Совершение праздничной молитвы

Подробное и точное описание: Совершение праздничной молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Опубликован список мест проведения праздничных молитв «Ураза-байрам» на территории Москвы и Московской области, организуемых мусульманскими общинами, входящими в состав Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Праздничные богослужения в Москве пройдут:

— г. Москва, Выползов пер., д. 7 (Московская Соборная мечеть). Начало в 7.00

— г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 28 (Историческая мечеть). Начало в 9.00

— г. Москва, ул. Минская д. 2 Б (Мемориальная мечеть)

Дополнительные площадки в Москве:

1. Шатер рядом с ФОК «Изумрудный» м. Бунинская Аллея, район Южное Бутово, ул. Южнобутовская, д.96). Начало молитвы в 7.00. Молитву организует МРОМ «Милость»;

2. Парк «60-летия Октября» (центральный вход) м. Коломенская, проспект Андропова, вл.9. Начало молитвы в 07.00. Молитву организует МРОМ «Кяусар».

Список мест проведения праздника Ураза-байрам на территории Московской области 5 июля 2016 года:

1. г. Ногинск, ул. Южная, д. 35 (мечеть)

2. г. Старая Купавна, ул. 2-ая Разина, д. 62 (молельный дом)

3. г. Наро-Фоминск, ул. Володарского, д. 123 (мечеть)

4. г. Орехово-Зуево, ул. Лапина, д. 28 (мечеть)

5. г. Солнечногорск, ул. Екатерининская, д. 7 (мечеть)

6. г. Щелково, ул. Советская, д. 10 (мечеть)

7. г. Звенигород, ул. Новая, д.29 (мечеть)

8. г. Балашиха, ул. Парковая, д. 1 (Ледовый дворец «Балашиха-арена»)

9. г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 324 (ДЮСШ)

10. г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 12 (площадь у районного Дворца молодежи)

11. г. Подольск, ул. Гайдара, д. 11а (манеж ДЮСШОР)

12. г. Подольск, мкрн. Львовский, ул. Новая, д. 36 (Стадион «Подолье»)

13. г. Подольск, Домодедовское шоссе, д. 35 (молельный дом)

14. г. Сергиев Посад, ул. Долгокукуевская, д. 52а (молельный дом)

15. г. Электросталь, ул. Карла Маркса, д. 7 (спортзал ДК им. Васильева)

16. г. Пушкино, ул. Набережная, д. 8 (Дворец спорта «Пушкино»)

17. Люберецкий район, пос. Малаховка, Театральный проезд, д. 1 (парк культуры и отдыха)

18. г. Воскресенск, ул. Чапаева, д. 1 (ДК «Цементник»)

19. г. Рошаль, ул. Фр. Энгельса, д. 24/8 (молельный дом)

20. Сергиево – Посадский район, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 2 (молельный дом)

21. г. Домодедово, мкрн. Востряково, ул. 2-я Клубная, д.1

22. Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Песочный тупик, д. 9а (молельный дом)

23. г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1Б

24. г. Железнодорожный, ул. Новослободская, д. 15 (ДК «Рассвет»)

25. г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 22 (Волейбольный центр)

26. г. Химки, мкрн. Планерная, владение 1 (ООО «Олимпийский учебно-спортивный центр «Планерная»)

27. Раменский район, посёлок Родники, (территория городского кладбища, мечеть на мусульманском участке)

28. г. Электрогорск, ул. Некрасова, д. 34

29. г. Лобня, ул. Киово, д. 100 (АОЗТ «Краснополянское»)

30. Клинский р-н, дер. Тетерино, клуб загородного отдыха «Клинское заозерье»

31. г. Королев, ул. Терешковой, д. 1 (ДК имени Калинина)

32. г. Волоколамск, Северное шоссе, д. 21

33. г. Красногорск, ул. Пионерская, д. 31 (ФОК стадиона «Зоркий»)

34. г. Серпухов, ул. Театральная, д. 23

35. Истринский район, с. Кучи, д. 39

36. г. Кашира, ул. Гвардейская, д. 2 (Дворец спорта «Юбилейный»)

37. г. Руза ,ул.Советская,17 «Центр культуры и исскуства»

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Проведение особых молитв в день праздника разговения (‘ид аль­-фитр, ураза­-байрам — первый день месяца шавваль) и в день праздника жертвоприношения (‘ид аль­-адха, курбан-байрам — десятый день месяца зу-ль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам в 1-м году хиджры (622 г.).

Сообщается, что Абу Са‘ид аль­Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что­то, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).

Суждение о праздничной молитве

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).

Читайте так же:  Молитва за здравие Матроне

В «Аль-Джами‘ ас-сагир» праздничная молитва именуется «сунной», так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка.

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

Время праздничной молитвы

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Молитву по случаю праздника разговения можно проводить и на второй день, если по тем или иным уважительным причинам её нельзя провести своевременно, например, в тех случаях, когда идёт сильный дождь, или отсутствует имам, или когда из-за облачности люди видят месяц только после полудня и так далее. Передают, что ‘Умайр бин Анас сказал: «Мои дядья со стороны отца из числа ансаров сообщили мне, что однажды при жизни Пророка в последнюю ночь рамадана месяц скрылся из вида и люди продолжили соблюдать пост. Однако после полудня кто­то из них в присутствии Пророка засвидетельствовал, что видел месяц прошлой ночью, после чего Посланник Аллаха велел людям разговляться, и они тотчас сделали это, а на следующий день (Пророк ) совершил вместе с ними праздничную молитву» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тахави).

Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака‘атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн ‘Аббаса и Джабира бин ‘Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль­Бухари).

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан­Наса’и).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака‘ата. После «ду‘а ас-сана» первого рака‘ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».

Во время второго рака‘ата имам после чтения «аль­Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака‘ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Мас‘уд и многие другие сподвижники. ‘Алькама и аль­Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас‘уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака‘ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (‘Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого рака‘ата Ибн ‘Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто­либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.

Если опоздавший пропустит первый рака‘ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака‘ата.

Хутба праздничной молитвы

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Читайте так же:  Молитва для здоровья новорожденного

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться в дни праздников разговения и жертвоприношения

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что­нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах) также сказал: «…и (Пророк обычно) съедал нечётное количество (фиников)» (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль­фитр). Передают, что в дни праздников Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Сообщается, что, направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн ‘Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк , которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака‘ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).

Так же следует поступать и в день жертвоприношения, с той разницей, что к трапезе обычно приступают не до, а после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа). Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые» (Коран, 2:203). Аллах Всевышний также сказал: «. чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (Коран, 22:28).

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и ‘Умар бин аль­Хаттаб (Аль-Хаким).

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар, ва ли-Лляhи­ль-хамд/».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас‘уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляhи­ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).

Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения ‘Али и Ибн Мас‘уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».

В первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём «Сахихе» аль­Бухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова «Аллаху акбар». Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки сотрясались от этого. Что касается Ибн ‘Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абд аль­‘Азиза.

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.

Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной молитвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи’и и Ахмада, и некоторых маликитов, то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман. См. “аль-Инсаф” 2/240, “ас-Сайлюль-джарар” 1/315.

Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обязательным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.

Читайте так же:  Исполняющая молитва Николаю Угоднику

Также от Умм Атыйи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы [1] ». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.

Ибн ‘Аббас также рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”. Ахмад, Ибн Маджах, ат-Табарани. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 4888.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 1/142.

И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы. Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит». Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мугъни” 2/385, “Тальхисуль-хабир” 2/178, “Ируауль-гъалиль” 2/135.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов:“Праздничная молитва фардуль-кифая [2] ”, то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/161.

Имам аш-Шаукани сказал: “Знай, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман”. См. “Сайлюль-джарар” 1/315.

Шейх ‘Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения праздничной молитвы, сказал: “Существует и другое мнение имама Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение”. См. ”Таудых аль-ахкам“ 2/388.

[1] Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.

[2] Фардуль-кифая – обязанность, которую если совершит группа людей, снимается с остальных.

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Близится один из двух великих праздников Ислама — Ид-аль Адха, или Курбан-байрам, — праздник жертвоприношения. Этот день все мусульмане мира отметят совместными молитвами. В связи с этим возникает вопрос: а что отличает праздничную молитву от каждодневной?

Время праздничной молитвы

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных молитв. Он начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Молитву по случаю праздника разговения можно проводить и на второй день, если по тем или иным уважительным причинам ее нельзя провести своевременно, например, в тех случаях, когда идет сильный дождь, или отсутствует имам, или когда из-за облачности люди видят месяц только после полудня и так далее. Передают, что Умайр б. Анас сказал: «Мои дядья со стороны отца из числа ансаров сообщили мне, что однажды при жизни Пророка в последнюю ночь Рамадана месяц скрылся из вида и люди продолжили соблюдать пост. Однако после полудня кто­то из них в присутствии Пророка засвидетельствовал, что видел месяц прошлой ночью, после чего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, велел людям разговляться, и они тотчас сделали это, а на следующий день (Пророк)совершил вместе с ними праздничную молитву» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тахави).

Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для нее времени.

Читайте так же:  Рустику парижскому молитва

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин ее можно откладывать в течение трех дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву?

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн Аббаса и Джабира б. Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан­Насаи).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать ее в одиночестве. По возможности он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого ракаата. После «дуа ас-сана» первого ракаата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы.

Во время второго ракаата имам после чтения «аль­Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого ракаата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Масуд и многие другие сподвижники. Алькама и аль­Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Масуд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго ракаата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого ракаата Ибн Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесет такбир более трех раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка, мир ему и благословение Всевышнего.

Если опоздавший пропустит первый ракаат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного ракаата.

Хутба праздничной молитвы

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир б. Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать ее, он спустился вниз, подошел к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтет хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муэдзин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же ее желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться в день праздника разговения

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что­нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечетное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах) также сказал: «…и (Пророк обычно) съедал нечетное количество (фиников)» (аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль­фитр). Передают, что в дни праздников Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (аль-Байхаки).

Ни перед молитвой, ни после нее не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, которого сопровождал Билял, пришел на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два ракаата, не помолившись ни до, ни после нее (аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с нее, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путем, (которым он шел на нее)» (аль-Бухари).

Так же следует поступать и в день жертвоприношения, с той разницей, что к трапезе обычно приступают не до, а после праздничной молитвы. Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определенные» (2:203). Аллах Всевышний также сказал: «. чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесет, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (22:28).

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после нее (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн Аббас, Ибн Масуд и Умар б. аль­Хаттаб (аль-Хаким).

Читайте так же:  Ефрема сирина молитва текст

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху / Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар; Аллаху акбар, ва ли-Лляхи­ль-хамд».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Масуд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, Абдуллах (б. Масуд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляхи­ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).

Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения Али и Ибн Масуда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».

Из книги Абдельхамида Тахмаза «Ханафитский фикх»

Богословы выражают различные точки зрения относительно того, какой статус имеют праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам.

Так, в рамках ханафитского мазхаба совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как обязательное действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, путники) это обязательство не распространяется.

Шафииты и маликиты считают праздничную молитву (салятуль-ид) сунной муаккада (усиленная сунна), то есть тем действием, которое Милость миров Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал.

Богословы-ханбалиты определяют этот намаз как общественное обязательство. Их трактовка очень близка к ханафитскому мазхабу. Тем не менее, будет неверным строить во многом искусственные различия между мазхабами по вопросу о важности этого намаза. Содержательно они все занимают очень близкую позицию.

Время молитв, связанных с праздниками разговения и жертвоприношения, наступает после того, как восходит солнце на уровне одного копья (30 минут после восхода солнца). Эти намазы можно читать до того, как солнце окажется в зените. На людей, опоздавших на коллективное выполнение ид-намаза, не возлагается обязанность восполнить его. Такое положение характерно для ханафитского мазхаба, тогда как представители остальных трёх богословско-правовых школ восполняют пропуск и этой молитвы.

Необходимо осветить также те действия, которые перед праздничной молитвой регулярно совершал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Перед походом в мечеть он всегда совершал полное омовение (гусль), чистил зубы, использовал благоухания и надевал самый красивый наряд. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда праздновался День разговения, перед выходом в дорогу съедал что-нибудь дома. Однако он не практиковал это действие перед Праздником жертвоприношения, потому как предполагалось, что Пророк (с.г.в.), как и все остальные мусульмане, отведает мясо жертвенного животного сразу после намаза.

В месяц Рамазан также практикуется выплата садака фитр, посредством которой верующий избавляет свой пост от возможных мелких прегрешений. Мухаммад (с.г.в.) стремился пожертвовать фитр до начала праздничной молитвы в Ураза-байрам, к чему призывал и своих единоверцев. Помимо этого, в сборнике его изречений, собранных имамом аль-Бухари, можно встретить повествование о том, как он шёл на ид-намаз одной дорогой, а возвращаться из мечети предпочитал другим путём. В этом действии лежит рациональное зерно: идя разными дорогами, он мог увидеть и поприветствовать больше мусульман. Также во время похода в мечеть Заключительный Божий посланник (с.г.в.) делал небольшие паузы, чтобы произнести такбир и слова восхваления Господа миров. Если перед праздником Ид аль-Адха он говорил эти слова громко, то перед праздничным намазом в Ид аль-Фитр предпочитал делать это не вслух.

Эта молитва состоит из двух ракаатов. В самом начале молящийся произносит про себя намерение (ният) на совершение намаза. Далее он вслед за имамом поднимает руки и говорит такбир тахрим. Прочитав молитву сана (её текст приведён здесь), верующий говорит несколько такбиров, количество которых зависит от мазхаба (о чём будет сказано ниже), затем читает суру «Фатиха», дополнительные коранические аяты, делает поясной и земной поклоны и встаёт на 2-й ракаат. Ханафиты продолжают молитву в обычном порядке вплоть до того момента, когда нужно уходить в поясной поклон. Перед этим действием они произносят дополнительные такбиры, а далее завершают намаз так, как это обычно происходит. Маликиты, шафииты и ханбалиты придерживаются несколько иного порядка во втором ракаате – они говорят дополнительные такбиры сразу после выхода из состояния земного поклона в рамках первого ракаата.

Порядок совершения праздничной молитвы во всех мазхабах примерно одинаков, однако количество такбиров, которые должны быть произнесены, различается в зависимости от богословско-правовых школ. Ханафиты полагают, что праздничный намаз содержит в себе 6 дополнительных такбиров: первые три в 1-м ракаате после дуа-сана и во 2-м ракаате – до того, как человек будет совершать поясной поклон. У маликитов и ханбалитов необходимо произнести 11 такбиров. Первые шесть молящиеся говорят после дуа-сана в первом ракаате, последующие пять – после выхода из состояния земного поклона первого ракаата, то есть до того, как имам станет читать суры из Священного Корана.

Богословы-шафииты считают, что праздничная молитва содержит в себе 12 дополнительных ракаатов: 7 произносятся в первом ракаате после дуа-сана, 5 – во втором ракаате до чтения имамом сур в кыяме (стоянии).

О том, как мусульманам следует провести Ураза- и Курбан-байрам, можно прочитать в статье, посвящённой этим праздникам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Совершение праздничной молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here