Утренняя молитва шма

Подробное и точное описание: Утренняя молитва шма - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Согласно общему принципу, женщины освобождаются от тех позитивных заповедей, выполнение которых связано с определенным временем. Однако заповедь молитвы — это общая заповедь (в соответствии с мнением Маймонида, это заповедь Торы, которая сама по себе не связана с определенным временем, и лишь форма ее выполнения — в виде Шахарита, Минхи или Маарива — связана с определенным временем). Поэтому женщины (согласно Маймониду и «Шулхан Аруху») обязаны молиться; однако они меньше, чем мужчины, связаны с конкретными временами молитв и с текстами из Сидура.

Женщины могут читать целиком все молитвы (за исключением «Таханун»). При этом благословение на «Шма» и на «Песукей де-Зимра» женщины могут читать только в то время, которое предназначено для этих молитв (см. ниже), Существует, однако, несколько различных точек зрения на то, в чем состоит обязательный минимум для женщин.

По первому мнению (Мишна Брура 106:4), женщины обязаны читать » Амиду » дважды в день (в Шахарит и Минху, стр. 79 и 220). Они обязаны упоминать Исход из Египта, произнося благословение «Избавитель Израиля» (утром стр. 75, вечером стр. 250), следующее за «Шма», потому что в этих отрывках говорится об Исходе (Мишна Брура 70:2). Женщинам важно читать по крайней мере первый отрывок «Шма», потому что в нем содержится признание верховной власти Бога («Орах Хаим» 70:1). Некоторые авторитеты считают, что женщины должны читать также все утренние благословения. По одному из мнений, » Песуке’й де-Зимра ‘» — это введение в » Амиду «, и тем самым женщины обязаны читать и их (Мишна Брура 70:2). Женщины также обязаны читать «Благословение на Тору» (стр. 6).

По другому мнению («Маген Авраам»; эта дискуссия восходит к спору между Маймонидом и Нахманидом), женщины обязаны в соответствии с заповедью Торы молиться один раз в день, но они имеют право молиться по любой формуле, лишь бы сохранились основные элементы молитвы.

Многие общины руководствуются вторым мнением, и женщины читают только краткую молитву утром и не читают никаких молитв по установленной в Сидуре форме. Впрочем, так поступают обычно замужние женщины, особенно те, у кого есть маленькие дети и много забот по дому. Девушки же читают обычно все основные молитвы.

Следует позаботиться о чистоте места, где молятся. Запрещено молиться вблизи экскрементов или в месте, где ощущается их запах.

Нельзя молиться в присутствии нескромно одетых женщин.

Запрещено молиться, если хочется отправить естественные надобности.

Перед молитвой обычно омывают руки, но благословение при этом не произносят.

Время чтения » Амиды » — утром после восхода солнца. Но если Вы спешите на работу, то молиться можно несколько раньше — с зарей.

«Шма» следует читать до четверти светового дня. Если Вы беспокоитесь, что община будет читать «Шма» слишком поздно, то следует прочесть «Шма» (без благословений) раньше. Большинство общин начинают Субботнюю службу позже, чем в будни, и поэтому указанный вариант часто актуален в Субботу.

Шахарит следует читать до первой трети дня. Если Вы пропустили это время, то надо проконсультироваться с раввином.

Есть две точки зрения на то, как следует рассчитывать 1/3 и 1/4 дня для чтения Шахарита и «Шма»: (а) от восхода до захода солнца; или (б) от зари до темноты (появления звезд средней величины) (см. Мишна Брура 18:4). В этом вопросе каждая община следует своему обычаю. «Полдень» — это 1/2 светового дня. (Следует обратить внимание на то, что имеется в виду астрономический полдень, который почти ни в одной местности не приходится точно на 12 часов. )

Начало чтения молитвы Минха — 1/2 часа после полудня. Конец времени для чтения этой молитвы: по одним мнениям — наступление темноты, по другим — не позже 1/4 часа перед наступлением темноты. Однако желательно читать Минху до захода солнца.

Относительно Минхи время после полудня делится на 2 периода: «Минха гдола» («большая Минха») и «Минха ктана» («малая Минха»). Первый период начинается через 1/2 часа после полудня и продолжается 3 часа. Второй начинается спустя 3 1/2 часа после полудня. (Напомним, что здесь всегда имеются в виду галахические часы, т. е. 1/12 часть светового дня. Таким образом, моментом захода солнца по галахическим часам всегда считается «6 часов после полудня») Предпочтительней читать Минху во второй, поздний период; но многие общины предпочитают молиться Минху в первую половину послеполуденного времени.

Время чтения «Шма» наступает сразу после появления на небе трех звезд средней величины. » Амиду » можно читать и раньше. Если Маарив прочли перед этим временем, то после наступления темноты все три отрывка «Шма» следует прочесть еще раз. Община имеет право читать Маарив незадолго до захода солнца, сразу после Минхи, если трудно собрать миньян позже.

«Шма» следует прочесть как можно раньше после наступления ночи и не позже полуночи. Когда это сделать затруднительно, можно прочесть «Шма» (и молиться Маарив) на протяжении всей ночи до зари.

Нужно приложить все усилия, чтобы молиться в общине (т.е. в миньяне), потому что «Всевышний не отвергает молитву многих». Широко распространено заблуждение, что главное в молитве общины — это возможность ответить на «Барху» и на «Кедушу». Это неверно — главным является чтение » Амиды » в миньяне.

Миньян необходим для чтения «Барху», повторения кантором » Амиды «, чтения «Кадиша» и для чтения Торы. Нельзя выходить из синагоги во время чтения одного из этих отрывков, если после того, как вы покиньте ее, в ней не останется миньяна.

Если одно из этих чтений было начато в миньяне, а в середине все же один или несколько человек вышли, то чтение может быть продолжено до конца отрывка при условии, что осталось по крайней мере 6 человек.

Подобным образом, если кантор начал повторение » Амиды «, то он может завершить его чтение, включая «Кедушу», даже если миньян распался. (Коhены, однако, в этом случае не выходят благословлять народ. ) Более того, кантор имеет право прочесть «Хаци-Кадиш» после «Тахануна» и «Полный Кадиш» после «Кедуша де-Сидра», потому что эти молитвы непосредственно связаны с » Амидой «. Все же чтение Торы в этой ситуации не разрешено, а также не читают остальные Кадиши.

Читайте так же:  Молитва чтобы выздоровел муж

В Маариве кантор имеет право читать «Хаци-Кадиш», предшествующий » Амиде «, если во время «Барху» был миньян. Полный Кадиш по окончании » Амиды » можно читать, если миньян присутствовал во время начала чтения » Амиды «.

Прерываться для беседы запрещено во время «Песукей де-Зимра» и далее до конца » Амиды «. Можно, однако, прерываться для выполнения заповеди, причем здесь для разных частей молитв действуют разные правила. А именно:

Во время «Песукей де-Зимра» можно прерываться, чтобы сказать «Амен» на благословение, сказанное другим; если община читает «Шма», следует прочесть первый стих «Шма» вместе со всеми; можно ответить на «Кадиш», «Кедуша» и «Барху». Эти перерывы лучше делать между целыми отрывками в «Песукей де-Зимра» или хотя бы между стихами. Не прерываются для того, чтобы сказать на услышанное благословение «Барух hу у-варух Шмо». Между цельными отрывками можно говорить «Модим де-рабанан», «Ашер яцар» и другие благословения благодарности (Мишна Брура 58).

В «Шма» и его благословениях «целыми отрывками» считаются благословения и сами отрывки «Шма». Между отрывками разрешается говорить «Амен», а также отвечать на «Кедушу», «Кадиш» и «Барху». Если община читает «Шма», нельзя прерываться на этот стих, но следует прикрыть рукой глаза и немного повысить голос, как будто читаешь «Шма» со всеми.

В «середине отрывков» не говорят «Амен», исключением является ответ на два благословения » Амиды » — «Бог Святой» и «Слышащий молитву». В ответ на «Кадиш» говорят лишь первый ответ: «Йиhей Шмей Раба. » и следующий за этим «Амен».

В «Кедуше» можно говорить лишь два первых ответа общины: «Свят, Свят, Свят. » и «Благословенно Имя. «.

Нужно постараться избежать прерывания в середине чтения стиха из ТаНаХа; в том случае, если этого избежать невозможно, следует придерживаться правил, описанных выше, причем после прерывания следует вернуться в началу стиха. Совершенно запрещено прерываться в следующих местах: на самом стихе «Шма, Исраэль!», на «Благословенно Имя. «, а также между словами «Бог ваш» и «истина» в конце «Шма», а также между завершением благословения «Избавитель Израиля» и молитвой » Амида «.

Совершенно запрещено прерываться при чтении молитвы » Амида «. Продолжение

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

Шалом, друзья! Мы продолжаем, с помощью Вс-вышнего, короткие видео по утренней молитве, и сегодня мы с вами пройдем первое благословение перед Шма. В предыдущем видео я рассказал только о его начале, основанном на стихе из пророка Иешаягу, а теперь мы объясним суть этого благословения. Я не буду все переводить, так как у большинства людей есть сидуры с переводом. Между прочим, в Талмуде, в трактате Брахот, в Мишне упоминается, что одно из благословений длинное, а другое короткое, и есть диспут, о чем речь, но одно из объяснений — что это как раз эти два благословения. То есть, утром у нас всего три благословения со Шма, а вечером — четыре.

Есть на это разные причины, в том числе каббалистические, как обычно, но простой смысл, как говорит стих в Теилим, «Семь раз буду Тебя восхвалять» (семь раз в день). Поэтому хазаль попытались, чтобы всего было семь благословений на Шма — три утром и четыре вечером. Утром два благословения до Шма и одно после, вечером — два благословения до Шма и два после. Есть определенная связь между этими благословениями, то есть, они все в чем-то похожи. Первое благословение говорит о мире, о том, как функционируют духовные миры (в том числе здесь будут упоминаться ангелы) и физические миры (светила, который Вс-вышний создал. Вторая браха — про любовь. Так вот, по поводу того, что сказано в Мишне об одной длинной брахе и одной короткой, по мнению комментаторов именно об этих двух благословениях идет речь.

Продолжение смотрите в видео!

Молитва «Шма Исраэль» содержит самую сущность нашей религии в такой степени, что бесчисленное множество евреев-мучеников гордо и мужественно встречали смерть со словами «Шма Исраэль» на устах. Они это делали потому, что знали значение этих слов.

Законы чтения «Шма» из «Шулхан Арух а-рав»:

1. Во время произнесения «Шма» следует держать кисти цицит в левой руке напротив сердца. Намек на это содержится в словах: «И ПУСТЬ БУДУТ ЭТИ СЛОВА… В СЕРДЦЕ ТВОЁМ…» (буквально — «НА СЕРДЦЕ»). Есть мнение, что цицит следует зажать между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Все четыре кисти собирают вместе перед тем, как произнести слова «и приведи нас с миром». Сначала берут две передние кисти, потом присоединяют к ним левую заднюю, а затем правую заднюю кисти.

2. Произносить все три части «Шма» следует сосредоточенно, в страхе и трепете пред Всевышним.

3. Продлятся годы того, кто при чтении слова «эхад» растягивает мысленное произнесение буквы «далет». И букву «хет» в этом слове следует мысленно произносить без спешки, протяжно, чтобы успеть за это время подумать о том, что Всевышний властвует на небе и на земле, ибо семь небес и земля соответствуют букве «хет», числовое значение которой — 8. Букву «далет» (числовое значение которой — 4) следует произносить еще протяжней, чтобы за это время успеть осмыслить единственность Всевышнего в мире и подумать о том, что Он властвует над всеми четырьмя сторонами света.

4. Следует остерегаться, чтобы случайно не произнести в слове «эхад» вместо буквы «далет» букву «рейш»; нельзя произносить букву «далет» твердо (так, как будто в ней есть значок «дагеш». Неправильно поступает тот, кто растягивает произнесение буквы «далет», так как если бы под ней был значок «шва»). Следует растягивать произнесение этой буквы лишь мысленно. Между словом «эхад» и следующей за ним фразой необходимо сделать паузу.

Читайте так же:  Молитва от внезапной смерти Богу

5. Слова «БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!» произносят шепотом. Тот, кто забыл сказать эти слова, должен повторить «Шма» сначала.

6. Следует сделать паузу между словами «БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!» и следующим за ними отрывком «ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО…»; пауза должна быть и между словами «ИЗРАИЛЬ» и «ГОСПОДЬ», а также между «БОГ НАШ» и «ГОСПОДЬ», — чтобы подчеркнуть смысл этой фразы: «СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ: ГОСПОДЬ — БОГ НАШ, ГОСПОДЬ ОДИН».

7. Следует сделать паузу между словами «СЕГОДНЯ» и «В СЕРДЦЕ ТВОЕМ», чтобы это не прозвучало как «сегодня в сердце твоем» — сегодня, а не постоянно, и между словами «СЕГОДНЯ» и «ЛЮБЯ».

8. Необходимо выделить голосом букву «йод» в слове Израиль, чтобы звучало «Йисраэль», а не «Исраэль», и «йод» в слове «веайу», чтобы это слово не прозвучало как «вэау».

9. Если одно слово кончается определенной буквой, а следующее за ним с той же буквы начинается, необходимо между словами сделать паузу, чтобы эта буква отчетливо прозвучала дважды.

10. Следует сделать короткую паузу между словом, кончающимся на «мем» и словом, которое начинается с «алеф», чтобы буква «алеф» не пропала при произношении.

11.Читающий «Шма» должен сам слышать то, что произносит, ибо сказано: «СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ…» Тем не менее, если молящийся произнес «Шма» так тихо, что не слышал сам себя, заповедь он все же исполнил. В тех случаях, когда обстоятельства не позволяют молиться вслух, следует прочитать «Шма» хотя бы мысленно.

12.Следует сосредоточиться на смысле читаемого при произнесении всех трех частей «Шма», однако важнее всего — сосредоточиться во время чтения фразы: «СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ…» и следующей за ней — «БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО…», поскольку, произнося эти слова, еврей провозглашает свою верность Всевышнему. Начиная со слова «ЛЮБИ…» и далее, главное — прочитать текст, и выполнение заповеди засчитывается молящемуся, даже если он был недостаточно сосредоточен. Если же две первые фразы он произнес не сосредоточившись, ему следует прочитать их заново, причем тот, кто молится не в одиночестве, должен повторить их шепотом, чтобы у окружающих не создалось впечатления, что он признает над собой не одну, а две власти. Если после завершения «Шма» молящийся вспомнил, что произнес две первые фразы не сосредоточившись, он должен повторить все сначала.

Перевод текста молитвы:

СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ: ГОСПОДЬ — БОГ НАШ, ГОСПОДЬ ОДИН

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Шепотом): БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!

ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ И ВСЕЙ ДУШОЙ СВОЕЙ И ВСЕМ ДОСТОЯНИЕМ СВОИМ. И ДА БУДУТ СЛОВА ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДОВАЛ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. И ПОВТОРЯЙ ИХ ДЕТЯМ СВОИМ, И ПРОИЗНОСИ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ И НАХОДЯСЬ В ДОРОГЕ, ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ; И ПОВЯЖИ ИХ В ЗНАК НА РУКУ ТВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ. И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ.

И БУДЕТ ТАК: ЕСЛИ ВНИМАТЬ БУДЕТЕ ЗАПОВЕДЯМ МОИМ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА, БОГА ВАШЕГО, И СЛУЖИТЬ ЕМУ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ВСЕЙ ВАШЕЙ ДУШОЙ, ТО ДАМ Я ДОЖДЬ ВАШЕЙ ЗЕМЛЕ В ПОРУ ЕГО, РАННИЙ И ПОЗДНИЙ, И ТЫ СОБЕРЕШЬ СВОЙ ХЛЕБ И СВОЕ ВИНО И ТВОЙ ЕЛЕЙ, И ДАМ Я ТРАВУ В ПОЛЕ ТВОЕМ ДЛЯ ТВОЕГО СКОТА, И БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫТИШЬСЯ. БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ЧТОБЫ НЕ СОБЛАЗНИЛОСЬ СЕРДЦЕ ВАШЕ: И УКЛОНИТЕСЬ ВЫ, И СЛУЖИТЬ БУДЕТЕ БОЖЕСТВАМ ЧУЖИМ И ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ. И ВОСПЫЛАЕТ ГНЕВ ГОСПОДА НА ВАС, И ЗАМКНЕТ ОН НЕБЕСА, И НЕ БУДЕТ ДОЖДЯ, И ЗЕМЛЯ НЕ ДАСТ СВОЕГО УРОЖАЯ, И ВЫ СГИНЕТЕ ВСКОРЕ С БЛАГОДАТНОЙ ЗЕМЛИ, КОТОРУЮ ГОСПОДЬ ДАЕТ ВАМ. И ПРИМИТЕ ЭТИ СЛОВА МОИ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ДУШОЮ ВАШЕЙ, И ПОВЯЖИТЕ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ ВАШУ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ НАД ГЛАЗАМИ ВАШИМИ; И НАУЧИТЕ ИМ ВАШИХ СЫНОВЕЙ ПРОИЗНОСИТЬ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ ТВОЕМ И НАХОДЯСЬ В ДОРОГЕ, И ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ. И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА ТВОЕГО И НА ВРАТАХ ТВОИХ; ЧТОБЫ ВЫ И ВАШИ СЫНОВЬЯ ЖИЛИ НА ЗЕМЛЕ, О КОТОРОЙ КЛЯЛСЯ ГОСПОДЬ ОТЦАМ ДАРОВАТЬ ЕЕ ИМ, ТАК ДОЛГО, КАК ДОЛГО СУЩЕСТВУЮТ НЕБЕСА НАД ЗЕМЛЕЙ.

И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ МОШЕ ТАК: ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ, ЧТОБЫ ДЕЛАЛИ СЕБЕ КИСТИ НА УГЛАХ ОДЕЖД СВОИХ ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ СВОИХ, И ВПЛЕТАЛИ В КАЖДУЮ КИСТЬ НА УГЛАХ ГОЛУБУЮ ШЕРСТЯНУЮ НИТЬ. И БУДУТ У ВАС КИСТИ, ПОСМОТРЕВ НА КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ВСПОМИНАТЬ ВЫ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДА И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, И НЕ БУДЕТЕ БЛУЖДАТЬ ВЛЕКОМЫЕ СЕРДЦЕМ И ГЛАЗАМИ ВАШИМИ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК БЛУЖДАЕТЕ НЫНЕ ВЛЕКОМЫЕ ИМИ. ЧТОБЫ ВЫ ПОМНИЛИ И ИСПОЛНЯЛИ ВСЕ МОИ ЗАПОВЕДИ И БЫЛИ СВЯТЫ ПЕРЕД БОГОМ ВАШИМ. Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ. КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ВАС ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ ВАС БОГОМ. Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ.

Не следует делать паузу между словами «БОГ ВАШ» и «ИСТИННОЕ». Тот, кто молится один, должен дважды повторить слова «Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ»

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

Время чтения Шма Исраэль истекает по окончании первых трех временных часов светового дня, поскольку есть люди, которые пробуждаются и встают до этого времени. Поэтому человек, который читает Шма Исраэль до того, как это время истекло, исполняет заповедь, которая обязывает нас читать Шма Исраэль при утреннем пробуждении, о чем говорят слова Торы (Дварим, 6:7): «…и вставая». И хотя большинство авторитетов склоняется к мнению Виленского Гаона, в чтении Шма Исраэль, которое является заповедью Торы, желательно придерживаться более строгого мнения Маген Авраѓам, согласно правилу: «В случае сомнения, возникающего в отношении заповеди Торы, следует придерживаться более строгого толкования закона». И все же некоторые люди изначально (лехатхила) поступают согласно подходу Виленского Гаона, и их не следует за это осуждать.

Хотя время чтения Шма Исраэль истекает по окончании трех первых временных часов, если это время все же прошло, а человек еще не прочитал Шма Исраэль, то он может исполнить эту заповедь с соответствующими благословениями в течение четвертого часа. За это он получит награду, как за чтение Торы (см. Шульхан арух, 58, 6).

Читайте так же:  Молитвы которые читают в день рождения

Время же чтения утренней молитвы (шахарит) и благословений, сопутствующих Шма Исраэль, продолжается до истечения первых четырех временных часов светового дня, так как мудрецы постановили, что это время должно соответствовать времени принесения постоянной утренней жертвы в Храме, а оно истекало близко к окончанию первых четырех временных часов. А поскольку заповеди утренней молитвы и благословений, сопутствующих Шма Исраэль, являются постановлением мудрецов, практический закон соответствует менее строгому толкованию. Поэтому в данном вопросе можно положиться на менее строгий подход Виленского Гаона, согласно которому указанное время истекает позже. И все же изначально (лехатхила) желательно следовать правилу: «Расторопные не откладывают исполнение заповедей», а потому прочесть молитву раньше, согласно подходу Маген Авраѓам (см. Мишна брура, 58, 4) [ 1] .

Если же истекли первые четыре временных часа, а человек все еще не произнес благословения, сопутствующие Шма Исраэль, и не прочел утреннюю молитву, то в отношении молитвы авторитеты сходятся на том, что ее можно читать до полудня. И хотя практический закон соответствует мнению рабби Йеѓуды, согласно которому время чтения утренней молитвы заканчивается по истечении первых четырех временных часов светового дня, а не по мнению мудрецов, считающих, что это время продолжается до полудня, все же на практике и рабби Йеѓуда признает, что если человек не помолился до истечения первых четырех временных часов, то постфактум (бедиавад) он может восполнить молитву до полудня. И хотя в таком случае он не получит награду, причитающуюся человеку за вовремя прочитанную молитву, он все же удостоится награды за исполнение заповеди молитвы. После полудня же читать утреннюю молитву не следует (см. трактат Брахот, 27а; Шульхан арух, Орах хаим, 89, 1) [ 2] .

Что же касается благословений, сопутствующих Шма Исраэль, то в этом вопросе мнения законоучителей разделились. По мнению большинства из них, менее строгого толкования закона можно придерживаться только в отношении утренней молитвы, которую разрешено читать до полудня. Ведь в принципе человек имеет право прочесть молитву амида (Шмоне эсре, «Восемнадцать благословений») в любое время суток в качестве добровольной молитвы, а потому ее разрешено читать в любом случае, когда возникает какое-либо сомнение. В отличие от этого, благословения, сопутствующие чтению Шма Исраэль, нельзя произносить в качестве добровольной молитвы, поэтому если человек не произнес их до истечения первых четырех временных часов светового дня, он упустил возможность исполнить эту заповедь (см. Шульхан арух, 58, 6; Хаей адам). Другие авторитеты считают, что если человек не произнес эти благословения до истечения первых четырех временных часов, в силу сложившихся обстоятельств, то он может восполнить их до полудня. Этому мнению следуют в некоторых ашкеназских общинах (см. Биур Ѓалаха, там же) [ 3] .

1. Некоторые авторитеты пытались утверждать, что ашкеназский обычай соответствует мнению Виленского Гаона, а сефардский – мнению Маген Авраѓам. В самом деле, Хида писал, что сефарды поступали согласно подходу Маген Авраѓам, а в Игрот Моше (Орах хаим, 1, 24) сказано, что в Литве было принято следовать подходу Виленского Гаона и в отношении времени чтения Шма Исраэль. Однако в Ялкут Йосеф (58, 3 и 89, 6) сказано, что сефардский обычай необязательно соответствует мнению Маген Авраѓам. А в ашкеназских общинах многие изначально (лехатхила) придерживались более строгого толкования закона, соответствующего подходу Маген Авраѓам, в отношении времени чтения Шма Исраэль (см. Мишна брура, 58, 4).

Шма, Исраэ’ль: Адона’й — Элоhе’йну, Адона’й Эха’д!

Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков.

Бару’х Шем квод Малхуто’ ле-ола’м ва-э’д.

Читая первый отрывок Шма, нужно сосредоточиться на чувстве любви к Богу и желании приблизитьс к Нему

И возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими. И будут слова эти, которые Я заповедаю тебе сегодня, на сердце твоем; и научи им сыновей своих; и произноси их, сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая. И в знак повяжи их на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими, и напиши их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих.

Ве-аhавта’ эт Адона’й Элоhе’йха бе-хо’ль левавха,’ у-ве-хо’ль нафшеха’, у-ве-хо’ль меоде’ха. Ве-hаю’ hа-двари’м hа-э’ле, аше’р Анохи’ мецавха’ hайо’м, аль леваве’ха. Ве-шинанта’м ле-ване’ха, ве-дибарта’ бам, бе-шивтеха’ бе-вейте’ха у-влехтеха’ ва-де’рех у-в-шохбеха’ у-в-куме’ха. У-кшарта’м ле-о’т аль яде’ха, ве-hаю’ ле-тотафо’т бейн эйне’йха. У-хтавта’м аль мезузо’т бейте’ха у-ви-ш’аре’ха.

Читая второй отрывок «Шма», нужно сосредоточиться на принятии заповедей Торы и на принципе Божественной справедливости и воздаяния

И будет: если вы будете послушны повелениям, которые Я даю вам сегодня: любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, — то дам Я дожди земле вашей в срок, от начала и до конца зимы, и соберешь ты свой хлеб, и вино, и оливковое масло; и дам траву для скота на луга твои; и будешь ты есть досыта. Однако берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим богам и поклоняться им. Ибо тогда разгневается на вас Господь и замкнет небеса; и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды; и исчезнете вы вскоре с той благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти слова Мои всем сердцем вашим и всей душой вашей, и в знак повяжите их на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими. И научите им сыновей ваших; чтобы произносили их сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на косяках дверей дома своего и ворот своих. Чтобы дни ваши и дни сыновей ваших умножились — на земле, которую Господь клятвенно обещал отцам вашим, — как дни существования небес над землею.

Читайте так же:  Молитва евгению мелитинскому

Ве-hая’, им шамо’а тишмеу’ эль мицвота’й, аше’р Анохи’ мецаве’ этхе’м hа-йо’м, ле-аhава’ эт Адона’й Элоhейхе’м у-леовдо’ бе-хо’ль левавхе’м у-ве-хо’ль нафшехе’м. Ве-натати’ мета’р арцехе’м бе-ито’, йорэ’ у-малко’ш, ве-асафта’ дгане’ха ве-тирошха’ ве-йицhаре’ха. Ве-натати’ э’сев бе-садха’ ливhемте’ха, ве-ахальта’ ве-сава’та. hишамру’ лахе’м пен йифте’ левавхе’м, ве-сарте’м ва-авадте’м элоhи’м ахери’м ве-hиштахавите’м лаhе’м. Ве-хара’ аф Адона’й бахе’м, ве-аца’р эт hа-шама’им, ве-ло’ йиhйе мата’р, ве-hа-адама’ ло тите’н эт йевула’, ва-авадте’м меhера’ ме-а’ль hа-а’рец hа-това’, аше’р Адона’й ноте’н лахе’м. Ве-самте’м эт двара’й э’ле аль левавхе’м ве-а’ль нафшехе’м, у-кшарте’м ота’м ле-о’т аль йедхе’м, ве-hаю’ ле-тотафо’т бейн эйнейхе’м. Ве-лимадте’м ота’м эт бнейхе’м ледабе’р бам, бе-шивтеха’ бе-вейте’ха у-в-лехтеха’ ва-де’рех у-в-шохбеха’ у-в-куме’ха. У-хтавта’м аль мезузо’т бейте’ха у-ви-ш’аре’ха. Лема’ан йирбу’ йемейхе’м в-име’й внейхе’м аль hа-адама’, аше’р нишба’ Адона’й ла-авотейхе’м лате’т лаhе’м, к-име’й hа-шама’им аль hа-а’рец.

Читая третий отрывок «Шма», нужно сосредотчиться на заповеди ношения кистей цицит и (в конце отрывка) на заповеди ежедневно вспоминать об Исхде из Египта. Во время чтения, при каждом упоминании слова цицит, а также в конце, на слове «Эме’т», принято целовать кисти цицита

И сказал Господь Моисею: Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поклениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую кисть-цицит голубую нить. И она будет у вас в кисти-цицит, и увидев ее, вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их; и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили вы и исполняли все заповеди Мои и были святы перед вашим Богом. Я, Господь, — Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Я, Господь, — Бог ваш. [Истинно]

Ва-йо’мер Адона’й эль Моше’ лемо’р: дабе’р эль бней Йисраэ’ль ве-амарта’ алейhе’м, ве-асу’ лаhе’м цици’т аль канфе’й вигдейhе’м ле-дорота’м, ве-натну’ аль цици’т hа-кана’ф, пти’ль тхе’лет. Ве-hая’ лахе’м ле-цици’т, у-ре’ите’м ото’, у-зхарте’м эт коль мицво’т Адона’й, ва-асите’м ота’м, ве-ло’ тату’ру ахаре’й левавхе’м ве-ахаре’й эйнейхе’м, аше’р ате’м зони’м ахарейhе’м. Лема’ан тизкеру’ ва-асите’м эт коль мицвота’й, ви-hйите’м кедоши’м л-Элоhейхе’м. Ани’ Адона’й Элоhейхе’м, Аше’р hоце’ти этхе’м ме-э’рец Мицра’им, лиhйот лахе’м л-Элоhи’м, Ани’ Адона’й Элоhейхе’м. [Эме’т. ]

Неоходимо сразу по окончании чтения «Шма» произнести слово «Эме’т» (Истинно), открывающее следующее за «Шма» благословние

Текст «Шма» не является молитвой в строгом смысле слова, т.к. в нем нет ни прославлений Всевышнего, ни наших просьб к Нему. (На иврите различаются понятия «Криа’т Шма» — буквально чтение Шма, и «Тфила’т Амида'» — молитва Амида) Чтение трех частей «Шма» должно подчеркнуть три важнейших положения иудаизма и углубить наше понимание их. В первой части говорится, что отношение к Богу должно быть личным и свои отношения с Богом нужно строить на основе любви к Нему. Во второй части декларируется не только тот факт, что мы должны соблюдать Его заповеди, но и то, что все блага и горести этой жизни ниспосылаются нам Всевышним в зависимости от того, насколько правильно мы исполняем свои обязательства перед Ним. Третий отрывок гласит, что соблюдение заповедей — это не самоцель, а инструмент нравственного совершенствования и приближения к Всевышнему; в конце третьего отрывка говорится о том, что на протяжении всей нашей истории, начиная с Исхода, нас направляет Его рука. Первый отрывок «Шма» является обращением ко всему народу Израиля как к единому целому, и в то же время к каждому еврею в отдельности. Второй отрывок обращен к народу как к социуму.

По сути, «Шма» есть символ веры иудаизма. Ее произносят также и в случае смертельной опасности и перед смертью.

Первый стих молитвы «Шма» особенно важен (и очень желательно читать его на иврите;). При чтении слов «Слушай, Израиль. » необходимо четко осознавать по крайней мере следующее: «Господь — наш Всевышний Владыка, Он один во всех мирах, на небе и на земле, и абсолютно всюду» (Бесамим Рош).

Первый стих «Шма» декларирует строгий монотеизм: «Господь один», причем Он один во всех значениях этого слова: Он — единственный, Кто пребывает всюду; Он — единственный, Кто управляет миром (т.е. мы провозглашаем, что Бог и только Он управляет всем, что происходит вокруг нас); Он — один для всего человечества (и хотя сейчас только мы признаем Его Богом, но в будущем Его признают Владыкой мира все народы земли); Он един — т.е. нет в Нем «частей», и мы не можем никак «проанализировать Его как объект».

Первый стих «Шма» произносят вслух, повышая голос, чтобы легче было сосредоточиться на смысле слов. Правой рукой при этом прикрывают глаза — для большей сосредоточенности, а также чтобы подчеркнуть идею «слушай». (В противоположность понятию «видеть», означающему в духовном плане «убеждаться самому», т.е. экзистенциальный монолог; понятие же «слушать» означает «получить Дот кого-то другогоЕ», «принять Дто, что дано нам ВсевышнимЕ», т.е. экзистенциальный диалог.)

Когда община произносит «Шма, Исраэль», то все находящиеся в синагоге должны присоединиться к ней и прочесть первый стих «Шма». Если кто-то читает молитву, на которой запрещено прерываться, то он просто прикрывает глаза и слегка повышает голос, мысленно присоединяясь к общине.

Поскольку читая «Шма, Исраэль» мы выполняем заповедь Торы, то нужно произносить слова «Шма» предельно точно, правильно выговаривая все буквы, следить, чтобы слова не сливались и т.д.

Время чтения утреннего «Шма» — первая четверть (по другому мнению — треть) светового дня (световой день — это время от восхода до заката). Для того, чтобы не пропустить это время, «Шма» помещено также среди отрывков, предваряющих утреннюю службу (см. стр. 26). О заповеди чтении «Шма» см. Введение

«Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков». Этой фразы нет в Торе в тексте «Шма», она добавлена к «Шма» в молитвеннике. Слова эти (несколько измененная цитата из Псалма 72:19) народ произносил, услышав из уст первосвященника в Храме Имя Всевышнего. Так как у Бога евреев нет собственного Имени (все Его Имена — это только описания Его проявлений в мире), то эту фразу следует понимать так: «Благословенно Имя, под которым Царство Господа прославлено на этой земле».

Читайте так же:  Молитва по умершей маме до 40 дней

Агада (Мидраш Дварим Раба 2:36) объясняет, что молитвенную формулу «Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков» Моисей «подслушал» у ангелов и передал ее народу Израиля. Поскольку эта молитва ангелов не была «официально» передана нам, мы произносим ее шепотом. (Однако в Йом Кипур, когда по своему поведению мы «уподобляемся ангелам», эти слова произносят громко.)

Первый отрывок «Шма» определяют как «Кабала’т оль Малху’т Шама’им» — «Признание над собой власти Небес», или в дословном переводе «Принятие ярма небесного Царства». Имеется в виду ярмо, которое надевают на шею быка для того, чтобы тот тащил плуг (или делал другую работу). Без ярма бык не может тащить плуг, его громадная сила может лишь разрушать. Именно таким ярмом — ограничивающим, но в то же время дающим возможность самореализации — является для еврея Тора. Еврей «подставляет шею» под ярмо законов Торы ради созидания на земле.

«И возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим»: любовь к Всевышнему выражается в желании приблизиться к Нему, ощутить свою связь с Ним. Заповедь «Возлюби Господа» включает в себя требование исполнять Его повеления из любви, а не из боязни наказания.

«И всей душою твоей»: «даже если Он забирает твою душу» (Мидраш). На этом основан закон, гласящий, что в случае выбора между смертью и отказом от Торы еврей должен принять «смерть в освящение Божественного Имени», но не отказаться от Торы.

«И всеми силами твоими». Слово «меоде’ха» (переведенное нами как «силами твоими») Мидраш понимает как «твое имущество», «то, что принадлежит тебе». Таким образом, имеется в виду, что человек должен направить на служение Всевышнему все принадлежащее ему: как свои способности и силы, так и свое имущество.

«И научи им [этим словам] сыновей своих»: эта заповедь предписывает учить своих сыновей Торе.

«И произноси их сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая». Кроме общего смысла — требования основывать всю свою жизнь на Торе — эти слова имеют также значение конкретного закона: читать «Шма» вечером («ложась») и утром («вставая»).

«И в знак повяжи их на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими». Это является основанием заповеди накладывать тефилин на руку и на голову (см. стр. 15).

Второй отрывок «Шма». Еврейская религия категорически против разделения жизни на «светскую» и «духовную». Часто можно услышать заявления: «Я верующий в душе, я признаю существование Высшей Силы, но не исполняю практических заповедей Торы». Второй отрывок «Шма» гласит, что религиозные чувства, о которых говорилось в первом отрывке, должны реализовываться через действия, через исполнение заповедей. При этом подчеркивается, что законы Торы — это не этическая абстракция. Исполнение или неисполнение этих законов влечет за собой реальные физические последствия как для каждого человека в отдельности, так и для всего народа в целом (ибо «сыны Израиля отвечают друг за друга»).

«Дожди в срок». Сезон дождей в Израиле — зима. Отсутствие дождей в этот период приводит к неурожаю и голоду. Дожди в другое время портят урожай.

«Однако берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну.» Опасность, которой нам надо беречься, состоит в том, что когда человек «ест и насыщается», то он может подумать: «силой моей собственной руки добыл я все это и не нуждаюсь в поддержке с Неба», — и тогда неизбежны нравственное падение и, как наказание, изгнание.

«И не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас». В Мидраше Танхума сказано: «Глаза видят, сердце желает, а тело совершает преступление». Тора говорит здесь не столько об образе мыслей (об этом говорится в других местах), сколько о том, что неправедные мысли не должны найти свое выражение в действии.

«Вывел из Египта, чтобы быть вам Богом»: Исход — историческая причина, по которой мы обязаны исполнять заповеди (Мунк).

«Дабы . вы были святы. [ибо] Я, Господь, — Бог ваш». Основой нравственного поведения должно быть желание исполнить волю Всевышнего, а не рациональные рассуждения, ибо человек может придумать «рациональные подтверждения» всему, чему он хочет; и тем самым оправдать любое свое поведение.

«Истина». Слово «истина» относится уже не к самому «Шма», но является началом благословения после него. Однако, поскольку при соединении конца «Шма» («Господь, Бог ваш») с началом благословения («истина») получается важнейшее утверждение иудаизма, которое (с небольшими изменениями) совпадает с цитатой из пророка Иеремии (10:10: «А Господь Бог — истина»), а цитаты из ТаНаХа разрывать не следует — было решено, что слово «Эме’т» («истина») следует присоединять к «Шма», а чтение благословения продолжать со следующего слова. (Это правило приобретает особое значение в том случае, когда при молитве в общине один из молящихся уже кончил читать «Шма» и вынужден ждать, не начиная читать следующее благословение, пока вся община не завершит «Шма».) Закон категорически запрещает прерываться между окончанием «Шма» и словом «Эме’т» (Брахот 14а).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда община кончает читать «Шма», кантор громко повторяет: «Господь, Бог ваш, — истина», чтобы довести число слов «Шма» до 248.

Утренняя молитва шма
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here