Святые о силе молитвы

Подробное и точное описание: Святые о силе молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

«Дьявол, тайно действующий в сердце, неимоверно боится внимательной молитвы, так как знает, что через это открываются человеческому уму все его хитрости. Когда человек все более держится молитвы и имя Христово не отпускает от себя, то он убеждается, что жить без этого невозможно, — иначе вражеские помыслы мгновенно овладевают умом, и страсти порабощают его»

«Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спасения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы»

«Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою должен оградить себя, и извне, и внутри, поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою»

«Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве»

«Стой на молитве прилежно и молись усердно, отвращаясь от попечений и рассуждений, овладевающих тобой. Ибо они приводят в замешательство и смущают тебя, чтобы ослабить силу твою»

«Стремись к тому, чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым, и тогда сможешь молиться»

«Молитва бывает. во-первых устная, во-вторых внутренняя, сердечная, в-третьих духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют весьма немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва несравненно выше внутренней, сердечной»

«Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное»

«Деланий много, но они частны; сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, потому что ею стяжается всякое благо»

«Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого, именно – чтоб и движим был ты на молитву, потому что того хочет Бог, и услышан быть желал, опять как Он того хочет. Одним словом, да будет у тебя в уме и сердце то, чтоб всецело объединять свою волю с волею Божиею и ей во всем подчиняться и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю»

«В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего»

«Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное»

«Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе – не получить же неполезное есть сподобиться полезного. Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое»

«Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва без души»

«О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются»

«Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен»

«Есть молитва одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Антология изречений святых отцов церкви

Следует прочитывать и молитвы, и акафисты, а иногда и псалмы. Но если есть внутренняя молитва, то следует тогда остановиться и молиться уже духом. Когда же нет, то читать молитвы.

Верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве.

Иисусову молитву должно творить с великим вниманием и покаянным чувством, с ударением на слова «помилуй мя, грешного». С сердечным сокрушением и с детским доверием ею молиться, и Господь за такое доверие пошлет умиление, и ощутишь плод великий от такой молитвы.

Пока действует молитва Иисусова (в сердце) — ни за что не берись, ибо равного этому нет ничего.

У молитвенника может быть ложная молитва. Это происходит оттого, что он торопится и не размышляет о том, что говорит.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Если нет времени, читай половину правила или сколько можешь, но всегда с благоговейным чувством; иначе ты только прогневишь Бога своей недостойной молитвой.

Молитву Иисусову лучше ограничить временем (например, 15-20 минут), нежели количеством; в этом случае произносить молитву более неторопливо и более внимательно.

Откровение мыслей очень нужно, и приносит великую пользу.

Ничто столько не оскорбляет Господа, как то, когда молимся кое-как. Лучше не все положенные молитвы прочитывай, но со страхом Божиим, благоговением; чем все, но кое-как.

Святитель Феофан Затворник

Не лучше ли заниматься нам чтением на память стихов из Псалтири или творением Иисусовой молитвы, чем бесполезными разговорами?!

Дьявол, зная, сколь спасительна для нас молитва, ни против чего не восстает с такой яростью, как против нее, обуревая нас тучей помыслов, дабы отвлечь от молитвы или сделать ее бесполезной.

Читайте так же:  Молитва оглашения текст

Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному.

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева.

К живущим вдвоем: в совершении посильных наружных молений и чтений Вам обоим, как единодушным, нечего стесняться друг друга. Если одна изнеможет и лежит, другая, нимало не стесняясь, клади поклоны, или читай Иисусову молитву. Вслух читаемая молитва пользует и лежащего.

Старец Анатолий Оптинский

Великое зло и вред происходит от небрежения к молитве. Небрежение к молитве отверзает дверь всем порокам, всем страстям и бесам.

Памятование о Боге, т.е. умная молитва — выше всех деланий и есть глава добродетелей, точно так, как любовь Божия.

Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только приговариваемая. Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.

Уединение предпринимается с целью избежать соблазнов, сохранить душевную чистоту, сосредоточиться в себе и в Боге, усердно заняться молитвою или каким-либо спасительном делом.

Лучшее время для молитвы — полночь (от 12 часов ночи до 3 утра).

Святитель Феофан Затворник

Если христианин тогда только молится, когда становится на молитву, он совсем не молится, ибо духом (про себя) должен постоянно молиться.

Ночное бдение — это бодрствование или малоспание ради дел богоугождения и избежания искушения на грех.

Уста, всегда благодарные, удостаиваются благословения от Бога и в сердце благодарящее входит благодать.

Если еще не научился молиться, как следует, то пока молись, как умеешь, только с мытаревой мыслью.

Более всего, как замечено опытом, молитве вредит оскорбление ближних. Пока не успокоил обиженного примирением, молитва не может иметь движения. Вредит молитве и принятие блудных помыслов, осуждение, объедение, и всякий грех.

Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник.

Если по окончании молитвы отходим, не услышав ничего из того, что говорили, то постараемся тотчас снова повторить, и случится опять то же самое, повторим в третий и четвертый раз, — и не прежде перестанем молиться, пока произнесем всю молитву со вниманием. Когда дьявол увидит, что мы не прежде перестаем, пока произнесем молитву с усердием и вниманием, он, наконец, оставит свои козни.

Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, — опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете.

Святитель Филарет Московский

Говорят: послушание выше поста и молитвы. Но выше какой молитвы? Молитвы внешней, а внутренняя молитва должна быть непрестанно (и при исполнения послушания).

Если трудна долгая молитва, да употребится краткая, часто, если не словом, то мыслью. Не читали ль написанного: «Помянул Бога и возвеселился».

Для всегдашнего памятования о Боге должно приобрести навык непрестанно повторять следующую молитву: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». И сделается эта краткая молитва непреоборимой стеной против нападения бесов, разгонительницей помыслов худых, укротительницей страстных движений и воспитательницей всяких добрых насаждений в сердце.

Молитвы святых очень великую имеют силу, но когда и сами мы каемся и исправную являем жизнь. Если же сами не стараемся, то через других ничего не получим и не будем спасены. Бог более готов даровать нам потребное ради нашей молитвы, чем ради молитв других.

От молитвы приходит плач, умиление и прочие добродетели. Святые отцы молитву распределяют так: во-первых, славословие (прославлять Господа), во-вторых, благодарение, в-третьих, исповедание, в-четвертых, прошение.

Новоначальный может держать во время молитвы и четки в руках, потому что они как-то будят его, а без них на него нападает леность или сонливость.

При большой немощи даже лежа можете исполнять все положенные службы. Если не можете всего вычитывать, заменяйте недочитанное Иисусовой молитвой, трезвенно и благоговейно совершаемой. Конечно, лучше бы потрудить тело молитвенным трудом, но что же делать, когда не дает болезнь?

Святитель Феофан Затворник

Будем молиться святым о том, чтобы они просили Господа об утолении гнева Его праведного, на нас движимого, ходатайствовали бы пред ним об отпущении нам грехов и испросили бы нам христианскую кончину живота нашего безболезненную, непостыдную, мирную и добрый ответ на страшном суде Христовом.

Ночное бдение — самое важное занятие, днем же нужно храниться от сходбищ и бесед. Если нет сил, то сидя бодрствуй и молись сердцем ночью.

Святитель Исайя Отшельник

Главное — чаще упражняйтесь в благодарении Бога за ведомые Его благодеяния, а особенно, в скорбях благодарите и этим начинайте свою молитву.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце привязаны к чему-либо плотскому, например, к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце ненависть к другим.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Ежедневные утренние и вечерние молитвы необходимы как противодействие и противоядие ежедневным нашим грехам, как искоренение их через живое сознание их безумства. Церковные службы будничные, воскресные, праздничные, великопостные во главе с литургией тоже противоядие и врачевство душ грешных.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Правило молитвенное есть стена, ограждающая христианина от внутренних искушений.

Молитва есть дыхание духовного человека.

Окрадывается и уничтожается молитва, когда во время совершения ее ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми мыслями и мечтаниями.

Молитвенное бодрствование считается в христианстве одним из основных условий благочестивой жизни. Один монах, Моисей, совершал молитву 50 раз в день; дьякон Евагрий — 100 раз; авва Павел — 300 раз; одна благочестивая дева — 700 раз. Когда Макарий Александрийский предался непрестанной молитве в течении четырех суток, то привел этим дьявола в ужаснейшую ярость.

Лучше малое количество молитв прочесть с полным вниманием и сердечным умилением, чем много — с поспешностью и рассеянностью.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Когда понуждаем себя к молитве, хотя и не хочется, из этого познается усердие.

Одним из признаков прелести святые отцы считают такое состояние, когда человек смеется на молитве.

Кто может произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять ее, за оставление же — укорять себя и каяться со смирением.

Читайте так же:  Лечение алкоголизма молитвой

Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвою и с поклонами, — не надо мешать такому настроению.

Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем, в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.

Если мы за врагов не будем молиться, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем, ибо если этот не против врагов молясь, а только потщеславившись, такое понес наказание.

От крепкого и здорового тела требуется при совершении правила молитвенного большее число поклонов и молитвословий.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Скучание на молитве рождается от парения ума, а парение ума — от праздности, чтения (многого без разбору) и суетных бесед, или от пресыщения чрева.

Когда оскудеют силы, то, хотя сидя, бодрствуй и молись сердцем.

По окончании молитвенного правила подольше помолись, прося прощения за невольное отбегание ума.

Берегись молиться о красивой женщине, воспоминание о которой производит тревожное движение в крови твоей. Желая сделать добро (через молитву), ты сам подлежишь опасности впасть в зло.

Демоны очень завидуют человеку молящемуся.

Когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то они во время молитвы вкладывают ему мысли о чем-либо, будто нужном, и отходят, а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая ум, и он, не находя искомого, досадует и скорбит. Потом, когда встанет опять на молитву, бесы напоминают ему, о чем он думал и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к исканию, сделал молитву бесплодной.

Молитва Иисусова прилична, когда идешь, или сидишь, или лежишь, ешь, беседуешь, занимаешься рукоделием.

Учись творить Иисусову молитву через ноздряное дыхание с сомкнутыми устами — это искусство — бич против плоти и плотских похотений. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй «Богородицею помилуй мя». Одна молитва внешняя недостаточна, Бог внемлет уму, а поэтому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву с внутренней — не монахи, а черные головешки. Все делай потихоньку, полегоньку, а не вдруг: добродетель — не груша, ее вдруг не съешь. Одна книга (об Иисусовой молитве) не научит молитве — надо иметь крепкое занятие в ней.

Преподобный Серафим Саровский

Один подвижник сказал: «Кто поет церковные молитвы, тот вдвойне молится: и сам молится, и на других влияет. Через пение духовное у человека изменяется настроение, и он становится богобоязненнее».

Книги молитвенные нужны, пока душа не начнет сама молиться, а когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва нейдет, чтобы расшевелить ее, надо начать по печатным молитвенникам молиться. И когда разшевелится своя молитва, оставлять их.

Святитель Феофан Затворник

Когда есть движение в сердце молиться, а рядом кто-то есть, то молиться все же надо, но не показывать молитвенности.

Если, совершая молитву, думаешь, что она не угодна Господу из-за твоей греховности, то она приятна Богу; если же подумаешь, как другой (в эту пору) спит или нерадит (о деле), то труд твой напрасен.

Вернее и полезнее себя за невнимание на молитве осуждать и смиряться.

Преподобный Амвросий Оптинский

Кто часто молится — избежит искушения.

Непременно надо помолиться за человека, который обидит тебя: «Господи, святыми молитвами дай мне смирение и терпение» Когда путешествуешь, то читай псалмы или молитвы на память.

Главное наше дело — к Богу приближение. Потому молитве все должно уступать.

Должно чаще читать про себя: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Хотя и нет у тебя видимых слез, однако же пусть будет сердца сокрушение.

Худые мысли надо отгонять молитвой: «Господи, помилуй мя, яко немощен есть».

Спросите, что это за беззаконие, ради которого мы не будем со избранными? Исполнение правила вашего никуда не годно по торопливости. Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливое правило.

Преподобный Нил Мироточивый

Опасайся давать цену своей молитве; смиренный может ли когда подумать, что он хорошо молится?

По нужде можно правило исполнить в течение суток.

Всякая молитва, чья бы ни была, таинственно касается души человека, о котором молятся.

Славословие божественное да будет для нас всегда любезнее и честнее всех прочих дел человеческих.

Преподобный Корнилий Комельский

Недостаток молитвенного правила и других подвигов заменяй смирением и благодарением.

Будем молиться за благотворителей, что-бы не поставилось нам в грех полученное от них благотворение.

Против беса уныния в соединении духом скорбным необходима молитва; «Господи, виждь скорбь мою, и помоги мне грешному, и не попусти выше силы моей искушение!» Должно понуждать себя к молитве, чтению и рукоделию.

Укажу вам три самых простых приема: не приступайте к молитве без предварительного, хотя короткого приготовления; не совершайте кое-как, а со вниманием и чувством; и не тотчас по окончании переходите к обычным занятиям.

Святитель Феофан Затворник

Когда бывает бесчувствие, надо молиться вслух.

Пребывание наедине в молчании, в упражнениях в молитве и поучении день и ночь закону Божьему делает человека благочестивым.

Преподобный Серафим Саровский

При неспешном чтении молитв возможно внимание; при поспешном чтении вниманию нет места.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Какое ни избери себе правило молитвенное, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговейнстве пред Богом.

Святитель Феофан Затворник

Во время рассеяния ума чтение и рукоделие бывает полезнее молитвы.

Молитва друг о друге есть лучшее из общений.

Будь же всем рад и всякому послужи, чем можешь.

Преподобный Макарий Александрийский

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своих мыслей, но рассеиваетесь: молиться без развлечения — есть дело совершенных; но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов и отнюдь не смущаться, ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его. А если бы всегда имели молитву чистую без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, что Бог приемлет молитву смиренных.

О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются.

Молитва твоя да будет подобна мытаревой, а не фарисейской; ибо Бог приемлет молитву смиренных и не уничижает моления их (Пс. 101, 18). Ты ищешь в себе чувств в молитве и, не видя их, смущаешься; это вид гордости. Когда бы ты оные имела, то и мнела бы о себе, что достигла высокого устроения, а не имея, смущаешься; вместо того, чтобы смиряться, видя свою нищету, и Бог призрит на смирение и умиротворит тебя. Когда ты чувствуешь мир, то, верно, предваряет оному смирение, но вознесшись о сем, паки впадаешь в смущение. Святые отцы учат: «пред благодатию течет смирение, а пред искушением и смущением — возношение». При молитве же надобно иметь большое внимание, чтобы не было какого-либо злопомнения, ибо, по учению отцов, «злопомнителей молитва на камени сеется». Количество молитвы не могу тебе назначить, чтобы не навести более смущения, а по силе и со смирением.

Читайте «Отче наш», да не лгите: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем.

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «Не ведят бо, что творят». Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься.

. Многие примеры показывают, что чтение с верою псалма «Живый в помощи» ограждает читающих от многих опасностей, и если кто ради забвения с верою на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона Святителя Николая, завернутая с написанным этим псалмом; пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила.

Вы, вкусив по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая себя в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение, — это истинная правда. Но я нахожу здесь Промысел Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победив страстей, можно ли сохранить это богатство без вреда? И не дается ли оно вам к пользе вашей, дабы не впали в прелесть? Вы живете посреди мира и суеты, не можете смириться, а смирение от сего хранилище.

Старайтесь во всяком случае о исполнении заповедей Христовых, и познавайте свою немощь, а познав оную, смиритесь, но не ищите награды за исполнение заповедей; лучше считайте себя должною исполнять оное, но недостойною награды. Ежели так себя будете умиротворять, то не лишитесь милости Божией. Когда же будете без делания заповедей на одну молитву надеяться, то нимало не преуспеете, о чем свидетельствует св. Макарий: «Аще смиренномудрием, простодушием и благостию украшены не будем, образ молитвы ничто же нас воспользует» (гл.13).

Читайте так же:  Молитва по убиенным в утробе детям

Понуждайте себя непрестанно ко всякому благому делу и ко всем заповедям Господним, хотя бы для пребывающего в сердце греха и желания к творению того не было, то есть насилие делать себе к смирению пред всеми людьми и вменять себя худшей и меньшей всех. Подобным образом милостивой быти, благоуветливой, сострадательной, благой, елико возможно, насильно себя к тому принуждая, и так, ныне с насилием и нехотя творим сердцем, приобыкнем потом ко всякому делу благому.

Нельзя стать святым, т. е. исполнить заповеди Божии без труда, а этот труд троякий: он состоит из молитвы, поста и бдения. В Евангелии говорится, что однажды привели к ученикам Христовым бесноватого. Сколько Апостолы ни старались изгнать злого духа, он не слушал и говорил: «Не выйду». Тогда бесноватого отвели ко Христу, и Сам Господь изгнал беса. Ученики, оставшись наедине со Христом, с оттенком упрека говорили Ему: «Почто мы не возмогохом изгнати его?» Господь сначала сказал: «За неверие ваше», затем же добавил: «Сей же род (т. е. злые духи) не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Итак, молитва, пост и бодрствование над собою, т. е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих дел есть молитва. Всякая добродетель вследствие управления обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения и является следствием подвига.

© 2015–2019 Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря
Оптина пустынь в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви. Официальный сайт.
При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.

199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

Поистине много может усиленная молитва (Иак 5:16). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих. Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память.

Читайте так же:  Молитвы очищение ауры

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула — это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете — молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве — это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности — это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства — ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение — это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва — это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы ( dЪnamij ) и нетварные действия ( ™nљrgeia ), причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога 1 . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия — содействие.

1Кроме того, единство по личности как событие истории уже совершилось, когда Вторая Ипостась Святой Троицы воплотилась, и Божество и человечество Христа соединились в Божественной Ипостаси Бога Слова.

Первое, с чем человек – сталкивается, поверив в Бога и приходя в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться и от чего в начале христианского пути у него вырастают крылья, – это молитва. О молитве написаны тысячи томов, над этой «наукой наук» трудились в течение веков многие святые отцы и подвижники благочестия.

Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.

В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский поставил очень важный вопрос: «Может ли еще молиться современный человек?». И он отвечает на него в том смысле, что современный человек не только может, но и на самом деле все время молиться, вопрос только — кому? Чтобы молиться Христу, человек должен, как и Христос во время всего своего служения, находится в самом сердце человеческой трагедии. Такая молитва — молитва не словами, а делом, сопереживанием, состраданием — и будет настоящей христианской молитвой.

Читайте так же:  Святая Матрона Московская как просить о помощи молитва беременной

Не только святые отцы, но и многие современные проповедники говорят, что не так важно (если вообще важно) «вычитываение акафистов и канонов», как внутреннее, сердечное отношение к Богу, соизмерение своей жизни, поступков — с Евангелием. Важна именно эта внутренняя открытость Богу, доверие Ему. Хотя порой такие «контакты» с Богом бывают совершенно неожиданными, не вписывающимися в то, о чем мы привыкли читать в духовных книгах.

Я хотел бы рассказать о нескольких случаях такой «неправильной» молитвы, которые произошли в моей жизни или в жизни моих знакомых.

. Однажды я выносил мусор. Был теплый весенний день, настроение у меня было прекрасное, в семье все было хорошо. Казалось, что и во всем мире все прекрасно — за последнее время в новостях я не услышал сообщений о войнах, катастрофах. И по дороге на помойку (никогда не знаешь, где Бог тебя застанет) меня вдруг, как говорит молодежь, «накрыло». Я вдруг, сам того не ожидая, обратился к Богу: «Господи, дай еще так пожить!» Потом засмущался, подумал: какая-то эгоистичная молитва. Но сердце не смущалось. «Господи, дай еще так пожить! Мне так хорошо, пусть это состояние еще продлится!» Ум опять начал думать, что тут нет никакого покаяния, а сердце по-прежнему не смущалось. Я и продолжил молиться. Господь, кстати, действительно дал пожить так еще некоторое время.

А не об этом ли молился апостол Петр на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть»? Причем и в Евангелии написано: «не зная, что говорил». То есть он и сам не понимал, что сказал, но сердце его было переполнено чем-то, ему самому не объяснимым.

…А вот еще один пример «неправильной» молитвы. Его рассказали женщины, служащие за свечным ящиком в одном из вологодских храмов. В Вологде, как и во всяком большом городе, есть свои местночтимые святые. И вот в одном их храмов этого старинного города висела икона святого Николая Вологодского. Женщина, рассказавшая эту историю, сидела за свечным ящиком, когда в храм вошел мужчина. Хотя на мужчину он был мало похож. Это был, так сказать, классический оборванный, дурно пахнущий алкаш. Таких часто из церкви выгоняют, но она этого сделать не решилась. Она решила посмотреть, что будет.

И вот этот алкаш подошел к иконе Николая Вологодского и попросил: «Мужик, помоги бросить пить!» Такая вот молитва. Надо ли говорить, что пить он действительно вскоре бросил и стал прихожанином этого храма?

А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.

…Один мой знакомый рассказывал, что во время семейного кризиса, когда они с женой слова спокойного не могли друг друга сказать месяцами, у них случился, наконец, страшный скандал. Описывать ссору я, конечно, не стану, но она была страшной. И вот этот мой знакомый — верующий человек — после долгих часов ругани, взаимных оскорблений, битья всего и вся буквально крикнул (пусть и не вслух) Богу: «Господи! Я не знаю, чего Ты хочешь! Я ее (жену) ненавижу, я весь мир сейчас ненавижу! Я и Тебя сейчас ненавижу, поэтому делай, что хочешь!». Через несколько секунд после этого его внутреннего крика к нему подошла жена и они помирились за МИНУТУ! И потом, кстати, у них очень долгое время не было ссор.

Вот и думай после этого, что такое «приятная» и «угодная Богу» молитва. Это не значит, что так можно молиться. Так нельзя, просто недопустимо. Но это значит, что Божественная любовь превосходит все границы, четко проведенные между Богом и человеком нашим привычным «приходским благочестием». Ведь и у пророка Исайи сказано Господом: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).

Кстати, и этот мой знакомый потом признавался, что он не только умом, а всем своим существом ощутил, понял, что значит «надеждо ненадежных» и «отчаянных спасение». Он-то молился, находясь в совершенном отчаянии, и спасение пришло.

А бывают и случаи «обратной» молитвы. Одна моя знакомая, верующая преуспевающая женщина, не могла забеременеть. Но это не обычная история из серии «как Бог дал детей». Проблема в том, что ее муж, тоже верующий и очень хороший человек, работал в храме и не получал больших денег. Поэтому ей приходилось очень много работать, жизнь в Москве для приехавших сюда — не самое дешевое дело. И она понимала, что если сейчас забеременеет, то придется уйти в декрет, и финансовое их существование будет под большим вопросом. Вот она и металась между, так сказать, материнским инстинктом и желанием закрепиться в столице. Многим православным эта проблема может показаться надуманной, но на самом деле это очень серьезная проблема, и отмахиваться от нее не стоит. Просто сказать «положись на Бога». А вот ты сам попробуй положись! Я бы лично оказаться в ее шкуре не хотел. И думаю, что такая проблема — не у нее одной, для многих женщин она стоит достаточно остро.

И вот однажды подруга, тоже верующая, выслушав ее «метания», спросила:

– А ты молишься, чтобы Господь дал детей?

– Нет, – ответила моя знакомая.

Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.

Святые о силе молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here