Софии суздальской молитва

Подробное и точное описание: Софии суздальской молитва - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Преподобная Евфросиния Суздальская примечательна не только своей аскетической жизнью, но и целостным проницательным умом, духовной мудростью. Обладала даром пророчества, по ее молитвам обитель преподобной уцелела при нашествии татар-монголов. Ее просят в молитве о приобретении мудрости, любви, молитвенности, ревности о вере, о защите от злых людей и воров, воздержанности от любой похоти.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу приимши, бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Евфросиние, дух твой.

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, верныя же вся созывает во всечестный храм твой, идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси, идеже ныне водворяющися с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавитися нам.

Женише мой Сладчайший, Христу взываше прекрасная Евфросиния, ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери и красота милости Твоея сердце ми услади, сопотрудитися страдании по Тебе имущи на Тя надежду, да достойну мя сотвориши чертога с мудрыми девами и ликовствовати у Тебе причтимся. Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: моли не зазритися и нам чертогу двери.

Девства чистотою возжегла еси свещу своего разума и просветила еси душевную чистоту, пощением же и бдением плоть поработила еси духу, темже, преподобная Евфросиние, почитающе подвиги трудов твоих, молимся: моли Христа Бога спастися душам нашим.

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Софие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред мощами твоими, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Пострадали при императоре Адриане. Юные христианки поразили всех стойкостью в исповедании веры. Сестер мучили на глазах у матери, однако она призывала дочерей быть твердыми. Через три дня святая София, не отходя от могилы дочерей, предала там свою душу Господу. Святым мученицам молятся о преуспеянии в главных христианских добродетелях — вере, надежде и любви, об укреплении в вере, о сохранении подростков от искушений мира и маловерия, о христианской любви между родителями и детьми

Память святой преподобной Софии Суздальской совершается в Православной Церкви 14 августа по новому стилю.

Жизнь в миру
Мирское имя будущей подвижницы Церкви было Соломония. Она родилась в конце XV века в боярской семье: ее отцом был Юрий Константинович Сабуров. О детстве и юности святой сохранилось очень мало сведений. Она была доброй и послушной дочерью.
В 1505 году великий князь выбрал отличавшуюся внешней красотой и внутренней скромностью Соломонию себе в жены. Однако, как только выяснилось, что княгиня не сможет родить для своего супруга наследника престола, князь Василий отдал приказ совершить над ней монашеский постриг, а сам женился на другой женщине. Его второй избранницей стала Елена Глинская.

Иноческий подвиг
В 1525 году состоялся постриг Соломонии в монахини, где она получила новое имя Софии. Местом подвига преподобной Софии стала Суздальская обитель, куда она была насильно отправлена своим мужем. Первое время чувство скорби наполняло сердце княгини, но, когда она стала воспринимать насильное изгнание как проявление воли Божией, стала усердно предаваться молитве. София полностью изгнала из своего ума и сердца мысли о мире и отдала все свои силы на служение Господу.
В 1533 году умер Василий III и власть оказалась в руках его второй супруги. Елена Глинская боялась, что София станет претендовать на княжеский престол. По этой причине преподобную заключили под стражу в Каргополе, где она пребывала до 1538 года, в котором последовала смерть Елены Глинской. Святая София была возвращена в Суздальский монастырь, где продолжила совершение монашеских подвигов молитвы и воздержания до момента разлучения ее души с телом, которое произошло в 1542 году. В степенной книге сохранилось свидетельство о том, что кончина преподобной была благодатной.

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о благополучии в семье

Тропарь, глас 4:
Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 1:
Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобная мати Софие, / и чтим святую память твою, / наставнице монахинь / и собеседнице Ангелов.

Молитва:
О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

П реве́чная Прему́дросте, Христе́ Бо́же наш!/ Боже́ственным смотре́нием Свои́м преклони́вый Небеса́,/ благоволи́л еси́ всели́тися во утро́бу Чи́стыя Отрокови́цы,/ средосте́ние вражды́ разруши́в,/ освяти́л еси́ естество́ на́ше/ и Ца́рствие Твое́ нам отве́рзл еси́;/ сего́ ра́ди Тебе́, Творца́ на́шего и Изба́вителя,/ и ро́ждшую Тя,/ спасе́ния на́шего та́йне послужи́вшую Де́ву Чи́стую, // пра­восла́вно велича́ем.

В е́лия и неизрече́нная Прему́дрости Бо́жии си́ла/ смотре́ния плотска́го та́ин­ства!/ Софи́е Преимени́тая,/ де́вственных душе́ и неизглаго́ланнаго де́вства чистото́,/ смире́нныя му́дрости и́стино,/ поко́ище Свята́го Ду́ха,/ пречестны́й хра́ме непостижи́мыя сла́вы Его́,/ огнезра́чный престо́ле Христа́ Бо́га на́шего,/ в Тя бо всели́ся неизрече́нно Сло́во Бо́жие, и плоть бысть,/ Неви́димый яви́ся,/ и неприкоснове́нный из Тебе́ изы́де,/ и с челове́ки поживе́, врага́ иско́ннаго уловля́я/ и челове́ки от кля́твы дре́вния свобожда́я,/ возводя́ па́ки, отню́дуже испадо́хом./ Мо́лимтися, Влады́чице,/ отягче́нныя ны во гресе́х лю́тых поми́ловати/ и спасти́ ду́ши на́ша,/ и, я́ко человеколюби́вая и милосе́рдая Цари́ца,/ Ма́ти Прему́дрости Бо́жия Сло́ва,/ при́зри на ны, гре́шныя лю́ди Твоя́,/ и умилосе́рдися, заступи́ от напа́стей и скорбе́й лю́тых/ и гра́ды на́ша невреди́мы сохрани́, // иде́же ны́не и́мя Твое́ пресвято́е боголе́пно сла́вится.

П ритеце́м, правосла́внии лю́дие,/ к прему́дрости Бо́жии/ и ви́дим чудотво́р­ную ико́ну Пречи́стыя Богома́тере,/ Ю́же имену́ем по явле́нию Софи́ю, Прему́дрость Бо́жию,/ зане́ храм бысть одушевле́н Единоро́днаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия./ Сия́ у́бо светолу́чно сия́ет в пречестне́м хра́ме Свое́м/ и сердца́ на́ша весели́т, приходя́щих с ве́рою/ и взира́ющих со стра́хом и благогове́нием на пречи́стую сию́ ико́ну,/ помышля́юще в сердца́х на́ших,/ я́ко вои́стинну Прему́дрости Бо́жии е́сть се́ление/ и та́инства Его́ смотре́ние,/ на упова́ние бо ве́рным/ воображе́ние огнезра́чное Ея́ зрим/ и покланя́емся, я́ко и́стинному и пренепоро́чному Ея́ де́вству/ в рождестве́ и по рождестве́ па́ки;/ от Нея́же изы́де Огнь Боже́ственный,/ попаля́я тле́нныя стра́сти/ и просвеща́я ду́ши на́ша и чи́сты сотворя́я,/ И́мже и ве́ки сотвори́ Оте́ц,/ Той же и Му́дрость, Сло́во и Си́ла нарече́тся,/ сия́ние сла́вы и О́браз О́тчи Ипоста́си./ И па́ки у́бо мо́лим/ и, припа́дающе, лобыза́ем пречестну́ю ико́ну Прему́дрости Бо́жия Ма́тере/ и велегла́сно вопие́м:/ о Милосе́рдая Влады́чице,/ спаси́ рабы́ Своя́ от наси́лия диа́воля,/ от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни,/ я́ко Ты еси́ всех благи́х Пода́тельница и Покрови́тельница // притека́ющим к Тебе́ с ве́рою и прося́щим ве́лия ми́лости.

П ритеце́м, лю́дие, к чу́дному о́бразу Прему́дрости Бо́жии, Цари́цы и Богоро́дицы:/ Царя́ Небе́снаго Ма́ти, Христа́ Бо́га на́шего,/ услы́ши нас, гре́шных и недосто́йных раб Твои́х,/ в час сей припа́дающих и моля́щихся с воздыха́нием и слеза́ми,/ уми́льно глаго́лющих и приле́жно вопию́щих:/ от бед изба́ви нас, Влады́чице,/ и заступи́, и не пре́зри воздыха́ния на́шего и слез,/ и изми́ нас от вся́кия ско́рби и напа́сти, я́ко мо́жеши, хотя́щи,/ ра́зве Тебе́ Предста́тельницы ины́я и хода́тая те́пла не и́мамы к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, // да спасе́т Тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.

Н епостижи́мая и Всепе́тая Прему́дросте Бо́жия, Софи́е Преимени́тая, де́вственных ду́ше, си́речь Единоро́дный Сы́не, Сло́ве Бо́жий, приими́ моле́бное сие́ пе́ние от недосто́йных и скве́рных уст на́ших. А́ще и пи́сана суть: не красна́ песнь во усте́х гре́шничих, оба́че же разбо́йник еди́нем сло́вом спасе́ся, мыта́рь воздыха́нием оправда́ся и ханане́ина дщерь ма́терним проше́нием исцели́ся, поне́же Ты, Го́споди, Благ и Человеколюби́в, гряду́щаго в мир просвеща́еши, и грехи́ гре́шником отпуща́еши, и ра́зумом неразу́мных наполня́еши, и бу́ияго умудря́еши, и жа́ждущия благи́х слове́с ду́ши уче́нием Твои́м, я́ко самаряны́ню водо́ю живо́ю, напая́еши, блудника́ целому́дренна устроя́еши, разбо́йнику рай отверза́еши, зане́ Ты еси́ всех благи́х Пода́тель, и Вразуми́тель, и животу́ Храни́тель, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву и хвалу́, честь и благодаре́ние и славословле́ние возсыла́ем и поклоне́ние твори́м со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, и со Пресвято́ю и Пренепоро́чною Твое́ю Ма́терию, Влады́чицею на́шею Богоро́дицею и Присноде́вою Мари́ею, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Молитвы от отчаяния и депрессии бабушкин блокнот

В раздел ТЕКСТЫ СЛУЖБ добавлены общие службы новомученикам и исповедникам Российским ХХ века.

В ы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся, / по́стническими бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я, / и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию, / и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́, / Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю / от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни // и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Н о́щи стра́стныя избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная, / к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши, / умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами, / показа́ся равна́ А́нгелом, / на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́, / и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши, / Софи́е преподо́бная, // моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

В раздел ТЕКСТЫ СЛУЖБ добавлены общие службы новомученикам и исповедникам Российским ХХ века.

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Преподобная София Суздальская (ей молятся о даровании ребенка).

Молитва

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святая София (Соломония) Суздальская

София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью — царя Иоанна Грозного [2].

В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына — царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525), и преподобной, «старицы Софии». В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].

Читайте так же:  Как разбогатеть быстро с помощью молитвы
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была состав­лена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

  • Житие на сайте Православие.RU
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3133.htm
  • Страница исторического портала «Хронос»:
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solomonia.html
  • «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале»:
    • http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
  • Житие с портала Русские святые:
    • http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
  • http://icon-art.info/phpBB2/download.php? >

    [1] «Сабуровы вышли из орды и были потомки Мурзы Четы. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновых. У одного из Зерновых было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годуном, и от него произошел род Годуновых, а другой Федор, по прозвищу Сабур, сделался родоначальником бояр Сабуровых. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова, внука Федора Сабура.» — «Благоверная великая княгиня Соломония(Сабурова) во иночестве София». Издание Настоятельницы первоклассного Покровского женского монастыря в г. Суздале, Игумении Мелитины. Киев. Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 год.

    [3] По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

    [4] Информация раздела «Служи о сыне» приведена по данным статьи «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

    [5] «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

    [6] Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.

    14 августа и 29 декабря празднуется память преподобной Софии Суздальской. Преподобная София — постриженница нашей Богородице-Рождественской обители, ее монашеский постриг совершился в соборе монастыря. Предлагаем Вашему вниманию статью, посвященную жизни нашей чтимой святой.

    Н аверное, самым распространенным является представление о счастье как об успешной, обеспеченной, беспечальной, проходящей в соответствии с желаниями человека жизни. Но успех мимолетен, земное благополучие призрачно, а желания сменяются одни другими. Не принося удовлетворения, они кружат человека в своем водовороте. Утомившийся от собственных желаний и неудовлетворенности, разочарованный человек задается вопросом: существует ли счастье? Истинное счастье, конечно, существует. Жизнь святой Софии Суздальской, о которой пойдет рассказ, была счастливой. Историки могут на это возразить, и будут по-своему правы. Но, если посмотреть на непростую судьбу великой княгини – монахини в свете вечной жизни, то можно увидеть, в чем заключалось ее истинное и вечное счастье.

    В XVI веке наш монастырь неоднократно упоминается в летописях в связи с разводом великого князя Василия III с княгиней Соломонией и последующим пострижением княгини в монашество: «А постриг ея на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид» [1]. Великая княгиня пожертвовала семейным счастьем ради блага государства и ближних. Слова Спасителя: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» [2] – нашли воплощение в ее жизни. Она, казалось бы, потеряла все, но на самом деле в своем жертвенном подвиге обрела большее – драгоценную Евангельскую Жемчужину, ради которой человек может отдать и оставить самое дорогое. В истории княгини Соломонии Сабуровой мы увидим также окружавших ее людей, прежде всего – ее супруга, великого князя Василия III, о котором, как о благодетеле нашего монастыря, расскажем подробнее.

    …25 марта 1479 года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в семье Иоанна III родился долгожданный сын, испрошенный у Бога молитвами родителей. Сохранилось предание о явлении Преподобного Сергия великой княгине Софье Фоминичне Палеолог. Софья желала иметь сына, возможно, будущего наследника престола. Ради этого она пешком совершила паломничество в обитель преподобного Сергия. Она уже прошла село Клементьево и спускалась под гору, подходя к монастырю, когда увидела идущего ей навстречу инока. Он был подобен святому Сергию, как его изображают на иконах. Монах держал на руках младенца. Приблизившись к ней, он внезапно положил младенца в чрево великой княгини. Она испугалась и упала бы, если бы ее не поддержали шедшие с ней жены бояр. Великая княгиня поняла, что ее посетил сам преподобный Сергий. После этого чудесного явления Бог даровал Софье сына, которого они с супругом Иоанном III назвали Василием.

    Василий был признан наследником престола не сразу. На царство уже венчали внука Иоанна III – Димитрия. Но царствовать Димитрию не пришлось: державный дед подверг его заключению вместе с матерью Еленой Волошанкой, которая поддерживала партию придворных, приверженных ереси жидовствующих. И князь Василий вступил на престол без почестей и венчания на царство, надеясь, что все это предстоит в будущем его сыну. В 1505 году он вступил в брак.

    Избранница князя, Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Предком Соломонии был участник Куликовской битвы Феодор Сабур.

    Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии Юрия Константиновича князем [3]. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Близкие родные Соломонии служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван III. Ее отец был писцом Новгородской земли, составителем древнейших новгородских писцовых книг [4].

    Княжна рано лишилась родителей и воспитывалась в семье благочестивой тетки, любившей ее как родную дочь. С юных лет княжна проводила внимательную духовную жизнь, и именно тогда полагалось основание ее будущего монашества. Возможно, стремление к идеалу святости привело бы девушку-сироту к вратам какой-нибудь строгой пустынной обители, но Бог судил иначе. Соломонию должны были представить государю и наследнику, который еще не был женат. В те времена наследник престола по обычаю избирал в жены не иностранную иноверную принцессу, а русскую княжну.

    Выбор невесты наследника происходил по обычаю, существовавшему с древних времен у Византийских императоров. Идея православной монархии – послушания Богу через Его Помазанника, была принята лучшими людьми Руси еще во времена святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а мысль о русском народе как преемнике святоотеческой Византии – еще раньше. В эпоху Иоанна III, особенно после его женитьбы на византийской царевне, было желание полнее воплотить эти идеи в жизнь, потому перенимались и многие обычаи Византии.

    По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. С разных концов Русского государства на смотрины были привезены около полутора тысяч знатных девиц: в их числе оказалась и княжна Сабурова. И князь Василий избрал в невесты Соломонию. Имевшая духовные устремления, Соломония Сабурова не искала ни власти, ни богатства, ни высокого положения в обществе. Но она приняла Волю Божию и смогла стать опорой супругу-правителю и матерью своему народу, потому что от дней юности не надеялась на себя, но уповала на Бога и призывала Его помощь.

    Что касается князя Василия Иоанновича, то его привлекли, прежде всего, внутренние качества избранницы. Соломония и внешне была красива: ее необыкновенная красота и ум сочетались с искренней живой верой, целомудрием, смиренномудрием, скромностью, кротостью, жертвенной любовью. Добродетели будущей великой княгини родились от послушания Воле Божией, и это было особенно важно для избравшего ее. Василий понял и почувствовал, что Соломония правильно воспримет идею власти как особого служения Богу и сможет разделить с ним трудности управления государством. И он не ошибся в своем выборе.

    4 сентября 1505 года, в Успенском соборе Кремля, в присутствии великого князя Иоанна III, было совершено Таинство Венчания наследника престола и его избранницы. В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – потомка Дмитрия Донского [5].

    Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым: супруги жили в любви и согласии. Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался весь суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва, трезвение и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. При таком порядке вещей ощущаются во всей полноте радость бытия и покой в Боге.

    Вскоре после венчания князю Василию суждено было вступить на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Близость к власти и богатство нисколько не изменили благочестивого, покаянного настроения Соломонии. Перед ней открылось поприще для больших духовных подвигов. Подобно своей предшественнице, преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской, Соломония много молилась о благе отечества и испрашивала у Бога помощь державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к нуждающимся, но ее тайных добрых дел было намного больше. Проводя духовную жизнь, много времени посвящая молитве и чтению священных книг, княгиня успевала сделать столько доброго, что нельзя было сомневаться в очевидной Божией помощи. На ее примере можно увидеть несостоятельность и неправду помыслов, всеваемых врагом нашего спасения, о том, что за множеством дел и забот «некогда молиться» или «недосуг» следить за своим внутренним состоянием.

    В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. Она помогала семьям бедняков, щедро раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших, заботилась о вдовах и сиротах, давая желающим средства «на постриганье», то есть на поступление в монастырь и жизнь в нем.

    Обитель в попразднство Богоявления, 26 января 2017 г.

    День Успения Пресвятой Богородицы: Собор Рождества Божией Матери.

    «За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день преставился преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы) и в связи с погребением брата Василия III князя Симеона Ивановича (28 июня 1518 года) [8]. Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа» [9]. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у соотечественников.

    Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки [10]. На пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева» [11].

    Московская Рождественская обитель, возрожденная отцом Василия III, была близка обоим супругам по многим причинам. Она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и великокняжеским домом; в ее стенах чтили родителей Божией Матери святых Богоотцов Иоакима и Анну, у которых супружеский союз был бесплодным пятьдесят лет, и они столь долгое время скорбели и несли «поношение безчадства».

    Игумения Викторина (Перминова)

    Статья републикована 13 августа 2018 г.

    О святая праведная мати наша, блаженная княгиня Софие, приими с любовию приношение веры, надежды и любви нашея и вознеси ко Господу, и яко при жизни была еси помощница и заступница всем православным христианом земли твоея, тако и ныне укрепи нас твердо и непоколебимо до смерти стояти за веру православную, согрей сердца наша любовию ко Господу и Пречистей Его Матери.

    Умоли Христа Бога нашего, да сохранит Церковь Свою святую от расколов и ересей, да утвердит в ней дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости вечной, да вси члены ея духом и истиною покланяются Ему, да укрепит верных в благочестии и святости жизни, да обратит отпадших от Православный Церкве во святыя недра ея. О святая мати, града Слуцка похвало и радосте, умоли Господа, да избавит град твой и вся грады и веси Малыя, Белыя и Великая России от глада, труса, потопа, огня, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, да низпослет правителем нашим усердие, прозорливость, мудрость и верность, да управляют и судят по воле Его, да хранят установления Святыя Церкве. Испроси всем с верою притекающим к раце святых мощей твоих мирное житие, тишину, просвещение умов и сердец, соблюди их от козней вражиих, от соблазнов мира, во зле лежащаго, и от всякия скорби и нужды, обрати нас к покаянию и исправлению, даруй заблудшим истины познание, недугующим исцеление. Упаси нас благодатными твоими молитвами от всех врагов видимых и невидимых и сохрани от всякаго зла, да прославим во вся дни жизни нашей Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление во веки веков. Аминь.

    Софии суздальской молитва
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here