Умная молитва православие

Подробное и точное описание: Умная молитва православие - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

. Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия. И опять хорошо совершающему сию видение творений и от него — восхищение ума к богословию и благому действию будущего дарует Бог тому, кто от всего упраздняется (ср.: Пс. 45, 11) и поучается в сем делом и словом, а не слухом только (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 127).

. Много беседуй с Богом, мало говори с людьми; памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом (прп. Ефрем Сирин, 32, 147).

Не переставай молиться, когда можешь открыто, а когда не можешь, молись умом (прп. Ефрем Сирин, 32, 371).

Не проводи без молитвы ни дня, ни ночи, но как скоро сон отпадет от очей твоих, ум да упражняется в молитве (свт. Кирилл Иерусалимский, 66, 33).

должен ты возводить ум и помыслы, и не содержать в мысли ничего иного, кроме чаяния узреть Его (прп. Макарий Египетский, 89, 213).

Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат (свт. Иоанн Златоуст, 46, 473).

. Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме. если твои руки даже свободны, все же молись умом; Господь слушает и безмолвных (свт. Иоанн Златоуст, 55, 447).

Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться (прп. Нил Синайский, 71, 176).

Уму несовершенному не попускается внити в плодоносящий вертоград молитвы; ему достаются, как бедному, останки от обранья винограда (ср.: Втор. 24, 21), одни псалмопения (прп. Илия Екдик, 91, 480).

Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение; средина — просветительная сила (Духа) и созерцание, а конец — исступление или восторженно ума к Богу (прп. Григорий Синаит, 9,4, 222).

. Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы (прп. Григорий Синаит, 93, 223).

. Путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 210).

При молитве нужно, чтоб дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, причем ум действует словами, произносимыми одною мыслью или и с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 200).

Кто с постоянством и благоговением занимается внимательною молитвою, произнося слова ее громко или шепотом, смотря по надобности, и заключая ум в слова; кто при молитвенном подвиге постоянно отвергает все помыслы и мечтания, не только греховные и суетные, но, по-видимому, и благие: тому Милосердый Господь дарует в свое время умную молитву (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 202).

Сколько нужен пост для желающею заняться и преуспеть в умной молитве, столько нужно для него и безмолвие или крайнее уединение. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 206).

. Ведай, что умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему, а молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». есть словесная, внешняя молитва (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165).

Когда ум беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 91).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Проповедь «Об умной молитве»

Некоторые монашествующие современники Паисия Величковского дерзнули хулить Иисусову Молитву. В чем старец обличил их и подробно объяснял сие делание во всех аспектах. Священная умная молитва была непрестанным делом древних Богоносных отцов наших во многих пустынных местах и в общежительных монастырях. Многие, подвигшись тайным Божественным, написали книги своих учений об этой молитве. И это было по особенному Промыслу Божию, чтобы в последние времена это Божественное дело не пришло в забвение. На умное делание никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы, но всегда все относились к нему с крайним благоговением. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол видя, что наиболее через это делание монашеский чин преуспевает в совершенстве Божественных заповедей, и через то делается светом и просвещением миру, — начал таять завистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и, если можно, совершенно истребить с лица земли.

Святые Отцы называют эту молитву художеством, потому, что как художеству человек не может научиться сам собою без искусного художника: так и этому мысленному деланию молитвы, без искусного наставника, невозможно научиться.

Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание
Эта Божественная молитва больше всякого другого монашеского подвига, которая, по святым отцам, есть верх всех исправлений, источник добродетелей, едва постижимые для человеческого. Поэтому, желающий обучаться этому Божественному деланию, должен, по святому Симеону Новому Богослову, предать себя душою и телом в послушание, согласное с Священным Писанием: то есть: предать себя в полное отсечение своей воли и своего рассуждения опытному старцу, боящемуся Бога, усердному хранителю Его Божественных заповедей и могущему показать путь умного делания молитвы, тайно совершаемой умом в сердце. Это необходимо для того, чтобы истинным послушанием в разуме, он мог стать свободным от попечений и пристрастий этого мира. Если же кто не сможет найти в своем наставнике опытного старца, то пусть не расстраивается, нужно возложить всю надежду на Бога. И пусть наставник, вместо истинного преподавателя, разбирается в учениях преподобных отцов наших и отсюда заимствует наставления об этой молитве. Во всяком случае, благодать Божия, молитвами святых отцов, вразумит, как научиться этому Божественному делу.

О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию
Святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва это общение и соединение человека с Богом, примирение с Богом, очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней и т.д. Так выражает свое мнение об этом молитвенном делании Святой Григорий Синаит: «Благодать Божия, премудрость Божия, или лучше — начало самопремудрости». Блаженный Макарий Великий говорит: «Кто всегда понуждает себя претерпевать в молитве, тот духовною любовью возгорается в Божественное рачение и в пламенное желание к Богу, и приемлет, в известной мере, благодать духовного освятительного совершенства». Много ещё святых отцов хвалят умную молитву и отмечают огромное количество полезных свойств для человека.

Каждый может заметить, как эта священнейшая молитва приводит человека к небесному сокровищу различных добродетелей, но не всем удается освободить своё сердце от мирских соблазнов и встать на путь обучения этим деланием.

О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы
В древние времена делание умной молитвы воссияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много. Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться новоначальными, и входить умом в страны сердечные, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву.

Читайте так же:  Молитва от несправедливого начальника

Обратимся к словам об обучении этой молитве преподобного Никифора Постника. Прежде всего, жизнь свою надо строить безмолвно, беспопечительно и со всеми мирно. Для молитвы необходимо найти отдельную комнату, затвориться, и сесть в каком-нибудь углу. Собрать свой ум, понудить себя войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, те ощущения, которые за этим последуют, принесут определенный дискомфорт. Поэтому, надо приучить ум не скоро выходить оттуда, потому что сначала он очень скучает от внутреннего затвора и тесноты. Когда же привыкнет, то уже не терпит скитаться во вне, потому, что царствие небесное находится внутри нас: его-то, когда рассматриваем там и взыскуем чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Ум, пребывая там, должен не молчащим или праздным стоять, но эти слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» иметь непрестанным делом и поучением, и никогда от этого не переставать.

. Нужно, наверное, сначала сказать о видах молитвы, точнее, о видах именно Иисусовой молитвы, так как в нашей жизни при борьбе с грехом это имеет большое значение. Оттого что мы не учитываем, что молитвенное развитие совершается постепенно, у нас бывают ошибки, приводящие иногда, из-за неопытности нашей, к серьёзным последствиям. Может быть, некоторым сказанные мною вещи покажутся общеизвестными, но «повторение – мать учения», по крайней мере, вреда не будет. Кроме того, нечаянно может открыться какой-то момент, который они раньше опускали, не замечали и не обращали на него внимания.

Молитва, как правило, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, элементарное деление. Но святитель Игнатий (Брянчанинов), как многоопытный подвижник, сверх того отделяет устную молитву от гласной. И справедливо, потому что, можно сказать, в устной молитве есть два подразделения: когда она говорится собственно устами и когда она произносится устами в голос. Бывает так, что мы можем говорить молитву устами беззвучно – просто шевелить губами. Однако же это молитва устная, поскольку произносится она устами, и она имеет большее отношение к молитве телесной. А иногда мы имеем возможность говорить молитву вслух, но такая возможность есть не всегда. Если мы при общении с людьми, например на работе, в общественном транспорте или даже во время службы в церкви, начнём говорить молитву вслух, то этим, так или иначе, будем либо искушать и смущать окружающих, либо (в последнем случае) помешаем им молиться.

Устная молитва нам необходима. Если бы мы, невзирая на то что мы ещё недостаточно опытны и даже не имеем столько благодати, чтобы удерживать молитву, стремились только к молитве умственной, творимой одним умом, да притом и внимательной, то мы, конечно, оставляли бы вообще всякую молитву. Часто у нас так и происходит. Поэтому для новоначального весьма уместно по возможности молиться вслух, т. е. упражняться в молитве гласной, или, как говорит святитель Игнатий, творимой голосом, а если ситуация не позволяет – повторять молитву устную, то есть творимую устами беззвучно. Не думайте, что эта устная молитва не принесёт пользы в борьбе с помыслами. И здесь необходимо внимание, без которого и устная, и гласная молитва, так же как и умная, оказывается совершенно пустой.

Мы же упускаем это из виду и, бывает, гоняемся только за одним количеством.

Некоторые подвижники всю жизнь не оставляли устной молитвы. Есть даже такая устная молитва, которая является высшей степенью молитвы умной, – когда чувства настолько переполняют душу человека, благодать настолько стесняет его сердце, что он не может удержать молитву внутри себя и вынужден произносить её устами, вслух, – именно от избытка чувств. Так было с блаженным Андреем, Христа ради юродивым. Из его уст вырывался как бы свист. Люди, не понимавшие его устроения, считали, что он беснуется, а это была устная молитва. Блаженный Андрей не мог удерживать её внутри себя, и она выражалась в таком невнятном произнесении слов, но молитва эта шла от избытка сердца. Когда я был паломником в некотором монастыре, один старец случайно рассказал мне, что он знал некоего афонского монаха, подвижника, и тот не произносил вслух всю Иисусову молитву, но время от времени у него вырывалось из уст: «Иисусе Христе! Иисусе Христе!» То есть от избытка чувств и уста произносили.

Поэтому не нужно думать, что устная молитва предназначена только для новоначальных и не приносит никакой пользы. Один Бог знает, как будут распределены Его дары. Иной и при устной молитве может необыкновенно преуспеть во внимании, так что в этом отношении будет превосходить того, кто занимается молитвой умственной. И сердечная молитва – у тех, конечно, кто обладает даром такой молитвы, – бывает иногда несколько рассеянной, а устная бывает чрезвычайно внимательной. Кроме того, многие молитвословия, совершаемые в церкви, произносятся устами: возгласы священника, чтение на клиросе псалмов или канонов, диаконские прошения во время ектений – всё это устная молитва. Поэтому уничижать её и считать, что от неё нет никакой пользы, было бы легкомысленно.

Это я говорю для того, чтобы не стремились чересчур рано перейти от молитвы устной к умной, чтобы те, кто уже понял, что такое умная молитва, и познал её на опыте, не пренебрегали устной молитвой.

Если мы понуждаем себя к молитве устной, пусть даже мы несколько рассеянны, то она всё же принесёт пользу. Допустим, пять-десять молитв мы сказали совершенно невнимательно, а потом опомнились. Сам наш голос, наша собственная молитва, звучащая в ушах, напоминает нам о том, что мы сейчас должны делать, и мы приходим в себя, приходим в чувство. Или, например, мы совершаем молитву устами беззвучно. Мы отвлеклись, сильно рассеялись, мысль занята другим, но вдруг мы замечаем, что наши уста по привычке шевелятся и произносят слова молитвы Иисусовой, и мы опять можем опомниться и вернуть свой ум к внимательной молитве.

Некоторые делают из умственной, или умной, молитвы самоцель и так за нею гоняются, что, опытно познав большее внимание при такой молитве, не придают значения молитве устной как бы безвкусной, ничего для них не значащей. Таким образом, они совсем перестают молиться. Это – ошибка, приводящая к рассеянности, оставлению молитвы, а впоследствии и к принятию греховных помыслов.

Когда человек чувствует, что во время устной молитвы уста его как бы сами собой замыкаются и ему неудобно, неинтересно молиться устами, а хочется – только умом, то это почти всегда является признаком того, что наступает переход к молитве умной. Тут нужно вести себя благоразумно. Некоторые люди из-за ложного смирения боятся высших степеней молитвы. Занимающиеся устной молитвой боятся молитвы умной, занимающиеся умной – боятся сердечной, потому что считают себя недостойными и думают: «Не должно у нас этого быть, мы этого не заслужили», – и прочее. Всё это так, но благодать молитвы Иисусовой и вообще благодать Божия даётся не по нашим заслугам, и поэтому такой подход – заслужили мы или не заслужили – нужно сразу отбросить. Мы ничего не заслужили, так как по своей жизни, по своим грехам достойны только геенны огненной – вот что мы действительно заслужили. Потому подобные рассуждения, конечно же, признак гордости. Мы ничего не достойны. Если благодать Божия посещает нас, то мы должны разумно её принимать, а не отвергать под предлогом смирения. Если чувствуем, что молитва устная переходит в умную и нам неловко, неинтересно, безвкусно говорить её устами, но хочется произносить умом, то попробуем перейти и к этому состоянию, будем произносить молитву только одним умом.

Читайте так же:  Молитва о любви и верности в семье

Может случиться, что вдруг нам опять станет как-то неуютно, в уме молитва будет произноситься с трудом, неуклюже, со скрипом, так сказать. Тогда вновь перейдём к устной молитве – ведь ничего страшного в этом нет. Во-первых, такое бывает от усталости: неопытным трудно молиться умственно. Во-вторых, это может быть просто оттого, что благодать умалилась. Например, мы в чём-то согрешили – и благодать умалилась, тогда у нас уже не получается творить молитву умом, поскольку это зависит не от нашего навыка, но более всего от действия благодати.

Молитва умная, или умственная, также имеет много степеней, зависящих, конечно, от внимания. Вообще, я думаю, преуспеяние в молитве безгранично, потому что истинная молитва – это есть общение с Богом, богообщение, которое будет продолжаться и в будущей жизни. Познание Бога будет в человеке всё более и более развиваться, и он будет восходить на высочайшие степени, о каких мы сейчас даже помыслить не способны. Объяснение этому даёт апостол Иоанн Богослов. Он говорит замечательные слова: «Сейчас мы чада Божии, но неизвестно, что будем, ибо увидим Бога, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). То есть сейчас мы дети Божии, и это само по себе необыкновенное, великое звание: Бог усыновил нас, сделал Своими детьми, но в будущей жизни и оно окажется малым. Потому-то апостол Иоанн Богослов говорит: «но неизвестно, что будем, ибо увидим Бога, как Он есть». У апостола Иоанна нет даже слова, названия, чтобы наименовать состояние человека в будущей жизни. Следовательно, преуспеяние в молитве безгранично.

В каждой молитвенной степени также есть много разных, весьма условных степеней или градаций преуспеяния. Обратимся, например, к разделению на молитву устную, умную и сердечную. Я вам уже рассказывал, как человек произносил молитву устную от избытка сердечной, от избытка благодати. Или посмотрим на священника во время богослужения. Не будем говорить о нас, обыкновенных священниках, а скажем о таком, как отец Иоанн Крондштадтский. Несомненно, он во время богослужения произносил молитву вслух, т. е. она была устной, – иначе и быть не могло, но насколько она была пламенной, вдохновенной. Это позволяет нам сделать вывод о том, что разделение молитвы на различные виды и степени условно.

Мы не должны, однако, заниматься молитвой Иисусовой, словно каким-то, простите за такое слово, спортом, то есть во что бы то ни стало стремиться к определённым результатам. Результат здесь – это как раз не умная или сердечная молитва, но овладение собой, приобретение, прежде всего, покаяния, обретение через молитву силы бороться с собственным грехом. Иначе говоря, результат, которого нужно искать, – исполнение заповедей. Хотя можно сказать, что и исполнение заповедей тоже средство, а конечная цель – спасение в вечности. Когда мы будем так серьёзно смотреть на свою духовную жизнь и понимать, что она ведётся не ради какого-то преуспеяния, духовного развития и достижения каких-то духовных высот, но ради спасения в вечности, тогда наше отношение к молитве станет совсем другим. И для нас будет не так важно, устами ли мы молимся, или умом, или уже в сердце, а важен будет конечный результат – оказаться в Царствии Небесном, в раю. До той поры никто из нас не имеет права успокаиваться и считать, что он достиг какого-то уровня, и этим тщеславиться или впадать в самодовольство.

Итак, в каждом отдельном случае нужно правильно сориентироваться. И конечно, лучше всего, когда есть опытный советчик.

Составлено по книге
схиархимандрита Авраама (Рейдмана)
«Беседы о духовной жизни»

Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?

В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.

Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.

Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.


Православие – система убеждений, определенный жизненный уклад, регулярное чтение молитв, жизнь по Божьим заповедям. Настоящий христианин – человек глубоко нравственный, высоко духовный, морально устойчивый. Вера в Бога рождается в душе, по сути – антинаучна и необъяснима. Вера – не слепое следование неким постулатам. Постоянная работа ума, интеллектуальное познание, личностное совершенствование – характеризует истинного прихожанина.

Современность – открытость информации. Из–за потока данных происходят душевные метания, люди неизбежно двигаются к тупику поисков смысла жизни, Бога и бытия. Только искренняя, истинная христианская молитва может спасти от бесцельного существования, подарить покой, гармонию и наполненность. Православие и молитвы дают ответы на все вопросы, занимают разум сегодняшнего человека. Впустив в сердце Господа и истинную православную веру, миряне постигают смысл жизни и умиротворение.

Читайте так же:  Молитва от гордыни и тщеславия

Сейчас можно наблюдать кризис православия в обществе. Хотя верующими называет подавляющее количество россиян, лишь малый процент из них связывает Православную молитву с обретением спасения и вечной жизни. В больших Православных Праздников не имеется недостатка в прихожанах, подавляющее их большинство попросту не понимают сакрального смысла происходящего таинства.

Драйвером роста реальной, а не номинальной религиозности общества должна стать просветительская работа касательно религиозных обрядов, литургий и молитв. Желающим познать суть церковных молитв нужно разобраться с основной терминологией.

Молитвы православные – обращение к Господу, Божьей Матери, Святым. Молитвы носят просительный, благодарственный смысл (ниспослание милости, защита от зла, благодарение за хлеб насущный и т. д.).

Каноны – главный вид песнопений в церковном богослужении. Рассказывают о новозаветных и ветхозаветных событиях.

Акафисты – не следует путать с каноном. Акафист – благодарственное хвалебное песнопение. Чаще всего начинается со слов «Радуйся!».

Тропарь – с него берет начало вся гимнография христиан, короткое песнопение, повествующее о сути праздника, восхваляющее одного из Святых.

Видео (кликните для воспроизведения).

Литургия – наиглавнейшее, самое важное из богослужений. Во время литургии свершается таинство Евхаристии (обряд причащения).

Апокрифы – целая группа религиозных и богословских произведений, трактующих Святое Писание, не признаны Церковью. Часть и вовсе запрещены.

К сожалению, за последние сто лет основные общественные институты в России претерпели существенные изменения, связанные с потрясениями и изменениями в политической, социальной, экономической сферах жизни общества. Не стала исключением и Православная Церковь. XX век явился одним из сложнейших периодов в истории Православия – забвение в Советское время и последующее возрождение вместе с развитием Российской Федерации как суверенного государства.

Однако кризис христианской Церкви в СССР не прошел бесследно. В настоящий момент Церковь столкнулась с недостатком веры и недостаточным притоком молодых прихожан. Во многом упадок православной веры связан с искаженным пониманием, отсутствием оного касательно Церкви, её основного предназначения, ценности и действительной роли Таинств и совершения Божественной литургии. В недостаточной мере реализуется духовно–просветительская работа среди современного общества, в особенности молодого поколения.

Ему приписывают авторство молитвы, текст которой читают сейчас:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Об умной молитве святитель Феофан затворник сказал так:

«Когда ум (дух) беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва!»

А называется «умной», потому что в сердце молитву творит ум.

«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы».

Хотя молитва содержит одно предложение, оно емкое по содержанию и дает возможность каждому молящемуся вкладывать свой смысл в эти слова. Мысленно произнося:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Имеем в виду то помилование, которое нужно в данный момент.

Люди молятся о здравии, о близких, о хлебе насущном и каждый находит ответ в этой молитве. Молитва проста в произношении и доступна каждому

Умная молитва приучает к терпению и выдержке, делает наше сознание ясным и спокойным. Умное делание — постоянное предстояние перед Богом сердцем и умом и как можно частое произношение молитвы.

«Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятью о Господе, отревает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце».

Делание молитвы Иисусовой допускается в любом месте (дома, по дороге на работу), сидя или стоя, занимаясь каким либо делом.

«Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме… если твои руки даже свободны, все же молись умом, Господь слушает и безмолвных».

Важно, чтобы все мысли были обращены к Иисусу.

«Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом, Бог слышит и тех, которые молчат».

«…К этому же поимейте во внимании и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, — именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, богоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться».

Молитва — обращение к Христу в православии называется Иисусовой молитвой. Появление Иисусовой молитвы приписывают Макарию Египетскому — отшельнику, христианскому святому, автору ряда молитв, входящих в обязательное утреннее и вечернее правило православного.

Иисусову молитву делят на четыре ступени. На каждой ступени человек читает тот текст, который ему подскажет сердце и душа, потому что жестких требований к количеству слов в этой молитве нет.

Можно произносить «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» а можно только «Господи, помилуй».

  • первая ступень — устная молитва. Читается вслух, молитву произносят уста;

«Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия»

  • вторая ступень — молитва умно-сердечная. В такой молитве ум и сердце заодно: ум — в словах молитвы, сердце — чувствует смысл слов. И тогда что бы человек ни делал, — творит молитву;

«И когда мы вошли умом в сердце, мы достигли Царства Небесного»

  • третья ступень — молитва творческая. Такая молитва может и горы передвинуть. Но дается только людям, которые прошли особый духовный путь;
  • четвертая ступень — это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы.

Господь не всем и не всегда посылает умно-сердечную молит­ву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой с ней и умирают. Таким людям не следует унывать — для них духовное развитие начнется в будущей жизни. А человек, научившийся творить умную молитву, подтверждает явленную ему благодать Божью.

Бог как бы говорит, что трудясь и далее над очищением сердца от грехов и страстей, человек получит полное прощение. Что же касается ума: если с каждым отсечением греховного помысла внимание удерживается в молитве, то и ум становится сильнее.

В какой мере человек преуспевает в умной молитве, в такой мере укрепляется в преданности воле Божьей, в такой мере растет его добродетельность.

Старец Ефрем Святогорец. Священнослужитель, мессионер. Главным деланием монаха полагал умную молитву

«В Царство Божие не входят непокаявшиеся, но грешники, очищенные через покаяние. Ничто так не помогает человеку в брани, в победе над страстями, как непрерывная умная молитва».

В церковных канонах нет конкретного числа повторений, это решает для себя каждый сам или духовный наставник.

Если читаешь молитву и в душе разливается спокойствие, исчезает ненужное, неприглядное, значит, обращение к Господу подействовало.

Святые отцы подчеркивают, что моление — подвиг, который вершат с чистым сердцем и добрыми помыслами. Если читаете молитву, а в душе царит ненависть и злость, толку от такой молитвы не будет.

«Самый краткий закон молитвы — не представлять себе ничего, когда молишься».

Если читать молитву рассеянно, с посторонними мыслями в голове, то и от такого чтения никакой пользы.

«Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться».

Поэтому перед чтением Иисусовой молитвы священники рекомендуют исповедаться, причаститься, отпустить ненужные помыслы, простить обидчиков.

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской на продажу квартиры

Иисусова молитва помогает в избавлении от пьянства и недугов, восстанавливает духовные и физические силы

Умная молитва делает бытие молящегося прочным, помогает в борьбе со страстями. Без поддержки свыше человек слаб и не уверен в себе, своих возможностях. А сосредоточение на имени Христа способно собрать духовные и физические силы человека, восстановить целостность человеческой природы. Иисусова молитва:

  • помогает обрести психическое равновесие, оздоравливает тело;
  • помогает контролировать мысли, эмоции и чувства;
  • человек ощущает помощь и поддержку во всем.

Симеон Богослов советует, как надо творить умную молитву:

«…сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».

Начинающему труд Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют сразу стремиться сочетать молитву с дыханием. Для этого использовать пятисловную молитву.

Оставаться на первой ступени следует до тех пор, пока человек не почувствует горячее желание к молитве. Тогда переходить на умную. Творя умную молитву, не следует забывать о посещении храмов, об участии в церковных службах, чтении псалмов.

Сегодня в интернете можно найти отзывы тех людей, кому помогли молитвы. Читая их, можно еще раз убедиться в огромной силе Иисусовой молитвы: она спасает от пьянства, избавляет от недугов, наставляет на путь истинный.

«Я, грешный, неоднократно пытался творить Иисусову молитву, но всегда бросал через день или два. И так проходил год за годом. Недавно прочел труд Архимандрита РАФАИЛА (Карелина) «Дыхание жизни. О молитве» и что-то запало в душу.

Я начал все чаще и чаще творить Иисусову молитву по четкам. Иду пешком и молюсь, в транспорте тоже продолжаю молиться. И мне это дается с большим трудом, потому что я, в принципе, не молитвенник и имею весьма нервный и вспыльчивый склад характера.

Постепенно стали утихать страсти, терзавшие меня долгие годы. Сейчас стало легче, и появилась уверенность в том, что не сойду с пути делания Иисусовой молитвы. Надеюсь на ПОМОЩЬ БОЖЬЮ!

Иисусова молитва сначала так же трудна, как трудно перепиливать цепи или руками рыть землю, разбрасывая ее по полу. Но когда благодать коснется сердца, оно почувствует, что цепи спали. Иисусова молитва превращается в любовь души к Богу, а в этой любви — истинная жизнь, о которой не ведает мир, истинная радость и свобода.

Ложась спать, человек должен засыпать с молитвой; просыпаясь ночью, вставать на молитву; если он день посвятит молитве, то она будет посещать его ночью во время сна; если он часть ночи будет молиться, то весь день будет для него другим».

Серафим Саровский о переходе от умной к сердечной молитве:

«Сначала день, два и более твори молитву эту одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своея и соединит в тебе ее в один дух, тогда потечет в тебе молитва эта непрестанно и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя».

«Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется с приемлющим имя Божие всуе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о тех, кто долго практикует Иисусову молитву:

«В подвижнике молитвы преуспеяние в молитве сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от времени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы.

Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как бы прилепится к словам молитвы, влечется ими к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим».

Преподобный Григорий Синаит о начале, середине и конце умной молитвы:

«Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение, средина — просветительная сила Духа и созерцание, а конец — исступление или восторжение ума к Богу.

«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетель, как любовь Божия».

«Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы».

«Чтобы всегда иметь память о Господе Боге, для этого и молитва Иисусова».

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Видео: Иисусова молитва, исполняет мужской хор. Аудио.

В этом сказании вкратце изложено все древне-церковное учение о непрестанном молитвенном призывании имени Иисуса, называемом «тайным упражнением» (в славянской традиции «тайным поучением»), «умным деланием», «умно-сердечной молитвой» или просто «Иисусовой молитвой», а также «искусством ума» (слав. «умное художество»). Достоинством этой молитвы является простота и краткость. Ее полный текст состоит из восьми слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», но есть и более краткие формы — из семи или пяти слов (как у аввы Филимона), или также из пяти слов (как в Акафисте Иисусу): «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», или даже только из двух: «Господи, помилуй», «Христе, помилуй». Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника.

Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16:23-24). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новымии языками. возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16:17-18). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа. поставлен он перед вами здрав. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:7-12).

В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир. Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, — пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, — считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия — «Богоносец» — говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя».

Читайте так же:  Молитва об укреплении любви

Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас — не только в монастырях, но и среди мирян. Преподобный Иоанн Лествичник в VIII веке, святитель Григорий Палама и исихасты в XIV, преподобный Никодим Святогорец в XVIII, преподобный Серафим Саровский и оптинские старцы в XIX, преподобный Силуан Афонский в XX — все они писали об Иисусовой молитве.

Хотя молитва Иисусова обращена ко Христу, она является тринитарной, так как Христос назван в ней Сыном Божьим, то есть Сыном Бога Отца, а «никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Сущность, природа, воля, действие всех Лиц Святой Троицы едины, а потому, когда мы призываем Христа — призываем Отца и Духа, и где присутствует Христос, там присутствуют Отец и Дух.

Герой книги «Откровенные рассказы странника», от лица которого она и написана, — простой русский человек, услышавший в храме во время службы слова апостола Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:16) и возгоревшийся желанием научиться такой молитве, долгое время не мог найти духовного руководителя. Наконец один старец рассказал ему об Иисусовой молитве, подарил четки и заповедал совершать по три тысячи молитв в день. Вскоре странник стал совершать по шесть, потом по двенадцать тысяч в день, а затем «без счисления», так что молитва сама присутствовала в его сердце и он даже во сне молился. Будучи от рождения увечным (он имел сухую руку), странник ходил из города в город: «Так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день, и не чувствую, что иду, а чувствую только, что творю молитву».

Основным правилом при Иисусовой молитве является требование «заключить ум в слова молитвы» (Иоанн Лествичник). Однако подвижниками древности было замечено, что ум, когда находится в голове, подвержен рассеянности и «парению», не способен сосредоточиться. Поэтому был выработан метод концентрации ума в сердце, названный умно-сердечной молитвой. Сущность его в том, чтобы при молитве ум находился в области сердца: «Надобно из головы сойти в сердце. — говорит святитель Феофан Затворник в одном из своих писем. — Помнится мне, вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать. А когда сойдет в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только низойти в сердце — и помыслы разбегутся. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа». Имя Иисуса должно соединиться с сердцем молящегося. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «да поглотит Господь сердце, и сердце — Господа, и да будут два едино».

Об умно-сердечной молитве писал автор трактата «Метод священного безмолвия», приписываемого преподобному Симеону Новому Богослову. Там, в частности, говорится, что есть три образа внимания и молитвы. Первый — когда человек, стоя на молитве, воображает в своем уме небесные блага, ангелов, святых и все, что он читал в Писании: этот путь основан на работе фантазии. Второй — когда человек, молясь, сосредотачивается в голове и воюет с помыслами, но не может их одолеть: «мысли с мыслями борются», и в уме нет ясности. Третий образ молитвы — сведение ума в глубь сердца, соединяемое со всяким вниманием, отсутствием земных попечений, чистотой совести и бесстрастием: это единственный истинный способ молитвы. Автор трактата советует для того, чтобы облегчить схождение ума в сердце, использовать некоторые физические приемы: сесть в темной комнате на низкий стул, закрыть глаза, опустить голову, стеснить немного дыхание, постараться найти умом «сердечное место» (верхнюю часть сердца) и, сосредоточившись там, творить Иисусову молитву.

Все эти приемы являются лишь вспомогательным средством для того, чтобы привыкнуть к молитве, а отнюдь не самоцелью. Любопытно, что святитель Феофан Затворник, один из опытнейших духовных наставников XIX века, относился к этим приемам весьма сдержанно. Переводя «Метод» преподобного Симеона на русский язык, он намеренно пропустил все, что касается физических приемов молитвы. В примечании он пишет по этому поводу: «Святой Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют само делание. Так как сии приемы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться недобрыми последствиями, а между тем суть не что иное как внешние приспособления к внутреннему деланию, ничего существенного не дающие, мы их пропускаем. Существо дела есть — приобрести навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свести в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь».

Видео (кликните для воспроизведения).

Идеал христианства — достичь такого состояния, чтобы вся жизнь превратилась в молитву, чтобы каждое дело и каждая мысль были проникнуты молитвой. Всякий христианин имеет молитвенное «правило», т.е. некоторое количество молитв, которые он прочитывает ежедневно, или определенное время, каждый день посвящаемое молитве. «Правилом», или «каноном» (греч. kanon), строители называют прибор, по которому судят о ровности стены («отвес» — веревка с подвешенной гирей). Молитва является таким «каноном», по которому мы можем определить наше духовное состояние: если мы любим молиться, значит — мы на пути к Богу, если нет — в нашей духовной жизни не все в порядке. По молитве можно проверить любое дело — угодно оно Богу или нет. Один купец долго убеждал преподобного Силуана Афонского, что курение — не грех. Старец Силуан посоветовал ему всякий раз, прежде чем взять сигарету, помолиться. Купец возразил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан сказал в ответ: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Умная молитва православие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here