Одна из великих святых неразделённой христианской церкви.
Имя на латыни: Gertrudis Nivellensis; имя на немецком: Gertrud von Nivelles; имя на французском: Gertrude de Nivelles
Годы жизни: родилась около 626 года — отошла ко Господу 17 марта 659 года в монастыре Нивелла (Невигелла), современный Нивель, Бельгия.
Святая Гертруда Нивельская была игуменией монастыря Нивелла. Дочь майордома Австразии Пипина I Старшего и святой Идуберги Нивельской, младшая сестра майордома Гримоальда и святой Бегги, аббатисы монастыря Анден.
Святая Гертруда Нивельская в юном возрасте (приблизительно в 10 лет) отвергла навязываемый отцом брак, решив посвятить жизнь Богу. После смерти Пипина (около 640 года) Идуберга по благословению святителя Аманда, епископа Тонгерен-Маастрихтского, «апостола Бельгии», между 647 и 650 годами основала в одном из своих родовых поместий двойной — одновременно мужской и женский — монастырь Нивелла. Вероятно, еще при жизни Идуберга назначила Гертруду, которой было около 21 года, настоятельницей обители. Сама Идуберга жила в монастыре как монахиня, помогая дочери в управлении.
Около 650 года монастырь посетили шедшие из Перона (современная Франция) ирландские монахи во главе с братьями — епископом-миссионером святителем Фоллианом и святым Ультаном (братьями святого Фурсея). Гертруда Нивельская и Идуберга предоставили им земельный надел недалеко от Нивеллы, где те основали монастырь Фос. Благодаря тому что святой Фоллиан стал устроителем богослужебной жизни не только в монастыре Фос, но, вероятно, и в Нивелле, а также благодаря принесенным ирландскими монахами священным книгам и реликвиям, в Нивелле утвердилась ирландская традиция организации монашеской жизни. В октябре 655 (?) года на пути из Нивеллы в Фос святитель Фоллиан со спутниками принял мученическую кончину от рук разбойников. Преподобная Гертруда, чудесным образом осведомленная об обстоятельствах их гибели, разыскала тела мучеников и похоронила в Нивелле.
Почитание Гертруды Нивельской началось сразу после ее кончины. У ее смертного одра и на могиле совершалось множество чудес: исцеления, воскрешение утонувшего мальчика, о котором сообщается в сочинении «Virtutes S. Gertrudis» (Добродетели св. Гертруды), написанном около 691 года и дополненном в VIII веке. Празднование церковной памяти Гертруды Нивельской было установлено при 3-й аббатисе Нивеллы Агнессе после 669 года. Около 670 года монахом Нивельского монастыря, вероятно знавшим святую Гертруду лично, было составлено ее Житие, самый древний список которого, датируемый IX веком, хранился в университетской библиотеке города Монпелье. Мощи преподобной Гертруды Нивельской, вероятно, были обретены в VIII веке.
Поскольку родственными узами с Гертрудой Нивельской был связан император Карл Великий (приходился ей праправнучатым племянником), ее почитали покровительницей многие знатные роды, происходившие от Каролингов: графы Лувена, герцоги Брабанта, Бабенберги, Габсбурги. Во многих монастырях, основанных представителями династии Каролингов, хранились мощи преподобной Гертруды. Начиная с X века, благодаря ирландским монахам и каролингскому влиянию почитание Гертруды Нивельской распространилось на значительной части территории Западной Европы, где насчитывается около 1 тысячи объектов ее культа. Святую Гертруду считают своей покровительницей города Гертрёйденберг, Бреда и Берген-оп-Зом в Северном Брабанте (современные Нидерланды). Монастырь Нивель стал центром паломничества.
С XI века преподобная Гертруда Нивельская стала почитаться как покровительница путешественников (в Нидерландах, Северной Германии, Скандинавии, Австрии), ищущих ночлега путников, паломников и хозяев гостиниц. Вдоль торговых путей, в городах Ганзейского союза, расположенных на побережье Балтийского моря, было возведено большое количество церквей, часовен, госпиталей во имя святой Гертруды. Со 2-й половины XI века до конца XIV века в Нидерландах и Германии в память о чудесном избавлении нивельских монахов от морского чудовища существовала традиция, согласно которой путешественники перед отправлением в путь или воины перед походом, а также примирившиеся враги и сошедшиеся после ссоры супруги выпивали кубок вина в честь Гертруды Нивельской, так называемый Sinte Geerts Minne или Gertrudenminte.
К преподобной Гертруде обращались за помощью в избавлении от жара и лихорадки. После обширной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века, к Гертруде Нивельской стали обращаться преимущественно на севере континента с просьбой о даровании легкой кончины. В этом регионе ей было посвящено множество кладбищ и кладбищенских часовен. Зародившееся в немецкоязычных странах Европы, возможно в Эльзасе, обращение к святой Гертруде за помощью в избавлении от крыс и мышей было известно с 1435 года в Нидерландах и Каталонии. Такой аспект почитания святой связан, вероятно, с тем, что день ее памяти, 17 марта, приходится на период начала полевых сельскохозяйственных работ. Преподобная Гертруда Нивельская почитается также как покровительница садовников, во Фландрии — как покровительница кошек. Запрет прясть в день памяти святой Гертруды сделал ее покровительницей прядильщиц.
Святая обычно изображается в облачении игумении с крестом, часто с крысами и мышами, бегающими у ее ног или взбирающимися по ее посоху или одежде, иногда увенчанной княжеской короной (Нидерланды, прирейнские области Германии, Испания); как монахиня — с веретеном и грызунами (Эльзас, Центральная и Южная Германия); как знатная дева — в короне, с книгой, символическим храмом или больницей (Северная Германия, Скандинавия).
В 1272-1298 годах для мощей преподобной Гертруды Нивельской была изготовлена серебряная рака, на которой сохранялись самые древние изображения святой. Рака была уничтожена при бомбардировке Нивеля в мае 1940 года. В 80-х годах XX века была сделана новая рака. Среди святынь храма — повозка, изготовленная в 1460-1470 годах, на которой во время крестных ходов перевозилась рака с мощами святой Гертруды, а также алебастровый алтарь (1629 года).
Следует добавить, что в Германии хранятся частицы мощей святой Гертруды Нивельской. Одна из них (с 2008 года) находится в немецком городе Штайнфельд, невдалеке от основанного святой Гертрудой монастыря, в часовне её имени. Вторая частица в церкви её имени в Ваттеншайде (административная часть города Бохум). Кстати, святая Гертруда является официальной покровительницей Ваттеншайда и изображается на его старинном гербе.
Нами несколько ранее было написано небольшое сообщение о преподобной Гертруде Нивельской, помещённое ЗДЕСЬ.
Цитируемое выше житие с нашими небольшими изменениями, дополнениями и в более удобочитаемом виде перенято с сайта Православной Энциклопедии.
Представлено для обсуждения:
Потупин Алексей Александрович,
17 (30) марта 2012 года, пятница
Дюссельдорф-Бенрат
Тропарь гл. 5
Радуйся, преподобная мати Гертрудо, / яко багряницу княжескую на власяницу иноческую пременила еси, / и сего ради велию милость Божию стяжала еси. / Житием в посте, молитве и бдении люди изумила еси, / ниже начальство обители оставила еси. / Темже в возрасте Христове от трудов скончалася еси. / Ныне же предстоиши святей Троице, / молитву за притекающих к тебе неустанно возносящи, / и множеством чудотворений и исцелений их посещающи. / Моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную / спастися душам нашим.
Кондак гл. 8
Богатство и земную славу презревши, иноческий образ прияла еси, / и премудро обитель Нивельскую устрояла еси. / Темже восхваляем тя, Гертрудо равноангельная. / Ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, / не остави чад твоих, притекающих к тебе. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Г. Н. в юном возрасте (приблизительно в 10 лет) отвергла навязываемый отцом брак, решив посвятить жизнь Богу. После смерти Пипина (ок. 640) Идуберга по благословению св. Аманда, еп. Тонгерен-Маастрихтского, «апостола Бельгии», между 647 и 650 гг. основала в одном из своих родовых поместий двойной — одновременно муж. и жен.- мон-рь Нивелла. Вероятно, еще при жизни Идуберга назначила Г., к-рой было ок. 21 года, настоятельницей обители. Сама Идуберга жила в мон-ре как монахиня, помогая дочери в управлении.
Г. Н. прославилась мн. добродетелями: при крайне слабом здоровье она вела строгий образ жизни, пребывая в посте и молитве. Никому не отказывая, принимала в мон-ре многочисленных путников, паломников, больных, нищих. После смерти матери (652) Г. Н. поручила управление мон-рем неск. благочестивым монахам, с тем, чтобы больше времени уделять молитве и изучению Свящ. Писания. Большое имущество, оставленное матерью, Г. Н. использовала на строительство храмов и богаделен. Аббатиса мон-ря Нивелла пользовалась большим почитанием уже при жизни. По молитвенному обращению к Г. Н. посланные ею в отдаленную местность монахи были избавлены от морского чудовища, угрожавшего опрокинуть судно (возможно, это чудо связано с отправкой монахов в Рим для приобретения священных книг). В возрасте ок. 32 лет по состоянию здоровья Г. Н. оставила должность настоятельницы и в дек. 658 г., после совета с братией и сестрами мон-ря, назначила своей преемницей племянницу Вульфтруду. За день до смерти Г. Н. послала к настоятелю мон-ря Фос св. Ультану спросить, откроет ли ей Бог час ее кончины. Пророчество св. Ультана о том, что она умрет на следующий день во время литургии, после причастия, исполнилось. Г. Н. была похоронена в ц. св. Петра, в одном из 3 существовавших тогда храмов мон-ря Нивелла.
Почитание Г. Н. началось сразу после ее кончины. У ее смертного одра и на могиле совершалось множество чудес: исцеления, воскрешение утонувшего мальчика, о к-ром сообщается в соч. «Virtutes S. Gertrudis» (Добродетели св. Гертруды), написанном ок. 691 г. и дополненном в VIII в. Празднование церковной памяти Г. Н. было установлено при 3-й аббатисе Нивеллы Агнессе после 669 г. Ок. 670 г. монахом Нивельского мон-ря, вероятно знавшим Г. Н. лично, было составлено ее Житие, самый древний список к-рого, датируемый IX в., хранился в университетской б-ке г. Монпелье. Мощи Г. Н., вероятно, были обретены в VIII в.
Поскольку родственными узами с Г. Н. был связан имп. Карл Великий (приходился ей праправнучатым племянником), ее почитали покровительницей мн. знатные роды, происходившие от Каролингов: графы Лувена, герцоги Брабанта, Бабенберги, Габсбурги. Во мн. мон-рях, основанных представителями династии Каролингов, хранились мощи Г. Н. Начиная с X в. благодаря ирл. монахам и каролингскому влиянию почитание Г. Н. распространилось на значительной части территории Зап. Европы, где насчитывается ок. 1 тыс. объектов ее культа. Г. Н. считают своей покровительницей города Гертрёйденберг, Бреда и Берген-оп-Зом в Сев. Брабанте (совр. Нидерланды). Мон-рь Нивель стал центром паломничества.
С XI в. Г. Н. стала почитаться как покровительница путешественников (в Нидерландах, Сев. Германии, Скандинавии, Австрии), ищущих ночлега путников, паломников и хозяев гостиниц. Вдоль торговых путей, в городах Ганзейского союза, расположенных на побережье Балтийского м., было возведено большое количество церквей, часовен, госпиталей во имя Г. Н. Со 2-й пол. XI в. до кон. XIV в. в Нидерландах и Германии в память о чудесном избавлении нивельских монахов от морского чудовища существовала традиция, согласно к-рой путешественники перед отправлением в путь или воины перед походом, а также примирившиеся враги и сошедшиеся после ссоры супруги выпивали кубок вина в честь Г. Н., т. н. Sinte Geerts Minne или Gertrudenminte.
К Г. Н. обращались за помощью в избавлении от жара и лихорадки. После обширной эпидемии чумы, поразившей Европу в сер. XIV в., к Г. Н. стали обращаться преимущественно на севере континента с просьбой о даровании легкой кончины. В этом регионе ей было посвящено множество кладбищ и кладбищенских часовен. Зародившееся в немецкоязычных странах Европы, возможно в Эльзасе, обращение к Г. Н. за помощью в избавлении от крыс и мышей было известно с 1435 г. в Нидерландах, в Каталонии. Такой аспект почитания святой связан, вероятно, с тем, что день ее памяти, 17 марта, приходится на период начала полевых сельскохозяйственных работ. Г. Н. почитается также как покровительница садовников, во Фландрии — как покровительница кошек. Запрет прясть в день памяти Г. Н. сделал ее покровительницей прядильщиц.
Святая обычно изображается в облачении аббатисы с крестом, часто с крысами и мышами, бегающими у ее ног или взбирающимися по ее посоху или одежде, иногда увенчанной княжеской короной (Нидерланды, прирейнские области, Испания); как монахиня — с веретеном и грызунами (Эльзас, Центр. и Юж. Германия); как знатная дева — в короне, с книгой, символическим храмом или больницей (Сев. Германия, Скандинавия).
Ц. св. Петра в Нивеле, где была похоронена Г. Н., во имя к-рой впосл. была освящена, неск. раз перестраивалась. Совр. ц. св. Г. Н., одна из крупнейших среди древних церквей Европы, является приходским храмом. Построенная в рейнском романском стиле оттоновской традиции, она была освящена в 1046 г. еп. Льежским Вазоном в присутствии герм. имп. Генриха III. Ее реконструкция после разрушения во время второй мировой войны завершилась в 1984 г. (см. также ст. Бельгия). В 1272-1298 гг. для мощей Г. Н. была изготовлена серебряная рака (Brux. Arch. générales du Royaume. Arch. ecclés. N 1417. Vol. 493-494), на к-рой сохранялись самые древние изображения святой. Рака была уничтожена при бомбардировке Нивеля в мае 1940 г. В 80-х гг. была сделана новая рака. Среди святынь храма — повозка, изготовленная в 1460-1470 гг., на к-рой во время крестных ходов перевозилась рака с мощами Г., а также алебастровый алтарь (1629).
Память: 17/30 марта и в воскресенье после 28 сентября
- 31.05.2015. ***
- 25.05.2015. Подписи за отставку П. Астахова
- 24.05.2015. Шапито
- 22.05.2015. Божественная радость бытия
- 19.05.2015. ***
- 18.05.2015. Преподобная Гертруда Нивельская
- 15.05.2015. Павел Астахов о ранних браках
- 13.05.2015. ***
- 12.05.2015. Григорий гутнер ханна арендт о тоталитаризме
- 11.05.2015. Что это было?
- 06.05.2015. Примитивная система не способна видеть более сложн
- 04.05.2015. Мудрость японского народа
- 03.05.2015. Потому что они овощи. Это про овощи сказка
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Есть ли святой покровитель у кошки?
Есть икона, на которой изображена кошка?
Среди православных святых есть немало молитвенников о животных, которых Господь дал в помощь и в спутники человека —
-у каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель, например, в католических странах есть Святой Франциск – покровитель священных животных, а в православии это -сщмч. Афиноген и Власий покровители домашнего скота,
святой Герасим, тот, что вылечил льва от нарыва, и святая мученица Татиана, усмирившая льва, представителя кошачьих.
На Кипре есть свой «кошачий» монастырь Святого Николая, в нем живут потомки привезенных на о. в VII веке кошачьих змееловов.
Но и у самой обыкновенной кошки есть святая покровительница — аббатиса Гертруда Невелльская, жила в 610 ( 621) – 659, в двух монастырях она заботилась о паломниках и боляющих, чтобы продукты не поели мыши, она развела кошек и с тех пор считается их покровительницей. Есть даже икона, где она с кошкой на руках:
(626-659 гг., память 17/30 марта)
Гертруда была дочерью Пепэна Ланденского и св. Итты, и приходилась родственницей св. Бавону. Она родилась в Ландене в 626 г. От самой юности, она отличалась особыми добродетелями: презирая суеты мира, она посвятила, по совету св. Аманда, свою девственность Господу. Но сын одного знатного австрийского сеньора заметил ее при дворе короля и пленился ею. Он рассказал об этом королю, и тот вызвал Пепэна и его дочь, чтобы предложить им эту превосходную партию. Но Гертруда категорически отказалась, заявив королю, что она с детства посвятила свою непорочность Христу. Король, хотя и был удивлен, всё же одобрил такое решение. Но молодой сеньор, как и следовало ожидать, был жестоко обижен. Что же до Пепэна, то ему пришелся совершенно не по нраву отказ дочери и он решил употребить все возможности родительской власти к изменению намерений Гертруды. Для девушки оставался один выход – бегство. С согласия своей матери, Гертруда убежала из отцовского дома и скрылась в уединенном месте, где прожила некоторое время, молясь и преуспевая в добродетели. Пепэну пришлось смириться, и он призвал дочь обратно, решившись отныне уважать её внутреннее устремление. |
С кончиной Пепэна Ланденского резко оборвался счастливый период в жизни этой прекрасной семьи. В то время как Итта основывает монастырь, по совету св. Аманда, Гертруда перебирается в Нивель, чтобы быть поближе к матери. Но претенденты на её руку (и на наследство Пепэна!) не отказываются от намерения жениться на ней, и настойчивость их заходит настолько далеко, что Гертруда просит принять ее в монастырь, управляемый ее матерью. Итта сама постригает ее, и св. Аманд принимает ее обеты. Гертруда становится образцом благочестия, милости, терпения и всех добродетелей. После кончины матери Гертруда естественно становится ее преемницей на месте настоятельницы. Но, опасаясь быть таким образом отвлеченной от молитвенной и созерцательной жизни, Гертруда возлагает на нескольких сестер заботы о внешних делах обители, внутренние же дела разделяет с другими сестрами.
Наконец, чувствуя, что силы ее на исходе, она послала вестника к св. Ультану (или Вальтану), преемнику св. Фейяна на месте настоятеля Фосского монастыря, чтобы вопросить его о дне своей кончины. Преподобный велел ответить, что она умрет завтра, во время Литургии, но пусть она ничего не страшится: Царство Небесное открыто для нее. Услышав эту весть, Гертруда стала готовиться к смерти; всю ночь она молилась в окружении сестер обители. Назавтра она мирно угасла в Господе, около 6 часов утра, когда священник всходил к алтарю. Это случилось 17 марта 659 г. Т. о., ей было тогда только 33 года.
В самый день своей кончины, она явилась в местечке Трев одной аббатиссе по имени Модеста. Во второй раз она явилась десять лет спустя, когда в основанной ею обители случился пожар. Некий человек, не зная, что предпринять для борьбы с пламенем, поднял взоры, чтобы поручить строения Господней защите. И тут ему явилась в небе св. Гертруда, гасящая огонь своей монашеской мантией. В ту же минуту пожар стал стихать.
Св. Гертруда была погребена рядом со своей матерью, в церкви св. Петра. Ее могила быстро сделалась местом паломничеств. Там совершилось множество чудес, из которых наиболее знаменито воскрешение мальчика, упавшего в монастырский колодец — его мать молитвенно призвала св. Гертруду. Почитание св. Гертруды было официально утверждено папой Гонорием III в 1220 г. В 13 в. была устроена роскошная рака — шедевр средневекового ювелирного искусства — для мощей святой. Ей посвящен в Нивеле прекрасный собор в романском стиле.
Св. Гертруда почитается в епархиях Малина, Гента и Льежа. Память ее празднуется, как традиционными католиками, так и православными, 17 марта, в день ее рождения на небе. По неясным причинам, празднование было перенесено на 12 февраля у . Принято обращаться к св. Гертруде как к покровительнице путешественников, а также за помощью против засилья крыс и мышей. На некоторых изображениях святой поэтому присутствует мышка, цепляющаяся за край ее платья или карабкающаяся по кресту. Ей молятся о ниспослании прибежища в путешествии, а также в случаях, когда пытаются вернуть к жизни захлебнувшегося в воде.
Ей посвящены многие церкви, среди них Нивельский собор — здесь проходил один из паломнических маршрутов в Сантьяго-де-Компостелло; в нем находятся несколько скульптурных изображений святой. Храмы ее есть и в . Мощи святой сохраняются в Нивеле и Лувене. Ее имя носит населенный пункт. около Марш-ан-Фамен. В Нивеле ей посвящается крестный ход в первое воскресенье после 29 ноября. У православных она представлена на фреске коптской часовни свв. Афанасия и Аманда в Лилле.
Точная копия раки с мощами св. Гертруды в музее им. Пушкина в Москве. Оригинал был уничтожен по время бомбардировки 1944 г.
Город Нивель расположен в 35 км к югу от Брюсселя. В центре находится величественный храм нивельской обители, в котором покоятся святые мощи преподобной Гертруды — первой игуменьи нивельской смешанной монашеской обители (626-659 гг., память 17/30 марта). Его длина насчитывает 102 м. и своими размерами он совсем не соответствует скромному масштабу городка, свидетельствуя тем самым о богатом прошлом и значительном уровне духовной жизни на этом месте, куда на протяжении почти 1350 лет притягивалось множество паломников и людей, ищущих спасения. Сейчас в этом католическом храме было совершенно пусто и паломников встретила только современная рака с мощами угодницы Божией (старинная рака расплавилась во время бомбежек в период Второй Мировой войны, а мощи чудесным образом уцелели). Ограду часовни с мощами специально для группы заранее оставили открытой служители церкви.
Радуйся, преподобная мати Гертрудо, / яко багряницу княжескую на власяницу иноческую пременила еси, / и сего ради велию милость Божию стяжала еси. / Житием в посте, молитве и бдении люди изумила еси, / ниже начальство обители оставила еси. / Темже в возрасте Христове от трудов скончалася еси. / Ныне же предстоиши святей Троице, / молитву за притекающих к тебе неустанно возносящи, / и множеством чудотворений и исцелений их посещающи. / Моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную / спастися душам нашим.
Богатство и земную славу презревши, иноческий образ прияла еси, / и премудро обитель Нивельскую устрояла еси. / Темже восхваляем тя, Гертрудо равноангельная. / Ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, / не остави чад твоих, притекающих к тебе. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь, кондак и молитва составлены иереем Георгием Тиммером по благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона
Кошки и религия всегда имели неоднозначные взаимоотношения, которые зависели и от самих кошек и их поведения, и от, зачастую, не слишком понятных догм и заповедей. Сегодня, когда число религиозных людей и практикующих верующих всех конфессий растет, мы задались целью прояснить отношение различных религий к кошкам.
В целом, евреям не возбраняется держать кошку дома (в отличие от собаки), за кошкой нужно ухаживать, ее нужно лечить и хорошо кормить. Запрещается жестокое обращение с кошками и их кастрация, однако не возбраняется применять к животному незначительную физическую силу, если оно слишком настойчиво мешает человеку. И главное – любовь к кошке не должна быть сильнее любви к людям, помощь человеку должна быть первична.
Только ультраортодоксальные иудеи (харедим) считают домашних животных уделом гоев, а потому легко могут забить камнями кошку или собаку, если те попадутся им на глаза.
В раннем христианстве к кошкам было исключительно позитивное отношение. Бытовала легенда, что младенец Иисус мерз в яслях, и кошка пришла к нему, чтобы согреть своим телом. В благодарность за помощь дева Мария погладила животное по лбу, оставив свой знак – букву «М». А согласно другому мифу, только кошке Бог позволил запомнить обратную дорогу в Рай, после того, как из него изгнали Адама и Еву.
Копты же вообще полагают, что кошки принимают участие в загробном суде над праведниками и грешниками. Вероятно, такое поверье – отголоски египетского поклонения кошкам.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Только у некоторых протестантов сохраняется негативное отношение к усатым-полосатым. Причем, если католики особенно не любили черных кошек, то пуританам не угодили – белые. Белые кошки у скандинавских и англо-американских протестантов считаются пособницами в супружеской неверности и разврате. Скорее всего, причиной тому кельтское поверье о богине Каридвен, которой служили белые коты.
Если подвести итог, то христианин, вне зависимости от конфессии, можно быть владельцем кошки. Только не стоит забывать, что животные, хоть и божьи твари, но твари, созданные для людей, чтобы удовлетворять их нужды, а потому неправильно делать из любви к кошкам культ.
У Мохаммеда была белая разноглазая кошка по имени Муиза. Согласно хадисам, когда Муиза заснула на рукаве хозяйского кафтана, а Пророку надо было срочно уходить, он не согнал питомицу, а отрезал рукав, чтобы не будить жвотное. Также Мохаммед мог пить воду, которую лакала кошка, и считал эту жидкость пригодной для омовений перед молитвой.
Известно и то, что у Пророка был друг и сподвижник Абу Хурайра (отец кошек), и котенок, которого он воспитал, однажды спас Мохаммеда от змеи. В благодарность пророк оставил на лбу у кошки букву «М» и погладил по спинке, научив всегда падать на четыре лапы.
Но со временем буддийские монахи подметили у кошек склонность к медитации и оценили их талант в ловле мышей, а потому рассудили, что в каждом живом существе есть Будда, и кошка тоже может обрести нирвану.
Только вот держать дома животных, ограничивая их свободу, настоящий буддист не должен. Кошек можно только прикармливать и лечить, не более того.
В первой в мире монотеистической религии, зороастризме все животные делились на чистых и нечистых. К чистым относились, например, собаки и ежи, а к нечистым – змеи, насекомые и, увы, кошки. Считалось, что кошек, как и прочих нечистых животных создал злой дух – Ахриман, и эти животные составляют его армию, а потому их убийство помогает борьбе добра со злом. Так что, зороастрийцам нельзя держать в доме кошку, нельзя использовать посуду или пищу, к которой она прикасалась.
Кошки и религия, как видите, весьма совместимые вещи, если вы, конечно, не харедим или зороастриец, но в этом случае вы вряд ли бы зашли на наш сайт.
Животные и птицы изображены на множества иконах,назову некоторые из них:
«Рождество христово»- на этой иконе младенец Христос лежит в яслях ,над которыми склонились осел и вол.
» Святой Трифон»- изображен с соколом на руке,этот святой является покровителем охотников и рыболовов
» Сергей Радонежский»- кормит медведя
«Видение Сергея Радонежского»- Святой увидел множество прекрасных сказочных птиц,которые символизируют его духовных детей.
«Рождество Богородицы»- на этой иконе возле фонтана мы видим белых птиц. С этими птицами сравнивает себя праведная Анна
«Святой Алексий, человек Божий».
«Богоматерь Страстная (Липецкая) На колонне за образом Богоматери-пеликан.
Благовещение (тверская икона)Считается, что на Благовещенье просыпаются от спячки и выходят из земли лягушки,насекомые,змеи,мыши. В этот ДЕНЬ прилетают из теплых краев птицы.
«Святые Флор и Лавр»- написаны с конями,так как являются их покровителями.
«Святой Власий»- покровитель скотоводов.
«Святой Модест Иерусалимский»-покровитель домашнего скота.
«Св. Герасим Иорданский»-на этой иконе лев в знак благодарности прислуживает Святому,
который излечил его от нарыва.
«Пастырь добрый Болтинская» — это икона Покровительница животных.
Изображения птиц и животных можно увидеть как на древних и старинных, так и на современных иконах. Иконописцы, рисуя животных, вкладывали разный смысл в эти изображения. Это или библейские образы, или христианские символы, или животные из приданий о жизни святых, или тайные, мистические знаки.
Самыми древними символами, которые сопоставлены четырем святым евангелистам-апостол ам, являются ангел, орел, бык и лев (соответственно Матфей, Иоанн, Лука и Марк). Как видим, три из этих символов – птица и животные.
На иконах святых-покровителей животных, по традиции также присутствуют звери и птицы.
Изображение святого Сергия Радонежского тоже почти всегда окружают птицы и животные.
Георгий Победоносец и святые Борис и Глеб восседают на конях.
Животный мир Библии разнообразен и значительную часть его составляют птицы:
голубь, горлица, ласточка, журавль, рябчик, перепел, петух, курица, павлин, воробей, гриф, орел, коршун, ястреб, ворон, страус, чайка, сова, пеликан, аист.
Соответственно все эти существа отображаются и будут отображаться на иконах.
Они среди нас. У них нет никаких прав. Но мы в силах им помочь. Не всем. Но если каждый из нас поможет хотя бы одному щенку котенку обрести хозяина. То скольких мы спасем и поможем обрести новых друзей.
Святые, есть ли покровители ( ангелы хранители ) у животных, которые оберегают их своей защитой и заботой?
Святая Гертруда была покровительницей кошек, и путешественников. Ходят легенды, что первая ночь из трех дней пути в иной мир, душа проводит под чутким присмотром Гертруды. Это относится как к кошкам, так и к путешественникам.
Интересная подборка материала. Оказывается, и в далёком прошлом животных ценили, уважали и любили. Особенно понравилось о Мартине. 🙂
Всех иудохристианских перечислили, а нашего Велеса забыли.
И вправду есть такой славянский бог Велес, который так же считается покровителем животных. Спасибо, что напомнили.
[im]http://i076.radikal.ru/1210/b6/5f8d26cb45ae.jpg[/im]
Велес
Тонко подмечено, что Велес — бог. А не Бог
Интересно, а сколько святых покровителей у диких животных?! К примеру, у слонов, жирафов, тушканчиков. 🙂
Как-то не задумывался над этим вопросом, надо будет посмотреть)
Я слишком поздно начала молиться святому Власию. Не выжил мой кот Барсик, а ведь было ему всего восемь лет. Я рыдаю до сих пор, а ведь прошло почти три года, как мы его похоронили. И это все от корма промышленного. Отказали почки. Теперь своих питомцем кормлю мясом, несоленым сыром адыгейским, сердечки куриные и желудки, говядина, желтки сырых яиц. Иногда рыбу и креветки, очень любят. Травку им приношу, чтобы чистили желудок. По утрам они едят у меня своеобразную кашу: запаренные отруби + сыр+ тыква или кабачок+морская сухая капуста+несколько капель оливкового или льняного масла. Все перемешиваю блендером и они лакают эту смесь. А вечером мясо. На улицу не ходят, одному 12 лет, второму два года.Мы в ответе за тех, кого приручили. И не надо искать легких путей в их жизнеобеспечении. Легче легкого открыть пачку корма с химией, от запаха которой они прямо дрожат, как хотят это стрескать!А надо о них заботиться, как о себе. Спасибо за ответы и комментарии к статье. Очень интересно.
Надежда, добрый день! Какая же Вы молодец! Какая умница! Разработали замечательный рацион. У нас тоже котик не ест промышленный корм, причем сам отказался от него. К сожалению, он у нас заболел. Изучаю отзывы о клиниках. Не нашла ничего толкового. Конечно решила обратиться к небесным нашим заступникам. Узнала о Власии. Всегда хочется верить в лучшее. Осталась одна надежла на помощь Святых. Я Вас очень хорошо пониманию. Очень рада, что есть такие добрые душой люди. Всех Вам благ!
Оставьте комментарий. Нам важно ваше мнение! Вы так-же можете подписаться на комментарии, что-бы быть всегда в курсе событий, и интересных обсуждений. Подписаться можно, кликнув на ссылку Подписаться по электронной почте.
P.S. Если вы хотите вставить в комментарий цитату принадлежащую другому автору, укажите пожалуйста ссылку на страницу с текстом. Давайте ценить чужой труд!
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Большая просьба к Анонимам, подписывайтесь хоть каким — нибудь именем, а то отвечать в никуда как-то не с руки!
Добрый день всем посетителям! Меня зовут Владислав Конин. Я уже больше 8 лет изучаю различные книги и источники с молитва. За это время я нашел много интересной информации и хочу поделиться ей с посетителями данного сайта.
Данные для сайта администраторы собирали и перерабатывали, для того, чтобы выложить только проверенные данные. Вся найденная информация была изложена на данном сайте в полном объеме и доступном виде.