Сила молитвы по словам старцев

Подробное и точное описание: Сила молитвы по словам старцев - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

– Не стараются люди дойти до сути, перерезают провод, связь с Богом, и потом им уже неоткуда получить помощи. К сожалению, большинство христиан не участвуют в таинствах и потому существует бесовское влияние.

Я всегда говорю мирянам, чтобы они ходили в церковь, ибо там освящаются. Даже одной мысли, что, входя в храм Божий, входишь в дом Божий и там получаешь Божественную благодать и освящаешься, достаточно, чтобы человек пришёл в умиление. В храме на нас смотрит Христос, Божия Матерь, святые, мы просим у них помощи, можем просто говорить с ними. Там у нас есть возможность переживать Таинства. Там за нас приносится в жертву Христос и даёт нам Свои Тело и кровь. Разве это не должно нас приводить в умиление?

— Геронда, сейчас из-за болезни я не хожу в церковь и поэтому скучаю без службы.

— Сейчас тебе нужно немного потерпеть. Я, когда служил в армии и мы участвовали в операции в горах 1 , семь месяцев не видел храма. Однажды меня отправили в Навпактос, чтобы отремонтировать рацию, и я должен был тут же вернуться обратно. Сделал что нужно и на обратном пути остановился у церкви, которая была у дороги. Был Великий пост и в храме пели Акафист. Войти нельзя — у меня же с собой рация, да и времени не было. Только пять минут постоял у двери. Такая досада меня взяла! Я плакал как ребёнок. «Боже мой, — жаловался я, — до чего я дошёл! С детства приходил в храм раньше пономаря. А теперь уже семь месяцев как не видел церкви!»

— Геронда, когда после послушания в архондарике я прихожу прямо в церковь, то не могу сосредоточиться.

— Из архондарика идёшь в храм. Из храма иди на Небо, а потом ещё дальше, к Богу.

— Как это сделать, геронда ? Думать о славе Божией ?

— Храм — это дом Божий здесь, на земле. Но настоящий дом Божий в раю, как и наш настоящий дом — тоже в раю.

— Геронда, иногда я ощущаю необходимость побыть в келье и почитать правило, чем идти на службу.

— То, что происходит на службе, может происходить в другое время? Не может. А то, чем ты будешь заниматься в келье, можно сделать и в другое время.

— В церкви, геронда, я не всегда чувствую изменение, какое ощущаю в келье.

— Гляди, частная молитва есть приготовление к общей. Совместная молитва с точки зрения качества может быть ниже частной, потому что в храме не чувствуешь себя свободно, как когда находишься наедине с самим собой. Но с точки зрения силы она выше, потому что молятся все вместе: у одного в молитве больше силы, у другого больше теплоты и т. д. И в эти два-три часа пока длится служба, и ты должна быть в церкви, чтобы молиться вместе со всеми. Что сказал Христос? «Идеже бо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их» 2 .

— Геронда, мне больше нравится быть в келье, потому что на службе я отвлекаюсь.

— Умиротворение, которое ты в это время ощущаешь в келье, не есть настоящее умиротворение. Если будешь подвизаться в церкви и стараться сосредоточиться и творить молитву, вот тогда это будет правильно и обретёшь подлинное умиротворение. Постарайся преодолеть трудности среди трудностей; это очень тебе поможет. Всё равно, что учиться в армии стрелять настоящими пулями; это заставляет человека быть собранным.

— Геронда, мне тяжко на службе, потому что я не могу одновременно молиться и следить за чтением и пением.

— Почему тяжко? Вижу, что ты неспокойна. Говоришь: «Хочу преуспеть в умной молитве, хочу обогатиться. » В этом есть скрытый эгоизм, гордость. Это не значит, что ты не подвизаешься; я говорю несколько утрированно. В тебе есть благое расположение, и Христос тебе поможет. Встань, как дитя перед Богом, и ни о чём не думай. Действуй в простоте и увидишь, какую благодать подадут тебе Христос и Божия Матерь. Входя в церковь, представляй, что взошла на корабль, предай себя в руки Божии, пусть везёт тебя куда хочет.

— Геронда, я на службах клюю носом, так что иногда совсем не могу сосредоточиться. И потом помысел мне говорит: «И что из того, что ты была на службе, всё равно не молилась».

— И когда зеваешь и когда клюёшь носом, корабль всё равно плывёт. На корабле один глазеет по сторонам, другой зевает, третий спит, а корабль всё равно плывёт к заданной цели. А ты старайся не спать.

— Геронда, если ум во время службы не занимается молитвой, тогда служба утомляет.

— Да, потому что тогда человек не питается. когда ум не сосредоточен на священных понятиях, тогда служба становится простым телесным упражнением — труд ради любви Божией. Во всяком случае, и тот, кого на службе одолевает сон, но он с ним борется, имеет большую награду. Разве у человека нет в келье кровати, чтобы поспать? Двое мирян приехали на Афон и пришли в один монастырь на всенощное бдение. Они сначала поспали и пришли в храм уже во время пения стихир на хвалитех 3 . Монах в соседней стасидии то и дело клевал носом, но старался не заснуть. Один из мирян, увидев это, говорит другому: «Гляди, монахи спят». На что тот ответил, как благоразумный разбойник 4 : «И не стыдно тебе ? Мы столько времени спали и сейчас только пришли. Что, думаешь, он не мог пойти к себе в келью поспать? Может, матраца у него и нет, но кровать деревянная уж точно есть».

— Я, геронда, не испытываю радости от богослужения.

— Всё нам радость нужна? Ты находишься в храме ради Христа. Стоишь в стасидии, ещё и руками облокачиваешься на подлокотники, отдыхаешь. Размышляй так: «Христос распростёр руки Свои на кресте, а я стою и ещё и отдыхаю». Так будешь чувствовать умиротворение.

— Геронда, во время службы можно сидеть ?

— Кому трудно, можно немного посидеть. Но у кого есть силы, лучше стоять. Но это нужно чувствовать и делать с желанием, от души. Не говорить: «Вот, сейчас пойдём в церковь, встанем, голову наклоним и будем стоять не шелохнувшись». Это всё внешнее, формализм.

— Часто, геронда, я не могу сосредоточиться в церкви, потому что от долгого стояния начинают болеть ноги. Что мне делать ?

— Вспоминай деревянные колодки, в которые забили ноги Христа, и говори: «Слава Богу за то, что мне больно». Тогда будешь забывать свою собственную боль, сердце твоё усладится и молитва станет сердечной.

1 Речь о Вардусиевых горах в окрестностях г. Навпактос (Западная Греция).

4 Имеется в виду один из двух сораспятых со Христом разбойников, сказавший другому: «Ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? И мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори» (Лк.23:40–41).

Читайте так же:  Заговоры и молитвы от алкоголизма мужа

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Д ай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Н а всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
К акие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя.
В о всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
В о всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Н аучи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Г осподи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Р уководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
А минь.

1 Православный молитвослов с приложением молитв Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 816 с.

Первое, с чем человек – сталкивается, поверив в Бога и приходя в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться и от чего в начале христианского пути у него вырастают крылья, – это молитва. О молитве написаны тысячи томов, над этой «наукой наук» трудились в течение веков многие святые отцы и подвижники благочестия.

Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.

В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский поставил очень важный вопрос: «Может ли еще молиться современный человек?». И он отвечает на него в том смысле, что современный человек не только может, но и на самом деле все время молиться, вопрос только — кому? Чтобы молиться Христу, человек должен, как и Христос во время всего своего служения, находится в самом сердце человеческой трагедии. Такая молитва — молитва не словами, а делом, сопереживанием, состраданием — и будет настоящей христианской молитвой.

Не только святые отцы, но и многие современные проповедники говорят, что не так важно (если вообще важно) «вычитываение акафистов и канонов», как внутреннее, сердечное отношение к Богу, соизмерение своей жизни, поступков — с Евангелием. Важна именно эта внутренняя открытость Богу, доверие Ему. Хотя порой такие «контакты» с Богом бывают совершенно неожиданными, не вписывающимися в то, о чем мы привыкли читать в духовных книгах.

Я хотел бы рассказать о нескольких случаях такой «неправильной» молитвы, которые произошли в моей жизни или в жизни моих знакомых.

. Однажды я выносил мусор. Был теплый весенний день, настроение у меня было прекрасное, в семье все было хорошо. Казалось, что и во всем мире все прекрасно — за последнее время в новостях я не услышал сообщений о войнах, катастрофах. И по дороге на помойку (никогда не знаешь, где Бог тебя застанет) меня вдруг, как говорит молодежь, «накрыло». Я вдруг, сам того не ожидая, обратился к Богу: «Господи, дай еще так пожить!» Потом засмущался, подумал: какая-то эгоистичная молитва. Но сердце не смущалось. «Господи, дай еще так пожить! Мне так хорошо, пусть это состояние еще продлится!» Ум опять начал думать, что тут нет никакого покаяния, а сердце по-прежнему не смущалось. Я и продолжил молиться. Господь, кстати, действительно дал пожить так еще некоторое время.

А не об этом ли молился апостол Петр на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть»? Причем и в Евангелии написано: «не зная, что говорил». То есть он и сам не понимал, что сказал, но сердце его было переполнено чем-то, ему самому не объяснимым.

…А вот еще один пример «неправильной» молитвы. Его рассказали женщины, служащие за свечным ящиком в одном из вологодских храмов. В Вологде, как и во всяком большом городе, есть свои местночтимые святые. И вот в одном их храмов этого старинного города висела икона святого Николая Вологодского. Женщина, рассказавшая эту историю, сидела за свечным ящиком, когда в храм вошел мужчина. Хотя на мужчину он был мало похож. Это был, так сказать, классический оборванный, дурно пахнущий алкаш. Таких часто из церкви выгоняют, но она этого сделать не решилась. Она решила посмотреть, что будет.

И вот этот алкаш подошел к иконе Николая Вологодского и попросил: «Мужик, помоги бросить пить!» Такая вот молитва. Надо ли говорить, что пить он действительно вскоре бросил и стал прихожанином этого храма?

А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.

…Один мой знакомый рассказывал, что во время семейного кризиса, когда они с женой слова спокойного не могли друг друга сказать месяцами, у них случился, наконец, страшный скандал. Описывать ссору я, конечно, не стану, но она была страшной. И вот этот мой знакомый — верующий человек — после долгих часов ругани, взаимных оскорблений, битья всего и вся буквально крикнул (пусть и не вслух) Богу: «Господи! Я не знаю, чего Ты хочешь! Я ее (жену) ненавижу, я весь мир сейчас ненавижу! Я и Тебя сейчас ненавижу, поэтому делай, что хочешь!». Через несколько секунд после этого его внутреннего крика к нему подошла жена и они помирились за МИНУТУ! И потом, кстати, у них очень долгое время не было ссор.

Вот и думай после этого, что такое «приятная» и «угодная Богу» молитва. Это не значит, что так можно молиться. Так нельзя, просто недопустимо. Но это значит, что Божественная любовь превосходит все границы, четко проведенные между Богом и человеком нашим привычным «приходским благочестием». Ведь и у пророка Исайи сказано Господом: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).

Кстати, и этот мой знакомый потом признавался, что он не только умом, а всем своим существом ощутил, понял, что значит «надеждо ненадежных» и «отчаянных спасение». Он-то молился, находясь в совершенном отчаянии, и спасение пришло.

А бывают и случаи «обратной» молитвы. Одна моя знакомая, верующая преуспевающая женщина, не могла забеременеть. Но это не обычная история из серии «как Бог дал детей». Проблема в том, что ее муж, тоже верующий и очень хороший человек, работал в храме и не получал больших денег. Поэтому ей приходилось очень много работать, жизнь в Москве для приехавших сюда — не самое дешевое дело. И она понимала, что если сейчас забеременеет, то придется уйти в декрет, и финансовое их существование будет под большим вопросом. Вот она и металась между, так сказать, материнским инстинктом и желанием закрепиться в столице. Многим православным эта проблема может показаться надуманной, но на самом деле это очень серьезная проблема, и отмахиваться от нее не стоит. Просто сказать «положись на Бога». А вот ты сам попробуй положись! Я бы лично оказаться в ее шкуре не хотел. И думаю, что такая проблема — не у нее одной, для многих женщин она стоит достаточно остро.

Читайте так же:  Молитвы для полета на самолете

И вот однажды подруга, тоже верующая, выслушав ее «метания», спросила:

– А ты молишься, чтобы Господь дал детей?

– Нет, – ответила моя знакомая.

Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.

Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.

Верующие люди хорошо знают о том, что молитва поднимает настроение. Как сказали бы на современном языке, она «улучшает качество жизни». Данные многих научных исследований (которые проводили как специалисты-христиане, так и атеисты) показали, что люди, которые регулярно и сосредоточенно молятся, чувствуют себя лучше и физически, и душевно.

Молитва – это наш разговор с Богом. Если общение с друзьями и с близкими людьми важно для нашего хорошего самочувствия, то общение с Богом – нашим самым лучшим, самым любящим Другом – неизмеримо важнее. Ведь его любовь к нам поистине безгранична.

Молитва помогает нам справиться с чувством одиночества. На самом деле Бог всегда с нами (в Писании сказано: «Я с вами во все дни до скончания века»), то есть по сути мы никогда не бываем одни, без Его присутствия. Но нам свойственно забывать о присутствии Бога в нашей жизни. Молитва помогает нам «привести Бога к нам в дом». Она соединяет нас со Всемогущим Господом, который любит нас и хочет нам помочь.

Молитва, в которой мы благодарим Бога за то, что он нам посылает, помогает нам увидеть хорошее вокруг нас, выработать оптимистичный взгляд на жизнь и победить уныние. Она развивает благодарное отношение к жизни, в противоположность вечно недовольному, требовательному отношению, которое и есть фундамент нашего несчастья.

Молитва, в которой мы рассказываем Богу о наших нуждах, также несет важную функцию. Чтобы рассказать Богу о своих проблемах, нам приходится разобраться в них, рассортировать и прежде всего признаться себе в их существовании. Ведь мы можем молиться только о тех проблемах, которые мы признали существующими.

Отрицание собственных проблем (или перекладывание их «с больной головы на здоровую») очень широко распространенный (и один из самых вредных и нерезультативных) способ «борьбы» с трудностями. Например, типичный алкоголик всегда отрицает, что пьянство превратилось в главную проблему его жизни. Он говорит: «Пустяки, я в любой момент могу бросить пить. Да и пью я не больше других» (как говорил пьяница в популярной оперетте, «я выпил всего чуть-чуть»). Отрицаются и гораздо менее серьезные проблемы, чем пьянство. Вы без труда найдете множество примеров отрицания проблемы в жизни своих знакомых и близких, а то и в собственной жизни.

Когда мы приносим нашу проблему Богу, мы вынуждены ее признать, для того, чтобы рассказать о ней. А признание и определение проблемы – первый шаг на пути к ее решению. Также это шаг к истине. Молитва дает нам надежду и успокаивает; мы признаем проблему и «отдаем» ее Господу.

Во время молитвы мы являем Господу собственное «я», свою личность, как она есть. Перед другими людьми мы можем пытаться притвориться, выглядеть лучше или иначе; перед Богом нам нет нужды так вести себя, потому что Он видит нас насквозь. Притворство здесь абсолютно бесполезно: мы вступаем в откровенное общение с Богом как уникальная, единственная в своем роде личность, отбросив все уловки и условности и раскрыв себя. Здесь мы можем позволить себе «роскошь» полностью быть самим сосбой и таким образом обеспечиваем себе возможность духовного и личностного роста.

Молитва придает нам уверенности, приносит чувство благополучия, ощущение силы, убирает страх, помогает справиться с паникой и тоской, поддерживает нас в горе.

МОЛИТВА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Антоний Сурожский предлагает начинающим молиться следующими короткими молитвами (в течение одной недели каждой):

• Помоги мне, Боже, освободиться от всякого ложного Твоего образа, чего бы мне это не стоило.
• Помоги мне, Боже, оставить все мои заботы и сосредоточить все мысли на Тебе одном.
• Помоги мне, Боже, видеть мои собственные грехи, никогда не осуждать своего ближнего, и вся слава да будет Тебе!
• В руки Твои предаю дух мой; не моя воля да будет, но Твоя.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫХ СТАРЦЕВ И ОТЦОВ ОПТИНСКИХ

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст этот день.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Господи, дай мне вполне предаться воле твоей.

Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня.

Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих.

Какие бы я не получил известия в течение дня, дай мне принять их с покойной душой и с твердым убеждением, что на все святая воля твоя.

Господи, Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано тобой.

Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая.

Господи, дай мне силу перенести утомление сего дня и все события в течение его. Руководи моей волей и научи молиться и любить всех нелицемерно.

МОЛИТВА ЕЖЕДНЕВНАЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня больше, чем я умею любить себя. Дай мне зреть нужды мои, которые сокрыты от меня. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред тобой. Сердце мое тебе открыто. Возлагаю всю надежду Зри нужды, которых я не знаю, зри и сотвори со мной по милости Твоей. Сокруши и подними меня. Порази и исцели меня. Благоговею и безмолствую перед святою Твоей волей, непостижимыми для меня Твоими судьбами. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь.

МОЛИТВА О ДУШЕВНОМ ПОКОЕ
(авторство приписывается Рейнольду Нибуру)

Господи, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Полный вариант этой молитвы:

Господи,
Помоги мне смиренно принять то, что я не в силах изменить,
Даруй мне мужество изменить то, что могу,
И мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Помоги мне жить заботами дня сегодняшнего,
Радоваться каждой минуте, осознавая её быстротечность,
В невзгодах видеть путь, ведущий к душевному равновесию и покою.
Принимать, как Иисус, этот грешный мир таким, какой
он есть, а не таким, каким бы я его хотел видеть.
Верить, что моя жизнь преобразится во благо Твоей волей, если я перепоручу себя ей.
Этим смогу я обрести пребывание с Тобой в вечности.

14 октября в Грузии отмечают Светицховлоба, а в России – Покров Пресвятой Богородицы.

В древней Иберии этот день посвящен Хитону Господню, а на Руси Святой – Покрову Пречистой Владычицы. Благодать этих великих праздников охраняет сквозь века православную Грузию и Святую Русь! Не случайно, что в этот день наши православные народы празднуют и особо почитают Христа Бога и Пресвятую Богородицу! Будто в тот день особенно покрывает Христос Своим Хитоном Грузию, а Богородица Своим честным Омофором – Русь Святую. Находясь под покровом и покровительством Христа и Пресвятой Богородицы, будем же молиться друг за друга, объединенные Христом православные грузины и русские, чтобы благодать Господа Бога и Пречистой Его Матери не покидали наши многострадальные народы! В этот день хотелось бы представить вниманию читателей несколько историй о прп. Гаврииле, о чудодейственной силе его молитвы!

Вспоминает монахиня Екатерина (Эбралидзе):

– Однажды отец Гавриил сидел в монастырском дворе на скамье. В монастырь вошла довольно красивая женщина в брюках, ярко накрашенная, внезапно села ему на колени и, целуя его, стала приговаривать: «Отец Гавриил, какой ты красивый, как ты мне нравишься, я еще приду к тебе. ».

Читайте так же:  Молитва оберегает для защиты от нечистой силы

Все происходившее казалось настолько невероятным, что мы от растерянности не знали, что делать. Отец Гавриил выглядел окаменевшим, молча смотрел в небо, слушал спокойно ее лепет и потом произнес: «Приходи, Маквала, приходи». Услышав свое имя, женщина спрыгнула, посмотрела на нас удивленно, попятилась и выскочила на улицу.

Мы ждали Маквалу на следующий день. Она действительно пришла, но это уже была женщина, ничего общего не имевшая с той, которая приходила накануне. Она была в черной длинной юбке, с покрытой головой, без косметики, вся в слезах. Она приблизилась к келлии отца Гавриила и начала причитать: «Отец Гавриил, знаю, что не откроешь мне дверь, знаю, что никогда не увижу тебя, прости мое вчерашнее бесстыдство. Чувствую твою силу, ты воскресил меня из мертвых и возвратил к жизни. Спасибо, спасибо тебе за все».

Это трогательное зрелище заставило нас всех прослезиться. Всем стало ясно, что старец сотворил чудо, исцелив заблудшую женщину. Но вот что важно. Перед вторым приходом Маквалы отец Гавриил внезапно встал и ушел в свою келлию. Он предвидел ее приход. А после первой встречи он ушел к себе в келлию и никого не принимал. Коленопреклоненно молился он, проливая слезы перед иконой Божией Матери.

Вспоминает игуменья Елизавета (Зедгенидзе):

Он благословил меня купить водку и с серьезным видом направился в монастырь

– В один из субботних дней он сказал: «Пошли брать Джварский монастырь!» Я уже привыкла к его юродству. Он благословил меня купить водку, спрятал ее под мантией и с серьезным видом направился в монастырь. Неожиданно повернулся ко мне, открыл бутылку, пригубил и предложил мне. Я выпила глоток, мне показалось, что это была вода. Он предлагал пригубить водку всем встречным священникам и прихожанам и с довольным видом сказал: «Смотри, никто не осудил меня, так они удостоятся Царствия Небесного». Я надеялась, что представление этим закончилось, но увы! Отец Гавриил посмотрел на меня серьезно и сказал: «Садись, протяни руку и проси милостыню».

И тотчас же пожертвовали нам хлеб и пищу, он пригласил всех присутствующих на трапезу, сам же не прикоснулся к еде. Эту необычную трапезу он закончил словами: «Уничижающий себя да возвысится».

Рассказывает монахиня Наталия (Хатридзе):

– Постичь полностью личность старца Гавиила невозможно. Не раз отец Гавриил творил при жизни чудеса, а после кончины и прославления эти чудеса стали ощутимыми и даже явными. Главное его чудо – то, что он обращает людей к вере и дает людям надежду и любовь. В монастыре Самтавро каждый день происходят такие чудеса, которые умом непостижимы. Порой думаем, что наши глаза видят больше, чем наш человеческий, склонный к грехам разум может проанализировать. Несколько недель назад, совершая свое послушание во дворе монастыря Самтавро, я обратила внимание на девушку лет 16, которой родители помогали зайти в монастырь. Она спотыкалась, падала, словно ноги отказывали ей. Я удивилась, почему она не сидит в инвалидной коляске. Как позднее выяснилось, эту девушку звали Мариам, и примерно месяц назад она, совершенно здоровая, слегла и не могла ходить, так как её постоянно мучили необъяснимые головные боли. Врачи обследовали Мариам, но ничего подозрительного у нее не нашли. По всем медицинским данным девочка была здорова, однако ее состояние все ухудшалось. Тогда они и решили привезти ее в монастырь Самтавро, к святым мощам старца Гавриила.

Плакали все, кто присутствовал тогда в монастыре и увидел такое чудо

Специально для портала «Православие.Ru» мы предлагаем вашему вниманию промо-сюжет нашего фильма «Я ЖДУ ВАС В САМТАВРО».

В этом сказании вкратце изложено все древне-церковное учение о непрестанном молитвенном призывании имени Иисуса, называемом «тайным упражнением» (в славянской традиции «тайным поучением»), «умным деланием», «умно-сердечной молитвой» или просто «Иисусовой молитвой», а также «искусством ума» (слав. «умное художество»). Достоинством этой молитвы является простота и краткость. Ее полный текст состоит из восьми слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», но есть и более краткие формы — из семи или пяти слов (как у аввы Филимона), или также из пяти слов (как в Акафисте Иисусу): «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», или даже только из двух: «Господи, помилуй», «Христе, помилуй». Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника.

Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16:23-24). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новымии языками. возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16:17-18). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа. поставлен он перед вами здрав. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:7-12).

В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир. Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, — пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, — считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия — «Богоносец» — говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя».

Читайте так же:  Сильная молитва Святой марте на исполнение желания

Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас — не только в монастырях, но и среди мирян. Преподобный Иоанн Лествичник в VIII веке, святитель Григорий Палама и исихасты в XIV, преподобный Никодим Святогорец в XVIII, преподобный Серафим Саровский и оптинские старцы в XIX, преподобный Силуан Афонский в XX — все они писали об Иисусовой молитве.

Хотя молитва Иисусова обращена ко Христу, она является тринитарной, так как Христос назван в ней Сыном Божьим, то есть Сыном Бога Отца, а «никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Сущность, природа, воля, действие всех Лиц Святой Троицы едины, а потому, когда мы призываем Христа — призываем Отца и Духа, и где присутствует Христос, там присутствуют Отец и Дух.

Герой книги «Откровенные рассказы странника», от лица которого она и написана, — простой русский человек, услышавший в храме во время службы слова апостола Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:16) и возгоревшийся желанием научиться такой молитве, долгое время не мог найти духовного руководителя. Наконец один старец рассказал ему об Иисусовой молитве, подарил четки и заповедал совершать по три тысячи молитв в день. Вскоре странник стал совершать по шесть, потом по двенадцать тысяч в день, а затем «без счисления», так что молитва сама присутствовала в его сердце и он даже во сне молился. Будучи от рождения увечным (он имел сухую руку), странник ходил из города в город: «Так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день, и не чувствую, что иду, а чувствую только, что творю молитву».

Основным правилом при Иисусовой молитве является требование «заключить ум в слова молитвы» (Иоанн Лествичник). Однако подвижниками древности было замечено, что ум, когда находится в голове, подвержен рассеянности и «парению», не способен сосредоточиться. Поэтому был выработан метод концентрации ума в сердце, названный умно-сердечной молитвой. Сущность его в том, чтобы при молитве ум находился в области сердца: «Надобно из головы сойти в сердце. — говорит святитель Феофан Затворник в одном из своих писем. — Помнится мне, вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать. А когда сойдет в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только низойти в сердце — и помыслы разбегутся. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа». Имя Иисуса должно соединиться с сердцем молящегося. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «да поглотит Господь сердце, и сердце — Господа, и да будут два едино».

Об умно-сердечной молитве писал автор трактата «Метод священного безмолвия», приписываемого преподобному Симеону Новому Богослову. Там, в частности, говорится, что есть три образа внимания и молитвы. Первый — когда человек, стоя на молитве, воображает в своем уме небесные блага, ангелов, святых и все, что он читал в Писании: этот путь основан на работе фантазии. Второй — когда человек, молясь, сосредотачивается в голове и воюет с помыслами, но не может их одолеть: «мысли с мыслями борются», и в уме нет ясности. Третий образ молитвы — сведение ума в глубь сердца, соединяемое со всяким вниманием, отсутствием земных попечений, чистотой совести и бесстрастием: это единственный истинный способ молитвы. Автор трактата советует для того, чтобы облегчить схождение ума в сердце, использовать некоторые физические приемы: сесть в темной комнате на низкий стул, закрыть глаза, опустить голову, стеснить немного дыхание, постараться найти умом «сердечное место» (верхнюю часть сердца) и, сосредоточившись там, творить Иисусову молитву.

Все эти приемы являются лишь вспомогательным средством для того, чтобы привыкнуть к молитве, а отнюдь не самоцелью. Любопытно, что святитель Феофан Затворник, один из опытнейших духовных наставников XIX века, относился к этим приемам весьма сдержанно. Переводя «Метод» преподобного Симеона на русский язык, он намеренно пропустил все, что касается физических приемов молитвы. В примечании он пишет по этому поводу: «Святой Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют само делание. Так как сии приемы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться недобрыми последствиями, а между тем суть не что иное как внешние приспособления к внутреннему деланию, ничего существенного не дающие, мы их пропускаем. Существо дела есть — приобрести навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свести в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь».

Идеал христианства — достичь такого состояния, чтобы вся жизнь превратилась в молитву, чтобы каждое дело и каждая мысль были проникнуты молитвой. Всякий христианин имеет молитвенное «правило», т.е. некоторое количество молитв, которые он прочитывает ежедневно, или определенное время, каждый день посвящаемое молитве. «Правилом», или «каноном» (греч. kanon), строители называют прибор, по которому судят о ровности стены («отвес» — веревка с подвешенной гирей). Молитва является таким «каноном», по которому мы можем определить наше духовное состояние: если мы любим молиться, значит — мы на пути к Богу, если нет — в нашей духовной жизни не все в порядке. По молитве можно проверить любое дело — угодно оно Богу или нет. Один купец долго убеждал преподобного Силуана Афонского, что курение — не грех. Старец Силуан посоветовал ему всякий раз, прежде чем взять сигарету, помолиться. Купец возразил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан сказал в ответ: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Читайте так же:  Молитвы ко Святым с кратким житием

Верующие люди хорошо знают о том, что молитва поднимает настроение. Как сказали бы на современном языке, она «улучшает качество жизни». Данные многих научных исследований (которые проводили как специалисты-христиане, так и атеисты) показали, что люди, которые регулярно и сосредоточенно молятся, чувствуют себя лучше и физически, и душевно.

Молитва – это наш разговор с Богом. Если общение с друзьями и с близкими людьми важно для нашего хорошего самочувствия, то общение с Богом – нашим самым лучшим, самым любящим Другом – неизмеримо важнее. Ведь его любовь к нам поистине безгранична.

Молитва помогает нам справиться с чувством одиночества. На самом деле Бог всегда с нами (в Писании сказано: «Я с вами во все дни до скончания века»), то есть по сути мы никогда не бываем одни, без Его присутствия. Но нам свойственно забывать о присутствии Бога в нашей жизни. Молитва помогает нам «привести Бога к нам в дом». Она соединяет нас со Всемогущим Господом, который любит нас и хочет нам помочь.

Молитва, в которой мы благодарим Бога за то, что он нам посылает, помогает нам увидеть хорошее вокруг нас, выработать оптимистичный взгляд на жизнь и победить уныние. Она развивает благодарное отношение к жизни, в противоположность вечно недовольному, требовательному отношению, которое и есть фундамент нашего несчастья.

Молитва, в которой мы рассказываем Богу о наших нуждах, также несет важную функцию. Чтобы рассказать Богу о своих проблемах, нам приходится разобраться в них, рассортировать и прежде всего признаться себе в их существовании. Ведь мы можем молиться только о тех проблемах, которые мы признали существующими.

Отрицание собственных проблем (или перекладывание их «с больной головы на здоровую») очень широко распространенный (и один из самых вредных и нерезультативных) способ «борьбы» с трудностями. Например, типичный алкоголик всегда отрицает, что пьянство превратилось в главную проблему его жизни. Он говорит: «Пустяки, я в любой момент могу бросить пить. Да и пью я не больше других» (как говорил пьяница в популярной оперетте, «я выпил всего чуть-чуть»). Отрицаются и гораздо менее серьезные проблемы, чем пьянство. Вы без труда найдете множество примеров отрицания проблемы в жизни своих знакомых и близких, а то и в собственной жизни.

Когда мы приносим нашу проблему Богу, мы вынуждены ее признать, для того, чтобы рассказать о ней. А признание и определение проблемы – первый шаг на пути к ее решению. Также это шаг к истине. Молитва дает нам надежду и успокаивает; мы признаем проблему и «отдаем» ее Господу.

Во время молитвы мы являем Господу собственное «я», свою личность, как она есть. Перед другими людьми мы можем пытаться притвориться, выглядеть лучше или иначе; перед Богом нам нет нужды так вести себя, потому что Он видит нас насквозь. Притворство здесь абсолютно бесполезно: мы вступаем в откровенное общение с Богом как уникальная, единственная в своем роде личность, отбросив все уловки и условности и раскрыв себя. Здесь мы можем позволить себе «роскошь» полностью быть самим сосбой и таким образом обеспечиваем себе возможность духовного и личностного роста.

Молитва придает нам уверенности, приносит чувство благополучия, ощущение силы, убирает страх, помогает справиться с паникой и тоской, поддерживает нас в горе.

МОЛИТВА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Антоний Сурожский предлагает начинающим молиться следующими короткими молитвами (в течение одной недели каждой):

• Помоги мне, Боже, освободиться от всякого ложного Твоего образа, чего бы мне это не стоило.
• Помоги мне, Боже, оставить все мои заботы и сосредоточить все мысли на Тебе одном.
• Помоги мне, Боже, видеть мои собственные грехи, никогда не осуждать своего ближнего, и вся слава да будет Тебе!
• В руки Твои предаю дух мой; не моя воля да будет, но Твоя.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫХ СТАРЦЕВ И ОТЦОВ ОПТИНСКИХ

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст этот день.

Господи, дай мне вполне предаться воле твоей.

Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня.

Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих.

Какие бы я не получил известия в течение дня, дай мне принять их с покойной душой и с твердым убеждением, что на все святая воля твоя.

Господи, Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано тобой.

Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая.

Господи, дай мне силу перенести утомление сего дня и все события в течение его. Руководи моей волей и научи молиться и любить всех нелицемерно.

МОЛИТВА ЕЖЕДНЕВНАЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня больше, чем я умею любить себя. Дай мне зреть нужды мои, которые сокрыты от меня. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред тобой. Сердце мое тебе открыто. Возлагаю всю надежду Зри нужды, которых я не знаю, зри и сотвори со мной по милости Твоей. Сокруши и подними меня. Порази и исцели меня. Благоговею и безмолствую перед святою Твоей волей, непостижимыми для меня Твоими судьбами. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь.

МОЛИТВА О ДУШЕВНОМ ПОКОЕ
(авторство приписывается Рейнольду Нибуру)

Господи, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Полный вариант этой молитвы:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Господи,
Помоги мне смиренно принять то, что я не в силах изменить,
Даруй мне мужество изменить то, что могу,
И мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Помоги мне жить заботами дня сегодняшнего,
Радоваться каждой минуте, осознавая её быстротечность,
В невзгодах видеть путь, ведущий к душевному равновесию и покою.
Принимать, как Иисус, этот грешный мир таким, какой
он есть, а не таким, каким бы я его хотел видеть.
Верить, что моя жизнь преобразится во благо Твоей волей, если я перепоручу себя ей.
Этим смогу я обрести пребывание с Тобой в вечности.

Сила молитвы по словам старцев
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here