Томас мор молитва

Подробное и точное описание: Томас мор молитва - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Томас Мор занимал должность канцлера Англии в период с 1529 по 1532 год. Когда к власти пришел Генрих VIII, он заставил Мора принести присягу. Мор должен был выказать верность Генриху как главе англиканской церкви. Но канцлер был католиком и признавал только церковную власть Папы Римского. Поэтому он отказался присягать королю Генриху VIII. Этот факт был расценен как государственная измена, Мора бросили в казематы Тауэра. Вскоре его осудили на смертную казнь. Вот что было написано в судебном приговоре по делу Мора: «Вернуть его (Томаса Мора) при содействии констебля Уильяма Кингстора в Тауэр, оттуда влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту».

Уильям Кингстор был верным другом Томаса Мора, но он столь же искренне был предан королю. Исполнение долга Кингстор ставил выше личных чувств. Поэтому он выполнил приказ о сопровождении осужденного на смерть в Тауэр. Он трогательно, со слезами на глазах простился с Мором. Позже он рассказал сыну Томаса Мора Уильяму Роперу: «Честное слово, мне было стыдно за себя. Уходя от вашего отца, я почувствовал такую слабость духа, что он, которого я должен был утешать, был столь мужествен и тверд, что сам утешал меня».

Дочь Мора, Маргарита Ропер, каждый день посылала в Тауэр свою служанку Дороти Колли, которая носила письма узнику и ответы от него. В последний день перед казнью Томас Мор вместе с письмом передал дочери свою власяницу и бич. В письме Мор прощался со своей семьей, посылал свое благословение, утешал их как мог. Он говорил о своем искреннем желании предстать перед Господом не позднее, чем завтра, т. е. 6 июля, в канун дня Фомы Кентерберийского и на восьмой день после праздника апостола Петра.

На рассвете 6 июля 1535 года в Тауэр приехал Томас Поп – служащий канцелярского суда и друг Мора. Поп сказал Мору, что его должны казнить в 9 часов утра. Еще он сообщил о «милости» короля: Генрих VIII заменил Мору мученическую смерть в Тайберне на отсечение головы.

По одной версии, Мор спокойно выслушал сообщение Попа и поблагодарил короля за оказанную милость. По другой, он с горечью воскликнул: «Избави, Боже, моих друзей от подобного королевского милосердия!» Даже враги и недоброжелатели Томаса Мора отмечали его необыкновенную твердость духа и мужество, с каким он готовился к смерти. Казалось, что он совсем не боится казни. Он находил в себе силы даже для шуток. Например, когда его доставили в Тауэр, один из служащих потребовал верхнюю одежду узника в качестве вознаграждения. Мор снял колпак и отдал со словами, что это самая верхняя одежда, которая у него есть.

В те времена на любую казнь собирались огромные толпы народа. Так было и в этот раз. Мор спокойно прошел мимо стоящих людей. Шел он очень медленно, потому что пытки и допросы, а также сырые казематы Тауэра отрицательно сказались на его здоровье. У Мора был изможденный вид и серый цвет лица. Тем не менее, когда он останавливался на короткое время, чтобы перевести дух, люди могли видеть, что в его серых глазах, как и прежде, светились мужество, твердость духа и даже юмор.

Дойдя до наспех сколоченного деревянного помоста, он сказал одному из тюремщиков: «Пожалуйста, помоги мне взойти, а сойти вниз я как-нибудь попытаюсь сам». Способность шутить была с ним до последней минуты. Король, убоявшись людского осуждения, запретил Мору обращаться с послед­ним словом к народу. Генрих не без основания опасался, что народ поймет чудовищную несправедливость этой казни, являвшейся, по сути, убийством.

В связи с этим свои последние слова Томас Мор произнес, обращаясь к палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться».

Когда осужденный стал на колени и положил голову на плаху, он сказал: «Погоди немного, дай уберу бороду, ведь она не совершала никакой измены». Через секунду голова Томаса Мора слетела с его плеч.

Биография Томаса Мора (Thomas More)

Томас Мор (More) (7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель, писатель.

Образование. Происходил из зажиточной семьи лондонского юриста. Первоначальное образование получил в грамматической школе Святого Антония. Тринадцати лет был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах учился в Оксфордском университете, затем по настоянию отца проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). Он сблизился с кружком оксфордских гуманистов — Джоном Колетом, Томасом Линакром, Уильямом Гроцином, Уильямом Лили, в 1499 году познакомился с Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою «Похвалу Глупости»).

Политика. Около 1502 года Мор стал адвокатом и преподавателем права. В 1504 году был избран в парламент, в стенах которого убедительно выступил против финансовых притязаний короля Генриха VII. После этого, опасаясь репрессий, был вынужден на время оставить политику и вернуться к адвокатской практике. В 1510 году Мор снова в парламенте, созванном новым королем, Генрихом VIII; он представляет лондонских горожан; тогда же был назначен помощником городского шерифа. В 1515 году в составе английского посольства был направлен для переговоров во Фландрию.

«Утопия». Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой «Утопии», которую завершил по возвращении домой; вторая книга «Утопии» (собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев) была в основном написана гораздо раньше. «Утопия» издана в конце 1516 года в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй, основанный на началах общности, строй, в котором привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Третье, базельское издание «Утопии» 1518 года было дополнено «Эпиграммами» Мора — собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). По-видимому, одновременно с «Утопией» писалась «История Ричарда III», оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 году в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 годах в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору).

Читайте так же:  Молитва в годину смерти

Государственная служба. Генрих VIII, оценив критический пафос «Утопии», назначил ее автора в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор уже королевский секретарь, он выполняет дипломатические поручения, с 1521 года заседает в «Звездной палате» — высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства и удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования. В 1521 году от имени Генриха VIII был напечатан трактат «Защита семи таинств против Мартина Лютера», редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 году отозвался «Отповедью Лютеру», обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей. В 1523 году с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-1529 годах он канцлер герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 года после смещения кардинала Уолси, Мор становится лордом-канцлером Англии.

Последние годы. В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Мор, который в полемике с реформаторами защищал установления католической церкви, должен был уйти в отставку. Отказавшись признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви, Томас Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 году причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году — к лику святых (память 22 июня и 6 июля).

Фома (Томас) Мор (6.2.1478 — 6.7.1535). Сын английского адвоката, сделавший блестящую карьеру: окончил Оксфорд, стал выдающимся адвокатом, известным писателем. В юности Мор был учеником гуманистического богослова Джона Колета, и писал ему 23 октября 1504 г.: «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотанье злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву, — главенствует над мирской жизнью сам дьявол».

Подумывал об уходе в монастырь, о реформе Церкви, о реформе общества, и вместо монастыря все-таки, как и подобает христианскому гуманисту, стал политиком.

В 1510 г. Мор был избран депутатом парламента от лондонских предпринимателей. Король Генрих VIII сделал его спикером палаты общин, поручал ему дипломатические миссии, возвел в рыцарское достоинство, а в 1529 году назначил канцлером, высшим должностным лицом королевства, причём впервые этот пост был доверен не епископу и не аристократу. Мор, однако, не гордился этой карьерой и вообще смотрел на окружающую действительность трезво, хотя и начинал как все: видел в новом короле, Генрихе VIII, просвещенного – то есть, повинующегося праву – монарха, который не будет предаваться произволу, как его предшественник. Впрочем, и тогда он писал, что королевская политика – это спектакль, только играется он не на театральных подмостках, «а по большей части на эшафотах». В своей книге “Утопия”, вышедшей в 1516 году он и сатирически описал жизнь Англии, и нарисовал картину идеального общества, терпимого ко всем религиям, уравновешенного, мирного.

В юности Мор подумывал о монашестве, но затем избрал брак и женился на очаровательной маленькой Джейн. Он пытался её воспитывать в духе своих представлений об идеальном человеке, весьма отличных от обычных представлений того времени о хорошей жене: учил музыке, литературе, логике. Джейн была возмущена такими непомерными требованиями и закатывала мужу истерики, пока её собственный отец однажды не устроил её выговора: жена должна повиноваться мужу во всем, а ей достался вообще идеальный супруг. После этого жизнь наладилась, тем более, что Мор обладал не только умом и энергией, но и огромным чувством юмора, смягчавшим его порывы. Друг Мора, Эразм Роттердамский оставил его яркий портрет:

“Кажется, что он рожден и создан для дружбы, и нет друга надёжнее. Он так восхищается обществом и разговором тех, кого он любил и кому доверяет, что в дружеском общении находит высшее очарование жизни. . Хотя он часто забывает о своих собственных интересах, он всегда блюдёт интерес друзей . Он так добр и обхождение его столь приятно, что он взбадривает самых скучных людей и помогает пережить любое несчастье. С детских лет он так любил веселье, что, казалось, был рожден, чтобы шутить, хотя он никогда не опускается до вульгарности и никогда не любил пошлых развлечений. Если шутят на его собственный счёт, даже злобно, он в восторге от удовольствия остроумно ответить. Он из всего извлекает радость, даже из самых серьёзных вещей. Если он разговаривает с учёным и мудрым человеком, он радуется его таланту . С потрясающей гибкость он приноравливается к расположению каждого человека”.

Через шесть лет брака Джейн умерла, оставив мужу четырёх детей, и он женился вторично на опять маленькой, хотя уже вовсе не очаровательной вдове Алисе Миддлтон, старше Томаса на семь лет, которая держала в порядке его дом и занялась воспитанием детей. С ней уже ни о какой литературе речи не было, вдова была невежественна и не видела нужды меняться. Одному приятелю Мор как-то сказал, что если уж женщина есть необходимое зло, то надо жениться на зле наименьшего объема; а всерьёз он писал: “И с лучшей женой нельзя прожить без некоторого дискомфорта . говорю об этом с уверенностью потому, что обычно наши собственные недостатки и делают наших жён хуже, чем они они могли бы быть”. Иначе полагал король Генрих, сменивший (и уморивший) несколько жён. Король провозгласил себя главой Английской Церкви и народ в целом принял это. Мор незамедлительно подал в отставку с поста канцлера. Без постоянного источника дохода, ему пришлось расстаться с любимыми коллекциями монет, музыкальных инструментов, греческих рукописей (Мор, как и Эразм, был горячим энтузиастом перевода Библии на современные языки). Зато, писал он Эразму, “у меня наконец-то есть время для Бога, молитвы и себя”.

Читайте так же:  Молитва от болезней горла

Оказавшись перед эшафотом, Мор с сомнением поглядел на крутую лестницу и обратился к офицеру: “Будьте любезны, помогите мне подняться; а уж вниз я как-нибудь сам соскользну”. Ему дали возможность обратиться к собравшемуся народу, и он просил молиться о себе и о короле, а в заключение добавил: “Призываю вас в свидетели, братья, что умираю в католической вере и за веру Католической Церкви; королю я верный слуга, а Богу — первый”. На земле последними словами Мора была шутка, запомнившаяся всем: он положил голову на плаху и аккуратно уложил отросшую в тюрьме бороду так, чтобы топор её не повредил, добавив: “Борода-то не совершила государственной измены”. Его голова была выставлена на лондоском мосту в течение месяца, пока дочери не разрешили её забрать; ныне она покоится, замурованная, в нише англиканской церкви св. Дунстана в Кентербери (графство Кент). Сохранилась молитва, составленная Мором:

“Боже милостивый, даруй мне стремление быть с Тобою не ради избавления от несчастий этого порочного мира, не ради спасения от загробных мучений, не ради упокоения среди радостей Рая, но ради самой любви к Тебе”.

Канон. 1935. Мор Т. Утопия. Комм. Ю.М.Каган и И.Н.Осиновского. М.: Наука. 1978. 416 с. Butler, 9.7. Память 22 июня (была 9 июля).

всю зависть,
чревоугодие, лень или сладострастие,
проявление гнева,
жажду мести,
склонность желать другому зла или радоваться злу,
удовольствие провоцировать других на гнев,
читая нотации тем, кто угнетен или несчастен.
Сделай меня, Господи, добрым, смиренным и кротким,
мирным и спокойным, милосердным и доброжелательным,
нежным и сострадательным.
чтобы во всех моих делах,
во всех моих словах
и во всех моих мыслях
пребывал Твой Святой и благословенный Дух.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Святая Месса
Воскресенье
09.30 — на английском языке
10.45 — на русском языке
(Месса Воскресной школы. Не служится в летнее время с июня по сентябрь)
12.00 — на русском языке
13.30 — на польском языке
19.00 — на русском языке

Будние дни
08.30 — на русском языке
12.00 — на русском языке (по вторникам, средам и пятницам Месса транслируется в эфире «Радио Мария»)
19.00 — на русском языке

Понедельник
19.00 — Месса за усопших

Четверг
19.00 — Месса за здравие
В последнюю пятницу месяца Месса в 19.00 совершается на латинском языке
Суббота
08.30 — на русском языке
12.00 — на русском языке (в последнюю субботу месяца — на латинском языке)
В первую субботу месяца полуденная Месса посвящена Пречистому Сердцу Пресвятой Богородицы
19.00 — на русском языке (воскресная)
20.00 — на испанском языке (воскресная)

Другие богослужения

Ежедневно
07.55 — Утреня (воскресенье — в 08.45)
18.00 — Вечерня
18.20 — Молитва Розария перед Святыми Дарами

Вторник
19.45 — молитва канонами Тезе

Четверг
17.00 — 18.00 — Поклонение Святым Дарам

Пятница
15.00 — Венчик Милосердию Божию

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
Местная религиозная организация “Приход Святой Екатерины Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге”

Юридический, фактический и почтовый адрес: 119186 Санкт-Петербург, Невский пр., 32-34

ИНН 7808042910 КПП 784101001

р/с 40703810855040001095
Банк получателя: Северо-Западный банк ПАО Сбербанк
БИК 044 030 653
к/с 30101810500000000653
в Северо-Западное ГУ Банка России

© 2018 Местная Религиозная Организация
«Приход Святой Екатерины Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге»
ИНН: 7808042910, КПП: 784101001

191186 Санкт-Петербург, Невский проспект 32-34
Тел.: +7-812-926-57-95

Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил свое учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви. В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

Читайте так же:  Молитвы для татаров

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 году его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак.

В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

До сих пор среди специалистов идут споры о том, является ли «История Ричарда III» Томаса Мора историческим или художественным произведением. Во всяком случае, в своих основных сюжетных линиях это произведение совпадает с большинством хроник и исторических исследований, а именно с «Новыми хрониками Англии и Франции» Р. Фабиана, записками Д. Манчини, П. Кармилиано, П. Вергилия, произведениями Б. Андрэ. Повествования хронистов и писателей расходятся с историей, написанной Томасом Мором, лишь в частностях. При этом в «Истории Ричарда III» ярко обозначен характер автора, во многих случаях даны оценки происходивших в 1483 году исторических событий. Так, по поводу избрания Ричарда III королем историк пишет, что это «… не что иное, как королевские игры, только играются они не на подмостках, а по большей части на эшафотах».

Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

По мнению Ю. Ф. Шульц, высказанному в статье «Поэзия Томаса Мора»[1], точная датировка подавляющего большинства эпиграмм Мора затруднительна. Тем не менее, как в выборе эпиграмм, так и в поэтических произведениях Томаса Мора основной темой является образ идеального правителя, многие эпиграммы и поэтические произведения идейно близки работе Томаса Мора «Утопия».

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» (фр. Quatuor Navigationes) Америго Веспуччи, и, до некоторой степени, произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи взята завязка «Утопии» — встреча с Гитлодеем, его приключения. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (англ. enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.

Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет

Читайте так же:  Молитва иконе Богородица всецарица

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.

Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.

Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

Томас Мор «… был первым стряпчим, которому предложили стать лордом Англии, но он отказался от назначения так же, как и отказался одобрить развод короля Генриха VIII с Катериной Арагонской и его женитьбу на любовнице Анне Болейн. Отсутствие на коронации Анны 1-го июня 1533 года стало поводом для королевской мести. Попытка обвинить Мора в мздоимстве потерпела неудачу так же, как и обвинение в недонесении о лжепророчествах Элизабет Бертон, девушки-служанки, прозванной кентской монахиней, которую казнили в апреле 1534 года.

В том же месяце Мора увезли из дома в Челси вниз по Темзе в Лэмбет, где ему предстояло принять присягу новой престолоснаследнице. Кривя душой, он признал вступление Анны на трон, но не главенство над англиканской церковью, чему также следовало присягать. Это повлекло за собой заключение Мора в Тауэр. Соответствующий акт главенства был принят позднее в 1534 году. (Среди епископов только один — Джон Фишер из Рочестера — оказался достаточно храбрым, чтобы не дать своего согласия. Он был зверски убит в июне 1535 года, вскоре после того как Генрих узнал, что ему присвоили кардинальский сан.)

С тридцатого апреля 1535 года назначенная комиссия допрашивала сэра Томаса, но он решительно отказывался от обвинений. 1 июля Мора привезли на суд в Вестминстер, на котором ему вынесли обвинение в отказе высказать отношение к женитьбе короля и его главенству над церковью, в тайном сговоре с Фишером, что одному из прихожан, сэру Ричарду Ричу, он говорил, что парламент не имеет власти назначить суверена главой англиканской церкви.

Даже изнурённый долгим заключением, Мор защищался с достаточным воодушевлением. «Молчание, — заявил он, — не может считаться изменой, а по гражданскому праву, напротив, является знаком согласия». В письмах Фишеру сэр Томас лишь советовал ему поступить так, как тот считает правильным. Относительно Рича, главного свидетеля обвинения, Мор поинтересовался, как мог Рич сказать в отрывочном разговоре то, что из него не могли вытянуть в процессе длительных допросов.

Слова защиты Мора были очень убедительными, но судьи не могли переменить решения. Поняв, что он уже приговорён, сэр Томас сказал об акте главенства. Акт является, по его словам, «прямо попирающим законы Божьи и Святой Церкви, получая духовное превосходство от Рима», которое тому даровал «наш Спаситель, воочию присутствующий на земле». Мор закончил язвительным замечанием: «Но не за главенство вы жаждете моей крови, а за то, что я не унизился до снисхождения к браку короля».

Прежде чем Мор вновь вошёл в Тауэр, он несколько раз обнялся со своей дочерью Маргарет Ропер, и эта сцена надолго осталась в памяти присутствующих. Перед казнью Мор читал молитвы, занимался медитацией, писал прощальные письма родным и друзьям. Его безразличие к смерти было очевидным: «Я буду огорчён, если это не случится завтра».

6 июля 1535 года, одетый в грубое серое рубище своего слуги Джона Вуда и держа в руках красный крест, сэр Томас Мор проделал недолгий путь на холм рядом с Тауэром, поговорив с несколькими встреченными им людьми, стоявшими вдоль дороги. Женщине, предложившей ему глоток вина, он ответил: «Христу при Его крестных муках давали не вино, а уксус», — и поклонился. Человеку, которому Мор помогал несколькими годами раньше, когда тот был погружён в отчаяние и который вновь нуждался в укреплении духа, пообещал, что помолится за него в ином мире. По слухам, тот человек больше не испытывал несчастья.

Слишком слабый, чтобы подняться на эшафот, Мор попросил шерифа помочь ему, добавив: «Когда я вновь сойду вниз, я смогу передвигаться сам». Он прочитал молитву «Помилуй меня, Господи» и обратился к толпе с коротким заявлением. Последние слова Мора были адресованы палачу: «Соберись с духом, человече, и делай своё дело. Шея у меня короткая, целься получше и не бей косо, ради сохранения своей чести». Затем Мор лег, убрав длинную седую бороду из-под топора, «чтобы её не перерубили». «Так, с шуткой, — писал один потрясённый очевидец, — он и окончил свою жизнь».

Голову повешенного, по обычаю, обварили кипятком и надели на кол ограды Лондонского моста. Через месяц дочь Мора, Маргарет, уговорила палача отдать ей голову отца и захоронила её в склепе Роперов под церковью Св. Дунстана в Кентербери.

Тело было погребено в восточном конце Церкви Св. Петра в Винцуле. недалеко от места казни и рядом с телом епископа Фишера. Через год рядом захоронили останки Анны Болейн.

Через четыреста лет, в мае 1935 года, обоих мучеников канонизировали».

Норман Дональдсон, Как они умерли, М., «Крон-пресс», 1995 г., с. 193-195.

Фома (Томас) Мор (6.2.1478 — 6.7.1535). Сын английского адвоката, сделавший блестящую карьеру: окончил Оксфорд, стал выдающимся адвокатом, известным писателем. В юности Мор был учеником гуманистического богослова Джона Колета, и писал ему 23 октября 1504 г.: «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотанье злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву, — главенствует над мирской жизнью сам дьявол».

Читайте так же:  Молитва о дочке

Подумывал об уходе в монастырь, о реформе Церкви, о реформе общества, и вместо монастыря все-таки, как и подобает христианскому гуманисту, стал политиком.

В 1510 г. Мор был избран депутатом парламента от лондонских предпринимателей. Король Генрих VIII сделал его спикером палаты общин, поручал ему дипломатические миссии, возвел в рыцарское достоинство, а в 1529 году назначил канцлером, высшим должностным лицом королевства, причём впервые этот пост был доверен не епископу и не аристократу. Мор, однако, не гордился этой карьерой и вообще смотрел на окружающую действительность трезво, хотя и начинал как все: видел в новом короле, Генрихе VIII, просвещенного – то есть, повинующегося праву – монарха, который не будет предаваться произволу, как его предшественник. Впрочем, и тогда он писал, что королевская политика – это спектакль, только играется он не на театральных подмостках, «а по большей части на эшафотах». В своей книге “Утопия”, вышедшей в 1516 году он и сатирически описал жизнь Англии, и нарисовал картину идеального общества, терпимого ко всем религиям, уравновешенного, мирного.

В юности Мор подумывал о монашестве, но затем избрал брак и женился на очаровательной маленькой Джейн. Он пытался её воспитывать в духе своих представлений об идеальном человеке, весьма отличных от обычных представлений того времени о хорошей жене: учил музыке, литературе, логике. Джейн была возмущена такими непомерными требованиями и закатывала мужу истерики, пока её собственный отец однажды не устроил её выговора: жена должна повиноваться мужу во всем, а ей достался вообще идеальный супруг. После этого жизнь наладилась, тем более, что Мор обладал не только умом и энергией, но и огромным чувством юмора, смягчавшим его порывы. Друг Мора, Эразм Роттердамский оставил его яркий портрет:

“Кажется, что он рожден и создан для дружбы, и нет друга надёжнее. Он так восхищается обществом и разговором тех, кого он любил и кому доверяет, что в дружеском общении находит высшее очарование жизни. . Хотя он часто забывает о своих собственных интересах, он всегда блюдёт интерес друзей . Он так добр и обхождение его столь приятно, что он взбадривает самых скучных людей и помогает пережить любое несчастье. С детских лет он так любил веселье, что, казалось, был рожден, чтобы шутить, хотя он никогда не опускается до вульгарности и никогда не любил пошлых развлечений. Если шутят на его собственный счёт, даже злобно, он в восторге от удовольствия остроумно ответить. Он из всего извлекает радость, даже из самых серьёзных вещей. Если он разговаривает с учёным и мудрым человеком, он радуется его таланту . С потрясающей гибкость он приноравливается к расположению каждого человека”.

Через шесть лет брака Джейн умерла, оставив мужу четырёх детей, и он женился вторично на опять маленькой, хотя уже вовсе не очаровательной вдове Алисе Миддлтон, старше Томаса на семь лет, которая держала в порядке его дом и занялась воспитанием детей. С ней уже ни о какой литературе речи не было, вдова была невежественна и не видела нужды меняться. Одному приятелю Мор как-то сказал, что если уж женщина есть необходимое зло, то надо жениться на зле наименьшего объема; а всерьёз он писал: “И с лучшей женой нельзя прожить без некоторого дискомфорта . говорю об этом с уверенностью потому, что обычно наши собственные недостатки и делают наших жён хуже, чем они они могли бы быть”. Иначе полагал король Генрих, сменивший (и уморивший) несколько жён. Король провозгласил себя главой Английской Церкви и народ в целом принял это. Мор незамедлительно подал в отставку с поста канцлера. Без постоянного источника дохода, ему пришлось расстаться с любимыми коллекциями монет, музыкальных инструментов, греческих рукописей (Мор, как и Эразм, был горячим энтузиастом перевода Библии на современные языки). Зато, писал он Эразму, “у меня наконец-то есть время для Бога, молитвы и себя”.

Оказавшись перед эшафотом, Мор с сомнением поглядел на крутую лестницу и обратился к офицеру: “Будьте любезны, помогите мне подняться; а уж вниз я как-нибудь сам соскользну”. Ему дали возможность обратиться к собравшемуся народу, и он просил молиться о себе и о короле, а в заключение добавил: “Призываю вас в свидетели, братья, что умираю в католической вере и за веру Католической Церкви; королю я верный слуга, а Богу — первый”. На земле последними словами Мора была шутка, запомнившаяся всем: он положил голову на плаху и аккуратно уложил отросшую в тюрьме бороду так, чтобы топор её не повредил, добавив: “Борода-то не совершила государственной измены”. Его голова была выставлена на лондоском мосту в течение месяца, пока дочери не разрешили её забрать; ныне она покоится, замурованная, в нише англиканской церкви св. Дунстана в Кентербери (графство Кент). Сохранилась молитва, составленная Мором:

“Боже милостивый, даруй мне стремление быть с Тобою не ради избавления от несчастий этого порочного мира, не ради спасения от загробных мучений, не ради упокоения среди радостей Рая, но ради самой любви к Тебе”.

Видео (кликните для воспроизведения).

Канон. 1935. Мор Т. Утопия. Комм. Ю.М.Каган и И.Н.Осиновского. М.: Наука. 1978. 416 с. Butler, 9.7. Память 22 июня (была 9 июля).

Томас мор молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here