Слова молитвы милость мира

Подробное и точное описание: Слова молитвы милость мира - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Милость мира (исполнитель: Духовные песнопения )

Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.

Войти через ВКонтакте Войти через Одноклассники Войти через Facebook Войти, используя логин и пароль на Tekstovoi.ru

«Я очень часто бываю у обедни, Литургия Иоанна Златоуста – есть, по-моему, одно из величайших произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном Богослужении». Такое глубоко искреннее восприятие Божественной Литургии высказал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В своих духовных сочинениях он старался передать это трепетное ощущение.

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора. О нём, а точнее, о песнопении « Милость мира », исполняемом в этот момент, пойдёт речь.

Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника: « Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити ». Ключевое слово здесь – « возношение », т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же « в мире » не относится к понятию « вселенной ». « Возношение в мире », значит – « в мире душевном и с чистой совестью ».

В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: « Милость мира, жертву хваления ». Здесь также идёт речь не о милости всей вселенной. Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е мира с Богом.

Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим ». Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем.

Важно правильно понять следующий возглас: « Горе имеем сердца ». Слово « горе », с ударением на последнем слоге, обозначает « ввысь », « к небесам » и не имеет никакого отношения к слову « горе ». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь.

«Имамы ко Господу» , – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам.

Далее священник призывает: « Благодарим Господа ».

«Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней», – отвечает хор, а священник в это время обращается к Богу словами тайной молитвы.

Последние слова этой молитвы звучат так: « Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии ». Затем священник произносит возглас: « Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще ».

Читайте так же:  Молитвы у гроба какие читать

Эти слова связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: « Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея… ». Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

« Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов », – возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары.

И затем: « Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов ». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере.

И далее воздевая руки, возглашает: « Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся ».

Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: « приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства ».

Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится! Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. Хор тихо и протяжно поёт: « Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш ».

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия, доступные нам. Это – величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека. Как невозможно постигнуть нашим умом всю безграничную любовь Христа, каждый день вновь и вновь приносящего нам себя в жертву ради нашего Спасения.

преподаватель Рязанского епархиального

женского духовного училища

Почему праздники, посвященные Спасу, празднуются 3 дня, а не один? В чем их разница?

Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси

29 августа – день памяти иконы Божией Матери « Торжество Пресвятой Богородицы »

Почему церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне поставили в чистом поле, в безлюдном месте

Всё оказалось продажным. Пока искала правду, своя семья распалась, предательства одно за другим. И вдруг встречаю такое обещание!

« Рано нам на природу, сын еще маленький, вот подрастет… ». И сын растет лето, второе лето, третье

Примерно 15 тыс. девочек от 9 до 20 лет участвуют в этом проекте. Вот только знают ли они сами или их родители о том, что на них проводятся медицинские опыты?

В обстановке монастырской жизни сразу проявляются как изъяны, так и хорошие качества человека

Тамерлану стремившемуся вернуть Русь под былое влияние монголо-татарских завоевателей, явилась во сне Матерь Божия, грозно повелевшая немедленно повернуть войска назад, после чего хан в ужасе бежал с Русской земли

О впечатлениях своих от жизни в православном лагере мой ребенок рассказывает мне до сих пор, хотя приехал он из лагеря больше месяца назад

Передаю тебе сию сумму с тем, однако, чтобы ты употребил деньги со здравым смыслом

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора

Его везде уважали за честность, трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу и даже за… твердость, с которой он отказывался от вступления в комсомол

Мы продолжаем беседы о православном богослужении, о Божественной литургии. В прошлый раз наш постоянный собеседник заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин рассказал о второй части Божественной литургии — Литургии оглашенных («Время сотворити Господеви»). Сегодня мы приступим к рассмотрению Литургии верных.

— Полагаю, да. Более того: в греческих храмах той эпохи оглашенные могли пребывать только в специальном притворе, не там, где совершалась Евхаристия. И, когда она совершалась, диаконы закрывали двери основной части храма, чтоб никто из оглашенных не вошел. Отсюда (забежим немного вперед) возглас диакона «Двери, двери, премудростию вонмем», говорящий о том, что сейчас происходит священнодействие и присутствовать должны только верные.

— В начале Литургии верных звучит Херувимская песнь — таинственная, волнующая, трогающая даже тех, кто очень мало еще знает о смыслах богослужения. Почему ее поют именно в этот момент?

— А что происходит в алтаре и затем на солее храма, когда поется первая часть Херувимской?

— Диакон отворяет царские врата и совершает каждение всего храма и алтаря. Священник в это время тайно читает молитву Херувимской песни «Никтоже достоин» (подробнее на тайных священнических молитвах мы остановимся в отдельной беседе). Оба священнослужителя трижды поклоняются с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго». Затем диакон и священник вместе читают тот же тропарь — «Иже херувимы». Во время чтения священник воздевает руки (напомним, это ветхозаветная храмовая традиция), а диакон поднимает орарь. Затем священник берет у диакона кадило и, покадив предложение, со словами «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа» снимает с Даров воздУх и полагает его на левое плечо диакона. Затем он берет дискос с предложением и поставляет его на голову диакона. Диакон, держа дискос обеими руками, выходит северной дверью на солею, а за ним выходит священник с Потиром — Чашей.

После первой части Херувимской, когда священнослужители выходят на солею и становятся лицом к народу, происходит поминовение Святейшего Патриарха и правящего архиерея «и всех вас православных христиан». Считается, что эта традиция возникла из древней практики: в раннехристианскую эпоху Дары приготавливали в отдельном помещении, которое так и называлось — предложение, и сразу переносили в алтарь храма (Великий вход таким образом совершался сразу после проскомидии). Духовенство с Дарами шло через весь храм, а собравшиеся люди просили священнослужителей помолиться о них, и они отвечали каждому: «Да помянет тебя Господь». Позже эти прошения соединились в такое вот общее поминовение всех, начиная с Патриарха и архиерея, которое произносится на амвоне, прежде чем духовенство внесет предложенные Дары в алтарь.

— Итак, совершается Великий вход — перенесение предложения Честных Даров с жертвенника на престол. Хор поет вторую половину Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». Здесь есть трудное для понимания слово «дориносима» — что оно означает?

Читайте так же:  Молитва Отче наш все варианты

— С одной стороны, это возвращает нас к Ветхому Завету, из которого мы знаем, что Господь восседает на херувимах, с другой — это слово как бы наполовину переведено с греческого: дориносима — копьеносима. В богослужении на Крестопоклонной неделе Великого поста это слово так и звучит — копьеносима. Образ взят, возможно, из римской традиции, когда победителя-полководца вносили в город на щите, водруженном на копья воинов. Ведь Христос — Победитель! Впрочем, в греческом языке глагол «дорифоро» употребляется в значении «сопровождать в качестве телохранителя», так что можно здесь представить Царя Христа, грядущего со Своей свитой — Ангелами.

— Что происходит в алтаре, у престола, когда диакон, а вслед за ним священник с Дарами предложения подходят к нему?

— Диакон, держа дискос на голове, входит в алтарь и становится перед престолом на одно колено: он ждет входа иерея, который снимет дискос с его головы и поставит на престол. Когда священник входит в алтарь, диакон вполголоса говорит ему: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем». Священник отвечает: «Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем иерей ставит Чашу на престол — на антиминс, в который, напомним, вшиты частицы мощей святых мучеников — снимает с головы диакона дискос и ставит его рядом с Чашей.

— Удивительно то, что при этом читаются тропари Страстной Седмицы…

— Да, тропарь Великой Субботы «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», и затем, когда снимается покровец с дискоса — «Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог» и «Яко Живоносец, яко рая краснейший» — это уже из Пасхальных Царских часов. Почему так? Об историческом происхождении Великого входа мы уже сказали, а что касается символического значения — многие литургисты, начиная с Симеона Солунского (XIV век), рассматривают Великий вход как шествие Христа на Голгофу. Ведь Евхаристия — это бескровная жертва. Возможность соединяться с Ним во Святом Причащении появилась у нас только потому, что Он пошел на «вольную страсть» — добровольные страдания. После того как духовенство входит в алтарь, закрываются царские врата и завеса — это символизирует закрытый Гроб Господа. И далее в алтаре происходит такой диалог между священником и диаконом. Священник: «Помолися о мне, брате и сослужителю». Диакон: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Священник: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего».— «Помяни и мя, владыка святый».— «Да помянет тя Господь во Царствии Своем всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

— Далее, после просительной ектении «Исполним молитву нашу Господеви» мы слышим волнующее и вместе с тем ко многому нас обязывающее: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы»…

— В древней Церкви в этот момент происходило всеобщее целование — отдельно, конечно, женщины с женщинами, мужчины с мужчинами. В наши дни от этого обычая осталось лишь целование в алтаре — при соборном служении, т. е. если в алтаре находится несколько священников. Целование сопровождается словами «Христос посреди нас — есть и будет». Но и сегодня возглас «Возлюбим друг друга…» означает единение христиан, единство Церкви как Тела Христова, невозможность совершения Евхаристии вне заповеданной Им любви. Хор продолжает «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Любовь к ближнему неотделима от любви к Богу — Пресвятой Троице. Священник же в это время трижды поклоняется перед Святой трапезой, произнося слова «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь, Утверждение мое и Прибежище мое».

— О происхождении и смысле возгласа «Двери, двери…» мы уже сказали, а вот в чем значениеСимвола веры, который, по традиции, поется всеми собравшимися на Литургию христианами?

— Напомним, что совершается Литургия верных — верные и исповедуют свою веру. Мы не пассивные слушатели и зрители — мы участники богослужения, все, что совершается, имеет самое непосредственное отношение к нам. И все это совершается не просто так, а в определенной вере. Во время общего пения Символа веры священник про себя читает его и веет воздУхом над предложенными Дарами. Это священнодействие совершается в знак скорого сошествия Святого Духа на Дары: как в день Пятидесятницы сошествию Духа на апостолов предшествовал сильный ветер, так и теперь это грядущее сошествие предвосхищается веянием воздУха над Дарами.

— Диакон, возгласив «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити», уходит в алтарь. А в чем смысл следующего песнопения «Милость мира, жертву хваления»?

— Эти слова можно рассмат­ривать в связи с известным библейским изречением Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6, Мф. 9, 13, 12, 7). Мы приносим Богу милость от лица всего мира и жертву словесную, жертву, состоящую из хвалебных песнопений: тут нужно помнить, что само слово «евхаристия» означает благодарение, да и начальные молитвы Евхаристического канона по содержанию являются славословием.

И вот, мы стоим перед вершиной Божественной литургии — перед Евхаристическим каноном. Но о нем — в одном из следующих номеров нашей газеты.

Газета «Православная вера» № 3 (527)
Беседовала Марина Бирюкова

Всего существует 5 молитв, которые дал Господь человеку свыше

1. О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Молитва Господня приводится в Евангелиях в двух вариантах, более пространном в Евангелии от Матфея и кратком — в Евангелии от Луки. Различны и обстоятельства, при которых Иисус произносит текст молитвы. В Евангелии от Матфея Отче наш входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Иисус дарует ученикам эту молитву в ответ на прямую просьбу «научить молиться».

Видео (кликните для воспроизведения).

Прослушайте Отче наш на арамейском языке (языке, на котором говорил Христос):

2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

“Крепкий” — сильный; “Безсмертный” — неумирающий, вечный. Молитву эту надо читать три раза в честь трёх Лиц Святой Троицы. Эта молитва называется Ангельской песнью. Её воспевают святые ангелы, окружая на Небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять её спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные царь Феодосий и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления, один юноша на виду у всех невидимой силой был поднят на Небо, а потом невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружающим, что слышал на Небе, как Ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. Умилённый народ, повторив эту молитву, прибавил: “Помилуй нас” — и землетрясение прекратилось. В этой молитве Богом Святым мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по-человечески Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но дает жизнь людям и всем тварям. Так как в этой молитве слово “святый” повторяется три раза, то она называется также Трисвятое.

Читайте так же:  Молитва чтобы головная боль прошла

3. Свят Господь Бог Саваоф — молитва, входящая в текст Литургии в составе «Милость мира». Милость мира, жертву хваления. И со духом твоим. Имамы ко Господу. Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних. Аминь. Аминь. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи. И молимтися, Боже наш.

Часть этого текста взята из Ветхого Завета, Книги Пророка Исаи, в которой рассказано, что этими словами взывали шестикрылые Серафимы ко Господу, сидящему на Престоле.

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис. 6.1-6.3)

4. Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

По преданию 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». А уже после этого пропел — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез. (По этой причине молитву Достойно есть называют также «архангельской песнью»).

5. Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение.

В Евангелии от Луки сказано, что именно так пели ангелы, когда Ангел возвещал пастухам весть о Рождестве Богомладенца.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2.8-2.14)

Сайт Сестричества

ВАМ ПЛОХО? ТЯЖЕЛО НА ДУШЕ? ЖМИТЕ ТУТ

КАРТА СБЕРБАНКА для помощи в обустройстве Воскресной школы 5469070014022053

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «Всех верных, входящих в церковь. и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного». После Символа веры возгласом «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления» , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами» , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца» , то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «Имамы ко Господу» , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

Читайте так же:  Сильная молитва от болезней

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем. Песнопение «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой. Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7]. Заканчивается «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18]. Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение. Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии. Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21]. Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22]. А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Под влиянием различных литургических традиций гимны Милость мира развивались, приобретали свою форму в соответствии с развитием Евхаристического канона[24]. Рассмотрим песнопения по отдельности, представляя их вид (с возгласами Евхаристического канона) из литургии святителя Иоанна Златоуста по служебнику конца XIX в.[25].

Диакон: «Станем добре…». Лик: «Милость мира, жертву хваления»[26].

Священник: «Благодать Господа…». Лик: «И со духом твоим». Священник: Горе имеим сердца». Лик: «Имамы ко Господу». Священник: «Благодарим Господа». Лик: «Достойно и праведно…».

Причем песнопение «Достойно и праведно» изначально произносилось верующими без дальнейших слов, как в современном чинопоследовании литургии апостола Иакова[35]. Такая практика существовала в Константинопольской Церкви вплоть до времени святителя Иоанна Златоуста[36]. Е. м. в этом моменте ограничивалась словами «Достойно и праведно»[37], не имела такого продолжения, как в современной литургии святителя Иоанна Златоуста: «Достойно и праведно Тя пети…»[38]. В Греческой Церкви до сих пор хор поет кратко «Достойно и праведно»[39]. С увеличением объема Евхаристических молитв была добавлена дополнительная фраза к Милости мира с тем, чтобы удлинить пение[40]. Согласно Н. Д. Успенскому, «Ни в афонских Евхологионах, ни в русских печатных Служебниках до Служебника 1655 года нет указания на пение гимна «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» (указывалось только «Достойно и праведно»)»[41].

Священник: «Победную песнь…». Лик: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Как считает А. П. Голубцов, народ пел: «Свят, свят, свят» без дальнейших слов, что просматривается, по его мнению, в древних литургиях времен святителя Иоанна Златоуста[42]. В позднее время, примерно в XVII в., появилась пространная формула песни, по-видимому, взятая из книги пророка Исаии[43]. Эта песнь, между прочим, ранее использовалась в ветхозаветном богослужении[44]. Данный гимн в полном варианте находится также в седьмой молитве Апостольских Постановлений[45], в Римском обряде[46]. Согласно А. П. Голубцову, ни в коем случае данный гимн не следует путать с настоящей формулой «Свят, свят…», искусственным образом связанной с Евхаристическими молитвами[47].

Пространная песнь Милости мира «Свят, свят…», по мнению И. А. Карабинова, появилась по причине понимания Евхаристического канона, как молитвы всем Лицам Святой Троицы, а не благодарения Бога в Лице Бога Отца[48], что видно из молитв современных литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня.

После возгласа «Твоя от Твоих» исполняется последняя песнь Милости мира – «Тебе поем…», не имеющая текстуальной связи с Евхаристической молитвой, возможно, искусственным образом, параллельно вставленная в литургию. Считается одним из самых поздних гимнов в комплексе Милости мира[49].

Читайте так же:  Пресвятая Богородица спаси нас молитва текст на русском

[1] Здесь под словом «предстоятель» понимается епископ или священник, возглавляющий соборное богослужение, например, Евхаристию. C таким значением слово «предстоятель» используется в Типиконе, см., например: Типикон сиесть устав. М.: Синодальная типография, 1906. Л. 6.

[2] Словом «народ» в Типиконе обозначаются прихожане храма, в противоположность клиру или духовенству храма. См., например: Типикон сиесть устав. Л. 9.

[3] В служебнике церковный хор называется «ликом», см.: Служебник. М.: Синодальная типография, 1890. Л. 4-5.

[4] Булучевский Ю. Фомин В. Всенощная // Краткий музыкальный словарь. С. 78.

[5] В тексте литургии апостола Иакова, в чинопоследовании распространенной ее редакции РПЦ, начало и конец этого возгласа совпадают с началом и концом возгласа, произносимого на литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; середина возгласа имеет различие: «Станем добре. Станем благочестне. Станем со страхом Божиим и сокрушением. Вонмем: святое возношение в мире Богу приносити». См.: Чин Божественныя литургии апостола Иакова брата Божия и перваго иерарха Иерусалимского во святем граде Иерусалиме совершаемая. Л.: Ленинградская православная духовная академия, 1968. С. 28.

[7] О частях анафоры см.: Желтов М. С. Анафора // Православная энциклопедия под ред. патриарха Московского и всея Алексия. М., 2001. С. 279-280.

[9] См. об Эпиклезе: Желтов М. С. Анафора. С. 279-280.

[10]Голубцов А. П. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным // Богословский вестник. Т. 3, №9. М., 1905. С. 70.

[11]Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 кн. Кн. VII. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html (дата обращения: 27.04.2013).

[12]Апостольское предание священномученика Ипполита Римского // Pravmir.ru. URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/679 (дата обращения: 03.10.2013).

[13] Апостолькие постановления (через Климента, епископа и гражданина Римского) // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm (дата обращения: 04.10.2013).

[14] Успенский Н. Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды: сб. 4. М: Изд. Московской патриархии, 1968. С. 80.

[15]Голубцов А. П.. О причинах и времени… Т. 3, №9. С. 70.

[16] См.: Помяловский И. В. Паломничество по святым местам конца IV века. СПб.: Изд. Императорского православного палестинского общества. Т. VII. Вып. 2. С. 139-140.

[18] Ткаченко А. А. Disciplina arcani // Православная энциклопедия под редакцией патриарха Алексия II. Т. 15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/178557.html (дата обращения: 26.04.2013).

[19] См. отрывок из 137 новеллы Юстиниана Ф. Х. Блума в переводе с латинского на английский язык «We further direct that all the bishops and presbyters shall pronounce the prayers in connection with the holy Eucharist and holy baptism not silently but with a voice which may be heard by the faithful, so that the hearts of the hearers may be thereby aroused to a greater contrition and a greater praise of God. [University of Wyoming. URL: http://www.uwyo.edu/lawlib/blume-justinian/ajc-edition-2/novels/121-140/novel%20137_replacement.pdf (дата обращения: 19.10.2013)].

[20] Правила Лаодикийского собора // Библиотека Якова Кротова. URL: http://www.krotov.info/acts/canons/0343laod.html (дата обращения: 20.10.2013).

[21]Иоанн Златоуст, свт. Беседа 18 на 2-е послание к Коринфянам [Электронный ресурс]. URL: http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Zlatoust/Zlatoust.Korinfjanam-2.Besedi.htm (дата обращения: 27.04.2013).

[22]Иоанн Мосх, блаж. Луг Духовный: Лимонарь или «Синайский патерик». URL: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/ioann_lug_duhovnyi_1-all.shtml (дата обращения: 23.04.2013).

[23] Герман, патриарх Константинопольский, свт. Последовательное изложение служб и обрядов, и тайное умозрение о значении их // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т. 1. С. 452.

[24] Голубцов А. П. О причинах и времени… Т. 3. №9. С. 71.

[25] Служебник. М.: Синодальная типография, 1890.

[27] Голубцов А. П. Историческое объяснение обрядов литургии // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. М.: Изд. Московской духовной академии, 1915. С. 590.

[28] Цит. по: Алымов В. Литургия в 3 веке // Лекции по исторической литургике [Электронный ресурс]. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/40.html (дата обращения: 14.10.2013).

[29] Иларион (Алфеев), митр. Елей как религиозный символ. Формирования чинопоследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.by/page_book/elej-kak-religioznyj-simvol-formirovanie-chinoposledovanija (дата обращения: 14.10.2013).

[30] См.: Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 591.

[31] Об Армянском лекционарии см.: Желтов М. С., Никитин С. И. Армянский обряд // Православная энциклопедия… Т. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/76130.html (дата обращения: 25.04.2013).

[32] Хуан Матеос. Развитие Византийской литургии [Электронный ресурс]. URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html (дата обращения: 26.04.2013).

[33] Голованов С. Евхологий Барберини гр. 336. Омск, 2011. С. 91.

[34] См.: Успенский Н. Д. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Prochee/svjatootecheskoe-uchenie-o-evkharistii-i-vozniknovenie-konfessionalnykh-raskhozhdenij (дата обращения: 25.04.2013).

[35] Чин Божественныя литургии апостола Иакова… Л.: Ленинградская православная духовная академия, 1968. С. 29.

[36]Иоанн Златоуст, свт. Беседа 18 на 2-е послание к Коринфянам. URL: http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Zlatoust/Zlatoust.Korinfjanam-2.Besedi.htm (дата обращения: 27.04.2013).

[37] Там же. С. 592; см. также: Челобитная Никиты Пустосвята, сочинения Лазаря и подъяка Федора, челобитная инока Сергия. М.: Тип. Э.Лисснер, 1878. С. 107.

[38] Служебник. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 142.

[39]См.: Хуан Матеос. Развитие Византийской литургии. URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html (дата обращения: 26.04.2013).

[41] Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке. URL: http://nasledie.russportal.ru/index.php? >

[42] Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 591.

[44]Скабалланович М. Н. Синагогальное богослужение // Толковый типикон. URL: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_03-all.shtml#11 (дата обращения: 29.04.2013).

[45]Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 кн. Кн. VII. 9. URL: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html (дата обращения: 27.04.2013).

[46] Хуан Матеос. Развитие Византийской литургии. URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html (дата обращения: 26.04.2013).

[47] Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 593.

[48] Карабинов И. А. Евхаристическая молитва (анафора): опыт историко-литургического анализа. СПб., 1908. С. 71.

Видео (кликните для воспроизведения).

[49] См.: Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 593.

Слова молитвы милость мира
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here