Урок молитва 4 класс орксэ

Подробное и точное описание: Урок молитва 4 класс орксэ - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

Читайте так же:  Молитвы чтобы девушка вернулась

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с иконами.
  • Установить, чем икона отличается от картины.
  • Рассказать, о чем молятся православные христиане перед иконой.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  • Развивать умение наблюдать и делать выводы.
  • Развить умение выдвигать гипотезы о различиях иконы и картины.
  • Учить переносить полученные знания в жизнь.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с доступом к Интернету, толковый словарь В.Даля, мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

Проверка домашнего задания (Слайд 2):

  • Что называем храмом? Повторение устройства православного храма. Для чего люди приходят в храм?
  • Что такое благословение? Кто может благословлять?
  • Может ли православный христианин молиться без иконы? Как вы понимаете выражение “Казанская Богоматерь”?
  • Расскажите известные вам правила поведения в храме.
  • Что такое иконостас, какие иконы всегда присутствуют в иконостасе? Где находится в храме иконостас? Что называется Царскими вратами? Что находится за иконостасом? (Слайд 3 )

ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: Православный храм нельзя представить без икон и сегодня на уроке мы поймем, что такое икона, узнаем, чем она отличается от картин и её значение для христианина.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Кто знает, что такое икона? (Ответы детей).

Учитель предлагает обратиться к словарю. (Слайд 4)

Толковый словарь В. Даля: ИКОНА ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль.

— Работа над смыслом пословиц, приведенных В.Далем в словаре.

Какие ещё есть источники информации? ( Ответы детей)

Икона — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

— (Слайд 5 ) Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В русском языке сохранилось название иконы “образа” . Бог сотворил мир, дав ему образ. В христианской культуре, каждый человек хранит в себе Образ Бога. Интересно, что слово безобразный обозначает “без образный”, другими словами, не имеющий в себе образа Бога или несуществующий. Прежде всего, это относится к душевной красоте.

Иконы создают по определенным правилам, они предназначаются для молитвы. В отличии от картин, об авторах икон обычно судят ко косвенным источникам. Иконы не принято подписывать, но иконописцы всегда почитались церковью и людьми. Один из известнейших и почитаемых русских мастеров иконописи — Андрей Рублев (Слайд 6).

РАССКАЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА ОБ АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.

Если картину называют окном в мир, то про икону можно сказать, что это окно в мир невидимый.

Работа с учебником . Стр.52 – чтение текста.

— Почему христианин каждого человека воспринимает как святыню?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52

Слово “икона” в переводе с греческого языка означает _________ . Библия говорит, что каждый человек – это _____________________. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как ___________. Поэтому люди _____________ друг другу.

Давайте сравним икону и картину, и посмотрим, чем они отличаются по манере написания и содержанию.

— На картине все события происходят в одно время, а на иконе могут быть запечатлены события, происходящие и в разное время и в разных местах, так как на иконе прошлое, настоящее и будущие существуют одновременно, они не подчинены закону земного мира. О Боге мы не можем сказать, что он сказать «был» или «есть», или «будет» — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет и не изменяется. (Слайд 7 )

— Самое главное в иконе -это Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны и как бы смотрят на стоящего перед иконой. К “личному” относятся и руки, а так же жесты изображенного на иконе. На иконе не только лики, а все имеет смысл – и сюжет, и краски, и свет, и жесты. Как в книге – словами записан текст. Так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия. (Слайд 8 )

— На картине здания пропорциональны людям и показывает события внутри себя, а на иконе здание только указывает на место, где происходят библейские события. (Слайд 9 )

— На иконе используется обратная перспектива, линии не сходятся вдали, а расходятся, и кажется, что не вы смотрите на икону, а икона, как бы, смотрит на вас. (Слайд 10 )

— На иконе вокруг ликов святых можно заметить свечение, так называемый нимб. (Слайд 11 )

-На иконе свет исходит из глубины ликов и фигур, как символ святости, нет теней. (Слайд 12 )

— Каждый цвет имеет свой символ. (Слайд 13) Посмотрите на значение основных цветов :

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому символизирует свет.

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.

Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.

Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работа с учебником стр.52-53.

— Почему на иконах нет теней?

— Откуда на иконах проступает свет? Какую роль он играет, сто символизирует?

— Что символизирует нимб над головой святого?

— Чем отличается изображение пространства на иконе от картины?

Читайте так же:  Целитель Пантелеймон молитва о здравии

— Каким старым и точным словом можно назвать состояние, которое передают глаза святых?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Работа в тетради. Задание 2. (Слайд 14)

Дополни схему “Чем икона отличается от картины”.

На картину люди любуются, рассматривают её, а перед иконой молятся.

Обращение православного к иконе способствует очищению души. В ответ на молитвы, иконы могут творить чудеса: лечат, помогают человеку преодолеть трудности. Так как они являются проводником к Богу. (Слайд 15)

Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение служителей церкви и соблюдать ещё некоторые другие правила. Икона создается молитвой и для молитвы.

В христианстве считается, что молиться можно не только за себя, но и за другого человека. Так, например, родители могут молиться за детей, который в силу возраста еще не совсем понимают смысл молитв, главное, чтобы молитва была искренней. Часто христиане обращаются к священнослужителям с просьбой помолиться о них.

Чтобы напомнить человеку о его стремлении стать ближе к Богу, существуют иконы, но они не молятся вместо человека, а лишь служат напоминанием , о том, что человек может стать лучше. Так при виде образа верующий человек как минимум кратко помолится. Человек молится не иконе, а перед иконой. Икона еще напоминает человеку и то, что нужно стремиться жить как святые, жить так, чтоб любовь к людям стояла выше самоугождения и шла из сердца.

Работа с учебником стр.54-55.

Иконы, по содержанию, делят на три вида:

— Богородицы Марии (Слайд 18)

— Православных праздников(Слайд 17)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовить рассказ про иконы по выбору: — Иисуса Христа , Богородицы Марии ,Православных праздников, Святых.

Рассказать про символику цвета на иконах (по выбору – один из цветов)

Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи урока.
1.Познакомить учащихся с ключевыми понятиями православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
2.Расширить представление учащихся о видах молитв.
3.Познакомить учащихся с самой известной молитвой « Отче наш ».
4.Воспитание уважительного отношения к внутреннему миру человека, способному изменяться под действием божьей благодати, стремление следовать добрым традициям православных.

Оборудование урока: таблица с видами молитв, молитва « Отче наш », распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши.

Поздороваемся и улыбнёмся.

Что вы чувствуете, когда видите счастливого, улыбающегося человека?
А всегда ли человек улыбается? Какие чувства могут испытывать люди? (Горе, стыд, страх, волнение.) Как мы можем узнать об этом?( Испуг в глазах, слёзы, наморщенный лоб.)
Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Расскажите. К кому вы обращались в сложных жизненных ситуациях за советом? С кем делились случившимся?
А всегда ли вам помогали ваши близкие, друзья дельным советом в утешении, в решении ваших проблем?

А не задумывались ли вы, как в таких сложных ситуациях ведут себя одинокие люди или те, кто попал в беду, где рядом нет близких и некому помочь (кораблекрушение, пожар, встретившиеся лицом к лицу с преступником или просто идущие по пустынной улице в вечернее время)?
Кто их успокоит? Кто им поможет? Кто их спасёт?

И вот тут на помощь человеку приходит вера в того, кто невидим, но обладает силой, всемогуществом, любовью ко всему человечеству. Это Бог. А чтобы Бог услышал каждого, люди обращаются к богу в молитвах.
Значит, молитва- это обращение человека к Богу.

Тема нашего урока — Православная молитва.
Что такое православие? Какие бывают молитвы? – обратимся к учебнику.
Стр.12-13. Чтение статьи.

Что означает слово православие? Православие-это умение правильно славить Бога, правильно молиться.
Давайте соединим слова православие и молитва.
Что же такое православная молитва?
Какие бывают виды молитв? (электронное приложение к учебнику А.В.Кураева)
Как можно молиться?
Каково действие молитвы?
Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?
Какие люди являются святыми?
Что называется православным Преданием?
А теперь прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Молитва»
Стр.14
В какой ситуации поэт использует молитву?
Каким словом он характеризует её? Почему?

Конечно, существует много разных молитв. В жизни человека происходит множество разных ситуаций, в которых человек испытывает те или иные трудности: болезни, смерть близких, неприятности по работе, страхи и переживания. Существуют и святые, чьи образы отражают иконы, через молитвы к которым человек получает утешение, облегчение, веру. Но есть одна молитва, которую знают многие, обращаясь к Богу и которая по первым строкам названа « Отче наш ». Послушайте, как она звучит на старинном церковнославянском языке.
Чтение молитвы учителем с показом её в электронном виде.

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Как вы поняли, c какой просьбой обращаются люди к Богу?

Чтобы лучше понять молитву остановимся на трудных , не употребляемых в настоящее время в нашей речи словах.
Отче наш,

Первое слово молитвы отче. C каким словом созвучно это слово? В церковнославянском языке раньше существовал звательный падеж. Слово отец стало звучать как отче.

Иже еси на небесeх!
Слово иже-«который», еси-«ты есть», на небесех- на небесах. Это не то небо, по которому плывут облака. В молитвах небо-указание на Бога или на ангелов. Выражение « Небесный Отец »-обращение к Богу.

Да святится имя Твоё. Имя бога свято и дорого для человека.

Да придёт Царствие Твое. Человек впускает в своё сердце любовь и мир Бога и готов исполнить его волю.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Человек доверяет Богу, отдаёт в его руки свою жизнь и душу.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь(сегодня). Хлеб-это еда. Но в слове насущный приставка на означает «сверх» и указывает на что-то большее, что поддерживает не только тело, но и душу человека. Это то, без чего нельзя прожить и дня.

Читайте так же:  Молитва которая читается раз в году в день Своего рождения

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Это не о денежных долгах. Человек просит простить его и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.

И не введи нас во искушение. Искушение –это выбор между между добрым и выгодным (помочь кому-то от чистого сердца или помочь с выгодой), между честностью и наживой и другое. Человек просит Бога, чтобы ситуаций, в которых он может ошибиться и выбрать зло, было бы меньше.

Избави нас от лукавого. Лукавый — значит лживый. Это – зло, злой дух. Это просьба о защите от зла.

Прочитайте ещё раз то, о чём мы только что говорили вдумчиво и осмысленно

Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром

И избави нас от лукавого
защити от зла

Прочитаем хором, осмысленно.

Теперь, когда вы знаете, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Как по-вашему? Неправильно желать в молитве зла и боли другим.

Вопросы и задания на стр.15

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Давайте отразим наши просьбы и чувства к Богу в рисунках. Какие цвета вы бы использовали в работе?

  • 113640-urok-molitva
    Размер файла: 122 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

3 команда
Задание: Соединить текст с картинкой

659716287264«Хвалите имя Господне…».
00«Хвалите имя Господне…».
-75501585090Подай, Господи!»
00Подай, Господи!»

388683590805«Господи, помилуй»
0«Господи, помилуй»

1591457280084«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
00«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»

-579462235389 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
00 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
483708940493«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
00«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
3254082162951«Аллилуйя!»,
00«Аллилуйя!»,

7. Творческая работа учащихся.
На доске, на ватмане, изображен куст с горшком. Каждому ученику раздается трафарет розы. На нем нужно написать одну из добродетели человечества и раскрасить эту розу. После чего приклеить на ватман, на понравившееся место.

8. Итог урока
— Молитва – это обращение верующего человека к Богу.
— Крестимся мы правой рукой, складывая первые три пальца вместе.
— Существует три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва – славословие.
— Мы познакомились с самой главной православной молитвой «Отче наш», узнали, как она появилась и что означает.
— И напоследок, мне бы хотелось рассказать Вам еще одну притчу.
В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
— Что же ты летаешь туда – сюда?
— Я ношу богу послания, которые начинаются «Помоги Господи…» А почему ты всегда отдыхаешь?
— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Спасибо, Господи…»

  • 0007e233-333e25fc
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 1

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Пугачева Юлия Александровна

Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Абабково

Должность
Учитель начальных классов

Модуль
Основы православной культуры

Тема урока
Православная молитва

Цель, задачи
1.Знакомство с православным отношением христиан к Богу
2.Узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»
3.Познакомиться с видами молитвы
3.Усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».
4. Осмысление учащимися значения для христиан молитвы «Отче наш»

Необходимое оборудование
Учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, запись молитвы «Отче наш»

Дидактическое обеспечение
Карточки «Правдивые и неправдивые предложения»

Планируемые результаты урока

личностные
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

предметные
Имеют представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать»

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока
Учатся работать в группах, парах

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Тестирование по вопросам предметного содержания урока

Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справ. материалы для общеобразоват. учреждений /[Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Р. Шапошниковой. — М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Программа общеобразоват. учреждений.4-5 классы:/А. Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеоразоват. учреждений /А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
www.fcior.ed.ru

Читайте так же:  Молитва анна праведная

ЭОРы
Электронное приложение к учебнику, диск с записью молитвы «Отче наш»

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Создание эмоционального настроя.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! — О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.)
Дети настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя
Развитие положительного отношения к учению, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. – Л.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Проверка домашнего задания, используя прием «Незаконченное предложении»: «Знаешь ли ты что. » (учитель говорит начало предложения, а дети завершают его, «Знаешь ли ты что люди называют Бога Творцом . Я знаю, что люди называют Бога Творцом потому, что он сотворил мир» и др.),
Подводит итог, предлагает выбрать самого подготовленного к уроку ученика и поставить ему отметку.
Ученики обдумывают ответ, дополняют предложения учителя, оценивают ответы одноклассников
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания – П.
Оценивать правильность выполнения задания, высказывания – Р.
Умение слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли полно и точно, корректировать и оценивать одноклассника – К.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Учитель предлагает поработать в парах, используя карточки «Правдивые и неправдивые предложения»
Слово «Православие» обозначает умение правильно славить Бога.
Православные люди обращаются к Богу с требованиями.
Молитва противоположена магии.
Православный человек молится, только попав в беду.
Действия Бога, меняющее человека, называют благодатью.
(учащиеся отмечают предложения: + правда, — ложь)
Проблемная ситуация
На какие вопросы вы не смогли ответить?
Учащиеся работают в парах с карточками.
Анализируют, формулируют проблему – П.
Сотрудничество с партнером, контролирует и корректирует действия партнера. — К

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает сформулировать задачи урока, корректирует ответы учащихся.
Учитель, подводя итог, сообщает план действий:
Проверка работы в парах, используя текст учебника.
Изучения текста о молитве.
Знакомство с самой известной молитвой.

Учащиеся формулируют задачи урока, ищут выход из проблемной ситуации.

Поиски способов решения проблем – П.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К.
Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. –Р

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Изучение 1 части текста в учебнике, проверка работы в парах.
Учитель предлагает прочитать текст с помощью маркировки (+ — знаю, Н — новое, ? — не понял и есть вопросы, — — думал иначе)

Учащиеся вслух читают 1 часть текста, проверяют правильность выполнения работы, исправляют ошибки.
Самостоятельно читают текст, с помощью значков маркируют его.
Самоконтроль, коррекция, умение удерживать учебную задачу – Р.
Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачей, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения – К.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Фронтальная проверка работы:
Что вы узнали нового?
Что оказалось интересным?
Что противоречит вашим знаниям?
Работа в группах: составление кластера «Молитва»
Беседа:
-Какие вы знаете молитвы?
-А какая самая маленькая молитва?
-Какая самая известная молитва?
Учитель включает диск с записью молитвы «Отче наш».
Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире. Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Отвечают на вопросы учителя, в группах составляют кластер. Дают характеристику молитвы в соответствие с полученной информацией.
Слушаю молитву в исполнение хора.
Понимают информацию, представленную в виде схемы, моделируют – П.
Планируют, определяют правила составления кластера – Р.
Участвуют в обсуждении, групповая работа, умение слушать собеседника, понимать его высказывания – К.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Дифференцированная работа по степени самостоятельности
Задание 2 в тетради
Выполняют задание в тетради
Контроль, умение оценивать правильность выполнения заданий – Р.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Использует для контроля знаний соответствующий раздел электронного приложения к учебнику «Основы православной культуры»
Выполняют задания теста.
Классификация объектов по выделенным признакам – П.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Делает вывод по уроку, предлагает соотнести задачи урока с его результатами, предлагает каждому оценить свою работу на уроке, дает инструктаж по выполнению домашнего задания
Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока, оценивают своё участие в уроке, записывают домашнее задание в дневник..
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока – Р.
Умение быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Читайте так же:  От развода молитва сильная

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Актуализация. 5мин
Скажите, что вы делаете, если хотите, чтобы мама вам что-то дала или купила? (просите об этом)
-А как вы просите?
-Вежливо — А когда вам мама выполняет вашу просьбу? Вы ее благодарите? — Когда у вас хорошо на душе или плохо, что-то тревожит или нужен совет, с кем вы разговариваете?
— С друзьями, близкими Но есть на свете тот, кто каждому человеку ближе, чем его родители. Тот, кто является Отцом всех нас.(земным-небесным каким?) — Кто это? (Бог)
А как нужно обращаться к Богу?
(с молитвой)
Чтобы ответить посмотрим притчу.

Просмотр притчи. 10 мин
Как вы думаете в чем не правы люди?
Почему молитвы этих людей не услышал Бог?
А чью молитву было только слышно? И почему?
Давайте сделаем вывод: как же нужно молится?
(искренно)
Высказывание детей.
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. 10мин
— Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.(слайд 1)
— Мы сегодня будем говорить о молитве.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”.
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. (Слайд 2)
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва. (Слайд 3)
— Давайте вспомним какие бывают молитвы? Выполним задание на карточках
Ролик Молитва

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 4)
(Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха
Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.)
Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.
— За что можно благодарить Бога?
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: Аллилуйя!
— Кто знает, что это означает? -Слава Богу!
Молитва — покаяние – прости Боже.
Задание выполним в парах. Двое за партой одна группа.
свящ. Павел Покровский
1. Из всех молитв, какие знаю,
Держу в уме иль вслух читаю
Какою дивной дышит силой
Молитва «Господи, помилуй!»
молитва-покаяние

мон. Антония (Берг)
2. Где-то там далеко, и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он всегда говорил, беспрестанно твердил:
«Слава Богу за скорбь и за радость».
молитва-славословие

архиеп. Иоанн (Шаховской)
3. Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а – всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
молитва-просьба
Ю.В. Жадовская
4. Молю Тебя, Спаситель мой:
Смири во мне страстей волненье,
Избавь меня от искушенья,
Исполни кротости святой!
молитва-просьба

И.И. Козлов
5. Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой темный обнови.
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
молитва-покаяние
Д. Мережковский
6.О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю.
молитва-славословие

Проверка по группам.
VI. физкультминутка. 1мин

V. Вторичное закрепление. 10мин
О чём бы вы молили Господа?
Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?
Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость Равнозначны ли эти молитвы?
Одни корыстные, а другие справедливые
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

  • WebUrokCom_01fe991eb210fd
    Размер файла: 61 kB Загрузок: 3
Урок молитва 4 класс орксэ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here