Василий великий молитвы

Подробное и точное описание: Василий великий молитвы - святые тексты собранные из всех уголков мира на одном сайте.

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.

Грехи делом — когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом — когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни — грехи словом. Грехи словом — клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию — это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? — говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.

Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.

Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.

2. Как достигнуть нерассеянности в молитве? Несомненно убедившись, что Бог пред очами. Если тот, кто видит начальника или настоятеля и беседует с ним, не отвращает от него взора; то кольми паче молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написанное: воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8).

Читайте так же:  Как тело очищается водою так душа молитвою

3. Молитва имеет два вида: первый — славословие со смиренномудрием, а второй (низший) — прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению, в противном случае сам о своем произволении даешь всем знать, что молишься Богу, вынужденный потребностью.

Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро.

Святитель Василий Великий — один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, именно приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры, монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за помощью в учебе, делах благотворительности и вообще во всяком занятии. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господьство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

О великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

О великий и пресвятый святителю, отче Василие! Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах, скорбех и искушениях скорое поможе-ние, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков.

  • «Беседа первая. О посте» — святитель Василий Великий
  • «Беседа вторая. О посте» — святитель Василий Великий
  • «Беседа третья. На слова: внемли себе» — святитель Василий Великий
  • «Беседа четвертая. О Благодарении» — святитель Василий Великий
  • «Беседа пятая. На память мученицы Иулитты» — святитель Василий Великий
  • «Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки» — святитель Василий Великий
  • «Беседа седьмая. К обогащающимся» — святитель Василий Великий
  • «Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи» — святитель Василий Великий
  • «Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла» — святитель Василий Великий
  • «Беседа десятая. На гневливых» — святитель Василий Великий
  • «Беседа одиннадцатая. О зависти» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей» — святитель Василий Великий
  • «Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения» — святитель Василий Великий
  • «Беседа пятнадцатая. О вере» — святитель Василий Великий
  • «Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово» — святитель Василий Великий
  • «Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама» — святитель Василий Великий
  • «Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия» — святитель Василий Великий
  • «Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцатая. О смиренномудрии» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать пятая. О милости и о суде» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать шестая. Утешение больному» — святитель Василий Великий
  • «Гомилия на Святое Рождество Христово» — святитель Василий Великий
  • «Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию» — святитель Василий Великий
  • «Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание к хорепископам» — святитель Василий Великий
  • «Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси» — святитель Василий Великий
  • «Послание к Григорию пресвитеру» — святитель Василий Великий
  • «Послание к Диодору епископу Тарскому» — святитель Василий Великий
  • «Послание к епископам» — святитель Василий Великий
  • «Нравственные правила» — святитель Василий Великий
  • «Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве» — святитель Василий Великий
  • «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах» — святитель Василий Великий
  • «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон» — святитель Василий Великий
  • «О подвижничестве» — святитель Василий Великий
  • «О Предании Церковном» — святитель Василий Великий
  • «О Святом Духе» — святитель Василий Великий
  • «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» — святитель Василий Великий
  • «Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию» — святитель Василий Великий
  • «Коленопреклоненные молитвы на Троицу» — святитель Василий Великий
  • «Сотницы» — святитель Василий Великий
  • «Письма к разным лицам. Часть первая» — святитель Василий Великий
  • «Письма к разным лицам. Часть вторая» — святитель Василий Великий
  • «Письма к разным лицам. Часть третья» — святитель Василий Великий
  • «Беседы на псалмы» — святитель Василий Великий
  • «Беседы на Шестоднев» — святитель Василий Великий
  • «Толкование на книгу пророка Исаии» — святитель Василий Великий

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Икона Святого Василия Великого помогает тем, кто просит избавления от страхов и гонений, а также от несправедливого отношения со стороны начальства. Милосердие угодника исцеляет от различных болезней, дает силы в изучении наук и научных экспериментах.

Святой учитель, будучи большим оратором, умел убежать население, поэтому он покровительствует просвещению.

Согласно подлиннику XVI века, Святой учитель изображался в светлой фелони, в левой его руке — Евангелие, а правой он делает благословляющий жест. Тип изображения иконы Святого Василия: фронтальный, погрудный. Этот образ призван украшать алтарь.

В XI веке был сформирован другой тип лика: фигура склонялась в молении, держа в руках раскрытый свиток. Исключительные эпизоды жития угодника изображались в миниатюрных композициях.

В средневековье наблюдалось большое число иконографий Святого угодника, носящих смысл образа и его деятельности. Икона св. Василия часто иллюстрируется в Руси, присутствует на памятниках царствования Ивана Грозного. В XVII веке распространились образы, демонстрирующие песнопения поста с совершающим службу угодником. Иконография тех времен отличалась вертикальностью формата и напоминала надгробное облачение.

Читайте так же:  Молитвы при беспокойстве

Интересно! Композиция под названием «Служба Василия Великого» имеет символическое значение Святого Причастия (Евхаристии). Угодник изображен у престола, на его покрытых руках располагается Младенец Христос. Сюжет имел большое значение для церкви.

Икона Василия Великого помогает в учительстве, так как он сам являлся примером в изучении различных наук. Угодник всегда был тверд, спокоен и решителен, когда против христианской веры начинались давления со стороны властвующей структуры. Поэтому люди часто обращаются к образу для избавления от страхов и сомнений.

Еще молитвы об успехах в учебе:

Учитель всегда твердил, что проявляя колоссальную любовь, человек создает в окружении гармонию и позволяет всем испытывать духовную радость.

  • К лику обращаются, чтобы попросить успеха в благотворительной деятельности.
  • Иконы Святого Василия Великого способны давать силы на решение трудных творческих задач.
  • К образу поклоняются с намерением удачно построить жилище, успешно перебраться на новое место или открыть собственное предприятие.
  • Икона издавна являлась покровителем земледельческих работ. Люди молятся ради получения сил, а также для защиты посевов и богатого урожая.
  • Лик способен отвратить беду от людей, оказавшихся в тяжелой житейской ситуации. К образу поклоняются, чтобы защититься от гонений, искушений, зависти и клеветы.
  • Икона избавляет от многих болезней. Ей молятся, чтобы призвать удачу на сторону нуждающихся и требующих большого сострадания.

На заметку! Известно около 227 церквей Василия Великого, расположенных в различных уголках земли. Наибольшее количество находится в Ярославской, Вологодской и Тверской областях.

Существует несколько молитв, которые нужно читать перед образом. Дома для ритуала можно использовать фото иконы Василия Великого с обязательным коленопреклонением. А в храмах, во время праздников, церковные служители предлагают прихожанам бесценный дар Благодати Господа.

Существует молитва, снимающая бесовскую одержимость. В православной традиции это называется вычиткой. Выполняя этот ритуал, священник окуривает помещение ладаном и осеняет окружение крестом.

Родился в благородной семье в 330 году, в Кессарии (Малая Азия). Благочестивые семена в маленьком ребенке были посеяны его бабушкой, Макриною, которая еще в юности получала наставления Григория Чудотворца. Отец преподавал сыну не только основы христианской веры, но и красноречие, философию, риторику.

Имея острый ум, молодой человек в возрасте 17 лет сравнялся с учителями, поэтому решил отправиться в Константинополь. После знакомства здесь с софистом Ливанием, святой угодник посетил Афины, город, который считали эпицентром всех наук. Там он познакомился с мудрейшим Григорием Богословом.

Оба учителя обладали смиренностью, благочестием и дружили до конца своих дней.

На заметку! Угодник говорил, что церковь всеми силами старается приобщить мирских людей, привязанных к житейскому, к истинной добродетели. Духовная сила всегда испытывает милосердие ко всякому человеку, отрешенному от служения Богу. Икона Василия Великого чрезвычайно помогает укрепить веру в истинного Отца.

Святой учитель с большим усердием изучал науки. Он обладал глубокими философскими, филологическими и ораторскими познаниями. Вернувшись из Афин, отклонил предложение мудрых людей заниматься законоведением и решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Василий принял Крещение, когда ему было 25 лет. В те времена этому ритуалу уделяли должное внимание и порой оттягивали его до самой кончины.

Угодник отправился в Египет и стал аскетом для того, чтобы совершенствовать христианскую веру. Он побывал в Сирии, Месопотамии и на территории Палестины, где знакомился со знаменитыми подвижниками, изучал их труды.

Вернувшись домой, он и Григорий Богослов основывают общину, где происходят молитвы иконам, разнообразные работы и изучение святых трудов.

Вскоре Василий Великий получает должность диакона, а после и пресвитера Церкви, находящейся в Кессарии. Здесь он становится помощником епископа Евсения. У них возникали недомолвки, о которых пришлось забыть с приходом арианского учения.

Василий усердно сопротивлялся еретическому движению: молился иконам, читал проповеди и создавал большие религиозные труды. Таким образом, он старался изобличить арианское учение.

После того как умер Евсений, Святой учитель становится епископом и имеет возможность нести просвещение большему количеству народа.

Император по имени Валента не смог переманить Святого Василия в арианскую веру и решил прибегнуть к особым мерам, разделив церковные приходы на две части. Однако Великий учитель смог избежать раскола и распределил начальство между своими ставленниками.

В 379 году Святой Василий умер от переутомления и чрезвычайной аскезы.

По смерти тело угодника положили в гробницу отцов, где находились останки его предшественников. Этому месту поклонялись православные и мусульмане, называвшие его святым старцем.

Большое количество древних храмов посвящались Василию Великому.

  • Западное предание гласит, что мощи Святого учителя располагаются на Сардинии и хранятся в храме св. Франческо. Здесь оно появилось в начале IV века.
  • По православным преданиям, честная глава Василия находится на Афоне. Ее подарил император Никифор II. Другие источники утверждают, что она располагалась в Константинополе. Некоторые паломники видели мощи в монастыре Панахранту.
  • В русской летописи «Хождение в Царьград» имеется утверждение, что останки располагались в монастыре Святого Василия. В начале XII века они были увезены в город Амальфи (Италия).

Житие Василия Великого показывает его благочестие, добродетельность и целеустремленность в служении Богу. Пройдя множество испытаний и не сломившись, он заслужил истинное поклонение церкви.

Важно! Чудотворный лик учителя помогает укрепить веру, повысить желание к наукам. Образ избавляет от гонений и злых духов и покровительствует ученичеству.

В о всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Я ви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое госпо́дьство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне.

О вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче, всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к тебе́ припа́дающих, и умоли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О вели́кий и пресвяты́й святи́телю, о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, раб Бо́жиих ( имена ), и умоли́ Го́спода, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви Святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние и во всех ну́ждах, скорбе́х и искуше́ниях ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, воспева́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Молитвы о замужестве скором

В елича́ем тя, / святи́телю Христо́в Васи́лие, // благоче́стно Це́рковь Христо́ву сохра́ншаго.

Василий Великий — вселенский святитель и учитель. Именовать святого «Великим» стали за его неутомимую и огромную работу во благо Православной Церкви. В борьбе за чистоту веры, житие святого Василия Великого воссоединило в себе воедино философию, богословие и монашеское подвижничество.

Василий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители слыли знатными людьми, ревнителями христианства, Его предки (дед и бабушка) пострадали за веру во времена язычника Диоклетиана, а родной дядя служил в чине епископа. Отец мальчика был законоведом, он мечтал, чтобы наследник пошел по его стопам.

Под руководством родителей и высокообразованной бабки Макрины, парень получил первые знания. А после он отправился в Константинополь и Афины, где получил блестящее образование. Юноша в совершенстве изучил множество наук.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В это же время в Афинах также проходил обучение Григорий Богослов. Молодые люди подружились и их духовная близость протекла через всю жизнь.

В 357 году Василий возвратился в Кесарию и стал преподавать риторику. Но он мечтал о духовной жизни, и бросив учительство, он отправился в путешествие по странам, в коих процветало подвижничество.

В Египте святой изучал богословские науки у архимандрита Порфирия, здесь же он обучался подвигу постничества, посещал подвижников православия. Затем он отправился в Иерусалим на поклонение святым местам земной жизни Иисуса Христа, посетил Антиохию, там и был посвящен в сан диакона.

В Кесарии, ведя строгую монашескую жизнь, Василий был возведен в пресвитерский ранг. Находясь в высоком чине, он так же заботился о нуждах вверенной ему паствы, ревностно проповедовал, чем заслужил любовь и уважение христиан.

Но один из епископов по имени Евсевий стал из-за зависти высказывать свое недовольство Василию. На что тот, дабы избежать возникновения смуты, отправился в Понтийскую пустыню. Он проживал рядом с монастырем, который основала его мать и старшая сестра.

Важно! Здесь же вместе с любимым другом Григорием они составили иноческие правила и уставы, которые вскоре были приняты православными обителями.

Вскоре Собор епископов избрал Василия на Кесарийскую кафедру, где тот явил себя яростным и ревностным защитником христианского вероисповедания. Он составил книги о Божестве Святого Духа и его единении с Сыном и Отцом в Святой Троице.

Труды и подвиги Василия стяжали дня него у Всевышнего дар чудотворений и прозорливости. Однажды святой получил откровение с Небес о смерти Юлиана Отступника, императора, который всеми силами пытался утвердить язычество и поклонение несуществующим божкам.

Он умер от удара копьем на Персидской войне.

Император Валент отдал здание православной церкви в Никее людям — приверженцам арианской ереси. Василий предложил ему прибегнуть к Божиему судилищу: храм перешел бы той стороне, по чьей мольбе отворятся ее запечатанные двери.

Ариане молились круглосуточно 3 дня. Но их попытки оказались тщетны. Но когда к храму приблизился Василий со священниками и прихожанами, двери открылись после первой же молитвы подвижника.

Святость Василия была засвидетельствована Творцом еще при его земной жизни. Однажды, во время богослужения, к собранию прихожан присоединился один еврей. Он мечтал изучить состав Святых Таин. Обманув верующих, он прикинулся православным и увидел, что пресвитер Василий удерживает в руках и раздробляет на мелкие частички младенца.

Когда пришло время Причастия, к Чаше подошел и еврей, приняв частицу Святых Даров. Он увидел в своих руках настоящую Плоть, а приступив к Чаше, созерцал Кровь. Остаток причастия он отнес жене домой, поведав о том, что узрел воочию своими глазами в церкви. Еврей уверовал, что Причастие — самое главное Таинство в жизни христиан.

На следующее утро он пошел к клирику, признался в обмане и увиденном чуде, умолил удостоить его и домочадцев Таинства Святого Крещения. Василий с радостью возблагодарил Отца Небесного и тут же окрестил еврея с его семейством.

О святости Василия дошли слухи до Ефрема Сирина, проживавшего в то время в пустыне. Преподобный стал умолять Творца о том, чтобы Он показал ему святителя. И вот однажды свершилось чудо: Ефрем лицезрел огромный столп огня, вершина которого доходила до самых небес. Великий и громогласный глас возвестил: «Ефрем, видишь этот огненный столп? Таков и есть Василий!».

Богоносец по молитвам к Всевышнему исцелил множество народа. Его сила моления творила великие чудеса. Он мог испросить прощения и благости даже для самого отчаянного грешника, пришедшего к покаянию.

Например, одна знатная дама, будучи отъявленной блудницей, постыдилась вслух исповедать Василию свои грехи. Она их написала на листе бумаги и, запечатав лист в конверт, отдала клирику. Святитель целую ночь умолял Бога о спасении ее души, а на утро отдал женщине ее письмо в нераспечатанном виде.

Все грехи ее оказались изглаженными, кроме одного. Святитель посоветовал ей отправиться в пустыню к Ефрему Сирину. Но тот, при всем уважении к Василию, отправил блудницу обратно, указав, что только Василий Великий силой своей молитвы способен испросить на Небесах полное прощения для нее.

По возвращении в Кесарию дама встретила похоронную процессию с гробом Василия Великого. Бывшая грешница в слезах бросилась на землю и бросила на гроб Василия свой «список грехов». Один из клириков, сопровождающих шествие, не понял сути происходящего и взял «послание», дабы выяснить ситуацию и помочь женщине. Развернув его, он узрел лишь чистый лист.

Тем самым святой Василий искупил последний ее грех посмертно.

Обычно во время Божественной Литургии Василий возносил Святые Дары, и златой голубь, висевший над престолом, сотрясался трижды. Но однажды привычного знамения, указующего на сошествие Святого Духа, не случилось.

Пресвитер не мог объяснить причину и долго размышлял над случившимся. И тут он заметил, что диакон, удерживающий рипиду, вожделенно смотрит на женщину-прихожанку. Ему было велено немедленно отойти от жертвенника, и назначена епитимия: находиться в посте и молитве 7 дней без отдыха и сна, из своего имения раздавать нуждающимся милостыню.

С того момента клирик благословил устроить перед алтарем плотную занавесь, дабы никакая из дам не могла и краем глаза заглянуть в алтарь во время совершения богослужения. Непослушных же Василий повелел выдворять из церкви и отлучать от Святого Причастия.

Даже на смертном одре святитель творил чудеса. Он успел обернуть к вере православной своего лекаря иудея по имени Иосиф. Врач поспорил со святым о том, что если больной доживет до утра, то он уверует во Христа и примет Святое Крещение. Василий молитвенно испросил у Бога отсрочки своей кончины. К удивлению лекаря, Василий не умер ночью, а даже встал с постели и пошел в церковь, где и совершил Таинство Крещения над лекарем Иосифом.

Ему хватило сил отслужить Божественную Литургию, причастить новообращенного, проститься с прихожанами. Затем в стенах родного храма он спокойно отошел ко Господу.

На прощание с Василием Великим собралось множество людей разного вероисповедания, от православных до язычников, иудеев.

Среди верующего православного люда Василий Великий почитается наравне с Николаем Чудотворцем.

По кончине святителя, его тело было погребено в гробнице, рядом с останками предшественников по Кесарийской кафедре. Его гробница стала местом поклонения как христиан, так и мусульман, почитавших его как шейха.

Важно! В честь его имени было освящено множество храмов и часовен в Каппадокии.

Читайте так же:  Молитва в тяжелые моменты жизни

Честная глава святителя Василия покоится на горе Афон в Великой Лавре. Его епитрахиль хранится в обители святого Василия в Константинополе. Рука подвижника хранится в церкви святого Георгия Греческого в Венеции, а часть его руки положена в Греции в Большом Метеорском монастыре.

Десница (правая рука) покоится в Иерусалиме в алтаре церкви Воскресения Христова.

Молитва святому Василию защищает людей от гонений вражиих и искушений. Он спасает от сомнений и страхов, пособствует обретению внутреннего душевного равновесия.

  • помогает исцелиться от недугов, порой даже от неизлечимых;
  • помогает изучению различных наук;
  • способствует преодолению трудностей в усвоении знаний;
  • служит опорой в молитве для тех, кто строит новый дом;
  • благоволит открытию нового дела, предприятия;
  • покровительствует земледельцам;
  • дарует щедрые урожаи;
  • придает силы в тяжелой работе.

Еще молитвы в разных жизненных обстоятельствах:

Святитель помогает всем и в любой жизненной ситуации, где требуется его святая помощь.

Важно! Память Василия Великого совершается ежегодно 14 января и 12 февраля.

Святитель Василий Великий. Беседа 14: «Пьянство — этот добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство — матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок».

Вечерние зрелища побуждают меня к слову; но опять и удерживает мое стремление, притупляет мое усердие бесполезность прежних трудов. И земледелец, когда не взошли у него первые семена, не с таким радением начинает сеять на тех же пашнях в другой раз. Если после стольких увещаний, которые неопустительно делал я, вразумляя вас в предшествовавшее время, и которых не прекращал, в течение этих седми недель поста, возвещая вам Евангелие благодати Божией, — не было пользы, то с какими надеждами буду говорить ныне?

О, сколько ночей напрасно проводили вы во бдении! Сколько дней напрасно собирались сюда! И о если бы еще напрасно! Ибо кто, преуспев в добрых делах, снова возвратился потом к прежнему обычаю, тот не только потерял награду понесенных трудов, но даже достоин тягчайшего осуждения; потому что, вкусив доброго Божия глагола и удостоившись ведения таин, все это утратил, уловленный кратковременным удовольствием. Ибо сказано: малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут (Прем.6: 6). Один вечер, одно приражение врага разрушили и в ничто обратили весь этот труд.

Поэтому какому теперь быть усердию к слову? И я бы умолк (знайте это), если бы не устрашал меня пример Иеремии, который, когда не хотел говорить непокорному народу, испытал на себе им самим описанное, а именно, что был у него огонь во внутренности, и расслабел он отвсюду, и не мог носити (Иер.20:9).

Невоздержные жены, забыв страх Божий, презрев вечный огонь, в тот самый день, когда, ради воспоминаемого воскресения, надлежало им сидеть в домах и иметь в мысли оный день, в который отверзутся небеса, явится же нам с небес Судия, и трубы Божии, и воскресение мертвых, и праведный суд и воздаяние каждому по делам его,- вместо того, чтобы сие иметь в мыслях, очищать сердца свои от лукавых помышлений, стирать слезами прежние грехи и уготовляться к сретению Христа в великий день Его явления, — сринув с себя иго служения Христова, сбросив с головы покровы благоприличия, презрев Бога, презрев Ангелов Его, бесстыдно выставляя себя напоказ всякому мужескому взору, распустив волосы, влача за собою одежды и, вместе, играя ногами, с наглым взором, с разливающимся смехом, неистово предаваясь пляске, привлекая к себе всю похотливость молодых людей, составив лики за городом при гробах мучеников, освященные места сии соделали местом собственного своего позора, осквернили воздух любодейными песнями, осквернили землю, нечистыми ногами попирая ее во время пляски; себя самих выставив, как зрелище, толпе юношей, став подлинно бесстыдными, совершенно исступленными, не оставив уже и возможности превзойти их в неистовстве.

Как умолчу об этом? Как и оплачу сколько должно? Вино было у нас причиною погибели душ, вино, по дару Божиему данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания. Пьянство — этот добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство — матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок.

  • Жизнь без наркотиков (замечательная и обстоятельная статья о методах православной реабилитации наркозависимых) — Милосердие.Ru
  • Антиалкогольные фильмы и социальная реклама — Общее дело
  • «О наилучших способах привлечения общественных сил к делу борьбы с пьянством» (Периодика и плакаты начала XX века о народном пьянстве и борьбе с ним) — Анна Кропоткина
  • Душепопечение наркологических больных в условиях прихода — протоиерей Алексий Бабурин

Поэтому медлил я несколько говорить против пьянства, не потому что это зло мало и может быть оставлено без внимания, но потому что никакой пользы не принесло бы слово. Если пьяный не владеет умом и омрачен, то делающий ему выговор напрасно тратит слова для неслушающего. Поэтому кому же стал бы я говорить, если имеющий нужду в увещании не слышит того, что говорят, а целомудренный и трезвый чист от этой страсти, и ему не нужна помощь слова? Какое же средство употребить мне в настоящем случае, если и слово бесполезно, и молчание неприлично? Оставить ли без попечений? Но нерадение опасно. Или сказать нечто против упивающихся? Но буду оглашать мертвый слух. Разве как в заразительных болезнях врачи тел предохранительными пособиями приводят в безопасность здоровых, а к одержимым недугом и рук не прикладывают, так и вам вполовину будет полезно слово, послужив охранением для незараженных, а не освобождением и исцелением от недуга для одержимых им.

Упившиеся составляют и пьянственные врачевства, не для того ухищряясь, чтобы не потерпеть какого зла от вина, но для того, чтобы непрестанно быть в упоении. Для них короток день; и ночи, даже зимней, им мало на питье. Нет и конца сему злу. Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде.

Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали. Ибо от непрестанного наслаждения увядают чувства. Как чрезмерный блеск омрачает зрение, и как оглушаемые сильным шумом непомерностию поражения бывают доведены до того, что вовсе не слышат,- и упивающиеся, от чрезмерного сластолюбия, сами того не примечая, теряют ощущения удовольствия. Вино для них не вкусно и водяно, хотя ничем не разведено; вино молодое представляется на вкус тепловатым, хотя оно весьма прохладно, да и самый снег не может утушить пламени, возжженного внутри их излишеством вина.

Кому горе? Кому молва? Кому судове? Кому горести и свары? Кому сокрушения вотще? Кому сини очи? Не пребывающим ли в вине, и не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23:29-30). Горе! — это — восклицание оплакивающего. Упивающиеся же достойны плача, потому что пьяницы… Царствия Божия не наследят (1Кор. 6:10). А молва, по причине смятения, производимого вином в помыслах. И горести от неприятных последствий этого удовольствия — пить; потому что у них связаны бывают ноги, связаны руки от испарений, какие передает им упоение. Впрочем, и прежде сих недугов, во время самого питья, с ними бывают припадки, свойственные помешанным в уме. Ибо когда мозговые оболочки наполняются чадом, какой возгоняет испаряющееся вино,- голова поражается нестерпимыми болями, и, не имея сил держаться на плечах прямо, опадает туда и сюда, качаясь на позвонках. А сварами называет беседы во время пиршеств неумеренные и состоящие в спорах. И сокрушения вотще бывают у пьяниц, которые от опьянения не могут стоять на ногах; ибо шатаясь падают во всех возможных видах, отчего необходимо иметь на теле сокрушения вотще.

Читайте так же:  Молитва от тревоги и уныния

Жалкое зрелище для очей христианских! Того, кто цветет возрастом, полон телесных сил, отличен в воинских списках, того лежащего переносят домой; он не может стоять прямо и идти на своих ногах. Кто должен быть страшен врагам, тот делается поводом к смеху детям на торжище. Он низложен без меча, убит без врагов. Человек вооруженный, в самом цвете лет, стал добычею вина, готов потерпеть от врагов, что им угодно. Пьянство — утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть. Упившиеся — что иное, как не языческие идолы? Очи имут, и не видят: уши имут, и не слышат (Пс.113:13-14); руки расслабели, ноги онемели. Кто злоумыслил это? Кто виновник сих зол? Кто растворил нам этот ад неистовства? Человек! из пиршества сделал ты битву. Выкидываешь юношей, выводимых под руки, как бы раненых с поля сражения, цвет юности умертвив вином. Зовешь к себе как друга на ужин, а выкидываешь от себя замертво, угасив в нем жизнь вином.

Когда по мнению других пресыщены вином, тогда начинают пить, и пьют подобно скотам, как бы из явившегося вдруг источника, в котором открылось столько же ключей, сколько возлежащих. Ибо в продолжении пиршества входит к ним юноша, мужественный по сложению плеч, еще не пьяный, неся огромный фиал прохлажденного вина. Оттолкнув их виночерпия, становится он на средину и чрез изогнутые трубки поровну делит пирующим опьянение. Вот новая мера неумеренности, чтобы, равномерно друг с другом предаваясь невоздержности, никому не превзойти другого в питье. Ибо, разделив между собою трубки, и каждый взяв обращенную к нему, подобно быкам, как бы из какого водоема, не переводя дыхания пьют, поспешая столько втянуть в гортань, сколько прохлаждающий сосуд дает им сверху чрез серебряные водопроводы. Склонив взор на бедное свое чрево, вымеряй величину выпиваемого сосуда; его вместимость равняется одному котплу [1]. Смотри не на сосуд, скоро ли его опорожнишь, но на собственное свое чрево, потому что оно давно наполнено.

Поэтому горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера, и день проводящим в упоении; потому что нет уже у них времени на дела Господни взирать, и о делах рук Его помышлять. Вино бо сожжет я. Жар, производимый вином, сообщаясь плоти, делается поджогою для разжженных стрел врага. Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие. Какая колесница, влачимая молодыми конями, так бесчинно несется, сринув с себя возницу? Всякий корабль не управляемый кормчим и несомый по волнам, куда случится, не безопаснее ли упившегося? После подобных бед, мужчины и женщины, составив вместе общие лики, и предав души винолюбивому демону, язвят друг друга жалами страстей. С обеих сторон смех, срамные песни, любодейные положения тела, возбуждающие к похотливости.

Скажи мне: ужели ты смеешься и услаждаешься постыдным наслаждением, когда надлежало бы плакать и стенать о предшествовавшем? Поешь любодейные песни, отринув псалмы и песнопения, которые выучил. Движешь ногами и скачешь, как помешанный, пляшешь непристойно, когда надобно прегибать колена для поклонения? Кого стану оплакивать? дев ли, не вступивших в замужество, или тех, которые уже носят иго супружества? Одни пришли домой, не имея уже девства; другие не возвратились к мужьям целомудренными. Ибо, если некоторые избежали греха телесного, то, без сомнения, приняли растление в душу. То же самое должно сказать мне и о мужчинах. Ты худо посмотрел, и на тебя смотрели худо: иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею (Мф.5:28). Ежели случайные встречи столько опасны для взирающих мимоходом, то каковы нарочитые сходбища, где можно видеть женщин, не имеющих стыда от опьянения, принимающих на себя распутный вид, поющих нежные песни, одно слышание которых может возбудить в невоздержных все неистовство сластолюбия? Что скажут или чем оправдывают себя те, которые на таких зрелищах собирают рой бесчисленных зол? Скажут ли, что не для того смотрели, чтобы возбудить похоть? Итак, по непреложному определению Господню, они подлежат осуждению за любодейство.

Как Пятидесятница приимет вас, поругавших так Пасху? В Пятидесятницу было явное и всем видимое сошествие Духа Святого,- а ты предварительно соделал себя жилищем сопротивного духа, стал храмом идольским, вместо того, чтобы тебе стать храмом Божиим чрез вселение Духа Святого. Ты навлек на себя клятву пророка, который говорит от лица Божия: превращу праздники ваши в жалость (Ам.8:10). Как будете начальствовать над рабами, когда сами, подобно невольникам, порабощены похотями несмысленными и вреждающими (1Тим.6:9)? Как будете вразумлять детей, когда сами ведете жизнь неразумную и бесчинную?

Итак, что же? Оставить ли мне вас в таком состоянии? Но боюсь, чтобы бесчинный не сделался еще развратнее, и уязвленный от него не был многою скорбию пожерт (2Кор.2:7). Ибо сказано: исцеление утолит грехи велики (Еккл.10,4). Пост да уврачует пьянство; псалом — срамные песни; слезы да будут врачевством смеха. Вместо пляски преклони колена; вместо рукоплесканий ударяй в грудь; а нарядность в одежде да заменит смирение. И паче всего милостыня да искупит тебя от греха. Ибо избавление мужа… свое ему богатство (Притч.13:8): приими многих несчастных в общение молитвы, да будет тебе отпущено измышление пророка.

Когда седоша людие ясти и пити… и восташа играти (а игранием их было идолослужение; Исх.32:6), тогда левиты, вооружаясь на своих братьев, освятили руки свои для священства. Так и вам, боящиеся Бога, которые восскорбели о срамоте предосудительных дел, заповедуем следующее: если увидите раскаивающихся в неприличии сделанного, состраждите с ними, как с собственными вашими больными членами. Если увидите непокоряющихся и презирающих вашу о них скорбь, — изыдите от среды их и отлучитеся… и нечистоте не прикасайтеся (2Кор.6:17), чтобы таким образом устыдившись пришли они в познание собственного своего греха; а вы прияли награду Финеесовой ревности (Чис.25:7-13), по праведному суду Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

1. Мера жидкостей, заключающая в себе около 12 кубических дюймов.

Василий Великий, святитель

Святитель Василий Великий. Беседы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой

Василий великий молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here