Рисунок утренняя молитва чайковского

Подробное и точное описание: Рисунок утренняя молитва чайковского - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Музыка очищает душу человека.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Оборудование. Изображения храмов, аудиокассеты с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, таблица «чувств», карточки длительностей.

Оформление доски. Тема урока, портрет П.И. Чайковского, а также изображения Трифонова монастыря и Серафимовской церкви, картины природы, по ходу урока вывешивается таблица «чувств», а на нотном стане — упражнение «Снег».

Музыкальное приветствие

Дети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.

Учитель. Под какой жанр музыки вы вошли?

Дети. Звучал танец «Вальс» Чайковского.

Учитель. Да, это был благородный «Вальс» из «Детского альбома», который Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями. » Назовите, какие еще пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Беседа по теме урока

Учитель. Мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Как вы понимаете слово храм?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

И у нас на Вятке много святых мест. (Дети смотрят иллюстрации на доске.) В центре города находится Трифонов монастырь — древнейший в крае храмовый ансамбль. Его основателем был выходец из Архангельской губернии Трифон, который в 1580 году прибывает в Вятский край, где и решает построить монастырь. А неподалеку находится Серафимовская церковь — одно из красивейших произведений местных мастеров.

А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. (Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва» ) и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло,
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден
Будь честен перед собой,
И ты никогда не обманешь другого.
Люби. Мир тебе.

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Читайте так же:  Как называется молитва в турции

Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.

Учитель. Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

Дети. Свечу.

Упражнение «Свеча» (на дыхание)

• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Упражнение на гласные звуки

(выработка чистого унисона, округлости звука).

Учитель. А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).

Дети. Куполом.

Учитель. Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примарного звучания голосового аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз). Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.

Упражнение «Снег» (на звуковедение)

Исполнение по нотной записи, с показом карточек длительностей, которые были сделаны детьми дома: на одной карточке — четвертная нотка, на другой — восьмая. (Приложение 1)

Учитель. Какой цвет преобладает сейчас в природе?

Дети. Белый.

Учитель. А белый цвет — это цвет чистоты, свежести, легкости. Следующее упражнение «Снег» поем очень выразительно, плавно, с названием нот.

А второй раз — со словами и с показом карточек длительностей без сопровождения — а капелла. (Дети закрепляют это понятие.)

Организация игровой деятельности

Игра «Ели»(на дикцию, координацию движений)

Учитель. Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?

Дети. Перерыв в звучании.

Учитель. Правильно, мы сейчас вначале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе стихотворение Ирины Токмаковой «Ели» (см. приложение 2), которые так красивы в снежном убранстве, а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?

Дети. Скорость исполнения произведения.

Учитель. Да, все дружно и весело играем. А какие праздники встречают зимой?

Дети. Новый год, Рождество.

Учитель. А когда у нас в стране отмечают Рождество?

Дети. В январе, после Нового года.

Учитель. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сын Божий — Иисус Христос. Для нас праздник Рождества — это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и елки, это звездные ночи и рождественские напевы.

Учитель. Давайте вспомним мелодию «Тихая ночь» Ф. Грубера, с которой познакомились в первом классе, и исполним ее с музыкальными инструментами, но прежде скажите, как должна звучать эта песня?

Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.

(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

(Отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома.)

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Дети выходят из класса под «Рождественскую песенку», слова и музыка П. Синявского.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2003.

Методика работы с учебниками. Музыка: 1–4 кл. Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка»: 2 кл. (аудиокассета).

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2000.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2001.

Посвящается Володе Давыдову

Утреннее размышление

Ели на опушке (встать, ноги на ширине плеч, пальцы рук раскрыты внизу)
До небес макушки (руки поднять вверх)
Слушают, молчат (руки к ушам, потом к губам),
Смотрят на внучат (поморгать глазами, покачивая головой).
А внучата — елочки (присесть),
Тонкие иголочки (вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами)
У лесных ворот (соединить над головой руки)
Водят хоровод (покружиться один раз вокруг себя).

Международный рождественский гимн

2. Вдруг пастухов трепет объял:
Яркий свет засиял,
Светлый ангел летит с небес,
Пастухам он приносит весть,
Что родился Христос. (2 раза)

3. Ночь тиха, ночь свята,
Светит в небе звезда.
Пастухи уже в пути,
К Вифлеему спешат прийти,
Там, где ждет их Господь. (2 раза)

4. О Божий сын, ты в эту ночь
Светом мрак гонишь прочь.
Как лучится твой образ святой.
Сколько счастья несешь нам с собой
Ты своим Рождеством. (2 раза)

5. Ночь тиха, ночь свята,
Светит в небе звезда.
Боже, дай ко Христу всем прийти,
Радость светлую в нем найти.
Вечно славься Христос! (2 раза)

Читайте так же:  Чтобы бывший муж тосковал молитва

1. Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий сын пеленами повит,|
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, младенец святой. (2 раза)

2. Ночь тиха, ночь свята,
И светла, и чиста.
Славит радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землей. (2 раза)

3. Ночь тиха, ночь свята,
Мы поем Христа.
И с улыбкой младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой. (2 раза)

Рождественская песенка

Слова и музыка П.Синявского

2. В каждый терем, в каждую светелку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег Рождественскую елку
И на нас с улыбкой поглядел.
Златокрылый ангел прилетел,
И на нас с улыбкой поглядел.

3. Снится нам в Рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес,
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Вереница праздничных чудес
К нам с тобой спускается с небес.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского «Детский альбом».

— познакомить с историей создания «Детского альбома»;

Видео (кликните для воспроизведения).

— прослушать ряд пьес из «Детского альбома»;

— учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

— развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

— прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

Используемая литература:

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

«Детский альбом» — это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей».

Открываем альбом. На первом листе написано: «Зимнее утро». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу «Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?

Звучит пьеса «Зимнее утро».

Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры — девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется «Болезнь куклы».

Звучит пьеса «Болезнь куклы».

А мальчики любят играть в солдатиков.

Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. Музыка — марш — это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

Сейчас мы этот марш попробуем сыграть оркестром.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исполнение пьесы «Марш деревянных солдатиков» оркестром шумовых инструментов.

Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?

Звучит пьеса «Мама».

Есть в «Детском альбоме» пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название пьесе, которая прозвучит.

Звучит «Баба Яга».

Какие интонации передаёт эта музыка? — картина сказочного полёта.

(слайд 11) (Коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)

Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

«Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она «Старинная французская песенка».

Звучит «Старинная французская песенка».

«Неаполитанская песенка» — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Звучит «Неаполитанская песенка».

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Дорогие друзья, сегодня мы поговорим о русском композиторе П.И.Чайковском и послушаем его музыку из «Детского альбома». Почему же великий композитор, создавший такие крупные произведения как оперы, балеты, симфонии, вдруг обратился к детской музыке? Оказывается, Пётр Ильич осуществлял свой давний замысе л – «содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогатая ». «Я хочу – писал он в письме к другу – сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана». И ему легко было это осуществить, потому что он понимал и любил детей: «Что может быть лучше в жизни, чем дети и цветы? » – часто говорил он.

На протяжении долгих лет Пётр Ильич жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдо вой, на Украине, в селе Каменка, где был окружён тёплыми заботами родных, любовью и лаской детей . Дядя Петя живо интересовался музыкальными занятиями племянников. По чти все они были очень способны к музыке и играли на фортепиано довольно хорошо. Слушая их игру, Пётр Ильич удивлялся их терпению в разучивании скучных упражнений: « Подумать только! Кроме Шумановского альбома, да соль-мажорной сонатины Бетх овена, бедным детям и играть почти нечего, – возмущался он – Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды и бездарные пьесы всяких составит елей «Школ игры на фортепиано»? Ими только можно отбить у детей охоту заниматься». И менно тогда Чайковский и задумал сочинить маленькие пьески для детей .

Его «Детский альбом» – это музыкальный рассказ, который можно было бы назвать «24 часа из жизни маленького человечка». Вспоминая своё детство и наблюдая за жизнью племянников, Чайковский передал в музыке впечатления детских размышлений и забав, картин русской природы и русского быта, заграничных путешес твий.

Воспоминания . Перенесёмся мысленно в город Воткинск, где в 1840 году родился маленький Петя. Семья Чайковских была большая и дружная. Кроме своих шестерых детей, Илья Петрович и Александра Андреевна воспитывали двух племянниц, приютили престарелую родственницу, почти на положении членов семьи были няня Каролина, отставной солдат-башкир Халит и гувернантка Фанни Дюрбах.

Дети в семье Чайковских жили своей особой жизнью . Спальни и классная комната детей помещались в мезонине, и поэтому с взрослыми в течение дня встречались только за столом. Вр емя детей было строго распределено. Вставали в 6 часов утра . День начинался с молитвы, обращения к Богу с просьбой даровать здоровья и счастья всем ближним . « Утренняя молитва» – первая пьеса «Детского альбома». В музыке царит покой и свет, ощущение величия и красоты начала дня.

Исполняется: Утренняя молитва

После завтрака дети занимались, потом гуляли до обеда, затем готовили уроки и отдыхали. Гувернантка Фанни Дюрбах воспитывала в своих учениках любовь и уважение к труду, приучала к дисциплине, порядку. В занятия с детьми Фанни вкладывала всю душу. Особенно полюбила она Петю, «сокровище всей семьи». Что же особенного было в этом мальчике? В чём выражалось его обаяние? «Ни в чём особенно и – решительно во всём, что он делал, – рассказывала Фанни Дюрбах – В классе нельзя было быть старательнее и понятл ивее… Никто не выдумывал более весёлых забав… Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех». Чаще всего мальчики с увлечением играли в « лошадки» и в сражения деревянных солдатиков.

Исполняются: Игра в лошадки, Марш деревянных солдатиков

А для девочек Пётр Ильич сочинил целую историю о кукле. Любимая кукла заболела, она лежит в кроватке и стонет, у неё поднимается температура! Рядом сидит плюшевый мишка, переживает, вздыхает и охает баском. Ах, как грустно, наверное, кукла умрёт.

Исполняется: Болезнь куклы

Как вам показалось, дети: кукла вылечилась или умерла? ….

Да, она умерла… Надо устроить ей настоящие похороны с музыкой и траурной процессией. Куклу положили в грузовичок, украшенный цветами. Под скорбные звуки музыки все дети с игрушками шествуют за машинкой. Некоторые игрушки даже плачут!

Исполняется: Похороны куклы

Но, не стоит так долго грустить. Игра в болезнь и похороны закончилась, и кукла опять здорова! Все счастливы! В весёлом танце дети с игрушками радостно кружатся в комнате.

За обеденным столом, где собралась вся семья, дети рассказывали родителям о своих занятиях и увлечениях. Отец Илья Петрович был мягким, сердечным, жизнерадостным и общительным человеком. Мать Александра Андреевна была ему верным другом и помощницей. Всем сердцем любя детей, она воспитывала их без баловства и проявляла свои чувства очень сдержанно. Мама стала первой учительницей для Пет и. Малыш был очень привязан к ней, очень скучал , если « милая маменька» была в отъезде. Не случайно, п ервая пьеска, которую он сочинил в пять лет, называлась «Наша мама в Петербурге». Став взрослым, Пётр Ильич сохранил свою любовь к Александре Андреевне, помня о ней, написал пьесу, которая так и называется – « Мама», и пометил в нотах : исполнить « С большим чувством и нежностью ».

Семья Чайковских была образованной и просвещённой. Александра Андреевна получила образование в одном из петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Любимым романсом Пети был «Соловей» Алябьева, который часто исполняла мама. Отец Илья Петрович, страстный любитель театра и музыки, играл на флейте и создал с друзьями трио (виолончель, гитара, флейта). Дом Чайковских был городским культурным центром. Вся знать города по вечерам собиралась здесь. Торжественные приемы происходили в зале. Здесь звуча л инструментальный ансамбль, хор певчих . Вместе с взрослыми веселились дети . О собенное возбуждение охватывало их, когда раздавались звуки вальса, мазурки, польки и … кружились, подхваченные танцем , пары.

Исполняются: Вальс, Мазурка, Полька

Особую прелесть в усадьбе Чайковских придавал великолепный пруд. Его красотой любовалась вся семья. Летними вечерами они любили выходить на балкон и слушать пение, которое доносилось с пруда. Жители Воткинска все свое свободное время проводили на этом пруду, катаясь в лодках и распевая песни. Знатные люди пели романсы, а рабочие народные песни.

Исполняется: Русская песня

В праздничные дни в городе звучали песни, то заунывные, полные глубокой тоски, то брызжущие весельем и задором, то величавые и торжес твенные. Они глубоко запали в душу будущего композитора. « Я русский в полнейшем смысле этого слова, – говорил о себе Чайковский – Я страс тно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи…» Композитора восхищали и незатейливый наигр ыш гармониста-самоучки и весёлая, задорная песня «Камаринская», под которую особенно любили плясать в присядку парни.

Исполняются: Мужик на гармонике играет , Камаринская

Чайковский с самого детства страстно любил природу. В возрасте 11 лет он писал родителям в восторге: «Эта деревня так красива! Окрестности восхитительны! Расположена она на холме, против нее аллея, ведущая к озеру, в котором много рыбы, налево от аллеи – птичня. С другой стороны дома сад, за этим садом большая аллея, ведущая в рощу…»

Духовное восхищение и восторг от общения с природой поддерживало силы великого русского композитора и питало его творческое вдохновение. Он радовался каждому листочку, небу, солнцу. Скоро весна… «Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков…»

В небе вьются света волны.

Исполняется Песня жаворонка

А вот ещё одно впечатление Чайковского: «. Какая ночь была сегодня! Я насилу в два часа пополуночи мог оторваться от окна своего. Луна сияла во всем блеске, а тишина, а ароматы от цветов, а эти чудные, неопределенные звуки ночи, – Боже мой, как все это хорошо! …Я чувствую себя, как среди фантастически-чудного сновидения».

Исполняется: Сладкая грёза

Но не всегда природа так безмятежна и спокойна. Представьте себе совсем неприветливое туманное, морозное утро:

Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран, был Италии, Германии, Франции, Чехии, и даже в Америке. Везде он записывал свои впечатления в дневник. Но был у него ещё и нотны й дневник, в котором он записывал народные песни. Н есколько страничек в нём посвящены детям.

Особенно много музыкальных впечатлений получил Пётр Ильич в Италии. Однажды во Флоренции он услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика Витторио , окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. В письме родным композитор писал: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь, по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера , и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно». Песня, которую пел Витторио, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка».

Исполняется: Итальянская песенка

« Неаполитанская песенка» – одна из самых ярких пьес «Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц Неаполя. Эту маленькую тайну нам раскрыло письмо к Чайковскому Надежды Филаретовне фон Мекк: «Дают ли Вам серенады под окнами? Нам в Неаполе и Венеции каждый день давали , и с каким особенным удовольствием я слушала в Неаполе ту песню, которую вы взяли для танца в «Лебединое озеро». Действительно, в балете эта мелодия называется танцем, а в « Детском альбоме» – песенкой. В звучании этой зажигательной мелодии встает картина веселого итальянского карнавала

Исполняется : Неаполитанская песенка

Венеция – прекрасный итальянский город с множеством каналов, старинных зданий и… уличных музыкантов. П о вечерам к гостинице, где жил Пётр Ильич, подходил шарманщик с маленькой дочкой. Он усталой рукой вертел ручку шарманки и пел вместе с девочкой красивые песни. Одна из их них очень понравилось Чайковскому, и он взял её за основу пьесы « Шарманщик поет». Послушайте её.

Исполняется: Шарманщик поёт

Но вот… Чайковский в Германии и Австрии . Вена – мировая столица музыки. Музыка была душой города. На улицах и ярмарках, в кофейнях и домах горожан звучали австрийские, немецкие, венгерские, славянские мелодии. Здесь композитор познакомился с мелодиями жителей Альп. Их своеобразие заключалось в мелодических скачках, «йодлях», которые испо лнялись фальцетом. Этот приём он использовал в «Немецкой песенке» . Вместе с тем песенка напоминает весёлый и подвижный танец лендлер, популярный в этих странах.

Исполняется: Немецкая песенка

Во Франции Чайковский тоже узнал много интересного . Гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка « Куда вы ушли, увлечения моей молодости….» Очень давно ещё в 16 ве ке её пели трубадуры». Грустный и неторопливый напев напоминал старинную балладу. Чайковский поблагодарил женщину и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьес ку « Старинная французская песенка» и включил ее в «Детский альбом».

Исполняется : Старинная французская песенка

Но вот, воспоминания о дальних странах закончены, закончен и день, наступает вечер. Дети отправляются в спальню. В своих кроватках слушают нянину сказку. Про странствования Ивана — Царевича, Бабу Ягу и Василису прекрасную.

И днем и ночью кот ученый

Идет направо — песнь заводит,

Там чудеса: там леший бродит,

Там на неведомых дорожках

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Исполняются: Нянина сказка, Баба яга

Завершает альбом вечерняя молитва. Звучит мелодия из покаянного псалма 50 «Помилуй, мя, Боже, по велицей милости твоей» Словно прощаясь, Пётр Ильич обращается к своему маленькому человечку. «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Мир тебе».

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепьянных пьес. Сочиняя его, композитор заботился не только о музицировании в семье Давыдовых он писал эту музыку и для детей будущих поколений. Как и все великие композиторы, Чайковский желал, чтобы его музыка делала нас добрее и милосерднее.

Картины к концерту»Чайковский П.И. Детский альбом»

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

– продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

– знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

– слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

– просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

– упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

– Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

– Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

– Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

– Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

– А отличаются ли по характеру эти пьесы?

– Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

– Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

– Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

– На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

– Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Рисунок утренняя молитва чайковского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here