитель: Правильно. Молитва находится в центре всей жизни православного человека и имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве. В русской литературе мы нередко встречаем художественные произведения с названием «Молитва». Вот одно из них, послушайте. Заранее подготовленный ученик читает .

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 14 Скачиваний: 7

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Основы Православной культуры
Разработка урока
Учитель: Бикмулина Светлана Валентиновна

Тема урока: Православная молитва
Цель урока:
*помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговор человека с Богом;
*как форма возможного общения человека с Богом.

Задачи:
Обучающая: узнать, что такое православие; кто такие святые; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»;понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию; развивать умение вести диалог, делать самостоятельные выводы.
Воспитывающая: воспитывать доброту, терпение, умение благодарить; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Форма урока:
рассказ, компьютерная презентация: «Православная молитва», беседа; запись молитвы «Отче наш», гр. Гвадалахара «Молитва».
Продолжительность урока — 40 мин.

Этапы урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и задач урока.
3.Актуализация знаний.
4.Усвоение новых знаний.
5.Подведение итога.
6.Рефлексия.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Тимченко Наталия Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 1.12 Mb

Конспект урока из программы модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

Тема: «Православная молитва».

Цель урока: сформулировать у учащихся понятия «молитвы как средство для общения человека с Богом».

Познакомить учащихся с понятиями: «молитва», «православие», «благодать», «святые»

Познакомиться с видами православных молитв: «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

Узнать о происхождении главной молитвы православного человека «Отче наш» и о ее значении.

Способствовать духовно – нравственному развитию личности.

Оборудование (техническое обеспечение урока): учебник, мультимедийный проектор.

Глоссарий терминов к уроку: Молитва, православие, благодать, святые, молитва–просьба, молитва–благодарение, молитва–славословие, «Отче наш».

Наглядные пособия: иллюстрации к молитве «Отче наш», листы с вопросами для проверки пройденного материала, лист ватмана с изображением «Куста добродетели», трафареты роз.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Методическая литература для учителя:

Объяснение церковных молитв детям. По благословению Архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия. Священник Иоанн Анурьев

Печатается по: Объяснение церковных молитв детям. Первый год учения в начальных училищах. Вологда, 1884.

Лекарство от греха. Притчи / Составитель Фомин А.В — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2015. – 288 с.

Притчи православных старцев / Составитель Тростникова Е.В. – Издательство Борисова, 2014. – 232 с.

Михаил Молотников Научи нас молиться. О молитве «Отче наш». — Христианская жизнь, 2015 – 256 с.

Вспомогательная и обучающая литература для детей:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 класс. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

Юдин Г.Н. Аз, Буки, Веди. Азбука православия для детей. Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви. – М.: Воскресный день, 2015. – 384 с.

Читайте так же:  Молитва на родительское благословение детей

Малая православная энциклопедия. Молитвы. — Издательство: Даръ, 2015 г. – 32 с.

Содержательная часть урока (Ход урока)

Каждый день – всегда, везде,

Повторение изученного материала.

Класс делиться на 3 команды. Каждая команда получает лист с заданием. Время выполнения 3-5 минут.

Задание: Ответить на вопросы в свитке.

Задание: Ответить на вопрос: Какая она, моя Родина?

Задание: Соединить текст с картинкой

После выполнения задания, каждая команда отвечает у доски на свой вопрос.

— Сейчас я Вам расскажу притчу, а вы послушайте и ответьте, о чем она?

— Но прежде, скажите, что такое притча?

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные.

В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришёл проповедник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо. Семья села за стол. Все смотрели на проповедника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но проповедник сказал:

— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.

Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал:

— Знаете, дорогой проповедник, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти вечные повторения каждый день, каждый год нисколько не помогают, поэтому мы больше не молимся.

Проповедник удивлённо посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
— Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить «доброе утро»?

— Кто мне может сказать, о чем эта притча?

— Почему семья перестала молиться перед едой?

— Чему удивился проповедник?

— Что сказала семилетняя дочка папе?

— Сегодняшняя тема нашего урока посвящена «Православной молитве».

— Кто-нибудь из Вас знает, что такое молитва?

— Молитва – это обращение верующего человека к Богу.

— Как вы думаете, для чего нужна молитва?

— А что значит «православная молитва»?

— Православие – это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Православные люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой. Поэтому и обращение к Богу называется молитвой.

— А как вы думаете, зачем нужно молиться?

— Что мы высказываем Богу в нашей молитве?

— Как надо молиться Богу, чтобы он услышал наши молитвы?

— Зачем мы крестимся по окончанию молитвы?

— Крестом мы выражаем нашу веру в Иисуса Христа, Который в страшных муках умер за нас на Кресте.

— А какой рукой: правой или левой?

— Как складываем пальцы у руки?

— А как вы думаете, почему именно эти три пальца?

— Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу. А два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

— Скажите, а какие бывают молитвы?

— У православных людей есть три вида молитвы.

— Молитва – просьба. Самая распространенная, это прошение у Бога помощи и разных благ. Например, «Подай, Господи!»

— Как вы думаете, о чем можно просить Бога?

— Молитва – моление. Бывает, когда, молясь, что-либо приносим или обещаем Богу. Например, «Господи, помилуй», «Спаси, Господи, люди Твоя…»

— Как вы думаете, о чем можно просить Бога?

— Молитва – благодарения. Более редкая, потому что люди часто просят, чем благодарят Бога. Например, «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»

— Скажите, а за что можно благодарить Бога?

— Молитва – славословие. Самая высокая, в такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом. Например, «Аллилуйя!», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Хвалите имя Господне…».

— Теперь мы знаем, что молитвы бывают разные. Эти молитвы людям дал Господь Бог для общения с ним.

— А как вы думаете, когда человек молиться, в каких ситуациях?

— А где можно человеку молиться?

— Действие Бога на человека, во время молитвы, называется благодатью, то есть добрый дар. В этот момент человек меняется.

— Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струиться вера, надежда, любовь, называются святые.

5. Знакомство с молитвой «Отче наш».

— А у меня для Вас есть еще одна притча. Послушайте ее.

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трёх святителей. И так как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну и ту же молитву.

Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своём корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат:

— Остановитесь, мы вашу молитву забыли.

Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:

Старцы вернулись и остались при своей молитве.

Пустынники – название христианских монахов, это люди, которые по собственному убеждению отреклись от мирской жизни, чтобы спасти свою душу.

Старцы – это духовный учитель, почитаемый за святость еще при жизни.

— Сколько святых было на иконе?

— Как они молились перед иконой?

— О чем просили пустынники путешественников?

— Какую молитву стали учить пустынники?

— Чему удивились путешественники?

— Что этой притчей можно сказать людям?

— Сегодня мы с Вами познакомимся с главной молитвой православного человека «Отче наш». Она является святыней для всех христиан.

— А как же появилась самая первая молитва? Однажды Иисус Христос долго молился, а после один из учеников спросил Его: «Господи! Как нам молиться? Научи нас». И Он сказал им: «Молитесь же так:

Читайте так же:  Молитва о беременной дочери Матроне и Николаю Чудотворцу

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;
хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»

.- Так она звучит на церковно–славянском языке. Именно так ее читают в Русской православной церкви.

— Что же означает эта молитва? Давайте с ней познакомимся.

Отче наш, Иже еси на небесех! – Отец наш Небесный. Мы не называем Его «Отче мой» потому, что Бог существует для всех, и мы молимся не только за себя, но и обо всех людях.

Да святится имя Твое. – Пусть прославиться имя Твоё. Мы просим, чтобы имя Господа прославлялось людьми, и все, кто еще не знает о Нем, узнали его и тоже прославили.

Да приидет Царствие Твое. – Да придет Царствие Твоё. Мы молимся о том, чтобы все люди познали Бога, и Он воцарился в их сердцах.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. – Да будет воля Твоя на земле, как на Небе. Мы просим Бога исполнять не наши желания, но Его волю, потому что Он знает лучше нас, что нам нужно, а что нет, что полезно нашей душе и что ей вредно.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. – Хлеб необходимый дай нам на сей день. Отец Небесный учит нас довольствоваться не многим, но необходимым, без чего мы не сможем жить.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 0 Скачиваний: 5

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
  • Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.

Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)

М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”

Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)

Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.

3. Изучение нового материала.

Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)

Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).

Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?

Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.

В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.

Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13

Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:

Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись

А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?

Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15

Отче Отец
иже который
еси “Ты есть”
на небесех “на набесах”
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю”
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого защити от зла

Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Читайте так же:  Благодарственная молитва за прожитый день

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?

1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно только в храме (Нет)

5. В молитве просят только за себя (Нет)

А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.

Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

7. Домашнее задание.

  • Продолжить составлять словарик по теме 4.
  • При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
  • Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
  • Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)

8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.

Православная молитва урок 4 класс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here